«Такое создается впечатление, что эффективный государственный менеджмент становится главным критерием к определению имени России. А личная жизнь не играет роли? А нравственная система ценностей, в которой жил человек, не играет роли? А может быть имя России, которое ни при каких обстоятельствах не будет примером для большинства наших людей? И сохрани Бог, чтобы это имя России было примером для наших правителей. Ведь тогда мы можем оправдать тиранию. Ведь самыми эффективными менеджерами были тираны». О ком говорил это митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл и какого исторического деятеля защищал как образцовое «имя России»? Ответы — в ещё одной главе из книги архиепископа Илариона. Служение Церкви 16 декабря 2009 года Из третьей главы книги владыки Илариона можно узнать, на какого святого ссылался будущий Патриарх Кирилл, когда говорил о служении епископа, что такое «шумы» и «сигналы» применительно к окружающему миру и почему нужно их различать, а также какие формы мирянского служения важны для современности. Выборы Патриарха. Освещение избрания Патриарха Московского и всея Руси в 1990 и 2009 годах в центральных печатных СМИ 28 июня 2010 года В январе 2009 году митрополит Кирилл был избран Патриархом Московским и всея Руси. Что об этом писала светская пресса? И чем освещение этого события отличалось от освещения Поместного Собора 1990 года, на котором был избран Патриарх Алексий II? Рассказывает Евгения Евгеньевна Жуковская. Архиепископ Кирилл (Гундяев) в первые годы управления Смоленской и Вяземской епархией: взгляд уполномоченного 20 февраля 2014 года «Быстро разобрался в проблемах, стоящих перед епархией. Особую активность проявляет в укреплении кадров духовенства молодыми, образованными, имеющими духовное образование священнослужителями. Проявляет озабоченность неудовлетворительным техническим состоянием ряда сельских храмов. Пытается глубоко вникнуть в жизнь религиозных объединений русской православной церкви. Выезжает в городские и сельские приходы, где проводит архиерейские службы. Систематически выступает с яркими эмоциональными религиозными проповедями. Под его руководством проведена работа по упорядочению епархиального архива, организации делопроизводства, бухгалтерии и ведению хозяйства», — так в 1985 году характеризовал новоназначенного архиепископа Смоленского и Вяземского Кирилла местный уполномоченный Совета по делам религий. Другие отзывы этого важного для советского времени чиновника можно найти в статье доктора исторических наук, кандидата богословия, профессора Ивановского филиала Института управления Алексея Александровича Федотова.

http://bogoslov.ru/article/6194803

В храме во имя св. Иоанна Воина, что на Якиманке, левый придел в честь святителя Димитрия. Образов святителя Димитрия два: – один перед иконостасом, украшенный алмазом в митре святителя, другой в самом иконостасе. В храме во имя св. Симеона Столпника, что на Поварской, образ святителя на полотне, особо чтимый, размер 1 арш. 9 верш. Х 1 арш. 3 верш. Риза весом 21 фун. 20 зол., вклад Базилевича. На ризе две панагии, одна меньшего размера, вклад княжны Хованской, другая поступила после смерти Симеона, епископа Минского. Это изображение святителя – одно из наилучших, какие мы только имеем. Оно –несомненно портрет святителя, писанный еще при его жизни. Что это изображение считается наилучшим из всех существующих, подтверждается, напр., тем, что для издания сочинений святителя Московской Синодальной типографией был сделан с него специальный снимок. Происхождение этого изображения несколько неясно. По поводу его имеется несколько вариаций. По словам известного археолога А. Титова («Моск. Вед.» 1888 г. 250), некто Ф. Д. Рудаков, храмоздатель села Ивановского-Рудакова, находящегося в Ростовском уезде, сообщил ему следующее. В начале XVIII столетия, в Москве, в приходе святого Симеона Столпника, был прихожанином богатый купец, который весьма уважал святителя и был с ним дружен. Святитель бывал у этого купца, и вот в одно из таких посещений хозяин просил позволения святителя написать с него портрет. Святитель Димитрий долго не соглашался, и только после усиленных просьб дозволил это сделать, но с тем, чтобы портрет после смерти купца был непременно передан в приходскую церковь , объясняя свое желание тем, что после смерти купца, бывшего бездетным, останутся одни женщины и что не подобает портрету монаха быть в женских комнатах. Купец пригласил живописца, который и написал очень удачный портрет святителя, поступивший после смерти купца в вышеозначенную церковь ». В известном своем сочинении «История Московского Епархиального Управления» (ч. 2-я, книга 11-я, примеч. 395 к § 123 «Об осмотре икон в церквях») г. Розанов говорит, что означенное изображение святителя Димитрия дано в церковь св. Симеона Столпника, что на Поварской, из дома генерала Ивана Онуфриевича Брылкина (См. «Журнал Москов. Духов. Консистории 1768 г. 8 января»).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

епархии, 7 июля следующего года стал еп. Полоцким и Витебским, 5 апр. 1841 г. возведен в сан архиепископа. Резиденция архиерея была перенесена из Полоцка в Витебск, в архиерейском доме в 1842 г. В. устроил ц. во имя св. Василия Парийского. Деятельность В. была направлена на восстановление древних полоцких святынь, возведение храмов и укрепление церковной жизни: он заботился о возрождении возвращенного православным в 1832 г. Евфросиниева полоцкого мон-ря , в к-ром с 1580 г. не совершались правосл. богослужения. С целью поддержания мон-ря в июле 1841 г. в сопровождении Филарета (Малышевского), архим. полоцкого Братского в честь Богоявления Господня мон-ря , с Крестом прп. Евфросинии Полоцкой В. совершал крестные ходы по храмам С.-Петербурга и Москвы, были собраны пожертвования на сумму более 30 тыс. р. В 1842 г. произошло освящение обители и заселение первых монахинь. При мон-ре были устроены богадельня, детский приют и епархиальное жен. уч-ще, первоначально для 30 девочек-сирот из духовного звания. В 60-х гг. по инициативе В. в Синоде обсуждался вопрос о перенесении мощей прп. Евфросинии из Киева в Полоцк, однако решение не было принято. В. занимался миссионерской работой среди беспоповцев в Витебской губ., результатом деятельности архиерея стало присоединение к Православию 5 тыс. старообрядцев с 6 наставниками, для них были устроены единоверческие храмы. В 1865 г. В. был вызван в С.-Петербург для присутствия в Синоде, 27 марта следующего года освобожден от управления епархией и назначен членом Синода. Являлся почетным членом КазДА (с 1871), СПбДА (с 1876). Похоронен в имении Любашковичи (с. Любашково Витебской губ.) близ Витебска (надгробие было разрушено в годы советской власти). В. был награжден орденами св. Анны 1-й степени (1838), св. Владимира 2-й (1845) и 1-й (1866) степени, Александра Невского (1851). «Записки» В., основанные на личных воспоминаниях, являются важным источником по истории воссоединения белорус. униатов. Соч.: Записки. Каз., 1885. Лит.: Архиеп. Василий (Лужинский): Некролог//Литовские ЕВ. 1879. 6. С. 43; Сапунов А. П. Витебская старина. Витебск, 1888. Т. 5. Ч. 1. С. CLXII; он же. Ист. судьбы Полоцкой епархии с древнейших времен до пол. XIX в. Витебск, 1889; Шавельский Г. Последнее воссоединение с правосл. церковью униатов Белорус. епархии (1833-1839 гг.). СПб., 1910; Шейкин Г. Полоцкая епархия: Ист.-стат. обозр. Минск, 1997. С. 43-54. Свящ. Алексий Хотеев, М. М. Носко, Е. Н. Филатова Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/150721.html

Крестьянские корни оказали большое влияние на формирование личности иерарха. Как он сам впоследствии отмечал, " всегда отличался хозяйственным духом " . Хотя он и уехал из родной деревни достаточно рано – в 1948 году, когда ему было 18 лет – для поступления в Московскую духовную семинарию, а до начала Великой Отечественной войны некоторое время жил в Москве с матерью Александрой Устиновной и старшим братом Дмитрием, деревенский быт остался для него наиболее понятным. Связанное с ним отсутствие бытовых удобств его не напрягало. Как впоследствии вспоминал архиерей о периоде своего служения в первом его храме в селе Толпыгино в Приволжском районе, " в корыте я мылся 12 лет " . Когда митрополит Антоний (Кротевич) перевел отца Амвросия в Преображенский кафедральный собор в Иванове, то священник " всё время хотел перевестись из собора обратно в село " . Когда же он был призван к архиерейскому служению, то небольшой в то время дом Ивановского епархиального управления, который стал и его домом, " первое время казался очень пустым. Никак не мог к нему привыкнуть " . Глубокое понимание психологии деревенской жизни, отсутствие страха перед ней, стали причинами того, что, когда в 1990-е годы появилась такая возможность, во время служения архиепископа Амвросия управляющим Ивановской (с 2002 года Иваново-Вознесенской) и Кинешемской епархией в Ивановской области были открыты многие храмы, находившиеся в малонаселенных и заброшенных населенных пунктах, " нерентабельные " , казалось бы, с практической точки зрения, но в некоторых случаях ставшие крупными духовными центрами – как, например, восстановленные фактически из руин древние монастыри в селах Введенье и Дунилово Шуйского района, Тимирязево Лухского района. – Какие моменты в биографии владыки Амвросия показались вам удивительными, неожиданными, может быть, трудно объяснимыми? – Все переломные моменты в его биографии трудно объяснить с бытовой точки зрения. Он родился в нерелигиозной семье, но в ранней юности сам осознанно просит священника, чтобы тот его крестил; а вскоре и вовсе поступает в духовную семинарию, делая шаг в совершенно незнакомый ему до этого мир. Уже будучи иеромонахом, служит в небольшом селе, где его замечает новый архиерей – митрополит Антоний – и не только переводит в Преображенский кафедральный собор в Иваново, но и пишет первое представления на его рукоположение в сан епископа, в то время оставшееся без последствий. Свыше десяти лет службы настоятелем в соборе, в том числе пять лет в крайне сложных психологически условиях, а затем новый архиерей – архиепископ Иов (Кресович) – вновь рекомендует его как кандидата в епископы, и в этот раз всё получается.

http://ruskline.ru/opp/2024/01/16/vladyk...

После Валдая иеродиакон Николай служил на приходах Калининской епархии, затем в Преображенском кафедральном соборе в городе Иванове, исполнял обязанности секретаря Ивановского епархиального управления. Служил в Тульской епархии, где был рукоположен во иеромонаха с назначением во Всехсвятский кафедральный собор в Туле. В 1970 году иеромонах Николай заочно окончил Московскую духовную семинарию, в 1973 году — Московскую духовную академию с присуждением ученой степени кандидата богословия за сочинение по кафедре церковного права «Профессор В.Н. Бенешевич и его труды по церковному праву». В 1973-м его назначили членом Русской духовной миссии в Иерусалиме. Впоследствии никто не мог понять, как его вообще выпустили за границу, ведь все близкие знали, что он отбывал срок в заключении. «А всё благодаря этому начальнику паспортного стола. Никто не знал, наверное, что он сын протоиерея. И за этого начальника я всю жизнь молился и молюсь. И слава Богу! Я только благодарю Бога за такую страницу жизни», — рассказывал митрополит Николай. Вспоминая о служении в Иерусалиме, владыка с большим теплом отзывался о русских монахинях, настоящих подвижницах благочестия, которые связали свою жизнь со Святой землей. Еще живя в миру, он работал электриком. Да и став монахом, навыки работы с электричеством не забыл. Как-то одна из монахинь попросила его починить проводку у себя в домике, в Горнем монастыре. «Так как же мне вас отблагодарить? Ну, как-нибудь я вам всё же отомщу», — с улыбкой сказала матушка Тамара, когда проводка была починена. Она делала молоко из орешков, перемалывая их на жерновах. Эти жернова также приходилось ремонтировать игумену Николаю (в сан игумена его возвели в 1974 году). Матушке уже тогда было за сто, а умерла она в 114. В 1977 году будущий митрополит был возведен в сан архимандрита и назначен начальником Иерусалимской миссии. В его обязанности вменялось окормлять весь ближневосточный регион: Сирию, нынешний Ливан и Ирак. Он давно хотел побывать в храме Пророка Илии на Голанских высотах. И однажды такая возможность представилась, когда по благословению Антиохийского Пат¬риарха ему довелось служить там в престольный праздник. Народ очень шумно встречал русского архимандрита. И среди криков он вдруг услышал по-русски с акцентом: «Многа лета-а! На здоровья-а!» Это кричали два старика. После службы он отыскал их. Оказалось, что одному было 92, а другому 96 лет. До революции оба учились в русских школах в Палестине, открытых царским правительством. «Их учили бесплатно русские монахини, обученные арабскому языку и восточным традициям, — рассказывал митрополит Николай. — Поэтому нас так принимали и принимают сейчас благодаря заслугам еще той, царской России».

http://e-vestnik.ru/obituaries/mitropoli...

Среди семей-дипломантов: семейный детский дом и семья с семерыми приемными детьми из Нижнего Новгорода; семья, где пятеро приемных детей, из города Дзержинска; семьи из Борского, Княгининского и других районов. Проект «Наши дети» продолжит благотворительный базар «Мы ищем друзей» сувениров к Новому Году и Рождеству, изготовленных руками воспитанников детских домов (7 декабря, 15:30). Благотворительный базар продолжит концерт детских коллективов интернатов Нижнего Новгорода и Нижегородской области. В рамках того же проекта состоится семинар-презентация «Детям нужна семья» (7 декабря, 11:00). На семинаре инспекторы по охране прав детства, психологи, заместители директоров по воспитательной работе учреждений для детей-сирот Нижнего Новгорода обменяются опытом со специалистами из Москвы, Смоленска и Калуги по вопросам психолого-педагогического сопровождения приемных родителей и детей. Будут затрагиваться вопросы организации служб сопровождения приемных семей, методики подготовки и тестирования кандидатов в приемные родители, практическая деятельность специалистов по поддержке и консультированию приемных и патронатных семей. Приглашаются к участию все, кто хотели бы стать приемными родителями. Одним из социальных проектов предстоящей выставки-ярмарки станет круглый стол «Опыт тюремного служения монастырей и приходов Русской Православной Церкви» (8 декабря, 11:00), где будет представлена система дистанционного образования для заключенных и опыт монастырей и храмов Московской, Ивановской, Нижегородской и других епархий РПЦ по организации добровольного тюремного служения. Круглый стол организован Синодальным отделом по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, Нижегородской епархией, Выставочной компанией «Узорочье» при участии Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете города Москвы, Ивановской тюремной миссии, Просветительского центра «Глагол», Нижегородского фонда помощи осужденным и вышедшим из мест лишения свободы (МЛС) «Феникс», Управления ГУФСИН Нижегородской области.

http://pravoslavie.ru/19737.html

Пребывший на место преступления участковый сказал о невозможности поиска автомобиля, а так же долго отказывался составить протокол о совершившемся правонарушении. Милиция из поселка Савино, расположенного всего в 12 километрах от села Милюково добиралась сюда почти 40 минут. Село Милюково в настоящий момент фактически является хутором с тремя домами. Никакой защиты священнослужителя, его семьи и нескольких проживающих здесь прихожан нет. В любой момент священник ждет новых нападений, в том числе — вооруженных. Иваново-Вознесенское епархиальное управление на протяжении последнего года требовало от священнослужителей неукоснительного соблюдения мер безопасности в отношении святынь и церковного имущества. В значительном количестве храмов была установлена охранная сигнализация. К сожалению, все это не спасает от ограблений. Более того, проникновение в храмы в большом количестве случаев производится именно после установки в них сигнализации. Преступники располагают современными техническими средствами, позволяющими отключать сигнализацию, мгновенно перекусывать любые решетки и взламывать любые двери. Фотофиксация икон и маркировка их специальными составами не дает реальных результатов при поиске пропавших ценностей. Наиболее действенными мерами могла бы стать оперативная работа органов внутренних дел по предотвращению подобных преступлений. К сожалению, граждане, проживающие в отдаленных населенных пунктах, и, в первую очередь, священнослужители, зачастую оказываются один на один с преступниками. Следует учитывать то обстоятельство, что священнослужители, даже если бы они имели законное право на хранение огнестрельного оружия, не могут согласно церковным канонам стрелять в людей. Если священник убьет человека, то должен будет навсегда оставить служение Алтарю Господню. Преступникам это хорошо известно. Святыни, хранящиеся в храмах русской глубинки, пережили страшное время гонений и изъятия церковных ценностей. Они были спасены и сохранены благодаря подвигу самопожертвования наших дедов и отцов. Однако если современная тенденция ограбления храмов сохранится, буквально за несколько лет все эти святыни будут утеряны безвозвратно.

http://patriarchia.ru/db/text/443121.htm...

После ограбления в 1998 году протоиерей Георгий Биляк прожил недолго — весной 1999 года в возрасте 46 лет он скончался. Сердце пастыря не выдержало этого кощунства и надругательства над святынями. Ровно через 10 лет, день в день, в ночь с 14 на 15 июля 2008 года снова происходит ограбление. При этом нужно подчеркнуть, что со стороны прихода были предприняты все меры по предотвращению преступления: на средства прихода в храме была установлена современная охранная сигнализация, совместно с работниками Органов внутренних дел Пучежского района была произведена фотографическая каталогизация всех икон храма с проставлением на них индивидуальных номеров. В 2 часа ночи 15 июля 2008 года сработала система оповещения сигнализации. Настоятель храма, накинув только верхнюю одежду, выбежал из своего дома, направляясь к храму. Не успев добежать до храма, он увидел отъезжающий на большой скорости от церкви автомобиль. Двери храма были распахнуты. Охраной было произведено два выстрела в воздух из ружья. С момента срабатывания сигнализации до звонка в местное отделение милиции (когда священник был уже около храма) прошло не более 4-х минут (это зафиксировано документально). За это время преступники вынесли 11 икон. Учитывая то, что когда настоятель побежал к храму, около сельсовета послышался крик и был слышан звук заводящегося мотора (об этом рассказывали очевидцы), а так же тот факт, что за короткое время (4 минуты) было выломлено из киотов 11 больших и тяжелых икон, очевидна многочисленность, явная и серьезная подготовленность бандитов. И тот факт, что на пути следования машины милиции из г. Пучежа было свалено дерево, которое перекрывало дорогу, тоже говорит о тщательной подготовке к этому преступлению. Чтобы совершить это злодеяние, наверняка было задействовано большое количество людей. По последним данным Иваново-Вознесенского епархиального управления с начала года уже совершено 8 таких же дерзких ограблений храмов . По всей видимости, в Ивановской области действует одна хорошо организованная и отлично экипированная (включая оружие) банда, которая не боится даже милиции. Работники внутренних дел не могут об этом не знать. Но действенных мер по предотвращению этих преступлений сделано не было. Ведь за неделю до событий 15 июля 2008 года уже был подан «сигнал бедствия»: утром возле храма обнаружили мощные кусачки и гвоздодер, а ночью люди слышали два выстрела и видели убегающего от храма человека в защитной форме. Все, что могла сделать милиция — это забрать «вещественные доказательства». Ни ночных дежурств возле храма (как это было раньше), ни проверок не было. Зато уже ни один месяц длится судебная тяжба с директором местной общеобразовательной школы, — женщину, которая все свои силы вкладывает в процветание своей школы, обвиняют в несуществующем экономическом преступлении. Находятся и средства и возможности для борьбы со слабой женщиной, — ведь в ответ она не сможет дать отпор, как бандиты. Этот факт очень прискорбен.

http://patriarchia.ru/db/text/446353.htm...

Хрестоматийными стали случаи, когда при ограблении храма Рождества Богородицы села Илья-Высоково Пучежского района милиция интересовалась по телефону у супруги священника: «Уехали ли грабители?», а при попытке проникновения в храм Покрова Пресвятой Богородицы Савинского района дежурный РОВД отказался организовать преследование автомобиля с бандитами на пустынной ночной дороге, когда задержание преступников было вполне возможно. Следует ли ждать подобного поведения от сотрудников вневедомственной охраны или это удел только обычных милиционеров из райотделов? Со стороны Епархиального управления были высказаны пожелания органам внутренних дел усилить работу по профилактике обсуждаемых правонарушений — развивать сеть милицейских информаторов в преступной среде, плотнее работать с антикварным сообществом. Представители епархии указали ивановским милиционерам на пример их коллег в других регионах, в частности на успехи в оперативной работе по поиску пропавших икон в Екатеринбурге и Казани. Представители УВД высказали пожелание иметь на иконах, расположенных в храмах Ивановской области специальную маркировку, нанесенную невидимыми глазу средствами. Священнослужители в ответ подчеркнули, что именно такая маркировка была на всех иконах, украденных из храма села Илья-Высоково Пучежского района в ночь с 14 на 15 июля 2008 года. Однако никакие специальные средства до сих пор не помогли поиску икон, ставших жертвами бандитов. Представители УВД указали на необходимость установки сигнализации в храмах Ивановской области и предложили консультации службы вневедомственной охраны по такой установке. Священнослужители рассказали, что такая работа проводится, однако ограбления храмов часто происходят непосредственно после установки сигнализации. В ходе разговора выяснилось, что в Ивановской области около 200 фирм имеют право на установку сигнализации. Это слишком много для обеспечения гарантии того, что информация об установленных средствах и схемы сигнализации не попадут к бандитам. Исполняющий обязанности начальника УВД В.Ю. Мотков неоднократно возвращался к теме проведения фотофиксации икон в храмах Ивановской области. В ответ ему было сказано, что такая фотофиксация не помогла до сих пор найти ни одной из зафиксированных икон храма села Илья-Высоково. К тому же священнослужители и прихожане высказывают опасения, что базы данных на иконы очень быстро окажутся в руках преступников. К сожалению, это вопрос о доверии населения Ивановской области к органам внутренних дел в целом.

http://patriarchia.ru/db/text/453343.htm...

В июне 1999 г. назначен и.о. настоятеля строящегося храма Всех святых при Ивановском государственном университете. В 2005-2006 гг. — настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в г. Иваново. С 2009 г. — благочинный Воскресенского собора г. Шуя. С 2011 г. — благочинный Николо-Шартомского монастыря. Решением Священного Синода от 16 апреля 2016 г. ( журнал 6 ) избран епископом Воркутинским и Усинским. 20 апреля 2016 г. за Литургией в храме свт. Николая Чудотворца с. Алферьево Тейковского р-на Ивановской обл. епископом Шуйским и Тейковским Никоном возведен в сан архимандрита. Наречен  во епископа 23 апреля 2016 г. в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве.  Хиротонисан 24 апреля за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Решением Священного Синода от 28 декабря 2017 г. ( журнал 117 ) назначен викарием Московской епархии с титулом «Домодедовский» с освобождением от управления Воркутинской епархией. Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 9 января 2018 г. назначен управляющим Северо-Восточным московским викариатством. Также Патриаршим указом от 9 января назначен настоятелем храма Живоначальной Троицы в Свиблове г. Москвы. В 2018-2019 гг. — сопредседатель Комиссии по работе с вузами и научным сообществом при Епархиальном совете г. Москвы. Решением Священного Синода от 14 июля 2018 г. ( журнал 47 ) назначен наместником Новоспасского ставропигиального мужского монастыря . Патриаршим указом от 20 июля 2018 г. освобожден от должности настоятеля храма Живоначальной Троицы в Свиблове г. Москвы. Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 27 июля освобожден от управления Северо-Восточным викариатством и назначен управляющим Юго-Восточным викариатством, викариатством Новых территорий г. Москвы, а также благочинием ставропигиальных приходов и Патриарших подворий в Московской области. Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 24 января 2019 г. освобожден от управления Юго-Восточным викариатством г. Москвы, с сохранением за ним викариатства Новых территорий г. Москвы, а также благочиния ставропигиальных приходов и Патриарших подворий вне города Москвы.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5199111...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010