Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ (Войтович Юрий Феодосьевич; род. 24 сент. 1964, г. Пинск Брестской обл.), епископ Пинский и Лунинецкий. Из семьи рабочих. В 1981 г. окончил среднюю школу, в 1982 г. — ПТУ-88 г. Пинска. В 1982-83 гг. проходил службу в Вооруженных силах СССР, по окончании работал в районном узле связи г. Пинска, позже — художником-оформителем в Стройтресте 2 г. С 1984 г. нес клиросное послушание при храме равноапостольных Кирилла и Мефодия в д. Погост-Загородский Пинского р-на и с июля 1986 г. при соборе вмц. Варвары г. Пинска. 28 дек. 1986 г. по представлению благочинного Пинского округа митрополитом Минским и Белорусским Филаретом (Вахрамеевым) рукоположен во диакона к храму Воздвижения Креста Господня г. Лунинца.29 авг. 1987 г. назначен в клир Свято-Троицкого храма в д. Бездеж Дрогичинского р-на, 24 марта 1988 г. переведен в клир храма Преображения Господня г.п. Логишин Пинского р-на. 13 мая 1990 г. еп. Пинским и Лунинецким Стефаном (Корзуном) рукоположен во иерея и назначен на должность настоятеля прихода храма Вознесения Господня в д. Молодово Ивановского р-на Брестской области. 22 нояб. 1991 г. назначен экономом Пинского епархиального управления. С 1993 г. служил в Варваринском женском монастыре г. Пинска. 20 марта 1992 г. еп.. Пинским Стефаном пострижен в мантию с именем Георгий, в честь прп. Георгия, митрополита Митиленского. В 1990-94 гг. проходил обучение в Минской духовной семинарии, в 1996-2000 гг. обучался в Московской духовной академии. 9 марта 1999 г. возведен в сан игумена, 26 сент. 2004 г. — в сан архимандрита. Решением Синода от 27 мая 2022 г. избран епископом Пинским и Лунинецким. Наречен 1 июня 2022 г. в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве. Хиротонисан 2 июня за Литургией в храме «Большое Вознесение» г. Москвы. Богослужения возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев). Лит.: Наречение и хиротония архим. Георгия (Войтовича) во епископа Пинского и Лунинецкого//ЖМП. 2022. 9. С. 6-8. Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/2708686.html

 1939 году Синод принял решение передать в распоряжение Покровского прихода часовню, построенную на месте захоронения архиепископа Иоанна (Поммера) на Покровском кладбище. Кроме ухода за часовней, приход обязан каждый годвносить 300 лат в фонд учрежденной “Стипендии архиепископа Иоанна (Поммера)”, которая будет выплачиваться способнейшим студентам, а также тем, кто будет командироваться за границу для усовершенствования знаний В 1938/39 году на факультет были приняты 3оя Берзиня, Людмила Сингаевская, Никифор Цериньш, Николай Харитонов, Константин Кравченок, Владимир Михайлов, Леонид Начис, Георгий Тайлов, Михаил Шершунов и Виктор Войткевич, — всего 10 человек Из упомянутых студентов мне известны судьбы следующих: Николай Харитонов был священником православной церкви в Дзинтари (Юр­мала) до тех пор, пока местным строителям коммунизма не понадобилось разрушить эту уникальную жемчужину деревянной архитектуры, чтобы в конце улицы Иомас воздвигнуть никому не нужный глобус, а на месте самой церквушки устроить теннисную площадку для развлекающихся гостей Юрмалы. В последние годы отец Николай Харитонов служил в храмах Риги. Похоронен на Ивановском кладбище в Риге. Константин Кравченок, участник Православной Миссии, священником не стал. Был арестован и осужден на 25 лет. После освобождения из лагеря тяжело болел. Скончался в 70-е годы. Владимир Михайлов священником не был. Долгие годы работал учителем и директором школы в Каугури, ныне пенсионер. Леонид Начис закончил Ленинградскую Духовную Академию. Живет и служит в Санкт-Петербурге. Георгий Тайлов — священник, пенсионер, иногда служит в рижских храмах; занимается полезной общественной работой — несколько раз в неделю отвечает по телефону людям, нуждающимся в моральной поддержке, в духовном совете. Михаил Шершунов умер в ссылке. В следующем 1939/40 году в число студентов были зачислены Феодор Ягодкин (из Резекне), Владимир Толстоухов, Александр Киселев (из Эстонии), Константин Михайлов, Алексей Тихомиров (юрист). А. Киселев живет в Америке, служит в Нью-Йорке. В прошлом году был в Риге, навещал знакомых, посещал храмы 1 . Константин Михайлов был арестован, выслан; в страданиях, больной и измученный, умер в ссылке. Алексей Тихомиров после возвращения из ссылки был рукоположен в сан священника, служил в Соборе, работал в Епархиальном управлении.

http://pravmir.ru/o-znachenii-pravoslavn...

В 1926 г. в постройках К. м. разместилось Казанское обновленческое епархиальное управление. В 1929 г. К. м. был окончательно закрыт, в 1931 г. снесен Иоанновский собор, разобрана ограда. Домовая Введенская ц. принадлежала обновленческой общине до 1936 г. Позже в братских корпусах были устроены коммунальные квартиры. Настоятельский корпус занимали советские учреждения, а в 80-х гг. XX в.- республиканское отд-ние Об-ва охраны памятников истории и культуры. В 1992 г. Казанской епархии были переданы братские корпусаи колокольня, в 1998 г. возвращен настоятельский корпус. Решением Синода РПЦ от 16 июля 1995 г. К. м. был возобновлен. Настоятелем является архиеп. Казанский и Татарстанский Анастасий (Меткин) , наместником - игум. Нектарий (Дёмин); в составе братии 8 монашествующих. Восстановлены ограда, корпуса, бывш. домовая Введенская ц. переосвящена во имя св. Иоанна Предтечи. В храме в особой гробнице хранится частица мощей свт. Германа. Благодаря расположению в центре города, рядом с кремлем и Никольским кафедральным собором, монастырский храм является одним из самых посещаемых в городе. Ист.: Елисеев Г. З. Жизнеописания святителей Гурия, Германа и Варсонофия, Казанских и Свияжских чудотворцев. Каз., 1847. С. 39-40; Невоструев К. И. Список с писцовых книг по г. Казани с уездом. Каз., 1877; [Знаменский П. В.]. Житие свт. Германа, второго архиеп. Казанского, всея России чудотворца. Каз., 1894; Борисов В. Л. К истории Ивановского мон-ря в г. Казани. Каз., 1898; Покровский И. М. К истории казанских мон-рей до 1764 г. Каз., 1902; Варсонофий Оптинский, прп. Духовное наследие. Серг. П., 2004. С. 105-106, 197; Писцовое описание Казани и Казанского у. 1565-1568 гг.: Публ. текста/Изд. подгот.: Д. А. Мусторина. Каз., 2006. С. 136. Лит.: ИРИ. Т. 4. С. 309-310; Азлецкий П. В. Описание Иоанно-Предтеченского мон-ря в г. Казани. Каз., 1898; Остроумов В. П. Казань: Очерки по истории города и архитектуры. Каз., 1978. С. 52-53; Липаков Е. В. Казанский Иоанно-Предтеченский муж. мон-рь//Рус. мон-ри: Ср. и Нижняя Волга. М., 2004. С. 57-63; Иоанно-Предтеченский мон-рь: Жемчужина в центре Казани//Святые обители: Мон-ри Казанской епархии. Набережные Челны, 2010. С. 95-108.

http://pravenc.ru/text/1319820.html

Неск. книг («Наука священником подаваемая о седьми тайнах» (К., 1653), «Розыск исторический, коих ради вин и в яковом разуме были и нарицалися императоры Римстии...», «О пантифексах...») были вытребованы в Святейший Синод. Часть денег И. завещал передать в московские Богоявленский и Чудов монастыри, Успенский и Казанский соборы, в суздальские Спасский и Покровский храмы, в ростовские Успенский собор, домовые Всехсвятскую и Григориевскую церкви. Облачения и личные вещи велел продать, а деньги раздать «в милостыню нищим» (ОДДС. Т. 22. 11. С. 17; 63. С. 54-55, 891-902). К 2010 г. в резиденции Астраханских архиереев находится портрет И., выполненный в 1990 г. по литографии. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 12. Д. 6, 202; Оп. 16. Д. 256. Л. 314. Лит.: Крылов А. П. Ист.-стат. обозрение Ростово-Ярославской епархии. Ярославль, 1861. С. 25; Иерархи Ростовско-Ярославской паствы, в преемственном порядке, с 992 г. до наст. времени. Ярославль, 1864. С. 205-206; Летописец о Ростовских архиереях. СПб., 1890. С. 17-18, 46. Примеч. 57; Титов А. А. Ростовская иерархия: Мат-лы для истории Рус. Церкви. М., 1890. С. 74-75; Благонравов М. Д., свящ. Архиереи Астраханской епархии за 300 лет ее существования: 1602-1902 гг. Астрахань, 1902. С. 45-49; Саввинский И. И., свящ. Историческая зап. об Астраханской епархии за 300 лет ее существования (с 1602 по 1902). Астрахань, 1903. С. 57; Покровский И. М. Средства и штаты великорус. архиерейских домов со времени Петра Великого до учреждения духовных штатов в 1764 г.//ПС. 1907. Ч. 2. С. 389-420; Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра, 1713-1913. СПб., 1913; Виденеева А. Е. Ростовский архиерейский дом и система епархиального управления в России XVIII в. М., 2004. С. 119, 136, 146-148, 331; Степанова Э. Д. Очерки истории Православия в Карелии. Петрозаводск, 2008. С. 115. В. И. Вахрина, Д. Б. Кочетов Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/468885.html

Храм Святителя Иоанна Милостивого в Отрадном. Возрождение церковной жизни в Отрадном началось с обращения в 1997 году группы верующих в епархиальное управление с просьбой воссоздать приход. От некогда существовавшего в селе Ивановское храма Святителя Иоанна Милостивого не осталось следа. Старинную церковь на берегу Невы разбомбили во время жестоких сражений. Верующие ездили в окрестные храмы, но мечтали молиться дома, в Отрадном. Узнав о прошении, митрофорный протоирей Василий Стойков увидел в нём прямое обращение к себе. Господь призвал его в детстве начать трудиться в сельском храме на Украине, престол которого был освящён в честь Иоанна Милостивого. Отец Василий выразил желание помочь. И по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира (Котлярова) 11 июня 1997 года протоирей Василий Стойков был назначен настоятелем возрождаемого прихода в городе Отрадное . Внешне это выглядело неразумным, «антикарьерным». По статусу в церковной иерархии ему подобало бы возглавлять один из центральных процветающих приходов Петербурга. Но решение было принято в другом - духовном измерении. В первый год открытия прихода службы проходили в боковом флигеле старой поликлиники. В помещении тесном и малоподходящем. Именно там сформировался настоящий костяк церковной общины. А уже через год мэр города Владислав Николаевич Киселёв передал Церкви пустующее здание клуба мачтопропиточного завода. Это была большая радость для верующих. Чтобы привести здание в соответствующий церкви вид, пришлось потратить немало сил и средств. Была надстроена колокольня, отштукатурены стены здания, покрыта железом крыша, проведён капитальный ремонт внутренних помещений, установлена ограда. В продолжении двадцати лет идут работы по ремонту и благоукрашению храма и его территории. По мере поступления средств они продолжаются и по сей день. Но главное - в городе появилось место для соборной молитвы, для отправления треб: крещения, венчания, отпевания... Появилась возможность жить полнокровной церковной и духовной жизнью. Слышать Священное Писание и руководствоваться им в своих поступках. Получать духовный совет, помощь в решении сложных жизненных ситуаций.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/04/22/ve...

Священноисп. Афанасий (Сахаров), еп. Ковровский. Фотография. Нач. 20-х гг. ХХ в. (ПСТБИ) Священноисп. Афанасий (Сахаров), еп. Ковровский. Фотография. Нач. 20-х гг. ХХ в. (ПСТБИ) 23 сент. 1922 г. А. был арестован по обвинению «в возмущении народных масс на религиозной почве» и приговорен к 2 годам ссылки в Зырянский край. В нач. мая 1923 г. этапирован в Вятку, затем в Зырянскую обл. В Усть-Сысольске (совр. Сыктывкар) встретился с Казанским митр. сщмч. Кириллом (Смирновым) и до кончины митр. Кирилла пребывал с ним в единомыслии и духовной близости. Во время зырянской ссылки А. жил в Усть-Сысольске, селах Усть-Вымь, Усть-Кулом, Керчомъя. Сохранились его письма из ссылки к председателю Об-ва помощи политическим заключенным Е. П. Пешковой, в к-рых святитель описывал притеснения со стороны властей: запрет совершать богослужения, конфискацию богослужебных принадлежностей и др. Освободившись 2 февр. 1925 г., А. вернулся во Владимир, в мае 1925 г. Владимирское ОГПУ взяло с него подписку о том, что он не будет управлять епархией. В сент. 1925 г. А. присутствовал на епархиальном съезде, созванном обновленцами для подготовки к 3-му «Поместному собору», с единственной целью обличить отступников и призвать их к покаянию. 15 янв. следующего года А. был арестован по обвинению в антисоветской агитации и присвоении себе адм. прав. Непосредственным поводом для ареста были борьба А. против обновленцев и проповедь, произнесенная святителем в день праздника вмч. Георгия Победоносца в с. Лыково Владимирской губ., в к-рой он призывал не бояться преследований за веру. 15 марта 1926 г. дело было прекращено и А. освободили. В нояб. 1926 г. святитель был назначен управляющим Ивановской епархией. По свидетельству А., ему было предложено «добровольно уехать из епархии или прекратить управление церковными делами», но он отказался оставить вверенную паству. 15 янв. 1927 г. А. арестовали как «участника группы епископов, использовавших Церковь в антисоветских целях», и спецконвоем перевезли в Москву. Причиной ареста было участие А. в избрании митр. Кирилла на Патриарший Престол путем письменного опроса архиереев, проводившегося осенью 1926 г. Во внутренней тюрьме на Лубянке А. находился в камере с митр. Сергием. Святителя приговорили к 3 годам заключения в СЛОН. В мае 1927 г. он прибыл на Попов о-в, работал сторожем в командировке Разноволока, в июне-июле 1928 г.- в командировке Чупа-Пристань, сначала сторожем, затем счетоводом хозчасти, в авг.-сент. 1928 г. перемещен в г. Кемь. С окт. 1928 г. вновь находился на Поповом о-ве. 5 янв. 1930 г. без предъявления обвинения А. был арестован и менее чем на неделю отправлен с Попова о-ва на Соловецкие о-ва, затем под стражей возвращен на Попов о-в, где заболел сыпным тифом и был помещен в бараки для инфекционных больных.

http://pravenc.ru/text/76846.html

14 июня 1944 г. Синод РПЦ определил вдовому прот. С. Фестинатову по пострижении его в монашество быть епископом Владимирским и Суздальским, временно управляющим Ивановской епархией. 24 авг. того же года в крестовой патриаршей церкви патриаршим местоблюстителем митр. Ленинградским и Новгородским Алексием (Симанским; с февр. 1945 патриарх Московский и всея Руси Алексий I ) был пострижен в монашество с именем Онисим. Архиерейскую хиротонию О. 27 авг. в московском патриаршем соборе Богоявления в Елохове возглавил местоблюститель митр. Алексий. 21 нояб. 1944 г. О. стал членом Предсоборного совещания епископов. Участвовал в Поместном Соборе Русской Православной Церкви 31 янв.- 2 февр. 1945 г. Способствовал возвращению в каноническую Церковь еп. Афанасия (Сахарова), одного из немногих оставшихся в живых руководителей непоминающих . В февр. или марте 1945 г. находившийся в заключении еп. Афанасий обратился к О. с просьбой передать его письмо новоизбранному патриарху Алексию I, что и было исполнено. Это означало признание еп. Афанасием своим каноническим священноначалием и патриарха Алексия I, и О. как епархиального архиерея. В своих письмах из лагерей еп. Афанасий постоянно передавал «братский привет» О., называя его Владимирским владыкой. В дальнейшем, когда еп. Афанасий вышел на свободу и проживал в пос. Петушки (ныне город) Владимирской обл., О. поддерживал с ним постоянную переписку, в которой они обсуждали важные канонические вопросы. О. занимал Владимирскую кафедру на протяжении 26 лет. В первые годы управления О. епархией ему удалось добиться возвращения Церкви значительной части закрытых в прошлые десятилетия храмов. К 1952 г. во Владимирской епархии действовали уже 72 церкви. Также до 24 июня 1946 г. О. управлял Ивановской епархией, в то время там были открыты 35 храмов, в т. ч. кафедральный Преображенский собор в Иванове, переданный верующим в крайне запущенном состоянии и восстановление которого потребовало больших усилий. В 1953 г. местными властями под предлогом отсутствия священников были закрыты 7 приходов во Владимирской епархии, однако начавшееся с того же года возвращение из мест заключения ранее репрессированных священников, к-рых О. активно привлекал к служению, способствовало численному росту духовенства. Если в 1953 г. в епархии был в штате 71 священник, то в 1957 г.- уже 83 священника. О. по-прежнему уделял большое внимание восстановлению древнего владимирского Успенского собора. В 1950 г. был начат капитальный ремонт здания храма, 650 тыс. р. на эти цели выделила Патриархия, более 2 млн р. было собрано епархией. В течение 3,5 лет были проведены расчистка и укрепление наружных стен, отремонтирована кровля, заменены оконные переплеты, устроены системы вентиляции и отопления, частично подновлены и восстановлены фрески и иконы. 11 июня 1954 г., на праздник Св. Троицы, Успенский собор был освящен, и в нем возобновились постоянные службы.

http://pravenc.ru/text/2578427.html

В Свято-Успенском монастыре села Дунилово, наконец, 1991 года проживало 30 послушниц и 3 монахини. Имелось небольшое хозяйство: монастырю было выделено 20 гектар земли, имелись коровы, лошади. В Николо – Шартомском монастыре из 25 насельников было 5 иеромонахов, 3 иеродиакона, остальные – монахи и послушники. Во всех новых монастырях проходили богослужения согласно монастырским уставам, увеличивалось число желающих принять монашеский постриг 361 . Новые приходы требовали большого количества духовенства. Если, например, в 1984 году архиепископом Амвросием были рукоположены 4 священника и 3 диакона, то в 1989 году рукоположены были 12 священников и 1 диакон. В 1991 году 13 священников и 8 диаконов, в 1993 году 25 священников и 6 диаконов. В 1996 году 44 священника и 5 диаконов 362 . В 1991 году управляющий Ивановской епархией епископ Амвросий, согласно определению Святейшего Патриарха Священного Синода был возведен в сан архиепископа. Происходили благотворные перемены и во взаимоотношениях с властями. В 1991 году институт уполномоченных Совета по делам религий был упразднен; место уполномоченных заняли консультанты по вопросам религии при облисполкомах. В разных местах они назывались по разному: консультанты, главные или ведущие специалисты, иногда – непосредственно облисполкома, а иногда одного из его отделов или управлений. Во Владимирской области уполномоченный передал дела советнику по связям администрации области с общественными и религиозными объединениями в январе 1992 года 363 . Еще ранее, в 1991 году, уполномоченным Совета по Владимирской области в епархиальное управление были переданы личные дела заштатных священнослужителей 364 . Если еще несколько лет назад управляющий Ивановской епархией как бы об особой оказанной ему чести упоминал в отчете Патриарху о том, что был принят председателем облисполкома и имел с ним добрую, продолжительную беседу, то в 1991 году взаимоотношения кардинально изменились. Областная администрация стала подчеркнуто вежливо и почтительно относиться к управляющему епархией, считаться с его мнением по всем возникающим спорным вопросам, в его адрес начали регулярно отправляться приветственные и поздравительные адреса по случаю церковных торжеств и памятных личных дат 365 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1930-е годы как и многие церкви Успенский храм был закрыт и превращен в склад и вновь открылся в марте 1945 г. как кафедральный собор. В Успенском кафедральном соборе находятся мощи святителя Иннокентия, Пензенского Чудотворца, а в ограде собора, у алтаря, захоронены архиепископы Серафим (Тихонов) и Феодосий (Погорский). В советское время лишь Успенский собор и Митрофановская церковь были действующими. В годы, когда пензенские церкви закрывались и разграбливались, жителям Пензы удавалось спасти некоторые иконы, которые были выброшены на улицу. http://www.penza-gorod.ru/ Последним по времени постройки храмом города (до революции) является Успенский кладбищенский собор. История его возведения такова: с 1836 года на Мироносицком кладбище находилась церковь во имя святых Жён Мироносиц. 21 ноября 1899 года она сгорела и тогда стараниями настоятеля храма протоиерея Григория Николаевича Феликсова, церковных старост, купцов М. Е. Ивановского, С. Л. Тюрина и мещанина А. Д. Гуторова на пожертвования жителей Пензы, решено было рядом со сгоревшим храмом, выстроить более вместительный храм. Проект храма разработал губернский инженер Александр Гаврилович Старжинский (1850-1906), автор проектов многих храмов и зданий в губернии, среди которых Троицкий собор Троицкого женского монастыря, первого корпуса Пензенской Духовной семинарии и общежития, здания корпуса Епархиального женского училища (ныне Пензенский государственный краеведческий музей) и др. Проект Успенского храма, который он реализовал на практике, был разработан ещё в 1895 году, и как говорят " ждал своего часа " . В 1901 году получено благословение Священного Синода, выдавшего грамоту на строительство. В 1905 году состоялось освящение всех трёх приделов. Успенский храм имеет традиционную объёмно-пространственную композицию, характерную для подобных построек, выполненных в так называемом русском национальном стиле. В 1922 году городскими властями кладбищенский Успенский храм был передан обновленцам. 25 октября 1931 года в связи с решением обновленческого епархиального управления о слиянии " синодальных " (обновленческих) общин Богоявленской, Петропавловской, Покровской церквей, Успенский храм получил статус кафедрального собора.

http://sobory.ru/article/?object=18552

Работы по возведению новой церкви начались уже в конце 1868 года. Рабочие усердно жертвовали на строительство храма, но размер пожертвования редко когда был более рубля. Руководил постройкой храма директор Управления Шуйско-Ивановской железной дороги Иван Андреевич Бусурин. Строительство продолжалось более пяти лет. Церковь выстроили в псевдорусском стиле. К концу 1874 года были закончены храм и колокольня, а весной 1875 года рабочие завершили внутреннюю отделку. Примечательно, что клиросы, иконостас, подсвечники и даже паникадила были изготовлены и отполированы тут же – в мастерских – самими рабочими из берёзы и ореха. 25 мая 1875 года архиепископ Владимирский и Суздальский «Милостивец к бедным» Антоний (Павлинский) при участии ключаря владимирского Успенского собора о. Иоанна Благонравова и священника ковровского Христорождественского собора Алексея Радугина совершил чин освящения новой церкви. В освящении принимал участие определённый к новому храму неделей раньше священник Иван Алексеевич Соколов. Первым псаломщиком стал Каллистрат Быстрицкий. Престол церкви освятили в честь Феодоровской иконы Божией Матери – родовой иконы дома Романовых. На обеде по случаю освящения храма присутствовал сам архиепископ Антоний, губернское начальство, чиновники из управления железной дороги и руководство мастерских. Кстати, храм получил и другое название: в честь механического заведения, при котором построен, он стал вполне официально называться Заведенским. 14 марта и 16 августа стали храмовыми праздниками Феодоровской церкви. В мастерских в эти дни устраивались выходные и рабочие участвовали в праздничных торжествах, посвящённых престольному празднеству. Интересно, что деньги на содержание храма и причта выплачивались работниками мастерских. Такой порядок установило епархиальное начальство. С 1 рубля заработка каждый рабочий отчислял на нужды церкви и священнослужителей одну копейку. Сначала священник получал 560 рублей в год, псаломщик 240 рублей в год. С расширением Центральных мастерских и увеличением количества рабочих, увеличились и доходы церковного причта. К 1898 году священник и псаломщик на двоих получали 1800 рублей в год.

http://sobory.ru/article/?object=09280

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010