Самих дарителей можно разделить на несколько категорий. Во-первых, высшее духовенство (Симеон, митрополит Хамы, в конце 1608 г. отдал в вакф монастырю купленный им виноградник; упомянутая настоятельница Марфа аль-Балатийя приобретала землю и жертвовала ее в вакф своей обители). Во-вторых, верхушка мирян – знаменитый в то время дамасский шейх Джурджис ибн Самур (известно, что помимо недвижимости он пожертвовал монастырю серебряный оклад для чудотворной иконы Богоматери), 954 Ибрахим ибн Ризкалла ибн наджиб (благородный) Закария аль-Кубри из аз-Забдани, некий хадж (паломник) Михаил и др. Ясно, что паломничество к Св. местам было довольно затратным мероприятием, то есть этот даритель принадлежал к христианской элите. Конечно, среди странников встречались и нищие бродяги, но такие люди вакфы не учреждали. Среди дарителей 1608 г. фигурирует некий монах Сулейман ибн аль-Ахмар, возможно, родственник патриарха Дорофея IV ибн аль-Ахмара (1604–1611 гг.). Третья группа ктиторов – остальные миряне (иные с почетным прозванием муаллим, «учитель») и священники, учреждавшие вакфы или имевшие иные финансовые дела с монастырем, тоже должны были, по логике вещей, принадлежать к средним и высшим слоям христианской общины. Географическая область, из которой происходили дарители, достаточно обширна – от Дамаска и аз-Забдани до Хамы (190 км по прямой); многие, впрочем, не указывают места своего проживания или происходят из деревень, не поддающихся локализации. Также нелегко определить местонахождение вакуфных земель; чисто умозрительно можно предположить, что вряд ли они отстояли от монастыря больше, чем на день пути, хотя иные монастыри Христианского Востока имели недвижимость и за 2 тыс. км. В случае с Сайданайским монастырем можно с большой долей вероятности говорить, что вакуфные сады и виноградники обрабатывали не монахини («старии, недужнии»); эти земли несомненно сдавались в аренду окрестным феллахам, которые уплачивали монастырю какую-то долю урожая. По аналогии с садами монастыря св. Екатерины на Синае 955 и землями униатских ливанских монастырей XVIII века, 956 можно предположить, что арендная плата составляла половину урожая. Впрочем, что касается мужских монастырей на Ливане, часть их угодий обрабатывалась самими монахами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После смерти Мухаммеда ибн Исмаила произошел новый раскол. Одни считали его последним (седьмым) имамом и ожидали его возвращения. В конце IX в. эта ветвь исмаилитов получила название карматы. Другая ветвь исмаилитов признала имамат одного из сыновей Мухаммеда ибн Исмаила. В начале X в. их стали называть фатимидскими исмаилитами. Поскольку обе ветви хранили имя имама в тайне, долгое время не было особой разницы между ними. Исмаилиты признают семь стадий эманации «высшего мира», которым соответствуют семь пророческих циклов «малого мира». Последний, седьмой цикл, будет отличаться пришествием последнего великого пророка – Каима. Фатимидские исмаилиты разработали строгую систему иерархии религиозных чинов. По этой системе лишь трем высшим степеням доступно истолкование «внутренней» доктрины. Основная масса верующих редко поднимается выше третьей ступени. Алавиты. Одной из крайних шиитских сект являются алавиты. Ее основателем считается Мухаммед ибн Нусайр (умер в Басре около 883 г.). Будучи приверженцем одиннадцатого шиитского имама, аль-Хасана аль-Аскари (умершего в 873 г.), Мухаммед ибн Нусайр стал проповедовать учение о божественности этого имама, пророком и посланником которого он себя считал. Нусайриты называют его бабом (вратами) аль-Хасана аль-Аскари. Учение алавитов представляет собой эклектическое смешение элементов шиитского вероучения, христианства и дохристианских астральных культов. Согласно учению алавитов, Бог является воплощением трех ипостасей (Смысл, Имя, Врата), которые периодически воплощаются в пророках. Как и многие другие шиитские секты, алавиты признают переселение душ (танасух), отвергают некоторые обряды и моральные запреты ислама. Они обожествляют Иисуса, почитают христианских апостолов, справляют христианские праздники (Рождество, Пасху). Вместе с этим в учении секты сохраняются элементы астральных культов (почитание Солнца, Луны, звезд). Алавиты делятся на две категории: непосвященных (амма) и посвященных (хаоса). Последние имеют свои священные книги, которые они толкуют аллегорически, не раскрывая их тайный смысл профанам. Алавитские имамы отправляют культ по ночам в часовнях (кубба), расположенных на возвышенных местах. В Сирии алавиты составляют значительную часть населения (около миллиона человек) и играют значительную роль в жизни страны. К этой секте принадлежали покойный президент Хафез аль-Ассад и многие другие члены сирийского руководства.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

68 Более того, глубина веры зависит у мусульман от проявления любви к самому Мухаммаду: «Пророк, мир ему и благословение, сказал: “Не уверует из вас до конца ни один, пока не буду я для него любимее его детей и отца и всех людей”» (cp.: К. 33, 6). См.: Иман и любовь к Пророку, мир ему и благословение//http://www.islam.ni/hutba/iman/. Поэтому, как пишет Джон Гилкрист, за многие века существования ислама облик Мухаммада поднялся «до положения Мессии, и несмотря на то, что все мусульмане безапелляционно заявляют, что они поклоняются только одному Аллаху, а их пророк только правдивый вестник, совершенно очевидно, что он имеет статус обязательного посредника между Богом и людьми» (Гилкрист Д. Указ. соч. С. 134. См. также: Кныш А.Д. ал-Инсан ал-Камил// Ислам : Энциклопедический словарь. M., 1991. С. 101). 70 В исламском праве военная добыча, а именно недвижимая собственность побежденных, является общей собственностью мусульман, но при жизни Мухаммада распоряжение ею было исключительно во власти «посланника Аллаха». (см.: К. 59, 6–9) (Большаков О. Г. Указ. соч. Т. 1. С. 121). 77 См.: The Holy Qiiran, tr. by Yusuf Ali, at 88 Самые древние жизнеописания основателя ислама, составленные в I–II веках хиджры (7–8 вв. по Р. Х.), не дошли до нас, и, как пишет Агафангел Ефимович Крымский, «из них мы знаем только цитаты» (Крымский А. Е. Указ. соч. С. 145). Дело в том, что Ибн Хишам является всего лишь последним редактором текста жизнеописания. Первоначально текст был составлен Ибн Исхаком (ум. 768 г.), однако уже следующий передатчик этого текста – Зийад аль-Баккаи (ум. 799 г.) – сильно сократил его. Окончательно текст был сокращен и отредактирован Ибн Хишамом (ум. 830 г.), который удалил всю древнюю часть, компрометирующий Мухаммада материал и «все то, что противоречило Корану» (см.: Гайнуллин Н. Предисловие к переводу//Ибн Хишам. Жизнеописание пророка Мухаммада. M., 2005. С. 10). О попытках оправдания и приукрашивания жизни основателя ислама см., напр.: Полохов Д. , прот. Указ. соч. С. 40–52.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

58 Эсхатолóгия (от греческих слов εσχατον — «конечный», «последний» иλγος — «слово», «знание») — система религиозных представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной или ее переходе в качественно новое состояние. 59 Муслим ибн альХадджадж (821–875) — выдающийся мусульманский деятель, автор одного из известнейших сборников хадисов – «Сахих Муслим» («АсСахих»). 60 Ибн Маджа (Абу Абдулла Мухаммед Ибн Язид Ибн Маджа) — известный ученый, много путешествовавший по различным городам исламского мира и собиравший материалы по хадисам. На их основании он составил книгу «Сунан» – последнюю из шести достоверных книг по хадисам. 61 Из хадиса пророка следует: «Среди “людей писания” (иудеев и христиан) нет никого, кто перед смертью не уверовал бы в то, что Иса является истинным пророком. В день воскресения же Иса будет свидетельствовать против них» (Бухари, Бюйу 102, Мезалим 31, Анбийа 49; Муслим, Иман 242, 155 ; Абу Дауд, Мелахим 14, 4324 ; Тирмизи, Фитен 54, 2234 ) (54, с. 270). 62 Явление альМасих адДаджаля, что означает «Ложный мессия», станет знамением великих испытаний, грядущих в конце времен. Все великие пророки Всевышнего предупреждали свои народы о грядущем адДаджале, которому суждено привлечь людей многочисленными чудесами и провозгласить наступление своего царствования. Между глаз адДаджаля будет начертана арабская буква «кеф», что означает слово «кяфир», то есть неверующий. Есть три проявления Даджаля: Даджаль в человеческом облике, Даджаль как всемирное общественнокультурное явление и Даджаль как невидимая сила. Понятно, что перед пришествием на землю Даджаля в человеческом обществе должна существовать и утвердиться определенная политикоэкономическая и нравственная система, и люди, управляющие этой системой, окажут ему поддержку и последуют за ним. АдДаджаль – последняя стадия деградации мира, средоточие вселенского зла. Он и его сторонники – разрушители религии и добра. Он заручится поддержкой практически всех нечистых сил и, благодаря их помощи, будет совершать чудеса (лишь с соизволения Аллаха, дабы испытать людей). Этими чудесами он собьет с пути истинного множество мусульман. За явлением Даджаля на Землю последует сильный дождь, после которого все растения будут плодоносить; все животные последуют за ним. Зарытые когдато в землю сокровища стараниями Даджаля выйдут на поверхность.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

И в другом месте: «На земле имелись правильные экземпляры вплоть до времени пророка и (вместе с тем) много списков искаженных. Тот же, кто скажет, что все списки после пророка являются искаженными, сделает ошибочное заявление, поскольку Коран повелевает им осуществлять суд в соответствии с тем, что ниспослал Аллах в Торе и Евангелии (5:47) 234 . Он также сообщает, что в них Его заповеди и нет в Коране сообщения о том, что они изменили все списки. То, что ниспослал Аллах, – это то, что они получили от Христа. Рассказы же о том, что было после его вознесения, подобны тому, что упоминается в Торе о кончине Моисея. Известно, что то, что содержится в Торе и Евангелии из рассказов об Иисусе и Моисее, не является тем, что ниспослал Аллах и что они получили от Иисуса и Моисея...» 235 . Безусловно, такая позиция мало что дает историку, пытающемуся отыскать какие-либо исторические свидетельства «искажения» или наличие «пророчеств о Мухаммаде» в реальном тексте Торы и Евангелия. Однако она дает идеологическую основу для самих мусульман, позволяющую интерпретировать тексты Священного Писания на предмет вычленения в нем подобных «пророчеств», что, конечно, не было бы возможно, если бы в традиции восторжествовало мнение о полном искажении текстов Торы и Евангелия. Такую сбалансированную исламскую позицию по вопросу «искажения», дающую возможность опровергать Тору и Евангелие, когда нужно, а когда нужно, находить там подтверждение исламской доктрины, мы можем также найти у ученика Ибн Таймии – Ибн Кайима. В своем «Руководстве растерянным дать ответ иудеям и христианам» он говорит, что среди мусульман есть такие, которые считают, что люди Писания не подменили и не исказили слова Писания. Равно как и есть те, которые считают, что они исказили и подменили множество слов в Писании, но по причине великого множества свидетельств о Мухаммаде, содержащихся в Торе, они не смогли-таки уничтожить их все, так что многие из них сохранились в их Писании 236 . В работах современных исламских авторов вв. по сравнительному религиоведению этот подход Ибн Таймии и Ибн Кайима был ввиду его крайнего удобства догматизирован.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

и считал, что мирный договор не может превышать срок договора в Худейбии. Однако если по прошествии 10 лет мусульмане все еще не имеют достаточно силы для войны с многобожниками, то «нет беды, если имам решит продлить договор, однако не выше указанного срока» 747 . Далее Куртуби приводит слова Малика ибн Анса: «Ибн Хабиб передавал от Малика, доволен им Аллах, что перемирие с многобожниками позволительно заключать и на год, и на два, и на три, и бессрочно» 748 . Если, конечно, это выгодно мусульманам. Примечательно, что и, так же как Кушайри, причисляет к многобожникам иудеев и христиан, которые платили джизью. Мауарди сообщает, что «все прочие факихи, за исключением и, применяют к людям Писания наименование «куфр» – неверие, а не «ширк» – многобожие 749 . Однако в комментариях на аяты, ведущие полемику с Тринитарным догматом, или Боговоплощением, комментаторы часто отождествляют понятия «куфр» и «ширк». Так, Табари в комментарии на 5: 73 говорит о том, что те, кто считают Аллаха одним из троицы и те, кто говорят, что Христос – Бог, являются неверующими многобожниками»  (арабск.) 750 . Однако в его же комментарии на 98: 1 мы находим упоминание Табари о том, что есть некоторые, считающие людей Писания многобожниками. Из чего можно заключить, что сам Табари себя к таковым не относит. Более того, Табари не приводит ни одного хадиса в подтверждение этой точки зрения, напротив, приводит несколько хадисов от Муджахида и Катада, в которых люди Писания и многобожники четко разделяются 751 . У Ибн Касира нет и вовсе упоминания о точке зрения, ставящей на одну доску людей Писания и многобожников 752 . Однако и Табари и Ибн Касир в комментарии на 98: 6 называют людей Писания «злом творения, которое (только) создал и сотворил Аллах» 753 . Ар-Рази пишет по поводу соотношения понятий «ширк» и «куфр» следующее: «Всевышний Аллах разъясняет, что они (иудеи и христиане) находятся на уровне многобожников в многобожествовании... Нет никакой разницы между тем, кто поклоняется идолу, и тем, кто поклоняется Христу или другому кому-то, поскольку смысл многобожествования в том, что человек берет кого-то, кроме Аллаха, чтобы поклонятся ему, и если это делается, то, значит, совершается многобожествование.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

561-565 МСТИСЛАВ ИЗЯСЛАВИЧ (между 1132 и 1135 - 1170), кн. Владимиро-Волынский (1156-1170), блгв. (пам. 23 июня в Соборе Владимирских святых) 565-569 569-574 МСТИСЛАВ МСТИСЛАВИЧ (ок. 1180-1228), кн. Галицкий (1219-1227), блгв. кн. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 471-574 МСТИСЛАВОВО ЕВАНГЕЛИЕ одна из древнейших слав. и рус. лицевых рукописей, написанная на пергамене и украшенная драгоценным окладом, хранится в ГИМ 583-588 МСТИСЛАВ (ФЕОДОР) ВЛАДИМИРОВИЧ Великий (1075/76-1132), кн. Киевский (1125-1132), блгв. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 574-580 580-583 МТИС [гора; Лекнари, Мтасакдари, Мтацминда], во имя вмч. Георгия мон-рь (до XIX в.) Никорцминдской епархии Грузинской Православной Церкви 588-591 МУДРА [печать, знак, образ, поза, жест], положение тела или предмета в обрядах, практиках, иконографии инд. религий 591-592 МУЖИ АПОСТОЛЬСКИЕ иногда «апостольские отцы», общее название для некоторых раннехрист. авторов кон. I - 1-й пол. II в. 592-594 МУЖИЛОВСКИЙ Андрей (в монашестве Анатолий) (80-е гг. XVI в. (?) - после 1633), протопоп Слуцкого повета, насельник Киево-Печерского, правосл. писатель-полемист 594-597 597-598 МУЗЕЙ СЕРБСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ офиц. организация Сербской Православной Церкви по хранению исторических церковных ценностей и реликвий сербского народа 598-599 599-600 600-623 МУЗЫЧЕСКУ [Музыченко] Гавриил Вакулович (1847-1903), молдав. и румын. композитор укр. происхождения, хормейстер, музыковед, педагог, музыкально-общественный деятель 623-625 МУКАММАС аль- [ Давид аль-Мукаммис, Давуд ибн Марван ар-Ракки], иудейский философ и богослов (IX в.) 625-632 632-637 637-638 МУНЗИР ИБН АЛЬ-ХАРИС аль- [аль-Мунзир ибн аль-Харис ибн Джабала; Аламундар, Мундар], 3-й царь из династии Гассанидов (569-581) 638-639 МУНИТЫ [офиц. название Церковь объединения; также Движение объединения, Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства], синкретическое новое религ. движение корейского происхождения

http://pravenc.ru/vol/xlvii.html

На самом же деле, ученые всех четырех мусульманских школ юриспруденции – малики, ханфи, шафии и ханбали – и имамы прошлых времен, такие, как Суфьян ат-Таври, 32 ал-Авза’и, 33 ал-Лайит ибн Са’ад 34 и другие, а также сотоварищи пророка и их последователи (да благословит их Аллах!) единодушно провозглашают, что будь на то воля имама, он может разрушить все синагоги и церкви на землях верных, таких как Египет, Судан, провинции Евфрата, Сирия, не совершая ничего противозаконного, и ему следует повиноваться. Кто же воспротивится его усердию, тот преступит завет Аллаха и повинен будет в страшном грехе. Далее, их утверждение, будто синагоги эти и церкви существуют со времен Омара ибн ал-Хаттаба, и будто «благочестивые халифы» оставили их во владении зимми, опять же есть ложь. Непререкаемая традиция гласит, что Каир был основан не менее трех веков по смерти Омара ибн ал-Хаттаба, после Багдада, Басры, Куфры и Вазита. А мусульмане сходятся во мнении, что евреям и христианам запрещено строить синагоги и церкви в городах, основанных мусульманами. Даже в тех случаях, когда противник сдавался мусульманам без боя и с ним заключалось мирное соглашение, дозволяющее евреям и христианам сохранять свои места богослужения, даже и тогда Омар ставил условием, чтобы новые синагоги и церкви не строились на покоренных землях, и уж никоим образом не в городах, основанных мусульманами. В тех же землях, кои захвачены были силой (например, Месопотамия и Египет, не пожелавшие капитулировать перед мусульманами) и где мусульмане построили свои города, они вправе уничтожать уже существующие синагоги и церкви, дабы ни синагог, ни церквей не оставалось там вовсе, разве что дозволение дано было особым контрактом (стр. 9–10). Ибн Таймийя (ум. 1328), цит. по 258. 16. Места богослужения, одежда и поведение зимми Всякий, кто уверен, что молиться в синагоге либо церкви есть премерзкое деяние, верит также, что они суть вместилища неверия и многобожия. Поистине, мерзостностью они превосходят бани, кладбища и навозные свалки, ибо они суть места Божественного гнева.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Остатки рим. бастиона Остатки рим. бастиона В совр. Ст. Каире сохранились остатки рим. бастиона юж. стены крепости, на к-рый опирается храм Богородицы (Эль-Муаллака). Бастион частично достроен христ. зодчими, которые старались укрепить фундамент храма. Мраморные части рим. сооружения (колонны) использованы в интерьере церкви. В бастионе сохранился входной атриум со следами ниш, предназначавшихся, вероятно, для статуй богов и императоров. Остатки зап. стены крепости и 2 круглых башен видны у греч. церкви-ротонды св. Георгия, к-рая также опирается на одну из башен, и у входа в Коптский музей. Все рим. сооружения были выполнены в «смешанной» технике (opus mixtum), чередованием рядов кладки отполированного белого камня и красного кирпича. Толщина стен достигала 3 м; диаметр башен составлял ок. 31 м, высота - 10 м. В 1-й пол. V в. Вавилон стал центром епархии Александрийской Православной Церкви. Епископ Вавилона Кир упоминается среди участников Эфесского Собора 449 г. В «Луге духовном» Иоанна Мосха упоминается прп. Зосим , бывший епископом Вавилона во 2-й пол. VI в. ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 123-124). Средние века Араб. завоевание Египта (639-642) в значительной степени свелось к борьбе за контроль над Вавилоном. В июле 640 г. на подступах к Вавилону арабы во главе с Амром ибн аль-Асом нанесли поражение визант. армии, после чего осадили крепость. Не имея осадной техники, араб. войско простояло под стенами города с сент. 640 до апр. 641 г. Сдача Вавилона была предопределена моральными, а не военными факторами: у осажденных кончились припасы, началась эпидемия, а помощи извне ждать не приходилось. Гарнизон оговорил право беспрепятственного отступления. Амр ибн аль-Ас с триумфом въехал в крепость. Военные действия переместились в район Александрии, которая сдалась арабам в сент. 642 г. Внутренний двор мечети Ибн Тулуна. 878–879 гг. Внутренний двор мечети Ибн Тулуна. 878–879 гг. Араб. адм. центром Египта с 642 г. стал военный лагерь Фустат, расположенный в неск. сотнях метров к северу от Вавилона, вдоль берега Нила и дальше от реки на седловидной пустынной возвышенности, протянувшейся с юга на север на 4 км.

http://pravenc.ru/text/1319897.html

Тем временем, в горах назревало восстание против Магомета ибн Омейи. Один из его друзей, ибн Абу, кастрированный христианами за отказ раскрыть нахождение самозваного правителя морисков, теперь отвернулся от вождя, ради которого он принес такую жертву. Эмира морисков задушили во время гаремных пирушек, и евнух ибн Абу стал правителем. Однако новый монарх, похоже, понимал, что его королевство обречено. В октябре Филипп II поручил своему сводному брату начать в Альпухаррах «войну огня и крови», а в январе 1570 года Иоанну Австрийскому приказали взять город Галера. Это стало его первой военной кампанией, и во время осады женщины-мориски из Галеры сражались бок о бок с мужчинами. Дон Иоанн лично возглавил войска и не выполнил приказ короля убить всех жителей города, но пощадил сорок две сотни женщин и детей, которых нашел в захваченной крепости. Когда дон Иоанн, как обычно, вел свой отряд в бой, мушкетная пуля попала в его шлем, но не пробила его. Узнав, что его брат всегда находится в авангарде боевых действий, Филипп II сделал ему выговор. Возможно, дон Иоанн рисковал своей жизнью, потому что стыдился жестокости кампании и людей, находившихся под его командованием. А может, он ожидал, что они будут такими же благородными, как и он. «Они не заботились ни о чем, кроме грабежа и легкой жизни, – писал он, – Они не имели ни малейшего чувства чести.» В мае Эрнандо аль-Хабаки, командующий войсками морисков, оборонявшими город Тиджола, сдался дону Иоанну, положив ятаган к ногам победителя. Иоанн вернул ятаган, посоветовав использовать его в будущем на службе Испании. Многие из более чем тысячи человек сдавшегося гарнизона Тиджолы не соблюли условий капитуляции, но присоединились к ибн Абу, переполненному решимости продолжить борьбу и все еще надеющемуся на значительную помощь из Алжира и Турции. В сентябре Луис де Рекесенс, вице-адмирал короля, возглавил последнюю кампанию в Альпухаррах, чтобы раз и навсегда решить судьбу морисков. Это отвратительная история. Остается надеяться, что дон Иоанн Австрийский находился тогда где-то в другом месте.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010