б) Пост назореев – Чис. 6:1–6 . в) Пост Иоанна Крестителя – Мф. 3:4 . г) Пост христианских иноков. д) Наши православные посты. 3) Пост состоит и в воздержании от брачного ложа ( 1Кор. 7:5 ); от скромных и дозволенных развлечений, зрелищ, гостей. 4) Пост – есть время преимущественного самоиспытания, самоосуждения, смирения, покаяния и вообще христианского подвига (Чит. стихиры на вечерни в среду первой седмицы Великого Поста и в понедельник второй седмицы). 5) Пост – время преимущественной заботы о бедных – Ис. 58:6–7 . II. Цель христианского поста: 1) Дать духу восторжествовать над греховной плотью. Нужно ослабить плотские желания, что достигается при помощи поста, ибо «страдающий плотию перестаёт грешить» ( 1Пет. 4:1 ). 2) Победить диавола, искушающего нас и прогнать его, а он бежит от молитвы и поста – Мф. 17:21 . 3) Оторвать дух человека от забот о временном, сообщить ему большую свободу. 4) Побудить человека к покаянию и исправлению. III. Пользу от поста признаёт и медицина, знаем это по опыту и мы. 1) Сколько людей голодовкой (постом) излечились от желудочных болезней... 2) При всякой болезни полагается пост, который называется диетой. Нарушение диеты иногда кончается смертью больного. 3) Ни одна серьёзная операция не дается без диеты. Перед операцией больному назначают диету, дабы в желудке не осталось пищи и не произошло заражения. IV. Заключение. Если для здоровья тела нужна диета, то и для спасения души она необходима. Если мы послушно постимся по приказанию врача, то будем же поститься по велению Церкви. 47. О смирении I. Бог любит смирение. «Бог гордым противится, смиренным же даёт благодать» ( Иак. 4:6 ; 1Пет. 5:5 ). Гордого фарисея, несмотря на все его добрые дела, Господь осудил, а смиренного мытаря оправдал (Чит. Лк. 18:10–14 ). II. В чём состоит смирение? Хотя смирение и есть начало духовного восхождения, но как добродетель, взятая в широком объёме, она содержит множество черт, каждая из которых для нас является отдельною добродетелью. Эти добродетели суть:

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Сектанты говорят: 1) мы все священники ( 1Пет.2:5–9 ), и священноначалие православной Церкви не нужно нам. Апостол в переносном смысле назвал верующих «священством святым», – «царственным священством», подобно тому, как и в Откров. ( Откр.1:6, 5:9–10 ) христиане названы «священниками» и «царями» (так как должны господствовать над грехом – Рим 6:12 ). Словами «священство святое» апостол обозначает высокое назначение христиан приносить Богу духовные жертвы: молитвы, дела любви и милосердия ( Евр.13:15–16 ; Фил.4:18 ; Пс.49:14, 50:18 ; ср. Рим.12:1 ; 2Тим.4:6 ). Наименование христиан «священством святым» не упраздняет богопоставленного священноначалия, о котором тот же апостол ясно говорит в послании ( 1Пет.5:1–5 ). Народ еврейский тоже был назван «царственным священством», – «народом святым» ( Исх.23:22 ), и однако Бог поставил Аарона и сыновей его священниками на служение при скинии ( Исх.28 гл.) и им сказал: «вам даю Я в дар службу священства, а посторонний, приступивший, предан будет смерти» ( Чис.18:7 ; ср. 16 гл.). 2) Проповедование Христова учения – обязанность всех христиан, а не право священников ( Деян.8:4; 11:19–21 ). 68 Рассеявшиеся от гонений христиане иерусалимской Церкви, если и проповедовали, то имели, несомненно, особые полномочия и руководственные указания от апостолов. Так одни из рассеявшихся «никому не проповедовали ни слова, кроме иудеев», другие – кипряне и киринейцы – проповедовали эллинам ( Деян.11:19–20 ). Это распределение указывает на точно выработанный апостолами план проповеди . Апостолы, находившиеся в Иерусалиме, наблюдали за деятельностью проповедников и, главное, утверждали ее: «услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго» ( Деян.8:14–15 ). Также и о проповеди рассеявшихся «от гонения, бывшего после Стефана, дошел слух до Церкви иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию» ( Деян.11:22 ). Из приведенных мест, как равно и из других ( Деян.15:2, 4, 28, 21:18 ; Гал.2:2 ), видно, что в апостольское время не только простые верующие не имели права на свободную проповедь, но и сами апостолы подчинялись собору апостолов. О праве священства, а не мирян, проповедовать слово Божие см. Мф.28:16–19 ; Мк.16:14–15 ; 1Тим.4:11, 3:16 ; 2Тим.4:2 ; Тит.1:9 ; ср. Рим 10:15 ; 1Кор.12:29 ; Иак.3:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

О Господе) ν Кυρ. Для Господа, по воле Господа, перед Господом. Достойно ... звания) как требует святость того, к чему вы призваны ( Еф.4:4 ), достойно учения, даров благодати, Царствия Христова. Еф.4:2 . Объясняются свойства, достойные звания ( 1Пет.3:8–9 ; Флп.1:27 ; Кол.3:12 и д.). Со сяким ... терпяще) со всецелым, постоянным. Тогда терпение дело совершенно иметь ( Иак.1:4 ), и мир прочен ( Еф.4:3 ). Смиренномудрием) противное этому высокомудрие ( Рим.11:20 ). Смирять себя в мыслях и сердце «это основание всякой добродетели» (Златоуст). Кротостию) смирять себя перед другими в словах и поступках. С долготерпением) μετ μαχροθυμας с великодушием, для которого все оскорбления малы, ничтожны. Любовию − которой все прочие добродетели, суть плоды и свойства ( 1Кор.13:4 и д.). Еф.4:3 . Тщащеся) Нужно особенно тщание: единство духа, глава всего. Единение духа) как в Церкви Иерусалимской ( Деян.3:46, 4:32 ). Этому противны распри и разделения ( Еф.4:14 ; 1Кор.1:10–12 ). В союзе мира) или посредством союза, скрепляющего мир, т. е. любви ( Кол.3:14–15 ), или в мире, как во всеобщем союзе, все соединяющем. Вне мира не духовное, а плотское ( 1Кор.3:3 ). Б.) Побуждения сохранять мир и единение духа. а) Единство Церкви и Бога ( Еф.4:4–6 ). Мы должны хранить единство духа, ибо един Дух действует в Церкви, един Господь наш, законоположник, един Бог Отец всем управляет. «Самое главнейшее есть общее всем: крещение, спасение верой, иметь Отцом Бога, быть причастным того же Духа» (Златоуст) ( Еф.4:4–6 ). Дух ( Еф.4:4 ), Господь ( Еф.4:5 ), Отец ( Еф.4:6 ). Сии три едино суть ( 1Ин.5:7 ). Еф.4:4 . Тело) Церковь ( Еф.1:23 ). «Во всей вселенной верные и сущие, и бывшие, и будущие» (Златоуст). Дух) Дух Святой, все оживляющий и устрояющий ( 1Кор.12:13 ). Во единем уповании) Еф.1:23 . Мы члены одного тела. Одной силой одушевляемся, и к одной цели стремимся. Будем ли не согласны? Еф.4:5 . Один у нас Господь, Искупитель и Царь: мы сограждане. Одна вера (религия): мы под одним законом благодати. Одно крещение: одинаковую благодать мы получили ( Кол.2:11–12 ). Будем ли враждовать или друг другу завидовать?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Когда молишься, старайся молиться больше за всех, чем за себя одного, и во время молитвы живо представляй всех людей вместе с собою единым телом ( Рим.12:5 ; 1Кор.10:17 ), а един по единому членами тела Христова (Ср.: 1Кор.6:15; 12:27 ) и твоими собственными членами, есмы друг другу удове ( Еф.4:25 ); молись за всех так, как молишься за себя, с такою же искренностию и теплотою; их немощи, болезни считай своими немощами и болезнями; их невежество духовное, их грехи и страсти – своим невежеством, своими грехами и страстями; их искушения, напасти и скорби многообразные – своими искушениями, напастями и скорбями. Такую молитву с великим благоволением принимает Отец Небесный – этот общий всех Всеблагий Отец (Ср.: Еф.4:6 ), у Него же несть лицеприятия ( Рим.2:11 ; Еф.6:9 ), ни тени перемены. ( Иак.1:17 ), эта Любовь , не имеющая пределов, все твари объемлющая и сохраняющая. В молитве главное, о чем нужно прежде всего позаботиться, – это живая, ясновидящая вера в Господа: представь Его живо пред собою и в тебе самом – и тогда еже хощеши, проси о Христе Иисусе в Духе Святом: и будет тебе (Ср.: Ин.15:7 ). Проси просто, ничтоже сумняся (Ср.: Иак.1:6 ): и тогда Бог твой будет все для тебя, во мгновение совершающий великие и чудные дела, подобно тому как крестное знамение совершает великие силы. Проси не для себя одного, но и для всех верных, для всего тела Церкви благ духовных и вещественных, не отделяя себя от прочих верующих, но находясь в духовном единении с ними как член единого великого тела Церкви Христовой (Ср.: 1Кор.12:12 ): и любящий всех как чад своих во Христе – Отец Небесный исполнит тебя великим миром и дерзновением. Во время Богослужения, во время совершения всех Таинств и молитвословий будь как дитя, доверчивое, руководимое своими родителями. Помни, какие великие отцы, какие светила вселенной, Духом Святым озаренные, руководят тебя! – Как дитя, как дитя будь, прост, доверчив, несумнителен в деле Божием. – Всю печаль возверзи на Господа (Ср.: 1Пет.5:7 ), а сам будь совершенно беспечален. – Не пецытеся, како или что возглаголете, или что речете: не вы бо будете глаголющии, но Дух Отца вашего глаголяй в вас ( Мф.10:19–20 ). Давно Господь снял с нас эту заботушку, эту печаль, научив Богоносных отцев наших Духом Своим, что глаголать Господу при Богослужении и при разных случаях и обстоятельствах человеческой жизни, требующих молитвы, низводящей свышнее благословение. Нам сполагоря 47 молиться. – Враг-то вот стужает. Да что его стужения, если сердце наше утверждено в Господе (Ср.: 1Цар.2:1 )! Вот беда, если мы не в Боге, если веры твердой в нас нет, если пристрастиями житейскими мы связали себя, если разум наш горд и кичлив. – Тогда и в святейшем, непорочнейшем деле Богослужения, совершения и Причащения Святых Таин диавол будет сильно запинать нас. Ну уж и выучит же он ловко маловера или кичливого умом своим, или пристрастного к чему-нибудь земному, плотскому. Истомит, измучит – так, что ноги едва домой принесет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Дети мои, пишет апостол Иоанн, станем любить не словом или языком, но делом и истиною ( 1Ин.3:18 ). На этом основании Апостолы призывают христиан к самым разнообразным делам благотворения, как в отношении к телу, так особенно в отношении к душе. Обративший грешника от ложного пути его спасет, по словам апостола Иакова, душу от смерти и покроет множество грехов ( Иак.5:20 . Сравн. Гал.6:1 ). Самою ближайшею сферою благотворения должна быть, по учению Апостолов, семья. Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, говорит апостол Павел, тот отрекся от веры и хуже неверного ( 1Тим.5:8 ). Исполнивши долг любви в своей семье, христианин должен, по учению Апостолов, помогать, насколько может, как членам своей церковной общины, так равно и членам других общин. Дело служения сего, говорит апостол Павел, не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу; ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми ( 2Кор.9:12–13 ). Помимо наставлений общих, ко всем христианам относящихся, Апостолы дают наставления отдельные, относящиеся к лицам разных званий, состояний и положений. Взаимные отношения христианских супругов должны определяться, по учению апостола Павла, так: Жены, говорит он, повинуйтесь мужьям своим как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви... Мужья любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее ( Еф.5:22–23, 25 . 1Пет.3:1–7 ). Детям внушает тот же апостол повиноваться своим родителям в Господе; ибо сего требует справедливость ( Еф.6:1 ), а родителям – не раздражать чад своих, но воспитывать в учении и наставлении Господнем ( Еф.6:4 ). Христианскому гражданину внушается быть покорным всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро ( 1Пет.2:13–14 . Сравн. Рим.13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

И в том же 43-м стихе, в конце, замечено так: «и поступил (вождь Иуда) весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении». Как видишь, вся ветхозаветная Церковь признавала молитву живых за умерших делом святым и полезным, как для живых, творящих её за умерших, так тем более для умерших. И такое дело, и поведение избранного народа Божия, ты слышал. Сам Бог похваляет. Молитва и милостыня живых избавляет от вечной смерти умерших, как о сём говорит в своем завещании Товит праведник, особенно заботившийся и любивший молиться за умерших, сыну своему богоугоднику Товии: «милостыня от смерти избавляет и не допускает идти во тьму», т. е. на вечные мучения ( Тов.4:10 ), Штун. Вы сказали, что имеется много мест таких в священном Писании? Священ. Да, имеется. Советую и тебе запомнить и отметить их по своей Библии , ибо я тебе не буду иметь сил и времени сейчас всё объяснить подробно. Вот они, эти места; отмечай: Быт.8:20,18:32,20:17 ; Исх.13:14,32:11,32 ; Втор.9:25,17:25,26 ; 1Цар.31:11–13,12,19 ; 2Цар. 2 и 3 главы; 3Цар.17:22 ; 4Цар.4:35 ; 2Пар.30:27 ; Притч. главы: 8 и 17; Иов.42:10 ; Пс.85:5,21:25,34:13,123:7,106:6; 140; 144:14 ; Руф.1:8,2:20 ; Еккл. 9 гл.; Сир.7:36; 17 гл. и 38; Вар.3:4–5,5:9 ; 2Мак.12:38–46,15:12,16 ; Тов.4:17 ; Иер.5:1,14:11,15:1,16:7 . А в Новом Завете таких указаний ещё больше. Штун. Говорите, я отмечу и те. Священ. Мф.7:7,9:6,12:31–32,21:22,22:32,16:18–19,27:52 ; Мк.11:24 ; Лк.18:9,6:38,8:7,11:9,14:5,20:37,23:34 ; Ин.2:2. 3, 16. 14, 13. 20, 23 ; Деян. 2 гл. Деян.7:60,5:15,8:24,12:5,19:12 ; Иак.5:16 ; 1Пет.3:18–20,2:21 ; 1Ин.2:30,5:16 ; Рим.9:3,14:9,8:1,12:4 ; 1Кор.1:30,2:14–15,12:12,15,25,26,13:8 ; 2Кор.11:29 ; Гал.6:2 ; Еф.1:16,6:18–19 ; Кол.1:9–10,4:3,12 ; 1Фес.1:2,3:10,5:25 . 2Фес.1:11,3:1 ; Флп.1:14,13,2:12 ; 2Сол. 1:5 ; 1Тим.2:1,2–8,3:15 ; 2Тим.1:3,16 ; Евр.7:25,13:18 и Апок.8:3,5,20:13–14 . Штун. Все места, вами указанные, аккуратно отметил. Священ. Из них ты хорошо увидишь не только о молитве об умерших, но и о молитве вообще, какую она имеет силу перед Богом, и как она приятна Ему. Ты из этих указаний ещё больше убедишься, что нужно живым молиться за умерших, что нужно молиться живым за живых, что и святые, увидишь, нуждались в молитвах, когда были живы на земле и просили о себе молиться и людей грешных; узнаешь и убедишься, что тем более грешные о себе должны искать и просить молитв у святых Божиих человеков; увидишь, что даже Сам Господь молился о себе и о всём мире и Он же заповедал, узнаешь сам, мирянам обращаться к священникам и просить их, чтобы они молились о вас и ходатайствовали Богу. Священник Савва Багданович (Окончание следует). Шалкинский С. Миссионерская беседа с раскольничьим апологетом А. Перетрухиным о существенных признаках Церкви Христовой.//Миссионерское обозрение. 1899. 2. С. 250–257

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Примером разумной клятвы могут служить клятвы Св. Апостола Павла, который, например, так писал ученику своему Тимофею: «Заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и царствие Его» ( 2Тим.4:1 ). Тот же Апостол писал Ефесским христианам: «Я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего» ( Еф.4:17 ). Тот же Апостол писал в послании к Коринфянам: «Бога призываю во свидетеля на душу мою, что щадя вас, я досель не приходил в Коринф» ( 2Кор.1:23 ) и в послании к Филиппийцам: «Бог – свидетель, что я люблю всех вас любовию Иисуса Христа» ( Флп.1:8 ). Вот почему и христиане не считают грехом употреблять в важных случаях разумную клятву. Поступая так, христиане следуют примеру Спасителя, Св. Ангелов и Апостолов и исполняют слово Самого Господа, Который сказал: «Господа Бога твоего бойся… и Его именем клянись» ( Втор.6:13 ). 2. О суде Отвергая гражданские суды, сектанты, говорят, будто судить воспрещается Словом Божиим. В доказательство сектанты приводят следующие свидетельства: 1) Мф.7:1 «Не судите, да не судимы будете». 2) Иак.4:12 «Един Законодатель и Судия, могущий снасти и погубить; а ты кто, который судишь другого» ? 3) 1Кор.4:5 . «Посему не судите никак прежде времени, пока не приидет Господь»... (См. также: Иак.4:11 ; Рим.2:1; 14, 4, 10, 13 ). Во всех приведенных свидетельствах, говорится не о судах, как известном государственном установлении, а просто о пересуживании и злословии человеком своих ближних, которое и осуждается Словом Божиим. Что же касается судов, как известного установления, то последние не только не воспрещены Словом Божиим, но даже узакониваются им: «Мною (говорит Господь) начальствуют начальники и вельможи, и все судьи земли» ( Притч.8:16 ) «Будьте покорны, писал христианам Святой апостол Петр, всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, п равителям ли как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро» ( 1Пет.2:13–14 ). И Святой Апостол Павел, обличая обычай Коринфских христиан судиться у язычников, повелевает христианам избрать своих собственных судей: «Если вам будет судим мир, писал Апостол христианам, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские» ( 1Кор.6:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Божиих Церквей и соединении всех, именно прошения о граде сем, в котором живем, о всяком граде, стране и верою живущих в них – Еф.6:18 ), т. е. о сохранении их, спасении, о временных благах для них, о благорастворении воздухов, и изобилии плодов земных и временех мирных ( Мф.6:11 . – Иак.5:16–18 ), о тех благах, в которых человек чувствует недостаток с тех пор, как земле сказано: «Проклята земля в делех твоих... Терния и волчцы возрастить тебе, и снеси траву сельную» (Бытия 3:17,18). После сего молимся о людях, не могущих быть вместе с нами на молитве и нуждающихся в помощи Божией, особенно по их состоянию, именно молимся о плавающих и путешествующих, чтобы Господь даровал им мирный путь и благосостояние, о недугующих ( Иак.5:16 ), чтобы исцелил их, страждущих и плененных, чтобы облегчил скорбь их, даровал радость им, и о спасении всех их. Поскольку и с нами могут случаться и случаются разные бедствия, огорчения, лишения, которые нарушают наш мир, благосостояние, препятствуют нашему спасению, то мы просим Бога избавить нас от всякия скорби, гнева и нужды ( Мф.6:13 . – Мф.26:41 ). Но чего бы мы ни просили от Господа, мы просим не за наши заслуги, не за наши моления, ибо они ничтожны, нечисты, – но просим, надеясь на милость Божию, и потому говорим: заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию ( Евр.4:16 . – 1Пет.1:13 ). Как иерей в светильничных молитвах, прося настоящего дне мирного и безгрешного (мол. 2) и участия и наследия со всеми боящимися Бога и хранящими заповеди Его, старается подвигнуть милосердие Божие не своими только нечистыми молитвами, а молитвами св. Богородицы и всех святых (мол. 4 и 7), так и диакон от лица верующих вспоминает и призывает сперва пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, как первую молитвенницу за нас, а потом – и всех святых. Ектения оканчивается приглашением верующих предать себя совершенно во власть Божию: сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим ( Кол.3:3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Вы уверены в том, что я желаю Вам последнего. И могу ли чего нибудь другого желать, когда Апостол Павел, движимый Духом Святым, провозглашает: «Радуйтесь всегда в Господе, и еще говорю: радуйтесь» ( Флп.4:4 ). И в другом месте: «Всегда ищите добра друг другу и всем, всегда радуйтесь, непрестанно молитесь; за все благодарите, ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе; Духа не угашайте» ( 1Фес.5:16 −19). Когда он, исчисляя плоды духа, рожденного от Духа Божия ( Ин.3:6 ), непосредственно после любви представляет вам радость, как дщерь после матери, говоря: плоды духа суть: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание ( Гал.5:22 −23). Когда самое царствие Божие, которого прежде всего искать Господь Иисус Христос повелевает нам ( Мф.6:33 ), и которое, как Спаситель же открывает нам, обретается внутрь нас ( Лк.17:21 ), Апостол Павел показывает нам в праведности, и мире, и радости во Святом Духе ( Рим.14:17 ). Когда Апостол Иаков учит нас радоваться и в искушениях, говоря: «Когда вы, братия Мои, подвергаетесь разным искушениям, принимайте то с величайшей радостью» ( Иак.1:2 ). Когда Сам Спаситель, и беседуя с возлюбленными учениками Своими пред страданиями, и умоляя Отца Своего как о сих друзьях Своих, так и о всех верующих в Него по слову их ( Ин.17:20 ), желал водворить радость в своих, сущих в мире, которых возлюбил до конца ( Ин.18:1 ), и говорил им: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна» ( Ин.15:11 ), а Отц Своему: Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную» ( Ин.17:13 ). Кажется, все сии Божественные изречения были Вам предлагаемы то в разговорах, то в письмах, так какие сие весьма важное слово, находящееся в книге раба Божия Неемии: «Радость Господня есть сила наша» ( Неем.8:10 ). Но как потребность в хлебе, для поддержания телесной жизни, всегда возобновляется, так потребность в Слове Божием, для питания жизни духовной, возвращается непрестанно, и как всякие лакомые снеди могут наскучить, а хлеб насущный никогда не наскучит, так и Слово Божие – есть всегда приятный, насущный хлеб для души благоустроенной, хлеб светоносный, всегда с любовью радостно благодарящею приемлемый ею свыше от Отца светов ( Иак.1:17 ), и Тем же Словом Божьим, Которое есть Бог Сам, и стало плотью ради спасения нашего ( Ин.1:1 −4, 14−17), даруемый ей рукою Апостолов и Пророков ( Мф.14:15 −21; Евр.1:1 ; 1Пет.1:3 −12; 2Пет.3:2 ; 2Кор.5:17 −21; Еф.2:18 −22).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Лк. 24, 26), так и последователям Его не иначе, как тем же путем надобно идти за Иисусом Христом, чтобы достигнуть Царства славы (см. Мф. 16, 24). Апостол говорит, что если мы с Иисусом Христом страдаем, то с Ним и прославимся, сделаемся сонаследниками Ему (см. Рим. 8, 17; 1Пет. 4, 13; 2, 21). Этим же путем шли и все святые, как видно из Священного Писания и истории Церкви. За временные страдания Бог обещал воздать вечную радость и такую славу, в сравнении с которой ничего не стоят все настоящие скорби, говорит апостол (см. Рим. 8, 18; 2Кор. 4, 17). По словам святого Макария Великого, в скорбях сокрыта небесная слава, как в зерне плод . Потому-то Спаситель и апостолы считают блаженными тех, которые терпят скорби за веру в Иисуса Христа и за добродетели, даже побуждают радоваться о том, что за малые страдания они получат великую награду на небе — целое Царство со всеми возможными благами (см. Мф. 5, 10–12; Иак. 1, 2; 1Пет. 1, 6–9; 3, 14; Пс. 93, 12), как и действительно апостолы радовались, когда подвергались бесчестию и побоям за исповедание Иисуса Христа (см. Деян. 5, 41; Рим. 5, 3). Притом Господь посылает бедствия, не превышающие наших сил, и обещал страдающим ради Него ниспосылать благодатную помощь для перенесения страданий и изливать в скорбное сердце утешение для облегчения тяжести бедствий, как говорит апостол (см. 1Кор. 10, 13; Пс. 93, 18–19). Средства для приобретения терпеливости Святой Григорий Великий советует угрожающие нам несчастья и скорби заранее представлять себе, размышлением и молитвой приготовляться к встрече их, чтобы они, внезапно напав на нас, не привели в большое смущение, не подавили нашего духа. А когда мы видим слабости, недостатки других, которые причиняют нам неприятность, то должны обратить внимание на свои немощи и грехи, которыми часто оскорбляем и Бога, и ближних. Основанием терпения должно быть смирение, то есть сознание того, что мы по своим грехам достойны еще больших скорбей; эти скорби по воле Божией служат нам возмездием за сделанные нами грехи и вместе врачевством от душевных болезней, застарелых страстей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010