Глава 13. Один брат говорит: " помолюсь я Богу, чтоб дал благодать рукоделию моему, и чтоб от оного питалось все общежитие или целый монастырь. Не будет ли мне оттого радости? " Глава 14. Слышал ты, домоправитель, что говорит Апостол: начальствуяй, со тщанием (Рим.12:8); и: никтоже о юности твоей да нерадит (1Тим.4:12). И так смотри, не пристрастно пользуйся заповедью. Ибо в другом месте говорит: ни яко обладающе причту, но образи бывайте стаду: и явльшуся Пастыреначальнику, приимите неувядаемый славы венец (1Пет.5:3.4). И еще говорит: подражатели мне бывайте, якоже и аз Христу (1Кор.11:1). Ибо гордыня чужда для верных, по слову сказавшего: Бог гордым противится, смиренным же дает благодать (Иак.4:6). Глава 15. Если дух уныния беспокоит тебя, возлюбленный; то не увлекайся помыслом уныния; но пребывай на том месте, на котором поставил тебя Бог, рассуждая в себе, какую любовь имел ты к Богу, когда в начале пришел к монастырским дверям. Ту же любовь будем иметь и до конца, чтобы на нас не исполнилось сказанное: и яде Иаков и насытися, и отвержеся возлюбленный: уты, утолсте, расшире: и оставив Бога сотворшаго его, и отступи от Бога, Спаса, своего (Втор.32:15). Итак потерпи пока Господа, как борец, который терпением побеждает наносящего ему удары. Ибо претерпевый до конца, той спасен будет (Мф.10:22). Глава 16. Был один брат, вступивший под начало в общежитие; и он постоянно молчал, сам себя лишая свободы говорить. Другие новоначальные говорили о нем: " не из благоговения молчит он, а потому что не умеет говорить " . Другие же говорили: " нет не потому: а в нем бес " . Брат, слыша сие, не отвечал им: в сердце же своем воздавал славу Господу. Глава 17. Один брат сказал: " просил я себе у Господа такой помысл смиренномудрия, чтоб, когда брат мой прикажет мне сделать что-нибудь, говорил я помыслу: " это господин твой, слушай его " ; а если прикажет другой брат, опять говорил: " это брат господина твоего " . И если прикажет ребенок, и тогда говорил: " слушай сына господина своего " . И таким образом противясь чуждым помыслам, при содействии благодати, безмятежно делал он дело свое.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/813/...

Глава 13 Один брат говорит: «Помолюсь я Богу, чтобы дал благодать рукоделию моему, и чтобы от него питалось все общежитие или целый монастырь. Не будет ли мне оттого радости?» Глава 14 Слышал ты, домоправитель, что говорит апостол: «начальствуяй, со тщанием» ( Рим.12:8 ). «Никтоже о юности твоей да нерадит» ( 1Тим.4:12 ). Итак, смотри, не пристрастно пользуйся заповедью, ибо в другом месте апостол говорит: «Ни яко обладающе причту, но образи бывайте стаду: и явльшуся Пастыреначальнику, приимите неувядаемый славы венец» ( 1Пет.5:3–4 ). И еще говорит: «Подражатели мне бывайте, якоже и аз Христу» ( 1Кор.11:1 ). Ибо гордыня чужда для верных, по слову сказавшего: «Господь гордым противится, смиренным же дает благодать» ( Иак.4:6 ). Глава 15 Если дух уныния беспокоит тебя, возлюбленный, то не увлекайся помыслом уныния, но пребывай на том месте, на котором поставил тебя Бог, рассуждая в себе, какую любовь имел ты к Богу, когда вначале пришел к монастырским дверям. Ту же любовь будем иметь и до конца, чтобы на нас не исполнилось сказанное: «И яде Иаков и насытися, и отвержен возлюбленный: уты, утолсте, расшире: и остави Бога сотворшаго его, и отступи от Бога Спаса своего» ( Втор.32:15 ). Итак, потерпи пока Господа, как борец, который терпением побеждает наносящего ему удары. Ибо «претерпевый же до конца, той спасен будет» ( Мф.10:22 ). Глава 16 Был один брат, вступивший под начало в общежитие. Он постоянно молчал, сам себя лишая свободы говорить. Другие новоначальные говорили о нем: «Не из благоговения молчит он, а потому что не умеет говорить». Другие же говорили: «Нет, не потому, ибо в нем бес». Брат, слыша сие, не отвечал им, но в сердце своем воздавал славу Господу. Глава 17 Один брат сказал: «Просил я себе у Господа такой помысел смиренномудрия, чтобы, когда брат мой прикажет мне сделать что-нибудь, говорил я помыслу: «Это господин твой, слушай его», – а если прикажет другой брат, опять говорил: «Это брат господина твоего». Если прикажет ребенок, и тогда говорил: «Слушай сына господина своего». И таким образом, противясь чуждым помыслам, при содействии благодати безмятежно делал он дело свое.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tv...

Так, гордость закрывала им врата Царства небесного, ибо Бог гордым противится, как говорит Писание ( Иак. 4:6 ; 1Пет. 5:5 ). Чтобы войти в это Царство, человек должен исправить свою душу, а для самого начала этого исправления необходимо, чтобы человек сознал себя бедным добрыми делами, нищим по душе, нищим духом, он должен быть смиренным. Без нищеты духовной невозможно самое начало нашего исправления. Эта нищета духовная и есть первая ступень на пути к блаженству, первый шаг к Царству небесному. Посему, говорит Господь: Блаженны нищие духом, яко тех есть Царство небесное ( Мф. 5:3 ). Гордый иудей был самодоволен: он и Богу молился непременно с мыслью о своей праведности, как видим мы из притчи о мытаре и фарисее, он внутренне восхищался своею святостью, поклонялся своим достоинствам. Не таков человек нищий духом, смиренный. Раз он сознал себя нищим духовно, он скорбит, он плачет о своих грехах, и скорбь эта, плачь, это сокрушение о грехах, если оно искренне, поможет ему, наверное, изгнать из своей души худое. Пребывание греха заставляло его плакать, удаление от греха приносить ему чувство радости, утешения. Посему: Блаженны плачущие: они утешатся ( Мф. 5:4 ). Гордый, самодовольный иудей с холодным презрением, с нескрываемым отвращением смотрел грешника: он жесток был в суде над ним; вспомним только Симона – фарисея и жену-грешницу. Не таков нищий духом. Видя ясно свои грехи, скорбя о них, он делается снисходительным к грехам других, он чужд презрения к кому бы то ни было; он делается кротким, способным к милости и любви, способным войти в Царство, в наследие милосердного и любящего Бога, Который, по слову Иоанна Богослова, и Сам любы есть ( 1Ин. 4:8, 16 ). Посему-то: Блаженны кротции, ибо они наследят землю ( Мф. 5:5 ). Самодовольные, гордые своею праведностью иудеи уже по этому самому не искали правды для себя, потому что считали себя преисполненными правды, они только умели замечать чужие неправды, как фарисей у мытаря, и чем далее шло время, тем более и более они погрязали в своих неправдах, тем более и более удалялись от Царства Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Св. ап. Павел так же называет эти книги «Писанием»: «...Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях (γραφας γαις [графэс агиэс])» ( Рим.1:2 , см. Рим.4:3, 9:17; 10:8 ). Тот же термин встречается и у других апостолов (см., например, Иак.2:23; 4:5 ; 1Пет.2:6 ) 11 . Иногда как синоним используется слово γρμμα [грамма], например, «Как Он знает Писания (γρμματα [граммата]), не учившись» ( Ин.7:15 ). Св. ап. Павел пишет своему ученику Тимофею: «ты из детства знаешь священные писания τ ερ γρμματα [та иера граммата], которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» ( 2Тим.3:15–17 ). Эти слова св. ап. Павла объясняют значение Священного Писания для всех верующих во Христа. Богодухновенность делает Писание «полезным для научения, обличения и исправления», потому что не содержит никакой лжи или заблуждения, а одну только неизменную Божественную истину. Этот дар делает всё более и более совершенным в праведности и вере читающего Писание, превращая его в Божиего человека или, как ещё можно сказать, освящая его 12 . Книги. Евреи для наименования отдельных частей или всего сборника Священного Писания использовали термин [сэфарим], то есть «книги», «свитки», от слова [сэфэр] – «свиток», «книга», например: «В первый год царствования его я, Даниил, сообразил по книгам () число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку...» ( Дан.9:2 ). «И читали из книги () закона Божия каждый день...». ( Неем.8:18 ). Похожее название с указанием на святость книги ( [сифрэй ха-кодэш] – «Священные книги») а так же [китвэй ха-кодэш] («Священное Писание») встречается в мишнаитских и талмудических трактатах 13 . Библия. Это название происходит от греческого слова βιβλα [вивлиа] – «книги» и является синонимом слова [сэфарим]. Слово βιβλα – форма множественного числа от βιβλον [вивлион] – «книга». Происхождение самого слова βιβλον связано с финикийским портом Библос (библейский Гевал). Через него шла торговля папирусом, главным писчим материалом древности. Впервые этот термин по отношению к Пятикнижию используется в Послании Аристея датируемого примерно серединой II в. до Р.Х., в котором, правда, употребляется единственная форма (ν τ ββλ [эн ти вивло] – «в книге», т.е. «в Пятикнижие»). Примерно в то же время (в 132 г. до Р.Х.) термин βιβλα для обозначения для всего корпуса Священного Писания встречается в прологе книги Премудрости Иисуса сына Сирахова.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Что злоба совершенно несовместима с благодатию Святого Духа, об этом в Божественном Писании говорится так: Яко в злохудожную душу не внидет премудрость ( Прем. 1:4 ). А гордость настолько противна Богу, что ради нее, как учит св. Иоанн Лествичник , мы не только лишаемся благодати, но самого Бога делаем своим врагом, почему в Священном Писании сказано: Бог гордым противится, смиренным же дает благодать ( Иак. 4:6 ; 1Пет. 5:5 ; Притч. 3:34 ). Поэтому будем, возлюбленные о Христе братья и сестры, удаляться от всех страстей и в особенности от блуда, злобы и гордости, чтобы не лишиться нам благодати Святого Духа, а вместе с нею не потерять своего вечного спасения. Да, Господь не с тем дает нам в таинствах крещения и миропомазания благодать, чтобы затем отнять ее от нас хотя бы и за грехи наши. Нераскаянна бо (непреложны) дарования и звание Божие, говорит Ап. Павел ( Рим. 11:29 ). Даже при самых великих, смертных грехах эта благодать, хотя и удаляется от нас, но не перестает быть нашею собственностью. Поэтому достаточно нам покаяться, чтобы она опять вошла в наши сердца. Даже после смерти сия божественная благодать продолжает быть нашею. И лишь на страшном суде Христовом, если мы недостойно сей благодати провождали свою жизнь на земле, она отнимется от нас навеки. Только после этого мы, как не имеющие благодати Святого Духа, или, как говорит св. Симеон Новый Богослов , сей брачной одежды 82 , будем осуждены на вечные муки. Эта мысль об окончательном отделении от нас за наше нерадение крещенской благодати Святого Духа, по толкованию св. Василия Великого , выражается в следующих словах нашего Спасителя: Приидет господин раба того (разумеется, беспечного) в день, в оньже не чает, и в час, в оньже не весть: и растешет его (т.е. навсегда отделит от него, как объясняет св. Василий Великий , благодать Святого Духа), и часть его с неверными положит ( Лк. 12:46 ) 83 . Чтобы не случилось с нами сего, будем, возлюбленные, всегда помнить слова Ап. Павла: Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией ( Евр. 12:15 ). Поэтому будем хранить полученную нами при крещении благодать Святого Духа и раскрывать ее посредством бескомпромиссной борьбы со своими страстями и ревностного исполнения божественных заповедей. Будем провождать жизнь в целомудрии, христианской любви и смирении.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Цель испытаний и страданий: «Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» ( Рим.5:3–5 ). – «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным чрез него доставляет мирный плод праведности» ( Евр.12:11 ). – «Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» ( 2Кор.4:17–18 ). – «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» ( Деян.14:22 ). Чувства, с которыми должны переноситься испытания и страдания (надежда на Бога, готовность принять искушения, ожидание будущих благ загробной жизни, терпение, благодарность к Богу): «Мы отвсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся» ( 2Кор.4:8 ). – «Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» ( Ис.41:10 ). – «Сын мой! если ты преступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению» ( Сир.2:1 ). – «Кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале» ( Иак.1:23 ). – «Думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» ( Рим.8:18 ). – «Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да соделает непоколебимыми. Ему слава и держава во веки веков. Аминь». ( 1Пет.5:10–11 ). – «Благословен Господь всякий день. Бог возлагает на нас бремя, но Он же и спасает нас. Бог для нас – Бог во спасение; во власти Господа Вседержителя врата смерти» ( Пс.67:20–21 ). – «Утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны» ( Рим.12:12 ). Конец злу: «Избавит меня Господь от всякого злого дела, и сохранит для Своего Небесного Царства. Ему слава во веки веков. Аминь». ( 2Тим.6:18 ). – «Бог для нас – Бог во спасение; во власти Господа Вседержителя врата смерти» ( Пс.67:21 ). – «Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои» ( Пс.125:5–6 ). – «Блажен человек, который переносит искушение; потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» ( Иак.1:12 ). – «В Твою руку предаю дух мой; Ты избавлял меня, Господи, Боже истины» ( Пс.30:6 ) – «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» ( Откр.2:10, 21:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Слова Христа Спасителя: «говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда. Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» ( Мф.12:36–37 ), – эти слова непременно должны быть принимаемы во внимание всяким христианином, при той свободе слова, какая дарована ему теперь, если только он желает достойно ходить своего звания христианского ( Еф.4:1 ). Поэтому не без разбора и не без размышления он должен употреблять свое слово, а с великим тщанием и осторожностью. Если за всякое праздное только и невинное само по себе слово мы подлежим ответу на суде, то тем более, конечно, за слово «хульное на Бога» ( Деян.6:11 ) или оскорбительное отношение к ближнему своему. «Если кто скажет слово на Сына человеческого, – учит Сам Христос, – простится ему: если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» ( Мф.12:32 ). «Кто скажет брату своему: рака (т. е. пустой человек), подлежит синедриону (т. е., верховному судилищу); а кто скажет: безумный, подлежит геене огненной» ( Мф.5:22 ). Так строго судит о слове человеческом воплощенное Слово Божие, Господь наш Иисус Христос ( Ин.1:14 ). Сообразное с этим судом учение находим мы во всем, не только Новом, но и Ветхом Завете. «Никакое гнилое слово – учит Апостол Христов, – да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» ( Еф.4:29 ). «Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» ( Кол.4:6 ). Мы должны «удерживать язык свой от зла и уста свои от лукавых речей» ( 1Пет.3:10 ) и «говорить истину», одну только истину, «каждый ближнему своему» ( Еф.4:25 ). Если «всякий человек должен быть медлен на слова» ( Иак.1:19 ), то тем более христианин, знающий, что он «от своих слов или оправдается, или осудится» ( Мф.12:37 ). К нему, поэтому, вполне приложимо изречение Премудрого: «слова твои да будут немноги» ( Ек.5:1 ), потому что сила и действенность речи заключается не в количествеслов, а в их качестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Romas...

д) Свидетельство богосыновства, его исторический смысл и богословское содержание. е) Принятие Мессианского призвания и силы Духа Св. на предстоящее служение, Лк.4:14 ; Деян.10–38 . ж) Образ крещения Духом Св. для новозаветной церкви, ст. 8 и пар. (Крещение и возложение рук апостольских, соответствующее нашему современному миропомазанию, были тесно между собою связанными таинствами, как и в настоящее время в Православной Церкви, ( Деян.8:14–17, 10:44–48, 19:5–6 ). з) Откровение в богоявлении, троичности Божества. Ср. Быт.18:1 ; Ис.48:16 . II. Искушение Христа в пустыне, ст. 12–13 Время, побуждение, место, продолжительность, внутренние и внешние условия, помощь свыше, искуситель, ст. 12–13; cp. 3Цар.18:12 ; Иез.8:3 ; Откр.1:10 . Смысл искушения вообще, 1Пет.4:12 ; Иак.1:2–4–12 ; Втор.8:2–6–16 ; Быт.22:1 сл. Связь с крещением; испытание диаволом Христа в сознании Им Своего Мессианского достоинства и богосыновства, засвидетельствованного во время крещения. «Подлинно ли Ты Сын Божий?» Ср. Быт.3:1 . Таинственность искушения Христа и образный характер описания его в Мф.4:3–10 и Лк.4:2–13 . Исторический смысл: связь с началом Мессианского служения; паралл. с Исх.34:28 и пар. и 3Цар.19:8 ; вопрос o пути Мессианского служения и характере Мессианского царства (в известн. смысле – об отношении к обычным иудейским представлениям о Месс. царстве) и об употреблении сверхестеств. силы: а) для служения элементарным инстинктам и своим личным потребностям (питания, самосохранения), б) для убеждения людей в своем Мессианстве и побуждения их к исполнению, в целях спасения (какого?), Его заповедей. Религиозно-нравственный смысл: а) вопрос об отношении к свободе: аа) обеспечение полной личной свободы и независимости; бб) употребление насилия и принуждения в деле спасения людей, ограничение их нравственной свободы; отсюда: б) вопрос о внешнем и внутреннем господстве, о приятии пути Голгофы. Типический характер искушений Христа; а) искушение посредством телесных нужд, б) искушение духовной гордостью,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/besedy...

Здесь, на земле, мы просим друг друга молиться за нас. Почему же нельзя просить об этом святых Ангелов и угодников Божиих, связанных с нами любовью о Господе! «Много может усиленная молитва праведного» ( Иак.5:16 ); «очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их» ( 1Пет.3:12 ). Если бы святые угодники на небе перестали молиться о живущих не земле, это значило бы, что они перестали любить людей, ибо молитва есть выражение любви. Это значило бы, что они уже не пребывают в Боге, ибо «кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8 ). Но такое невозможно и предположить! А так как они желают молиться за нас, то как нам не просить их об этом? Обращаясь к ним с молитвой, мы просим их быть нашими заступниками и ходатаями пред Богом. Ведь они предстоят перед Ним, они рядом, а мы далеко, и через них мы просим Бога о милости. Мы знаем, что Святые могут помочь нам не сами по себе, а только своими молитвами за нас. Потому и молитва наша к Богу отличается от молитвы к святым угодникам. К Богу мы взываем: «помилуй...», «спаси...», а к святым: «Моли Бога о нас». Такой молитвой мы нисколько не умаляем славу Божию, как считают протестанты. Напротив, сознавая свое недостоинство, свою греховную нечистоту, мы Не дерзаем взывать прямо к Творцу, Который по нашим грехам часто не исполняет наших просьб. «Когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, я не слышу» ( Ис.1:15 ). Мы обращаемся к Его друзьям, надеясь на их заступничество и помощь. Таким образом, единственное искупительное ходатайство Христа за нас перед Богом не исключает, а, наоборот, предполагает молитвенное ходатайство святых Ангелов и угодников Божиих. Христос есть Ходатай, не требующий Себе других ходатаев. Святые же и на земле нуждались в Его ходатайстве и нуждаются в нем на небе. Христос – Ходатай по Своей природе, а Святые – по благодати. Они просят и молят за нас Бога не в свое имя, а во имя Христа, от Которого и получают силу. Если согласиться с протестантами, считающими, что у нас есть лишь один Ходатай и Молитвенник – Господь Иисус Христос, то как тогда понимать слова апостола Павла, который постоянно просил чад своих молиться за него: «...умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовию Духа, подвизаться со мной в молитвах за меня к Богу»? ( Рим.15:30 ; см. также Еф.6:19 ; Кол.4:3 ; Евр.13:18 ). Апостолы убеждали христиан молиться друг за друга: «носите бремена друг друга и таким образом исполните закон Христов» ( Гал.6:2 ); они и сами всегда молились за людей: «непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих...» ( Еф.1:16 ; см. также Флп.1:34 ; 2Сол.1:11 ). В Священном Писании немало и других примеров ходатайства за людей пред Богом святых Ангелов и угодников Божиих. Так пророк Захария видел Ангела, молившегося за народ иудейский ( Зах.1:12–13 ). В книге Маккавейской читаем, как святой праведник Ония молился за весь народ иудейский после своей смерти ( 2Мак.15:12–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

2. Поэтому, о возлюбленная и верная в Господе Килония, – ибо к тебе с этого места мое слово, – я весьма радуюсь твоей истинной мудрости. Ибо истинная мудрость есть та, о которой рассуждает Соломон: «Начало мудрости – страх Божий» ( Притч. 1, 7 ). Это для многих показалось трудным, ибо на таких (людей) находят многие искушения. Говорю я об этом (по той причине), что брат, (написавший) мне послание, сказал мне то же самое: «Все твои бедствия и все (то, что) ты терпишь – Господни, как принятое тобою ради Его имени» ( Евр. 12, 5–6 ; ср. Притч. 3, 11–12 ). 3. Таков путь тех, которые жаждут небесного ( Мф. 6, 33 ; сравн. Кол. 3, 1 ) и стремятся к обладанию им. (Но), если путь этот узок ( Мф. 7, 14 ), то он и краток и выводит приходящих на великий простор и на свет. 4. Таков порядок для получения нами вечной жизни и этих неувядающих венцов ( 1Пет. 5, 4 ). Иаков сказал: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, сделавшись искусным, он получит венец жизни» ( Иак. 1, 12 ). И какая польза человеку, – (употребим) Христово изречение – «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душу свою погубит?» ( Мф. 16, 26 ). 5. И притом жизнь эта весьма несчастна и не имеет ничего истинного, а Давид сказал: «Дни... наши – в них семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и большая часть их – труд и болезнь» ( Пс. 89, 10 ). 6. Поэтому (Моисей) захотел страдать с народом Божним ( Евр. 11, 25 ). А народ Божий – это те, которые получили дар горнего призвания ( Кол. 3, 1–2 ) и, ради (этого), приняли многие скорби ( Деян. 14, 22 ). Поэтому они не услышали, как тот богач, что они получили доброе свое в жизни своей ( Лк. 16, 25 ). 7. И исполины те, славные изначала ( Вар. 3, 26 ) люди, не сумели ничего достигнуть той силой и гордостью, как сказал и пророк Иеремия: «Но они погибли от того, что не имели мудрости» ( Вар. 3, 28 ). Глава 5 1. А нам Бог дал знать все, угодное ( 1Кор. 2, 12 ) Ему. Ибо «счастливы мы..., – сказано, – что мы знаем угодное Богу» ( Вар. 4, 4 ). А угодно Богу благоразумие 16 . Благоразумие же состоит в том, чтобы иметь здравый разум и не колебаться злобою мятущихся мыслей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010