в) Для вдов и сирот: «Ни вдовы, ни сироты не притесняйте, – говорит Господь. Если же ты притеснишь их; то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их» ( Исх.22:22, 23 ).– «Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову; а путь нечестивых извращает» ( Пс.145:9 ). – «Оставь сирот твоих, Я поддержу жизнь их, и вдовы твои пусть надеются на Меня», – говорит Господь. ( Иер.49:11 ). г) Для искушаемых: «Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, – говорит Иисус Христос, – и Я завещеваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите за трапезою Моей в Царстве Моем и сядете на престолах, судить двенадцать колен Израилевых. И сказал Господь: Симон, Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас, как пшеницу; но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» ( Лк.22:28–32 ). – «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустил вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» ( 1Кор.10:13 ). – «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен в всем, кроме греха» ( Евр.4:15 ). – «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» ( Иак.1:12 ). «И как ты сохранил слово терпения Моего: то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтоб испытать живущих на земле» ( Откр.3:10 ). д) Для гонимых: «Прибежище твое Бог древний, и ты под мышцами вечными. Он прогонит врагов от лица твоего и скажет: истребляй!» ( Втор.33:27 ). – «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» ( Мф.5:10–12 ). «Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах» ( Лк.6:22–23 ). – «Если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас» ( 2Тим.2:12 ). – «Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явлении славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий почивает в вас ( 1Пет.4:13, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

8. В злохудожну душу не внидет премудрость, ниже обитает в телеси повиннем греху. Прем.1:4 . 8–9. Старайтесь иметь со всеми мир и святость, без чего никто не увидит Господа ( Евр.12:14 ; Кол.3:12–15 сл). 10. Не то угодно Богу, если мы терпим наказание за преступление, но то, если мы, помышляя о страданиях Христовых, переносим скорби, страдая неправедно ( 1Пет.2:19–20 ). 11–12. Искушение, которым испытывает Бог нашу веру, должно принимать с радостью ( Иак.1:2–3 ), а в подвиге терпения ободрять себя примерами других ( Иак.5:10 ). Кто уклоняется от креста Христова, тот не имеет и радости Его в прискорбиях жизни ( Ин.14:27–16:33 ; 2Кор.8:2 ). 13. Не полезна человеку мудрость, если он делает худо ( Мк.9:50 ; Сир.19:21 ). Сила мудрости – добрые дела (ст. 16). 13–14. Многие люди составляют мир, и весь мир подобен земле ( Еккл.12:7 ). 14. Христианские учители подобны небесным светилам и суть светильники, светящие и горящие; на них всякий смотрит, как на город (Иерусалим), стоящий на верху горы (Сиона). 15. Служитель слова Божия или наставник в Христианской вере ( Евр.13:7 ) не должен скрывать в себе духовной мудрости и познания о Боге ( 1Кор.12:8 ), но должен служить и другим полученным от Бога дарованиям ( 1Пет.4:10 ). 16. Хорошо иметь познание о Боге, но добрые дела лучше всякого познания ( 1Кор.13:1–2 ), и суть истинный наш свет и слава ( 1Пет.2:12 ). Итак, отвергнем дела тьмы, и облечемся во всеоружие света ( Рим.13:12 ), помышляя, что истинно (свято), что честно, что справедливо, что чисто (беспорочно), что любезно (Богу), что достославно, что составляет добродетель и похвалу ( Флп.4:8 ). Пастыри и учители Церкви обращают на себя общее внимание (ст. 14): посему никому ни в чем не должны полагать претыкания, дабы не порицали их служения, но во всем должны являть себя, как служители Божии ( 2Кор.6:3–4 ). 18. Нравственный Божий закон, как закон чистый и вечный ( Пс.18:10 ), имеет обязательную силу во всем, для всех и навсегда ( Сир.15:20 ). 19. Между заповедями о любви к ближнему, нет ни одной, которую бы можно было нарушить. Ибо кто сохранит весь закон и после того в одном чем-нибудь, против Бога согрешит, то становится виновен во всем ( Иак.2:10 ), как бы преступник всех заповедей: потому что и одно преступление по суду Божию ведет к осуждению ( Рим.5:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Сказано: «Никто не благ, как только один Бог» ( Мф.19:17 ). «Благ Господь» ( Пс.99:5 ; Наум.1:7 ). «Благ Господь ко всем..., и благ во всех делах Своих» ( Пс.144:9, 17 ). «Господь дает благодать» ( Пс.83:12 ); «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» ( Иак.4:6 ; 1Пет.5:5 , Притч.3:34 ) 91 . Благодать от Благодетеля Бога. «Благодатью, во-первых, называется самое пришествие на землю Сына Божия, Его воплощение и все великое дело нашего искупления, совершенное Им без всяких, с нашей стороны, заслуг: " весте, – говорит Апостол, – благодать Господа нашего Иисуса Христа, яко вас ради обнища богат сый, да вы нищетою Его обогатитеся» ( 2Кор.8:9 ), и в другом месте: «егда благодать и человеколюбие явися Спаса нашего Бога, не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по Своей Его милости спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святаго» ( Тит.3:4–5 ). Благодатью, «во-вторых, называются чрезвычайные дарования, которые даются Богом разным членам Церкви, также без всякой, с их стороны заслуги, на пользу Церкви, для ее распространения, созидания, благоустроения, каковы: дар про-поведания слова Божия на разных языках, дар чудотворений, пророчеств и проч. ( 1Кор.12:4–11 ; Мф.2:22, 23 )» 92 . «Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» ( Ин.1:17 ). Закон и благодать даны от Бога, тот ниспослан чрез раба Его Моисея, а благодать от Него Самого чрез Сына Его 93 . «Закон Моисеев предписывал заповеди, неудобоисполнимые во всей их полноте, и поражал преступника проклятием... Благодать Христова снимает с человека проклятие законное, оправдывает пред Богом, примирив с Ним (ср.: Гал.3:13 ; Рим.5:9–10 ); прощает и очищает грехи и, сообщая многоразличные дары духовные по мере веры ( 1Кор.12:1 и дал.), дает силы исполнять новозаветный закон так, что он кажется игом благим и бременем легким (ср.: Ин.1:9 ; Мф.11:30 ). С пришествием Иисуса Христа на землю, с исполнением на Нем всех обетований и заветов, закон ветхозаветный должен был уступить свое место закону новому, благодатному. «Тени проходят, их место заступает истина», – говорит святитель Григорий Богослов » 94 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Продолжая утешать и укреплять избранного Раба Своего, Господь говорит: во время приятно – в то время, какое было благоприятно для исполнения верховной воли Божией о спасении людей, в это славное, но и трудное, время Господь явил Свою помощь Рабу Своему, истощенному даже до смерти, и сотворил Его или сделал Его снова живым и победительным над врагами Его, дал Его, как Агнца, как Святейшую жертву за грехи мира, и через то – Основателем вечного Завета даже и для язычников, дабы устроить землю, т.е. устроить новую Церковь Божию на земле, в которую вошли бы все, и обитатели пустынь, чтобы и они сделались наследниками обетований о вечном спасении, – чтобы всем узникам и всем сущим во тме, т.е. заключенным в подземные темницы, даровать свободу и свет (ст.6), подобно тому, как это делалось обыкновенно по закону Моисееву в юбилейный год. – Освобожденные и просвещенные Богом, люди составят одно общество, как бы одно стадо, под руководством единого Пастыря – Спасителя. И это стадо будет пастись на всех стезях или при всяких обстоятельствах жизни оно будет совершенно безбедно, без всяких страданий и лишений. – Таково именно и есть стадо Христово, вселенская христианская святая Церковь : истинные члены её, самоотверженно преданные своему Спасителю, ищущие только вечного спасения, чем больше встречающие лишений и бедствий, при всяких обстоятельствах временной жизни, тем более радуются, в надежде за терпение получить венец вечной славы ( Иак.1:12 ; 1Пет.5:4,10 ; 1Фес.2:19 ; 2Тим.4:7–8 ; Отк.2:10 ). 12–13. Вот, одни придут издалека; и вот, одни от севера и моря, а другие из земли Синим. Радуйтесь, небеса, и веселись, земля, и восклицайте, горы, от радости; ибо утешил Господь народ Свой и помиловал страдальцев Своих. (Се, сии издалеча приидут сии от севера и от моря, инии же от земли персския. Радуйтеся небеса, и веселися земле, да отрыгнут горы веселие и холми правду, яко помилова Бог люди Своя и смиренныя людей Своих утеши). Так как для народов всего языческого мира будет открыт источник новой жизни во свете Божественной истины (ст.6), и к нему будут все иметь беспрепятственный доступ (ст.9–11); то обратятся и пойдут к Нему отовсюду и всякие народы: от севера (относительно Иерусалима) – из стран, прилегающих к Кавказу и даже из-за Кавказа (Скифы, Славяно-руссы и др.), – от моря, разумеется, обыкновенно, с запада, с берегов и островов средиземного морд (Греки, Римляне и др.), – иные, хотя и не все, придут от земли Персския, разумеется, не только из Персии, но и вообще с Востока, представителями которого и были именно волхвы, приходившие в Иерусалим и Вифлеем на поклонение только-что родившемуся Спасителю мира. 72 Если все народы мира будут возрождены светом Божественной истины; то чувство радости возрожденных отразится и в самой природе внешней: свет неба и цветущий покров поверхности земной, населенность гор и плодоносие холмов, все будет свидетельствовать, что Бог помиловал и утешил смиренных – униженных прежде в рабской неволе – людей Своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Грехи можно загладить, кроме всеобщей благодати крещения и мученичества, многими делами покаяния. Ибо вечное спасение обещается: 1. Не одному раскаянию, о котором говорит апостол Петр: «Покайтеся убо и обратитеся, да очиститеся от грех ваших» ( Деян. 3,19 ); Иоанн Креститель и Сам Господь говорят: «Покайтеся, приближибося Царствие Небесное» ( Мф. 3,2 ). 2. Но еще: любовь покрывает множество грехов ( 1Пет. 4, 8 ). 3. Милостыней врачуются язвы души нашей, потому что как вода угашает огонь, так милостыня изглаживает грех ( Сир. 3, 30 ). 4. И слезы омывают грехи, ибо Давид сказал: «Измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу» ( Пс. 6, 7 ), далее говорит, что он не напрасно проливал их: «Отступите от Мене, вси делающий беззаконие, яко услыша Господь глас плача моего» ( Пс. 6, 9 ). 5. Также заглаждаются грехи исповеданием их: «Исповем на мя беззаконие мое Господеви; и Ты оставил еси нечестие сердца моего» ( Пс. 31, 5 ); еще: «Глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися» ( Ис. 43, 26 ). 6. Скорбью душевною и телесною приобретается отпущение грехов: «Виждь смирение мое и труд мой и остави вся грехи моя» ( Пс. 24, 18 ). 7. Особенно исправлением нравов наших уничтожаются грехи: отымите лукавство от душ ваших, научитеся добро творити, взыщите суда, избавьте обидимого, судите сиру и оправдите вдовицу, и приидите истяжемся и аще будут греем ваши яко багряное, яко снег убелю; аще же будут яко червленое, яко волну убелю ( Ис. 1, 16–18 ). 8. Иногда молитвы святых заглаживают грехи… 9. Иногда делами милосердия и веры: милостынями и верами очищаются греси ( Притч. 15,27 ). 10. Содействие обращению и спасению других: яко обративый грешника от заблуждения пути его, спасет душу от смерти и покрыет множество грехов ( Иак. 5,20 ). 11. Прощение другим обид, нанесенных ими нам: «Аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный» ( Мф. 6,14 ). Вот сколькими путями можно заслужить милосердие Создателя. Видя эти пути, никто из желающих спасения не должен отчаиваться.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

3Ездр.16:69–78 . Здесь говорится о преследовании Иудеев язычниками. Объясн. Нужно помнить слова апостола: «Если же кто и подвизается, не увенчается, если незаконно будет подвизаться»: 2Тим.2:5 . Мы не должны считать еретиков и заблуждающихся за врагов: 2Фес.3:14–15 , но вразумлять их и обращать от ложного пути повелевается: Иак.5:19 ; Иуд.1:23 . Если непокорные отступники пустословят и учат, чему не должно, то им необходимо заграждать уста: Тит.1:10 ; 1Пет.2:15 . Их не подобает принимать в дом и не следует приветствовать: 2Ин.1:10–11 . Вообще же от таких людей и их рассуждений должно удаляться: Рим.16:17 ; 1Тим.6:3–5 ; 2Тим.3:5 ; 2Фес.3:6 , дабы, сообщаясь с ними, своего ума не повредить: 2Кор.11:3–4 , но молиться о вразумлении заблуждающихся должно: 1Ин.5:16 . Основные места Священного Писания в вопросе об отношении к сектантам Иак.5:19–20 . Братия! Если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасёт душу от смерти и покроет множество грехов. Мф.18:15–17 . Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрёл ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою ещё одного или двух, дабы устами двух или трёх свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Тит.3:10 . Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся. 2Ин.1:10–11 . Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его; ибо приветствующий его участвует в злых делах его. Тит.1:10–11 . Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста: они развращают целые дома, уча, чему не должно, из постыдной корысти. 1Пет.2:15 . Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей. Иуд.1:23 . А других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждой, которая осквернена плотью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

(Этими притчами Христос Спаситель показал, что в Церкви до самого второго пришествия Его будут, как добрые, так и злые, как благочестивые, так и нечестивые). 5. Как говорит слово Божие о том, что в Церкви одни успевают больше в духовном совершенстве, а другие меньше? «В большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении» ( 2Тим.2:20 ). 6. Может ли кто считать себя безгрешным? «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» ( 1Ин.1:8 ). «Все мы много согрешаем» ( Иак.3:2 ). 7. Если бы мы могли не иметь грехов, то зачем Спаситель заповедал нам молиться Богу Отцу о прощении грехов: «Прости нам грехи наши?» ( Лк.11:4 ). 8. Считали ли себя Апостолы достигшими совершенства? «Говорю так не потому, чтобы я уже достиг или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышняго звания Божия во Христе Иисусе». ( Флп.3:12–14 ). 9. Все ли люди предстанут на страшный суд Христов, или одни только грешники? «Всем нам должно явиться пред судищем Христовым, чтобы каждому получить, соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор.5:10 ). «Время начаться суду с дома Божия, если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешник где явится?» ( 1Пет.4:17–18 ). Что на страшный суд Божий предстанут вместе с грешниками и праведники еще более ясно засвидетельствовал Христос Спаситель в следующих словах: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира...

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Преобразил меня Господь покаянием и верою во время всенощной во Владимирской церкви: мертвого сделал живым, унылого – веселым, мрачного – светлым, бессильного – сильным, грешного – праведным, смердящего грехом – благоуханием святым о имени Его, уничиженного – высоким, боязливого – дерзновенным. Слава чудесам Твоея благости и силы, Господи! Благодарю Господа, даровавшего мне вчера вечером по великой Своей милости молитву с обильными слезами (вечерние молитвы и канон с молитвами к причащению) на ходу между садиками в проходе от ворот до церковных домов. 6 августа Отчего грех в нас преобладает и царствует во всевозможных видах, когда против него есть всемогущее, непобедимое оружие – спасительная, всемогущая благодать Господа нашего Иисуса Христа, уже совершившая бесчисленное множество чудес спасения величайших грешников в древние, средние и новые времена, когда против греха – этого безобразия, этой нелепости, тьмы, скверной тли, этого бессилия, этого постыдного рабства, этой многообразной погибели бедного человека – дано столько подручных, для всякого близких средств – молитвы домашние и церковные, Таинства Крещения, Покаяния, Причащения Божественного Тела и Крови, богоучрежденное пастырство, Таинство Елеосвящения, Божие слово, на всё полезное: к учению, к обличению, к наказанию 82 в вере, к утешению и укреплению [ 2Тим.3:16 ], столько поучительных и назидательных, преполезных книг для грамотных и ученых и для самых неграмотных, могущих слушать чтение грамотных, когда и столько мучительных наказаний, естественно следующих за содеянным грехом, должны бы породить ненависть и отвращение к нему? Отчего же грех в нас преобладает? – От нашего маловерия, нерадения и лености, самолюбия, сластолюбия и плотоугодия, от природной наклонности ко греху, ибо помышление сердца человеческого – зло от юности его [ Быт.8:21 ], от невежества, от многообразных искушений со стороны плоти, мира грешного, лежащего во зле, и от диавола, ищущего, кого поглотить [ 1Пет.5:8 ], от несоблюдения церковных заповедей и уставов. Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями [ Гал.5:24 ]. Противостаньте диаволу, и убежит от вас [ Иак.4:7 ]. Господи! Силе и лукавству зла противопостави множество милости Твоей, благодати Твоей, силы и мудрости Твоей, ибо вот зло разливается по земле и топит всех нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

б) твердая вера в Бога: «Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире» ( 1Пет.5:8–9 , Еф.6:16 ). – «Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» ( Иак.4:7 ). в) удаление от греха: «Беги от греха, как от лица змея; ибо, если подойдешь к нему, он ужалит тебя. Зубы его – зубы львиные, которые умерщвляют души людей» ( Сир.21:2–3 ). г) молитва: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» ( Мф.26:41 ). д) надежда на помощь Божью: «Бог производит в вас и хотение и действие, по Своему благоволению» ( Флп.2:13 ), – «Благ Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него» ( Наум.1:7 ). – «Если Бог за нас, кто против нас?» ( Рим.8:31 ). е) призвание имени Иисуса Христа: «именем Моим, – сказал Иисус Христос, – бесы ижденут» ( Мк.16:17 ). ж) пост: «И рече им (Иисус Христос Своим ученикам): сей род ничимже может изыти, токмо молитвою и постом» ( Мк.9:29 ). з) св. Таинства Покаяния и Крещения: (которые у ап. Павла называются шлемом спасения): «и шлем спасения воспримите» ( Еф.6:17 ). и) слово Божие: (которое у ап. Павла называется мечом духовным): «И шлем спасения воспримите, и меч духовный, иже есть глагол Божий» ( Еф.6:17 ). И с к у ш е н и е п о с ы л а е т с я д л я и с п ы т а н и я а) нашей веры: «О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа» ( 1Пет.1:6–7 ). б) нашей любви: «Не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей» ( Втор.13:3 ). в) нашего повиновения: «И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет» ( Втор.8:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Учение о Духе Святом в Новом Завете. Часть 5: апостолы Иаков, Петр, Иуда Апостол Петр. Икона конца 6 в. В послании апостола Иакова, более назидательном, нежели вероучительном, Лицо Святого Духа упоминается только раз, и то в цитате: не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: до ревности любит Дух, живущий в нас? (Иак 4:4-5). Синодальный перевод ставит здесь “дух” с маленькой буквы, но это никак не может быть человеческим духом, поскольку Его личное действие противопоставляется личным действиям тех, в ком Он обитает (глагол katoikeo — заселять, располагаться, обитать). То, что обитание Духа Святого в верующих исключает их внутреннюю направленность к чему-либо иному помимо Бога, объясняется личностными характеристиками обитающего в них Духа, Который до ревности любит (epipoteo подразумевает очень сильное чувство, букв “томиться по кому-либо”). Источник цитаты неясен, в Писании Ветхого Завета таких слов не найдено. Единственную параллель, которую предлагают Nestle-Aland, это: Я Господь Бог твой, Бог ревнитель (Исх. 20:5). Ревность в Ветхом Завете — одна из основных категорий, определяющих отношения человека (в составе общины избранных) с Богом: ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его - ревнитель; Он Бог ревнитель (Исх. 34:14, Втор 4:24 и др.), здесь она усвояется Духу. Второй раз в послании pneuma упомянуто в значении духа человеческого (Иак. 2:26). У апостола Петра ссылок на Святого Духа больше и они разнообразнее. Помимо Третьего Лица Троицы pneuma это и человеческий дух — как то, что продолжает существовать после физической смерти (1Пет 3:19). Во многом пневматологические высказывания апостола Петра совпадают с расмотренными выше характерными особенностями пневматологии апостола Павла. Как и у апостола Павла, мы встречаем упоминание Духа в триадологическом контексте, наряду с Отцом и Христом: по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится (1Пет 1:2), также, как у апостола Павла, мы видим здесь освящающее действие Духа Божия (ср. Рим 15:16 и др.). Также, как у апостола Павла, Дух именуется Христовым (1Пет 1:11, ср. Фил 1:19 и др.).

http://pravoslavie.ru/1523.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010