Ваше Святейшество! Святители, украшенные мудростию, нисходящей свыше (Иак. 3:15), человеколюбивыми делами благостыни, чистой любовью сораспятия Христу! Избранием своим ввергаете меня ныне в горнило неизъяснимой, всесовершенной, не иссякающей никогда и не умаляемой ничем Божественной любви — и требуете от меня, грешного и немощного, стать и быть светильником того Огня и того Света, который попаляет все нечистое и просвещает всех, приводя к познанию Истины. Изволением Священноначалия Церкви Русской должно приять сей священный дар и мне. Благоговею пред милостью Промыслителя всяческих, исторгнувшего меня из кипящего душепагубными страстями мира, лежащего во зле (1 Ин. 5:19). Исполняюсь глубочайшей благодарностью к тем, кто стал для меня путевождями по обетованной земле христианской жизни; кто открыл мне неисчерпаемую сокровищницу святоотеческой мудрости. Любовь к слову — как благословенное наследие материнского любящего сердца — привела меня в юности к стяжанию познаний о словесном; затем к подножию величественного строения Церкви Христовой, вход в которую открывается любовью к Божественному Слову. Им, Зиждительным Словом, Отец Небесный сотворил всё. Его, Слово Отчее, послал в мир — и «Слово плоть бысть» (Ин. 1:14), и Ипостасным Словом освятил землю человеческих сердец. Ныне соделывают меня молитвы святительские служителем Единородного Сына и Слова Божия, возводя на преимущественную высоту архипастырского креста. Древность сохранила память о том, как чтущие Единого Истинного Бога, собрав сребро и злато египетской мудрости, употребили его на служение Творцу (Исх. 3:22). Великие святители Церкви Христовой, усовершившись в науках, принесли обретенное умными трудами на алтарь Триипостасного Божества. Подобно сему вел меня многогрешного Господь и дал мне, юному искателю преходящих истин, вкусить любви Христовой и привлек к Себе. Преискренне благодарю святителя Даниила: во дни моего студенчества в большой келье преподобного аввы Сергия он простер надо мной покров помощи и иноческих молитв. Этот покров не отъят и поныне. Господь благоволил мне первые годы монашеского искуса провести в послушании приснопамятному Святейшему Патриарху Алексию II и зреть сокровенный для внешних самоотверженный подвиг «право правящего слово истины». Время преподавания в Московских духовных школах стало продолжением собирания духовных сокровищ и раздаяния их искателям Божественной мудрости. Смиренно и с любовью благодарю единомудренную, украшенную добродетелями мироотречного жительствования братию обители Сергиевой, из коей и Преосвященного Даниила извел Пастыреначальник Христос на высокое претрудное поприще. И сердце мое исполняется радости о том, что не отринута была лепта моих малых трудов в его великом делании возрождения церковной жизни в самой дальней, островной епархии Российской Церкви, ее дальневосточного форпоста — Сахалина и Курил.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1996101...

Объяснение. Апостол, говоря об оправдании без дел, разумел то оправдание, которое подаётся в Крещении: 1Кор.6:11 ; а не то, которое будет подаваться на суде Христовом и будет окончательным: Мф.25:34–35 . Первоначальное примирение с Богом подаётся по одной вере в заслуги Христа, за нас пострадавшего, однако окончательное примирение и оправдание подаётся тому, кто, по словам апостола, последует стопам Его: Рим.12:1 . Конечно, наша жизнь так греховна, что трудно нам надеяться на оправдание своими делами, поэтому и умоляем Господа, чтобы Он не входил с нами в суд, но это не значит, что мы не обязаны заботиться о добрых делах. 1Кор.1:7–8 . «Так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа». Объяснение. Господь, как Лоза истинная, утвердит до конца те ветви Своей лозы, которые пребывают в Нём и приносят плод: Ин.15:4–5 ; питаются Телом и Кровью Его: Ин.6:56 ; слушают не только Его, но и посланных Им: Лк.10:16 ; Мф.28:17 ; ходят тесными вратами, т.е. трудами и подвигами: Мф.7:13:10:22 . Гал.2:16 . «Однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верой в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верой во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть». Объяснение. По учению Писания, существуют два закона: закон ветхозаветный и закон духа жизни во Христе: Рим.8:2 . Апостол Павел здесь и говорит о первом, но из этого нельзя заключать, что христиане свободны от закона Христова – новозаветного, ибо Христос сказал: «От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься»: Мф.12:37 , а если от слов осудишься, то не тем ли более от дел, – а апостол Иаков ясно говорит, что в одной вере, без добрых дел, пользы нет и что такая вера не может спасти: Иак.2:14:17, 19 . Еф.2:8–9 . «Ибо благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

„Внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы (пресвитеры) пасти Церковь ». ( Деян. 20:28 ). „Всякий должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих». ( 1Кор. 4:1 ) (Ср. 2Тим. 1:6 ; Деян. 14:23 ). „Сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей и будет два в плоть едину. Тайна сия велика есть». ( Еф. 5:31–32 ; Ср. Мф. 10:12; 19:11–12 ; 1Кор. 7:8–9 ). „Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего и возставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». ( Иак. 5:14–15 ). Изречения „Кто знает, сколько каждый, живущий на земле, оставляет семян, которым суждено взойти только после его смерти? Кто скажет, какою таинственною цепью связана судьба человека с судьбою его детей, его потомства и как отражаются на них его стремления, как взыскиваются с них его ошибки». (Тургенев). „Легче испорченное возстановить, чем сделать новое из ничего; Господь совершил второе, ужели Он не совершит перваго?» ( Григорий Богослов ). „Чтобы сделать человека святым, необходима благодать; сомневающиеся в этом не имеют понятия ни о святости, ни о человеке». (Паскаль). „Раскаяние есть кровь души» (Бл. Августин). Одни таинства оно сопровождает (крещение, покаяние, приобщение и елеосвящение), другим предшествует (мирропомазание, священство и брак). И цель таинств – одна: теснейшее общение со Христом, приближение к Нему. По покаянному характеру и по цели родственны таинствам: посвящение в иноческий чин и погребение, знаменующее переход души из Церкви воинствующей к Церкви торжествующей. Кто один раз родился, дважды умрет; а кто дважды родился и остался верен второму рождению, умрет лишь однажды. Погружение при крещении – погружение в истину смерти Христовой, в любовь до смерти. (Архим. Феодор Бухарев). „Помазаны вы были на челе, чтобы избавиться вам от стыда, потом – на ушах, дабы получить вам слух слышания божественных тайн, после на ноздрях, чтобы облагоухались вы божественным мирром, далее на груди, да облекшеся в броню правды, станете противу кознем диавольским». (Св. Кирилл Иерусалимский ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Затем во все времена церкви её великие учители останавливали свое внимание на том обстоятельстве, что между самими верующими, как это указано неоднократно и в слове Божием ( Ин. 9:38 ; Лк. 17:5 ; 1Кор. 2:14 ; Иуд. 19 ; Иак. 3:15 и др.) замечаются два рода людей, настолько различных один от другого по степени духовной восприемлемости и уровню естественного развития, что и учительство внутреннее – церковное должно образовать в себе два особых вида, разнящихся между собою как по предметам, так в особенности по способам учения. Поэтому полный состав науки о проповедничестве образуют три части: 1) кериктика (от κηρσσω), не в смысле учения о проповеди вообще, как определяет Штир (Stier) задачу своей Keryktik, а в смысле учения о проповеди собственно миссионерской; 2) катехетики – учение о проповеди как оглашенным, но еще не вступившим в церковь , так и тем простым людям, которые принадлежа к церкви от рождения, не обучены в необходимой мере истинам веры, по недостатку способов к образованию вообще, так что будучи христианами по имени, нередко имеют антропоморфические понятия о Боге, сохраняют языческие верования и нравы (такое понятие о катехетике близко подходит к тому, какое устанавливает о ней Пальмер в своей kathechetik), и 3) собственно гомилетики или учения о проповеди, предлагаемой людям, стоящим по естественному развитию умственных и духовных сил на более или менее нормальном уровне и измлада обученным истинам Веры, нуждающимся поэтому не столько в сообщении им положительного религиозного познания, сколько в правильном направлении и руководстве в жизни и в разъяснении религиозного мировоззрения по отношению его к разнообразным сферам жизни естественной, какова, например, область научных знаний. Этот последний вид проповеди образует по преимуществу проповедь храмовую, церковную; тогда как два первые вида составляют область учительства и внецерковного, для которого в христианском в особенности обществе представляются многие и разнообразные способы, например обучение религии в школах и по домам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Как же он гонит ее? Он из своих уст выпустил на жену воду, как реку, чтобы потопить ее в реке (см. Откр. 12:1–4, 13–15 ). Видите, что делает этот враг-змей? Он не старается кусать зубами ту жену, не терзает ее, не дышит на нее своим ужасным ядом, чтобы повредить ей, не испускает на нее огня своей ярости, чтобы опалить ее, не бьет ее и хоботом, отторгшим звезды: он только воду испустил из уст своих, воду же не морскую, которая по природе своей горька и не вкусна, но воду речную, не горькую, а вкусную. Какое же может быть толкование этого видения? Жена – это образ Церкви Христовой, в особенности же души каждого верующего человека. Змей – это дьявол, гонящий Церковь Христову. Как же он гонит их? Не зубами кусает, ибо не всех он удручает болезнями и осыпает проказой и бедствиями, как некогда по попущению Божию осыпал многострадального Иова. Не терзает их ногтями, ибо не у всех он губит временные блага и богатства, как некогда погубил все богатства и детей Иова. Не дышит он своим ужасным гибельным ядом, ибо не всякого он толкает на все грехи. Не испускает огненного пламени своей ярости, ибо и ярость не у каждого он может легко возбудить. Наконец, он не ударяет и хоботом, ибо не всякого он смутит своей гордыней. Но что же он делает? Испускает из своих проклятых уст воду. Какую же воду? Не морскую, горькую, то есть не влагает в сердце человека горькой памяти страха смертного, грозы Страшного Суда и ужаса мук геенских. Но что же? Он испускает на человека воду речную, сладкую, то есть телесную роскошь, плотские вожделения и сладости плотских грехов, о которых писал апостол Павел к Галатам: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство» и прочее ( Гал. 5:19 ). Этими страстями дьявол теснит человека; в них заключается вся его мощь и сила, ибо ими, как сладкими водами, он легко потопляет всякого, как говорит и Писание: «каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» ( Иак. 1:14 ). Ими он одолевает храбрых Христовых воинов и причиняет многим святым стыд, а иным препятствие.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

По мнению некоторых русских литургистов, именно елеосвящение было способом примирения с Церковью для лиц, чей запрет на причащение распространялся до их смертного часа. «Можно думать, – пишет профессор А. Катанский, – что в первые века христианства для некоторых из грешников, всю жизнь несших покаяние и только при смерти удостаиваемых разрешения, таинство елеопомазания заменяло собою в некоторых случаях разрешение от грехов, обыкновенно подаваемое в таинстве покаяния» . Святоотеческая интерпретация новозаветного текста (Иак. 5:14–15) особенно подчёркивает покаянный характер Таинства Елеопомазания. Видимым знаком примирения с Церковью видится при этом не собственно помазание освящённым елеем, но возложение рук пресвитеров на главу больного . Если помазание елеем было видимым знаком исцеления болезней, тот возложение рук было таким же знаком отпущения грехов. Тем самым оба момента чинопоследования одного Таинства – исцеление и покаяние – выражались через помазание елеем и возложение рук. Такая ситуация с канонической точки зрения порождает два вопроса: 1. Связь Таинства с Евхаристией и правом участия в ней. 2. Право участия в Таинстве Елеосвящения в связи с общей церковной правоспособностью. Относительно первого вопроса следует, видимо, сослаться на (отражающую первохристианскую) практику армянских христиан и сиро-яковитов, предваряющих причащение елеопомазанием. Более того, в Армянской Церкви чинопоследование елеопомазания в какой-то момент заменяет чинопоследование Таинства Покаяния собственно перед причастием. Обязательной формой покаяния Таинство Елеосвящения сделалось для лиц, подвергшихся публичному покаянию. Лишь в IX веке можно видеть то чинопоследование елеосвящения, которому Церковь следует и сегодня [iv] . Поскольку в нём этот собственно покаянный акцент не столь очевиден, следует задаться обозначенным выше вторым вопросом – об ограничении права участия в Таинстве для христиан. Такое ограничение следует понимать в двух смыслах: когда нет необходимости именно данному лицу приступать к Таинству и когда такое лицо прямо не допускается к участию в нём в силу ограничения церковной правоспособности.

http://bogoslov.ru/article/2599680

Последующие отцы и учители церкви не только с буквальной точностью приводили места из послания Иакова, как св. Ириней – это место: верова Авраам Богови, и вменися ему в правду, и друг Божий наречеся 10 ; но указывали притом и на самое имя ап. Иакова. Так, Ориген , приводя места из его послания, называет апостола иногда просто Иаковом: «как у Иакова (сказано): якоже тело без духа мертво есть» 11 , иногда – Иаковом братом Господним: «послушай Иакова брата Господня, говорящаго: иже восхощет друг быти миру, враг Божий бывает» 12 , иногда апостолом Иаковом: «Иаков апостол так говорит: противитеся диаволу, и бежит от вас, приближитеся Богу, и приближится вам» 13 . В древнем сирском переводе (Peschito) есть послание ап. Иакова; Ефрем Сирин пользовался этим посланием, как подлинно апостольским и принадлежащим именно ап. Иакову. – Переводы италийский и коптский 14 , также имели это послание, надписанное именем ап. Иакова. Евсевий, делая замечание о пререкании некоторых против Иаковлева соборного послания, засвидетельствовал однако, что оно вместе с прочими св. книгами читалось всенародно в весьма многих церквах 15 . Бл. Иероним, говоря о св. писателе первого соборного послания, называет его Иаковом, братом Господним, апостолом и предстоятелем иерусалимской церкви 16 . После IV в. не было уже разногласия об апостольском происхождении послания. Внутренние признаки подлинности Подлинность послания ап. Иакова можно видеть и из самого послания. 1) Об ап. Иакове, которому приписывается послание, древние 17 свидетельствуют, что он отличался необыкновенно строгою и высокою духовною жизнью, за что и дано было ему наименование праведного. Точно таким и оказывается писатель первого соборного послания. Он преподает и раскрывает истины, относящиеся не столько к вероучению, сколько к нравоучению христианскому. В самой премудрости указует он собственно нравственные черты, убеждая испрашивать ее у Самого Бога, а правду внушает в столь строгих и резких выражениях, что, иже весь закон соблюдет, согрешит же во едином, бысть всем повинен ( Иак.2:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Преподобный Антоний Великий: “Не будь искушений, никто не спасется” Но есть и другая причина, объясняющая отмеченное явление. Дело в том, что неприятности, искушения и скорби являются обязательной составляющей нашего спасения. Апостолы Павел и Варнава утверждали учеников в вере, поучая, «что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14: 22). Необходимость для нашего спасения скорбей и искушений такова, что, по свидетельству преподобного Антония Великого, «никто без искушений не может войти в Царство Небесное, ибо, не будь искушений, никто не спасется» . Тем не менее, знакомство с этим законом духовной жизни зачастую не предохраняет нас от недовольства и даже ропота в тех случаях, когда нас настигают скорби, болезни или серьезные неприятности. Обычная реакция в подобных ситуациях: «За что мне это?» – или: «Ну почему это случилось именно со мной?» Ответ на этот вопрос можно найти у апостола Иакова: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1: 13–15). То есть жизненные ситуации вокруг нас складываются таким, а не иным образом, во-первых, потому что мы их воспринимаем в соответствии со своим внутренним состоянием, а во-вторых, по закону, согласно которому подобное притягивается подобным. К примеру, блаженный Феофилакт Болгарский утверждает, что «маловерие привлекает опасности». По этой причине Господь, укрощая в ответ на призыв апостолов бурю, сначала «утишил их душевное волнение, а потом и морское» . Внешние и внутренние обстоятельства складываются для человека таким образом, чтобы ему было легче исправиться Поэтому христианин воспринимает обстоятельства своей жизни как данные ему Богом для исправления и совершенствования. Господь так премудро устроил Свое творение, что все внешние и внутренние обстоятельства складываются для человека таким образом, чтобы ему было легче исправиться.

http://pravoslavie.ru/89237.html

Смирение освободило Ровоама от гнева Божия, надвигавшегося на него и на весь народ (см.: 2 Пар. 12: 7). Также царь Ахав, прогневлявший Бога своими беззакониями, только смирением спасся от ярости Божией. Ибо говорит Бог к Илии Фесвитянину: «Видишь, как смирился предо Мною Ахав? За то… Я не наведу бед в его дни, но во дни сына его наведу беды на дом его» (3 Цар. 21: 29). Таким образом, кто имеет смирение, те избавлены от многих опасностей. Это мы можем понять из слов: «Бог смиряет гордых, и смирение спасает потупляющих очи свои долу». Имеющие смирение возвышаются в Боге, ибо написано: «Смиритесь под крепкую руку Божию, чтобы Он возвысил вас в свое время» (ср.: 1 Пет. 5: 6). Смирение – это поучение от Бога, ибо сказано: «Куда входит гордость, входит и унижение, а уста смиренного изрекают мудрость» (ср.: Притч. 11: 2). Смиренные – наследники Царства Небесного, ибо Бог говорит: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5: 3). Смиренным Бог дает благодать, как написано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4: 6). Смирение в час кончины нашей может заменить собой все добродетели и одно может спасти человека! Это показывает и один святой из «Добротолюбия», когда говорит: «Скажу тебе странное слово, и не дивись. Даже если ты не стяжал бесстрастия из-за навыка, обладающего тобой, но если во время исхода своего пребудешь в глубине смирения, то вознесешься не менее бесстрастного, превыше облаков. Ибо хотя сокровище бесстрастных собрано из всех добродетелей, но драгоценная капля смирения дороже всего. Оно служит причиной не только примирения с Богом для того, кто имеет его, но и вхождения вместе с избранными в брачные чертоги Царствия Его» . Это подтверждает и один преподобный отец из «Патерика», говоря: «Чада, знайте, что смирение, без всяких подвигов, спасло многих» . Смирение оправдало мытаря всего лишь несколькими словами (см.: Лк. 18: 13–14), блудного сына облекло в прежнюю одежду (см.: Лк. 15: 22), разбойника на кресте водворило в рай прежде всех праведников и святых (см.: Лк. 23: 42–43).

http://pravoslavie.ru/44293.html

Существенное содержание послания Апостола Иакова состоит в увещании к благоразумному и терпеливому перенесению искушений, как имеющих благотворное значение в ходе благочестивой жизни. Выясняя взгляд на искушения, применительно к тем обстоятельствам, по поводу которых он писал, Апостол Иаков говорит: «с великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие»... ( Иак.1:2–4 ). Бывайте творцы слова, а не точию слышателие ( Иак.1:22 ). Иже бо весь закон соблюдет, согрешит же во единем, бысть всем повинен ( Иак.2:10 ). Кая польза, братие моя, аще веру глаголет кто имети, дел же не имать: еда может вера спасти его (14)? Якоже бо тело без духа мертво есть, тако и вера без дел мертва есть (26). Указывая далее разные обстоятельства, производящие искушение, а именно: злословие, ложную мудрость (3 гл.), сластолюбие, клевету (4 гл.) и притеснение бедных богатыми, святой Иаков возвещает, в чем должна состоять истинная мудрость ( Иак.3:17 ), советует повиноваться Богу и противиться диаволу ( Иак.4:7 ), избегая клеветы и осуждения ( Иак.4:11–13 ); богатым же угрожает грядущими скорбями ( Иак.5:1 ). В заключение увещаний святой Иаков говорит: Долготерпите убо, братие моя, яко пришествие Господне приближися ( Иак.5:8 ). Терпение Иовле слышасте и кончину Господню видесте (11). В конце послания святой Апостол Иаков дает повеление в случаях болезни верующих призывать пресвитеров церковных для молитвы над больным и помазания его священным елеем ( Иак.5:14–15 ) и увещевает молиться друг за друга, ибо много может молитва праведнаго поспешествуема (16). Дух и характер послания Апостола Иакова, как и язык, во многом напоминают воодушевленное, пламенное слово замечательнейших ветхозаветных пророков, которым Иаков является подобным и в способе обращения, равно как в картинности и живости изображения, и меткости сравнений глубокознаменательных и образных. Но, напоминая речь пророков, Апостол Иаков ведет ее в чисто христианском духе, причем нередко почти с буквальною точностью воспроизводит некоторые Евангельские изречения и мысли, особенно же из бесед Спасителя, находящиеся в Евангелии святого Апостола Матфея. Церковное употребление послания

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010