Местные епископы, которые находились в общении с Феофилом по всему Востоку, дошли до столь великой жестокости, как сказал пришедший монах, что многие из них не только не выказывали должного благоразумия, но, поднося дары, убеждали солдат префекта быстрее изгонять узников из городов. Особенно отличились епископы Тарса, Антиохии 748  и Евлогий, епископ Кесарии Палестинской 749 . Но впереди всех оказались епископ Анкирский и Аммоний, епископ Иелузы 750 . Они, с одной стороны, дарами, а с другой – угрозами еще более ожесточили против них солдат, чтобы они не соглашались допускать к ним желающих помочъ мирян, подобно тому, как и блаженный Иоанн в соборных посланиях пишет Гаию против некоего епископа, вверяя Гаию странноприимницу и умоляя его не подражать порочным епископам. Слово Иоанна содержало следующее: Возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине. Возлюбленный! Молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя. Ибо я весьма обрадовался, когда некоторые пришли и засвидетельствовали, как ты ходишь в истине и каким образом ты упокаиваешь святых. Для меня нет большей радости. После этого он добавляет: Я писал церкви, но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас, понося нас злыми словами, и, не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви. Затем он советует: Возлюбленный, не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога ( 3Ин. 1–4, 9–11 ). Мы вспомнили все сказанное о злых делах прежних времен, чтобы показать намерения нынешних Диатрефов.  Однако диакон (который сопровождал епископов), похвалил и восхищался епископами Второй Каппадокии, которые со слезами весьма сострадали сосланным епископам, особенно кротчайший Феодор, епископ Тианский 751 , Боспорий Колонейский 752 , сорок восемь лет находившийся в епископском сане, и Серапион Острацинский 753 , который пребывает в епископском служении уже сорок пять лет. Потеряв дар речи на долгое время, Феодор , наконец сказал: Зачем мы спрашиваем об этом, отче? Разве не последние времена ( 1Ин. 2:18 ) и отступление, по словам Павла, входят через эти события, да, наконец, откроется сын, погибели, противящийся (2Фес, 2:3–4)? Ибо порочные благоденствуют и достигают своей цели, остаются на своих местах, обладают силой, угнетают добрых, грабят их. Меня бросает в дрожь от близости этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Миссионер. Но так говорит ев. Иоанн не о всём св. Писании, а лишь о своём Евангелии, значит, по-вашему, возможно спастись и одним Евангелием Иоанна! К чему же тогда прочие свящ. Писания? Христос Спаситель повелевает верующим принимать и исполнять не часть, а всё Его учение. «Если пребудете во Мне говорит Он, и слова Мои в вас пребудут…; если заповеди Мои соблюдете, как я соблюл заповеди Отца Моего…, то пребудете в любви Моей… отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судию себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его…, ибо Я говорил не от Себя, но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец… и кто от Бога, тот слушает слова Божии» ( Ин.15:7–10, 12:48–50, 8:47 ). Не ясно ли отсюда, что Христос повелевает нам хранить всё, что Он сказал, если желаем пребыть в Его любви. Посему-то Он, заботясь о нашем спасении чрез сохранение у нас всех слов Божиих, сказал апостолам: «Я умолю Отца – и даст вам Духа Истины…, Который намучить вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам.., и будущее возвестит вам» ( Ин.14:17–26, 16:13 ) и пред вознесением Своим на небо повелел им: «идите (разумеется, после научения от Св. Духа, бывшего в день 50-цы), научите все народы…, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам», и только поверивший и принявший всё спасен будет ( Мф.28:19–20 ; Мк.16:16 ). Так, по заповеди Христа, апостолы и поступали: они «возвещали всю волю Божию» ( Деян.20:27 ) и убеждали верующих «исполнять всё, чему они научились, что приняли и слышали и видели в них» ( Флп.4:9 ). Вслед за апостолами и св. Церковь православная учит, что для спасения необходимо принять всё слово Божие, как записанное апостолами в св. Писании, так и переданное ими устно ( 2Ин.1:12 ; 3Ин.1:14 ), посеянное в сердцах и памяти верующих ( Лк.8:11–12 ; 1Кор.11:2 ; 2Кор.2:17, 3:1–3 ; Деян.20:31–35 ; 1Сол.4:9 ). И только тот дойдет до истинного познания, кто «помнит всё апостольское и держит предания их так, как они передали», т. е. «или словом, или посланием» ( 1Кор.11:2 ; 2Сол.2:15 ; 1Сол.2:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Многое и другое сотворил Иисус, но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому бы миру не вместить бы написанных книг» ( Ин.21:25 ). Св. апостолы даже и не заботились о том, чтобы записать все свое учение. Например, тот же апостол Иоанн в конце своего второго и третьего послания пишет: «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полная» ( 2Ин.1:12 ). «Много имею я писать, но не хочу писать к тебе чернилами и тростью, а надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам». ( 3Ин.1:13–14 ). Иногда же апостолы писали не полностью божественное учение, а лишь кратко. «Се кратко написал я» – говорит св. апостол Петр в своем первом послании ( 1Пет.5:12 ). «Мне через откровение возвещена тайна, о чем я и выше писал кратко», – пишет св. апостол Павел в послании к Ефессянам ( Еф.3:3 ). Где же содержится та часть Божественного учения, которая не записана в Св. Писании? Содержится она в так называемом Священном Предании. Что такое Священное Предание? Священным Преданием называется учение Спасителя и апостолов, незаписанное в книгах Св. Писания, а сохраняемое и распространяемое в устной передаче. Так как Священное Предание является учением Господа и апостолов, то оно для христиан одинаково важно и необходимо, как и Священное Писание . Вот почему святые апостолы заповедовали христианам свято и нерушимо соблюдать Св. Предание. Так св. ап. Павел написал в послании к Фессалоникийцам: «Братия! Стойте и держите Предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Фес.2:15 ). Кто из христиан соблюдал Предание, того апостолы хвалили: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните, и держите Предания» – писал апостол Павел Коринфянам ( 1Кор.11:2 ). А кто не поступал по Преданию, от того апостолы повелевали удаляться: «Завещаем же вам, братия, удаляться от всякого брата, поступающая бесчинно, а не по Преданию, которое приняли от нас». ( 2Фес.3:6 )- заповедовал христианам св. апостол Павел. Кто же хранил и хранит в Церкви Св. Предание? Хранителями Священного Предания сначала были святые апостолы, а когда пришло время их кончины, они передали Св. Предание своим преемникам – пастырям Церкви. Апостол Павел об этом так писал своему ученику Тимофею: «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня» ( 2Тим.1–13 ). «И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» ( 2Тим.2:2 ). «О, Тимофей! Храни преданное тебе» ( 1Тим.6:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Можно ли, пребывая в военной службе, быть истинным праведником? Можно. Сотник Корнилий был воин и в тоже время, по сказанию книги Деяний, был «благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу» ( Деян. 10, 2 ). Часть третья. Об источниках христианского вероучений. XXI. О св. Предании. Чем можно объяснить причину столь многих заблуждений сектантов? Причина заблуждений сектантов прежде всего объясняется тем, что они не знают всего учения Спасителя и св. апостолов. Чем можно доказать, что сектанты не знают всего учения Христа и апостолов? Они признают одно только св. Писание, а в последнем записано, но все, чему учил людей Христос и апостолы. Откуда это видно? Это видно из самого же Писания. Так св. Иоанн Богослов в конце своего евангелия пишет: «Много сотворил Иисус пред учениками и других чудес, о которых не написано в книге сей» ( Ин. 20, 30 ). И еще: «Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» ( Ин. 21, 25 ). Тот же апостол пишет во втором своем послании: «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам, и говорить устами к устам» ( 2Ин. 1, 12 ср. 3Ин. 1, 13–14 ). Даже то, о чем записано в Слове Божием, изложено не полностью, а кратко «Сие кратко написал я вам,» говорит ап. Петр в своем первом послании ( 1Пет. 5, 12 ). «Мне через откровение возвещена тайна, о чем я и выше писал кратко» пишет ап. Павел в послании к Ефесянам ( Ефес. 3, 3 ). Где же содержится полностью учение Спасителя и св. апостолов? В свящ. Предании. Что такое св. Предание? Св. Преданием называются истины Божия, не записанные во св. Библии , а либо хранившиеся в памяти христиан от Христа и Апостолов, либо открытые Духом Божиим Святым Отцам. Кто положил начало св. Преданию? Начало св. Преданию положил Сам Спаситель, Который не записывал Своего учения, а проповедовал его устно. Также и многие из апостолов и учеников Христа не оставили никаких Писаний, а передали свое учение людям устно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Молитва о больных. Апостол Иаков пишет: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего» 799 . Молитва о здоровье. Тот же апостол, святой Иаков, заповедует: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» 800 . Пророк Илия заключил небо, и не было дождя три года и шесть месяцев 801 . И апостол Иоанн пишет Гаию: «молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем» ( 3Ин. 1, 2 ). О молитве друг за друга см.: Кол. 1:3, 9; 4:3 ; 1Фес. 5, 25 ; Рим. 15, 30 ; 2Кор. 1, 11 ; Флп. 1, 4 ; Флм. 1, 4 . Молитва об умножении любви. Апостол Павел пишет филиппийцам: «молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве» ( Флп. 1, 9 ). Молитва о даре назидания (см.: 1Кор. 14, 13 ). Молитва против сатанинских сил (см.: 2Кор. 12, 8 ). Молитва о совершенстве верных (см.: 2Кор. 13, 9 ). Молитва о всех людях (см.: 1Тим. 2, 1 ). Молитва о Пришествии Господа Иисуса (см.: 2Фес. 2, 1 ). Молитва о встрече с друзьями ( 1Фес. 3, 10 ): «чтобы видеть лице ваше», пишет святой Павел. Молитва духом важнее всего (см.: Еф. 6, 18 ; 1Кор. 14, 14–19 ). Молитва общая в храме (см.: Деян. 3, 1 ). И так далее, без конца и края. Святые отцы – наследники апостолов – составили молитвы, в соответствии с накопленным опытом, на всякую потребу человеческую и на все случаи жизни. Православная Церковь хранит этот опыт, называя его Священным Преданием. А Священное Предание – первостепенная вещь на свете. Ведь оно подтверждает Священное Писание из века в век и из поколения в поколение. Священное Писание не дополняется ничем и никак, оно остается навеки таким, каким было, с его примерами и событиями. Священное же Предание дополняется все новым и новым опытом и сокровищами духовными, и этим все больше освещается и раскрывается Священное Писание Божие. Благодаря своему богатому Преданию Церковь Православная превосходит все Церкви. Протестанты, не имеющие Священного Предания, являют собой отчаяние и убожество. Ведь без Священного Предания тяжело принять Священное Писание как Книгу жизни. Жизнь течет как река: где-то тихо, а где-то с грохотом, с водопадами, с наводнениями. Все эти изменения жизненной реки предначертаны Священным Писанием и глубоко освещены и показаны в Священном Предании.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Молитва о ниспослании Духа Святого. Величайший дар, который человек может получить от Троичного Бога, – это Дух Святой. Приявший Духа получил всё. Бог же подает Духа Своего тем, кто просит об этом у Него. Какой из вас отец, – сказал Иисус, – когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?.. Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него ( Лк.11:11.13 ). Подготовка к молитве. Сказал Господь: И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши ( Мк.11:25 ). Это соответствует общему и существенному евангельскому правилу: «Делайте – и вам будут делать. Давайте – и дастся вам. Прощайте – и простится вам (и прощены будете) ( Лк.6:28,37 ). Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» ( Мф.7:2 ). Святитель Иоанн Милостивый не захотел причаститься на Литургии, пока перво-наперво не испросил прощения у одного брата, имевшего нечто против него. Апостолы и святые отцы хорошо понимали Иисусову науку молитвы. Посему и сами не переставали молиться, и людям верующим заповедали: Непрестанно молитесь ( 1Фес.5:17 ). Молитва о больных. Апостол Иаков пишет: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего (в серб.:... поможет болящему. – Пер.) ( Иак.5:14–15 ). Молитва о здравии. Тот же апостол, святой Иаков, заповедует: Молитесь друг за друга, чтоб исцелиться: много может усиленная (в серб.: непрестанная. – Пер.) молитва праведного ( Иак.5:16 ). Пророк Илия молитвой затворил небо, так что не было дождя три года и шесть месяцев ( Иак.5:17 ). И апостол Иоанн пишет Гаию: Молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем (в серб.: Молюсь Богу, чтобы во всем тебе было хорошо и чтобы был ты здоров. – Пер.) ( 3Ин.2 ). Молитва друг за друга (см.: Кол.1:3,9; 4:3 ; 1Фес.5:25 ; Рим.15:13 ; 2Кор.1:11 ; Флп.1:4 ; Флм.4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

На такой точке зрения стоит, между прочим, весьма модное теперь так называемое экуменическое движение, не всегда впрочем, так откровенно высказывающееся, из боязни отпугнуть от себя ревнителей Православия. Надо ли говорить о том, что такая экуменическая проповедь ведет лишь к весьма зловредному в делах веры индифферентизму – безразличию к истине, между тем как для христианина выше всего и дороже всего именно истина, хождение в истине, как это особенно выразительно подчеркивает св. ап. Иоанн Богослов в своем втором ( 2Ин.1:1–4 ) и третьем ( 3Ин.1:3–4 ) соборных посланиях. Характерно, что именно такой апостол, как св. Иоанн Богослов, недаром прозванный «апостолом любви» за наиболее полное и возвышенно-одухотворенное раскрытие учения о христианской любви, неумолимо строг ко всем извратителям истины Христова учения. Кто приходит к вам в дом и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его, ибо приветствующий его участвует в злых делах его ( 2Ин.1:10–11 ). Не кажется ли удивительным после этого, что экуменисты хотят быть любвеобильнее самого апостола любви, возлюбленного ученика Христова, св. Иоанна Богослова?! Для христианина дороже всего истина, а потому и единение для христианина дорого только то, которое в истине. «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине, – говорит Сам Господь Иисус Христос, – всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» ( Ин.18:37 ), и увещевает тех, кто желает веровать в Него, познать истину ( Ин.8:32 ), ибо вне этой истины нет свободы от греха, а следовательно нет и спасения. Поэтому не только неправильно, а даже преступно стремиться к какому бы то ни было единению с кем бы то ни было, поступаясь истиной. Вот почему и святые отцы Церкви, столь много и бескомпромиссно боровшиеся с еретиками, искажавшими истину Христова учения, говорят, что есть прекрасное разногласие, как есть и самое пагубное единомыслие. св. Григорий Богослов , столь много заботившийся о мире в Церкви, тем не менее говорит: «А некоторым лучше быть в раздоре, нежели в единомыслии» (Творения, ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Не приказывал Он и Апостолам записывать Своего учения. Посылая их в мир, Он сказал: «...идите, научите все народы ... уча их соблюдать всё, что я повелел вам...» ( Мф. 28:19, 20 ; Мк. 16:15 ). «Идите, научите, проповедуйте, а не пишите книги... И Апостолы, действительно, прежде всего устно учили народ. Так поступили они в день первой христианской пятидесятницы ( Деян. 2, 14 ); также делали после. Вот Апостол Павел в Ефесе три года «день и ночь» ... учил народ ( Деян. 20:31,27 ), а записал ли он сам всё свое учение? Нет. К Ефесянам он отправил одно краткое послание, в котором о многих христианских истинах, напр., о причащении, ничего не говорится. Можно ли после того утверждать, будто Христос заповедал записать Свое Евангелие. – Этот вопрос имеет для нас тем большее значение, что Апостолы в большинстве ничего не писали, – таковы Ап. Андрей, Фома, Варфоломей и другие. Неужели потому кто скажет, что названные Апостолы не исполнили воли Христовой? Нет: Апостолы в большинстве потому не писали, что на то не было заповеди Спасителя; еще и потому, что устную проповедь они предпочитали письменной. Это видно из свидетельства Ап. Иоанна. «Не хочу, – говорит он, – писать на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» ( 2Ин. 1:12 ; ср.: 3Ин. 1:13–14 ). После сказанного спрошу я вас, друзья: правда ли Христос велел записать Его учение? А если велел, где об этом упомянуто в Евангелиях?.. Штундисты молчали. Никакой подходящей заповеди Христовой они не нашли. Я сказал: – Итак, Христос послал Апостолов в Мир учить, проповедовать словом, а не писать книги. И Апостолы, в большинстве, ничего не писали. Поэтому, как нам смотреть на Писанное Слово Божие? Андрей Алексеев ответил: – Хоть и нет заповеди Господней записывать Его учение, но это учение, какое уже есть в святых книгах, содержит в себе всё , что нужно для спасения... Я сказал: – В Слове Божием читаем: «всё Писание Богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» ( 2Тим. 3, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

– Неужели, если к Церкви не принадлежишь, нельзя истинно веровать во Христа и называться христианином? Если кто «Церкви не послушает, говорит Господь, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (МФ.18:17). Тот, значит, – не христианин. – Неужели нельзя узнать истину Христову без Церкви? Нет, нельзя. Сектанты думают, что они узнают истину из св. Писания помимо Церкви, а в слове Божием сказано, что не только на земле истина Божия проповедуется через Церковь ( Деян.1:8 ), но даже «ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» ( Еф.3:10 ). – Почему же именно через Церковь только и можно узнать истину Божию, а не чрез св. Писание, например? Потому что не св. Писание, но Церковь «есть столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ). – Правильно ли думают некоторые, что под Христовою Церковью должно разуметь не общество последователей Иисуса Христа, а учение Спасителя? Такое разумение неправильно, потому что под Церковью в св. Писании всюду разумеется общество исповедников Христовых, а не учение. Если же согрешит против тебя брат твой, говорит Спаситель, ты сначала обличи его наедине, а если не послушает, обличи при двух или трёх свидетелях, но если и их не послушает, «скажи Церкви» ( Мф.18:17 ). Ясно, что сказать можно только людям, а не учению. Значит, Церковь – не учение, но общество. Также в книге Деяний Апостольских говорится, что пресвитеров Ефесских Бог поставил «пасти Церковь Господа и Бога» ( Деян.20:28 ), а пасти опять-таки можно только живые существа, в данном случае – людей, а не учение. И Ап. Иоанн говорит: «Я писал Церкви» ( 3Ин.1:9 ), а писать можно только людям, а не учению. – Нельзя ли назвать Церковью всякое собрание во имя Христово? Нет, нельзя, потому что тогда получится множество всяких обществ, часто враждебных друг другу и друг на друга не похожих, и всех из придётся признать за подлинно христианские общества. Сектанты, когда желают оправдать свою непринадлежность к Церкви Христовой Православной, то говорят, что им нет надобности принадлежать к ней, потому что-де Сам Спаситель сказал: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их» ( Мф.18:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Но я долго каялся и молился Господу, да разрушит во мне зло и да даст мне силу любить врагов, благословлять проклинающих ругателей, добро творить ненавидящим нас [ Мф.5:44 ]. Два раза державно, чудесно избавил меня многомилостивый Господь, и я успокоился, распространился в сердце. Крестины после этого совершил великолепно, с величайшею ревностью, непреткновенно. Слава Господу! Смягчи сердца врагов наших, Господи! 18 июня. Осуждаю себя в том, что я рассказал своим соседям и некоторым из посторонних о гордыне и злобе моей свояченицы Анны и жены моей Елисаветы относительно племянника моего и меня и о перемещении его вследствие их ненависти от меня на особую квартиру. Не говорить бы об них худо, хотя они и заслуживают того. Но что сделано, того не воротишь. Забыл, что сказано: «Удержи язык твой от зла... Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих» [ Пс.33:14, 140:3 ]. Прости, Господи! Избави нас, Господи, от огня вечного, который мы заслужили грехами своими. Ибо «всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду... а кто скажет «безумный», подлежит геенне огненной, и: ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» [ Мф.5:22 ; 1Ин.3:15 ], а убийцам тоже геенна огненная. Трепещи, человек, страшного и неумытного Суда Божия и кайся, пребывай в слезах, исправляй свое злое житие. Молись горячо о спасении своем и прочих грешников. Страшна геенна. «Бог поругаем не бывает» [ Гал.6:7 ]. Самому злому врагу не желай геенны, но со слезами молись о нем Богу. Ибо враги злые и неправедные сами себя обрекают в геенну, хотя и не думают о том. Отвечай всегда на зло любовью. «Не подражай злу, но добру» [ 3Ин.1:11 ]. «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» [ Рим.12:21 ]. Какое мудрое, спасительное правило! Как оно в одно время благодетельно и для того, на кого имеют зло, и для того, кто имеет на другого зло, если только оба они захотят воспользоваться этим мудрым и спасительным правилом и еще следующим: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» [ Мф.5:44 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010