И паства была достойна пастыря ревностью своею к вере. Общее негодование возникло в народе, когда Арий, гордый общением Иерусалимским, думал воспользоваться им в Александрии. Со стыдом принужден был он бежать в Царьград, где единомышленные ему епископы хотели торжественно ввести его в общение Церкви. Но и там бодрствовал столетний пастырь св. Александр и вместе с ним чудотворец Низибийский, епископ Иаков. Пред лицом императора Александр сильно обличал Ария и его приверженцев, но Арий страшными клятвами свидетельствовал о своем Православии, подразумевая втайне иной смысл Символа Никейского, и Константин, видя многих епископов на стороне его, не смел касаться догматического прения. Наступал уже день торжественного обращения; по совету Иакова, Александр наложил семидневный пост на всех верных и сам, простершись у алтаря, пламенно молил Господа, нешвенный хитон Кого разодрал богохульный Арий, о прекращении старческих дней своих, чтобы не быть ему свидетелем позора церковного или чтобы исторглось из Церкви это нечестие в лице самого Ария. Услышана была молитва праведного: Арий с сонмом епископов уже шел в храм; но не доходя его, на площади Константиновой, почувствовал необходимость остановиться и отойти в сторону; там расселась его утроба, и поносного смертью предателя Иуды погиб и сей изменник, отвергший Божество Спасителя. Небесная казнь, нечаянно разразившаяся над преступником, поразила недоумением его последователей и возбудила дух православных; на краткое время умирилась Церковь . Но уже немного дней земных оставалось тому, кто первый из властителей земных покорился Царю царствующих и распространил державным пособием по вселенной Церковь , созидавшуюся до того костями мученическими. Константин собирался в поход против Персов; ему же предстояло иное странствие. В последний раз с великим торжеством отпраздновал он соборно Пасху в Царыраде, осветив площади столицы многочисленными огнями, в знамение того невещественного Света, какой воссиял миру из гроба Христова. Сам он, как внешний блюститель, заботящийся о благе Церкви, приветствовал речью епископов, сошедшихся на торжество, и внимал, со смирением простого мирянина, сладким речам Евсевия Кесарийского с его кафедры.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

После этих писателей в Александрии и все последующие на Послание к Евреям смотрели как на Павлово. Таковы – святой Дионисий, святой Александр, святые Афанасий Великий , Антоний Великий , Дидим, Феофил. Церковь Сирийская выразила свою уверенность в происхождении Послания к Евреям от апостола Павла в переводе Пешито, сделанном во втором веке, где в числе посланий святого Павла стоит и сие послание; и на Соборе Антиохийском против Павла Самосатского, в деяниях которого приведены были из сего послания следующие места: 2:14; 4, 15; 11:16, – а одно – 12:1 – с прибавлением: по словам Павла – учителя. После сего святой Иаков Низибийский и святой Ефрем Сирианин приводили места из сего послания всегда со словами: святой апостол или блаженный Павел говорит. Завершает и запечатлевает свидетельства о сем Сирийской церкви Собор Лаодикийский, который в 60–м правиле своем, перечисляя Книги Священного Писания, в ряду Новозаветных книг ставит и Послание к Евреям в числе посланий святого Павла. Свидетельства прочих Восточных церквей о сем передаются главнейшими их учителями, которые все Послание к Евреям приписывали святому Павлу. Таковы: Евсевий Кесарийский , Кирилл Иерусалимский , Епифаний Кипрский , Василий Великий , Григорий Богослов , Григорий Нисский , святой Златоуст, Феодорит. Пересмотрев все сие, не можем не признать неопровержимо истинными слова блаженного Иеронима , – что послание сие признается Павловым не только всеми Восточными церквами, но и всеми церковными писателями из греков (Epist, ad Dardanum 129). На Западе после святого Климента следы указания на Послание к Евреям находим в писаниях Святого Иринея, хотя немногие. Так (Против ересей, кн. 2, гл. 30, § 91), он говорит, что Бог все создал и все содержит глаголом силы Своея ( Евр. 1:3 ), что закон в своих очистительных священнодействиях есть тень грядущего (кн. 4, гл. 11, § 4; Евр. 10:1; 8:5; 9:23 ), что Енох угодил Богу и преложился (кн. 5, гл. 5, § 1). Евсевий поминает о другой книге святого Иринея, под заглавием «Разрешение недоуменных вопросов», и уверяет, что в ней тоже приводятся некоторые изречения, из Послания к Евреям заимствованные. Современное святого Иринея свидетельство о послании сем дает и перевод Священного Писания на латинский язык – Imala, где вместе с другими посланиями святого Павла имеется и Послание к Евреям. Известно было сие послание и Тертуллиану , который придавал ему и апостольский авторитет (De pudicimia, p. 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

О молитве преподобный пишет, в частности, что важно молиться со слезами, советует остерегаться «праведного» гнева на ближнего во время молитвы и дает много других, простых и глубоких практических советов. «Увещательные главы» прп. Нила представляют собой прекрасный сборник духовных афоризмов. Преподобный Ефрем Сирин — святой IV века, уроженец города Низибия (византийская крепость в Месопотамии на реке Мигдония, современный город Нусайбин в Турции). Сын небогатых и благочестивых родителей. В юности св. Ефрем думал, что все в нашей жизни случайно. От этих душевных настроений Бог избавил его таким уроком. Его и двух других людей обвинили в краже овец и посадили в тюрьму. Через семь дней заключения св. Ефрему во сне было открыто, что хотя в этот раз они все невиновны, но страдают за прежние грехи. Их оправдали, но происшедшее поразило св. Ефрема, и он ушел в окрестные горы к отшельникам, где стал учеником св. Иакова Низибийского. Духовные подвиги и изучение Слова Божьего изменили св. Ефрема. Некогда гневливый и терзающийся сомнениями юноша стал смиренным и сокрушенным пустынником. Св. Иаков, видя достоинства своего ученика, когда стал епископом, поручал ему проповедь Слова Божия, обучение детей в училище, взял его с собой на первый Вселенский собор в Никею. По кончине св. Иакова в 338 г. св. Ефрем поехал на родину своей матери, город Амида в Месопотамии, а затем в Эдессу, чтобы поклониться местным святыням, и там остался. Он ушел в пещеры в горах, где жили другие подвижники, и продолжил изучение Священного Писания. Там же проявился дар проповеди. В беседах св. Ефрема были и увещания, и обличения себя и других, мудрые правила и советы, славословие любви Божией и покаянные прошения. Все это подкреплялось библейскими примерами и изречениями, опытом подвижнической жизни, притчами и сравнениями из мира природы. Св. Ефрем Сирин написал немало толкований Священного Писания и догматических трудов против еретиков. В конце своей жизни преподобный захотел увидеть египетских подвижников и свт.

http://blog.predanie.ru/article/pyat-tom...

   II. Св. Афанасий Александрийский на вопрос: „получили ли, праведники награды и грешники наказание? отвечает: никак. Радость, которую теперь ощущают души святых, есть наслаждение частное, как и печаль грешников есть наказание частное. И как, когда царь призывает друзей своих, чтобы ужинать вместе с ними, равно и осужденных, чтобы наказать их, то званные на вечерю даже до часа вечери пребывают в радости пред домом царя, и осужденные, быв заключены в темнице, доколе не приидет царь, предаются печали: так должно думать и о душах праведников и грешников, ныне переселившихся туда от нас» („Посл. к князю Антиоху». „Хр. Чт.“ 1842 г., ч. 2, май).    III. Св. Иаков, еп. низибийский, описывая состояние отшедших отсюда верующих и праведных, и неверующих в воскресение, говорит: „для них (неверующих) лучше было бы, если б они совсем не воскресали. Ибо раб, ожидающий себе определенных господином мучений и уз, ложась спать, ни хотел бы никогда пробуждаться, поелику знает, что как только воссияет утро, его свяжут и начнут бит и мучить. Но раб добрый, которому господин обещал награды, бдит и с нетерпением ожидает дня, потому что, как скоро настанет утро, он получит награды от своего господина, если же и засыпает, то и во сне видит, как господин его дает ему обещанные награды, он радуется в сонном видении, и в радости пробуждается. Так спят и праведники, и сон их сладок и днем и ночью: они не чувствуют долготы ночи, потому, что она им кажется одним часом, утром они пробудятся и возрадуются. Но сон нечестивых тягостен и мучителен. Они подобны человеку, который, страдая горячкою, мечется на постели туда и сюда, и вовсю ночь не знает покоя. Подобным образом, нечестивый, поражаясь ужасом, страшится оного утра, потому что должен будет предстать пред Господа своего виновным. Вера наша. учит, что дух который обитает в праведниках, когда они умирают, отходит к Господу в небесное свое начало, до времени воскресения. Потом возвращается опять для соединения с телом, в котором он обитал, и всегда он умоляет Бога о воскресении тела, с которым он соединен был, чтобы и оно участвовало в наградах, так как участвовало в добродетелях». (В „слове о воскр. мерт.“ Христ.-Чт.“ 1847 г., ч. III).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Это был Первый Вселенский Собор. Все издержки на переезд и содержание Отцов Собора, по распоряжению Константина, приняты были на счет казны. Большинство собравшихся епископов было из восточных областей империи. Впрочем, тут были представители и западных церквей, например, кроме Осии Кордубского, Цецилиан, епископ Карфагенский, пресвитеры римской церкви Витт и Викентий, заменявшие своего епископа Сильвестра, который по старости не мог прибыть на Собор, и другие. Были даже епископы персидский и скифский. Во главе православных епископов Востока, прибывших на собор, стояли Александр Александрийский , Евстафий Антиохийский , Макарий Иерусалимский и др. К этим присоединились также епископы, хотя и не отличавшиеся образованностью, но зато славившиеся своей святой жизнью, например, Николай Мирликийский – исповедник и чудотворец, Иаков Низибийский , Спиридон Тримифунский – оба чудотворца. Во главе арианских епископов, число которых простиралось до двадцати, стоял Евсевий Никомидийский. Кроме того, на Соборе было значительное число епископов, составляющих середину между православными и арианами. Таков, например, Евсевий Кесарийский , который, выходя из положений Оригена , считал Сына Божия хотя и неравным Отцу, но подобосущным Ему, и таким образом, не допускал ни православного единосущия, ни арианского творения. Вместе с епископами прибыло на Собор много пресвитеров и диаконов. Между последними особенно выдавался своими богословскими познаниями и красноречием молодой архидиакон Александрийской церкви, Афанасий. Собравшиеся отцы, прежде тржественного открытия Собора, вступали между собой в частные рассуждения о спорных вопросах. Таким образом, еще до сборного совещания определилось, кто из епископов какой стороны держится. Наконец, 20 мая 325 г. Собор был торжественно открыт. Все отцы собрались в один из залов императорского дворца, сюда же прибыл и сам император. Один из епископов, по всей вероятности, Евстафий Антиохийский , приветствовал его речью, в которой, высказав, что причиной настоящего собрания является неистовый Арий, не признающий Сына Божия единосущным и равным Отцу, просил Константина, чтобы он велел Арию оставить свое заблуждение, или, в случае упорства, изгнать его из общества Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   На Соборе участвовало 318 епископов, среди которых были: Св. Николай Чудотворец, Иаков епископ Низибийский, Спиридон Тримифунтский, Св. Афанасий Великий, бывший в то время еще в сане диакона и др.    Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил непреложную истину — догмат; Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом.    Чтобы все православные христиане могли точно знать истинное учение веры, оно было ясно и кратко изложено в первых семи членах Символа Веры.    На этом же Соборе было постановлено праздновать Пасху в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния, определено было также священникам быть женатыми, и установлены были многие другие правила. ВТОРОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР    Второй Вселенский Собор был созван в 381 г., в гор. Константинополе, при императоре Феодосии Великом.    Созван этот Собор был против лжеучения бывшего арианского епископа константинопольского Македония, который отвергал Божество третьего Лица Св. Троицы, Духа Святого; он учил, что Дух Святый не есть Бог, и называл Его тварью или сотворенною силою и при том служебною Богу Отцу и Богу Сыну так как Ангелы.    На Соборе присутствовало 150 епископов, среди которых были: Григорий Богослов (он был председателем Собора), Григорий Нисский, Мелетий Антиохийский, Амфилохий Иконийский, Кирилл Иерусалимский и др.    На Соборе ересь Македония была осуждена и отвергнута. Собор утвердил догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном.    Собор также дополнил Никейский Символ Веры пятью членами, в которых излагается учение: о Святом Духе, о Церкви, о таинствах, о воскресении мертвых и жизни будущего века. Таким образом составился Никеоцареградский Символ Веры, который и служит руководством для Церкви на все времена. ТРЕТИЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР    Третий Вселенский Собор был созван в 431 г., в гор. Ефесе, при императоре Феодосии 2-м Младшем.    Собор был созван против лжеучения константинопольского архиепископа Нестория, который нечестиво учил, будто Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, с Которым, потом, Бог соединился нравственно, обитал в Нем, как в храме, подобно тому, как прежде обитал в Моисее и других пророках. Потому и Самого Господа Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву называл христородицею, а не Богородицею.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

По мнению Ария, Христос был не Богом, а первым и совершеннейшим из сотворенных Богом существ. У Ария нашлось много сторонников. Епископ Александр обвинил Ария в богохульстве. Созыв Вселенского Собора стал огромным событием в жизни Церкви. Впервые встретились представители всех Поместных Церквей, чтобы обсудить важнейшие дела Церкви. На Соборе присутствовало 318 епископов. Папа Сильвестр лично не принял участие в Соборе, а делегировал туда своих легатов – двух пресвитеров. На Собор прибыли делегаты от территорий, не входивших в состав империи: из Питиунта на Кавказе, из Боспорского царства (Керчи), из Скифии, два делегата из Армении, один из Персии. Кроме епископов в работе Собора приняло участие немало пресвитеров и диаконов. Многие из них еще совсем недавно вернулись с каторги и на своих телах имели следы пыток. На Соборе присутствовало множество епископов, впоследствии прославленных Церковью в лике святых, в том числе святитель Николай, епископ Мир Ликийских, Иаков, епископ Низибийский, Афанасий Великий, бывший в то время еще в сане диакона и др. Прибыл на Собор и святитель Спиридон. Предание сохранило некоторые удивительные рассказы о том, что происходило с ним на пути в Никею. «Когда святитель Спиридон, епископ Тримифунтский, ехал на Вселенский Собор, – рассказывал старец Варсонофий Оптинский, – то на пути остановился в одной гостинице. Сопровождавший святого инок, войдя к нему, спросил: – Отче, не могу понять, отчего это наша лошадь не ест капусты, которую я ей купил у нашего хозяина. Капуста хорошая, впору человеку есть, а лошадь не ест? – Оттого, – сказал святой, – что лошадь чувствует нестерпимый смрад, исходящий от капусты по той причине, что наш хозяин заражен страстью скупости. Человек, не просвещенный Духом, этого не замечает, но святые имеют дар Божий распознавать страсти» с. 163]. В другой раз, когда святитель Спиридон остановился на ночлег, ариане убили лошадей святого (отрубили им головы), на которых он ехал на Собор. Святитель повелел вознице приставить головы лошадей к туловищам, усердно помолился, и вскоре лошади ожили.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕФРЕМ СИРИН Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Ефрем Сирин Ефрем Сирин (+ 373 ), диакон , преподобный , один из великих учителей Церкви IV века Память 28 января Родился в Низибии , в первых годах IV в. По сказанию его сирского жизнеописания, преподобный Ефрем был сыном языческого жреца, который за обращение его ко Христу изгнал его из родительского дома. Прп. Ефрем был в юношестве безрассудным и раздражительным, но, попав случайно в тюрьму по обвинению в краже овец, здесь прозрел, удостоился слышать Глас Божий и смирился. После этого отправился к Иакову Низибийскому , изучал Священное Писание . Святитель Иаков знал высокие достоинства своего ученика и использовал их на благо Церкви - поручал ему читать проповеди, обучать детей в училище, взял его с собой на I Вселенский Собор в Никее ( 325 г.). Преподобный Ефрем 14 лет был в послушании у святителя Иакова до его кончины. Вел в горах подвижнический образ жизни до взятия Низибии в 363 г. персами . С того времени поселился на горе у города Эдессы , поучал народ, проповедовал язычникам христианство, отказавшись от сана епископа, предложенного ему св. Василием Великим в Кессарии. Скончался в 373 году в сане диакона . Сам Ефрем называет себя человеком " неученым и малосмысленным " ; однако его учености " удивлялся " , по выражению Феодорита, Василий Великий . Тропарь Ефрему Сирину Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/и был еси светильник вселенней,/сияя чудесы, Ефреме, отче наш,/моли Христа Бога спастися душам нашим. Труды Преподобный Ефрем оставил много толкований на Священное Писание и других сочинений, переведенных на греческий и читавшихся в церквах, а также умилительные молитвы и песнопения и покаянную молитву «Господи и Владыко живота моего» и много сочинений аскетического характера».

http://drevo-info.ru/articles/5061.html

Участие святого Афанасия на 1-м Вселенском Соборе было самое деятельное. Мысль о созвании в 325 г. 1-го Вселенского Собора в г. Никее принадлежала святому равноапостольному императору Константину Великому . Он же дал и все средства к осуществлению этого величайшего дела, открывшего в истории Церкви новый период и положившего твердейшее обоснование ее порядков. И какое чудное было это собрание! Здесь был святый Пафнутий, епископ Фиваидский, который едва держался на своем месте, волоча ногу, жилы которой были подрезаны во время пребывания его в рудниках, и свидетельствуя одним своим высохшим пустым глазом о том страдании, которое он претерпел за веру во время диоклитианова гонения. Здесь был Павел, епископ Месопотамской Неокесарии, поднимавший для благословения руку, сожженную огнем. Там были Иаков Низибийский и Персианин Иоанн, именовавшийся митрополитом Индии. Там был святый Николай Мирликийский чудотворец и Евстафий Антиохийский , подвергшийся потом гонению от язычников. Здесь был святой Спиридон, епископ Кипрский, который возведен был в епископский сан из пастушеского состояния и так посрамил философа Евлогия, что после нескольких слов Спиридон спросил его, верует ли он во Христа, и Евлогий ответил: «Верую», – и тотчас же согласился принять крещение. Словом, здесь был величайший сонм святых отцов, исповедников и учителей веры со всех концов тогда известного мира, всего около 318 членов Собора, кроме множества лиц, окружавших их и бывших с императором. Сам император Константин Великий смутился, вошедши в этот священный сонм представителей всех церквей нераздельного тогда мира. Император был облачен во все блистательные принадлежности восточной царственности. Отличаясь при обыкновенных случаях прямой поступью и почти львиным блеском своих ярких очей, теперь он шел между рядами епископов с поникнутыми взорами. На его щеках выступил замеченный всеми румянец. Он приблизился к своему месту и занял его только тогда, когда получил на это знак от епископов. Рядом с ним сел председатель Собора авраамоподобный старец Осия, епископ Кордубский (в Испании), а по другую сторону – приближенный к императору Евсевий, епископ Никомидии, в епархии которого была Никея. Оправившись, Константин произнес речь, в которой умолял всех позаботиться о мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Изображение иконы Иаков Низибийский, прп. еп. #16646 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Иаков Низибийский, прп. еп. #16646 Эта страничка относится к разделу   Иаков Низибийский, прп. еп. Скачать или распечатать изображение 16646.jpg 500x461, 0.23 MPix, 51 Kb. 4.2x3.9cm @ 300DPI (6.4x5.9cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 3 (207) , (4) . в этом году (за прошлые годы с 2012-03-19) Происхождение изображения: Загружено 2012-03-19, анонимно. Описание: СВЯТИТЕЛЬ ИАКОВ НИЗИБИЙСКИЙ Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Иаков Низибийский, прп. еп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-16646

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010