С. 629 ...Молитвенная песнь Воскресителю мертвых – Богу. С. 654–656. – Молитва об избавлении града от угрожающей ему гибели. С. 656–658. ...Молитва об избавлении от губительной язвы. С. 660–661 ...Молитва умирающего Богу – Воскресителю мертвых. С. 667–668 ...Молитва о возвращении мирных времен. С. 679–680). Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского . М., 1847. (Свиток сочинения старца архимандрита отца нашего Паисия об умной молитве. С. 191–240). Иаков , епископ Низибийский, святитель. Письмо о молитве к Григорию, просветителю Армении. «Хр. Чт.». 1842. Т. 1. С. 373–397. Игнатий (Брянчанинов) , святитель. Сочинения. Т. 1. Аскетические опыты. СПб., 1886. (О молитве. С. 138–165 ...Молитва преследуемого человеками. С. 183 ...О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником. 1. О молитве Иисусовой вообще. 2. О прелести. 3. О упражнении молитвой Иисусовой. С. 203–295 ...Молящийся ум взыскует соединения с сердцем. С. 299–300). Игнатий (Брянчанинов) , святитель. Сочинения. Т. 2. Аскетические опыты. СПб., 1905. (Дух молитвы новоначального. Слово о келейном молитвенном правиле. Слово о церковной молитве. Слово о молитве устной и гласной. Слово о поучении или памяти Божией. Слово о молитве умной, сердечной и душевной. Слово о молитве Иисусовой. С. 160–313). Игнатий (Брянчанинов) , святитель. Сочинения. Т. 4. Аскетическая проповедь и письма к мирянам. СПб., 1905. (О молитве и покаянии. С. 28–34. Объяснение молитвы Господней. С. 237–249 ...О благодарении и славословии Бога. С. 284–292 ...О молитве. С. 345–353). Игнатий (Брянчанинов) , святитель. Сочинения. Т. 5. Приношение современному монашеству. СПб., 1905. (Правила наружного поведения для новоначальных иноков: О церковных молитвах и о поведении в Церкви, прав. 5–18. Об обязанностях чтецов, прав. 19–22. О сходе, прав. 23. О поклонах в Церкви, прав. 24 ...О сохранении строжайшего благоговения в Церкви, прав. 26 и 27. С. 9–15, 15–16 ...Советы относительно душевного иноческого делания: О молитве. (О приготовлении к молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Сообщества таких ревностных христиан и стали называться киновиями, а насельники их – киновитами . Идеи возникновения таких сообществ, как «первохристианская община» и как «строгий общежительный монастырь», были абсолютно одинаковы, потому что жизнь всех членов сообщества была построена исключительно на евангельских заповедях, но вот историческое зарождение киновий было несколько другим, чем первохристианской общины. Однако можно считать, что и то и другое было следствием Промысла Божия. Основатели монашества восточного и западного Расцвет монашества произошел почти одновременно в Египте, Сирии и Палестине. Во всех трех названных областях монашество возникло независимо друг от друга, но египетское монашество считается древнейшим . Основателем египетского монашества считается преподобный Антоний Великий . Еще в 285 году он удалился в глубину пустыни на гору Колизма . В Фиваиде он «основывает монастырь Писпер и ряд других иноческих поселений, которые продолжают существовать и после его блаженной кончины» . Другой сильнейший центр монашеской жизни образовался в Нитрийской пустыне. Подлинным основателем его надо считать преподобного Аммония Нитрийского, который пришел на это место около 320 года . Недалеко от Нитрийской горы располагалась пустыня под названием «Келлии», где подвизался Макарий Александрийский (городской), а еще дальше от Нитрийской горы находилась пустыня «Скит», основанная преподобным Макарием Великим (Египетским) в 330 году. Приблизительно в это же время (ок. 323–324 гг.) преподобный Пахомий Великий основывает первый общежительный монастырь в местечке под названием Тавенниси , на берегу реки Нил, в среднем ее течении. В Палестине основателями монашества были преподобный Харитон Исповедник – строитель Фаранской Лавры (330-е гг.) и преподобный Иларион Великий – строитель Лавры у Маюма (338). В Сирии – преподобный Иаков Низибийский и его ученик преподобный Ефрем Сирин . На Запад уставы монашеской жизни попали благодаря деятельности преподобного Бенедикта Нурсийского, который основал вблизи Неаполя общежительный монастырь с уставом, похожим на устав преподобного Пахомия Великого.

http://pravoslavie.ru/30891.html

    Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского. М., 1847. (Свиток сочинения старца архимандрита отца нашего Паисия об умной молитве. С. 191—240).     Иаков, епископ Низибийский, святитель. Письмо о молитве к Григорию, просветителю Армении. «Хр. Чт.». 1842. Т. 1. С. 373—397.     Игнатий (Брянчанинов), святитель. Сочинения. Т. 1. Аскетические опыты. СПб., 1886. (О молитве. С. 138—165 ...Молитва преследуемого человеками. С. 183 ...О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником. 1. О молитве Иисусовой вообще. 2. О прелести. 3. О упражнении молитвой Иисусовой. С. 203—295 ...Молящийся ум взыскует соединения с сердцем. С. 299—300).     Игнатий (Брянчанинов), святитель. Сочинения. Т. 2. Аскетические опыты. СПб., 1905. (Дух молитвы новоначального. Слово о келейном молитвенном правиле. Слово о церковной молитве. Слово о молитве устной и гласной. Слово о поучении или памяти Божией. Слово о молитве умной, сердечной и душевной. Слово о молитве Иисусовой. С. 160—313).     Игнатий (Брянчанинов), святитель. Сочинения. Т. 4. Аскетическая проповедь и письма к мирянам. СПб., 1905. (О молитве и покаянии. С. 28—34. Объяснение молитвы Господней. С. 237—249 ...О благодарении и славословии Бога. С. 284—292 ...О молитве. С. 345—353).     Игнатий (Брянчанинов), святитель. Сочинения. Т. 5. Приношение современному монашеству. СПб., 1905. (Правила наружного поведения для новоначальных иноков: О церковных молитвах и о поведении в Церкви, прав. 5—18. Об обязанностях чтецов, прав. 19—22. О сходе, прав. 23. О поклонах в Церкви, прав. 24 ...О сохранении строжайшего благоговения в Церкви, прав. 26 и 27. С. 9—15, 15—16 ...Советы относительно душевного иноческого делания: О молитве. (О приготовлении к молитве. О внимании при молитве. О келейном правиле. О поклонах. О применении келейного правила к монастырскому правилу. О молитве Иисусовой. О упражнении молитвой Иисусовой. О непрестанной молитве. О молитве Иисусовой устной, умной и сердечной. С. 93—117).     Иерофей (Влахос), архимандрит. Одна ночь в пустыне святой Горы. Беседа с пустынником об Иисусовой молитве. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. – 160 с.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

     Старец Паисий Святогорец пишет о смирении: «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать. Поэтому «смиренный» означает «имеющий благодать». Смирение – от слова «мир». Это приобретение мира в душе. Это дар, который дается с неба. Смирение – это не душевная добродетель, не телесная, а духовная. Она даже не присуща человеку – по естеству, по плоти, по душе – по естественной природе. Смирение – это сверхъестественная природа, то, чего Адаму не хватало. Основатель противоположной страсти – гордости – дьявол. Старец Паисий Святогорец пишет о смирении очень просто: «Разве в Евангелии не говорится: «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать» (Иак. 4:6)? Так уж Бог определил. «Смиренный» означает «имеющий благодать»!» Если есть благодать на человеке, значит, он смиренный. А нет благодати, причем у него может быть множество других достоинств, – и он уже не может быть смиренным. Архимандрит Кирилл (Павлов)      Святитель Иаков Низибийский в «Слове о смирении» пишет: «Смиренный любезен во всем; слова его сладки, на лице написана веселость. Во всем находит он радость. Смиренных украшает любовь; ибо они умеют ходить во свете ее. Кроткие и смиренные сохраняют себя от всякого зла, и благость сердца отражается на светлом лице их. Говорят ли они? все слова их пристойны. Смеются ли? смех их не слышен. Смиренный боится презирать других, ибо презрение есть порождение ненависти. Ежели он слышит злословие, то затыкает слух свой, дабы такие слова не вошли в его сердце. Смиренный поставляет себя ниже других, но сердце его обитает в вышних, и мысли носятся там, где хранятся его сокровища. Он смотрит в землю, но взор ума его устремлен выспрь, на красоту неба». Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Смиренный неспособен иметь злобы и ненависти: он не имеет врагов. Если кто из человеков причиняет ему обиды – он видит в этом человеке орудие правосудия, или Промысла Божия. Смиренный предает себя всецело воле Божией. Смиренный живет не своею собственною жизнью, но Богом. Смиренный чужд самонадеянности, и потому он непрестанно ищет помощи Божией, непрестанно пребывает в молитве».

http://pravoslavie.ru/126398.html

У кого больше смирения, тот больше всех!» Все зависит от смиренного расположения. Когда в человеке есть смиренное расположение, тогда для него естественным образом земля соединяется с Небом. Меня удивляет, как один смиренный помысл мгновенно приводит в действие Благодать Божию. Как-то ко мне в келью приблудился котенок. Бедняга, видно, что-то съел не то, отравился и теперь просил помощи, извиваясь от боли, подпрыгивая, как осьминог, когда его бьют о камни… Жалко было на него смотреть, а что сделаешь? Перекрестил его раз, другой, никак! «Посмотри на себя, – сказал я тогда сам себе, – уже сколько лет ты монах, а даже несчастному котенку помочь не можешь!» Только я себя обвинил, котенок, который был уже на последнем издыхании, вдруг пришел в себя. Подбежал, стал тереться о ноги и радостно подпрыгивать… Вот какая сила у смирения!» Святитель Иаков Низибийский заключает в «Слове о смирении»: «Плоды его вожделенны; ибо он производит спокойствие и скромность, образует характер любезный и безмятежный. Смиренные бывают простодушны, терпеливы, любезны, невинны, искренни, учены, мудры, предусмотрительны, благоразумны, миролюбивы, милосерды, любообщительны, снисходительны; их ум проникает в глубины мудрости, их сердце наслаждается спокойствием, их душа сияет красотою. Блаженна та душа, которая прививается к сему столь плодотворному древу; ибо в ней царствует мир, в ней живет Тот, кто любит жить в кротких и смиренных». Поскольку смирение есть свойство Христа, то вместе со смирением Он Сам вселяется в душу христианина, или смирение лишь тогда воцарится, когда в ней изобразится Христос. Именно поэтому смирение невозможно без Причащения – соединения со Христом. Вот внутренняя сторона этой духовной добродетели. Рейтинг: 9.7 Голосов: 318 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Литература Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1995. Жития и чудеса Преподобного Сергия, игумена Радонежского. Записанные преподобным Епифанием Премудрым, иеромонахом Пахомием Логофетом и старцем Симоном Азарьиным//Православная энциклопедия.

http://pravoslavie.ru/126398.html

Каждый должен знать, что души праведных, хотя и находятся на Небесах, до Последнего Суда не получают совершенной награды, так же как и души осужденных не претерпевают совершенного наказания. Только после Суда души вместе с телами окончательно получат или венец славы, или наказание. Православное исповедание ( 113, 668 ). Радость, которую теперь ощущают души святых, есть наслаждение частное, как и печаль грешников есть наказание частное. Когда царь призывает своих друзей, чтобы ужинать вместе с ними, равно и осужденных, чтобы наказать их, то званные на вечерю еще до ее начала прибывают в радости перед домом царя, а осужденные, заключенные в темницу, пока не придет царь, предаются печали. Так должно думать о душах праведников и грешников, переселившихся туда от нас. Святитель Афанасий Александрийский ( 113, 668 ). Для них (неверных) лучше было бы, если бы они совсем не воскресали. Так, раб, ожидающий наказания от господина, ложась спать, не хотел бы никогда пробуждаться, поскольку знает, что, когда воссияет утро, его свяжут и начнут бить и мучить. Но раб добрый, которому господин обещал награды, бодрствует и с нетерпением ожидает дня, потому что, как только настанет утро, он получит награды от своего господина; если же он и засыпает, то и во сне видит, как господин его дает ему обещанные награды; он радуется и во сне, и в радости пробуждается. Так спят и праведники, и сон их сладок и днем, и ночью. Они не чувствуют длительности ночи, потому что она им кажется одним часом, ибо утром они пробудятся и возрадуются. Но сон нечестивых тягостен и мучителен. Они подобны больному горячкой, который мечется по постели и всю ночь не знает покоя. Так и нечестивый в ужасе ждет утра, потому что виновен и должен будет предстать перед Господом. Наша вера учит, что дух, который обитает в праведных, когда они умирают, отходит к Господу в свое Небесное Начало до времени Воскресения. Потом возвращается опять для соединения с телом, в котором обитал, и всегда он умоляет Бога о воскресении тела, с которым был соединен, чтобы и оно участвовало в наградах – так, как участвовало в добродетелях. Преподобный Иаков Низибийский ( 113, 669 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Ипполит 852 и св. Киприан 853 . К этому присовокупим, что такие же мысли о воскресении с особенной ясностью и точностью выражены в Постановлениях апостольских 854 . § 203. В период Вселенских Соборов. Обращаясь за сим к отцам и учителям дальнейшего периода, мы видим, что и они, в таком же смысле, учат, как, вообще, о будущем воскресении мертвых, так и, в частности, о тождественности будущих воскресших тел с настоящими, то, большей частью, повторяя, то, отчасти, разъясняя и точнее определяя прежнее, о сем, церковное учение. Так, согласно с древнейшими пастырями, они (как, напр., Златоуст 855 , Феодорит 856 и Дамаскин 857 ), для укрепления веры в воскресение мертвых, как на твердое и несомненное основание для сей веры, указывают на прямое обетование Божие относительно воскресения мертвых, ясно выраженное, как в ветхозаветном, так и в новозаветном откровении, как через пророков, так и через Самого Иисуса Христа и Его апостолов, каковое обетование, как всякое обетование Божие, для каждого верующего должно иметь значение непререкаемой и непреложной истины. Вместе же с сим, они (как, напр., Афанасий Великий 858 , Иларий 859 , Григорий Нисский 860 , Епифаний 861 и Феодорит 862 ) указывают и на весьма важный для верующих удостоверительный, со стороны Бога, залог исполнимости сего обетования, заключающийся в самом воскресении Христовом, а, также, в установленной Христом евхаристии для сообщения причащающимся ей самых зачатков нетления и жизни вечной. Чтобы, далее, оправдать полнейшую возможность воскресения мертвых со стороны всемогущества Божия, они, также, подобно прежним учителям, выясняют (как, напр., Ефрем Сирин 863 , Кирилл Иерусалимский 864 , Григорий Нисский 865 , Епифаний 866 , Иаков Низибийский 867 и Дамаскин 868 ), что для Бога, как всемогущего, все возможно, и, что, если для Его всемогущества не представлялось никакой трудности вначале создать все и элементы для тела человеческого из несущего, то, конечно, еще легче будет для Него восстановить человеческие тела из готовых, но только разрозненных смертью элементов, наподобие того, как с большей легкостью восстановляются, чем в первый раз образуются, ваятелем – статуя, живописцем – картина.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

38 Подробнее о типологическом методе: Корсунский И.Н. Новозаветное толкование Ветхого Завета. С. 22–35; Lunde J. An Introduction to General Questions… P. 18–22. 39 В Син. пер. менее точно: «как образы». 40 Подробные примеры новозаветных типологий см.: Корсунский И.Н. Новозаветное толкование Ветхого Завета. С. 39–327; более кратко: Lunde J. An Introduction to General Questions in the New Testament Use of the Old Testament. P. 18–21. 41 Например, типологию Господа Иисуса Христа о медном змие Моисеевом ( Числ. 21:9 ) развивают св. ап. Варнава, св. Иустин Философ , свт. Ириней Лионский, прп. Ефрем Сирин , свт. Гриоррий Нисский, блаж. Феодорит Кирский, свт. Кирилл Александрийский, свт. Кирилл Иерусалимский , свт. Епифаний Кипрский , свт. Иоанн Златоуст (цитаты и ссылки см.: Поликарпов Д., прот. Толкования святых отцов и учителей Церкви… С. 136–137). Интересно, что свт. Григорий Богослов толкует данное место из Числ иначе: не как прообраз Спасителя, но как прообраз умерщвленного через Крест Спасителя змия (цитату и ссылку см.: Там же. С. 137). Типологии св. ап. Павла из 1Кор 10 следуют свт. Иоанн Златоуст, блаж. Феодорит Кирский, св. Иаков Низибийский (цитаты и ссылки см.: Поликарпов Д., прот. Толкования святых отцов и учителей Церкви… С. 73). И т.д. 42 Свт. Василий Великий , сщмч. Киприан Карфагенский , свт. Епифаний Кипрский , свт. Иоанн Златоуст (цитаты и ссылки см.: Поликарпов Д., прот. Толкования святых отцов и учителей Церкви… С. 78). 43 Св. ап. Варнава, св. Иустин Философ, сщмч. Киприан Карфагенский, свт. Григориий Богослов , свт. Иоанн Златоуст, свт. Кирилл Александрийский, свт. Григорий Нисский , блаж. Феодорит Кирский (цитаты и ссылки см.:Поликарпов Д., прот. Толкования святых отцов и учителей Церкви… С. 80–81). 44 Пирогов О.К. Экзегетические методы свт. Иоанна Златоуста в его Толковании на Послание св. ап. Павла к Римлянам//Христианское чтение. 2009. 9–10. С. 78; 81–84. 45 Joannes Chrysostomus. Homiliae LXXXVIII in Joannem. 36. 1//Patrologiae Graecae. 59. Paris, 1862. Col. 203–204.

http://azbyka.ru/messianskie-mesta-vetxo...

Следует отметить, что император Константин не совсем понимал значение этого спора. Он был воин, администратор, а не богослов. В данном случае его в первую очередь встревожили те народные волнения, которые в связи с выступлением Ария охватили Александрию и Египет, бывший главным поставщиком хлеба в Империи. В одном из своих писем он написал: «Внимательно изучив происхождение и основу этого разногласия, я нахожу, что оно несущественно и не стоит тех горячих споров, которые он вызывает...» Тем не менее волнения в Церкви не утихали, и в 325 г. император Константин решил созвать Первый Вселенский Собор . Для этого епископы из разных провинций Империи, а также из других стран (из Персии и от готов) собрались в городе Никее. Это был первый из тех семи Вселенских Соборов, которые определили богословское содержание христианской веры и основные правила церковной жизни. На Никейский Собор съехалось порядка трехсот восемнадцати епископов. Некоторые из них были ученые богословы, много лет посвятившие изучению вопросов веры. Среди них особенно выделялись епископы древних апостольских кафедр – Александр Александрийский , Евстафий Антиохийский и Макарий Иерусалимский. Но особо важную роль в формулировании православного вероучения на Соборе сыграл епископ испанского города Кордубы (ныне Кордова) Осий. Внимание церковных историков также привлекали те епископы, которые пострадали за веру во времена гонений, такие как Павел Неокесарийский с обожженными руками, Пафнутий из Египта, ослепленный мучителями. Были среди членов собора также епископы, известные святостью жизни и даром чудотворений, такие как святой Николай из Мир Ликийских, святой Спиридон с острова Кипр и святой Иаков Низибийский из Сирии. Собор начал свою работу в мае или в июне и продолжался до 25 августа. При этом в нем принимал участие и сам император. И хотя двадцать или двадцать два епископа, в том числе такие влиятельные «придворные» епископы, как Феогнис Никейский, Евсевий Никомидийский и Евсевий Кесарийский сочувствовали Арию, император Константин настоял, чтобы в принятый Собором символ веры была включена формула, предложенная святым Осием Кордубским , о том, что Сын Божий единосущен Отцу. Эта формула стала затем на долгие годы знаменем борьбы за православие против различных течений арианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

«Берётся овча „совершенно”, – говорит св. Григорий Богослов , разумея прообразуемого пасхальным агнцем Иисуса Христа, – не только по Божеству, но и по воспринятому естеству, которое помазано Божеством; „мужеск пол”, потому что не имеет в Себе ничего женского, не свойственного мужу, а напротив того, по великой власти, силою расторгает девственные и матерние узы, и рождается от пророчицы мужской пол, как благовествовал Исаия ( Ис.8, 3 ); „непорочно и нескверно”, ибо хотя воспринял на Себя наши грехи и понёс болезни, но Сам не подвергся ничему, требующему уврачевания ( Евр.4, 15 ). Избирается же не от агнец только, но и из худшей природы, от козлищ, потому что закалается не за праведников только, но и за грешных» (тв. ч. 4, стр. 165–167). Св. Иаков Низибийский говорит: «Животворящий Спаситель наш есть истинный агнец, единоличный, непорочный и не имеющий никакого недостатка или несовершенства в своей наружности, как и пророк боговдохновенно предсказал о Нём ( Ис.53, 9 ). Он называется единолетным агнцем, потому что по Своей невинности, непорочности и незлобию был подобен младенцу ( Мф.18, 3 ; Ис.65, 20 ) («о Пасхе» стр. 30–31). Св. Кирилл Александрийский также объясняет: «Овча, сказано, совершенно да будет”, потому что во Христе соединены все признаки боголепного достоинства» (ч. 5, стр. 50). Гл. 12, 6 и бýдет вáм соблюдéно дáже до четвертагонáдесять днé мéсяца сегó: и закóлют тó всé мнóжество собóра сынóв Изрáилевых к вéчеру и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его всё собрание общества Израильского вечером „Да снестся агнец к вечеру”. «И Христос, разрушая греховную тьму, вечером приобщает учеников таинству», – говорит св. Григорий Богослов , и ещё «потому что при конце веков страдание Христово» (тв. ч. 4, стр. 168). Точно так же и по объяснению св. Кирилла Александрийского , «закон Моисеев предписал заклать агнца к вечеру 14 дня 1 месяца для того, чтобы выражением „к вечеру” указать на то, что заклание Спасителя будет в конце века» (тв. ч. 1, стр. 140). А «закалается всем обществом, ибо Он, Иисус Христос, умер за всех, чтобы они, приводя агнца на заклание ради своего спасения, знали, что они „куплены ценою” ( 1Кор.6, 20 ; 2Кор.5, 15 )» (тв. ч. 3, стр. 240). Вообще же «сыны Израилевы заклали агнца во образ Христа» (тв. ч. 1, стр. 80. 135; ч. 5, стр. 175).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010