Амвросий, св. Иаков низибийский и св. Григорий нисский. Последний внушает кающемуся: «пролей предо мною горькие и обильные слезы, да и я соединю мои слезы с твоими; в соучастника и общника твоей скорби прими священника, как отца… Священник столько сокрушается о грехе того, кого имеет по вере вместо сына, сколько скорбел Иаков, узрев одежду Иосифа… Почему на родившего тебя в Боге ты должен полагаться более, нежели на родивших тебя по телу. Смело показывай ему свои сокровенности; открывай ему тайны духа, как тайные раны врачу: он позаботится и о твоем здравии». Не находя нужным приводить свидетельства других, последующих писателей о рассматриваемой нами истине, заметим, что несомненное подтверждение ее представляют правила целых Соборов, поместных и вселенских, определяющие обстоятельства исповеди, образ, время, место и проч. Так, второе правило лаодикийского Собора гласит: «впадающих в различные согрешения, и пребывающих в молитве, исповедании и покаянии, и от злых дел совершенно обращающихся, после того, как по мере согрешения дано им время покаяния, ради милосердия и благости Божией, вводити в общение». В 102 правиле Собора трулльского читаем: «приявшие от Бога власть решити и вязати, должны рассматривати качество греха и готовность согрешившего ко обращению, и тако употребляти приличное недугу врачевание, дабы, не соблюдая меры в том и в другом, не утратить спасения недугующего». § 225. Видимая сторона таинства покаяния, невидимые его действия и их обширность    Когда, таким образом, кающийся Христианин, с искренним сокрушением о своих грехах, с твердым намерением впредь исправить свою жизнь, с живою верою во Христа Спасителя и надеждою на Него, приходит к пастырю Церкви и исповедует пред ним свои беззакония: служитель Божий внимает исповеданию, и именем Господа Иисуса разрешает, отпускает, прощает все грехи истинно кающегося. Следовательно:    1. К видимой стороне таинства покаяния относятся существенные действия: а) исповедание грехов, которое произносит кающийся Христианин пред священнослужителем, и — б) разрешение грехов, произносимое священнослужителем, по выслушании исповеди.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

Так, христианин, Ангелы поют и прославляют Бога вместе с тем, кто с усердием и любовью совершает свою домашнюю молитву! Пал Григорий к ногами старца со слезами говоря: «Помилуй мя, отче, и моли о мне грешном, да спасет Бог душу мою». Старец благословил юношу и сказал: «Бог помилует тя, чадо, и даст тебе воздаяние за труды твои» 35 (Ч.-М. ноябр. 23 дня, см. «Воскр. чт.» 1888 г. 34). 10. Святоотеческие изречения о молитве I. Исаак Сирин говорит: «Всякая молитва, в которой не утруждалось тело и не скорбело сердце, вменяется заодно с недоношенным плодом чрева, потому что такая молитва не имеет в себе души» (Сл. 11, стр. 63). II. «Глава всякой добродетели и верх добрых дел, – учит св. Макарий Вел., – есть постоянное пребывание в молитве; через нее испрашивая у Бога, можем ежедневно приобретать и прочие добродетели» (Сл. 1, 8). III. Св. Ефрем Сирин учит: «Когда молитва сопутствуемая любовью, восходит для собеседования с Богом, врата небесные отверзаются, и никто не возбраняет ей входа; ни Ангелы, ни Серафимы не препятствуют ей, по желанию своему, приблизиться к Богу и получить просимое» (Бес. на слова: «положи хранение» и проч. М. 1848, ч. 3). IV. «Имей непрерывное моление во всякой вещи, якоже ничтоже совершиши без помощи Божией» (Марк. Подвиж. гл. 34. О мнящихся оправдитися от дел). «Без молитвы бо что творяй или пекийся, неблагоуспешен бывает к концу дела, и сие есть, еже рече Господь: “не можете творити без Мене ничесоже”» ( Ин.15:5 ). V. «Чтобы молитва была услышана Богом, – говорит св. Иаков Низибийский , – надобно омыться, очиститься, перестать делать зло, научиться делать добро, полюбить правосудие, оказывать помощь и защиту страждущим и угнетенным». (Св. Иаков Низиб. в «Христ. чт.» 1842 г. март, стр. 386–386). VI. «Кто совершает молитву без веры, – говорит св. Феофилакт, – тот напрасно и молится» (Толк. на 18 гл. Луки). 11. Мысли о молитве I. Подвижник Нил говорил: «Желай, чтобы с тобою сбылось не то, чего тебе хочется, но что Богу угодно – и тогда ты будешь спокоен и благодарен в молитве своей» (Скитский патерик).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Иаков Низибийский правил тогда Низибийской церковью. Аскет и вероучитель, он соединял наставничество с постом, апостольский труд с молитвой. Он оказал во многом решающее влияние на юного Ефрема. Иаков основал в Низибии богословское училище, вскоре окрещенное «персидской школой». Семинария при монастыре выросла со временем в общеобразовательный центр, своего рода университет, где обучали письму, чтению, пению и Писанию. Основой обучения была Библия — ее читали, переписывали, переводили и перелагали в песнопения. В этой-то семитской Месопотамии мы и наблюдаем рождение нового типа обучения: древнесирийский язык осваивается как богослужебный, причем сирийская национальная культура становится как бы дальним отпрыском иудео–христианской культуры и литературы. Духовное завещание тогдашней Церкви сирийская литургия донесла до наших дней. В древнесирийской литературе особенно поражает ее лирическая насыщенность; поэзия играла тут ключевую роль. Когда сирийцы переводили греков, — а в те времена это происходило сплошь и рядом, — они давали волю воображению, дополняли и перефразировали подлинник. Всякая тема оказывалась лишь предлогом для неистощимых вариаций. Латинская душа в молитве занята самосозерцанием, сирийская — пребывает в самозабвении. Благодаря древнесирийским переводам многие греческие произведения, утраченные в оригинале, все-таки дошли до нас. «Персидская школа», после военных поражений Юлиана Отступника обосновавшаяся в Низибии, переместилась впоследствии в город Эдессу. Здесь-то ее и прославил в веках диакон Ефрем. ЖИЗНЕНЫЙ ПУТЬ Жизнь Ефрема известна нам плохо. Не из-за недостатка биографов — их как раз хватает с избытком, они спорят меж собой и только запутывают дело: их стараниями правду становится все труднее отличить от вымысла. Тем более, что великих людей, сопричисленных лику святых, непременно окружают легенды. Классический панегирик, использованный христианством, позволял не считаться с исторической точностью. Тогда, видимо, полагали, что благая цель оправдывает всякие средства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

О Боже Душе Святой Всемогущий, помоги находящимся в браке быть – в чистоте, страхе и взаимной любви – Церковью Божией, в которой Ты радостно обитаешь, всё управляя ко благу. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 29 мая 1. Память Первого Вселенского Собора . Память и похвала Святым Отцам Первого Вселенского Собора совершается в воскресенье перед Святой Пятидесятницей, или в Неделю седьмую по Пасхе. Сей Собор состоялся в Никее в 325 году, в правление святого равноапостольного царя Константина Великого . Собор был созван, чтобы устранить заблуждение, которое своим превратным учением создал Арий, александрийский священник. В частности, он распространял учение о том, что Христос якобы сотворен Богом во времени и что Он не предвечный Сын Божий, равный по существу Богу Отцу. В этом Соборе участвовало 318 святых Отцов. Собор осудил учение Ария, а [самого] Ария, так как тот не хотел покаяться, предал анафеме. Кроме того, Собор окончательно утвердил Символ Веры , впоследствии дополненный на Втором Вселенском Соборе. На Первом Всел[енском] Соборе присутствовали многие знаменитые святители, среди которых наиболее выдающимися были: святой Николай Мирликийский, святой Спиридон [Тримифунтский], святой Афанасий, святой Ахиллий, святой Пафнутий, святой Иаков Низибийский , Макарий Иерусалимский, [св.] Александр Александрийский , [св.] Евстафий Антиохийский , Евсевий Кесарийский , Митрофан Цареградский, Иоанн Персидский, Аристак Армянский и многие другие с Востока. От Запада же присутствовали: [св.] Осия [(Хосий)] Кордубский [(Кордовийский)], Феофил Готфский, Цецилиан Карфагенский и другие. Итак, главным свершением этого Собора было утверждение Символа Веры . Но сверх того, Собор утвердил время празднования Пасхи. И наконец, принял 20 разных правил. 2. Св. мученица Феодосия, дева Тирская . Однажды в правление императора Максимиана стояли в Кесарии Палестинской многие христиане связанными перед преторией. Сия благочестивая девица Феодосия подошла к ним, начала их утешать и ободрять к мученической смерти. Воины, услышав ее слова, отвели и ее к судье. Разгневанный судья приказал повесить ей на шею камень и бросить ее в глубину морскую. Это было исполнено, но Божии Ангелы вынесли ее живую на берег. Когда она вновь предстала пред судьей, тот повелел отрубить ей голову. В следующую ночь святая Феодосия явилась своим родителям, вся объятая превеликим небесным сиянием и окруженная многими другими спасенными девами, и поведала: «Видите, сколь велика слава и благодать Христа моего, которой вы хотели меня лишить!» Сказала же она это родителям потому, что те отвращали ее от исповедания Христа и мученичества. [Благо]честно пострадала она и прославилась в 308 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Этого диавольского лжеучения придерживаются сейчас сектанты, называющие себя «свидетели Иеговы», а также многие оккультные (магические) секты. Так же учил Л.Н. Толстой. Если бы это учение восторжествовало, то от самого Евангелия не осталось бы ничего. Мы лишились бы надежды на соединение с Богом. I Вселенский Собор Александрийский епископ Александр отлучил Ария и его сторонников от Церкви. Тот же, подобно диаволу, погубившему треть Ангелов, увлек за собой треть клира Александрии и, не желая признать своего осуждения, перенес свою хулу и на другие Церкви мира. В результате смута охватила всю Церковь , и император Константин, движимый Святым Духом, повелел всем епископам вселенной собраться на Собор для разбирательства этого дела. Собор состоялся в 325 году в городе Никея (сейчас это город Изник в Турции). Собралось триста восемнадцать епископов со всех концов христианского мира, по числу тех слуг Авраама, которые сокрушили войска царей Междуречья ( Быт. 14 ). Председательствовал епископ Осия Кордубский (Испания). На Соборе было много святых: Николай Мирликийский, Спиридон Тримифунтский, Александр Александрийский , Макарий Иерусалимский, Евстафий Антиохийский , Иаков Низибийский и другие. И вот они стали расспрашивать друг друга, как хранит каждый из них апостольское учение, и тогда оказалось, что учение Ария чуждо Преданию апостолов. Ариане пытались запутать дело философскими спорами. Но им твердо противостал диакон Александрийской Церкви Афанасий. Наконец святитель Спиридон, выйдя на середину собрания, взял кирпич и сказал: – Видите кирпич? Он один. И тут вверх взметнулось пламя, а вниз потекла вода, в руке же святителя осталась глина – три природы, составляющие один кирпич. – Так и Бог – это и Троица, и единство, – сказал святитель. Арий все равно продолжал упорствовать и хулить Христа, так что святитель Николай, возревновав, ударил его по устам. Отцы Собора за этот поступок лишили Николая сана. Но Христос и Богородица, явившись им, повелели восстановить его в достоинстве епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

2. Вероятно, автор имеет в виду " общее мнение " , выраженное П.Я. Чаадаевым в перв. " Философическом письме к " , написанном в 1828 г. и получившем известность в литературных кругах: " Сначала - дикое варварство, потом грубое невежество, затем свирепое и унизительное чужеземное владычество, дух которого позднее унаследовала наша национальная власть, - такова печальная история нашей юности " (Чаадаев П.Я. Статьи и письма. 2-е изд., доп. М., 1989. С.42). Также в программной статье, предназначавшейся для журнала " Московский вестник " , Д.В. Веневитинов писал в 1826 г.: " У всех народов самостоятельных просвещение развивалось из начала, так сказать, отечественного: их произведения, достигая даже некоторой степени совершенства и входя, следственно, в состав всемирных приобретений ума, не теряли отличительного характера. Россия все получила извне; оттуда это чувство подражательности, которое самому таланту приносит в дань не удивление, но раболепство; оттуда совершенное отсутствие всякой свободы и истинной деятельности " (Веневитинов Д.В. О состоянии просвещения в России//Веневитинов Д.В. Стихотворения. М., 1982. С.136). 3. Вольно цит. по: Голиков И.И. Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России, собранные из достоверных источников и расположенные по годам: В 15 т. 2-е изд. М., 1838. Т.5. С.261-262. Зд. имеется в виду работа по собиранию и публикации материалов государственных и монастырских архивов, начатая в 1810-е гг. гр. Николаем Петровичем Румянцевым и его помощниками. Интерес поколения И.В. Киреевского к истории был вызван философскими идеями Ф.В.И. Шеллинга о том, что каждому народу предназначена некая определенная роль во всемирном историческом процессе. Среди славянофилов исследованием рус. старины занимались М.П. Погодин, С.П. Шевырев, И.Д. Беляев и П.В. Киреевский. 5. Из сирийских богословов известны прп. Иаков, еп. Низибийский, его ученик, прп. Ефрем Сирин, и прп. Исаак Сирин, еп. Ниневийский, - все они многие годы провели в пустынножительстве, посвятив его изучению и исправлению собственной души. Оставив отшельничество ради общественного служения, они в своих многочисленных словах и поучениях стремились передать верующим собственный духовный опыт.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/292/...

свет жизни и учения которого воссиял для всего мира». Святой Григорий Нисский . Творения. Т. 8. М., 1871. С. 259–260, 262. Святой Григорий Нисский именует преподобного Ефрема плодоносной виноградной лозой Божией, изобилующей плодами учения и услаждающей сынов Церкви полнотой любви; называет его вселенским учителем, восшедшим «на самый верх духовной лестницы добродетелей»; считает его наилучшим образом устрояющим «дом Владычний» (Там же. С. 263,270). Действительно, если говорить о правой вере в Бога, о непрестанной молитве, о постоянных покаянных слезах, о чтении Божественного Писания, о богопросвещенном учении, глубочайшем смирении, нестяжательности, милосердии, ревности против восстающих на благочестие, о всем том, что составляет нового человека, «созданного по Богу в правде и преподобии истины» ( Еф. 4, 24 ), то должно излагать ЖИТИЕ, ТВОРЕНИЯ и БОГОСЛОВИЕ преподобного Ефрема Сирина . А. Житие Преподобного Ефрема Сирина Родился преподобный Ефрем Сирин в начале IV века в г. Низибии или Нисивии (в нынешней Турции). Годы его жизни определяются приблизительно – 306–373. О своём происхождении сам Преподобный пишет так: «Предки мои были нищие, питавшиеся милостыней. Деды, благоденствовавшие в жизни, были земледельцами. Родители занимались тем же и состояли в неважном родстве с городскими жителями» (1, 168). Он же свидетельствует, что родившие его «по плоти » внушили ему страх Господень (1, 168). Впоследствии на Преподобного оказал большое духовное влияние известный в истории Церкви подвижник и защитник православной веры, участник деяний I Вселенского Собора святой Иаков, епископ Низибийский († 350). Родителям Преподобного в особом видении было показано, как на языке дитяти выросло огромное виноградное дерево, которое своими ветвями покрыло всю землю и было настолько плодоносно, что его плодами питались многие птицы, но плоды от этого не только не убывали, а, наоборот, умножались. Это видение, вероятно, и определило имя Ефрем, что в переводе с еврейского языка означает плодовитый.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Нет сомнения, что при выборе святым императором оптимальной формы сыграли решающую роль три обстоятельства: привычный для Римской империи вселенский масштаб сознания, некий аналог коллективного обсуждения вопросов в сенате и соборная форма разрешения церковных вопросов, привычная для местных церковных общин. Идея вселенского, соборного и в то же время «аристократического» обсуждения спорных вопросов показалась св. Константину перспективной. Не случайно, как и в сенате, где заседали представители избранных фамилий, так и на Вселенском Соборе в Никее решающее слово принадлежало епископату Кафолической Церкви, а не рядовым клирикам и мирянам. Хотя, как следует из отдельных, дошедших до нас актов Собора, последних было немало. Более того, на Собор прибыли вообще не христиане, в частности, языческие философы, пожелавшие выяснить для себя содержание и тонкости православного вероучения. Иногда высказывается мысль о том, будто Константин не причастен к авторству вселенской формы соборного обсуждения, но такой вопрос в известной степени имеет второстепенное значение. Причастны к авторству св. Осий Кордубский, Александрийский епископ Александр, другое лицо, или это личная идея императора – какие последствия для истории Церкви имеет точный ответ на этот вопрос? Важно то, что именно царь повелел собраться епископам в Никее в 325 г. и принять решение по самому злободневному догматическому вопросу тех дней. Без его воли, помимо императора, такое событие было бы принципиально невозможным. Отметим всё же, что, по свидетельству самого св. Константина, он созвал Собор по внушению Божию, а не по человеческой подсказке 111 . Здесь были представители всей Кафолической Церкви, собравшиеся со всех уголков Ойкумены. Прибыли епископы из Скифии, Босфорского царства, Армении, Персии, Кавказа. Собрался цвет Церкви, сонмище исповедников и хранителей веры, немало претерпевших от властей в минувшие лихолетья гонений на христиан. На соборных заседаниях блистали Александр Александрийский , св. Афанасий Великий (в то время ещё диакон Александрийской кафедры), Евстафий Антиохийский , Маркелл Анкирский, Леонтий Кесарио-Каппадокийский, Иаков Низибийский , Амфион из Епифании Киликийской, Павел Неокесарийский с сожжёнными гонителями руками, Пафнутий Фиваидский, Потамон Египетский с выколотыми глазами и вывихнутыми ногами – известный целитель и чудотворец. С острова Кипр прибыл святой старец св. Спиридон Тримифунтский, прозорливец и чудотворец. По некоторым источникам (наиболее значимый из них «Деяния Вселенского Собора»), на Соборе присутствовал и святитель Николай, епископ Мирликийский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сохранилась древнейшая армянская песня о горе Сипан, недалеко от горы Арарат. Сначала ковчег Ноя причалил к ней. Тогда Ной сказал: «Сипан, прими меня! Сипан, прими меня!» Сипан же отвечал: «Иди на Масис, иди на Масис, что выше меня!» Масис – армянское название Арарата. Армянское предание говорит о том, что епископ Иаков Низибийский 321 восходил на г. Арарат и доставил оттуда обломок древа от Ноева Ковчега, и поныне хранящийся в драгоценном ларце Эчмиадзинского монастыря. Интересно и происхождение названия г. Ереван. Слово Ереван произведено от армянского слова «еревангал», что означает «появляться», «показаться». Подобно звучит и древнееврейское слово (йераэ), означающее «он покажется», «он явится». В Быт. 8:5 сказано: Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор. Когда Ной впервые увидел сушу после потопа, то воскликнул: «Она показалась! Она явилась!» На этом месте позже и был построен г. Ереван. Высоко на г. Арарат вмерз во льды и находится поныне Ноев ковчег. Об этом свидетельствовали древние – вавилонский летописец, жрец Беро (350–280 гг. до Р.Х.), Иосиф Флавий (I в. по Р.Х.). Так, Иосиф Флавий пишет: «Об этом потопе и о ковчеге упоминают также все те, которые писали историю неевреев. В числе их находится и халдеянин Берос. В одном месте [своего сочинения] он высказывается следующим образом о потопе: говорят, что еще до сих пор сохранился в Армении на горе Кордуйской 322 остаток от этого ковчега и, что некоторые берут от него смолу, пользуясь ею, в большинстве случаев, как средством против заболеваний» 323 . Иосиф Флавий отмечает, также, свидетельства о потопе египтянина Иеронима (III в. до Р.Х.), Мнасея из г. Патр (II в. до Р.Х.), Николая Дамасского (нач. I в. по Р.Х.). Факт наличия Ноева ковчега подтверждается, также, и экспедициями Яна Струйса (1670 г.), русской экспедиции, посланной царем Николаем II в 1916 г., француза Наварры (1952 г., 1953 г., 1955 г.). 8.3. Жертвоприношение Ноя Завершился потоп. Ной с семейством и все животные вышли из ковчега. Первый день новой истории. Каково было его первое событие?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Евстафий антиохийский , Евсевий Палестинский и друг.), или даром прозрения (Леонтий епископ каппадокийский) и чудотворений (Спиридон епископ тримифунтский, Иаков низибийский и др.) а некоторые носили на себе язвы мучений–свидетельство живой и действенной веры в Искупителя, (Макарий иерусалимский, Пафнутий епископ верхней Фиваиды, Павел неокесарийский, Ипатий гангрский и др.). Вместе с епископами прибыло на собор много пресвитеров и Диаконов, между которыми особенно известен Афанасий, диакон (в последствии епископ) александрийский, прославивший себя в состязании с арианами. Тогда же явились в Никею и некоторые из языческих философов, – одни с тем, чтобы ознакомиться ближе с учением христианским, a другие, по ненависти к нему, надеялись при помощи диалектики запутывать речи епископов и опровергать защищаемое ими учение. Между этими философами церковные писатели упоминают в особенности об одном, который много тщеславился своею диалектикою и насмехался над епископами; но был обращен ко Христу простыми словами веры одного св. старца. Прежде, чем открыто было общее, торжественное рассуждение о вере, епископы несколько раз сходились между собою и, призывая Ария, испытывали его мнения, чтобы точнее узнать сущность проповедуемого им учения. Когда же наступил день, назначенный императором для открытия собора, епископы собрались во дворце, где было устроено для собора особое помещение, с троном для царя и седалищами для присутствующих на соборе. По прибытии императора, один из епископов от лица собора приветствовал его речью, на которую император также отвечал речью, изявляя радость, что видит себя в собрании стольких пастырей Церкви и убеждая их быть единомысленными в деле веры. За тем начались соборныя деяния. Арий, призванный на собор с своими единомышленниками, по требованию его изложил свое учение. Богохульное содержание его оскорбляло православных епископов, что они, от нетерпения, неоднократно заграждали свой слух. Потом читано было вслух всего собора изложение веры Евсевия никомидийскаго: но нелепость его была так очевидна, что оно тотчас же отвергнуто и в виду всех разодрано.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010