Скачать epub pdf Житие святого Иакова, епископа Низибийского Память 13 января Святой Иаков родился в городе Низибии 520 , находившемся в пределах области, переходившей то в руки римлян, то персов, а во время рождения сего святого мужа принадлежавшей римлянам. Придя в возраст, святой Иаков удалился в пустыню и жил на высоких горах. Весну, лето и осень он проводил в лесах под открытым небом, на зиму же поселялся в одной пещере, в которой и укрывался от мороза. Пищей ему служило то, что земля рождала сама по себе, без какой-либо обработки ее: он собирал плоды с лесных деревьев и съедобные коренья, подобные огородным, и подкреплял ими свою слабую плоть лишь настолько, чтобы только быть живу. Умерщвляя таким образом тело, угодник Божий непрестанно насыщал в то же время свою душу пищей духовною; он приуготовлял чрез очищение свой ум к боговидению, делая его зеркалом Святого Духа, и, как говорит Святой апостол, открытым лицом взирая на славу Господню, преобразовался в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа ( 2Кор.3:18 ). Чрез это у него постоянно увеличивалось молитвенное дерзновение к Богу, – и когда он просил у Бога чего-либо, тотчас получал: он провидел пророчески будущее, и ему была дана от Святого Духа благодать чудотворений. Из этих его чудес расскажем о некоторых немногих и откроем неведущим о сиявшей в нем божественной благодати. В то время неразумные люди поклонялись идолам и воздавали божественную честь бездушным камням. Многие не только пренебрегали истинным богопочтением, но даже ненавидели тех, которые, будучи совершенными в добродетели, познали истину и, уклоняясь от идолослужения, смеялись над ничтожеством идолов и поклонялись Творцу всего. Тогда Святой Иаков, оставив пустыню, отправился в Персию 521 , чтобы посмотреть на новонасажденный сад святой веры и самому, насколько возможно, потрудиться над распространением истинной веры. Однажды, когда он переходил чрез встретившийся по пути поток, несколько девиц, мывших одежды, с высоко обнаженными ногами, смотрели на одетого в необычные одежды пустынника бесстыдным взором, не стыдясь ни его почтенного вида, ни своей наготы, и стояли пред ним с наглостью, не покрыв своих голов. При виде такого бесстыдства, Святой разгневался, желая проявить чрез наказание их силу Божью, а также – посрамить идолопоклонство нечестивцев чрез совершение чуда, он проклял источник, из которого выходил поток; источник и поток тотчас же высохли, так что в них не осталось ни капли воды. Проклял он также этих девиц и наказал их бесстыдную юность внезапною старостью. По чудодейственному слову святого, черные волосы на их головах тотчас поседели, и они сами вдруг состарились, изменившись подобно листьям на молодых деревьях, когда вдруг поразит их мороз. При виде внезапного исчезновения воды и появления на каждой седины, девицы пришли в ужас и, придя в город рассказали всем об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИАКОВ († 338), свт., исп. (пам. 13 янв.), еп. Нисибинский (Низибийский). Его имя фигурирует во всех известных списках отцов I Вселенского Собора в Никее (325), что определяет нижнюю границу датировки его рукоположения во епископа. Фрагменты Житий И. сохранились в сир., арм. и груз. языках, и большинство из них опубликовано. Сирийская традиция В сир. «Истории Нисибинских митрополитов» (сохр. в цитатах у хронографа Илии бар Шинайя) под 308-309 гг. сообщается, что «в этот год скончался Бабовай, епископ Нисибина, и поставлен Мар Иаков, который обитал в горах с Мар Авгеном»; здесь заметно пересечение досье И. с досье Мар Авгена, имеющим легендарный характер, под 312-313 гг. отмечено, что И. начал строить в городе большой кафедральный собор. К наиболее аутентичным ранним сир. источникам относят «Нисибинские мадраши» (Carmina Nisibina) прп. Ефрема Сирина , В этом сочинении упомянуто, что Нисибин (ныне Нусайбин, Турция) называли «дщерью Иаковлевой», после того как И. организовал его оборону во время 1-й осады персид. войсками Шапура. И. был похоронен внутри городских стен, и его могилу почитали как святыню. Подлинные сочинения И. на сир. языке неизвестны. Греко-сирийская традиция Жития И. отражена прежде всего в 1-й гл. «Истории боголюбцев» блж. Феодорита Кирского. Об исторической ценности этого текста нет единого мнения. Болландист П. Петерс считал, что сведения общего характера, заимствованные Феодоритом из легендарного Жития прп. Ефрема Сирина, не имеют большой исторической ценности. Впосл. т. зр. Петерса была подвергнута критике, и было высказано предположение, что именно Житие Ефрема Сирина создавалось на основе материалов 1-й гл. «Истории боголюбцев». Однако наиболее вероятно, что Феодорит для своего текста использовал сведения, изложенные в «Нисибинских мадрашах». В частности, Феодорит и Ефрем Сирин сообщают, что И. участвовал во Вселенском Соборе и боролся с арианами ( Theodoret.

http://pravenc.ru/text/200157.html

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРАХ Вселенских Соборов в истинной Православной Церкви Христовой было семь : 1. Никейский , 2. Константинопольский , 3. Ефесский , 4. Халкидонский , 5. Константинопольский 2-й, 6. Константинопольский 3-й и 7. Никейский 2-й . ПЕРВЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР Первый Вселенский Собор был созван в 325 г., в гор. Никее , при императоре Константине Великом . Созван этот Собор был против лжеучения александрийского священника Ария , который отвергал Божество и предвечное рождение второго Лица Св. Троицы, Сына Божия , от Бога Отца; и учил, что Сын Божий есть только высшее творение. На Соборе участвовало 318 епископов, среди которых были: Св. Николай Чудотворец, Иаков епископ Низибийский, Спиридон Тримифунтский, Св. Афанасий Великий , бывший в то время еще в сане диакона и др. Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил непреложную истину – догмат; Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом. Чтобы все православные христиане могли точно знать истинное учение веры, оно было ясно и кратко изложено в первых семи членах Символа Веры . На этом же Соборе было постановлено праздновать Пасху в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния, определено было также священникам быть женатыми, и установлены были многие другие правила. ВТОРОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР Второй Вселенский Собор был созван в 381 г., в гор. Константинополе , при императоре Феодосии Великом. Созван этот Собор был против лжеучения бывшего арианского епископа константинопольского Македония , который отвергал Божество третьего Лица Св. Троицы, Духа Святого ; он учил, что Дух Святый не есть Бог, и называл Его тварью или сотворенною силою и при том служебною Богу Отцу и Богу Сыну так как Ангелы. На Соборе присутствовало 150 епископов, среди которых были: Григорий Богослов (он был председателем Собора), Григорий Нисский , Мелетий Антиохийский , Амфилохий Иконийский , Кирилл Иерусалимский и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Ольга Ходаковская ЧАСТЬ II ГЛАВА 3. В УРМИЙСКОЙ ДУХОВНОЙ МИССИИ. ПЕРВЫЙ ПЕРИОД Д етали исторической биографии всегда интересны, − один факт может связать события неожиданным образом. Именно так было в 1917 году, когда прибывший из Персии миссионер увидел на далёкой российской окраине – в городе Верном Туркестанского края надгробную плиту с именем архиепископа Софонии (Сокольского) . Именно преосвященный Софония стоял у истоков русской духовной миссии среди персидских несториан. В городе Верном почтенный иерарх и духовный писатель подготовил к печати труд: «Современный быт и литургия христиан инославных иаковитов и несториан…» Книга была хорошо известна в русской духовной миссии, штаб которой находился в персидском городе Урмия 87 . Деятельность этого русского учреждения протекала среди несториан-ассирийцев 88 , в конце XIX века принявших православие. В России предреволюционного десятилетия об этих древних христианах Востока и об Урмийской миссии много писалось и говорилось. Помимо Персии, заграничные духовные миссии существовали в Палестине, Японии, Корее, Северной Америке. Духовное ведомство России действовало здесь в согласии с дипломатическим и военным. Заграничные миссионеры находились в поле зрения Министерства иностранных дел, и по делам миссий шла регулярная переписка между министром иностранных дел и обер-прокурором Св. Синода. Миссионеры призваны были послужить и политическим интересам Российской империи, укрепляя её авторитет – духовный, нравственный, культурный. К истории появления Русской Духовной Миссии в Персии Епископ Пимен был прекрасно осведомлён о сложной, насыщенной событиями истории несторианской церкви, а существо богословских споров христианского Востока было предметом его научных занятий. Это была область его эрудиции, его церковно-исторического кругозора и одновременно прошлым народа, с которым он имел дело. Обратимся к картам древних царств и найдём интересующие нас названия. На земле Древней Ассирии, в Междуречье, появилось на свет и сложило свою историю сирийское христианство . Ассирийцы (сирийцы) приняли новую веру одними из первых от Мар-Аддая и Мар-Мари. Так по-сирийски звучали имена апостола от 70-ти Фаддея и его ученика Мария. Небольшое государство Осроэна, созданное в конце II века до н. э. потомками Древней Ассирии, стало первым в истории государством, в котором христианство было провозглашено официальной религией. Сирийское христианство первых веков дало миру сонм святых: пустынников и отшельников, мучеников и преподобных. Около четырёх десятков из них вошли в святцы Русской Православной Церкви, в их числе такие широко почитаемые, как свв. Исаак Сирин и Ефрем Сирин , Иаков Низибийский , Симеон Столпник.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

СВЯТОЙ ЕФРЕМ СИРИАНИН Краткое сведение о нем Св. Ефрем родился в первых годах четвертого столетия в окрестностях Низибии, или в самом городе сем, от родителей не богатых. – Родители воспитали его в страхе Божием; но лета юности увлекли его к некоторым преткновениям нравственным; от чего далее начало помрачаться и его верование в Божие Промышление, и ему стало думаться, что все в нашей жизни происходит случайно. От этих душевных настроений Божие Провидение уврачевало его очень чувствительным уроком. Его обвинили в покраже овец и посадили в темницу. В одно время с ним посадили туда еще одного, – а там нашли они третьего. Все они осуждаемы были, в настоящем случае, невинно. Проведя семь дней в этом заключении, св. Ефрем слышал во сне внушение, – что хотя в этом случае он не виноват, но страдает за прежние грехи; равно за прежнее же страждут и созаключенники его. Проснувшись, он рассказал сон другим двоим, – и все, пересмотрев прошедшее, нашли, что действительно ими прежде сделаны были не добрые дела подобного же рода, – и прошли даром. Судья оправдал св. Ефрема, как это предсказано было ему опять в видении сонном. Это обстоятельство, восставив в сердце св. Ефрема полную веру в бдящее над нам Око Провидения Божия, так поразило его, что он не медля оставил мир и удалился в окрестные горы к отшельникам, где стал учеником св. Иакова, в последствии великого Святителя Низибийского. Под его руководством св. Ефрем упражнялся в подвигах благочестия, изучал Слово Божие, и под влиянием того и другого совсем изменился в нраве. Вместо гневливого и колеблющегося сомнениями юноши св. Ефрем является здесь смиренным и сокрушенным пустынником, день и ночь оплакивающим свои грехи и совершенно преданным путям Провидения. Св. Иаков, зная высокие достоинства своего ученика, и когда стал Епископом, пользовался его способностями в деле управления Церкви, поручая ему проповедь Слова Божия, обучение детей в училище, брал его с собою на первый вселенский Собор в Никею, и по возвращении делал соучастником в распоряжениях своих и молитвах об избавлении города от нашествия Сапора Персидского (337 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Представив, с помощью Божиею, ряд статей о древних Палестинских обителях и подвижниках, в них процветавших 1 , перейдем на север и восток от Св. Земли – в Сирию и Месопотамию. И в этих славных в истории рода человеческого странах в первые века христианства процветало подвижничество и процветало так же, как в Палестине и Египте; и там рассеяны были по разным местам Св. обители, из коих многие славились внешним и внутренним благоустройством и принимали нередко важное участие в событиях Христовой Церкви; и там, и в обителях, и в пустынях, бесчисленные сонмы душ, жаждавших нравственного совершенства и спасения, в тишине уединения трудились и подвизались о Господе, созревая для небесной жизни; и там, по временам, являлись величайшие подвижники, удивлявшие мир христианскою высотою и необычайностью своих подвигов, мужи благодатные, в обилии исполненные даров Св. Духа; многие из них, обладали высоким христианским просвещением и оставили по себе назидательные творения. Кто не знает славных имен сирийских подвижников: Симеона первого Столпника, Ефрема Сирина , Симеона Дивногорца? Кому не известны великие отцы-подвижники: Исаак Сирин , Иулиан Пустынник, Иаков Низибийский , Феодор Эдесский , Маруфа Тигритский, прославившие Месопотамию? Здесь, у сирийских и месопотамских подвижников читатель встретит новый род подвигов, коих дотоле не знало христианское подвижничество, подвигов, которые могли бы показаться невозможными, если бы не были достоверно засвидетельствованы. Здесь поучающийся путям Божиим, в мире и роде человеческом, ум увидит, что там, где был Эдем, первобытный рай, там явился новый рай – иноческие пустыни, в которых подвижники, люди плоть носившие, жили подобно бесплотным; там, где стояли некогда могущественные царства, где потом разостлалась обширная пустыня, там, среди сыпучих песков и палящего солнечного жара, стали обитать люди, проводившие святую жизнь в посте, молитве и всякого рода страданиях, благоугождавшие Богу и славившие Его день и ночь, увидит и возблагоговеет пред дивными судьбами Всевышнего, верховного Мироправителя. В Св. подвижниках Сирии и Месопотамии предстанут нашим очам живые и разнообразные примеры христианских добродетелей; здесь и обильная пища сердцу, алчущему нравственной чистоты и святости, и возбуждение воли к добру и благочестивой жизни; в душе невольно появится и ощутится порыв подражать рабам Христовым если не в подвигах, то, по крайней мере, в святой ревности о благоугождении Богу и спасении души, той ревности, какая в них так очевидно проявлялась. Присноприятны и обители, и пустыни этих славных в истории Востока стран, и Св. мужи, в них подвизавшиеся. Об этих-то иноческих обителях и пустынях мы, с помощью Божьею, и намерены теперь вести речь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тринадцатый день. Св. Иаков, епископ Низибийский. (Всякая ложь противна Богу). I. Однажды св. Иаков низибийский , память коего совершается ныне, пошел в какое-то село. Трое нищих, увидев его идущаго, придумали обмануть его, надеясь чрез эту ложь и хитрость побольше чего-нибудь выпросить у святого. Один из них притворился мертвым. Когда св. Иаков подошел к ним, они, указывая ему на своего будто бы умершего товарища, просили у него подаяния для его погребения. Иаков подал им сколько мог, помолился Богу о душе умершего и пошел своей дорогой. Видя, что старец ушел уже далеко, нищие велели встать своему товарищу, но тот не вставал; посмотрели хорошенько, а он и в самом деле был мертвый. Испугались бедные, что их выдумка так плохо кончилась, и стали бежать за св. Иаковом. Догнавши его, открыли ему сущую правду, прося прощения. Св. старец был милостив: воротился к мертвому, своею молитвою воскресил его и посоветовал им впередь так не шутить. (Ч. М. янв. 13 дня). II. Из этого рассказа можно вывести тот урок, что ложь весьма противна Богу , «потому Он и наказывает так тех, кто прибегает к ней». Бог любит правду, и христианин должен любить правду и ненавидеть ложь. а) Ложь бывает на словах и на деле. Нередко можно встретить людей, которые любят мешать правду с выдумками, быль с небылицей. Таких людей считают хвастунами; через это они теряют доверие и уважение людей умных и степенных; а этим нужно дорожить; другие по легкомыслию и тщеславию дозволяют себе шутить и смеяться над ближними, возводя на них разные небылицы, нередко весьма оскорбительные для чести и доброго имени их. От этого бывает то, что разрывается дружба и возникает вражда между людьми, не редко навлекаются великие несчастия на враждующих, между коими самое главное – лишение благодати Божией, которая не живет в сердцах людей злых и клеветников. Бывает ложь и на деле. Эта ложь чаще всего встречается при покупке, продаже, мене и других разных сделках, какие бывают между людьми. Но помните, что каждая копейка, которая добывается таким неправедным и безчестным путем, не прочна и никогда в пользу не пойдет.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

§ 103. Сочинения св. Иакова содержания догматического и нравственного. Св. Афанасий писал к епископам Египетским против ариан: «Если что писано было православными, как например, Иаковом и другими из Месопотамцев, нечего было подозревать в написанном; там открытый, простой дух мужей апостольских» 58 . Геннадий, писатель V века, свидетельствует, что Св. Иаков писал 26 сочинений, и, выставляя самые заглавия их, прибавляет, что они недавно переведены с сирского языка 59 . Ныне известны на армянском языке 18 Слов св. Иакова, писанные по просьбе св. Григория, просветителя Армении. По содержанию это те же поучения, о которых говорит Геннадий, хотя многих, упоминаемых Геннадием, нет в числе армянских; последнее не ослабляет подлинности армянских Слов, потому особенно, что в Армении сохранены были с особенною заботою, конечно, те наставления св. Иакова, которые писаны были для Армении 60 . К тому же содержание и дух этих наставлений вполне приличны мудрому пастырю Низибийскому 61 . По содержанию некоторые из них догматические, другие нравоучительные. Из числа последних слова о любви, о посте, о покаянии, о смирении дышат глубоким благочестием; любовь, учит он, есть исполнение закона евангельского; она – основание святости, заповеданной Господом, и сущность учения христианского. Назидательно слово о девстве и другое о сынах обета; слово о священнослужителях – прекрасное пастырское наставление для пастыря, между прочим о его обязанности учить и совершать тайну Евхаристии. Из числа догматических Слово о вере излагает понятие о вере и ее значение в спасении души. «Твердое и истинное основание всей нашей веры есть Господь наш Иисус Христос . Посему, когда кто приступил к вере, он поставлен на камени твердом, который есть сам Господь наш Иисус Христос ( 1Кор. 10:4 )». В 16 Слове превосходно доказывается из Свящ. Писания как божество Сына Божия, так и то, что Иисус Христос есть обещанный Мессия. С таким же превосходным разумением точного смысла Писания, св. Иаков обличает иудеев в 11 Слове за обрезание, в 12 за субботу, в 18 за тщетные надежды на восстановление Синагоги; в 7 слове о покаянии, убеждая чистосердечно открывать грехи свои, говорит: иначе священник не может знать болезней твоих. В 8 слове обличается неверие некоторых в воскресение мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

§ 102. Святитель Иаков Низибийский. Св. Иаков, епископ Низибийский (ин. Антиохии Мингидонской на границах Персии и империи), по множеству чудес, совершенных им – чудотворец, по обилию и высоте духовной мудрости назывался мудрым. Св. Иаков был сын одного из областных князей Армении и племянник парфянского Царя Анака, отца Св. Григория, просветителя Армян 51 . Сочинения его показывают, что в юных летах он пользовался теми средствами образования, которые открывало ему высокое происхождение. И однако, он еще в ранних летах отказался от удовольствий света; уединенная жизнь его была образцом строгой жизни; летом жил он в лесах и на горах, зимою в пещере, пущею его были древесные плоды, травы и коренья, одеждою – кожа. При Максимине прославился он исповедническим подвигом; услышав о возникающем христианстве в Персии, отправлялся туда утверждать веру, и силою чудес обратил многих язычников к вере. Избранный в 314 году в епископа Низибии, он не переменял образа жизни своей 52 . В 325 г., как мужественный защитник правых догматов, отправлялся на Собор Вселенский 53 . В 336 году заставил он в Константинополе искренних друзей веры молиться об отвращении бедствия, грозившего Церкви принятием Ария в общение с чадами Церкви, и хулитель Сына Божия погиб 54 . В 338 году грозные полчища Шапура бесполезно осаждали Низибию целые два месяца; Низибию охранял силою духа христианский пастырь 55 . Спустя десять лет, Персы во второй раз осадили Низибию, сделали пролом в стене, но не сокрушили веры защищавшего ее пастыря; по его распоряжению стена в одну ночь исправлена, а Шапур, изумленный твердостью и видением, устрашенный казнью, поразившею его войско, поспешил удалиться от Низибии 56 . Защитник веры и отечества скончался в 350 году 57 . 51 По свидетельству Зиновия (история Дарона на армянском языке, изд. в Венеции 1832 г., стр. 22), Хосровуи, мать Иакова, была сестрою Анака и супругою одного из князей Гефальских (Сл. Neumann, Gesch. d. Armen. Litter. S. 18. Lpz. 1839. 52 Феодорит H. E. 1, 7; Philoth. С. 1. S. 3. 767. Геннадий De vir. illust. § 1. Годом поставления его в епископа надобно положить 314 г., когда св. Милес видел его занимающимся построением великолепного храма (Acten d. h. Märtyrer d. Morgenlandes. S. 55 и 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Поучение в неделю 7-ю по Пасхе, св. Отец В нынешнюю 7-ю неделю по Пасхе Христова Церковь наша воспоминает первый св. Вселенский Собор, бывший в городе Никее, 325-го г. по Рожд. Христовом. Собор сей созван был императором Константином Великим против злочестивого александрийского пресвитера Ария, который, по действу диавольскому, отвергал вечность Иисуса Христа, Сына Божия, и Его единосущие с Богом Отцем, и признавал Его не Богом истинным, а простым человеком. Об этом Соборе, прежде всего, я хочу повести с вами, братие, и свою речь. Прекрасен был сей св. Собор! Прекрасен был он тем, что на нем присутствовал сам Константин Великий , царь православный и добрый. Добрый царь, сказал он и добрую речь пред собором пастырей церкви. «Ничего столько не желал я, возлюбленные, сказал он им пред открытием собора, как насладиться зрением вашего собрания; и теперь от всей души благодарю Всевышнего Царя, Бога, за дарование мне, кроме прочих благ, и того величайшего из всех удовольствия, что вижу вас собранными во едино и одушевленных единым и тем же святым намерением... И теперь я радуюсь духом, видя настоящее ваше собрание». Прекрасен был первый св. Вселенский Собор и тем, что он состоял из 318-ти знаменитейших богоносных отец и пастырей церкви Христовой. Между отцами сего Собора были: св. Николай чудотворец, св. Афанасий Великий , св. Спиридон, епископ Тримифунтский и чудотворец, Иаков Низибийский , св. Пафнутий из верхней Фиваиды, у которого за св. веру Христову было избодено правое око и сокрушено колено левой ноги. Неокесарийский епископ Павел, которому, во время гонения Ликиниева, разженным железом отожжены были жилы обеих рук, – и многие другие отцы, сиявшие святостью жизни и украшенные Господнею благодатью и чудодейственною силою, мученики и исповедники веры Христовой. Сии-то богомудрые отцы опровергли и посрамили нечестивое учение Ария, православную же веру укрепили и утвердили: Сына Божия единосущным Богу Отцу Творцом всего мира, Богом истинным, от Отца превечно рожденным, а не сотворенным, и Владыкою и Господом проповедали. И с того времени и до сего дня мы исповедуем свою веру: «Верую во единого Бога Отца Вседержителя, и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010