Житие И., по аргументированному предположению Е. В. Ухановой, было создано в 1762 г. (А. И. Клибанов , не приводя доказательств, предположил, что первоначальное несохранившееся Житие святого было написано к его канонизации в 1547.) Житие известно в одной редакции, представленной 4 полными и 2 неполными списками 60-х гг. XVIII - нач. XX в. Составитель Жития в качестве своих источников указывает службу И. под 27 нояб. в минее месячной, где сообщается, что И. был поставлен на Ростовскую кафедру из «иеромонахов монастырей ростовских» при вел. кн. Василии I Димитриевиче (к-рый именуется Донским) и митр. св. Киприане «по Матфеи Греченине». Согласно Житию, И. одержал победу в публичном споре с неким явившимся в Ростове еретиком-«армяновером» Маркианом, взгляды к-рого на основании Жития можно охарактеризовать как иконоборческие, а на основании службы И.- как антитринитарные. Еретик привлек к лжеучению мн. жителей города, однако после спора с И. он был изгнан из Ростова. Прот. Иоанн Троицкий и архиеп. Филарет (Гумилевский) рассматривали ересь Маркиана как смесь христианства с магометанством, Клибанов считал ее наиболее ранним антитринитарным выступлением на Руси. Однако Ф. Г. Спасский , анализируя службу И., показал, что она имеет компилятивный характер ( Спасский Ф. Г. Рус. литургическое творчество. М., 20082. С. 168-169); к этому выводу присоединилась Уханова, исследовавшая службу по спискам XVI - нач. XVII в. (в рукописях служба помещается под 27 нояб. и 7 февр.) и датировавшая ее временем не позднее 1-й четв. XVI в. Почти все стихиры службы И. заимствованы из служб общей минеи, из служб святителям Петру Московскому, Игнатию, Леонтию, Исаии Ростовским, Савве Сербскому (8 февр.), Стефану Сурожскому, Кириллу Александрийскому, Афанасию Великому, Николаю Чудотворцу, Григорию Паламе, Вуколу Смирнскому, прп. Иоанну Дамаскину, ап. Иакову, брату Господню, ап. Иакову Алфееву и мч. Иакову Персиянину. Тропарь и кондак И. взяты из службы Пахомия Логофета свт. Евфимию Новгородскому ( Уханова. 1993. С. 244). Основным источником службы И. стал канон свт. Вуколу, еп. Смирнскому († ок. 100 или 105), боровшемуся с антитринитариями. В каноне свт. Вуколу в качестве ересиарха упоминается Маркион, имя к-рого, очевидно, перешло с небольшим изменением в Житие И. Последователи Маркиана названы в Житии И. «двуперстниками» и «раскольщиками проклятыми». В связи с этими названиями данный памятник можно рассматривать в контексте антистарообрядческой полемики XVIII в. По др. источникам, в т. ч. по синодикам с анафематствованием рус. еретиков, еретик с таким именем неизвестен.

http://pravenc.ru/text/200159.html

Преподобная Синклитикия говорила: «Испросив себе позволение, диавол поражает тяжелыми болезнями, чтобы люди малодушные ослабели в любви к Богу. Посему-то тело иногда страдает сильной горячкой и томится несносной жаждой. Если ты — грешник, то, страдая в болезнях, вспоминай о будущем наказании, о вечном огне, о мучениях после Суда и не малодушествуй в настоящих страданиях, но радуйся, что Бог посетил тебя, и повторяй это прекрасное изречение: Научая, наказал меня Господь, смерти же не предал меня (Пс. 117, 18), ты — железо, и огонь очистит твою ржавчину. Если ты — праведник и подвергаешься болезням, то через это от великого переходишь к большему, ты — золото, и через огонь делаешься чище. Ты искушаешься горячкой? Наказываешься простудой? Но Писание говорит: Мы прошли сквозь огонь и воду, и Ты извел нас в покой (Пс. 65, 12). Достиг ты первого, ожидай и второго. Преуспевая в добродетели, повторяй слова праведника: Я нищ и страдалец (Пс. 68, 30). Эта двоякая скорбь соделает тебя совершенным, ибо псалмопевец говорит: В скорби ты давал мне простор (Пс. 4, 2). В этих училищах нужд и страданий будешь образовывать свою душу подвигами». 165 «Все святые жизнь свою проводили в скорбях и печалях, в страдании, терпении и гонении: ты ли один хочешь оставаться без всякого страдания и печали? Или ты один только хочешь быть из числа избранных Божиих, не желая ничего претерпеть? Да не будет сего!» (свт. Димитрий Ростовский). «Если опасность, бедствие, скорбь колеблют твое мужество, истощают твое терпение, помяни Матерь Господа, стоявшую при Кресте Его». «Если и Христос, не сотворивший греха, пострадал, можно ли нам, грешным, роптать на страдание?» (свт. Филарет, митрополит Московский). «Как молот разбивает камень, так скорби сокрушают грубость, бесчувствие, гордость и бесстрашие сердца» (архиепископ Нижегородский Иаков). «Если отец оставляет сына без наказания и попускает ему жить по своей воле, то видно, что он отринул его от себя; так если и Бог оставляет человека без наказания, то это есть знак отвержения его от Божией милости; и не иное что такому последует, как терпеть на себе вечный гнев Божий» (свт. Тихон Задонский).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2327...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Епископат (см. также по периодам) ИОВ (Потёмкин Иаков Петрович; 1750 (1752 ?) - 1823), архиеп. Екатеринославский, Херсонский и Таврический ИОНА (рубеж 80-х и 90-х гг. XIV в., - 1461) митр. Киевский и всея Руси, свт. (пам. 31 марта, 27 мая, 15 июня, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент. в Соборе Липецких свяхых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей) ИОНА († 1470), еп. Пермский, свт. (пам. 6 июня, в Соборе святых Пермской митрополии, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ИОНА (Иван; † 1470), Отенский, архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 5 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОНА (Архангельский; † 1627), митр. Сарский и Подонский (Крутицкий), местоблюститель Патриаршего престола ИОНА (Василевский Иоанн Семенович; 1763-1849), митр. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузинского Экзархата РПЦ ИОНА (Покровский Владимир Ильич; 1888-1925), св. Русской Православной Церкви за границей (пам. 7 окт.), еп. Ханькоуский РПЦЗ ИОНА (Сысоевич; ок. 1607-1690), митр. Ростовский и Ярославский, местоблюститель патриаршего престола в 1664 г. ИОНАФАН (Елецких Анатолий Иванович; род. 1949), митр. Тульчинский и Брацлавский, рус. духовный композитор, поэт, переводчик богослужебных текстов ИОСИФ (Королёв Олег Геннадьевич; род. 16 сент. 1977), епископ Можайский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. ИОСИФ (Балабанов Игорь Анатольевич; род. 1954), митр. Улан-Удэнский и Бурятский, глава Бурятской митрополии ИОСИФ (Бобрикович (Бобрикович-Анехожский, Бобрикевич); † ранее 1635), еп. Мстиславский, Оршанский и Могилёвский (Западнорусская митрополия) ИОСИФ (Квабулидзе; Кобулашвили; Хвабулов; Самебели, Самебельский, Самебский; 1676-1750), еп. Корельский и Ладожский РПЦ (1734-1740), груз. церковный деятель, книгоиздатель ИОСИФ (Кононович-Горбацкий; † 1653), еп. Мстиславский, Оршанский и Могилёвский (Западнорусская митрополия) ИОСИФ (Иезекииль) (Курцевич Иван Дмитриевич; 80-е гг. XVI в.- 1642), архиеп. бывш. Суздальский и Тарусский

http://pravenc.ru/rubrics/121666_17.html

292), что, вероятно, связано с деятельностью ростовского митр. Ионы (Сысоевича). Во 2-й пол. XVIII в. почитание И. стало более активным в связи с канонизацией в 1757 г. свт. Димитрия (Савича (Туптало)) , митр. Ростовского, гробница к-рого также находится в Зачатиевском соборе Спасо-Иаковлевского мон-ря. Очевидно, составление Жития И. в 1762 г. связано с канонизацией свт. Димитрия. В ростовских святцах в качестве дней памяти И. названы 6, 7, 12 февр. и 22, 27 нояб. ( Ярославский. 1887. Стб. 357). Арх.: Книга ист. записок Ростовского ставропигипльного первоклассного Спасо-Яковлевского Димитриева мон-ря//Ростовский фил. ГАЯО. Ф. 145. Оп. 1. Д. 11. Ист.: ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 381; Т. 8. С. 69; Т. 15. С. 482; Т. 18. С. 22-23; Т. 23. С. 135; Т. 24. С. 165; Т. 25. С. 226; Т. 27. С. 296; Т. 29. С. 314, 315; Т. 31. С. 92; Т. 42. С. 165; Описание о российских святых. 223. С. 93-94; Летописец о ростовских архиереях/Примеч.: А. А. Титов. СПб., 1890. С. VI, 7; Синодики XVII и XVIII вв. Ростовского Успенского собора. Ростов, 1903; Ростовский летописец кон. XVII в./Публ.: А. П. Богданов//СА. 1981. 6. С. 35; Уханова Е. В. «Житие» св. Иакова, еп. Ростовского, в контексте источников по рус. истории XIV-XIX вв.//Рус. книжность: Вопр. источниковедения и палеографии. М., 1998. С. 56-58. (Тр. ГИМ; 95). Лит.: ИРИ. М., 1807. Ч. 1. С. 117-119, 297; М., 1810. Ч. 2. С. 507-523; Толстой М. [В.] Древние святыни Ростова Великого. М., 1847. С. 35, 39, 71-72; он же. Жизнеописания угодников Божиих, живших в пределах нынешней Ярославской епархии. Ярославль, 1905. С. 13-15; Описание ростовского ставропигиального 1-кл. Спасо-Яковлевского Димитриева мон-ря и приписного к нему Спасского, что на Песках. СПб., 1849. С. 3-6; СИСПРЦ. С. 109-110; Иерархи Ростовско-Ярославской паствы в преемственном порядке: с 992 г. до наст. времени. Ярославль, 1864. С. 68-71; Троицкий И. Ереси, расколы и отступления от устава церкви, бывшие и существующие в Ярославской епархии//Ярославские ЕВ. 1864. 11. С. 104-105; Барсуков. Источники агиографии.

http://pravenc.ru/text/200159.html

Иаков Брат Господень» (сер. XVI в., частное собрание, Вел. Новгород). Полуфигура И. в медальоне широко использовалась в лицевом шитье, особенно на каймах плащаниц. Напр., на плащанице, вложенной царем Алексеем Михайловичем в Преображенский собор Новоспасского монастыря (царицына мастерская, 1645-1647, ГММК), И. с подписью: «Брат Божий» - представлен на левом поле; на правом ему соответствует изображение свт. Лазаря с подписью: «Друг Божий»; также в начале ряда святителей И. помещен на левом поле плащаницы, шитой в мастерской Анны Ивановны Строгановой (70-е гг. XVII в., Кировский гос. объединенный историко-архитектурный и лит. музей). Без подписи изображения И. входили в состав неск. сцен из НЗ: в композиции «Бегство в Египет» юный И. с нимбом идет впереди осляти, к-рый везет Богоматерь и Младенца,- на иконе в составе серии 12 праздников («Рождество и детство Христово», XI в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) или следом за ним - на миниатюре из Слов Григория Назианзина 3-й четв. XI в. (РНБ. Греч. 334. Л. 1). Подобная схема сохраняется, напр., на ростовской иконе «Рождество Христово» 2-й пол. XVII в. (ГМЗРК): в правом нижнем углу в эпизоде бегства в Египет И. (без нимба, с посошком на плечах) идет следом за ослятей. И. изображали в развернутом варианте композиции «Успение Пресв. Богородицы», получившем распространение в иконописи и монументальной живописи к нач. XIII в.,- он единственный святитель в коричневой фелони, в омофоре, с седой бородой, с жестом обращения ко Христу на фрагменте эпистилия с 12 праздниками (кон. XII - нач. XIII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); один из 3 епископов в правой группе апостолов, средовек с гуменцом, в фелони и омофоре - на иконе из новгородского Десятинного мон-ря (нач. XIII в., ГТГ); в полиставрии, с кодексом в руках - в композиции «Успение Пресв. Богородицы» на обороте 2-сторонней чудотворной Донской иконы Божией Матери, приписываемой Феофану Греку (80-90-е гг. XIV в., ГТГ), на иконе из праздничного ряда в соборе афонского мон-ря Ставроникита (ок.

http://pravenc.ru/text/200153.html

Призри на намерение каждаго; испытай пламенное желание и благоприятно покажи оное испытующему тайны совести Владыке; представь расположение наше Тому, Кто ясно видит сокровенное. Несомненно, как знающий все невидимое, Он знает и совершенно видит и расположение к Тебе песнословящих Тебя ради Его; но величайшей благости Его угодно, чтобы песнословия наши приносились и исполнялись при помощи ходатайства Матери Его. В этом Твое похваление к Нему и наше похваление Тобою; в этом доказательство милости, стяжанной у Него чрез Тебя родом человеческим. На это-то опираясь надеждою, мы с презрением смотрим на униженное положение свое и предаем забвению низкий и земляный образ жизни. Вследствие этого-то мы жаждем отрешиться от земного и поспешить к небу. Поэтому-то мы несомненно надеемся на уготованные блага; поэтому-то мы ожидаем вечных благ. Поэтому-то, совершая настояший преславный и Божественный праздник с сердечным расположением, воссылаем благодарение Христу, предуготовившему все для собственной славы, для прославления Матери Своей и для спасительного украшения покорных Ему, Виновнику и Подателю благ; ибо Ему принадлежит честь, поклонение и славословие со Отцем и Святым Духом ныне и всегда и во веки веков. Аминь. 2 Источником, откуда древние почерпали некоторые сведения о святых праведных богоотцах Иоакиме и Анне, служило, между прочими, древнее сочинение, имеющее такое заглавие: Рождение Святой Богородицы и Преславной Матери Иисуса Христа Марии. В конце сочинения этого читается: «Я Иаков, написавший историю сию в Иерусалиме...», и проч. Поэтому, упомянутое сочинение усвоялось в прежние времена св. Иакову, брату Господню, первому епископу Иерусалимскому, под именем которого приводил извлечения из сочинения того и святитель наш Димитрий Ростовский (Четь-Мин. 9 сентября), но в последнее время знатоками древностей христианских признано, что сочинение это написано неизвестным мужем, но имени Иаков, жившим в век апостольский. 3 Указание и на убеждение Иоакима: «дщица священника покажет мне это» и на последствия этого убеждения: «внимательно смотрел на дщицу священника» и проч. (дщица сия имела надпись: «святыня Господу» и возлагавшаяся на переднюю сторону кидара). Читать далее Источник: Сказания о святых христианских, чтимых православной кафолической церковью : (В рус. пер.). Т. 1-. – Казань : В Университетской типографии, 1866-./Т. 1. – 1866. – 489 с./[Свт. Георгий Никомидийский. Слово 2-е на Зачатие и Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии]. 139-159 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Nikomi...

Монастырь владеет 195 десятинами земли и получает из казны 1851 руб. 79 коп. Церковно-приходская школа и странноприимный дом. Монахов 20, послушников 19. Л.И. Денисов «Православные монастыри Российской империи». Москва. Издание А.Д. Ступина. 1908 г. Спасо-Яковлевский монастырь прошел в своем развитии несколько этапов. Довольно долго он был маленьким малоизвестным монастырем, где даже соборная церковь являлась деревянной. В дальнейшем обитель побывала и ставропигиальным монастырем, и резиденцией викарного епископа. В 1385 году епископом Ростовским стал игумен скромного Копырского монастыря Иаков. Игуменство его было благополучным, но на Ростовской кафедре епископ Иаков не прижился: в 1389 году он оставил ее из-за недовольства ростовцев решением епископского суда. Изгнанный из города, святитель удалился в его окрестности и на берегу озера Неро построил деревянную церковь в честь Зачатия св. Анны. Так было положено начало Яковлевской обители. Летописи умалчивают о первых веках существования монастыря. В сущности, достоверно известны лишь несколько событий, связанных с его историей: погребение и канонизация свт. Иакова, разорение монастыря в 1408 году войском хана Едигея и — спустя двести лет — ограбление его поляками. Таким образом, можно заключить, что в то время обитель не была знаменитой. Не имела она и каменных строений. Определенное улучшение в материальном положении Яковлевского монастыря происходит в первой половине XVII века. В 1624 году царь Михаил Федорович жалует его вотчинами и рыбными ловлями. И на этом «прирост» монастырских угодий не останавливается. К 1679 году обитель владеет уже восемнадцатью пустошами. Пришло время подумать и о строительстве каменного храма, которое и было осуществлено в 1686-87 годах. Немалое значение имело для монастыря его присоединение к Ростовскому архиерейскому дому, совершившееся в 1650-е годы «для того, что Иякова епископа мощи лежат в том монастыре». Все приписные обители содержались за счет кафедры, и поэтому отныне благосостояние Яковлевского монастыря постоянно возрастало. К концу XVII века он имел не только каменный пятиглавый Троицкий храм, но и каменную трапезную палату. Келейные корпуса и прочие службы, впрочем, довольно долго оставались деревянными. Деревянной была и монастырская ограда.

http://sobory.ru/article/?object=00226

Полоцкая Учреждена до 997 года. В период 1317–1328 годов входила в состав Литовской митрополии, в период 1354–1361 годов – в составе Волыно-Литовской митрополии. В епархию входили следующие города; Витебск, Друцк, Подберезовск, Минск, Заславск, Свислоцк, Логойск. Полоцкая Мина епископ, свт., рукоположен с 13.12.1105 † 20.06.1116 (первый, упоминаемый в летописях) Илия епископ, упоминается в 1120–1128 Косма епископ, рукоположен с 1143 упоминается до 1156 † неизвест. Дионисий епископ, (свт.), назначен Николай епископ, бывший еп. Ростовский, Суздальский и Владимирский с 1184 или, возможно, до июля-августа 1183 † неизвест. Владимир епископ, упоминается † неизвест. Каллист I епископ, упоминается в начале XIII века неизвест. Алексий епископ, упоминается в 1231 первая пол. XIII века † неизвест. Симеон епископ, свт., упоминается с 1260 по 1271 еп. Тверской; † 3.02.1289 Иаков епископ, упоминается † неизвест. Григорий епископ, упоминается † неизвест. Феодосий архиепископ, рукоположен с 1392 упоминается в 1406 и 1415 Фотий архиепископ, упоминается † неизвест. Симеон архиепископ, упоминается с 1450 по 1456 † неизвест. Полоцкая и Витебская Каллист II епископ, упоминается в 1458, но уже в 1459 не упоминается † неизвест. Симеон архиепископ, рукоположен с 1477 (1470) по 1481 митр. Киевский и всея Руси Иона (Глезна) архиепископ, рукоположен с 1482 до 1492 митр. Киевский и всея Руси Лука архиепископ, управлял с 1488 (1490, 1492, 1495) до 1503 † позже 1503 Евфимий (Окушкович-Боский), архиепископ, упоминается в 1504 –1512 Симеон архиепископ, упоминается † неизвест. Киприан архиепископ, упоминается в начале XVI века † неизвест. Иосиф (Русин) архиепископ, управлял с 1516 по 1523 митр. Киевский, Галицкий и всея Руси Нафанаил епископ, упоминается с 1524 по 1533 Полоцкая, Витебская и Мстиславская Мисаил архиепископ, рукоположен с 27.04.1534 † неизвест. Симеон архиепископ, упоминается с 1534 до 1549 † неизвест. Герман (Литавар-Хребтович), архиепископ, упоминается Герасим (Корсак Глеб) епископ, управлял

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Вел. кн. Рязанский Олег Иоаннович. Реконструкция облика по черепу. 10-е гг. XXI в. Авторы Т. С. Балуева, Е. В. Веселовская. Лаборатория антропологической реконструкции Ин-та этнологии и антропологии РАН Вел. кн. Рязанский Олег Иоаннович. Реконструкция облика по черепу. 10-е гг. XXI в. Авторы Т. С. Балуева, Е. В. Веселовская. Лаборатория антропологической реконструкции Ин-та этнологии и антропологии РАН Известны отрывочные сведения о церковной политике О. И. Среди епископов, занимавших Рязанскую кафедру в период его длительного княжения, были Василий II (см. в ст. Василий , свт. Рязанский; 1356 - ок. 1360 (?)), Афанасий (ок. 1360 (?) - ок. 1378, по др. данным - ок. 1388) и Феогност (8 авг. 1388 - весна 1390, не позднее 1396 - лето 1407; был вынужден временно уступить кафедру еп. Иеремии Греку, поставленному патриархом К-польским (вероятно, Антонием IV ) и прибывшему на Русь в 1390 вместе с митр. Киприаном). В апр. 1389 г. в Переяславле-Рязанском состоялся церковный Собор во главе с митр. Пименом , который находился в сложных отношениях с вел. кн. Димитрием Донским и отправился в поездку в К-поль без его ведома (ПСРЛ. Т. 11. Стб. 95). На Соборе присутствовали Рязанский еп. Феогност, Смоленский еп. свт. Михаил , Звенигородский еп. Даниил (бывш. епископ Смоленский), Сарский еп. Савва (данные об участии в Соборе вернувшихся из К-поля в 1390 вместе с митр. Киприаном архиеп. Ростовского свт. Феодора , архиеп. Суздальского Евфросина , Черниговского и Брянского еп. Исаакия вызывают определенные сомнения), ряд архимандритов (в т. ч. московского Спасского на Бору монастыря Сергий (Азаков)), представители черного и белого духовенства из свиты митр. Пимена. Сохранились данные о неск. земельных пожалованиях О. И. Рязанской кафедре: на Воинский у. и с. Засечье, борть и бобровые ловы на р. Кишне (оба - 2-я пол. 50-х - сер. 60-х гг. XIV в.; АСЭИ. Т. 3. 314-315. С. 345-346), села Старое и Козлово с бортями (вероятно, 1388; Там же. 317. С. 347), остров на р. Оке (датировка 1390 г. не вполне надежна; Там же. 318. С. 347), земли и бобровые гоны по р. Проне (Там же. 319. С. 348). Ольгову в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рю было пожаловано с. Арестовское с погостами, землями и угодьями (предположительно в 1371-1372; Там же. 322. С. 350-352). О. И. стал ктитором основанного по его приказу ок. 1390 г. Солотчинского в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря (см. Солотчинский в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь ), пожаловал обители селище Федорково, о-в Савицкий, Холковскую луку, перекопь с оз. Тишь с бортями, бобровыми гонами, рыбными ловлями (Там же. 324-325. С. 353-354).

http://pravenc.ru/text/2578287.html

Толгской иконы Божией Матери в Ростове, ГМЗРК) в 15 овальных медальонах вычеканены поколенные изображения рус. святых, среди к-рых преобладают ростовские. Над центральной композицией «Явление Толгской иконы Божией Матери Ростовскому еп. Трифону» слева изображен вполоборота к центру И. в высокой митре, с Евангелием в руке, справа - свт. Димитрий Ростовский. В соборе Рождества Пресв. Богородицы ростовского Рождественского мон-ря, расписанном в 1715 г., образ И. находится в алтаре ( Алитова, Никитина. 2008. С. 57). В стенописи 60-х гг. XVIII в. Вознесенской ц. Ростова святители Леонтий, Исаия, Игнатий и И. изображены на откосах дверного проема (Там же. С. 78). В росписях XVIII - нач. XX в. храмов Ростова и Ростовского у. часто встречаются изображения И. (см.: Там же. 2008. С. 574 - указано 18 церквей с изображениями И. в стенописи). Образ И. (рядом со свт. Дионисием Суздальским) был включен в программу росписи алтарной арки придела во имя блгв. кн. Александра Невского храма Христа Спасителя (худож. В. Д. Фартусов; см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996п. С. 76). Редким является изображение сцен из жизни И. Ряд житийных композиций иллюстрирует Житие И. в рукописи Ростовского патерика 60-х гг. XVIII в. (РНБ. Тит. 43 (Ф. 775); см.: Уханова Е. В. «Житие» св. Иакова, еп. Ростовского, в контексте источников по рус. истории XIV-XIX вв.//Рус. книжность: Вопр. источниковедения и палеографии. М., 1998. С. 52. (Тр. ГИМ; 95)): святитель на фоне обители; рождение святого; грешница перед И.; чудо святителя, плывущего на мантии; погребение И. и обретение мощей святого. На иконе, выполненной в технике гризайли во 2-й пол. XVIII в. ростовским художником-эмальером А. И. Всесвятским, написан сюжет «Суд свт. Иакова над грешницей» (ГМЗРК). В храме во имя И. на стенах и сводах в 1836 г. были написаны худож. Тимофеем Медведевым композиции из Жития И. На юж. стене при входе в храм святитель изображен плывущим на мантии по озеру (роспись закрашена в 2001).

http://pravenc.ru/text/200159.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010