ч. И. (как правило, в 1-м ряду),- иконы 2-й пол., кон. XVII в., 1-й четв. XIX в. (ГМЗРК; см.: Вахрина. 2006. С. 352-357, 416-417. Кат. 106-108, 124), 2-й пол. XVIII в. (ГРМ; см.: «Пречистому образу Твоему поклоняемся…». СПб., 1995. С. 230. Кат. 145). В верхней части образа «Воскресение Христово - Сошествие во ад, с избранными святыми» 1729 г. (ГМЗРК, см.: Вахрина. 1998. С. 100), в группе молящихся Св. Троице Новозаветной, написаны преимущественно Ростовские чудотворцы, в их числе И. Святой изображен на одном из клейм на левом поле Владимирской иконы Божией Матери 1855 г. письма А. Ф. Крылова (происходит из Успенского собора Ростова, ГМЗРК; см.: Вахрина. 1998. С. 105-106). Изображение И. встречается в произведениях лицевого шитья 2-й пол. XVII в. из строгановских мастерских (вотчина Строгановых Соль Вычегодская (ныне Сольвычегодск) в XVII в. относилась к Ростовской епархии). Фигура И. в молении рядом со свт. Игнатием (с др. стороны - образы святителей Леонтия и Исаии) помещена на воскрылиях клобука митр. Ионы, расшитом в строгановских мастерских в 1665 г. (ГМЗРК; см.: Силкин. 2002. С. 285-289. Кат. 89). Г. Д. Строганов вложил пелену «Ростовские святители Леонтий, Исаия, Игнатий, Иаков и Стефан Великопермский» (кон. 50-х - 60-е гг. XVII в.) в нижегородский Преображенский собор (НИАМЗ; см.: Там же. С. 324, 326-327. Кат. 128) - И. с Евангелием в руках, борода средней длины, немного сужается книзу. На саккосе митр. Казанского и Свияжского Лаврентия, исполненном в 60-х гг. XVII в. в мастерской А. И. Строгановой (вклад в Благовещенский собор Казани, ГОМРТ; см.: Там же. С. 294-297. Кат. 95), И. наряду с др. Ростовскими святителями представлен на вставной полосе, пришитой к подольнику в XVIII в. Новый этап развития иконографии И. связан с обретением в 1752 г. в основанной им обители мощей свт. Димитрия, митр. Ростовского, и с его канонизацией. В XIX - нач. XX в. получили распространение иконы с изображением 2 святителей, нередко на фоне монастыря (1-я пол. XIX в., ЯХМ). В алтаре храма во имя И.

http://pravenc.ru/text/200159.html

Он был великий чудотворец и прозорливец. Так, он исцелил дочь вел. князя, боярина Василия Кутуза и многих других. Он предсказал свержение татарского ига, и никто не мог утаить пред святителем помышлений своих.  Однажды ночью протопоп Успенского собора Иаков услышал из алтаря голос: «Иаков, пойди скажи рабу Моему Ионе, что так как он просит у Меня ради своего душевного спасения болезни телесной, Я услышал его просьбу: пошлю ему на ногу язву, от которой он умрет; пусть ввиду скорого преставления окончит дела, налагаемые обязанностью архипастыря!» Иаков не посмел открыть свое видение митрополиту. Тогда прозорливый святитель сказал ему, что так как он скрыл то, что ему было возвещено Святым Духом, то Бог возьмет у него супругу, и велел приготовить ее к смерти! Она скончалась через три дня, не будучи больной. А сам святитель заболел язвой на ноге, но не переставал посещать церковь. Скончался он 31 марта 1461 г., в преклонных годах, с молитвой на устах. Местное празднование ему было установлено 31 мая со святителями Феогностом, Киприаном и Фотием при вел. князе Иоанне III, когда при возведении теперешнего Успенского собора их святые мощи были обретены нетленными. При этом был исцелен больной семилетний сын священника Петра — Симеон. Во время молебна он воскликнул: «Дождь идет!» — а на небе не было и облака. Домой мальчик вернулся здоровым. В то же время получил исцеление немой, которому явился святитель Иона и коснулся его языка. •  Город Галич, вблизи которого родился будущий святитель, находится в Костромской обл., прежде губернии. Симонов монастырь, в котором начал иноческое послушание свт. Иона, находится на левом берегу р. Москвы, в 3-й Рогожской части (ныне Восточная ул.). Монастырь основан племянником прп. Сергия Радонежского Феодором (впоследствии митрополитом Ростовским) в 1370 г. Монастырь подвергся разрушению в 20—30-е гг. нынешнего века. На большей части монастыря построен Дворец культуры автозавода им. Лихачева, из шести храмов сохранился один.   •  До 1449 г. святитель окормлял церковь в звании епископа Рязанского, после был хиротонисан в сан митрополита и управлял паствою 12 лет до, преставления.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИАКОВ НОВЫЙ [греч. Ικωβος Νος; лат. Jacobus Junior] (VIII -1-я пол. IX в., ок. 824?), прп., исп. (пам. 21 марта; пам. визант. 21 и 24 марта; пам. зап. 12 марта), еп. Краткое Житие помещено в Синаксаре К-польской ц. (кон. Х в.) под 24 марта (SynCP. Col. 558), однако в Минологии имп. Василия II (PG. 117. Col. 361-364) и в большинстве греч. синаксарей оно содержится под 21 марта (SynCP. Col. 552). В греч. стишных синаксарях И. Н. упоминался дважды: 21 и 24 марта с различными стихословиями. В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца и последующих печатных Минеях память И. Н. и двустишие, посвященное ему, под 24 марта опущены. В синаксарном Житии говорится, что И. Н. с молодости предавался аскетическим подвигам, принял монашеский постриг и впосл. за свои добродетели был поставлен епископом. Во время иконоборческой ереси он подвергся гонениям, был отправлен в ссылку, где скончался, претерпев голод, жажду и др. лишения. В синаксарях не указывается, какую кафедру занимал И. Н. В XVII в. в работах антиквариев о древностях Сицилии (см., напр., Жития сицилийских святых О. Каетана - Cajetanus O. Vitae sanctorum siculorum. Panormi, 1657. 2 t.) появилось утверждение, что И. Н. был епископом г. Катания (Сицилия). Еще ранее, в 1628 г., в служебнике Катанского еп-ства (Ordo divini officii) под 12 марта появилась служба исп. И. Н. как епископу Катанскому (память была перенесена на 12 марта, поскольку 21 марта праздновалась память др. почитаемого святого - свт. Берилла ( Кирилла ), еп. Катанского). Однако имя И. Н. не зафиксировано в списках Катанских епископов. Каетан и др. авторы апеллировали к визант. синаксарям. Однако под 21 марта в них значится память свт. Берилла, еп. Катанского, а под 24 марта (в ряде синаксарей) - св. Севира, еп. Катанского. К тому же сицилийские агиографы датировали исповедничество И. Н. периодом правления имп. Льва III Исавра (717-741), когда, как достоверно известно, кафедру занимал св. Севир. На необоснованность идентификации И. Н. как епископа Катанского указали еще болландисты (ActaSS. Mart. T. 3. P. 359). Свт. Димитрий Ростовский предполагал, что И. Н. жил в правление Константина V Копронима (741-775). И. Е. Штадлер и вслед за ним ряд др. исследователей отнесли кончину И. Н. к 824 г.

http://pravenc.ru/text/200335.html

(XIV в.), свт. (пам. 27 нояб., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Ростовский. Источники содержат существенные расхождения в сведениях о времени служения святого. В летописях И. упоминается только в списке ростовских архиереев, к-рый в сводах 2-й пол. XV в. сопровождает известие 1396 г. о поставлении ростовского еп. св. Григория . Здесь перечень епископов читается в таком порядке: «Антоний, Иаков, Иван, Гаврила». В списке налицо ошибка, т. к. Гавриил был поставлен на кафедру в 1336 г., сразу после смерти Ростовского еп. св. Антония (1329-1336), в 1346 г. Гавриил оставил кафедру (или был смещен с нее), и в том же году Ростовским епископом стал Иоанн (1346-1356). Однако ясно, что составители перечня относили пребывание И. на Ростовской кафедре ко времени до 1346 г. Более достоверным представляется сообщение, содержащееся в службе и в Житии святителя, о том, что он был назначен на Ростовскую епархию после кончины еп. Матфея Гречина, управлявшего епархией с ок. 1381 до зимы 1384/85 г. (см. ниже). Вероятно, И. был поставлен митр. Пименом в период между поездками в К-поль, т. е. между июлем 1388 и нач. 1389 г. Когда митр. св. Киприан в 1390 г. приехал в Москву, Ростовскую кафедру уже занимал свт. Феодор . Важно отметить, что в перечне Ростовских епископов в Новгородской IV летописи (составлен в 1-й пол. XV в.) за Матфеем Гречином следует свт. Феодор, тот же перечень читается в Типографской летописи - ростовском владычном своде 2-й пол. XV в. В печатных Святцах 1646 г. в качестве даты кончины И. впервые был указан 6900 (1391/92) г. (Л. 89 об.), что повлияло на последующую церковную историографию. Очевидно, что составителям Святцев дата смерти святого была неизвестна (по-видимому, она недописана). В созданном в нач. XVIII в. «Летописце о ростовских архиереях» сообщается, что И. был хиротонисан во епископа Ростовского в 1386 г., через 3 года изгнан и скончался 27 нояб. 1392 г. в основанной им обители (очевидно, в ростовском Спасо-Иаковлевском Димитриевом монастыре ), где его мощи покоятся под спудом.

http://pravenc.ru/text/200159.html

XVII в., из собрания С. Г. Строганова, ГРМ); Молебная икона Божией Матери в молении Ростовских чудотворцев (XVII в., ГМИР; Коробко. 2006. С. 216, 409. Ил. 7); Молебная икона Божией Матери, с Ростовскими и избранными чудотворцами, Л.- припадающий на колени (кон. XVII в., ГМЗРК; Вахрина В. И. 2006. С. 356-357. Кат. 108; С. 352-353. Кат. 106); икона Божией Матери с Младенцем с предстоящими Ростовскими святителями и со свт. Афанасием Александрийским (2-я пол. XVIII в., ГМЗРК; в надписи именована Ростовской; Вахрина В. И. 2006. С. 400-401. Кат. 118) и др. Редкий иконографический вариант извода представлен на обороте выносной Владимирской иконы Божией Матери (XIX в., ГМЗРК): Л., Исаия, Игнатий изображены в повороте вправо, в молитвенном обращении к Спасителю в облаках. Образы Ростовских святителей Л., Исаии и Игнатия, к-рые традиционно написаны в фелонях, омофорах и белых клобуках, стали центральными в композиции избранных Ростовских святых. К числу ранних памятников относятся иконы: «Прп. Сергий Радонежский и Ростовские чудотворцы» (сер. XVI в., ГМЗРК; Вахрина В. И. 2006. С. 196-201. Кат. 55); «Воздвижение Креста. Покров Богородицы. Избранные святые» работы Д. И. Усова (1565, ГТГ; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 52-53. 399. Ил. 14). На иконе «Ростовские чудотворцы» 1686 г. из ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове святые расположены в 2 ряда, Л.- в 1-м ряду в центре. На Боголюбской иконе Божией Матери с избранными святыми, приписываемой кисти Семена Бороздина (кон. XVI - нач. XVII в., ГРМ; «Пречистому образу Твоему поклоняемся…». 1995. С. 177. Кат. 103), в молении предстоят Ростовские чудотворцы - свт. Иаков, прп. Петр, царевич Ордынский, блж. Исидор Твердислов, прп. Авраамий. Святители Л., Исаия и Игнатий изображены коленопреклоненными, в светлых крещатых фелонях и белых клобуках. На прориси с иконы XVII в. «Ростовские чудотворцы», где представлены в молении 10 Ростовских святых, на первом плане - коленопреклоненные Л. (впереди), Исаия и Игнатий (ГРМ; Маркелов. Святые Др.

http://pravenc.ru/text/2463459.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь ИОАННИКИЙ (Галятовский (Голятовский), ок. 1620 - 1688), архим. Елецкого черниговского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, духовный писатель, полемист, проповедник ИОАННИКИЙ (Кобзев Иван Яковлевич; род. 1938), митр. бывш. Луганский и Алчевский, настоятель Луганского Николо-Преображенского собора ИОАННИКИЙ (Никифорович-Полонский (Беркут) Николай (по др. сведениям, Иван); 1742-1819), архиеп. Подольский и Брацлавский ИОАННИКИЙ (Соколовский Феодосий Семенович; 1889-1938), архиеп. бывш. Омский, деятель лубенского и григорианского расколов ИОАНН МОЛЧАЛЬНИК (Безмолвник, Исихаст, Постник, Савваит) (454-559), прп. (пам. 3 дек., 30 марта; пам. греч. 3 дек.) ИОАНН-НЕКТАРИЙ (Ковалевский Евграф Евграфович; 1905-1970), бывший еп. Сен-Денийский РПЦЗ, основатель и первоиерарх Французской Православной Церкви галликанского обряда ИОАСАФ (Скрипицын; † 1555), свт. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), бывший митрополит всея Руси. ИОАСАФ (Жевахов; 1874 - 1937), сщмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Белорусских святых, в Соборе Курских святых), кн., еп. Могилёвский. ИОАСАФ (Удалов; 1886 - 1937), еп. Чистопольский, сщмч. (пам. 19 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАСАФ († 1299), Снетогорский, Псковский, прмч. (пам. 4 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) ИОАСАФ (Медведев Иоанн (?); 1680-1765), иером., строитель Площанского в честь Казанской иконы Божией Матери мон-ря, основатель брянского пустынножительства ИОАСАФ (кн. Иван (?) Михайлович Оболенский; † 1513), бывш. архиеп. Ростовский, Ярославский и Белозерский ИОВ (Иван; † 1607), свт. (пам. 5 апр., 19 июня, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, 23 мая - в Соборе Ростовских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), 1-й патриарх Московский и всея Руси ИОВ (Потёмкин Иаков Петрович; 1750 (1752 ?) - 1823), архиеп. Екатеринославский, Херсонский и Таврический ИОНА (рубеж 80-х и 90-х гг. XIV в., - 1461) митр. Киевский и всея Руси, свт. (пам. 31 марта, 27 мая, 15 июня, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент. в Соборе Липецких свяхых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей) ИОНА († 1470), еп. Пермский, свт. (пам. 6 июня, в Соборе святых Пермской митрополии, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ИОНА (Иван; † 1470), Отенский, архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 5 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОНА († 1474-1480), прп. Псково-Печерский (пам. 29 марта, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских, 18 нояб.- в Соборе святых земли Эстонской)

http://pravenc.ru/rubrics/121660_51.html

После возвращения Спасо-Иаковлевского мон-ря РПЦ в 1992 г. была написана икона, предназначенная для места захоронения И. около юж. стены Иаковлевского храма (иконописец З. И. Боровских) - святитель в архиерейской шапке, с благословляющей десницей и Евангелием в левой руке. В обители находятся икона «Собор Ростовских святых» (1993, иконописец Боровских), единоличная икона И. в молении (вполоборота влево, на фоне холмистой местности и храмов мон-ря) в местном ряду иконостаса Иаковлевского храма (2007, иконописец А. Федотов, иконописная мастерская г. Пушкин). Сень над местом погребения И. вырезана худож. А. Ю. Пигарёвым (1998). Образы И. в иконописи нач. XXI в. продолжают традиции его иконографии. Лит.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 29, 51-53. 371, 397, 399; Виденеева А. Е. Серебряная гробница св. Иакова Ростовского Спасо-Яковлевского мон-ря//«Минувших дней связующая нить…»: 5-е Тихомировские краевед. чт.: Тез. Ярославль, 1995. С. 22-24; Вахрина В. И. Иконы с датами, подписями, надписями из собр. Ростовского музея//СРМ. 1998. Вып. 9. С. 100, 110; она же. Икона ростовских святителей Леонтия, Исаии, Игнатия: К истории иконографии ростовских святых//ИХМ. 2001. Вып. 5. С. 111-126; она же. Спасо-Иаковлевский Димитриев мон-рь. М., 20022; она же. Иконы Ростова Великого. М., 2003, 20062. С. 250-253, 352-357, 416-417; Иконография ростовских святых: Кат. выст./Сост.: А. Г. Мельник. Ростов, 1998. С. 35, 49, 51, 53, 59; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 444-447, 460-461; Т. 2. С. 115, 390-391; Icônes russes: Les saintes/Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 230-239; Никитина Т. Л. Ц. Воскресения в Ростове Великом. М., 2002. С. 71, 74; она же. Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом. М., 2002. С. 72, 77; она же. Ц. Иоанна Богослова в Ростове Великом. М., 2002. С. 67, 70; она же. Система росписи Троицкого (Зачатия св. Анны) собора ростовского Спасо-Яковлевского мон-ря//СРМ. 2003. Вып. 14. С. 224-244; она же. Надгробный комплекс свт. Иакова Ростовского//СРМ. 2006. Вып. 16. С. 335-344; Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. С. 285-287, 294-297, 324, 326-327; Алитова Р. Ф., Никитина Т. Л. Церк. стенные росписи Ростова Великого и Ростовского уезда: XVIII - нач. XX в.: Кат. М., 2008. С. 574.

http://pravenc.ru/text/200159.html

В 1800 г. указом Московской духовной консистории в М. П. м. из Высоковского мон-ря была переведена епархиальная больница; стали насельниками М. П. м. 5 монашествующих из этой обители. В 1801 г. по ходатайству архим. Макария штатное число монашествующих увеличилось до 30. С того же года устав, к-рый привез с Афона старец Клеопа, был официально введен на Пешноше «в полном составе»: полагалось совершение 2 литургий, ведение синодиков, неусыпное чтение Псалтири, чтение вечернего правила с «умной молитвой» и поклонами. 9 авг. 1806 г. о. Макарий был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем одновременно и дмитровского во имя святых князей Бориса и Глеба мужского монастыря . С того же года наместником М. П. м. являлся иером. Иаков. В 1812 г., при строителе (1811-1819) иером. Пахомии (Волкове; † 1835), монастырь избежал разорения со стороны французских войск; основные реликвии были эвакуированы в с. Кимра Тверской губ. В обители оставались только престарелые насельники, готовые принять мученическую кончину; богослужения не прекращались, но совершались без колокольного звона. В 1815-1816 гг. в юж. братском корпусе М. П. м. на положении послушника проживал археограф и историк Калайдович. При помощи монастырского письмоводителя о. Мефодия он составил историческое и топографическое описание обители (1837). В 20-х гг. XIX в. в мон-ре был издан сборник сказаний о чудесах Божией Матери «Зерцало Богородицы» . Церковь свт. Димитрия Ростовского с больничным корпусом. 1811–1829 гг. Фотография. 2015 г. Церковь свт. Димитрия Ростовского с больничным корпусом. 1811–1829 гг. Фотография. 2015 г. Иером. Максим (Погудкин; † 1850), управлявший М. П. м. в 1819-1836 гг., почитается как подвижник благочестия. Отец Максим стяжал дар прозорливости, его настолько почитали местные крестьяне, что «запрещали своим детям петь песни вблизи монастыря, боясь хоть чем-то оскорбить настоятеля». Иером. Максим состоял в переписке с прп. Львом (Наголкиным) Оптинским; он пользовался глубоким уважением митр. Московского и Коломенского свт. Филарета (Дроздова) . При нем число братии М. П. м. увеличилось до 135. Среди учеников иером. Максима - настоятели Берлюковской, Давидовой пустыней, Стефанова Махрищского во имя Святой Троицы монастыря . По прошению строителя Максима 5 июня 1836 г. свт. Филарет запретил торговлю вином в «заведении», построенном у ограды М. П. м., «тем более неприличном, что при монастыре нет никакого селения» (Летопись жизни и служения свт. Филарета (Дроздова). 2012. Т. 3. С. 230).

http://pravenc.ru/text/2563092.html

† после 1389 г., 17 июня Прпп. два брата Алфановы, ихже имена Бог весть. Новгородские (4 мая). † 1390, 3 февраля Свт. Алексий, архиеп. Новгородский (14 июля). † ок. 1390 г., 27 октября Св. блгв. кн. смоленский Андрей. † 1391, 8 марта Прп. Лазарь Мурманский, Олонецкий. † после 1391 г. Прп. Феодосии Мурманский, Олонецкий (8 марта). † до 1392 г. Прп. Митрофан игумен-старец. Радонежский (4 июня; 6 июля – Собор Радонежских святых). † до 1392 г. Прп. Василий Сухой, Радонежский (1 января; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1392, 19 января Св. блж. Феодор, Христа ради юродивый. Новгородский. † 1392, 11 февраля Прп. Димитрий Прилуцкий. † 1392, 4 июня Прп. Мефодий Пешношский (14 июня). † 1392, 15 июня Св. прмч. Григорий Авнежский. † 1392, 15 июня Св. прмч. Кассиан Авнежский. † 1392, 20 июля Прп. Савва Одноокий, Стромынский (6 июля – Собор Радонежских святых). † 1392, 27 июля Св. блж. Николай, Христа ради юродивый. Кочанов, Новгородский. † 1392, 29 июля Прп. Роман Киржачский (6 июля – Собор Радонежских святых). † 1392, 25 сентября Прп. Сергий игумен. Радонежский и всея России чудотворец (5 июля). † 1392, 27 ноября Свт. Иаков, еп. Ростовский. † после 1392 г. Прп. Макарий Радонежский (19 января; 6 июля – Собор Радонежских святых). † после 1392 г. Прп. Макарий Радонежский (19 января; 6 июля – Собор Радонежских святых). † после 1392 г. Прп. Симон екклесиарх, Радонежский (10 мая; 6 июля – Собор Радонежских святых). † после 1392 г. Прп. Игнатий Радонежский (20 декабря; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1394, 28 ноября Свт. Феодор, архиеп. Ростовский. † ок. 1395 г.,13 июня Прп. Андроник, игумен спасский. Московский. † 1395, 12 сентября Прп. Афанасий Высоцкий, Серпуховской, младший (6 июля – Собор Радонежских святых). † после 1395 г. (?) Св. блгв. кн. Глеб Смоленский (7 июля; в неделю пред 28 июля – Собор Смоленских святых). † 1396, 26 апреля Свт. Стефан, еп. Великопермский. † 1399, 26 августа Св. блгв. кн. тверской и микулинский Михаил (в иночестве Матфей) (1-я неделя после 29 июня – Собор Тверских святых).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Живопись со сценами из Жития И. и Жития свт. Димитрия сохранилась на сев. и юж. сторонах сводов ризницы, расположенной над Иаковлевским храмом. В композиции «Оправдание грешницы свт. Иаковом» действие происходит на ступенях новопостроенного Иаковлевского храма, на фоне др. зданий монастыря ( Алитова, Никитина. 2008. С. 69). Образ И. вводился в минейные циклы - напр., в Минее на нояб. 1-й пол. XIX в. (частное собрание; см.: Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 350-351) - редкое изображение И. в белом клобуке. Расширенный вариант Собора Ростовских святых, включающий местночтимых, представляют иконы 1838 г. и кон. XIX - нач. XX в. из ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове (фигура И. в 1-м ряду). В составе Собора русских святых ростовые изображения И. имеются на поморских иконах кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), 1814 г. письма П. Тимофеева из собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; прорись - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 460-461), 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ; Icônes russes. 2000. P. 142-143. Cat. 52) - И. в архиерейской шапке между святителями Исаией и Игнатием. Он написан также на иконе рус. чудотворцев нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ). В группе подвижников XIV в. в стенописи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в почаевской Успенской лавре (живопись в акад. манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.), имеется необычное изображение И. в архиерейской мантии. В иконописи XX в. образ И. встречается на иконах мон. Иулиании (Соколовой) : «Собор святителей, в земли Российстей просиявших» сер. XX в. (митрополичьи палаты ТСЛ - И. первый в ряду 6 Ростовских святителей в правой части ряда) и «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г., 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ - И. слева в 1-м ряду группы Ростовских чудотворцев), а также на совр. списках этой композиции. Святой представлен с Евангелием на покровенных руках под 27 нояб. на лицевых святцах рус. святых, созданных мон. Иулианией после 1959 г. в виде прорисей (частное собрание; Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints=Святые Руси/Ed. N. Aldošina. [Jyväskyla], 2000. S. 43). Существует рис. для Миней МП работы прот. Вячеслава Савиных и Н. Д. Шелягиной (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 71).

http://pravenc.ru/text/200159.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010