Свт. Исаия, еп. Ростовский. Фрагмент плащаницы. 1600 г. Мастерская Д. И. Годунова (ГМЗРК) Свт. Исаия, еп. Ростовский. Фрагмент плащаницы. 1600 г. Мастерская Д. И. Годунова (ГМЗРК) Свт. Исаия, еп. Ростовский. Покров. Кон. XVII — нач. XVIII в. Мастерская А. П. Бутурлиной (ГМЗРК) Свт. Исаия, еп. Ростовский. Покров. Кон. XVII — нач. XVIII в. Мастерская А. П. Бутурлиной (ГМЗРК) Серебряную раку И. украшали 2 накладные сюжетные композиции в овальных картушах, выполненные московским ювелиром А. И. Ратьковым в 1799 г. Сохранилось клеймо с изображением чуда перенесения ангелами И. на облаке в Киево-Печерский мон-рь на освящение Успенской ц. (ГМЗРК; см.: Рус. серебро XVIII в. в собр. ГМЗРК/Авт.-сост.: В. М. Уткина. М., 2009. С. 51-52. Кат. 34). На утраченном клейме была представлена встреча И. с жителями Ростова после освящения Успенской ц. в Киеве. На серебряном с позолотой окладе нижней крышки Евангелия 1776 г. московского мастера Я. Фролова (происходит из ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове, ГМЗРК) в 15 медальонах помещены чеканные поколенные изображения русских (гл. обр. Ростовских) святых, в центре - «Явление Толгской иконы Божией Матери Ростовскому епископу Трифону». В левом верхнем углу в большом медальоне прямолично представлен И. с Евангелием в руке (Там же. С. 104-106. Кат. 74). Раннее изображение И. в лицевом шитье - поясной образ в медальоне на кайме плащаницы 1600 г., созданной в мастерской Д. И. Годунова (ГМЗРК). И.- 2-й сверху с правой стороны, десница перед грудью в двуперстном благословении, Евангелие на покровенной левой руке, у святителя темная борода средней величины; надпись: «стль ucaiu». На саккосе 1655 г., изготовленном в мастерской царицы М. И. Милославской и пожалованном царем Алексеем Михайловичем патриарху Никону (ГММК), на подольнике передника вышиты поколенные изображения К-польских и рус. святителей, в т. ч. И. ( Маясова Н. А. Древнерус. лицевое шитье: Кат. М., 2004. С. 318-319. Кат. 108). Изображения И. встречаются в произведениях лицевого шитья, вышедших из мастерских Строгановых во 2-й пол. XVII в.: напр., на воскрылиях клобука митр. Ростовского Ионы (Сысоевича) (1665, ГМЗРК) И.- в молении, рядом со свт. Леонтием. На палице сер. XVII в. помещен сюжет «Богоматерь с Младенцем, в молении святителей Леонтия, Исаии, Игнатия Ростовских» (ЯИАМЗ). В Преображенский собор Н. Новгорода Г. Д. Строганов вложил пелену «Ростовские святители Леонтий, Исаия, Игнатий, Иаков и свт. Стефан Великопермский» (кон. 50-х - 60-х гг. XVII в., НИАМЗ), на которой святители представлены в рост, фронтально, в архиерейских облачениях, каждый с Евангелием в руке. На саккосе митр. Казанского и Свияжского Лаврентия, исполненном в 60-х гг. XVII в. в мастерской А. И. Строгановой (ГОМРТ), образ И. вышит среди изображений избранных святых на вставной полосе, дополнившей подольник в XVIII в.

http://pravenc.ru/text/674806.html

также предание о том, что свт. Феодор был 1-м Ростово-Суздальским епископом и переселился в Суздаль из Ростова). Территориальная близость церковных центров Сев.-Вост. Руси и их исторические связи могли сформировать представления о едином происхождении Ростовской, Суздальской и Московской кафедр, что выразилось в появлении общего иконографического атрибута и признака особого статуса местных святителей - белого клобука. Поскольку рус. архиереи, жившие или прославленные во 2-й пол. XV - XVI в., за исключением Новгородских, обычно изображаются не в клобуках, а в архиерейских шапках (святители Иона Московский, Иаков Ростовский и др.) или без головных уборов (свт. Стефан Пермский), белые клобуки Суздальских святителей можно рассматривать как признак сравнительно раннего происхождения их иконографии; однако этот атрибут скорее результат подражания авторитетной ростовской традиции. Изображения Суздальских святителей в белых клобуках привлекли внимание еще в сер. XVIII в.: рассуждения об этом головном уборе вошли в соч. Фёдорова «Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале», где в связи с появлением сомнений в правомерности почитания святителей Феодора и И. собраны сведения об их старинных иконах и освященных в их честь престолах. Указав, что «святители Христовы и чудотворцы Иоанн и Феодор епископы Суждальстии изображены и изображаются на главах имеющии клобуки белыи, еже по нынешнему церковному обыкновению в таковых белых клобуках преосвященные архиереи имеются знатнейших городов (яко то митрополити)», автор объяснил это тем, что «великий святитель и чудотворец Феодор епископ бысть первый во всей Суждальстей стране пастырь и учитель, яко же и святитель Леонтий в Ростовстей стране». И., поскольку возвел прп. Евфимия Суздальского в сан архимандрита, возможно, «имеяше от святейшаго патриарха… власть величайшую уставляти во святей церкви чиноправления новейшая, к вящшему украшению и благолепию святыя церкви…» (Там же. С. 126). В этом тексте Суздальские святители также сопоставляются с Ростовскими. Известно, что еп. Иоаким (на кафедре в 1725-1731) приказал совершать службу Суздальским святителям, используя службы именно Ростовским чудотворцам: для свт. Феодора - службу свт. Леонтию, а для И.- свт. Иакову (Там же. С. 132). Наиболее ранние сохранившиеся изображения И. относятся к XVI в. Это произведения лицевого шитья - хоругвь, пелена и надгробные покровы (все в собрании ГВСМЗ), происходящие из суздальского Рождественского собора. Типология и функции этих «вторичных» предметов указывают на существование совр. им или более древних иконных образов, к-рые погибли во время бедствий, постигших храм и соседний архиерейский дом (пожары 1577 и 1719, хищения Смутного времени), или заменялись новыми произведениями в XVII-XVIII вв. при неоднократных переделках собора, инициированных архиеп. Серапионом, митр. Иларионом, еп. Порфирием, митр. Сильвестром и еп. Виктором (Там же. С. 34, 38-40, 45-46, 48-49, 120-121; Березин. 1896. С. 42-48).

http://pravenc.ru/text/468953.html

† 1412, 7 октября Прп. Сергий Нуромский, Вологодский. † ок. 1412 г. Прп. Феофил Омучский (21 октября). † ок. 1412 г. Прп. Иаков Омучский (21 октября). † ок. 1414 г. Прп. Никифор Боровский (9 февраля; 6 июля – Собор Радонежских святых). † не позднее 1414 г. Три преподобных Засурских, Нижегородских (мученика ?). † 1416, 3 мая Свт. Григорий Премудрый, архиеп. Ростовский (23 мая – Собор Ростово-Ярославских святых). Прп. Антоний Карельский (18 апреля; в субботу между 31 октября и 6 ноября – Собор Карельских святых). Прп. Феликс Карельский (18 апреля; в субботу между 31 октября и 6 ноября – Собор Карельских святых). † ок.1418–1422 гг. † ок. 1420 г., 19 мая Прп. Корнилий Палеостровский, Олонецкий (21 августа). † ок. 1420 г. Прп. Корнилий Палеостровский, Олонецкий (21 августа). † ок. 1420 г. Св. прав. Василий Кашинский (1 июня; 1-я неделя после 29 июня – Собор Тверских святых). † ок. 1420 г. Св. прав. Ирина Кашинская (1 июня; 1-я неделя после 29 июня – Собор Тверских святых). † после 1420 г. Прп. Авраамий Палеостровский, Олонецкий (21 августа). † 1421, 15 июня Свт. Симеон, архиеп. Новгородский (10 февраля; 4 октября; 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Новгородских святых). † после 1421 г. Прп. Никита Боровский (1 мая; 6 июля – Собор Радонежских святых). † после 1422 г. Прп. Павел пустынник, Глушицкий (1 июня; 12 октября; 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Вологодских святых). † 1425, 18 октября Свт. Дионисий Грек, архиеп. Ростовский (23 мая – Собор Ростово-Ярославских святых). † до 1426 г. Прп. Даниил иконописец, Московский (13 июня; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1426, 27 мая Прп. Ферапонт Можайский, Белоезерский (27 декабря). † 1426, 17 ноября Прп. Никон, игумен радонежский и всея России чудотворец. † 1427, 9 июня Прп. Кирилл Белоезерский. † ок. 1427 г. Прп. Игнатий молчальник, Белоезерский (9 июня, 20 декабря). † после 1427 г. Прп. Александр, игумен спасский. Московский (13 июня; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1429, 10 января Прп. Павел Комельский, Обнорский.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Архив Пн Ростовский Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь 4 октября 2009 г. 12:00 История ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря насчитывает более 600 лет. На разных этапах своего существования он менял свой статус: с середины XVII в. — был приписан к Ростовскому архиерейскому дому; во второй половине XVIII в. — получил титул ставропигии и поступил в ведомство Святейшего Синода; с последней четверти XIX в. — служил резиденцией викарных архиереев Ярославо-Ростовской епархии; в настоящее время является обителью, возглавляемой ярославским владыкой. Название Яковлевского монастыря с течением времени также неоднократно изменялось. При основании он был назван Зачатиевским. Впоследствии за ним прочно закрепилось имя его основателя, св. Иакова, и на протяжении многих столетий монастырь назывался Яковлевским. В первой четверти XIX века, в память о присоединенной Спасо-Песоцкой обители и в знак уважения к святителю Димитрию Ростовскому, монастырь получил имя Спасо-Яковлевский Димитриев. Основан свт. Иаковом в 1389 году. Епископ Иаков скончался в 1392 г. и был погребен у северной стены Зачатиевского храма новой обители, «в церкви сей за левым крылосом». По прошествии времени у гроба святителя начали происходить чудотворные исцеления. Свт. Иаков был причислен к лику святых на Соборе 1569 г. Яковлевская обитель располагалась по соседству с мужским Спасо-Песоцким монастырем. Он был основан еще в XIII в. ростовской княгиней Марией (†1271), женой князя Василько Константиновича, погибшего 4 марта 1238 г. в битве с татарами на реке Сить. Княгиня Мария после смерти мужа правила Ростовским княжеством. С ее именем связано возобновление местного летописания. Княгиня Мария и ее младший сын Глеб были похоронены в соборе Спасского монастыря. Почти четыре столетия Яковлевская и Спасо-Песоцкая обители стояли рядом. Во второй половине XVIII в. эти два монастыря составили единое целое, причем более древний и богатый Спасский был присоединен к Яковлевскому. В начале XVII в. Яковлевский монастырь наделяется землей: в 1624 г. царь Михаил Федорович жалует игумена Павла с братией вотчинами в Порецком стане Ростовского уезда и рыбной ловлей на реке Вексе. На протяжении XVII столетия земельная собственность монастыря растет, ростовские писцовые книги фиксируют в составе его вотчины 18 пустошей, в которых насчитывалось 34 дворовых места. На эти владения в 1679 г. монастырю была дана жалованная грамота царя Федора Алексеевича.

http://patriarchia.ru/db/text/50517.html

Богоматерь с Младенцем («Богоматерь Ростовская») с предстоящими Ростовскими святителями. Икона. 2-я пол. XVIII в. (ГМЗРК) Богоматерь с Младенцем («Богоматерь Ростовская») с предстоящими Ростовскими святителями. Икона. 2-я пол. XVIII в. (ГМЗРК) Ростов был центром резьбы по дереву, о чем свидетельствуют сохранившиеся произведения XV-XVI вв. На резной иконе «Ростовские святые и свт. Николай Чудотворец» (кон. XVI в., ГММК) - прямоличная фигура И. с двуперстно благословляющей десницей, в левой покровенной руке Евангелие. На деревянном кресте (сер. XVI в., ГМЗРК) с ростовым изображением свт. Леонтия на обороте, на средней перекладине в круглых медальонах, вырезаны полуфигуры Ростовских святителей, в т. ч. образ И. ( Бобринский А. А. Народные рус. деревянные изделия. М., 1914. Вып. 12. Табл. 195. 1-3; Табл. 196. 2, 3). На иконе «Ростовские святители и свт. Петр Московский» (сер. XVI в., РГИАХМЗ) представлены святители Иаков, Леонтий, Исаия и И., на раме полуфигура свт. Петра, митр. Московского ( Николаева Т. В. Мелкая пластика, скульптура, декоративная резьба//Очерки рус. культуры XVI в. М., 1977. Ч. 2. С. 364). Серебряную раку И. украшали 2 накладные сюжетные композиции в овальных картушах, выполненные одним из лучших московских ювелиров А. И. Ратьковым в 1796 г. (ГМЗРК, см.: Пуцко. 2004. С. 145-156). В картушах, изготовленных из серебряной позолоченной пластины в технике чеканки, изображены чудеса во время погребения святителя: многофигурная похоронная процессия, вверху над собором в облаках благословляющий И.; 2-е чудо - исцеление архим. Стефана. На серебряном с позолотой окладе нижней крышки Евангелия 1776 г. московского мастера Я. Фролова (происходит из ц. Толгской иконы Божией Матери Ростова, ГМЗРК) в 15 медальонах - чеканные изображения рус. святых, среди к-рых преобладают Ростовские чудотворцы, в центре «Явление Толгской иконы Божией Матери Ростовскому еп. Трифону». В большом медальоне, в правом верхнем углу, представлен И. в динамичном повороте к центру, с Евангелием в руке. Во 2-й пол. XVIII - нач. XX в. образ И. вводился в многочисленные произведения ростовской финифти с изображением Ростовских святителей (в основе иконографий - традиц. изводы). Такие иконы развозились паломниками по всей России. Эта же иконографическая линия продолжается в совр. росписи по эмали.

http://pravenc.ru/text/293397.html

и авг. 1548 г. был проведен еще один «канонизационный» Собор ( Клосс Б. М. Избранные труды. М., 2001. Т. 2: Очерки по истории рус. агиографии XIII-XVI вв.: Агиография Москвы, Твери, Ярославля, Суздаля. Сказания о чудотворных иконах. С. 369). Эта гипотеза основана на том, что месяцеслов из собрания ГИМ Син. 336 содержит большее количество имен по сравнению со списками грамоты Собора 1547 г. А. Е. Мусин выступил с критикой этой гипотезы. Он указал на то, что по сравнению с известными редакциями грамоты Собора 1547 г. в Уставе ГИМ Син. 336 отсутствуют 5 общерус. святых: св. Александр Невский, прп. Александр Свирский, прп. Савватий Соловецкий, прп. Михаил Клопский и свт. Никита Новгородский, а также 2 местночтимых святых: свт. Арсений Тверской и блж. Иоанн Устюжский. Из числа святых, к-рые, как полагают, были канонизированы Собором 1549 г., в Уставе уже присутствуют свт. Иаков Ростовский, свт. Евфимий Новгородский, прп. Евфимий Суздальский, прп. Стефан Пермский, прп. Авраамий Смоленский, прп. Ефрем Перекомский и Виленские мученики. В этом же списке есть святые, которые не упомянуты ни в деяниях Собора 1547 г., ни в реконструкции соборного списка 1549 г.: прп. Ефрем Смоленский, блж. Николай Кочанов и прп. Евфросиния Суздальская (канонизирована в 1576). О. Б. Страхова провела сопоставление рукописи ГИМ. Син. 336, наверняка написанной до Собора 1549 г. и, вполне вероятно, до Собора 1547 г., со Святцами Серапиона (Курцова), архиеп. Новгорода и Пскова (РГБ. Троиц. 364), написанными, вполне вероятно, вскоре после Соборов 1547 и 1549 гг. (ок. 1552). Святцы архиеп. Серапиона 1552 г. на фоне Устава 1548 г. содержат памяти гораздо большего числа рус. святых, хотя они и не упоминают свт. Нифонта Новгородского и прп. Евфросина Псковского, канонизированных, как полагал Голубинский, Собором 1549 г. Месяцеслов Устава 1548 г., определенно составленный до Собора 1549 г., помимо того что он содержит имена святых, якобы канонизированных этим Собором, не упоминает некоторых святых, канонизированных в 1547 г.: прп.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ИОВ (Иван; † 1607), свт. (пам. 5 апр., 19 июня, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, 23 мая - в Соборе Ростовских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), 1-й патриарх Московский и всея Руси ИОВ (Железо (Залезо) Иван Иванович, в схиме Иоанн; ок. 1551-1651)), игумен, прп. Почаевский (пам. 6 мая, 28 авг., 28 окт., 10 окт.- в Соборе Волынских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Галицких святых) ИОВ (Зрянин Иван Андреевич; † 1872), 1-й еп. Кавказский и Донской старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию ИОВ (Потёмкин Иаков Петрович; 1750 (1752 ?) - 1823), архиеп. Екатеринославский, Херсонский и Таврический ИОВ ЛЬГОВСКИЙ (Лихачёв Иван Тимофеевич; 1594-1681), возобновитель и основатель нескольких монастырей, деятель раннего периода старообрядчества ИОВ ШИШАТОВАЦ серб. мон. (диак.), книгописец и переводчик, работавший в 1-й четв. XVII в. в Болгарии и на Афоне ИОНА (рубеж 80-х и 90-х гг. XIV в., - 1461) митр. Киевский и всея Руси, свт. (пам. 31 марта, 27 мая, 15 июня, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент. в Соборе Липецких свяхых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей) ИОНА († 1470), еп. Пермский, свт. (пам. 6 июня, в Соборе святых Пермской митрополии, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ИОНА (Иван; † 1470), Отенский, архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 5 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОНА († 1474-1480), прп. Псково-Печерский (пам. 29 марта, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских, 18 нояб.- в Соборе святых земли Эстонской) ИОНА (Лазарев Иван Иванович; 1869-1937), еп. Велижский, сщмч. (пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИОНА (Санков Иван Андреевич; 1873-1938), иером., прмч. (пам. 21 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря преподобных отец) ИОНА (Смирнов Иван Афанасьевич; 1870 - 1938) иером., прмч. (пам. 23 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Тверских святых) ИОНА (Архангельский; † 1627), митр. Сарский и Подонский (Крутицкий), местоблюститель Патриаршего престола ИОНА (Борзобогатый-Красенский Иван Яцкович, ок. 1505 - 1585), еп. Луцкий и Острожский (Западнорусская митрополия) ИОНА (Василевский Иоанн Семенович; 1763-1849), митр. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузинского Экзархата РПЦ

http://pravenc.ru/rubrics/121236_131.htm...

1580 г. о запрещении завещать, закладывать и продавать вотчины мон-рям, а также отменившем тарханные (льготные) грамоты (Законодательные акты Рус. гос-ва 2-й пол. XVI - 1-й пол. XVII в.: Тексты. Л., 1986. 43. С. 61; в Соловецком летописце кон. XVI в. говорится, что в 7092 (1583/84) г. «игумен Ияков ездил к Москве ко государю» ( Корецкий. 1981. С. 240; Новикова. 2001. С. 253)). Примерно с 1584 по 1588 г. «под началом» на Соловках содержался бывш. Ростовский архиеп. Давид, лишенный в 1583 г. сана, вероятно, за сочувствие идее унии ( Корецкий В. И. История рус. летописания 2-й пол. XVI - нач. XVII в. М., 1986. С. 119). В «Сказании о Филиппове строении...» сообщается, что И. в мон-ре «поставил храм каменной у переходов Николы Чюдотворца» ( Буров, Охотина-Линд. 2004. С. 154). Однако в Соловецком летописце указано, что Никольская ц. была заложена до игуменства И., в 1576/77 г. ( Новикова. 2001. С. 251); возможно, при нем было завершено строительство, начатое предшественниками. По «Сказанию вкратце», И. освятил Никольскую ц. 11 сент. 1583 г. ( Лобакова. 2004. С. 173). В 1591 г. И. обратился к царю Феодору Иоанновичу с просьбой о перенесении мощей свт. Филиппа из тверского Отроча в честь Успения Пресв. Богородицы мужского монастыря в Соловецкую обитель. По указу царя Тверской архиеп. Захария благословил обретение мощей свт. Филиппа, к-рые затем были доставлены И. в Соловецкий мон-рь. 8 авг. 1591 г. мощи были положены под папертью Преображенского собора, где свт. Филипп при жизни указал место своего погребения. По мнению А. Е. Смирновой, И. является автором службы на преставление свт. Филиппа, помещаемой в рукописных Минеях под 9 янв. ( Смирнова А. Е. Первоначальная редакция Службы митр. Филиппу: Докл.//Книжное наследие Соловецкого монастыря XV-XVII вв.: Конф. Соловки, 2005). В игуменство И. на Соловках началась работа по сбору материалов для Жития митр. Филиппа. Роль И. в переносе мощей святителя из Твери в Соловецкий мон-рь отмечена почти во всех редакциях Жития (кроме Хронографической, где не сообщается о переносе мощей), но наиболее ярко и развернуто - в Тулуповской редакции, где в уста И.

http://pravenc.ru/text/200179.html

Одна такая грамота пришла в Нижний Новгород. В это время прп. Сергий явился во сне городскому голове, торговавшему мясом — Косме Минину Сухорукому, — и велел ему собирать казну, войско и идти освобождать Русскую землю. Косма Минин пришел в страх и недоумение и не знал, что ему делать. Трижды являлся ему прп. Сергий и наконец сказал ему: «Не говорил ли я тебе, чтобы ты собирал ратных людей? Милосердному Господу угодно было помиловать православных христиан, избавить их от волнения и даровать им мир и тишину. Посему я и сказал тебе, чтобы ты шел на освобождение земли Русской от врагов. Не бойся того, что старшие не пойдут за тобой, — младшие охотно исполнят это, и благое дело будет иметь добрый конец». Тогда, испросив у преподобного прощения, Косма ревностно принялся за дело и обратился с воззванием к своим согражданам. Особенно горячо отозвалась молодежь. Косма первый пожертвовал свое имущество, другие присоединились к нему, и он собрал воинство, а начальство над ним принял воевода князь Димитрий Михайлович Пожарский. И Косма Минин, как выборный от земли Русской, вместе с ним пошел освобождать Москву, а с нею и всю землю Русскую от врагов. И враги были побеждены заступничеством Божией Матери и молитвами прп. Сергия, до наших дней не перестающего подавать помощь всем, с верою прибегающим к нему. Святитель Иаков, Епископ Ростовский (+ 1392) Память его празднуется 27 нояб. в день преставления, 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых и 16 июля вместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных свт. Макарием в 1547 и 1549 гг. Святитель Иаков был  возведен на Ростовскую кафедру  в 1386 г. Он отличался ученостью и красноречием и прославился обличением еретика Маркиана, который отрицал святые иконы. После этого Маркиан был вынужден удалиться из города навсегда. Но недолго оставался святитель на своей кафедре. За то, что он спас осужденную на смертную казнь женщину, назначив ей место для покаяния, народ изгнал его из города. Тогда он положил свою мантию на воды озера Неро, перекрестился, стал на нее и отплыл из города. Вышел он за полторы версты от него на берег. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ [греч. Ικωβος] († между 821 и 826), прп. Студийский, исп. (пам. 24 марта). Основные сведения об И. содержатся в послании прп. Феодора Студита к мон. Ипатию, повествующем о кончине И. Изд. Г. Фатурос отнес послание к периоду между 821 и 826 гг., а кончину И. датировал предположительно 824 г. И. является адресатом 2 посланий прп. Феодора, упомянут в его Житии, в ряде писем и «Малом катехизисе», а также в Житии исп. Фаддея Студийского, сохранившемся лишь в составе слав. Четьих-Миней. И. был незнатного происхождения, в юном возрасте удалился в Студийский мон-рь , где принял монашеский постриг и вел суровую жизнь в трудах, посте и молитвах. Его наставником был вестиарий Лукиан, прп. Феодор Студит хорошо знал И. лично. В кон. весны или нач. лета 816 г. И. вместе с 7 студийскими монахами (исп. Фаддеем , Еводием, Титом, Филоном, Вассианом, Дорофеем и Виссарионом) был заключен в тюрьму. К ним были присоединены наставник И. Лукиан и мон. Ипатий; за этой группой закрепилось название «десять студитов». Зимой 816 или 817 г. по приказу имп. Льва V Армянина 9 из них (за исключением Вассиана) были приведены из темницы к причастию у клириков-иконоборцев. После отказа И., Виссарион и Дорофей были подвергнуты бичеванию. Они получили соответственно 200, 110 и 108 ударов, после чего полуживыми были возвращены в темницу. И. в мучениях скончался от полученных ран, заранее предсказав свою смерть. Свт. Димитрий Ростовский в составленных им Минеях-Четьих поместил под 24 марта сведения об И. (в т. ч. перевод послания прп. Феодора Студита к Ипатию), хотя в визант. рукописях под этим числом указывалась память прп. Иакова Нового . Благодаря авторитету этого издания празднование памяти И. 24 марта утвердилось в совр. календаре РПЦ. Отождествление болландистами И. с прп. Иаковом Новым является малоубедительным, т. к. прп. Феодор Студит, подробно повествуя об И., ни разу не называет его епископом. Ист.: ActaSS. Mart. T. 3. P. 357-359; Vita sancti Theodori praepositi Studitarum//PG. 99. Col. 205, 301; Theod. Stud. Serm. catech. 115, 133; ЖСв. Март. С. 453-456; Theodori Studitae Epistulae/Ed. G. Fatouros. B.; N. Y., 1991. Bd. 1. Ep. 186, 189, 190, 195, 199, 328, 441; S. Anm. 446; S. Anm. 814. (CFHB; 31).

http://pravenc.ru/text/200183.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010