Блж. Исидор, прп. Иринарх, свт. Иаков Ростовские. Фрагмент эмалевой иконы «Образ всех Ростовских чудотворцев». 1863 г. (ГМЗРК) Блж. Исидор, прп. Иринарх, свт. Иаков Ростовские. Фрагмент эмалевой иконы «Образ всех Ростовских чудотворцев». 1863 г. (ГМЗРК) В XIX - нач. XX в. были распространены нательные овальные меднолитые иконки с образом И. На одной из них (кон. XIX в., ГМЗРК) он представлен в рост, в схиме, с четками в левой руке, в молении Спасителю (справа в облаках). У ног святого - келья с 2-скатной крышей и рядом стоящим деревом. По овалу образка надпись: «Преподоб. Иринархъ. Затворник Ростовск. Борисоглебск. Монаст.». На др. иконке (нач. XX в., ГМЗРК) И. изображен прямостоящим, в правой руке перед грудью держит четки, в опущенной левой - развернутый свиток, окладистая борода внизу слегка раздвоена. Позади святого - стена, угловые башни, 5-главый храм Борисоглебского мон-ря. Вверху по краю надпись: «Св. пр. Иринарх - ростовск. Чудотв.». В XX в. образ И. встречается в группе ростовских чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» мон. Иулиании (Соколовой) : 1934 г. (ТСЛ; келейный образ свт. Афанасия (Сахарова)), нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) - и на их повторениях кон. XX - нач. XXI в. (1997, ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках в Москве и др.). В совр. иконописи сохраняются традиц. изводы иконографии И. У раки И. находится его житийный образ (2008, московский иконописец А. Ф. Дворников) - список иконы кон. XVII - нач. XVIII в. из ГМЗРК. На аналойной иконе (1997, иконописец С. Бурлаков) из собора мон-ря фигура И. представлена вполоборота влево, в молитвенном предстоянии на фоне кельи; в облачном сегменте - благословляющая десница Господня. На иконе 1999 г. (иконописец Е. В. Драшусова из пос. Борисоглебского), которую на деревянных носилках несут впереди ежегодного Иринарховского крестного хода, И. изображен стоящим в молении благословляющему Спасителю (слева в облаках). В иконостасе Благовещенского храма Борисоглебского мон-ря образ И.- в схиме, борода средней длины, с проседью - написан в правой части ростового деисусного чина (2007, сергиево-посадский иконописец Н. Маловичко, под рук. Е. Лавриненко). На полях иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (1999, иконописец Драшусова) И. представлен на правом поле внизу, среди избранных святых, в молении, с окладистой седоватой бородой.

http://pravenc.ru/text/673961.html

Киев, 1905. С. 235–239; Его же. Слово о целомудрии//Творения. Киев, 1905. С. 304–305; Его же. Слово о том, как человек приходит в чувство, и познает полезное//Творения. Киев, 1905. С. 323–342), свт. Григория Паламы (Григорий Палама, свт. Антирретики против Акиндина. Краснодар: «Текст», 2010), свт. Симеона Блаженного, архиеп. Фессалоникийского (Симеон Блаженный, архиеп. Фессалоникийский, свт. Сочинения. СПб., 1856) и некоторых других Святых Отцов, упомянутых в Древнем патерике (Древний патерик. М., 1899), Достопамятных сказаниях (Достопамятные сказания), «Лавсаике» (Палладий, еп. Еленопольский. Лавсаик или повествование о жизни святых и блаженных отцов. СПб., 1873), Добротолюбии (Добротолюбие. В 5 тт. СТСЛ, 1993) и Огечнике свт. Игнатия (Брянчанинова) (Игнатий (Брянчанинов), свт. Огечник//Полное собрание творений. Т. 6. М.: «Паломник», 2004. С. 5–494); см.: Основы. Т. 1. С. 14–348; Т. 2. 7–314; Т. 3. С. 7–357; Т. 4. С. 7–277. 126 См.: Основы. Т. 1. С. 95, 305, 355, 375, 380, 387, 396–399, 403, 405–408, 421, 423; Т. 2. С. 318, 328–330, 342, 348–350, 372, 393, 395, 397, 400, 404, 405, 408; Т. 3. С. 167, 168, 297, 307, 348, 356, 357, 369, 390, 391, 395–399, 401, 404, 406, 411–413, 416, 417,423, 427, 441, 448, 456, 459, 461, 464–466, 468, 470–472; Т. 4. С. 285, 287, 288, 297–299, 305, 307, 308, 312, 315, 320, 321, 335, 336, 338, 345, 347, 349, 350, 367. 128 Димитрий Ростовский , свт. Богодухновенное наставление христианское//Творения. , «Второе приуготовление», «Исповедание грехов генеральное», «Зерцало православного исповедания», «Слово в субботу четвертой недели Великого Поста», «Слово о страхе Божии, какой той имети всякому человеку», «Поучение ко иереем», «Розыск о раскольнической брынской вере»//Творения. В 2 частях. СПб., 1910. 129 См.: Основы. Т. 1. С. 21–28, 84, 86, 209, 211, 302, 323; Т. 2. С. 105, 109, 173, 194, 228, 243, 245, 275, 313; Т. 3. С. 45, 102, 136, 168, 170, 171, 186, 191, 207, 209, 210, 224, 231, 343, 344, 354; Т. 4. С. 106, 120, 164, 167, 174, 204, 205, 212, 214, 215.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

7) Свт. Арсений, еп. Тверской († 2.03.1409). Впервые местное празднование установлено еп. Тверским Вассианом (кн. Оболенским) в 1483 г. 8) Блж. Прокопий, Христа ради юродивый, Устюжский († 8.07.1303). Впервые местное празднование установлено по благословению еп. Ростовского в 1471 г. (или в 1495). 9) Блж. Иоанн, Христа ради юродивый, Устюжский († 29.05.1494). Имена всех святых, прославленных Собором 1547 г. к местному почитанию, были включены в месяцеслов Устава 1695 г., а в месяцеслове Устава 1682 г. отсутствуют ошибочно лишь свт. Арсений, еп. Тверской, и блж. Прокопий Устюжский. Но включение всех этих святых в месяцесловы Уставов общечтимых святых было сделано не на основании решения Собора 1547 г., как ошибочно полагал Голубинский (с. 253–254), а вследствие того, что они были вновь прославлены после 1547 г. уже к общецерковному почитанию. О Соборе 1549 г. известно из речи царя Иоанна IV Грозного к Стоглавому Собору, а список канонизированных Собором святых выявляется косвенным путем из жития свт. Ионы, митр. Московского: 1) свт. Нифонт, архиеп. Новгородский († 21.04.1156, пам. 8 апр.). Канонизирован впервые. 2) Свт. Евфимий (Вяжицкий), архиеп. Новгородский († 11.03.1458). Местное празднование установлено ок. 1474–1494 гг. 3) Свт. Иона, архиеп. Новгородский († 5.11.1470). Канонизирован впервые. 4) Свт. Иаков, еп. Ростовский († 27.11.1392). Местное празднование установлено в 1й пол. XVI в. 5) Свт. Стефан Пермский († 26.04.1396). Местное празднование установлено ок. 1475–1500 гг. 6) Блгв. кн. Всеволод (Гавриил) Псковский († 11.02.1138). Местное празднование установлено в 1192 г. в связи с открытием мощей или же в 1284 г. (первое чудо). 7) Блгв. кн. Михаил Александрович Тверской († 22.11.1318). Местное празднование установлено, вероятно, в 1318 г. 8) Прп. Авраамий Смоленский († 21.08 до 1224). Местное празднование установлено в 1й пол. XVI в. 9–11) Мученики Антоний, Иоанн и Евстафий Литовские († 1347, пам. 14 апр.). Местное празднование установлено в 1364 г. по благословению Кпольского Патриарха Филофея Коккина и митр. Московского и всея Руси Алексия.

http://azbyka.ru/kanonizaciya-svyatyx-v-...

Ярославль, 2004. С. 16-17; он же. Надгробные комплексы Ростовских святых в XVII - нач. ХХ в.//ИКРЗ, 2005. Ростов, 2006. С. 443-475; он же. «Ростовские патерики» кон. XV-XVI вв.//ДРВМ. 2007. 3(29). С. 70-71; он же. Социальные функции Ростовских святых в XII-XVII вв.//ИЗ. 2008. Вып. 11(129). С. 75-93; он же. О почитании избранных рус. святых в Троице-Сергиевом мон-ре в посл. трети. XV - 1-й пол. XVI в.//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Мат-лы 6-й междунар. конф. Серг. П., 2010. С. 19-20; Карбасова Т. Б. Литературные источники Жития Кирилла Новоезерского//ТОДРЛ. 2007. Т. 58. С. 332-365; Руди Т. Р. О топике житий юродивых//Там же. С. 443-484. О. В. Гладкова Иконография Свт. Иаков, прп. Авраамий и блж. Исидор Ростовские. Икона. Кон. XVI — нач. XVII в. Иконописец Истома Савин (ЯИАМЗ) Свт. Иаков, прп. Авраамий и блж. Исидор Ростовские. Икона. Кон. XVI — нач. XVII в. Иконописец Истома Савин (ЯИАМЗ) Изображения И. встречаются в иконописи, в книжной миниатюре и графике, в монументальных росписях храмов, на окладах Евангелия, в произведениях лицевого шитья, резьбы по дереву, ростовской финифти (живопись по эмали). Особенности иконографии И.- короткая борода, волосы длинные или короткие, одежда состоит из куска ткани, переброшенного через плечо так, что др. плечо и половина груди обнажены, ноги до колен и выше неприкрыты. Как правило, он представлен в молении, иногда в руке кочерга, реже крест. В иконописных подлинниках XVII-XIX вв. под 14 мая облик И. уподобляется внешности Спасителя, свт. Николая Чудотворца, вмч. Никиты или др. святых: «Рус, власы велики, брада Христова, плече правое наго, риза санкир» (2-я четв. XVII в.; РНБ. Соф. 1523. Л. 157); «Рус, брада аки Николы, власы велики, правое плечо наго, ризы санкирь, родом немчин» (посл. четв. XVII в.; ИРЛИ (ПД). Бобк. 4. Л. 110); «Рус, брада Никиты, власы велики, правое плечо наго, в руце крест, ноги голы, риза санкирь едина, а в киевских листах Исидор млад, мученик» (кон. XVIII в.; БАН. Строг. 66. Л. 106 об.; см. также: ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 160 об.; Большаков. Подлинник иконописный. С. 98; рис. на с. 151); «Рус, брада аки Козмина, власы с ушей, как у Фрола, в рубашке, бос» (20-е гг. XIX в.; РНБ. Погод. 1931. Л. 59; под 4 нояб., назван юрьево-повольским юродивым); «Рус, брада аки Николина, власы велики, правое плечо наго, в руце крест, ноги голы» (40-е гг. XIX в.; ИРЛИ (ПД). Ф. Отд. поступления. Оп. 23. 294. Л. 153). В рукописи XVIII в., принадлежавшей Г. Д. Филимонову , сказано: «Подобием рус, власы велики, брада аки Никиты мученика подоле, риза на нем едина раздранная серодикая, правое плечо наго, руки крестообразно, ноги голы» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 344-345).

http://pravenc.ru/text/674886.html

В храмовых росписях XVIII - нач. XX в. Ростова и Ростовского у. часто встречается образ И. (известно 19 храмов, в к-рых имеется его изображение - Алитова, Никитина. 2008. С. 575). В соборе Рождества Пресв. Богородицы ростовского Рождественского мон-ря, расписанном в 1715 г., образ И. находится в алтаре. В Вознесенской ц. Ростова в стенописи 60-х гг. XVIII в. И. в числе Ростовских святителей изображен на откосе дверного проема. В алтаре ростовской ц. свт. Николая на Всполье (1816, архиерейский живописец Н. Д. Гладков) - в рост, в архиерейском облачении и в белом клобуке, с посохом в правой руке, борода седая и окладистая. В ц. свт. Иоанна Златоуста в с. Годеново (роспись - 1859, худож. А. Глебов, поновление - 1900-1903, В. Кузнецов и Н. Морокуев) И. представлен вместе со святителями Леонтием и Исаией на откосах царских врат, с седой бородой, в руках держит крест. В настенных росписях, выполненных в XVIII - нач. XX в. в живописной манере, И. в основном изображался с окладистой седой бородой, от древней традиции сохранился белый клобук. Образ И. был включен в роспись зап. части храма Христа Спасителя в Москве (поясное изображение на сев. арке, между свт. Мефодием Пешношским и прп. Авраамием Смоленским). В стенописи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере кон. 60-70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.), И. представлен в группе подвижников XIII в. Святителя Исаия, Леонтий и Игнатий Ростовские. Икона. Кон. XV - нач. XVI в. (ГМЗРК) Святителя Исаия, Леонтий и Игнатий Ростовские. Икона. Кон. XV - нач. XVI в. (ГМЗРК) Раннее изображение И. в лицевом шитье - поясной образ в медальоне на кайме плащаницы из мастерской Д. И. Годунова 1600 г. (ГМЗРК). И.- 3-й сверху на правой части каймы, десница перед грудью в 2-перстном благословении, Евангелие лежит на покровенной руке. Изображения И. встречаются в произведениях шитья, вышедших из строгановских мастерских во 2-й пол. XVII в.: на вскрыльях клобука Ростовского митр. Ионы (Сысоевича) (1665, ГМЗРК) - И. с седой бородой, в молении, рядом со свт. Иаковом. В Преображенский собор Н. Новгорода Г. Д. Строганов вложил пелену «Ростовские святители Леонтий, Исаия, Игнатий, Иаков и свт. Стефан Великопермский» (кон. 50-х - 60-е гг. XIX в., НИАМЗ), на к-рой святители представлены в рост, прямолично, в архиерейских облачениях, каждый с Евангелием в руке; И. выделяется темной бородой. На саккосе митр. Казанского и Свияжского Лаврентия, расшитом в 60-е гг. XVII в. в мастерской А. И. Строгановой (ГОМРТ), И. представлен среди избранных святых на вставной полосе, пришитой к подольнику в XVIII в. Надгробный покров И., выполненный в мастерской А. П. Бутурлиной в кон. XVII - нач. XVIII в., находится в Анастасьевском храме г. Глухова (Украина).

http://pravenc.ru/text/293397.html

В многочисленных произведениях ростовской финифти XVIII - нач. XX в. образ Л. писали в традиц. иконографии. К самым ранним изображениям Л. в этой технике относится дробница митры кон. XVII в. из угличского Покровского монастыря, выполненная московскими мастерами (УИХМ; Федорова. 2004). В ростовской финифти были распространены иконы с изображением святителей Л., Исаии, Игнатия, а также поясные и ростовые единоличные изображения Л. Образ святого всегда был центральным в композициях «Собор Ростовских чудотворцев», «Моление Ростовских святителей Владимирской иконе Божией Матери», «Вид Ростовского кремля», «Вид Спасо-Иаковлевского Димитриева монастыря» и др. (в собраниях ГМЗРК, ГИМ, ЦМиАР; см., напр.: Рус. эмаль XVII - нач. XX в.: Из собр. ЦМиАР. М., 1994. С. 147, 150-151. Кат. 190, 193). Такие образки паломники развозили по всей России. В Минее на май (1864, ГМЗРК) под 23 мая (день памяти обретения мощей Л.) святой изображен лежащим во гробе, за к-рым находятся присутствующие при обретении мощей. В 1896 г. мещане г. Ростова преподнесли в подарок имп. Николаю II и Александре Феодоровне в память коронации 14 мая 1896 г. икону с финифтяными дробницами, где были изображены виды Ростовского кремля и ростовских мон-рей. В центре иконы - дробница с образами свт. Николая Чудотворца, мц. Татианы и Ростовских святых. Л. представлен справа от свт. Николая. В XX в. образ Л. встречается в группе Ростовских чудотворцев на иконах мон. Иулиании (Соколовой) : «Собор святителей, в земле Российской просиявших» сер. XX в. (митрополичьи палаты ТСЛ) и «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г. (келейный образ свт. Афанасия (Сахарова), ТСЛ), нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ). Рисунок Л. выполнен для Миней МП иконописцами прот. Вячеславом Савиных и Н. Д. Шелягиной (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 237). В совр. иконописи Л. представлен в ростовом деисусном чине иконостаса ц. свт. Иакова Ростовского Спасо-Иаковлевского Димитриева мон-ря (2008, худож. А. В. Федотов). В той же церкви находится икона «Собор Ростовских святых», где на фоне Димитриевского храма изображены прямолично в рост Ростовские и Борисоглебские святые, в 1-м ряду помещены святители Исаия, Л., Иаков, Димитрий, Феодор, Игнатий (90-е гг. XX в., худож. З. И. Боровских). С ориентацией на икону сер. XVI в. из ГМЗРК «Ростовские святые и прп. Сергий Радонежский» написана аналойная икона, где представлены избранные святые: Игнатий, Л., Исаия, Иаков (2005, худож. Т. Дуда). Л. в белом клобуке, из-под к-рого выбились характерные волнистые пряди волос. В 2009 г. написана надгробная икона Л. (иконописец Гурьянов), расположенная на его захоронении в Леонтиевском приделе ростовского Успенского собора. Л. изображен на совр. иконах «Собор Зверинецких святых», т. к. святитель иногда отождествляется с 1-м игуменом киевского Зверинецкого мон-ря. В совр. иконописи и финифти воспроизводятся традиц. изводы иконографии Л.

http://pravenc.ru/text/2463459.html

Явление Богоматери прп. Савве Сторожевскому. Икона. XVIII в. (ГММК) Отсутствие в источниках «канонизационного списка» Собора 1549 г. заставляет исследователей реконструировать его на основании косвенных данных. Митр. Макарий (Булгаков) предложил реконструированный список, в который вошли: святители Киприан и Фотий, митрополиты Московские; святители Никита, Евфимий и Иона, архиепископы Новгородские; святители Леонтий, Исаия, Игнатий и Иаков, епископы Ростовские; прп. Стефан Пермский; мученики Михаил и Феодор Черниговские; преподобные Авраамий и Исидор Ростовские; прп. Варлаам Хутынский; прп. Кирилл Белозерский и прп. Никита Переяславский. При этом историк ссылается на факт упоминания этих святых царем и митрополитом вскоре после Собора 1549 г. и внесения их имен в месяцесловы ( Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 4. Ч. 1. С. 124). Ключевский, с которым впоследствии согласился митр. Макарий (Булгаков), предложил др. реконструкцию списка святых, канонизированных Собором 1549 г. В составе «Особой редакции» Жития свт. Ионы Московского находится общий список подвижников благочестия, которым было установлено литургическое празднование при митр. Макарии. Исключив из этого списка имена, перечисленные в Волоколамской редакции грамоты Собора 1547 г., Ключевский получил следующий «канонизационный список» Собора 1549 г.: святители Евфимий и Иона Новгородские, прп. Стефан Пермский, свт. Иаков Ростовский, св. блгв. кн. Всеволод-Гавриил Псковский, св. блгв. кн. Михаил Тверской, прп. Савва Сторожевский, прп. Евфимий Суздальский, прп. Авраамий Смоленский, прп. Савва Вишерский, прп. Евфросин Псковский, прп. Ефрем Перекомский, прп. Григорий Пельшемский, блж. Максим Московский, мученики Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские, а также два нерус. святых - мч. Иоанн Болгарский и свт. Арсений Сербский. Ключевский предлагал включить в этот перечень свт. Нифонта Новгородского, св. Петра Ордынского, а также преподобных Ферапонта и Мартиниана Белозерских на основании косвенных свидетельств об учреждении им службы в кон. 40-х - нач. 50-х гг. XVI в. ( Ключевский. 1871. С. 40, 273). Голубинский предполагал, что существовал царский или митрополичий указ об общецерковном прославлении 15 рус. святых, которые уже почитались к 1547 г.: кнг. Ольги, кн. Владимира, мучеников Михаила и Феодора Черниговских, князей Феодора, Давида и Константина Ярославских, святителей Леонтия, Исаии и Игнатия Ростовских, прп. Антония Печерского, прп. Никиты Переяславского, прп. Варлаама Хутынского, прп. Димитрия Прилуцкого и прп. Авраамия Ростовского (Там же. С. 90-91). Список святых, канонизированных Собором 1549 г., восстанавливается Голубинским с помощью того же метода вычитания, которым пользовался Ключевский ( Голубинский. 1903. С. 103). Ничего принципиально нового в исследование проблемы Соборов 1547 и 1549 гг. сочинение Голубинского не внесло.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь в период подчинения Константинопольскому патриархату (988- нач. XV в.) ЕФРЕМ пресв., прп., Киево-Печерский (пам. во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих) ЕФРЕМ Новоторжский, прп. (пам. 28 янв., 11 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ЗИНОН (XIV в.?), постник, прп. (пам. 30 янв., 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ИАКОВ († сер.- 2-я пол. XV в..), прп. Брылеевский, Железноборовский (пам. 11 апр. и 23 янв.- в Соборе Костромских святых) ИГНАТИЙ († ранее 1219), еп. Смоленский, свт. (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ИГНАТИЙ СМОЛЬНЯНИН (2-я пол. XIV в.- после 1404-1405), инок, паломник, книгописец, автор «Хожения...», в к-ром описано путешествие в К-поль ИОАКИМ Корсунянин († 1030), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), 1-й еп. Новгородский ИОАНН (Илия; † 1186), свт. (пам. 7 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в соборе Новгородских святых), архиеп. Новгородский ИОАНН († после 1214), еп. Ростовский, Суздальский и Владимирский, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ИОАНН († после 1097, вероятно, ранее 1108), игум. Киево-Печерского мон-ря, прп. (пам. во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ИОАСАФ († 1299), Снетогорский, Псковский, прмч. (пам. 4 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) ИСИДОР (ок. 1380-1390 - 1463), митр. Киевский (1436-1443), кардинал и лат. патриарх К-польский (1459-1463) КИРИК (1110 - после 1158 (?)), иером. в новгородском Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ре, древнерус. книжник КИРИЛЛ [Косма] (1337 - 1427), Белозерский, прп. (пам. 9 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Радонежских святых) КИРИЛЛ II († 1280), свт. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших), митр. Киевский КИРИЛЛ II († 1262), еп. Ростовский, свт. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) КИРИЛЛ II († после 1183), еп. Туровский, свт. (пам. 28 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121728_4.html

Свт. Иаков Ростовский. Роспись ц. во имя прп. Сергия Радонежского в с. Мосейцево Ростовского р-на Ярославской обл. 1-я пол. XIX в., поновление 1886, 1951 гг. Свт. Иаков Ростовский. Роспись ц. во имя прп. Сергия Радонежского в с. Мосейцево Ростовского р-на Ярославской обл. 1-я пол. XIX в., поновление 1886, 1951 гг. В Житии повествуется, что через 7 лет после вступления на кафедру И. был изгнан ростовцами за то, что он помиловал грешницу, осужденную князем и горожанами на казнь. И. положил свою мантию на воду оз. Неро и поплыл на ней, как на плоту. Отплыв на нек-рое расстояние, он вышел на берег. Здесь И. основал обитель в честь Зачатия прав. Анной Пресв. Богородицы (Спасо-Иаковлевский мон-рь), где провел остаток жизни, отказавшись, несмотря на мольбы раскаявшихся ростовцев, вернуться на кафедру. Умер «в старости мастите» и был погребен в монастырской деревянной Зачатиевской ц., «за левым крылосом» ( Она же. 1998. С. 58). Спустя много лет, согласно Житию, были обретены нетленные мощи И., от к-рых начали происходить чудотворения, продолжающиеся и «ныне», т. е. во время составления Жития. В Смутное время Зачатиевский монастырь был разорен, митр. Иона ( Сысоевич; 1652-1690) приписал его к архиерейскому дому. В 1686/87 г. в обители вместо деревянной Зачатиевской ц. был построен собор, освященный митр. Ионой во имя Св. Троицы, в 1725 г. к собору с севера был пристроен Зачатиевский придел. Согласно описи Свято-Троицкого собора 1738 г. (старейшей из сохранившихся), мощи И. покоились под спудом, гробница (деревянная) находилась перед иконостасом, к северу от царских врат, над ней имелась каменная сень. В 1754 г. по указу митр. Арсения (Мацеевича) Свято-Троицкий собор был переосвящен в Зачатиевский, Зачатиевский придел собора был посвящен И. В 1779 г. каменную сень над гробницей И. разобрали; новая деревянная резная сень в 1780 г. была покрыта червонным золотом. В 1824-1827 гг. к Зачатиевскому собору вместо придела во имя И. вплотную был пристроен посвященный И. храм, архитектурный облик которого был определен имп.

http://pravenc.ru/text/200159.html

† ок.1031–1043 гг., 26 июля Св. прмч. Моисей Угрин, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий. Ок. 1045 г. Прп. Маркиан, игумен киево-зверинецкий (25 октября). Св. блгв. кнг. киевская Ирина (10 февраля). † 1052, 4 октября Св. блгв. кн. новгородский Владимир. † ок. 1053 г., 28 января Прп. Ефрем Новоторжский. † ок.1053 г. (?) Свт. Иларион, митр. Киевский и всея Руси (21 октября, 28 сентября – Собор Ближних пещер). † 1054, 19 февраля Св. блгв. кн. киевский Ярослав (в крещении Георгий) Мудрый. † 1058, 15 октября Свт. Лука, еп. Новгородский (10 февраля, 4 октября). Прп. Судислав (в крещении Георгий), кн. псковский, затворник киевский (2-я неделя Великого поста – Собор святых в Малой России). Прп. Варлаам, игумен киево-печерский, в Ближних пещерах почивающий (19 ноября). Прп. Иларион схимник, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (21 октября). † ок.1070 г. Прп. Иеремия прозорливый, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (5 октября). Прп. Дамиан пресвитер, целебник, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (5 октября). † 1070-е гг. Свт. Леонтий сщмч., еп. Ростовский (игумен киево-зверинецкий ?) (23 мая). † 1075, 7 мая Прп. Антоний Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (10 июля, 2 сентября). † ок.1073–1077 гг., 29 октября Прп. Авраамий, архим. ростовский. † после 1073 г. Свт. Михаил, еп. Юрьевский (игумен киево-зверинецкий ?) (6 сентября). † ок. 1074 г. Прп. Софроний, игумен киево-зверинеикий (11 марта). † 1074. 3 мая Прп. Феодосии Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (14 августа, 2 сентября). † после 1074 г. Прп. Иаков монах, Киево-Печерский (23 октября, 28 августа – Собор Дальних пещер). † 1076. 27 декабря Св. блгв. кн. киевский Святослав (в крещении Николай) (2-я неделя Великого поста – Собор святых в Малой России). † ок. 1077 г., 13 декабря Прп. Аркадий, Вяземский и Новоторжский (11 июля, 14 августа). † 1078. Св. блгв. кн. киевский Изяслав (в крещении Димитрий) 3 октября (26 октября). † до 1080 г.? Свт. Николай, еп. Переяславский (2-я неделя Великого поста – Собор святых в Малой России).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010