Слово любуется пречистой плотью Своей: О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! «Ты прекраснее сынов человеческих» ( Пс. 44:3 ), ибо без греха. Известно древнее предание о том, как разбойник настиг святое семейство во время бегства в Египет и отказался совершить преступление, увидев неземную красоту Младенца. Вновь он увидел теперь уже духовно-нравственную красоту Богочеловека, когда был сораспят с Ним на Голгофе, и увидев, что Христос страдает невинно, покаялся в своем грехе. Ф. М. Достоевский писал, что «красота спасет мир». Воистину, красота плоти воплотившегося Слова спасла мир. 1 . Голова твоя на тебе, как Кармил . Кармил по наименованию означает «гора сада». Она вечнозеленая в отличие от белоснежных вершин гор Ливанских. Кармил – «гора сада», ибо в саду телесно воскрес Христос. В том саду на Пасху плоть Его сложила всякую немощь и навсегда прославилась Божеством. Сын Человеческий теперь Гора в церковном саду сынов человеческих. 2 . И волосы на голове твоей, как пурпур; Царь увлечен (твоими) кудрями. Волосы твои – как стадо коз, сходящих с горы Галаадской . Длинный волос – признак назорейства, неотмирности. Иисус Христос – истинный Назорей. Как назорей Самсон благодаря силе, данной ему через нестрижение волос, победил льва – так Христос Назорей через плоть Свою сокрушил дьявола, который «ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» ( 1Пет. 5:8 ). Ниспадающий волос, как стадо коз, сходящих с горы Галаадской , означает также исходящую от Сына Человеческого благодать Божию. У Жениха волос черный (Божественный Мрак, непостижимость Логоса), а у Невесты – как пурпур (яко багряница). Багряный цвет указывает на воплощение. А когда терновый венец возлег на чело святого Страдальца, тогда волосы на главе Его соделались, как пурпур . Капли крови в терновом венце вместо драгоценных камней украсили царственное чело Его. Царь увлечен твоими кудрями – Божество увлечено обагрившейся кровью плотью. 3 . Глаза твои голубиные под кудрями твоими. Глаза твои – озерки Есевонские, что у ворот Батраббима .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

8 В двенадцатый год Иорама, сына Ахавова. Т.е. в 841 г. до Р.Х. 8 Гофолия. См. ком. к ст. 18. 8 И ходил путем дома Ахавова, и делал неугодное в очах Господних. Как и его отец Иорам, Охозия подражал религиозной политике Ахава и насаждал в Иудее поклонение хананейскому божеству Ваалу. См. ком. к 3Цар. 16,31–33 . 8 И пошел он с Иорамом, сыном Ахавовым, на войну. Ранее Иосафат, царь иудейский, выступил вместе с Ахавом, царем израильским, против сирийцев в Рамо-фе Галаадском ( 3Цар. 22 ). Данный совместный поход, как и предыдущий, окончился поражением ( 3Цар. 22,32–37 ). 8 И возвратился Иорам царь... в Изрееле. В Изрееле находилась одна из резиденций северных царей ( 3Цар. 18,45 ). в Рамофе. Т.е. в Рамофе Галаадском. Глава 10 10 семьдесят сыновей. В это число, по всей вероятности, входят и внуки царя. Сколько жен было у Ахава, неизвестно. старейшинам. Ср. 3Цар. 8,1 . Из-за отсутствия царя Ииуй обращается к старейшинам общин. воспитателям. Т.е. людям, ответственным за воспитание царского потомства ( Руфь. 4,16 ; Есф. 2,7 ). 10 начальствующий над домом царским. См. ком. к 3Цар. 4,6 . градоначальник. По-видимому, та же должность, о которой идет речь в 3Цар. 22,26 . и старейшины, и воспитатели. См. ком. к ст. 1. 10 возьмите головы сыновей государя своего. Ииуй облек свое требование в двусмысленную форму. Древнееврейское слово, переведенное как «голова», может быть переведено и словом «глава» т.е. «главный». Поэтому не совсем понятно, что именно требовал Ииуй: головы всех сыновей Ахава или же прислать к нему тех, кто в их среде считался главным (старшим). 10 и закололи их семьдесят человек. Старейшины Самарии исполнили требование Ииуя, поняв его буквально; тем самым сбылось еще одно пророчество Илии ( 3Цар. 21,21–24 ). 10 И умертвил Ииуй всех. Действия Ииуя выходили далеко за рамки того, о чем говорилось в обращении Господа к Илии ( 3Цар. 21,21–24 ), а так же адресованного непосредственно ему пророчества (9,7–10). 10 о здоровье сыновей царя и сыновей государыни. Т.е. о семьях Иорама и Иезавели. Их родственники, встреченные Ииуем, ничего не знали о произошедшем перевороте.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

— Иди, — Бог предаст в твои руки не только город Рамоф, но и самого ассирийского царя. Но царь иудейский Иосафат, как человек благочестивый и верный Богу, понял, что среди этих пророков нет ни одного истинного, но что все они льстецы и потаковники, поэтому Иосафат сказал Ахаву: — Нет ли здесь хотя одного такого пророка Господня, которого бы мы вопросили и он ответил нам правду? Ахав отвечал: — Есть один муж, который может вопросить Господа и открыть нам истину, — это Михей, сын Иемвлая, но я ненавижу его, так как он всегда предсказывает мне одно только зло. — Не говори так, — возразил Иосафат Ахаву, — но призови, послушай его и не гневайся на его обличения. И тотчас Ахав послал за пророком Михеем, который в то время пришел из пустынных гор в Израиль. Оба же царя сидели во всём своем величии на престолах у ворот Самарии, а лживые пророки прорицали пред ними. Причем глава их Седекия сделал железные рога и, протрубив, сказал Ахаву: — Так говорит Господь: этими рогами ты уничтожишь и истребишь Сирию. Точно так же и остальные лжепророки говорили: — Иди в Рамоф Галаадский и победишь ассирийского царя: Господь предаст его тебе в твои руки. Между тем посол, отправленный к пророку Михею, сказал ему: — Вот все пророки предсказывают царю доброе; прошу тебя, говори и ты то же с ними, чтобы твои слова не расходились с их словами. — Жив Господь! — отвечал пророк Михей, — и что скажет мне Сам Господь Бог мой, то именно я и скажу царю. И вот, придя, святой Михей стал пред израильским царем Ахавом, который спросил его: — Послушай, Михей, — идти ли мне в Рамоф Галаадский на войну или должно удержаться? Пророк, не тотчас отвечая на вопрос царя и желая его привлечь к более усердным вопросам, сказал: — Идите, — будет вам успех, и они преданы будут в руки ваши. Ахав, видя, что пророк говорит не с дерзновением, обратился к нему: — Усиленно заклинаю тебя: скажи мне истину как пред Господом. Тогда святой Михей сказал с дерзновением: — Я видел всех сынов Израиля, рассеянных по горам как овец, у которых нет пастыря.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

В это время наступает решительный кризис для дома Ахавова. Елисей, как мы говорили выше, в конце царствования Иорама удалился из Самарии. Надо полагать, что он жил где либо на Иордане, среди сынов пророческих; где именно – глава IX не указывает. Мы знаем только, что он «призвал одного из сынов пророческих 980 и сказал ему: опояшь чресла свои и возьми сей сосуд с елеем в руку твою, и пойди в Рамоф Галаадский. Пришедши туда, отыщи там Ииуя, сына Иосафата, сына Намессиева, и подойди, и вели выступить ему из среды братьев своих 981 и введи его во внутреннюю комнату. И возьми сосуд с елеем, и вылей на голову его, и скажи: так говорит Господь: помазую тебя в царя над Израилем. Потом отвори дверь, и беги, и не жди». Город Рамоф Галаадский был важный сторожевой пункт на равнинах левой стороны Иордана. Он несколько раз переходил из рук в руки Сирийцев и Израильтян. (Ср. выше 3 Д. XXII, 3 с XX, 34). Из 3 Ц. IV, 13 мы видим, что целая окружающая его область, и Аргов, и селения Иаира, – защищались силою этого важного укрепленного города, который – как многие полагают – стоял на том самом месте, где Иаков в древние времена заключал свой договор с Лаваном, и где насыпан был холм, который назывался Мицпа (Ср. Быm. XXXI, 45 –49 с прим. в Свящ. Летописи т. I). Это же самое место по-видимому называется в книге Иисуса Навина XIII, 26 – Рамао-Мицфа, и в книге Cyдeй XI, 11, 34 – Массифа, где жил Иеефай 982 . Эта крепость была во время помазания Ииуя на царство в руках Израиля и охранялась от Сириян значительным отрядом, в котором начальствовал сам царь: «на страже против Азаила, царя Сирийского», – как выражено это в 4 Ц. IX, 14; но по болезни царя, уехавшего лечиться в Изреель, временно начальствовал там Ииуй, один из военачальников. Когда пророк приказывал сыну пророческому помазать Ииуя, то он называет при этом (IX, 2) и отца, и деда Ииуя. Упоминание при имени известного лица нескольких из его предков всегда означало, – и ныне означает на востоке знатность происхождения этого лица, или же его величие. Когда Елисей называет Ииуя сыном Иосафатовым, сыном Намессиевым, то этим самым он уже предсказывает его величие. Далее, в словах его, сказанных посылаемому им отроку, мы усматриваем, что пророк прозорливым духовным оком своим видит все событие, как оно должно было совершиться и действительно совершилось. Не без значения и слова его: «вели выступить ему из среды братьев своих». До объявления ему повеления Божия Ииуй, совершенно равный по происхождение и значению своему с другими военачальниками, был братом их. Отъезд царя и его повеление были причиною только временного его над братьями своими возвышения. Но с минуты помазания он уже не брат бывшим своим сотоварищам: воля Всевышняго возвышает его над ними, – они делаются слугами его.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

И послал 50 воинов взять пророка и привести к нему. Они отыскали его на горе. Начальник отряда с насмешкою закричал ему: «человек Божий! Царь приказывает тебе спуститься отселе». Илия отвечал ему: «если я человек Божий, то смотри, чтобы огонь не сошел с неба и не истребил тебя и твоих пятьдесят воинов». И в самом деле, огонь ниспал и сожег их. Охозия послал другого начальника с пятидесятью воинами, который с тем же пренебрежением, как и прежний, закричал пророку: «человек Божий! вот что говорит царь: поторопись сойти». Илия сказал в ответ: «если я человек Божий, берегись, чтобы огонь не сошел с небес и не попалил тебя с твоими пятидесятью воинами». И огонь ниспал от Бога и сожег их. Охозия послал еще третьего начальника с пятидесятью воинами. Этот, пришедши к Илии, пал перед ним на колени и умолял, чтобы человек Божий не погубил его, как прежних начальников с их воинами, но пощадил его и воинов с ним. Тогда Ангел Божий повелел пророку идти с посланными. Илия пошел, и перед постелью Охозии повторил ему смертный приговор от Бога. Охозия не вставал с одра болезни: он умер на втором году своего царствования еще при жизни отца и оставил царскую власть свою брату своему, Иораму. 3Цар. 22:1–28 ; 2Пар. 18 : 2–27 В следующем году Иосафат, царь Иудейский, прибыл в Самарию, чтобы посетить Ахава. Царь израильский для своего родственника и его свиты устроил богатый пир. В это время он припомнил, чго Галаадский город Рамоф, которым владели Сирияне, принадлежит к царству Израильскому, и потому просил Иосафата совокупными силами идти войною против Сирии. Иосафат охотно отдавал и себя, и свое войско в распоряжение Ахава, но предложил вопросить прежде Господа. Царь Израильский собрал до четырех сот пророков и спрашивал их: «идти ли мне войною под Рамоф Галаадский, или оставить?» Все пророки говорили: «иди, потому что Господь предаст его в руки твои». Иосафат, конечно, видел много подобострастия в их ответах, когда спросил: «нет ли здесь еще пророка Иеговы, чтобы можно было спросить у него?» «Есть», отвечал Ахав: «но я терпеть его не могу: потому что, как ни спросишь его, он никогда не предскажет мне ничего хорошого, а всегда что-нибудь недоброе: это Михей».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

В эту же пору обнаружилось восстание в Ливне, священническом городе в Иудином колене, именно по поводу отступления Иорама от истинного Бога, потому что он построил капища (Ваалу) на горах Иудеи и ввел разврат в столицу и во всю Иудею. Тогда-то принесено было к нему обличительное послание, оставленное пророком Илиею, которое предрекало ему тяжкие бедствия от неприятелей и лютую кончину. Этими неприятелями были Филистимляне и Аравитяне, жившие в соседстве с Ефиоплянами. Они вошли в Иудею, опустошили страну, разграбили царский дворец, отвезли в плен детей и жен Иорамовых, так что при царе остался только младший сын его, Охозия. И после всего этого Господь поразил Иорама неизлечимою болезнью чрева. Два года он томился в лютых муках; и наконец, вместе с утробою извергнул грешную душу свою на осьмом году своего царствования. Его не почтили и царским погребением. 6. Охозия, сын Иорама – Иорам, царь израильский 4Цар. 8:25– 26 ; 2Пар. 22:1– 2 В двенадцатом году Иорама, сына Ахавова, царя Израильского, воцарился Охозия, сын Иорама, царя Иудейского, и царствовал один год. 4Цар. 8:27–9:28 ; 2Пар. 22:3–9 Охозия, подобно отцу своему, старался подражать во всем дому Ахавову. Мать его, Гофолия, была наставницею его в нечестии. Иорам склонил его соединиться противу Сирийского царя Азаила. Оба Еврейские царя отправились на войну в Рамоф Галаадский. Во время сражения Иорам был ранен: тогда он должен был возвратиться из-за Иордана в Изреел для излечения. Сюда прибыл и Охозия, чтобы посетить больного. В это время Промысл Божий, для совершения казни над теми отступниками благочестия, которые избавились от меча Азаилова, вывел Ииуя. Это был один из военачальников Иорамовых. Он был предназначен в царя от Бога Илии пророку, который предал Божественное повеление о помазании его Елисею. Пророк Елисей призвал одного из учеников пророческих и сказал ему: «приготовься в путь; возьми вот этот сосуд с елеем и ступай в Рамоф Галаадский. Там узнай, где Ииуй, сын Иосафатов; вызови его и войди с ним в особую комнату.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Нав.13:20 .  Беф-Фегор и места при подошве Фасги и Беф-Иешимоф, «Беф-Фегор» находился у горы Фегор (по-еврейски «Пеор»), составляющей северную вершину Аваримского хребта, вблизи Моавитской равнины, по Евсевию ( Βεθφογορ) «в 7 римских милях вверх» (на восток) «от Ливиады» («Беф-Гарама» Нав.13:27 ). О местах «при подошве Фасги и Беф-Иешимоф» см. в толковании к Нав. 12:3 . Нав.13:21 .  и все города на равнине, и все царство Сигона, царя Аморрейского, который царствовал в Есевоне, которого убил Моисей, равно как и вождей Мадиамских: Евия, и Рекема, и Цура, и Хура, и Реву, князей Сигоновых, живших в земле [той]; О князьях Мадиамских, живших в царстве Сигона, упоминается в Чис. 31:8 . Нав.13:24 .  Моисей дал также удел колену Гадову, сынам Гадовым, по племенам их: Нав.13:25 .  пределом их был Иазер и все города Галаадские, и половина земли сынов Аммоновых до Ароера, что пред Раввою, Удел Гадова колена лежал вообще к северу от Рувимова. Названный на первом месте Иазер указывается в месте развалин, носящем названия Сир и Хирбет Cap, к западу от Филадельфии (см. Нав.13:25 ), в 10 римских милях от которого указан Иазер у Евсевия. «Все города Галаадские», т.е. города южной половины Галаада, на юг от реки Иавока ( Втор.3:16 ). «И половина земли сынов Аммоновых до Ароера, что пред Раввою»: разумеется та часть Аммонитской земли, которой владел Сигон и которая после его поражения перешла к израильтянам; той земли аммонитян, которой они владели в то время, запрещено было израильтянам касаться ( Втор.2:19 ). Названный здесь Ароер был отличен от соименного ему города у р. Арнона ( Нав.13:16 ), но положение его не определено; предположительно он указывается к западу от Раввы, бывшей столицы Аммонитян, носившей название Филадельфии и представляющей в настоящее время обширные развалины, называемые Амман, на южном притоке (Нар Амман) верхнего Иавока. Нав.13:26 .  и земли от Есевона до Рамаф-Мицфы и Ветонима и от Маханаима до пределов Давира, Здесь указывается протяжение владений Гадова колена с юга (от Есевона; Нав.13:17 ) на север ( «до Рамаф-Мицфы»).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

— Иди, — Бог предаст в твои руки не только город Рамоф, но и самого ассирийского царя. Но царь иудейский Иосафат, как человек благочестивый и верный Богу, понял, что среди этих пророков нет ни одного истинного, но что все они льстецы и потаковники, поэтому Иосафат сказал Ахаву: — Нет ли здесь хотя одного такого пророка Господня, которого бы мы вопросили и он ответил нам правду? Ахав отвечал: — Есть один муж, который может вопросить Господа и открыть нам истину, — это Михей, сын Иемвлая, но я ненавижу его, так как он всегда предсказывает мне одно только зло. — Не говори так, — возразил Иосафат Ахаву, — но призови, послушай его и не гневайся на его обличения. И тотчас Ахав послал за пророком Михеем, который в то время пришел из пустынных гор в Израиль. Оба же царя сидели во всём своем величии на престолах у ворот Самарии, а лживые пророки прорицали пред ними. Причем глава их Седекия сделал железные рога и, протрубив, сказал Ахаву: — Так говорит Господь: этими рогами ты уничтожишь и истребишь Сирию. Точно так же и остальные лжепророки говорили: — Иди в Рамоф Галаадский и победишь ассирийского царя: Господь предаст его тебе в твои руки. Между тем посол, отправленный к пророку Михею, сказал ему: — Вот все пророки предсказывают царю доброе; прошу тебя, говори и ты то же с ними, чтобы твои слова не расходились с их словами. — Жив Господь! — отвечал пророк Михей, — и что скажет мне Сам Господь Бог мой, то именно я и скажу царю. И вот, придя, святой Михей стал пред израильским царем Ахавом, который спросил его: — Послушай, Михей, — идти ли мне в Рамоф Галаадский на войну или должно удержаться? Пророк, не тотчас отвечая на вопрос царя и желая его привлечь к более усердным вопросам, сказал: — Идите, — будет вам успех, и они преданы будут в руки ваши. Ахав, видя, что пророк говорит не с дерзновением, обратился к нему: — Усиленно заклинаю тебя: скажи мне истину как пред Господом. Тогда святой Михей сказал с дерзновением: — Я видел всех сынов Израиля, рассеянных по горам как овец, у которых нет пастыря.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

Ст. 2. …Пришедши туда, отыщи там Ииуя,... и вылей на голову его елей помазания ... Почему не сам Елисей совершает помазание над царем Израильским? По мнению блаж. Феодорита, «надлежало совершиться сему тайно, чтобы Иорам был умерщвлен, как можно скорее. А, если бы он узнал это прежде, то вступил бы в сражение, и на сражении необходимо было пасть многим с обеих сторон» 581 . Не для того ли, чтобы скрыть все это дело, Елисей и посылает юнейшего из своих учеников, и, по совершении порученного дела, велит ему немедленно бежать назад 582 . Ст. 3. ...И скажи: так говорит Господь: помазую тебя в царя над Израилем... Еще пророк Илия получил от Господа повеление помазать Ииуя на царство Израильское 583 , но это дело он, вероятно, тоже не без воли Божией, поручил своему преемнику Елисею. А это потому, конечно, что еще не наступил предопределенный от Господа день суда над нечестивым домом Ахава. Во дни же Елисея мера долготерпения Божия к сынам Ахава наполнилась. Ст. 4. …И пошел отрок, слуга пророка, в Рамоф Галаадский. И пришел, и вот, сидят военачальники... Из священного повествования видно, что Рамоф Галаадский был в описываемое время и главным местом, и целью военных действий. Еще Ахав хотел отвоевать сей город Израильский у Сирийцев с помощью Иоасафата; но сам погиб на войне 584 . Сын его Иорам, тоже, в союзе с родственным Иудейским царем (Охозией), решился, во что бы то ни стало, привести намерение отца в исполнение; и, хотя тоже получил опасную рану, заставившую его удалиться для излечения своего в столицу (Изреель), но Рамоф, как видно по ходу рассказа, был взят у Сирийцев. При всем том, Сирийцы не хотели отказаться от намерения снова завладеть этим важным пунктом, – и потому нужно было держать там войска ноготове. Ст. 6–7. ...так говорит Господь, Бог Израилев:... ты, Ииуй, истребишь дом Ахава, чтобы Мне отомстить за кровь рабов Моих,... павших от руки Иезавели… Таким образом, главной виновницей гонения на рабов и пророков Божиих при Ахаве провозглашается здесь нечестивая жена его, – как это видно было из предыдущих повествований 585 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Саул первый царь израильский Саул первый царь израильский ( I Цap. IX, 2 ), сын Киса из колена Вениаминова. Отец Саула был человек знатный среди израильтян, и сын его Саул отличался своей красотой и ростом. Не было красивее его среди Израиля – от плеч своих он был выше всего народа. Около этого времени израильтяне, дотоле управляемые самим Богом, пожелали, по примеру окружающих их языческих народов, иметь царя, и Бог указал пророку Саула. Случилось однажды, что у его отца пропало несколько ослиц, и вот Саул взял одного из своих слуг и отправился разыскивать их. Во время пути на третий день они пришли к месту, где жил прозорливец Самуил, и слуга предложил Саулу обратиться к пророку узнать об них. Саул так и сделал и отправился по указанию слуги к пророку. Самуил, получивший свыше откровение о приближении Саула и наставление, как ему действовать, пригласил его в свой дом на пиршество, предложил ему первое место на оном и особенное угощение, а на другой день, провожая его, оставшись с ним наедине, излил на его голову сосуд с елеем, поцеловал его и сказал: вот Господь помазывает тебя в правители наследия Своего. Ты будешь царствовать над народом Господним и спасешь их от руки врагов. Для убеждения Саула в том, что это было дело Божие, Самуил предсказал ему все, что он встретит на своем пути домой; а это были такие события, каких Самуил не мог знать лично, но разве только по откровению Божию ( I Цap. X, 2–6 ). Через несколько дней после того Самуил отправился в Массифу и собрал туда весь народ для избрания царя. Брошен был жребий сначала по коленам, затем по племенам и, наконец, по именам. Жребий пал на Саула, сына Кисова, и народ, увидев его величественный рост, сразу воскликиул: да живет царь! В самом начале своего царствования Саул приобрел полное расположение и преданность всего Израиля своей блестящей победой над Наасом и аммонитским войском при осаде Иависа Галаадского. Немедленно после сего народ собрался в Галгалах и праздновал его восшествие на престол мирными жертвами с весельем и торжеством. После целого ряда воинских подвигов Саул получил повеление Божие наказать амаликитян за оскорбления, причиненные ими Израилю во время путешествия его из Египта, но Саул не исполнил воли Божией: он пощадил царя амаликитского и пригнал от амаликитян множество скота, лучших волов и овец, под предлогом принесения их в жертву Богу. Пр. Самуил сказал при этом царю, что послушание Богу лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов, и объявил ему волю Божию, что он не будет более царем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010