Заглавие Рассматриваемые книги именовались по-разному в зависимости от времени и местной традиции. В Септуагинте (греческом переводе ВЗ) они вместе с двумя следующими книгами объединяются в Первую, Вторую, Третью и Четвертую книги царств. Сходным образом Вульгата (латинский перевод Библии) называет эти книги Первой, Второй, Третьей и Четвертой книгами царей. Современные же западные издания Библии отражают наименование и разделение, принятые в еврейской традиции, и поэтому первые две книги в них называются Первой и Второй книгами Самуила, а вторые две Книгами царей. Та же еврейская традиция вплоть до XV в. объединяла Первую и Вторую книги Самуила в одну. Содержание I. Период до царского правления: Бог правит Своим народом и хранит его (1,1– 7,17) А. Человек Божий: Самуил и Илий в Силоме (1,1 3,21) 1 . Рождение Самуила и благодарственная песнь Анны (1,1 2,10) 2 . Отвержение рода Илиева (2,11–36) 3 . Начало пророческого служения Самуила (3,1–21) Б. Сила Божия: ковчег завета в Филистинии (4,1 7,1) 1 . Ковчег попадает в руки филистимлян (4,1–22) 2 . Филистимляне носят ковчег по своим городам (5,1–12) 3 . Возвращение ковчега в Израиль (6,1 7,1) В. Победа Божия: Самуил против филистимлян в Массифе (7,2–17) II. Начало периода царского правления: народ требует царя (8,1 12,25) А. Самуил выслушивает просьбу, а Бог исполняет ее (8,1–22) Б. Воцарение Саула: он поставлен Самуилом и проявляет себя в битве (9,1 12,25) 1 . Помазание Саула Самуилом (9,1 10,16) 2 . Всенародное избрание Саула по жребию (10,17–21) 3 . Саул спасает Иавис Галаадский от аммонитян (11,1–15) В. Самуил предостерегает народ об опасностях монархического правления (12,1–25) III. Выбор народа: царствование Саула и его отвержение Богом (13,1 15,45) А. Саул против филистимлян: первый случай его непослушания пророку (13,1–14,52) 1 . Ионафан атакует филистимлян, Саул не выдерживает испытания (13,1–23) 2 . Победы Ионафана и неудачи Саула (14,1–52) Б. Саул против амаликитян: отвержение Саула Богом (15,1–35) IV. Выбор Божий: воцарение Давида и падение Саула (16,1 31,13)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Самуил в речи, обращенной к народу в Галгале, напомнив евреям, что их неоднократно Бог спасал от врагов через судей, продолжал: «но увидев, что Наас, царь аммонитский идет против вас, вы сказали мне: нет, царь пусть царствует над нами». Ясно, что ближайшим, наиболее принудительным и острым побуждением к избранию царя было враждебное движение аммонитян. Хотя филистимляне и теснили евреев с запада, но теснили медленно, осторожно, вероятно рассчитывая нанести решительный удар при каком-нибудь особенно благоприятном случае. И, пока евреи считали себя безопасными с востока, захваты филистимлян не могли привести их в отчаяние, потому что восточная часть еврейской земли никогда не была доступна филистимлянам. Евреи, обыкновенно, при нашествиях с запада укрывались сюда, здесь собирались с силами и отбрасывали назад своих западных врагов. Неудивительно поэтому, что при первых враждебных попытках аммонитян, грозивших отнять у евреев последнее убежище независимости, евреи пришли в ужас, и их ничем нельзя было отклонить от мысли об избрании царя. Аммонитяне, со своей стороны, зная стесненное положение евреев на западе, не могли медлить, решились воспользоваться благоприятными обстоятельствами и, таким образом, произошла первая война евреев в царствование Саула – война с аммонитянами. Обстоятельства этой войны как нельзя более благоприятствовали Саулу выдвинуться из среды своих сограждан, в которой он казался до сих пор как бы затерянным, обратить взоры всех на себя и стать на ту высоту, на которой подобает быть главе народа. Наас, царь аммонитский сделал решительный натиск на заиорданских евреев и осадил крепость, Иавис Галаадский. Местные евреи оказались бессильными против него, и осажденным неизбежно было рано или поздно сдаться. Но когда они дали знать Наасу, что они согласны ему покориться, то Наас, в упоении своего могущества, предъявил им варварское условие: выколоть правый глаз у всех побежденных. И. Флавий, не желая, по-видимому, предполагать в этом совершенно бесцельную жестокость, думает, что лишая евреев правого глаза, Наас хотел сделать их неспособными к войне, так как, при употреблении щита (который был необходимой принадлежностью древних воинов) только правым глазом можно было удобно смотреть вперед, а левый, обыкновенно, загораживался щитом 60 .

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Аммонитяне были вообще известны своими возмутительными жестокостями и необузданным хищничеством. Пророк Амос, нисколько столетий спустя, свидетельствовал об их жестоком характере. «За три преступления сынов Аммоновых», говорит он, «и за четыре не пощажу их, потому что они рассекали беременных в Галааде, чтобы расширить пределы свои» (1, 13). Царем аммонитян в это время был Наас, вероятно, отец царя того же имени, о котором мы услышим позднее во времена Давида. Теперь он обратил свое оружие против галаадитян и напал на их главный город Иавис Галаадский, считая этот момент благоприятным для отмщения за древнее поражение, так как судия Самуил был отягчен летами и, насколько ему было известно, никто еще не заступил его места. Иавис, город, принадлежавший тогда полуколену Манассиину, стоит на окраине вади Эл-Иабис, ложбины, извивающейся у горы Галаада, верстах в десяти к югу от Пеллы. Местоположение его отмечается несколькими развалинами, известными под названием Эд-Деир, то есть «монастырь», – обычное название, часто даваемое арабами развалинам, о которых у них не сохранилось традиционного объяснения. Он был опустошен и разрушен несколько лет пред тем за то, что не присоединился к другим коленам во время известной междоусобной войны против вениамитян ( Суд. 21:8 и след.), но к этому времени уже успел оправиться и опять сделался важным городом. Он занимал сильное положение и не мог быть взят внезапным приступом, но жители не имели надежды с успехом противиться нападающим в течение продолжительного периода; они не имели упования на Бога и желали только добиться возможно лучших условий, чтобы сдаться на них неприятелям. Их отчужденное положение и недостаток единства в народе делали их неспособными к дружному движению на самозащиту, и маленький аммонитский деспот мог всячески угнетать их и издеваться над ними. Его притязания на эту страну, – притязания, которое уже заявлялось его предшественниками ( Суд. 11:13 ), они не имели мужества оспаривать. И вот, они выслали из своего города депутацию, которая упросила Нааса принять условия, на которых город соглашался служить ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

14: 13–14). Вернувшись домой, Саул никому ничего не сказал о помазании. Тогда Самуил собирает израильтян в Массифу и устраивает формальную процедуру избрания через жребий. Жребий сначала указывает на колено Вениаминово, потом на соответствующее племя, на дом Кисов, и, наконец, был назван Саул. В момент избрания Саул ведет себя довольно скромно, пытаясь спрятаться среди повозок. Самуил его представляет как царя: «И изложил Самуил народу права царства, и написал в книгу, и положил пред Господом» (1 Цар. 10: 25). Но не все на тот момент его принимают, некоторые говорят: « Ему ли спасать нас? И презрели его и не поднесли ему даров» (1 Цар. 10: 27). Саул избирается по воле Божией. Дважды говорится о том, что Господь ниспосылал на него Духа. Первый раз, когда он только шел от Самуила и встретил пророков и сам вместе с ними пророчествовал. Затем, когда он отправился на сражение с аммонитянами, которые осадили Иавис Галаадский, сошел Дух Божий на Саула, и он вышел на сражение (1 Цар. 11: 6). Саул избирается и получает особые дары от Бога на свое служение. Теократия вполне возможна для израильтян и в таком виде, когда над ними стоит царь, но царь не обожествляющий себя, не пытающийся присвоить себе всю власть над народом, но понимающий себя как помазанника и служителя Божия, который поставлен для этого народа. Неслучайно царь пребывает в послушании у пророка, открывающего ему волю Божию, что достаточно нехарактерно для востока. Там скорее самому царю свойственно быть верховным жрецом и самому общаться с божеством, передавать эту волю божества и собственную волю своим подданным. А здесь эти два служения – царское и пророческое – параллельны, и оба избранника являются помазанниками Божьими, поставленными на служение. 13.2. Победы и отступление Саула Первым деянием Саула было освобождение города Иависа Галаадского от осадивших его аммонитян (1 Цар. 11). Отметим, что, когда пришли послы из Иависа с просьбой о помощи, Саул « пришел… позади волов с поля» (1 Цар. 11: 5), то есть жизнь царя не сильно пока изменилась.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

LXX: Так говорил Господь: за три беззакония Идумеи и за четыре ???? от них, потому что они пресл????, мечом, оскорбляли утробу на ???? ство ужас свой и постоянн????, чтобы расширить пределы свои. И запалю огонь на стенах Раввы, и пожрет основания среди крика в день брани, и содрогнется в день кончины своей. И пойдут цари в плен, — жрецы из и князья их князья их вместе с ним, говорит Господь    Слово Божие обличает сынов Аммоновых, происшедших из потомства Лота и живших в той части Аравии, где теперь Филадельфия, за то, что при иудейском царе Сауле Паас Аммонитянин, царь их, опустошил Иавис Галаадский и рассек беременных в нем, чтобы расширить пределы свои и всю Галаадитиду подчинить своей власти (1 Цар, гл. 11). Поэтому Он угрожает предать огню стены Раввы, бывшей главным городом аммонитян, чтобы были пожраны здания ее при шуме и крике победоносного войска, в день потрясения и вихря, когда победитель, Навуходоносор, уведет пленников ее, когда идола их, который называется «Мелхом (Melchom)», то есть «царь их», унесут в Ассирию, и когда вместе с ним отведут князей ее, то есть жрецов. В еврейском нет слова «жрецы», но только «князья.» Таким образом LXX прибавили слово «жрецы», чтобы желающий знать, кто эти князья, знал, что это были жрецы. Но между жестокостью Дамаска и сынов Аммоновых то различие, что первый растерзывал Галаад железными телегами или беременных Галаада железными пилами, а последние рассекали беременных в Галааде для расширения пределов своих. Под дамаскинцами, пьющими кровь, разумеются еретики, которые не только отторгли народ Божий от церкви, но также сокрушали и раздробляли его железными зубами, о которых написано: «снедающии люди Моя в снедь хлеба» (Псал. 52:5). Под сынами Аммона, который означает «народ печали» или «народ мой», мы понимаем раскольников, которые отделяют обольщенных ими людей от церкви Божией и которыми отторгаются и разделяются неопытные души, недавно принявшие слово Христово. Однако они не делают это с тою жестокостию, с какою еретики убивают всех обольщенных, но, оставаясь в том же правиле веры, они желают расширить пределы свои и приобрести славу в потомстве.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Спаситель сказал, что нам предлежит тесный путь, которым входят в живот вечный 215 . Припомним же, что в теснинах пути сего гнездятся целые полчища страшных разбойников, т. е. духов злобы поднебесных. Они-то стерегут тут прохожих, и уловляют в добычу себе. Антоний великий видел, с какою они злобою души человеческие, хотящие внити в небо, аки мухи побивают, и низвергают во ад. Но сии разбойники голому от грехов не страшны: они сами таких нагишов боятся и убегают. А навьюченных грехами велблюдов наипаче назирают, и сия добыча самая корыстная для них. И овцы своя глашает по имени 216 . Слово сие Спаситель относит к нам, Пастырям овец словесных. Знаем ли мы, братия-Пастыри, по имени овец нам порученных? Знаем конечно, хотя и не всех. Но по каким приметам одних знаем, других и знать не хотим? Ответ на сие весьма удобен. Знаем овечек жирных, молоко дающих и волну, т. е. знаем прихожан тех, кои богато живут, и от имения своего Пастырю уделяют; а бедных, от которых ни волны, ни молока, и знать не нуждаемся. Да и у первых знаем только достатки их, промыслы, сколько у них хлеба, скота, пчел; а богаты ли они в Бога, возмогают ли о Господе и в державе крепости Его, не болезнуют ли каким-либо грехом, и не требуют ли врачевания, о том совсем не заботимся. Белорусская Церковь наша, чрез долгое время, находилась в тесном обстоянии, как древле Иавис, град Галаадский, от Амонитян 217 . И от нас супостаты наши домогались десного ока Благочестия, дражайшего паче обоих очей. Но благодарение Богу! Сниде Дух Господень на державную Помазанницу нашу, яко тогда на Саула: от обстояния свободила нас Она, и око десное наше в целости нам сохранила. Что еще? С самого начала царствования Своего, укрепляясь ревностию Божиею, Она положила истребить в Отечестве нашем идолослужение. Какое это идолослужение, вопросишь? Лихоимство, ответствую, которое Апостол прямо и ясно называет идолослужением 218 . Страшен в руках диавола меч. Какой это меч? Грех наш. Сим-то мечем он уязвляет нас, как змий жалом. Божественный Давид наш победил сего адского Голиафа, и исторг у него из рук меч оный: но мы новыми грехами новые мечи сами в руки ему подаем, и дружимся с врагом нашим, столь лютым и коварным.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

10:17. Массифа. Такое название (приблизительно означающее «застава», «крепость») носило несколько городов, но здесь идет речь о самом известном из них, расположенном на территории Вениамина. Обычно этот город отождествляют с современным Tell en-Nasbeh, в 6 милях к северу от Иерусалима. Массифа того времени представляла собой овальное пространство площадью 8 акров, окруженное стенами толщиной около 3 футов. Крепость охраняла основную дорогу с севера на юг между горами Иуды и Ефрема. 10:20,21. Процедура избрания царя. Из документов Месопотамии известно, что гадание использовалось для утверждения назначенного царя, а не для его выдвижения. В Израиле гадание считалось неприемлемым. Использованная здесь процедура больше напоминает обращение к оракулу, описанное в Нав. 7 (см. коммент. к Нав. 7:14–18 ). 10:25. «Права царства». По-видимому, этот документ представлял собой нечто вроде устава. Возможно, в нем уточнялись принципы подчинения народа царю и подчинения царя Господу. В Египте церемония коронации включала официальное утверждение фараона, которое от имени всех богов провозглашал бог Тот. Фактически, в этой главе о венчании Саула ничего не сказано; мы узнаем лишь то, что он избран (см. коммент. к 11:15). 10:26. Гива. Родной город Саула, Гиву, долгое время отождествляли с Tell el-Ful, в 3 милях к северу от Иерусалима. Однако, несмотря на обнаруженную здесь небольшую крепость, которую археологи окрестили «дворцом Саула», эта идентификация казалась многим исследователям неубедительной. Археологические, текстологические и топографические данные подтверждают гипотезу, что Гива и Гивеаф – это одно и то же место, которое следует отождествлять с Jaba на южном берегу вади Swenit, в 6 милях к северу от Иерусалима. 11:1–11 Саул поражает аммонитян 11:1. Иавис Галаадский. Город в Трансиордании на берегу реки Иавис, притоке Иордана, протекающем в северной части Галаадских гор. Иавис Галаадский предлагали локализовать во многих местах этого региона, но ни одно из них не удовлетворяет всем требованиям. Наиболее вероятным претендентом является Tell Maklub на северном берегу реки Иавис. Найденные материалы убедительно доказывают, что здесь находилось поселение железного века I (1200–1000 гг. до н. э.). Из библейского повествования явствует, что в период судей этот город был связан с Израилем договором (гл. 21; ср.: 2Цар. 2:4–7 ). В состав Израиля Иавис Галаадский вошел только после смерти Саула. Ср.: 11:9,10.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

21:5,10. Смерть за неучастие в войне. Колена Израилевы дали клятву о взаимной выручке. Все, кто не принял участия в войне, считались пособниками врага и потому заслуживали такой же участи. По этой причине Иавис Галаадский подлежал наказанию, а оставленные в живых девицы этого города были отданы уцелевшим вениамитянам. Принятие подобной клятвы можно сравнить с поступком Саула в 1Цар. 11:7 , где он призывает израильтян объединиться, чтобы спасти Иавис Галаадский от аммонитян. Он угрожает уничтожить волов всех тех, кто не последует за ним на войну. По всей вероятности, такая участь ожидала не только скот, но и людей. Яркий пример подобной угрозы встречается в одном тексте из Мари: голову преступника выставляли на шесте в назидание уклоняющимся от исполнения воинского долга. 21:16. Старейшины. В отсутствие царя или иного авторитетного лидера колена Израилевы подчинялись совету старейшин. Старейшины отправляли правосудие ( Втор. 19:12; 21:2–6; 22:15 ) и выступали в качестве представителей народа на всенародных собраниях ( Нав. 8:10 ; 1Цар. 4:3 ). 21:19. География. Праздник в Силоме (Khirbet Seilun), вероятно, проходил по паломническому маршруту между Вефилем на юге и Сихемом (Tell Balatah, в 30 милях к северу от Иерусалима) на севере. Левона находилась к северу от Силома (возможно, El-Lubban или Lubban Sherqujeh). Все эти сообщаемые старейшинами подробности показывают, что никто из них не принимал участия в этом хананейском празднике. 21:21–23. Девицы Силомские. Тема похищения невест встречается в древнейших греческих и римских преданиях, вероятно, отражая тот факт, что в Древнем мире это было довольно распространенным явлением. Скорее всего, праздник, о котором здесь идет речь, был хананейским праздником урожая. 21:25. Не было царя. Эта глава заканчивается уже встречавшейся выше сентенцией, объясняющей анархию периода судей отсутствием царя (см. коммент. к Суд. 17:6 ). Рассказы о времени, переполненном жестокостью и насилием, стали весомым доводом в пользу введения царского правления. В те дни, когда каждый делал то, что ему казалось справедливым, завет был забыт и никакой закон не был застрахован от нарушения. Поэтому единственное, что давало надежду на мир и справедливость, было возобновление завета и установление сильной власти. Книга Руфь

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Одною из причин, заставивших Израиля просить себе царя, полагается нашествие царя аммонитского на землю израильскую ( 1Цар.12:12 ). Вскоре по воцарении Саула (по LXX спустя около месяца) царь аммонитский уже осаждает Иавис Галаадский. Город этот лежал не на границе с аммонитянами, а, напротив, ближе к западной границе заиорданской страны. 206 Чтобы осадить его, Наас должен был углубиться значительно внутрь страны. Отчаянная готовность жителей Иависа подчиниться позорному условию с одной стороны и гордая самоуверенность царя аммонитского, спокойно дозволившего осаждённым в течение семи дней искать себе помощи, где только хотят, с другой показывают, кажется, ясно, что ни та, ни другая сторона не ожидает помощи, по крайней мере, от ближайших соседей – заиорданских жителей, – что, следовательно, господство аммонитян в это время здесь было прочно. В этом последнем предположении нас подтверждает и Иосиф Флавий. По нему прежде, чем напасть на Иавис Галаадский, аммонитский царь причинил много зла потусторонним израильтянам и подчинил себе многие их города. 207 После этого нам кажется не совсем верным взгляд Хвольсона, когда он, выставляя на вид «благодать монархического образа правления», говорит, что аммонитский царь обидел жителей одного только города наглым, позорным для них, требованием и тем едва не навлек на себя полного уничтожения со стороны предводимых царем израильтян. 208 Саул разбивает аммонитского царя при Иависе, освобождает этот город и, конечно, другие. Но полного спокойствия со стороны врагов он не дает еще теперь этой стране; и после он должен еще вести войны и с Моавом, и Аммоном, и с Едомом и с царями Совы... и, следовательно, только позднее освобождает заиорданского Израиля от руки его грабителей ( 1Цар.14:47–48 ). Но уже и после той первой победы над аммонитянами положение заиорданских колен становится более спокойным и безопасным. Некоторые изранльтяне по сю сторону Иордана, во время войны с филистимлянами, наступившей после аммонитской, опасаясь врагов, ищут безопасности за Иорданом, в стране Гадовой и Галаадской (13:7).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

20:48. Полное уничтожение городов вениамитян. Несмотря на то что слово «заклятие» (herem) здесь не упоминается, акция, предпринятая против городов вениамитян, несомненно, была священной войной, требующей полного уничтожения людей, животных и имущества в качестве жертвоприношения Богу (см.: Нав. 6:17–21 о заклятии Иерихона и 1Цар. 15:2,3 о заклятии амаликитян). Этим объясняется, почему после опустошения уцелело только 600 вениамитян, укрывшихся в скале Риммон. Подобные чрезвычайные методы ведения войны применялись лишь изредка, поскольку не приносили завоевателям добычи и пленников. 21:1. Клятва. Это уже второй пример неразумной клятвы в Книге Судей (см. обет Иеффая в 11:30,31). В своем стремлении отомстить вениамитянам остальные колена повели войну, направленную на их полное уничтожение, и предрешили судьбу тех, кто остался в живых, клятвой не отдавать за них своих дочерей (о важности исполнения обета см. в Чис. 30:2–15 ). Возможно, это было защитной мерой на случай возникновения конфликтов с вениамитянами в будущем. Во всяком случае, население городов Вениамина было полностью истреблено, поэтому шестьсот оставшихся в живых воинов остались без жен или женщин, на которых могли бы жениться. Поскольку израильтяне не могли нарушить клятву, не вызвав гнев Божий, вениамитяне были вынуждены искать невест на стороне. 21:4. Устроили жертвенник. Если в этом эпизоде Вефиль был только местом собрания, а не постоянным культовым центром, в котором хранился ковчег, то устройство нового жертвенника Яхве для нужд израильтян было вполне закономерно (см. установления о сооружении жертвенников в Исх. 20:24–26 ). Вероятно, новый жертвенник был построен на открытом пространстве или на возвышенности, чтобы вокруг могли разместиться все собравшиеся здесь израильтяне (см. новый жертвенник Гедеона в Суд. 6:26 ). 21:4. Жертвоприношения. Израильтяне соорудили жертвенник и принесли мирные жертвы, чтобы очиститься и стать достойными внимания Бога (см.: Исх. 20:24 ). Необходимость в этом возникла потому, что неразумная клятва поставила их в трудное положение. Они виновны в почти полном истреблении колена Вениамина. Теперь они раскаиваются в этом поступке и спрашивают Яхве, как спасти Вениамина от вымирания. Построив жертвенник и принеся жертвы, израильтяне поступили правильно (как и в Суд. 20:26 ) и получили ответ от Бога. 21:8–12. Иавис Галаадский. По всей вероятности, – Tell Maklub на реке Иавис, в северной части Галаадских гор, к востоку от Иордана. Это был стратегически важный пункт, господствовавший над дорогой, проходившей по вади к югу от города, что позволяло жителям Иависа контролировать торговлю в этом регионе (см.: 1Цар. 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001   002     003    004    005    006    007