2:5–7. Обеспечение поддержки. Вероятно, господство филистимлян еще не распространилось на расположенный в Трансиордании Иавис Галаадский. Благодаря тому, что когда-то Саул спас Иавис, жители этого города были его самыми верными сторонниками ( 1Цар. 11 ). Если бы старейшин города, сочувствующего Саулу, удалось убедить признать Давида, они могли бы послужить примером для остальных городов Трансиордании и, возможно, других северных регионов. Давид внушает им, что, обеспечив Саулу надлежащее погребение, они возвратили свой долг; но теперь Саул мертв, и никаких обязательств перед ним или его родом у них нет. Давид готов защищать их не хуже, чем Саул. 2:8–3:5 Конфликт между домами Давида и Саула 2:8. Маханаим. Помимо того, что этот город был административным центром сына Саула, здесь расположился штаб Давида, когда ему пришлось спасаться бегством от Авессалома (17:27). Маханаим упоминается среди городов, разрушенных во время вторжения фараона Сусакима в царствование сына Соломона. Несмотря на очевидность того факта, что Маханаим находился в ТрансИордании, его местоположение точно неизвестно. Наиболее вероятным вариантом идентификации является Tell edh-Dhahab el-Gharbi на северном берегу реки Иавок. Раскопки здесь не проводились, но исследование поверхности подтверждает наличие поселения этого периода. 2:9. Господство дома Саула. Авенир был начальником войска и двоюродным братом Саула. Вместо того чтобы взойти на престол самому, он воцарил одного из уцелевших сыновей Саула, Иевосфея. Очевидно, он пользовался поддержкой некоторых северных колен. Несмотря на то что царем был Иевосфей, возникает впечатление, что фактически власть принадлежала Авениру. Покровительство, оказываемое сильной личностью слабому и безвольному наследнику, было не так уж необычно. В Египте в конце 18-й династии Эйе (военный министр и, возможно, родственник Эхнатона) был главным покровителем и советником юного Тутанхамона, зятя Эхнатона. 2:12. Гаваон. Город Гаваон обычно идентифицируют как el-Jib, расположенный в 6 милях к северо-западу от Иерусалима и в 7 милях к юго-западу от Гая. Раскопки обнаружили здесь двойную систему водоснабжения, построенную в начале периода судей. Для создания более ранней из двух систем потребовалось вырубить в известняке шахту глубиной около 35 футов (в которую можно было спуститься по спиральной лестнице), благодаря чему жители города получили доступ к водам подземного источника. Вторая, более поздняя система, обеспечивала доступ к другому источнику с помощью тоннеля. Водная система является веским доказательством того, что это место действительно Гаваон, поскольку достопримечательностью этого города был знаменитый Гаваонский пруд. Кроме того, правильность идентификации подтверждается найденными здесь ручками кувшинов, на которых написано «Гаваон» (хотя следует заметить, что здесь найдены ручки кувшинов с названиями и других городов, но это легко объясняется специализацией Гаваона на виноделии).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

31:10–12. Беф-Сан. В этот период Беф-Сан (Tell el-Husn) либо подчинялся филистимлянам, либо находился с ними в союзе. Город, занимавший господствующее положение на высоком холме в Изреельской долине, был не случайно выбран филистимлянами для выставления обезглавленного тела Саула. Курган площадью 10 акров на месте древнего Беф-Сана находится в восточной части Изреельской долины и контролирует важный торговый путь, ведущий в долину Иордана. В начале периода царств Беф-Сан сохранял статус независимого филистимского анклава, но при Соломоне вошел в состав одного из административных округов Израиля ( 3Цар. 4:12 ). Позднее на этом месте вырос римско-византийский город (Скифополь). Археологические исследования показывают, что участок был непрерывно заселен со времен халколита (4500–3300 гг. до н. э.). Выгодное стратегическое положение, пахотные земли и доступ к воде (вади Jalud) позволяют предположить, что жители этого края благоденствовали и в период египетского владычества (начиная с Тутмоса III в XV в. до н. э.), и после вторжения «народов моря», и при израильтянах. Археологи обнаружили относящиеся к этому периоду остатки двух храмов, один из которых отождествляют с упоминаемым здесь капищем Астарты, а другой – с храмом Дагона (см.: 1Пар. 10:10 ). 31:11,12. Иавис Галаадский. О связи Саула с этим городом в Трансиордании см. коммент. к гл. 11. Поступок жителей Иависа, забравших тело Саула из Беф-Сана и предавших его погребению, отражает их признательность Саулу за спасение их города от аммонитян. 31:12. Путь из Иависа Галаадского в Беф-Сан. Хотя местоположение Иависа точно неизвестно, возможно, он находился близ вади Иавис в северной части Галаадских гор. По всей вероятности, это Tell Maqlub, в 13 милях от Беф-Сана. 31:12. Кремация. Предписание о кремации как погребальном обряде в Библии нигде не встречается (см.: Лев. 20и Нав. 7о сожжении как форме смертной казни). Возможно, эта чрезвычайная мера была обусловлена тем, что процесс разложения зашел слишком далеко и бальзамирование уже не имело смысла. Оказание последних почестей Саулу можно сравнить с сожжением тел героев в «Илиаде». На древнем Ближнем Востоке кремацию практиковали только хурриты Митанни и хетты (середина 2-го тыс. до н.э.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

10 он скрывается в обозе. Из всего уже сказанного о Сауле уместнее полагать, что такое поведение свидетельствовало скорее о его робости, а не о смиренности. 10 права царства. Поставив через пророка Самуила царя над Израилем, Бог, тем не менее, остается его Великим Царем. Для того, чтобы царствование земного царя было благополучным, и царь, и народ должны неизменно считаться с данными им свыше правами царства ( Втор. 17,18–20 ; 4Цар. 11,12 ). написал в книгу, и положил пред Господом. Ср. Втор. 31,26 ; Нав. 24,26 . 10 ему ли спасать нас? Задававшие этот вопрос названы «негодными людьми» вполне заслуженно, поскольку они ставили под вопрос выбор, сделанный Богом. Но в то же время их сомнение не может считаться безосновательным, ибо Саул к описываемому моменту еще не совершил ничего, что бы возвысило его над остальными. В отличие от Саула, Давид перед восшествием на престол имел на своем счету целый ряд доблестных деяний. Глава 11 11 Наас Аммонитянин. Аммонитяне были семитским народом (согласно Быт. 19,38 и Втор. 2,19 они принадлежали к числу потомков Лота), населявшим земли к востоку от Иордана и к югу от реки Иавок. Временами аммонитяне бывали дружественно настроены по отношению к Израилю ( 2Цар. 10,2 ), однако часто территориальные притязания этого народа становились причиной военных конфликтов на восточных границах Израиля ( Суд. 3,13; 11,4 ). Иавис Галаадский. Город, принадлежащий, по всей вероятности, колену Гадову. 11 с тем, чтобы выколоть у каждого из вас правый глаз. Сам Наас утверждает, что он хочет поступить таким образом, дабы «положить бесчестие на всего Израиля». Но в то же время, как отмечает Иосиф Флавий («Иудейские древности», 6.5.1), потеря правого глаза сделала бы жителей Иависа Галаадского небоеспособными. 11 мы выйдем к тебе. Старейшины Иависа явно хотели, чтобы Наас понял эти их слова в том смысле, что через семь дней они будут готовы сдаться ему. Однако соответствующее древнееврейское выражение могло также иметь и иное значение, а именно «выйдем на битву» (напр., 1Цар. 8,20; 18,30 ; 2Цар. 18,2–4 ). В ст. 10 оно употребляется старейшинами уже с очевидной иронией, поскольку в то время как Наас все еще ожидает, что жители «выйдут к нему» для сдачи, те, зная о приближающейся подмоге, намерены в нужный момент выйти из стен города и дать аммонитянам сражение.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

11 пришел Саул позади волов с поля. До сих пор Саул не сделал ничего, что могло бы развеять сомнения «негодных людей», говоривших: «ему ли спасать нас?» (10,27). 11 сошел Дух Божий на Саула. Воздействие Духа Божиего на Самсона передано сходным выражением (см. ком. к 10,6); но только в данном случае (как и в 10,10) в древнееврейском тексте стоит не слово Бог, а Имя Божие, в переводах передаваемое обыкновенно как Господь. 11 в Везеке. Везек располагался западнее реки Иордан, на той же широте, что и Иавис Галаадский. сынов Израилевых... мужей Иудиных. Еще до разделения Израиля на два царства (3 Цар., гл. 12) между южными и северными племенами отмечались некоторые различия (17,52; 18,16; ; Нав. 11,21 ). 11 выйдем к вам. См. ком. к ст. 3. .11,11 три отряда. См. 13,17; Суд. 7,16; 9,43 ; 2Цар. 18,2 . во время утренней стражи. Израильтяне использовали эффект неожиданности, атаковав аммонитян приблизительно между двумя часами ночи и шестью часами утра. 11 дайте этих людей. В число этих людей могли входить и «негодные люди», выражавшие ранее сомнения в достоинствах Саула (10,27). 11 Господь свершил пасение в Израиле. Эти слова делают честь Саулу, но, в то же время, он произносит их в ответ на вопрос, обращенный не к нему, а к Самуилу (ст. 12), и превышает, таким образом, границы своих полномочий. Некоторые комментаторы полагают также, что прощение, дарованное Саулом пленникам, свидетельствует прежде всего о его пренебрежении священным законом. 11 пойдем в Галгал, и обновим там царство. С одной стороны, обновлено (т.е. «возобновлено») должно быть восхождение Саула на престол (см. ком. к ст. 15), с другой же, возобновлению подлежит правление над Израилем Господа (гл. 12), которому отныне предстоит осуществляться через новую структуру земной власти (см. ком. к 8,22 и 10,1). в Галгал. См. ком. к 13,4. 11 поставили... Саула царем. В древнем Израиле процесс восхождения того или иного лица к власти должен был, как правило, развиваться по следующей трехчастной схеме: 1) избрание его Господом (о чем становилось известно либо через личное откровение избранному, либо, как в случае Саула, через посредство пророка); 2) свершение избранным великих деяний, призванных, во-первых, продемонстрировать его личную незаурядность и, во-вторых, показать, что Бог в нужный момент придает Своему избраннику необходимые силы; 3) подтверждение народом полномочий этого избранника, уже успевшего зарекомендовать себя в качестве лидера.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

1 Левит с горы Ефремовой пошел в Вифлеем за своей наложницей; 10 на обратном пути единоплеменник в Гиве Вениаминовой принял их на ночлег; 22 развратные жители города издевались до смерти над наложницей; 27 левит разрезал её тело на части и послал всем коленам. 1 Весь Израиль собрался в Массифу для совещания; выслушали левита; 12 требование Вениамитянам о наказании виновных жителей Гивы отвергнуто; 15 обе стороны готовятся к сражению; Израиль два раза поражен Вениамитянами; 26 на третий день с помощью хитрости Израиль овладевает Гивою и сжигает её; 47 шестьсот Вениамитян скрылись в горы Риммон, Израильтяне сожгли их города. 1 Израиль сожалеет о потере Вениамитян и клянётся не выдавать за них своих дочерей; 8 Израильтяне поражают Иавис Галаадский за то, что он не пришел в Массифу, и убивают в нём всех, кроме четырехсот девиц; 13 девицы отданы спасшимся Вениамитянам, кроме двухсот; 19 им предложено похитить себе девиц в жены из хоровода в Силоме. Книга Руфи История благочестивой моавитянки по имени Руфь, которую взял в жёны израильтянин из колена Иудина. По его смерти Руфь пожелала остаться с избранным народом и служить Богу Израиля. Господь дал ей милость — благочестивый иудей Вооз сохранил её от голода, дав зерно со своего поля, а позже взял её в жёны. От Руфи происходит великий царь Давид, праотец Христа. Всего в книге 4 главы. 1 Елимелех со своею семьею уходит от голода из Вифлеема в землю Моава; 3 он и два его сына умирают там, оставив после себя жену Ноеминь с двумя её снохами Моавитянками; 6 Ноеминь разрешила им вернуться на родину; 14 но Руфь решила идти с нею в Вифлеем; 19 пришли в Вифлеем в начале жатвы. 1 Руфь подбирала колосья на поле Вооза, родственника её мужа; 5 он расспросил о ней и предложил и дальше собирать на его поле; 14 она вернулась к Ноемини и получила от неё указания, что делать дальше. 1 Наученная Ноеминью, Руфь спит у ног Вооза, 8 который обещает исполнить обязанность родственника. 1 Вооз излагает свое намерение пред старейшинами Вифлеема и после отказа более близкого родственника покупает поле Ноемини; 13 Руфь становится его женою и матерью Овида.

http://azbyka.ru/kratkoe-soderzhanie-bib...

Господь предаст Израиля с тобою в руки Филистимлян; и не дальше, как завтра, ты и сыновья твои будете со мною». Эти слова так сильно поразили Саула, что он не устоял; он весь расслабел тем более, что ни в предшествовавший день, ни в эту ночь ничего не ел; он рухнулся на пол. Женщина вбежала: и, видя, что Саул в ужасном положении, начала говорить ему: «вот, я, раба твоя, подвергала жизнь свою опасности, но послушалась тебя; теперь послушайся и ты рабы твоей. Я положу пред тобою кусок хлеба: поешь и укрепишься на дорогу». Он сначала отказался, но, по неотступным просьбам женщины и слуг своих, встал и сел. Женщина заколола тельца, которого она откармливала у себя в дому, и испекла опресноки; все это принесла и предложила Саулу и слугам его. Они подкрепили себя это пищею, и отправились обратно в ту же ночь. На другой день произошло сражение на горах Гелвуйских. Филистимляне обратили в бегство Израильтян, и, преследуя, поражали их. Три сына Сауловы, в том числе и Ионафан, пали. Стрельцы филистимские настигли самого Саула. Видя угрожающую себе опасность, он сказал своему оруженосцу: «вынь свой меч и пронзи меня; я боюсь, что эти необрезанные придут и надругаются надо мною». Оруженосец не хотел этого сделать,– ему стало страшно. Тогда Саул уставил против себя свой меч, и бросился на него. Оруженосец его сделал с собою то же. Наутро, Филистимляне, когда стали обнажать мертвых, отыскали труп Саула и трупы сыновей его. Они отрубили голову Саула, и сняли с него вооружение и пронесли по вссй стране своей; голову воткнули в капище Дагона, вооружение положили в капище Астарты, а труп Саула, вместе с трупами сыновей его, вывесили на стенах Вефсана. Узнавши об этом, некогда облагодетельствованные им жители Иависа Галаадского ночью перешли через Иордан, сняли со стены Вефсана трупы Саула и сыновей его, и, возвратившись в Иавис, сожгли их; похоронили остатки их близ своего города под дубом, и постились семь дней. 2Цар. 1:1–16 Прошло два дня с тех пор, как Давид возвратился в Секелаг после поражения Амаликитян: на третий день является пред ним молодой человек в раздранных одеждах и с перстию на голове, и бросается к ногам его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Когда Саул ушел от святого Самуила, то всё произошло на пути так, как сказал ему пророк. После сего святой Самуил повелел всему народу собраться к Господу в город Массифу, сам пришел туда и сказал израильтянам: — Так говорит Господь Бог Израилев: Я вывел отцов ваших из земли египетской и избавил вас от руки фараона и от всех царей, угнетавших вас, а вы теперь отвергли Бога вашего, Который спасает вас от всяких бедствий, и потребовали царя, чтобы он был поставлен над вами. Итак, пусть будет по желанию вашему. Сказавши это, Самуил поставил пред Господом все племена израильские по коленам их и стал бросать жребий, из какого племени избирать царя; жребий пал на племя Вениаминово. Потом опять стали бросать жребий на известных в этом племени мужей, и жребий пал на Саула, сына Кисова. Начали искать среди себя Саула и не находили, потому что он скрылся в одном доме, считая себя недостойным такой высокой чести и избегая ее, но Господь открыл его. Тогда некоторые из народа вместе с Самуилом пошли и взяли его оттуда и поставили среди народного собрания. Он ростом был выше всего народа. И сказал Самуил всему народу: — Видите ли, кого избрал Господь. Подобного ему нет ни одного среди вас. Весь народ обрадовался и воскликнул: — Да живет царь! И изложил Самуил народу законы касательно царя, написал эти законы в книгу и положил пред Господом. Однако тогда не вполне утвердилась еще царская власть Саула, так как были недовольные и несогласные. Самуил отпустил народ, и каждый пошел к себе домой. Пошел также в свой дом в город Гаваа (Гиву) и Саул и с ним пошли храбрые, сердца которых Господь расположил к Саулу, а противники его сказали: — Разве может сей избавить нас от руки врагов наших? И презрели они его и не поднесли ему даров, но Саул показал вид, что не слышит пренебрежительных слов их (1 Цар.9–10). Прошло около одного месяца после этого, и Аммонитский царь Наас с громадным войском пришел к городу в уделе Манассиином, называемому Иавис Галаадский, и осадил его со всех сторон. Осажденные жители города, видя большое войско Нааса, сказали ему:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Колено Вениаминово, упорно защищавшееся, было, наконец, истреблено со всеми своими женами и детьми. Только шесть сот его сынов, ускользнув от всеобщей резни, убежали в пустыню. Пережив свое колено, они, впрочем, не могли продолжить его во Израиле, потому что в Массифе Евреи поклялись: «Никто из нас не отдаст дочери своей сынам Вениамина в замужество» 212 . Не без боли Израильский народ смотрел на поражение одного из своих колен. Когда он увидел почти окончательное его падение, в нем исчез грозный судия, в нем осталась только сердобольная мать. Народ зарыдал. Теперь Евреи пожелали оживить то колено, которое они хотели исключить из своего семейства. Но их клятва мешала им выдавать своих дочерей за Вениаминитов, спасшихся от их мщения. Они вспомнили, что один из городов, Иавис Галаадский, не помогал им в наказании непокорного колена. Напав на этот город, истребив его жителей, они пощадили девиц. В них Евреи нашли жен для оставшихся Вениаминитов. Отечество, принимая в свое недро своих отверженных членов, предложило им жен, которых оно завоевало собственно для них. Но в Иависе нашлось только четыреста девиц, а Вениаминитов от истребления осталось шестьсот. Ужели же двумстам остаться без подруг? Евреи посоветовали им украсть тех жен, которых они не могли им дать по доброй воле. Приближалось время праздника при центральном святилище в Силоме. Во время этого праздника между виноградниками поблизости Силома собирались девицы для хороводов. Вениаминиты должны были скрыться на это время в виноградниках и ждать удобной минуты, чтобы каждому украсть недостающую ему жену. И когда отцы и братья принесут собранию Израильтян жалобу на такое похищение, собрание им объявит: «Простите нас за них: ибо мы не взяли для каждого из них жены на войне, и вы не дали им; теперь вы виновны» 213 . Вениаминиты последовали совету их братий. Успех увенчал их предприятие. Но внезапное проявление энергии Израиля по делу колена Вениаминова было делом минуты. Уже в самой уступке в пользу того же колена, сделанной с жестокостями, был прямой признак расслабления Израильского народа. 6. Девора и Иаиль

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Kus...

Народ зарыдал. Теперь евреи пожелали оживить это колено, но клятва мешала им выдавать своих дочерей за вениаминитов, спасшихся от мщения. Они вспомнили, что один из городов, Иавис Галаадский, не помогал им в наказании непокорного колена. Напав на этот город, истребив его жителей, они пощадили девиц и в них нашли жен для оставшихся вениаминитов. Отечество, принимая в свое недро отверженных членов, предложило им жен, которых оно завоевало собственно для них. Но в Иависе нашлось только четыреста девиц, а вениаминитов от истребления осталось шестьсот. Неужели двумстам остаться без подруг? Евреи посоветовали им украсть тех жен, которых они не могли дать им по доброй воле. Приближалось время праздника при центральном святилище в Силоме, во время которого девицы собирались для хороводов. Вениаминиты должны были скрыться на это время в виноградниках и ждать удобной минуты, чтобы каждому украсть недостающую ему жену, а когда отцы и братья принесут собранию израильтян жалобу на такое похищение, собрание им объявит: “Простите нас за них, ибо мы не взяли для каждого из них жены на войне, и вы не дали им; теперь вы виновны” (Суд 21:22). Вениаминиты с успехом последовали совету их братий. VI. Девора и Иаиль Без центрального управления, без общения интересов и верований, израильские колена не раз подпадали чужеземному владычеству. В эти минуты стыда и унижения находились граждане, которые, верные духу Моисеева закона, понимали, что, погибая в раздроблении, израильтяне всегда найдут спасение в своем единении. Во имя Иеговы эти граждане, эти судьи призывали своих братьев к свободе, и народ Божий еще умел отвечать их зову. Но завоеванная свобода не замедляла делаться анархией, а последняя скоро вела за собой новое падение народа. Израильтяне очутились под игом хананейского царя Севера, Иавина. Прежде израильтяне терпели рабство у моавитян и аммонитян, народов, соседних Ханаану. Но подпасть рабству хананеянина, при величайшем презрении израильтян к туземцам, — это было слишком жестоко. Двадцать лет терпели евреи. Наконец, тяжесть ига научила их вспомнить о Боге: они обратились к Нему со скорбною молитвой. Тогда-то можно было видеть, как израильтяне пробирались на гору Ефремову под пальмовое дерево, находившееся между Рамою и Вефилем. Там жила женщина по имени Девора. Хранительница закона, она была его вдохновенною толковательницей. К ней приходили сыны Израилевы на суд. Она была пророчица и судия; она, пока в тишине, приготовляла дело избавления Израиля.

http://pravmir.ru/zhenshhina-v-vethom-za...

Не будучи в состоянии выносить долее своего тягостного нерешительного положения, Саул сам решился вызвать на бой филистимлян и, вопреки обыкновенным тактическим соображениям в войне с филистимлянами, спустился в долину 134 . Филистимляне того только и ждали. Бурным потоком устремились они на евреев с отлогой возвышенности при Афеке, смяли их ряды и погнали, разя нещадно. Евреи бросились спасаться на гору Гелвуй, но и здесь не могли уже оправиться. Саул с тремя своими храбрыми сыновьями держался на горе до последней крайности. Тучи стрел осыпали их, и все сыновья один за другим пали мертвые. Саул весь израненный увидал свой конец. Не желая живой терпеть унижение от своих врагов, которые уже беспрепятственно устремлялись на него, он бросился грудью на свой меч. Его оруженосец последовал его примеру. Но Саул не мог умереть мгновенно, жизнь его еще боролась со смертью . В это время случился подле рыскавший по полю битвы, очевидно для грабежа, амаликитянин. В смертной тоске Саул попросил его покончить с ним, что амаликитянин и исполнил охотно. Затем он ограбил его, сняв корону с его головы и запястье с руки. Филистимляне окончательно уничтожили войско евреев. Страна осталась без защиты. Жители окрестных городов в страхе бежали за Иордан, оставляя свои жилища и имущество в добычу победителям. На другой день филистимляне, рассыпавшиеся по полю битвы для грабежа убитых, нашли Саула и его сыновей, отсекли Саулу голову, сняли доспехи и отправили, как трофей, в капище Астарты. Тело же Саула обезглавленное и тела сыновей для поругания повесили на стене одного еврейского города близ Иордана. Жители Иависа Галаадского (этот город лежал вне пределов филистимского господства, за Иорданом), обязанные некогда Саулу спасением от гибели, услыхав о поругании над его телом, решились отдать ему последнюю честь. Самые отважные из них пустились ночью в дорогу, дошли до Вефсана, где был повешен Саул, взяли его и его сыновей тела и унесли к себе в Иавис. Здесь они сожгли их и похоронили пепел под дубом.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

   001    002   003     004    005    006    007