Когда современный человек читает Писание, на пути спонтанного понимания первоначального смысла текста встречается множество препятствий. Во-первых, от библейских писателей современного читателя отделяют десятки веков. Авторы Библии принадлежали к миру Древнего Востока, а его великие цивилизации – Египет, Вавилон, Ассирия, Финикия – пришли к закату задолго до Рождества Христова. Но именно они и создавали тот культурно-исторический фон, на котором происходили события Ветхого Завета 23 . Например, нежелание пророка Ионы идти к ниневитянам объясняется не его личной трусостью или ленью, а тем, что ас-сирийцы были врагами евреев и представляли собой реальную угрозу Израильскому царству. Пророк Иона понимал, что если он будет проповедовать покаяние ниневитянам, то Господь простит их и они когда-нибудь завоюют Израиль (что и произошло). Поэтому он бежит, надеясь, что Господь уничтожит Ассирию и его родина будет спасена. Иногда без знания древней истории и дополнительных источников вообще невозможно понять библейский текст. Например, в Первой книге Царств (11:2) царь аммонитян Наас говорит жителям заиорданского городка Иависа: «я заключу с вами союз, но с тем, чтобы выколоть у каждого из вас правый глаз». Здесь он выступает как жестокий, но прагматичный политик. По-видимому, жители Иависа метко стреляли из лука. Выколотый правый глаз не позволил бы им целиться. Почему был выбран именно город Иавис, объясняется древним свитком, обнаруженным в Кумране. Там эта история рассказана несколько подробнее: Наас подчинил себе всё Заиорданье, но те евреи, которые не смирились с жестоким режимом Нааса, убежали в Иавис, и он стал оплотом мятежников 24 . У многих читателей Нового Завета возникает путаница с именем «царь Ирод» и с тем, сколько их было. Христос родился во время правления Ирода Великого. Сын Ирода, Ирод Антипа, был правителем Галилеи и Переи – территорий, на которых прошла большая часть служения Иисуса Христа и Иоанна Крестителя. Это был правитель, обезглавивший Иоанна Крестителя и судивший Христа перед смертью . Ирод Агриппа I описывается как гонитель Церкви в 12-й главе книги Деяний, а Ирод Агриппа II слушал свидетельство св. ап. Павла ( Деян. 26 гл.) перед тем, как его отправили в Рим. на суд кесаря 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

А почему был выбран именно Иавис? Информацию об этом мы получим из древнего свитка, обнаруженного в Кумране. Там эта история рассказана несколько подробнее: Наас подчинил себе все Заиорданье, но те евреи, которые не смирились с жестоким режимом Нааса, убежали в Иавис, который и стал оплотом мятежников. Впрочем, есть и отрывки, которые можно понимать практически в противоположных смыслах. Например, в 1-м послании к Коринфянам ( 1Кор.7:21 ) апостол Павел советует уверовавшим рабам… А собственно, что именно он советует? Искать свободы или, напротив, смиряться со своим положением? Вот как это звучит по-славянски: «Аще и можеши свободен быти, больше поработи себе». В современном же русском переводе под названием «Радостная весть» говорится нечто прямо противоположное: «Если можешь стать свободным, используй эту возможность». Синодальный перевод предлагает нечто среднее между двумя этими крайностями: «Если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся». То есть смотри сам, что лучше в данной ситуации… Так какой из трех переводов ошибочен? Да никакой, потому что греческое выражение маллон хрэсай действительно можно понять в трех разных смыслах. Какой именно имел в виду апостол Павел, мы установить достоверно не можем, но… может быть, не случайно принятый Церковью текст сохранил такое многозначное выражение? В конце концов, разные бывают люди, разные обстоятельства – следовательно, и советы могут быть разными. Кстати, не стоит забывать, что и традиции могут быть разными, поскольку библейский текст оставляет невыясненными множество конкретных деталей. Например, Евангелия говорят, что до рождения Иисуса Иосиф «не знал» Марию. Но как выглядело их супружество после рождения Христа? В Библии об этом ничего не сказано; древнее предание гласит, что Мария всегда оставалась девой. Такое прочтение вошло в католическое и православное Предание, которое величает Богородицу Приснодевой. Но большинство протестантов с этим не согласно. Собственно, можно сказать, что возникла и другая, более поздняя, протестантская традиция, которая утверждает, что после Рождества Мария и Иосиф жили обычной супружеской жизнью и потому у них были дети. Это, наверное, самое серьезное расхождение традиций в том, что касается смысла библейского текста; все остальные случаи менее принципиальны. Да их не так и много. «Сообразуясь с духом века сего»

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Когда израильтяне странствовали на пределах Палестины, Каменистой Аравии и Синая (1454–1414 г.); тогда торговыми пристанями в Эланитском заливе Чермного моря владели Эдомляне. Вероятно, около этого времени Кинеи заимствовали у них служение божеству Козé или Козагу. Не умею лучше объяснить появление имени сего божества в надписях их, и остаюсь при этом мнении. Кинеи начали переселяться с Синая в завоеванную израильтянами землю Ханаанскую в четырнадцатом веке до рождества Христова. При судьях израильских в уделе колена Иудина и на южных пределах его жили, кроме ближайших родственников Иоава-Кинея ( Суд.1:16; 4:11 ). Рихавляне, иаримы, кенезеи (младшее племя кинеев) и манафии, пришедшие, частью, из области Емафской, частью, с Синая, и жили в городах и в шатрах. Между ними знаменит был потомок Иарима, брата Рихавова, Иавс. Он принял веру израильтян, и вступив в тесный союз с ними, властвовал над всеми кинеями, по крайней мере Палестинскими ( 1Пар.2:55; 4:8–15 ). Вероятно, им основан был тот город Иавис, в котором в последствии жили кинейские писари. ( 1Пар.2:55 ). По словам священного Бытописателя, Бог благословил его, распространил пределы его и дал ему все, чего он просил ( 1Пар.4:10 ). Кинеи, следуя примеру его, приняли закон Моисеев. Посему-то в священном писании и не упомянуто о богах их; посему-то жена Кинея Хавера убила Сисару, как противника Бога Израилева, Киней Ионадав участвовал в истреблении жрецов Ваала, а рихавляне бежали от Навуходоносора в Иерусалим и во дворе храма Соломонова восхвалены были пророком Иеремией за верность прародительским уставам. – В сонме кенезеев, сожительствовавших с племенем Иудиным, были художники из потомства Манафы и Сараия ( 1Пар.4:15 ). Все эти кинеи, за исключением Иáримов, дружили с царем Саулом и уклонились от амалекитов в то время, когда он воевал с этими давними врагами израильского народа. ( 1Цар.15:6,7,8 ). Что же побудило кинеев уйти с Синая? Опасение мести египтян и амалекитов за союз с израильтянами и осязательное промышление Божье о сих потомках Авраама. Этими двумя причинами достаточно объясняется движение кинеев в Палестину, где новый союзный народ мог доставлять им много житейских выгод.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

119. Арим (A­ ρμ), жребия Вениаминова, и ныне есть селение около Диосполя. 119. Арим (Arim), в колене Вениаминове, и есть селение около Диосполя, которое доныне зовется Бетариф (Betariph). 120. Ари (A­ ρ), колена Иудина, отлученная священникам; ныне есть селение, называемое Вифаним ( Βηθανμ), в 2 милиариях от теревинфа, и в четырех от Хеврона. 120. Аин (Ain), в колене Иудине, город, отлученный священникам; и доныне есть селение под названием: Бетенним (Bethennim), на втором милиарии от теревинфа, т.е. от шатра Авраама, в четырех милях от Хеврона. 121. Ариф (A­ ρθ), где сидел Давид., селение Араф (A­ ρθ), к 3. от Элии. 121. Арит (Arith), где сидел Давид; есть селение называемое Арат (Arath) к 3. от Элии. 122. Арима (A­ ριμ), где сидел Авимелех. 122. Арима (Arima), где по писанию сидел Авимелех. 123. Арина (A­ ριν), то же что Ариил (A­ ριλ). Аквила и Симмах: льва; говорят, что это Ареополь, так как даже и доныне Ариилом зовут жители Ареополя их идол, от почитания Ареса, от которого они назвали и город. 123. Ариел (Ariel) об нем упоминает и Исаия, что Аквила и Симмах перевели: лев Божий. Некоторые полагают, что это Ареополь, потому что там и доныне почитают изображение Ариел, названное π το A­ ρεως, т.е. от Марса, откуда, полагают, получил название и город; мне же кажется согласно последовательности и тексту пророчества, что в нем Ариел иносказательно обозначает Иерусалим или храм, т.е. льва Божия, что будет сильным и могущественным царством; об этом подробнее сказано в книгах Еврейских вопросов. 124. Арисоф (A­ ρισθ), город Сисары, воеводы Иавина, а Иавис ( βις) находится по ту сторону Иордана; теперь весьма большой город, отстоящий от города Пеллы в 6 милиариях по пути в Герасу. 124. Арисот (Arisoth), город Сисары, царя Иабис, а Иабис находится за Иорданом, теперь весьма большое селение, отстоящее от города Пеллы в шести милях, по пути в Геразу. 125. Аркем (A­ ρκμ), по Иосифу это есть, Петра, известный город Палестины. 125. Аркем (Arcem), Иосиф говорит, что это есть Петра, известный город Палестины.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

1Пар.4:9 .  Иавис был знаменитее своих братьев. Мать дала ему имя Иавис, сказав: я родила его с болезнью. Судя потому, что имя Иавис соединяется с предшествующими именами частицею «и», его обладателя можно считать за потомка Коца, а упоминаемый в ( 1Пар.2:55 ) город того же имени – делом его рук. Отсюда же вытекает предположение о родстве Иависа и лиц ст. 8 с Шовалом. Имя Иавис – «сын мук», данное ребенку сообразно с восклицанием матери при его рождении, напоминает аналогичные восклицания женщин патриархального периода ( Быт.4:25,19:37,29:32,35 ). 1Пар.4:11 .  Хелув же, брат Шухи, родил Махира; он есть отец Ештона. 1Пар.4:12 .  Ештон родил Беф-Рафу, Пасеаха и Техинну, отца города Нааса [брата Селома Кенезиина и Ахазова]; это жители Рехи. Имя местности – Реха, ее положение, а равно и имена живущих в ней поколений нигде более не встречаются. Несомненно одно, что «Хелув, брат Шухи» не может быть отожествляем с Халевом-Хелувом ( 1Пар.2:9 ). 1Пар.4:13 .  Сыновья Кеназа: Гофониил и Сераия. Сын Гофониила: Хафаф. 1Пар.4:14 .  Меонофай родил Офру, а Сераия родил Иоава, родоначальника долины плотников, потому что они были плотники. Стихи 13–14: потомки Кеназа. В ( Суд.1:13 ) Кеназ называется «младшим братом» Халева, сына Иефонниина, известного соглядатая и современника Моисея. И так как Халев принадлежал к линии Есрома (см. комментарий к ( 1Пар.2:49 )), то, очевидно, из того же поколения происходил и его брат. Гофониил, сын Кеназа, – племянник и вместе с тем зять Халева ( Суд.1:12–13 ), первый судья израильский ( Суд.3:9–10 ). Имя второго сына Кеназа встречается только здесь; во времена Зоровавеля оно присваивается одному возвратившемуся из плена еврею ( 1Езд.2:2 ). 1Пар.4:14 .  Меонофай родил Офру, а Сераия родил Иоава, родоначальника долины плотников, потому что они были плотники. Хотя имя Меонофай не соединяется с предшествующим «Хафаф» частицею «и», но стоящее перед первым еврейское выражение «benei» (сыны) дает право считать обоих лиц сыновьями Гофониила; ни тот ни другой, впрочем, нигде более не упоминаются. Офра не может быть отожествляем с городом Офрою колена Вениаминов ( Нав.18:23 ; 1Цар.13:17 ) и Манассиина ( Суд.6:11 ). Название «долина плотников», родоначальником населения которой является Иоав, встречается в ( Неем.11:35 ) для обозначения лежавшей в северном направлении от Иерусалима местности.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Хасфон , город, взятый Иудою Маккавеем, после победы над Тимофеем ( 1Мак.5:36 ). Некоторые Хасфон принимают за одно с Каспином . Каспин был населен разными народами. Иуда Маккавей после того, как наказал вероломство Иоппийцев и сжег гавань Иамнии, был злословим жителями Каспина. Поэтому бывшие с Иудою произвели в Каспине бесчисленные убийства, так что близлежащее озеро, имевшее 2 стадии ширины, казалось наполненным кровью ( 2Мак.12:3–9; 13–16 ). Гергеса или Гераса , город на юго-востоке Геннисаретского озера ( Мф.8:28 ), несколько далее Гадары ( Мк.5:1 ). Иавис. Жители этого города не приняли участия в войне Израильтян против колена Вениаминова, происшедшей по случаю оскорбления, нанесенного жене левита жителями Гивы. По окончании войны, Израильтяне послали в Иавис 12000 сильных мужей и дали им приказание поразить жителей Иависа мечом и оставить в живых только девиц. 400 пощаженных девиц Израильтяне отдали в замужество за тех Вениамитян, которые не обнажали меча против них и убежали в пустыню, к скале Риммону ( Суд.21:8 и сл.). Несколько лет спустя, Иавис был осажден Наасом, царем Аммонитским. Наас обещал снять осаду только при условии, если жители Иависа дадут вырвать у каждого из них правый глаз. Осажденные объявили, что согласятся на его условие, если в течение 7 дней не получат помощи от Израильтян. Саул, узнав о положении Иависа, поспешил к нему с сильным войском и разбил Аммонитян ( 1Цар.11:1–11 ). За это жители Иависа навсегда сохранили привязанность к дому Саулову, и после Гелвуйского сражения, они, пробравшись ночью, взяли повешенные на стене Вефсана тела Саула и сыновей его, принесли в свой город и в нем, под дубом, погребли кости их ( 1Цар.31:11–13 ). Бефвара , местечко на восточном берегу Иордана, где можно было перейти эту реку в брод. «Гедеон послал послов на всю гору Ефремову сказать: выйдите навстречу Мадианитянам, и перехватите у них переправу чрез воду до Бефвары и Иордан» ( Суд.7:24 ). Давир ( Нав.13:26 ), при впадении Иавока в Иордан. Пелла , при потоке Иавоке. Во время приготовлений Тита к осаде Иерусалима, христиане из Иудеев, следуя словам Иисуса Христа: «Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы» ( Мф.24:10 ), удалились из Иерусалима, под предводительством епископа Симеона, в Пеллу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

14 его сын Амон, его сын Иосия. 15 Сыновья Иосии: первенец Иоахаз, второй Иоаким, третий Седекия, четвертый Селлум. 16 Сыновья Иоакима: Иехония, сын его; Седекия, сын его. 17 Сыновья Иехонии: Асир, Салафиил, сын его; 18 Малкирам, Федаия, Шенацар, Иезекия, Гошама и Савадия. 19 И сыновья Федаии: Зоровавель и Шимей. Сыновья же Зоровавеля: Мешуллам и Ханания, и Шеломиф, сестра их, 20 и еще пять: Хашува, Огел, Берехия, Хасадия и Иушав-Хесед. 21 И сыновья Ханании: Фелатия и Исаия; его сын Рефаия, его сын Арнан, его сын Овадия, его сын Шехания. 22 Сын Шехании: Шемаия; сыновья Шемаии: Хаттуш, Игеал, Бариах, Неария и Шафат, шестеро. 23 Сыновья Неарии: Елиоенай, Езекия и Азрикам, трое. 24 Сыновья Елиоеная: Годавьягу, Елеашив, Фелаия, Аккув, Иоханан, Делаия и Анани, семеро. 4 1 Сыновья Иуды: Фарес, Есром, Харми, Хур и Шовал. 2 Реаия, сын Шовала, родил Иахафа; Иахаф родил Ахума и Лагада: от них племена Цорян. 3 И сии сыновья Етама: Изреель, Ишма и Идбаш, и сестра их, по имени Гацлелпони, 4 Пенуел, отец Гедора, и Езер, отец Хуша. Вот сыновья Хура, первенца Ефрафы, отца Вифлеема. 5 У Ахшура, отца Фекои, были две жены: Хела и Наара. 6 И родила ему Наара Ахузама, Хефера, Фимни и Ахашфари; это сыновья Наары. 7 Сыновья Хелы: Цереф, Цохар и Ефнан. 8 Коц родил: Анува и Цовева и племена Ахархела, сына Гарумова. 9 Иавис был знаменитее своих братьев. Мать дала ему имя Иавис, сказав: я родила его с болезнью. 10 И воззвал Иавис к Богу Израилеву и сказал: о, если бы Ты благословил меня Твоим благословением, распространил пределы мои, и рука Твоя была со мною, охраняя меня от зла, чтобы я не горевал!.. И Бог ниспослал ему, чего он просил. 11 Хелув же, брат Шухи, родил Махира; он есть отец Ештона. 12 Ештон родил Беф-Рафу, Пасеаха и Техинну, отца города Нааса [брата Селома Кенезиина и Ахазова]; это жители Рехи. 13 Сыновья Кеназа: Гофониил и Сераия. Сын Гофониила: Хафаф. 14 Меонофай родил Офру, а Сераия родил Иоава, родоначальника долины плотников, потому что они были плотники. 15 Сыновья Халева, сына Иефонниина: Ир, Ила и Наам. Сын Илы: Кеназ.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/456/...

Некоторое время Саул хранит свое посвящение в тайне, но когда город его соплеменников-вениамитов Иавис осаждает аммонитский царь, Саул становится инициатором борьбы с врагом. По его призыву собираются воины и освобождают Иавис. После этого Самуил созывает народное собрание в Галгале, чтобы торжественно провозгласить Саула царем. Согласно другому сказанию (8,1-22; 10,17–25; 12), когда Самуил состарился, народ выразил недовольство его сыновьями и потребовал, чтобы пророк помазал для Израиля царя, который будет править « как у прочих народов ». Это требование вызвало гнев Самуила. Он увидел в нем отказ от духа теократии. «И сказал Господь Самуилу: послушай народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтобы Я не царствовал над ними . Как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они и с тобою. Итак, послушай голоса их, только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними». Таким образом, принятие монархического строя приравнивается здесь к греху идолопоклонства. Права царя, которые объявил пророк, вполне соответствуют законам, существовавшим на древнем Востоке. Хотя царь будет судить народ и возглавлять его войны с врагами, он наложит на Израиль тяжкое бремя поборов и угнетения. Созвав собрание в Массифе, Самуил заявляет, что народ «отверг» своего Бога, требуя царя как земного избавителя. Но, уступая требованию, он готов помазать избранного человека. Называют Саула, сына Киса, вениамитянина. Он скрывается от толпы, но его находят и ставят перед собранием. Над Саулом совершают обряд помазания, и права его торжественно провозглашаются и записываются в свиток. После этого Самуил слагает с себя звание судьи и удаляется в Раму. Когда он уходит, люди просят его молиться, чтобы гнев Господень, павший на них из-за греха монархии, был отвращен. Ряд историков-библеистов утверждают, что реальным событиям соответствует лишь первый рассказ, а второй — отражает антимонархические тенденции более поздних времен. Однако есть все основания считать, что Самуил действительно был противником нового порядка и согласился помазать царя с трудом, лишь уступая народу. Светская монархия была изменой духу Моисеевой веры, которая ставила в основу правопорядка только Закон Божий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

521. Тогарма (Thogarma), читаем у Иезекииля. 522. Фолад ( Θωλδ), колена Иудина или Симеонова. 522. Толад (Tholad), в колене Иудине или Симеонове. 523. Иаар ( αρ), дубрава, где был рой пчел. 523. Иаар (Iaar), дубрава, в которой был рой пчел. 524. Иавир ( αβερ), город письмен колена Иудина. 524. Иабир (Iabir), город письмен, в колене Иудине. 525. Иавис ( αβες), город разрушенный Иисусом, колена Иудина, приблизительно в 4 милиариях от Елевферополя, возле – селения Есфаол ( σθαλ). 525. Иаримут (Iarimuth), город, разрушенный Иисусом, в колене, Иудине, отстоящий на четвертом милиарии от Елевферополя, возле селения Естаол (Esthaol). 526. Иавис Галаад ( αβειΓαλαδ), и его, завоевали сыны Израилевы. И ныне есть селение по ту сторону Иордана, в 6 милиариях от города Пеллы, лежащее на горе, по дороге в Герасу. 526. Иабис Галаад (Iabis Galaad), и его осаждали сыны Израилевы; ныне есть селение по ту сторону Иордана, на шестом милиарии, от город Пеллы, на горе по дороге в Герасу. 527. Иавок ( αβκ), горный поток, перейдя который Иаков боролся с явившимся ему, когда был прозван Израилем; течет между Амманом, т. е. Филадельфией и Герасами, и спускаясь, смешивается с Иорданом. 527. Иабок (Iaboc), река, перейдя которую Иаков боролся с явившимся ему, и был прозван Израилем; течет между Амманом т. е. Филадельфией и Герасой, на четвертом милиарии от нее, и, протекая дальше, смешивается с рекой Иорданом. 528. Иаир ( αερ), город колена Манассиина. 528. Иавгр (Iair), город колена Манассиина. 529. Иазир ( αζρ), город Аморрея, в 10 милиариях от Филадельфии, к 3., в нынешней Перее Палестинской, по ту сторону Иордана, бывший пределом колена Данова; тянется до Ароира, который находится пред лицем Равва; об Иазире упоминает Исаия в видении на Моавитиду, и Иеремия; он был отлучен Левитам; отстоит от Ессевона, на 15 милиариев, и течет от него большая река, впадающая в Иордан. 529. Иазер (Iazer), город Аморреев, на десятом милиарии от Филадельфии, к 3., по ту сторону Иордана; он был пределом колена Гадова и тянется до Ароера, который, в свою очередь, обращен к Раббе; о городе Иазер упоминает и Исаия, в видении на Моава, и Иеремия; он был отлучен Левитам и отстоит от Есевона на пятнадцать миль; из него вытекает большая река, впадающая в Иордан.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

В одном месте сильно развилось воровство, но никто не знал воров. Тогда во исполнение закона, предписанного государем, за открытие их принялись поставленные от государя начальники. Последние открыли воров и посадили их в тюрьму. Когда узнали о сем жители того места, то говорили: «это справедливо, это хорошо», выражая тем, что воры заслуживали такого наказания, и что наказание это благодетельно, так как теперь в том месте можно было спать спокойно. В одном городе в темную ночь на улице был убит человек. Никто не знал убийцу, но жители были так напуганы этим, что ночью боялись выходить из домов. Между тем, во исполнение закона, предписанного государем, начальство начало розыски и открыло убийцу. Последнего заковали в кандалы, посадили в тюрьму и затем сослали на каторжные работы. Также в этом случае все жители говорили: «это справедливо, это хорошо», ибо теперь они избавлены были от преступника, который мог совершить новые злодеяния. Во всех подобных случаях государь является Божиим слугой, подданным на добро. Много и других примеров мы могли бы привести здесь в подтверждение того, как благодетельна для нас власть государя. Вот почему государю прежде всего мы должны воздавать почтение, подобающее родителям нашим. Но в чем же должно выражаться наше почтение к государю? Краткий ответ на этот вопрос дает апостол Павел в следующих словах к Титу: «напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело». Таким образом, мы должны повиноваться своему государю, то есть беспрекословно исполнять волю его, и быть готовыми на всякое доброе дело. Какие дела имеются здесь в виду, мы покажем сейчас. Иудеи неохотно давали римскому царю подать и некогда они спрашивали даже Спасителя: «позволено ли давать подать Кесарю или нет?» Господь ответил им на это: «отдавайте кесарево Кесарю». Таким образом, что государь требует, то мы должны отдавать ему. Теперь вспомним о первом походе Саула против аммонитского царя Нааса. Царь этот осадил город Иавис и грозил у каждого жителя его выколоть правый глаз. В таком бедствии жители Иависа обратились к Саулу за помощью, но последний еще не имел войска. Тогда Саул обратился к народу и призвал всех способных к войне вступить в ряды его. И все израильтяне последовали призыву Саула и поразили Нааса. Так, мы обязаны не только давать подати государю, но и вступать, по воле его, в ряды войска и идти на войну, то есть должны жертвовать для него не только имуществом, но и здоровьем и самою жизнью.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

   001    002    003    004   005     006    007