п. В древнее время не мало побед было одержано с таким вооружением. При виде этого вооруженного собрания, в Сауле проявился дремавший дух воинственности, отличавший вообще членов Вениаминова колена, и он, произведя смотр и сделав счисление собравшимся, разделил их на сотни и полусотни, отдельные отряды и взводы, поставить над ними особых начальников, и сам стал во главе всех. Сделав все это и удерживая около себя некоторых из галаадских посланных, чтобы иметь в них верных проводников кратчайшим путем, он отпустил остальных с радостною вестью их соотечественникам о приближающемся избавлении. Все эти приготовления заняли почти неделю, и когда все было готово, Саул отправил жителям города Иависа торжественное известие: «завтра будет к вам помощь, когда обогреет солнце». Полагаясь на божественную помощь и правоту своего дела, Саул высказывает здесь полную уверенность в успехе своего оружия, и посланные, видя его уверенность и ободренные большим воинским собранием в Везеке, по своем возвращении в Иавис, вдохновили жителей тем же самым мужеством. Посланные, чтобы достигнуть своего города, должны были проходить чрез лагерь аммонитян, пользуясь при этом свободой прохождения, которая презрительно дана была им гордым Наасом. Но при этом они благоразумно умолчали о совершившемся в Везеке, тем более, что до аммонитян не дошло об этом никаких известий. С своей стороны, чтобы еще более ослепить своих врагов насчет состояния дел и таким образом сделать для них еще более неожиданным нападение со стороны Саула, жители Иависа отправили ложное известие осаждающим, что они, будто бы, отказавшись от всякой надежды на избавление, готовы теперь, по истечении предоставленного им времени, подчиниться жестокому условно, предложенному Наасом. «Завтра, послали они сказать, мы выйдем к вам, и поступайте с нами, как вам угодно». Слова эти в действительности весьма двусмысленны и, подобно древнему оракулу, могли быть истолковываемы в двояком смысле. В то время, как аммонитяне приняли их в смысле намерения сдачи, галаадитяне на самом деле разумели: «мы действительно выйдем, но выйдем против вас с оружием в руках, и вы будете делать то, что можете, а не то, что хотите».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Пророк Иезекииль в видении о Тире упоминает об исполнении этого Навуходоносором, говоря: «окружит тебя укреплениями и сделает насыпь вокруг» ( Иез26:8 ), и еще: Навуходоносор, царь вавилонский, поработи силу свою работою великою на Тира, всяка глава плешива и всяко рамо наго, и мзда не бысть ему ни силе его на Тира, за работу, еюже работа Мне нань ( Иез29:18 ), потому что войско его сделало насыпь для взятия Тира, который прежде был островом. То же сделал, как говорит история, и Александр Македонский, превратив остров в полуостров, что греки называют χερρονηεον (или Χερσνησον). Тир значит напасть или стесняющий, и всякое превратное учение стремится овладеть истиной и заключить ее в пределы земного разумения. Он не вспоминал о союзе с братьями своими, – о том, что мы должны от буквы восходить к духу, от земного к небесному, и что нам заповедано трояко записывать священное Писание в сердце нашем. Пошлет же Бог на все укрепления Тира огонь, который пожрет не только стены, но и укрепления его. О плене Соломона, вместо чего в еврейском стоит полный и совершенный, мы выше ( Ам.1:6 ) сказали. Ам.1:11–12 . Так говорит Господь: за три преступления Едома и за четыре не отвращу его, потому что он преследовал брата своего мечом, нарушал милосердие в отношении к нему, удерживал ярость свою, сохранял гнев свой до конца. Пошлю огонь на Феман и пожрет здания Восры. LXX: Так говорил Мелхом: за три беззакония Идумеи и за четыре не отвращусь от них, потому что они преследовали брата своего мечом, оскорбляли утробу на земле, и он хранил в свидетельство ужас свой, и рассекали беременных в Галааде, чтобы расширить пределы свои. И запалю огонь на стенах Раввы, и пожрет основания среди крика в день брани, и содрогнется в день кончины своей. И пойдут цари в плен, – жрецы их и князья их князья их вместе с ним, говорит Господь. Слово Божие обличает сынов Аммоновых, происшедших из потомства Лота и живших в той части Аравии, где теперь Филадельфия, за то, что при иудейском царе Сауле Наас Аммонитянин, царь их, опустошил Иавис Галаадский и рассек беременных в нем, чтобы расширить пределы свои и всю Галаадитиду подчинить своей власти ( 1Цар11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Саул встал; и вышли вместе на улицу. Когда уже они спустились к концу города, Самуил сказал Саулу «скажи слуге, чтобы он шел вперед» (тот и пошел) «а ты остановись теперь: я тебе открою слово Божие». Тогда Самуил вынул сосуд с елеем, возлил ему на голову, поцеловал его и сказал: «Господь помазал тебя быть начальником над Его наследием. А что на это помазание есть изволение от Бога, удостоверься из следующего: когда ты уйдешь теперь от меня, неподалеку от гроба Рахили, на пределах колена Вениаминова, найдешь двух человек, которые скажут тебе, что ослицы нашлись, и отец твой уже безпокоится об вас. Потом у дубравы Фаворской попадутся тебе три человека, которые идут к дому Божию: один несет трех козлят, другой – три хлеба, и третий мех вина. Они спросят тебя о здоровье и дадут тебе два хлеба, которые ты и возьмешь из рук их. После того ты взойдешь на холм Божий, где стража филистимская. Только что войдешь ты в город, встретишь лик пророков, которые сходят с высоты с музыкальными орудиями, и пророчествуют. Тогда снидет и на тебя Дух Божий: ты будешь пророчествовать с ними и сделаешься другим человеком. Когда же сбудутся над тобою эти знамения; делай тогда, что представится тебе, потому что Бог с тобою. (Если же соберешься отмстить врагам отечества), поди в Галгал, куда и я приду принести жертву. Жди меня до семи дней: там я объявлю, что тебе надобно будет делать». После этого Саул расстался с Самуилом. Бог изменил образ мыслей и чувствований помазанника. Все, что предсказывал Самуил, сбылось над ним в тот же самый день. На холме он очутился среди пророков; сам почувствовал вдохновение свыше, и пророчествовал вместе с ними. Все, которые знали его дотоле, дивились и спрашивали друг друга: «что сделалось с сыном Кисовым? неужели и Саул между пророками». Около этого времени 71 Наас, царь аммонитский, осаждал за Иорданом галаадский город Иавис. Доведенные до крайности, жители Иависа сказали Наасу: «предпиши нам, какие угодно, условия и мы готовы быть твоими слугами». Аммонитянии отвечал: «я заключу с вами союз, но с тем, чтобы у каждого из вас выколоть правый глаз.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

толков. Иер. 48:2, 3 ); некоторые ищут убежища на севере у аммонитян, в пограничном городе последних Есевоне (ср. толков. Иер. 48:2 ). Но именно в Есевоне составлен тот план разрушительного похода в моавитскую область (ср. Иер. 48:2 ), исполнение которого служит главным предметом главы 48. Мысль об этом замысле и об исполнении замысла в настоящем месте выражается словами: огнь изыде Есевна, и пламень среды Сена (=Сигона, т. е. «города Сигонова», как называется Есевон в Чис. 21:28  и откуда произошло сокращенное название «Сигон», также как название «Сихем» произошло от «город Сихема»=слав. «град Сикимск», Быт. 33:18 , или как слово «Моав» иногда, напр. в Иер. 48:4  равнозначуще названию: «город Моава=Ар или Ир-Моав») и пожж часть (русск. яснее: бок) Мава, и верхъ (темя) снвъ Сожжение темени, т. е. волос на этой части тела, значит здесь, как и во Иер. 2:16 , опустошение страны (ср. также Ис. 7:20 ). Поражение бока Моава, в переносном смысле, значит другой материальный вред, какой будет причинен Моаву неприятелем. Моав, народ, называется «людьми Хамоса» в таком же смысле, в каком народ израильский называется «людьми Господними». ( Чис. 11:29, 16:41 ). Ст. 1–6. Слово Господне «о сыновьях Аммоновых», которые также, как и моавитяне, были исконными врагами народа израильского. Во время судей они сначала в союзе с моавитянами и амаликитянами теснили израильтян в течение 18 лет ( Суд. 3:12–14 ), потом воспользовались зависимыми отношениями израильтян к филистимлянам на западе и стали теснить их с востока ( Суд. 10:7–9 ). Израиль освобождался от рабства в первый раз благодаря геройскому подвигу Аода, во второй – военною силою под предводительством Иеффая. Высокомерное и безчеловечное притязание, которое изъявил Наас, аммонитский царь, напавши на Иавис галаадский ( 1Цар. 11 ), могло возникнуть только в душе жестокого врага израильтян, знавшего слабость последних во время старости Самуила и еще не испытавшего силы нового царя израильского. Саул победил аммонитян, которые после того затаили такую злобу на Израиля, что даже дружественное посольство Давида было оскорблено ими, и – раздраженные народы взялись за оружие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Этот город, известный впоследствии под названием Скифополя и теперь под названием Бейсана, занимал выгодное положение на отроге скалы, вздымающейся с одной стороны над равниной Ездрилонской и с другой над долиной иорданской, от которой он находился верстах в шести. Река Джалуд, орошающая восточную часть равнины Ездрилонской, проходит на своем пути к Иордану, как раз у подошвы этого холма, образуя вади Джалуд, большую дорогу между востоком и западом, и впадая почти против главного иорданского брода. На склоне холмов Галаадских, верстах в тридцати против Вефсана, лежал Иавис Галаадский, – тот самый город, который так мужественно избавлен был Саулом от амаликитян в первые годы его царствования. Весть о страшном событии, постигшем их соотечественников, и об издевательстве над трупом их царя, болезненно затронула сердце этого благодарного народа. Они сразу же решились показать, что они не забыли того, чем обязаны были покойному царю; тело его не должно было оставаться предметом издевательства для его врагов, добычей для хищных птиц и насекомых. Вследствие этого, храбрейшие люди города, в следующую же ночь перейдя Иордан, незаметно прибыли в Вефсан, сняли со стен четыре трупа и благоговейно перенесли их в свой город. Так как тела уже успели подвергнуться тлению и были крайне изуродованы, так что нельзя уже было совершить над ними обычного в то время бальзамирования, то они сожгли эти тела, и сожженные остатки погребли под возвышавшимся близ их города тамарисковым деревом. И для того, чтобы показать свою скорбь, они постились в течение семи дней, плача о царе, как о возлюбленном и высокочтимом друге. Несколько лет спустя, Давид перенес эти останки и похоронил их в семейной усыпальнице Киса, именно в Целе, в земле Вениаминовой ( 2Цар. 21:14 ). Весть об исходе битвы гелвуйской скоро дошла до Давида. Один молодой амаликитянин, захватив венец и запястье Саула, поспешил к Давиду, надеясь обрадовать его вестью о смерти царя, и, чтобы увеличить свою предполагаемую награду, даже ложно заявил, что он сам приколол его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

10 И положили оружие его в капище богов своих, и голову его воткнули в доме Дагона. 11 И услышал весь Иавис Галаадский все, что сделали Филистимляне с Саулом. 12 И поднялись все люди сильные, взяли тело Саулово и тела сыновей его, и принесли их в Иавис, и похоронили кости их под дубом в Иависе, и постились семь дней. 13 Так умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал пред Господом, за то, что не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице с вопросом, 14 а не взыскал Господа. За то Он и умертвил его, и передал царство Давиду, сыну Иессееву. 11 1 И собрались все Израильтяне к Давиду в Хеврон и сказали: вот, мы кость твоя и плоть твоя; 2 и вчера, и третьего дня, когда еще Саул был царем, ты выводил и вводил Израиля, и Господь Бог твой сказал тебе: " ты будешь пасти народ Мой, Израиля и ты будешь вождем народа Моего Израиля " . 3 И пришли все старейшины Израилевы к царю в Хеврон, и заключил с ними Давид завет в Хевроне пред лицем Господним; и они помазали Давида в царя над Израилем, по слову Господню, чрез Самуила. 4 И пошел Давид и весь Израиль к Иерусалиму, то есть к Иевусу. А там были Иевусеи, жители той земли. 5 И сказали жители Иевуса Давиду: не войдешь сюда. Но Давид взял крепость Сион; это город Давидов. 6 И сказал Давид: кто прежде всех поразит Иевусеев, тот будет главою и военачальником. И взошел прежде всех Иоав, сын Саруи, и сделался главою. 7 Давид жил в той крепости, потому и называли ее городом Давидовым. 8 И он обстроил город кругом, начиная от Милло, всю окружность, а Иоав возобновил остальные части города. 9 И преуспевал Давид, и возвышался более и более, и Господь Саваоф был с ним. 10 Вот главные из сильных у Давида, которые крепко подвизались с ним в царстве его, вместе со всем Израилем, чтобы воцарить его, по слову Господню, над Израилем, 11 и вот число храбрых, которые были у Давида: Иесваал, сын Ахамани, главный из тридцати. Он поднял копье свое на триста человек и поразил их в один раз. 12 По нем Елеазар, сын Додо Ахохиянина, из трех храбрых:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/456/...

10 и положили оружие его в капище Астарты, а тело его повесили на стене Беф–Сана. 11 И услышали жители Иависа Галаадского о том, как поступили Филистимляне с Саулом, 12 и поднялись все люди сильные, и шли всю ночь, и взяли тело Саула и тела сыновей его со стены Беф–Сана, и пришли в Иавис, и сожгли их там; 13 и взяли кости их, и погребли под дубом в Иависе, и постились семь дней. 1 По смерти Саула, когда Давид возвратился от поражения Амаликитян и пробыл в Секелаге два дня, 2 вот, на третий день приходит человек из стана Саулова; одежда на нем разодрана и прах на голове его. Придя к Давиду, он пал на землю и поклонился ему. 3 И сказал ему Давид: откуда ты пришел? И сказал тот: я убежал из стана Израильского. 4 И сказал ему Давид: что произошло? расскажи мне. И тот сказал: народ побежал со сражения, и множество из народа пало и умерло, и умерли и Саул и сын его Ионафан. 5 И сказал Давид отроку, рассказывавшему ему: как ты знаешь, что Саул и сын его Ионафан умерли? 6 И сказал отрок, рассказывавший ему: я случайно пришел на гору Гелвуйскую, и вот, Саул пал на свое копье, колесницы же и всадники настигали его. 7 Тогда он оглянулся назад и, увидев меня, позвал меня. 8 И я сказал: вот я. Он сказал мне: кто ты? И я сказал ему: я — Амаликитянин. 9 Тогда он сказал мне: подойди ко мне и убей меня, ибо тоска смертная объяла меня, душа моя все еще во мне. 10 И я подошел к нему и убил его, ибо знал, что он не будет жив после своего падения; и взял я венец, бывший на голове его, и запястье, бывшее на руке его, и принес их к господину моему сюда. 11 Тогда схватил Давид одежды свои и разодрал их, также и все люди, бывшие с ним. 12 и рыдали и плакали, и постились до вечера о Сауле и о сыне его Ионафане, и о народе Господнем и о доме Израилевом, что пали они от меча. 13 И сказал Давид отроку, рассказывавшему ему: откуда ты? И сказал он: я — сын пришельца Амаликитянина. 14 Тогда Давид сказал ему: как не побоялся ты поднять руку, чтобы убить помазанника Господня? 15 И призвал Давид одного из отроков и сказал ему: подойди, убей его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

21 И велел подходить колену Вениаминову по племенам его, и указано племя Матриево; и приводят племя Матриево по мужам, и назван Саул, сын Кисов; и искали его, и не находили. 22 И вопросили еще Господа: придет ли еще он сюда? И сказал Господь: вот он скрывается в обозе. 23 И побежали и взяли его оттуда, и он стал среди народа и был от плеч своих выше всего народа. 24 И сказал Самуил всему народу: видите ли, кого избрал Господь? подобного ему нет во всем народе. Тогда весь народ воскликнул и сказал: да живет царь! 25 И изложил Самуил народу права царства, и написал в книгу, и положил пред Господом. И отпустил весь народ, каждого в дом свой. 26 Также и Саул пошел в дом свой, в Гиву; и пошли с ним храбрые, которых сердца коснулся Бог. 27 А негодные люди говорили: ему ли спасать нас? И презрели его и не поднесли ему даров; но он как бы не замечал того. 1 И пришел Наас Аммонитянин и осадил Иавис Галаадский. И сказали все жители Иависа Наасу: заключи с нами союз, и мы будем служить тебе. 2 И сказал им Наас Аммонитянин: я заключу с вами союз, но с тем, чтобы выколоть у каждого из вас правый глаз и тем положить бесчестие на всего Израиля. 3 И сказали ему старейшины Иависа: дай нам сроку семь дней, чтобы послать нам послов во все пределы Израильские, и если никто не поможет нам, то мы выйдем к тебе. 4 И пришли послы в Гиву Саулову и пересказали слова сии вслух народа; и весь народ поднял вопль и заплакал. 5 И вот, пришел Саул позади волов с поля и сказал: что сделалось с народом, что он плачет? И пересказали ему слова жителей Иависа. 6 И сошел Дух Божий на Саула, когда он услышал слова сии, и сильно воспламенился гнев его; 7 и взял он пару волов, и рассек их на части, и послал во все пределы Израильские чрез тех послов, объявляя, что так будет поступлено с волами того, кто не пойдет вслед Саула и Самуила. И напал страх Господень на народ, и выступили все, как один человек. 8 Саул осмотрел их в Везеке, и нашлось сынов Израилевых триста тысяч и мужей Иудиных тридцать тысяч. 9 И сказали пришедшим послам: так скажите жителям Иависа Галаадского: завтра будет к вам помощь, когда обогреет солнце. И пришли послы и объявили жителям Иависа, и они обрадовались.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

Таковы были сила и величие духа Саула, но в той же мере велико и ожесточение его (то есть духа). 1Цар. 31, 11 Услышали жители Иависа Галаадского о том, как поступили Филистимляне с Саулом, 12 и поднялись все люди сильные, и шли всю ночь, и взяли тело Саула и тела сыновей его со стены Беф-Сана, и пришли в Иавис, и сожгли их там; 13 и взяли кости их, и погребли под дубом в Иависе, и постились семь дней. Почитание евреями своего царя, несмотря на великую опасность от сего. Вторая книга Царств 2 Цар. 1 2Цар. 1, 9 Тогда он сказал мне: подойди ко мне и убей меня, ибо тоска смертная объяла меня, душа моя все еще во мне. Смертный час сопровождается для души тьмою, томлением и мукой. 2Цар. 1, 23 Саул и Ионафан, любезные и согласные в жизни своей, не разлучились и в смерти своей; быстрее орлов, сильнее львов они были. Отвержение Богом временное на земле есть наказание для помилования в вечности. 2 Цар. 2 2Цар. 2, 2 Встал и пошел Давид и весь народ, бывший с ним из Ваала Иудина, чтобы перенести оттуда ковчег Божий, на котором нарицается имя Господа Саваофа, сидящего на херувимах. Сила Божия действует чрез священные изображения. 2 Цар. 3 2Цар. 3, 25 Ты знаешь Авенира, сына Нирова: он приходил об мануть тебя, узнать выход твой и вход твой и разведать все, что ты делаешь. Господь кротких и простых сердцем защищает чрез других, смышленых по-мирски. 2Цар. 3, 27 Когда Авенир возвратился в Хеврон, то Иоав отвел его внутрь ворот, как будто для того, чтобы поговорить с ним тайно, и там поразил его в живот. И умер Авенир за кровь Асаила, брата Иоавова. 29 Пусть падет она на голову Иоава и на весь дом отца его; пусть никогда не остается дом Иоава без семеноточивого, или прокаженного, или опирающегося на посох, или падающего от меча, или нуждающегося в хлебе. Потомство убийц бывает нечисто душой (изливаяй семя) и телом (проказа), слабо ими и истощено и скудно земными благами. 2Цар. 3, 35 И пришел весь народ предложить Давиду хлеба, когда еще продолжался день; но Давид поклялся, говоря: то и то пусть сделает со мною Бог и еще больше сделает, если я до захождения солнца вкушу хлеба или чего-нибудь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Филистимляне же между тем воевали с израильтянами и обратили их в бегство и поразили на горе Гелвуе. И пустившись в погоню за ними, догнали и убили Ионафана, Аминадава и Малхисуа, сыновей Саула. После того продолжали жестокую битву против Саула и стрелами из луков нанесли ему много ран. «И сказал Саул оруженосцу своему: обнажи твой меч и заколи меня им, чтобы не пришли эти необрезанные и не убили меня и не издевались надо мною. Но оруженосец не хотел, ибо очень боялся. Тогда Саул взял меч свой и пал на него. Оруженосец его, увидев, что Саул умер, и сам пал на свой меч и умер с ним». Испуганные поражением своего народа и смертью самого Саула и сыновей его, израильтяне, жившие на стороне долины и за Иорданом, «оставили города свои и бежали, а Филистимляне пришли и засели в них». А на другой день, придя грабить убитых, нашли они Саула и сыновей его, и отсекли голову Саулу, «и сняли с него оружие и послали по всей земле Филистимской, чтобы возвестить о сем в капищах идолов своих и народу; и положили оружие его в капище Астарты, и тело его повесили на стене Беф-Сана». Но услышав об этом, все сильные люди из жителей Иависа Галаадского «поднялись и шли всю ночь, и взяли тело Саула и тела сыновей его со стены Беф-Сана, и пришли в Иавис, и сожгли их там, а кости их погребли под дубом в Иависе, и постились семь дней». На третий день по смерти Саула, когда Давид, поразив амаликитян, пребывал в Секелаге, явился к нему запыхавшийся от поспешной ходьбы амаликитянин и объявил ему, что он прямо с поля сражения, в котором погибло много израильтян и сам Саул с сыновьями своими. — Как узнал ты о смерти Саула и сыновей его? — спросил Давид вестника. «Я случайно пришел на гору Гелвуйскую, — отвечал тот, — и вот вижу что Саул пал на свое копье, колесницы же и всадники настигали его. И, увидев меня, сказал мне Саул: подойди ко мне и убей меня, ибо тоска смертная объяла меня, душа моя все еще во мне. И я подошел к нему и убил его, ибо знал, что он не будет жив после своего падения; и взял я царский венец, бывший на голове его, и запястье, бывшее на руке его, и принес их к господину моему сюда».

http://pravoslavie.ru/2865.html

   001    002    003   004     005    006    007