Шумский Стефан, иеродиакон, а потом иеромонах, вызванный из Киево-Никольского монастыря указом Св. Синода 21 сентября 1727 года 92 ), преподавал в Московской Академии в 1729–30 году пиитику, в 1730–31 г. реторику 93 ); умер в 1731 году 94 ). Селецкий Виктор, иеромонах, вызванный в 1728 году из Киево-Братского монастыря, в 1728 году преподавал в Московской Академии синтиксиму, с 1729 года был проповедником; в 1730 году за скорбью отпросился в Киево-Печерскую Лавру 95 ). Конашевич Герман, иеродиакон, а потом иеромонах, вызванный из Киево-Софийского монастыря указом Св. Синода от 10 апреля 1727 года 96 ), преподавал в Московской Академии инфилу и грамматику; но в 1730 году за скорбью уволен в Киев 97 ). В 1733–38 г.г. он был игуменом Гамалеевского монастыря 98 ), а в 1746 году архимандритом Лубенского Мгарского монастыря 99 ). Конашевич Лука, иеродиакон, из Киево-Михайловского монастыря определенный указом Св. Синода, от 23 октября, 1728 года, в учители Московской Академии 100 ), преподавать здесь грамматику, синтаксиму и пиитику; в 1731–32 г. был проповедником; скончался в 1758 году в сане Белогородского епископа 101 ). Ипполитович Модест, в 1729 году преподававший в Московской Академии инфиму 102 ). Кветницкий Феодор, в монашестве Феофилакт, из Киева, учитель синтаксимы в 1730 году; в 1732 году переведен на пиитику, пострижен и посвящен в иеромонаха в 1733 году. В декабре 1739 года послан в Вятскую епархию для обучения ставлеников 103 ). Данелевич Давид, окончивший курс в Московской Академии 104 ), в 1731–34 годах учитель инфимы и фары, с 1737 гола проповедник. В октябре 1738 года переведен в игумена Московского Андреевского монастыря, с оставлением при должности проповедника 105 ). Въ 1739– 41 г.г. онъ был архимандритом Солотчинского, а в 1741–49 г. г. Спасского Рязанского монастыря 106 ). Лещинский Иван, в монашестве Иона, около 1730 года окончивший курс в Московской Академии 107 ), был сначала инспектором школьников у Крутицкого архиерея, а потом учителем Московской Академии, где в 1731–3 г. преподавал грамматику; а в 1739 году «пятую школу», т. е. пиитику 108 ). Скончался в 1761 году в сане архимандрита Московского Андрониевского монастыря 109 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Все ограничивалось, как это подробно показано выше, лишь собиранием материалов. Кое-какие подробности будут ясны из следующего. По Высочайшему указу 29 мая 1724 г. капитану гвардии А. Баскакову было велено распределить доходы Чудова, Новодевича и Вознесенского монастырей с тем, чтобы остаточные доходы могли служить в Чудовом и Вознесенском монастырях для содержания больных и увечных, а Новодевича для сирот 951 . Поручение Баскаковым было исполнено, и, несмотря на возражения Чудовского архимандрита и Св. Синода 952 распределение принято без изменения. По нему: В Чудовом монастыре Доходов и с пустотою 4725 руб. 45 коп. С пашни приплодного хлеба ржи яровой 7267121/2 четв. Расходов на монахов, слуг, церковные потребы всего 1323 руб. – 809 четв. В остатке 3402 руб. 45 коп. 6458121/2 четв. На эти остатки денег и хлеба велено содержать отставных, нищих, увечных, больных и монахов и им служащих в окладе против рядовых монахов 566 чел. Самых увечных и больных Монахов им служащих к 2-м по 1 чел. Увечных и больных средних Монахов им служащих к 3-м по 1 чел. Увечных и больных, которые тех свободнее Монахов им служащих к 4-м по 1 чел. Итого увечных Монахов служащих Расходы на них: На 566 чел. 3396 руб. 2830 чтв. Для заводов конских и прочего монастырского скота овса 500 чтв. За тем в остатке 6 руб. 45 коп. 3128121/2 чтв. По указу Верховного Тайного Совета 1728 г. велено покупать из остаточных дрова по 381 руб. Новодевичий монастырь получил следующий штат: Доход Денег собирать по определению 1724 г. 2485 руб. 15343/4 коп. С 1724 г. по 1739 г. из этого числа выбыло по разным указам 453 руб. 33181/8 коп., так что в 1739 г. было определено собирать только 2019 руб. 65181/8 коп. В вотчинах десятинной пашни было в поле, а в двух по томуж 954 дес. Потом выключено 105121/2 дес. Ныне в 1739 г. на лицо 848121/2 дес. в поле, а в двух по томуж Сеется ныне всего 5092 чтв. 7 чк., а когда уродится, приплод бывает 7939 чтв. 161/7 чк. С крестьян оброчного определено собирать 118121/2 чтв. Потом сбавлено 7 чтв. 5121/2 чк. Ныне определено 111 чтв. 1121/2 чк. Расход Монахиням, белицам, слугам и проч., и на монастырские потребы

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

– Когда же построено и ко освящению изготовлено будет, то о освящении оной церкви и о даче священного антиминса бить челом в Московскую Синодального Правления Канцелярию особливо. А дóндеже настоящая церковь построится, велеть оной часовне быть и для обстоящей нужды часы, утрени и вечерни и молебны, кроме литургии, в ней исправлять позволить. А за то, что тую часовню означенные попы допустили построить без благословения и указа, собою, хотя они и немалому штрафу и наказанию достойны, но оное им за невежество, по снисхождению Синодальной Канцелярии, оставляется. И о том города Белополья духовных дел управителем послать указ, о чем се и посылается; города Белополья духовным управителем о вышеписанном чинить по сему Её Императорского Величества указу. Герасим, Архимандрит Богоявленский, Секретарь Алексей Васильев». Октября 8 1739 года. По сему указу видно, что а) в Ворожбе существовала Покровская церковь , но сгорела в 1739 году, причем видно и то, что в 1739 году ворожбянский приход был уже так велик, что при ворожбянской церкви были два священника. Б) Вместо сгоревшего храма священники и прихожане поспешили сами собою построить часовню и просили разрешения, как на построение нового храма, так и на совершение богослужения на престоле часовни с антиминсом. Храм разрешено построить, дозволено совершать до времени и богослужение в часовне, кроме святой литургии. Самовольное же построение часовни в виде церкви прощено «по снисхождению к невежеству». Памятником сей часовни служит каплица, построенная на каменном фундаменте. В 1769 году согласно с просьбою прихожан разрешено было Севским архипастырем Кириллом обветшавший деревянный храм, перестроить и поставить на каменном фундаменте. Но вместо того, чтобы перестраивать обветшавший храм, прихожане построили каменный храм, который и освящён в 1778 году. По последнему штату причт получает жалованье третьего класса 366 рублей серебром. По переписи 1732 года а) в слободе Ворожбе два священника и школа, старшины и казаков 223, подпомощников 436, работников 48, подданых сотника Куколя 106, сотника Скрыцкого 47, сотника Алексея Даценка 17, священника Петра Степанова 9, а всего 896 душ мужских; б) в слободах ворожбянской сотни – в Климовке, где при храме школа, 421 душа мужская, в Прорубе, где при храме гошпиталь, казаков 122, подпомощников и работников 508, подданых Куколя 49, священника Данилова 12, итого 691 душа мужская пприхожан. За тем число прихожан ворожбянского храма по ведомостям: в 1750 году 1488 душ мужских, 1403 женских, в 1770 году 1629 мужских, 1440 женских, в 1790 году – 1279 мужских, 1292 женских, в 1810 году 1599 мужских, 1623 женских, в 1830 году – 1702 мужских, 1697 женских, в 1850 году 1714 мужских, 1839 женских прихожан. От холеры 1831 года умерло 15 человек, а в 1848 году до 95 человек. Кроме того в 1845 году в приходе сгорело до 200 дворов, а в 1849 году было три пожара, причинившие также довольно ущерба и бедности прихожанам.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Кременецкий Григорий, в 1739 году принявший монашество с именем, Гавриила; в следующем году он назначен был ректором семинарии и в этом звании оставался до 1748 года. Скончался в 1783 году в сане, митрополита Киевского 261 ). Зертис-Каменский Андрей, сын греческого купца из Нежина, в 1739 году принявший монашество с именем Амвросия; в 1740 году он назначен был префектом семинарии и оставался в этой должности до 1748 года. Скончался мученически в 1771 году в сане московского архиепископа 262 ). В 1748 году Кременецкий и Зертис-Каменский перевели на русский язык «Зерцало историческое государей Российских» Адама, в православии Никодима Селлия 263 ). 7) Иркутская семинария. Начало Иркутской школе положено в 1721 году. В этом году архимандрит Антоний Платковский, воспитанник Московской Академии, еще до открытия Иркутской епархии, задумал завести при Вознесенском Иркутском монастыре школу славянскую и мунгальскую и действительно вскоре учредил ее. Он отбыл в Пекин в 1728 году; но его дело продолжал св. Иннокентий Кульчицкий, первый епископ Иркутский, который собирал учеников в эту школу и поддерживал ее. В 1785 году ученики этой школы были распущены по домам. В 1739 году в Иркутской архиерейской школе училось 26 человек, и из них 20 букварю и 6 человек пению 264 ). Много сделал для этой школы бывший профессор Киевской Академии архимандрит Платон Малиновский, в качестве ее учителя, в 1740–1 году 265 ). 8) Белогородские школы и Харьковский Коллегиум. В 1722 году преосвященный Белогородский и Обоянский Епифаний Тихорский, воспитанник и бывший учитель Киевской Академии, основал в Белгороде славяно-русскую архиерейскую школу; но в 1726 году эта школа, по желанию и настоянию главнокомандующего на Украине князя Мих. Мих. Голицына и при его содействии, перенесена была в Харьков и преобразована в Коллегиум, с полным курсом наук, по богословие включительно 266 ). 16 марта, 1731 гола Коллегиуму пожалована была Высочайшая грамота 267 ). В этом году всех школьников в епархии было 260 человек 268 ). Один из преемников преосвященного Епифания архиепископ Петр Смелич учредил в своей епархии малые школы в Белгороде, Старом Осколе и Курске 269 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

(Конюскевич (Канючкевич) Петр; 1705, г. Самбор, Галиция - 4.11.1770, Киев), свт. (пам. 4 нояб., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 28 авг. в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих,15 июля - в Соборе Киевских святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Галицких святых), митрополит Тобольский и Сибирский. Род. в семье богатого мещанина, по документам архива Киево-Печерской лавры его фамилия - Канючкевич ( Титов Ф. И. 1913. С. 9, 107). Учился в Самборском духовном училище, в 1717-1733 гг.- в Киево-Могилянской академии. По окончании полного курса был оставлен при академии и некоторое время состоял учителем, вероятно, в низших классах. В 1733 г. пострижен в монашество с именем Павел архимандритом Киево-Печерской лавры Романом (Копа), 5 дек. 1734 г. рукоположен во диакона архиеп. Киевским Рафаилом (Заборовским) . С нач. авг. 1735 до 26 нояб. 1738 г. нес послушание шафара (казначея) при лаврской типографии, продавца напечатанных в типографии книг (обычно шафарами избирались иноки, «отличавшиеся безукоризненным во всех отношениях поведением» (Там же. С. 14)). С осени 1738 до весны 1740 г. состоял в академии учителем поэтики. 30 дек. 1739 г. по прошению наместника лавры архим. Илариона (Негребецкого) и лаврского духовника иеросхим. Ионы рукоположен во иерея архиеп. Рафаилом (текст ставленой грамоты от 30 дек.: Там же. С. 108). В б-ке Киево-Печерской лавры хранился курс лекций П. по поэтике «Regia regis animorum Apollinis, id est Structura Poeseos» (47 л.), прочитанный в 1739-1740 гг. и записанный, вероятно, одним из учеников ( Вишневский. 1903. С. 139). П. также считали автором школьной пьесы из 3 актов «Образ страстей мира сего образом страждущаго Христа исправися» (опубликована С. Т. Голубевым: ТКДА. 1877. 9. С. 616-665), посвященной архиеп. Рафаилу и написанной в 1739 г. по случаю окончания выполненных по его инициативе надстроек старого академического Мазепинского корпуса ( Титов Ф. И. 1913. С. 16-17). П. сочинил эпитафию на кончину архим. Илариона (Негребецкого; † 8 янв. 1740), в которой прославлял заслуги покойного перед академией и лаврой.

http://pravenc.ru/text/2581799.html

33)  Тит (в миру Тимофей) Русичевский, младший брат Иуста (род. в 1709 г.), русскому языку учился в Прилуках, а латинскому, философии и богословию в Киевской Академии; монашество принял 23 дек. 1738 г. 114 ; впоследствии он был учителем в Киевской Академии; 1 сентября 1741 г. (уже тогда иеромонах) Т. Р. был послан в Смоленск, по письменному требованию епископа Гедеона Вишневского, был там, учителем семинарии, а потом, по особым обстоятельствам, был отправлен в Московский Симонов монастырь 115 .                        34)    Геласий (в миру Григорий) Маляховский, сын шляхетский из м. Паволоч, род. в 1710 г., в 1725 г. «поступил       в Киевскую Академию, где», – как он сам писал в своем, прошении о принятии в монастырь, – «школы трактовал по философию» 116 . 28 мая 1740 он был принят в лавру. 10 марта 1742 г. монах Геласий просил архим. Тимофея Щербацкого «посвятить его хотя в иеродиакона» 117 . Впоследствии Г. М., в сане иеродиакона, был учителем Троицкой в Москве и Смоленской семинарии 118 . 35)   Фалалей (в миру Феодор) Падуновский, священнический сын из польского м. Шепетовки, род. в 1707 г, учился «русскому и латинскому письму», в 1739 г. просил, архим. Илариона Негребецкого о принятии его в монахи и 29 авг. 1739 г., действительно, был принят, а в 1741 г. был пострижен в монашество 119 . 36)    Анания (в миру Андрей) Мокрицкий, священнический сын из польского с. Мервич, род. в 1696, из латинских училищ принят в монахи в 1741 г. 120 37)   Гаведдай (в миру Григорий) Ильницкий, сын шляхтича из польского г. Яворов, род. в 1688 г., учился «русскому и латинскому письму», в феврале 1739 г. просился в лавру и в 1743 г. принял монашество 121 . 38)   Тимофей Александрович, священнический сын из с. Омбиша Нежинского полка, в 1743 г. принял монашество («с келии экклесиарха»). Впоследствии он был одним из выдающихся учителей Академии Киевской, но, к сожалению, скоро умер (21 октября 1746 г. 122 ).                  39)   Евникиан (в миру Евстафий) Царогородский, который в 1742 г. 25 января просил о принятии его в монашество 123 и в первых числах января 1743 г. был пострижен в мантию и был отправлен в Троице-Сергиев монастырь 124 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

Высшее управление Московской Синодальной областью и теперь сосредоточивалось в непосредственном ведомстве Св. Синода, особенно когда он переезжал в Москву. В его отсутствие из Москвы в Московской Синодальной области впредь до 40-х годов XVIII в. с небольшими перерывами действовали два коллегиальных учреждения: Московская Синодального правления Канцелярия и Московская духовная Дикастерия (Консистория). Та и другая имели широкие полномочия, первая – преимущественно по общецерковному, вторая по епархиальному управлению в Московской Синодальной области. Полномочия их определялись особыми инструкциями. Московская Канцелярия, образованная в 1724 г. после первого отъезда Св. Синода из Москвы в Петербург (1723 г.), заняла, однако, высшее положение относительно Дикастерии равно и других московских учреждений синодального ведомства. 7 февраля 1727 года Канцелярия в Москве была упразднена и осталась одна Дикастерия с расширенными правами по управлению Синодальной областью. Впрочем, самостоятельное управление Дикастерии скоро прекратилось. С 1728 года до начала 1732 г. сам Синод в полном составе жил в Москве, переехав туда по случаю коронации Петра II. За это время он непосредственно ведал свою Московскую область. Собираясь в Петербург, в конце 1731 г. Синод восстановил Канцелярию в Москве с именем «Святейшего Правительствующего Синода в Москве». Московский Синод, возглавляемый синодальным членом Иоакимом архиепископом ростовским, действовал под наблюдением С.-Петербургского Синода. Хотя подобное разделение Св. Синода последовало в подражание Правительствующему Сенату, но оно вызывалось еще тем, что обширная Московская Синодальная область с её учреждениями не могла управляться, как обыкновенная епархия. Однако скоро Св. Синод, как будто, понял, что Москве в отдельном Синоде дано слишком много. 1734 года 20 июля он восстановил свое единство, возобновив «Московского синодального правления Канцелярию». В следующем году 1 апреля вместо престарелого Иоакима ростовского во главе Канцелярии, а вместе с тем управляющим Московской Синодальной областью назначен Вениамин, епископ коломенский и каширский, стоявший у дел Канцелярии до 1739 г. После перевода его на Вятку (18 мая 1739 г.) во главе Канцелярии (29 июля 1739 г.) встал Митрофан епископ тверской. При нем в 1742 г., почти одновременно с указом об отбытии Св. Синода из Москвы после коронации Елизаветы Петровны, высочайше (1 декабря) 558 повелено быть в Москве от Св. Правительствующего Синода Конторе (2 декабря) с тем, чтобы Контора управляла делами по инструкции, данной раньше Московской Канцелярии Синодального Правления. Первенствующим членом её был епископ Митрофан; при нем присутствовали в Конторе еще два члена архимандриты: Пахомий Высокопетровский и Иларион Саввинский. 559

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Нужно, впрочем, заметить, что в 1732 году открыто было в Астрахани, при Ивановском монастыре, училище для обучения новокрещенных калмыцких детей русской и калмыцкой грамоте 581 ). 23) Крутицкая семинария. Крутицкая школа основана раньше 1732 года. Первым учителем ее был студент Иван Лещинский, в 1730 году окончивший курс в Московской Академии 582 ). Так как в 1732–33 годах он уже преподавал в Московской Академии грамматику 583 ), то, значить, в Крутицкой школе он был учителем в 1730–1732 годах. С выбытием учителя Лещинского, Крутицкая школа, находившаяся при архиерейском доме, т. е. в Москве, на Крутицах, по-видимому, запустела. Когда же в 1738 или 1739 году Св. Синод настоятельно требовал открытия епархиальной Крутицкой семинарии, то Крутицкий архиепископ Леонид в доношении своем от 5 июня 1739 года писал Св. Синоду, между прочим, следующее: «а к тем наукам, т. е. к грамматике, реторике и протчим в епархии моей таковых искусных людей не находится. А напред сего имелся в доме моем для учения школьников инспектор Иван Степанов сын Лещинский, который пострижен в Москве в Спасском училищном монастыре, и наречено ему имя Иона, и ныне имеется в том же монастыре иеромонахом и обучает пятую школу (т. е. пиитику), которого о определении в епархию мою для обучения вышеписанным наукам уномяненных чинов детей и к нему во вспоможение трех человек студентов всепокорно требую от Вашего Святейшества повелительного указа». Св. Синод отказал преосвященному Леониду в его требовании и предписал ему следующее: «Вашему Преосвященству о упоминаемых учителях требование учинить у малороссийских архиереев собоперсональным Вашим тщанием и письменным сношением в крайней скорости» 584 ). Но преосвященный Леонид, кажется, не сносился с малороссийскими архиереями и, учредив с 1 сентября, 1739 года, две школы, одну славяно-латинскую в Вязьме, а другую – при своем архиерейском доме на Крутицах, в первую назначил студента богословия Московской Академии Матвея Дионисиева Поповского, а в другую – студента богословия той же академии Андрея Иванова Борановского 585 ). В 1741–2 годах учителем Вяземской школы был Евстафий Андреев Щербинский 586 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

В том же 1738 году Преосвященный Арсений учредил Семинарию в Переяславле; в 1785 году положено на оную суммы по 2.000 руб., а в 1797 году – по 3.500 рублей. В том же 1738 году Преосвященный Лука, Епископ Великоустюжский, учредил Семинарию в Великом Устюге. В 1744 году находились в оной классы: Пиитический, Синтаксический и Инфимический. В 1765 году положено на неё жалования по 653 руб. 55 копеек. В 1786 году по упразднению Епархии Великоустюжской, Семинария сия соединена с Вологодской. В 1739 году, в Мае, по Именному Указу, Преосвященным Леонидом, Архиепископом Сарским, учреждена Крутицкая Семинария первоначально в городе Вязьме в Предтечевском монастыре, в который положено быть 30-ти человекам; а на содержание их собирать с каждого приходского двора по одной копейке. В 1744 году переведена на Крутицкий Архиерейской двор в Москву, а в 1751 году – в Московский Покровский монастырь. В 1765 году положено было на неё жалованья по 1.143 руб. 70½ копеек. А в 1786 году, с упразднением Епархии Крутицкой, упразднена и Семинария сия. В том же 1739 году, Февраля 17, Преосвященный Митрофан, Архиепископ Тверской, учредил Семинарию в Твери. В 1765 году положено на оную жалованья по 816 рублей 93¾ коп. В 1768 году заведено Кашинское училище; в 1772 году – Новоторжское, Осташковское и Бежецкое. В 1774 году на Семинарию и училища сии прибавлено жалованья 1.000 руб.; в 1784 году положено по 2.000 руб.; в 1797 году – по 4.000 рублей. В том же 1739 году, в Декабре, Преосвященный Иоаким, Архиепископ Ростовский, учредил Семинарию в Ростове; но она вскоре прекратилась. В 1745 году обучали в оной только партесному, и простому церковному пению, чистописанию, Псалтири и Часослову. В 1776 году учреждено в Ростове малое училище, принадлежавшее к Ярославской Семинарии. В 1740 году велено возобновить Семинарию в Новгороде при Архиерейском доме (смотри ниже особую историю о сей Семинарии). В том же 1740 году учреждена Семинария в Суздали, и прислан был из Святейшего Синода Иеромонах Иустин для заведения оной, но по увольнению его на обещание, в 1743 году Семинария упразднилась, а в 1755 году паки возобновлена. В 1765 году положено на содержание оной жалованья по 816 руб. 93¾ коп.; в 1784 году – по 2.000 руб., а в 1799 году соединена она с Владимирской.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Указом 1797 г. Имп. Павел повелевал вместо концертов петь в церквах Псалмы или каноны (Собр. Зак. 17,960). Указом 1804 г. 21,567) предписано петь в церквах стройно; указом 1815 г. 26,143) повелено не употреблять письменных нот, а печатать нотные книги с одобрения директора придворной капеллы. Искажения, какие ввели было в церковное пение Сарти и подобные ему, исправил Бортнянский. 253 Собр. Зак. ук. 1759 апр. 16 и 31 10,935, 10,984), ук. 1760 нояб. 6 и 1761 янв. 22 11,140, 11,189), авг. 22. 1767, окт. 18. 1744. 254 О первых двух Словарь Митр. Евгения; он же о Еп. Феоктисте. Кроме того четыре Рассуждения – о чинах, облачении, о пении, об алтаре, М. 1817 г. 257 Донесение Митр. Арсения Мацеевича – в ркп. Библ. Толстого, 5, 24. 78. Нащокин в ркп. своих записках. 259 Чит. известия С. Н. Глинки: Русское Чтение, 2, 80 – 85. Слч. выше пр. 151. Собр. Зак. ук. 7450. 7950. 262 Сильвестр Казанский, распространитель христианства, отрешен 31 дек. 1731 г. Варлаам Митр. Киевский и Лев Епископ Воронежский лишены сана в 1730 г.; оба оправданы при Елисавете, но не приняв сан, окончили жизнь в иноческих подвигах. Георгий Дашков, Архиепископ Ростовский, и Игнатий Смола, Епископ Коломенский, Члены Синода, в дек. 1730 г. лишены сана за то, что медлили осудить невинного Еп. Льва. Илларион Черниговский отставлен в 1738 г., а Варлаам Псковский (прим. 265) – в 1739 г; Досифей Курский отрешен в 1736 г.; Мельхиседек архимандрит Воскресенский, лишен священства в 1733 г. О Биронах в Малоруссии – Конисский, о прочем – Устрялов. Надобно заметить, что Феофан Прокопович умер 8 сент. 1736 г., а Бирон имел влияние на Имп. Анну и в 1730 – 32 г. Однако участь пострадавших в 1730 – 31 г. во многом зависела и от страстей Прокоповича. См. прим. 133. 263 Собр. Зак. ук. 1736 7072), янв. 15 и мар. 15 1737 г. Вследствие сего до сентября 1737 г. отдано было в солдаты 6557 духовных лиц. 265 Собр. Зак. ук. янв. 15 и мар. 15. 1737 г. Синод требовал правосудия по представлению Псковского Архихиепископа Варлаама, который между прочим писал, что 200 причетников отдано таких, которые были совершенно необходимы для церквей. Слч. пр. 262. 266 Указом 4 апр. 1739 г. по настоянию Синода положено о причетниках: а) за небытие у присяги взять с неразобранных по 30 р. штрафу; б) тех, которые не в состоянии внесть штраф, наказать плетьми. Указом 21 янв. 1739 г. о монастырских служителях определено: а) положенных в подушный оклад оштрафовать 30 р.; б) не положенных в оклад кузнецов, портных, сапожников отдать в солдаты; в) таких же столяров, резчиков, живописцев, мастеров серебряных и золотых дел оштрафовать сверх 30 р. 200 р. или поставкой рекрута; не желающих же платить, но негодных к службе, отослать с женами и детьми в Сибирь на заводы. В 1740 г. (ук. 1 апр. 1740 г.) Синод вынужден был предписать – посвящать в диаконы и священники и таких, которые не в состоянии выучить книжицы о вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010