По этому поводу и состоялся федосеевский «собор» в деревне Давыдове. На этом «соборе» участвовало 13-ть «духовных» лиц, т. е. 13-ть фодосеевских «отцов духовных» и отправителей духовных треб. В знаменитых федосеевских «Отеческих Завещаниях» определение «собора» 1739 года в ряду федосеевских «соборных» определений, как подлинный документ, занимает первое место. И это неудивительно: «самый текст» собора 1739 года является, – как справедливо указывают 123 , – «очень близким перифразом определений федосеевского «собора» 1694 года, а «иногда и буквальным их повторением». Отсюда понятно, почему определения 1694 года в «Отеческие Завещания» не вошли: их вполне заменяют определения «собора» 1739 года. Вопрос: где находилась деревня Давыдово? – остается открытым, хотя не без оснований предполагают, что она существовала в восточной части теперешнего Себежского уезда, Витебской губернии, и что именно эта местность являлась в XVIII веке главным центром федосеевщины в Польше 124 . Из 13-ти «духовных человек», участвовавших на «соборе» 1739 года, более известны в истории федосеевщины собственно лишь 4-ре лица. Первое место здесь занимал Терентий Васильев. В первый раз мы встречаем Терентия в 1719 году, когда он жил на Разиной мызе. По всему видно, что еще в то время этот Терентий пользовался в федосеевщине большим влиянием. По крайней мере, когда на Ряпиной мызе возникли «разногласия о божестве», вызванные исправлениями в старопечатных книгах, какие дозволил себе известный Евстрат Федосеев, то федосеевцы Ряпиной мызы, решив созвать по этому делу «собор», послали некоего Калину Михайлова с письмом к Терентию Васильеву на Разину мызу, прося Терентия приехать к ним «для совещаний». Калина приехал туда в тот же день ночью и отдал письмо Терентию, который обещал ехать на Ряпину мызу завтра. Но на другой день, когда они собирались ехать, пришли офицеры с солдатами, причем последовало известное разорение Ряпиной мызы 125 . После этого мы встречаем Терентия Васильева в Лифляндии, где федосеевцы живут под его «начальством» 126 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Пионтнецкий Арсений, иеромонах, бывший учитель Смоленской Семинарии, в 1746 году посланный из Киево-Печерской лавры в Харьковский Коллегиум для преподавания философии 321 ) Белогородский Епифаний, из Харьковских воспитанников, впоследствии ректор Коллегиума будто бы по 1751 год 322 ). 9) Тверская семинария. Тверские школы учреждены в 1722 году, но не имели помещения, которое велено строить синодальным определением 11 ноября 1724 года 323 ). С 1731 года они обращены были архиепископом Феофилактом Лопатинским в славяно-греческую школу, которая помещалась в Тверском Феодоровском монастыре. Учителем в ней был Иван Евдокимов, к 1739 году «происшедший до реторики греческия грамматики». В декабре 1738 года назначен был в Тверь епископом Митрофан Слотвинский, при котором Тверская школа преобразована была в латинскую семинарию. Немедленно по назначении на Тверскую кафедру он вызвал учителей из Киева и Харькова и открыл семинарию 16 февраля 1739 года. В начале 1742–3 учебного года эта семинария имела уже трех учителей и особого ректора из местных архимандритов, а с 1745 года в ней открыть был курс философии. Первыми учителями и начальниками Тверской семинарии были следующие лица: Трояновский Василий, вызванный из Киевской Академии, который однако же в октябре того же 1739 года был уволен из семинарии 324 ). Могилянский Алексей, из окончившись курс в Харьковском Коллегиуме, который в ноябре 1741 года вызван был в Московскую Академию в учители грамматики и инфимы и в 1742 году принял монашество с именем Арсения 325 ). Скончался в 1770 году в сане Киевского митрополита 326 ). Квяткевич Павел, вызванный на место уволенного в 1739 году учителя семинарии Трояновского, продолжал, учительствовать и в 1742 году 327 ). Блонницкий Иаков, иеродиакон, а потом иеромонах, из окончивших курс Киевской Академии, вызванный в учителя Тверской семинарии в 1741 году, с 18 мая 1742 года был уже префектом семинарии; но в 1743 году удалился в свой Лубенский Мгарский монастырь 328 ). Скончался в сане иеромонаха в Киеве, в 1774 году 329 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Симон II, герц, (верхне)лотарингский (1176–1206) II, 309 синодик кёльнского м-ря св. Пантелеимона 183 синодик Мерзебургский ц-ви 64, 70 синодик м-ря в Райхенау 189 Сиццо, гр. кефернбургский и шварцбургский (ум. в 1160 г.) 231, 231, 233 «Сказание о преложении книг на славянский язык» (XI в. ?) 28, 349 Скарбимир, палатйн силезский (ослеплен в 1117 г.) 199 Скёглар Тости, о. Сигрид Гордой (согласно скандинавской традиции) 130 Скилица Иоанн, см. Иоанн Скилица Славниковцы, династия удельных кн. в Чехии (X в.) 48 «Слово на перенесение мощей св. Климента Римского » (IX в.) 103 «Слово о полку Игореве» (ок. 1190 г.) 321 Снорри Стурлусон, автор (?) свода саг «Круг земной» (ум. в 1241 г.) 83, 130–132, 136, 139–140 Собеслав I, кн. чешский (1125–1140) VI, 201–203, 202–203, 261–263, 261–263, 265 Собеслав II, кн. чешский (1173–1178, ум. в 1180 г.) IV, VI, 263, 263, 309, 309 Солин Гай Юлий, римский писатель (III в.) 127,127, 149, 151 Соловьев А. В. (Soloviev А. V) 38, 160 София, ж. датского кор. Вальдемара I, затем – тюрингенского лгр. Людвига III, д. минского кн. Володаря Глебовича (ум. после 1182 г.) VII, IXa, 343 София, ж. оломоуцкого кн. Оты II Черного, д. бергского гр. Генриха (перв. пол. XI в.) VI, 263 София (?), ж. Адальберта, с. австрийского мгр. Леопольда III, д. венгерского герц. Альмоша V, 240 София, м. гольштейнского гр. Альбрехта Орламюндского, сестра датского кор. Вальдемара II 343 Спытигнев II, кн. чешский (1055–1061) VI, 177 Спытигнев, с. чешского кн. Борживоя II (ум. в 1157 г.) VI, 264, 264 Стендер-Петерсен А., см. Stender-Petersen А. Стенкиль, кор. шведский (ок. 1060–1066) VII, 139–140, 139–140 Стефан I, II, III, IV, V, кор. венгерские, см. Иштван (Стефан) I, II, III, IV, V Стефан, кор. английский (1136–1154) VII, 239 Стефан, с. польского кн. Мешка III IV, 309–310, 309 Стефан II, гр. блуаский (ум. в 1102 г.) VII Стефан, капеллан германского имп. Фридриха I Барбароссы 250 Стефан Первомученик, св., диакон Иерусалимской ц-ви (I в.) 197–198, 198–200 Стефанович П. С. 199

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Верующие пророческому слову освободятся из Вавилона, a нечестивцы не будут иметь участия в будущем избавлении ( Ис.48:20–22 ; Апок.18:4 ). Второй части первая речь, гл. 49. Времена Мессии. Самосвидетельство о себе Отрока Господня, посрамление малодушия Сиона. Первая половина этой речи ( Ис.49:1–13 ср. Деян.13:47 ; 2Кор.6:2 ), изображает в Отроке Господнем Ходатая восстановления Израиля и обращения язычников, при чем небо и земля призываются к сорадованию с избавленным народом, во второй половине посрамляется малодушие Сиона, думавшего, что Господь забыл его, указанием на то, что Господь больше любит его, чем мать дитя свое и преисполнит его своими милостями; сомнение же Сиона в возможности избавления рассевается указанием на верность Господа своим обетованиям и всемогущество Бога Израилева, Который отнимет y халдеев их пленников и мучители их будут пожирать сами себя. Вторая речь, гл. 50. Самоуклонение Израиля и твердость в своем призвании Отрока Господня. Израиль сам оттолкнул себя своими грехами, особенно непослушанием слову Божию и неверием благовестью о спасении ( Ис.50:1–3 ). Отрок Господень приходит к своему народу как Спаситель с вестью спасения от Господа, Которому Он добровольно отдается в орудие Его божественных планов, ради чего Он радостно терпит страдания, потому что Он знает торжественный исход своих страданий ( Ис.50:4–9 ). Кто слушает этого Отрока, тот верит Господу, что Он освободит его; порицающие же Отрока Господня погибнут до основания ( Ис.50:10,11 ). Третья речь, гл. 51. Открытие спасения и отвращение чаши гнева. Пророк теперь снова обращается к жаждущим спасения. Свою веру в восстановление народа Божия они должны укреплять воспоминанием о спасительных действиях Божиих в отношении к Аврааму и Сарре ( Ис.51:1–3 ). Израиль будет восстановлен и от этого спасающего действия Божия спасение распространится на весь языческий мир ( Ис.51:4,5 ). Древний мир предназначен погибели; поэтому преследуемое общество верующих не должно боятся людей ( Ис.51:6–8 ). Это обещание возбуждает сильное желание его исполнения: да покажет Господь снова свое величие, как некогда при исходе из Египта ( Ис.51:9–11 )! Уверенность эту подкрепляет и Господь; угнетенное свое общество Он спасет своею силою ( Ис.51:12–15 ); обещание, которое Господь дал народу, и исполнение его ручаются ему за небо и землю с счастливым будущим ( Ис.51:16 ); пусть же подвергшийся гневу Божию, несчастный народ не теряет мужества и терпения, пока Господь не отнимет от него наказания и положить оное на врагов ( Ис.51:17–23 ). Четвертая речь, гл. 52:1–12. Перемена рабства Иерусалима на власть, плена на свободу.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Ответ Бога на молитву звучит в Ис 65-66. Восстановление храма угодно Богу только в том случае, если люди верны Его заповедям. Самому Богу храм не нужен. Весь мир - Его храм (66. 1-4). Господь отвергает упреки в молчании и объясняет, что беды народа - это справедливый суд за совершенные культовые преступления (65. 1-7). Возрождение, которое предвозвещает Господь, не ограничится избранными. Его цель - преображенный мир, новая тварь, новое небо и новая земля, Царство Божие. Существующему миру Господь противопоставляет новую землю и новое небо, все прежнее «уже не будет воспоминаемо». В Ис 65. 8-16а и 66. 1-6, 14б - 17 описаны те, к кому обращен ответ Бога: «рабы» и «избранные» Господа отделены от тех, кто оставил Господа и уклонился в идолопоклонство (ср.: 57. 3 слл., 7 слл.; 65. 3-7). В Ис 66. 7-14 те, к кому обращено обетование (65. 16б - 25),- это «сыны Сиона» (ср.: Ис 49-54; 60-62). Наконец, говорится, что разделение между праведниками и грешниками не только произойдет в Израиле, но в согласии с обетованием о творении новой земли и нового неба совершится во время всеобщего Суда над «всякой плотью» (66. 16, 18-24; ср.: 40. 5; 49. 26), и народы поклонятся Господу (ср.: 56. 2-8).. К. В. Неклюдов И. п. к. в библейской и межзаветной литературе В Ветхом Завете В 2 Пар 32. 32 говорится о видении прор. Исаии, автор, очевидно, знаком с содержанием рассказа Ис 36-39 (ср.: 4 Цар). И. п. к. упоминается в «гимне отцам» в Книге Иисуса, сына Сирахова, когда речь идет о царе Езекии (Сир 48. 17-25), при этом не только говорится о пророчествах Исаии (Ис 36-38), но и описаны эсхатологические видения глав 24-27 и 45-55. Букв. заимствование из Ис 3. 10 LXX имеется в Прем 2. 12. К этим немногим очевидным ссылкам иногда добавляют формальные или тематические соответствия из лит-ры премудрости. Так, Прем 3. 13 («Блаженна неплодная неосквернившаяся... она получит плод при воздаянии святых душ») напоминает Ис 54. 1 («Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа...»). Прем 3. 14, возможно, развивает мысль Ис 56. 4-5. Точно так же Сир 36. 11-12, судя по всему, соотносится с Ис 49. 4-6, Сир 36. 17 - с Ис 52. 10 или 45. 22 ( Beentjes. 1989). И. п. к. упоминается в др. пророческих книгах. Стих Мал 3. 1 («Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною...») близок к Ис 40. 3 («Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему») (ср.: Мк 1. 2, где оба стиха объединены именем Исаии). Последовательность обетований Зах 12. 10-13. 1 совпадает с последовательностью обетований 4-го гимна Раба Господня. Этот ряд примеров можно продолжить. Ветхозаветные апокрифы

http://pravenc.ru/text/674802.html

Глава 62 1–5. Промыслительные заботы Мессии о водворении в Его церкви света правды и ее высшем прославлении. 6–7. Призвание к той же деятельности и особых священных стражей. 8–12. Особенная охрана Богом интересов и благополучия Его народа. Глава эта, по общему мнению ее истолкователей, является естественным продолжением предыдущей и, подобно ей, говорит о славных судьбах новозаветной церкви, частнее – об особом Божественном промышлении и охране ее. Еще ближе со стороны своего содержания и самого изложения она примыкает к 54 гл. Исаии. Лицом, говорящим через пророка, здесь, как и раньше, выступает все тот же Воплощенный Господь, Мессия-Христос. Впрочем, существует еще и такой взгляд, что здесь объединены речи трех лиц: в первом отделе – самого пророка (1–5 ст.); во втором – Сына Божия (6–10), и в третьем – Господа-Вседержителя (11–12). Ис.62:1 . Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его и спасе­ние его – как горящий светильник. «Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь». Т. е. не прекращу Своих спасительно-промыслительных забот о духовном Сионе, пока не достигну цели своей деятельности – его просвещения, оправдания и спасения – говорит, устами пророка Мессия – Основатель новозаветной церкви (сравни подобные же параллели – Ис.42:14 ; Ис.57:11 ). «Сион» и «Иерусалим» употреблены, очевидно, как синонимы, что, вообще, обычно для пророка Исаии ( Ис.2:3 ; Ис.4:3–4 ; Ис.31:4–5 ; Ис.40:9 ; Ис.41:27 ; Ис.52 и др.), точно так же, как «Иаков» и «Израиль». Ис.62:2 . И увидят народы правду твою и все цари – славу твою, и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Го­с­по­да. «И назовут тебя новым именем». По свойству еврейского мировоззрения, «имя» – это самая сущность предмета; отсюда перемена имени отдельного ли человека, или целого народа – это крупнейшая перемена во всей их судьбе. Приурочивая эту перемену к самому Иерусалиму, мы, основываясь на контексте, можем догадываться, что его новое имя это – «город Господа, Сион святого Израилева» ( Ис.60:14 ). Относя же ее ко всему Израилю, или, собственно к христианам, как его духовному потомству, мы должны будем счесть за такое новое имя название его «народом святым» ( Ис.62:12 ), что вполне согласно и с новозаветными свидетельствами ( Рим.1:7 ; 1Кор.1:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   распространение Церкви по всей земле — Ис. 42:1-12,54:12-14;    непоколебимость и непреодолимость — Ис. 2:2-3; Дан. 2:44; Дан. 7:13; Зах. 9:9-11;    уничтожение зла, страданий — Чис. 24:17; Ис. 11:1-10;    утверждение радости — Ис.42:1-12,54:12-14,60:1-5,61:1-4;    воскресение плоти — Иов 19:25;    уничтожение смерти — Ис. 26 гл.; Ис.42:1-12,61:1-4; Зах. 9:9-11; Ос. 13:14;    познание Бога — Ис.2:2-3,11:1-10; Иер. 31:31-34;    уподобление Царства Мессии горе — Пс. 2; Ис.2:2-3,11:1-10; Ис. 26 гл.; Дан. 2:34;    торжество истины и справедливости — Пс. 71:10-17; Пс. 109:1-4; Ис.9:6-7,11:1-10; Ис. 26 гл.; Иер. 23:5;    слава торжествующей Церкви — Ис. 26-27 гл.    Иерусалим был ханаанским городом «Ушалим» («основанный богом Шалемом»). Он известен по аккадским документам XIV века до Р.Х. (переписка Телль-эль-Амарна). Библейское предание видит в нем город Мелхиседека, современника Авраама (См. Быт. 14:18), и отождествляет его местонахождение с горой Мориа, на которой Авраам совершил жертвоприношение.    Согласно пророчествам, Илии предстоит снова прийти перед концом мира, чтобы обличить лживость антихриста. Тогда он претерпит мученическую смерть.    Вероятно, Ксеркса (485—465 гг.).    Антиох, претендуя на божественные почести, назвал себя «Киифаиом» — что значит «явление бога». За свои лютые преследования верующих он стал прообразом грядущего последнего гонителя веры — антихриста. Апостол Павел, говоря об антихристе, предсказывает, что он сядет в храме Божием, выдавая себя за Бога (2 Фес. 2:4). Напоминая подобный случай с Антиохом, Иисус Христос, говоря о «мерзости запустения» святилища храма Божия, предсказанном пророком Даниилом (см. Дан. 9:27; Мф. 24:15), напоминает такое состояние Иерусалимского храма при Антиохе Епифане. Антиоха постигла лютая болезнь, от которой он умер, будучи заживо съеденным червями.    Слово «кафизо» на греческом значит «сидеть».    Греческий перевод Библии III века до Р.Х.    Событие это, хотя чрезвычайно редкое, но возможное. Есть киты, которые доходят до 30 метров длины. Желудок этих китов имеет от 4 до 6 отделений, в любом из которых могла бы свободно поместиться небольшая группа людей. Киты дышат воздухом и имеют в голове воздушную запасную камеру размером в 25 кубических метров. Иногда находили животных и людей живыми в голове таких китов. Кит-акула, достигающая 24 метров, тоже может вместить в себе человека, не повредив его физически.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Талмуд и мидраши часто обосновывают или иллюстрируют словами из И. п. к. нек-рые аспекты иудейской веры. Так, в мидраше на Исход в полемике с христианами слова Ис 44. 6 могут подчеркивать идею о единстве Бога («кроме меня нет Бога, ибо нет у Меня сына»; ср.: Шемот Рабба. 29. 5). Др. пример в мидраше на Числа: отказ Моисея построить храм Господу (Исх 25. 8) обосновывается словами Ис 66. 1 («небо - престол Мой») и это должно свидетельствовать, что весь мир не может вместить Его слово (Вайикра Рабба. 12. 3). Очень часто словами прор. Исаии раввины выражали учение о любви Божией. Бог хочет оправдать, а не осудить Свое творение (ср.: Ис 42. 21; Иез 33. 11; Шемот Рабба. 9. 1). Сравнение Торы с водой (Шир ха-Ширим Рабба. I 2. 3) на основании образа Ис 55. 1 («Жаждущие! идите все к водам...») Талмуд комментирует следующим образом: «Как вода оставляет высоты и течет вниз, так слова Торы оставляют гордого, но остаются с кротким» (Вавилонский Талмуд. Таанит. 7a). Начальные стихи Ис 60 служат иллюстрацией к учению о призвании Израиля стать светом народов (Шир ха-Ширим Рабба. I 3. 2), а иногда - о пришествии мессианского царя (ср.: Песикта Раббати. 36. 2). Слова Ис 14. 1 («Близко время его, и не замедлят дни его, ибо помилует Господь Иакова... и поселит их на земле их, и присоединятся к ним иноземцы…»; ср. также: Ис 56. 3-6) свидетельствуют, согласно раввинам, об открытости Израиля по отношению к др. народам (напр.: Шемот Рабба. 19. 4). Тексты песней Раба Господня используются раввинами нечасто, за исключением, возможно, гл. 53, понимаемой ими как указание на Моисея (Вавилонский Талмуд. Сота. 14a; ср.: Ис 32. 32), и в таргумической интерпретации текста Быт 22, смысл к-рого толкуют как жертву Исаака ( Vermes. 1973. P. 202-203; Rembaum. 1982. P. 290; McLain. 1990). Автор Таргума Псевдо-Йонатана на Книгу Пророков часто говорит о Торе и об исполнении пророчеств (напр.: Ис 1. 18; 2. 5; 5. 3, 13, 20; 9. 6; 24. 1; 32. 6; 33. 13; 40. 29; 42. 7; 50. 10; 57. 19; 63. 17 и др.). Очевидно и характерное для всех таргумов стремление по возможности исключить антропоморфизмы в описании действий Бога, заменяя их ясными понятиями («слово», «слава», «присутствие»). Так, слова Господа «Я… скрывал лицо» переводятся как «лишил Моего присутствия» (57. 17; ср.: 8. 17; 54. 8; 64. 7 и др.). Смягчаются выражения, в к-рых обличается неверность Израиля. В Ис 41. 14 («Не бойся, червь Иаков, малолюдный Израиль...») исчезают уничижительные эпитеты; в Ис 6. 9 заповедь укреплять сердце народа («слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите») становится просто утверждением: «Говори этому народу, который слышит, но не понимает!» (ср.: Evans C. A. The Text of Isaiah 6. 9-10//ZAW. 1982. Bd. 94. N 3. S. 415-418).

http://pravenc.ru/text/674802.html

В этот день скажут народы: се, «Бог... Спас наш» ( Ис.12:2 ), «се... Господь со крепостию идет» ( Ис.40:10 ). Он избавит нас от скорби. «И прозовут тя именем новым, имже Господь наименует тя» ( Ис.62:2 ). «Сион же», горько рыдая, «речет» тогда: «остави мя Господь», потому что прогневал я Его, «Бог забы мя» и отверг меня ( Ис.49:14 ). «Еда забудет» матерь грудное дитя свое, «еже» (чтобы) «не иомиловати изчадия» (сына) «чрева своего», не приласкать и не обнять любимый плод, который ею рожден? ( Ис.49:15 ). «Аще жсе и забудет» сих жена, «но Аз не забуду тебе» во век. «Се, на руках Моих написах» высокие «стены твоя», Иерусалим ( Ис.49:15–16 ). Прощена теперь неправда твоя, по смирении твоем скоро будешь возвеличен. «Се, Аз уготовляю тебе анфракс» (рубин) «камень твой и на основание твое сапфир. И положу забрала твоя иаспис» (яшма), «и врата твоя камение кристалла, и ограждение твое камение избранное» ( Ис.54:11–12 ). Средину твою, Иерусалим, наполню богатствами, сокровищами и драгоценностями, ясписами (яшмой), жемчужинами, кристаллами и вириллами (бериллами). Агатами наполню жилища твои и лучшим золотом чертоги твои, и будут «вся сыны твоя» и дщери твоя «научены Богом» ( Ис.54:13 ). Умножатся мир в чертогах твоих и правда на стогнах твоих. Пред лицом многих народов освящу тебя и вселюсь в тебя. «И пойдут людие светом твоим, и языцы светлостию твоею» ( Ис.60: 3 ). Ко славе Моей дал я тебя среди народов и к прославлению Моему среди языков ( Ис.63:7 ). Вот, расширяю в тебе кущу Мою, посреди тебя водружаю колия (колодцы) Мои. Распространю и расширю узлы (ветви) твои, раскину в тебе покровы Мои ( Ис.54:2 ). Среди тебя «будет вселение Мое, и дам освящение Мое», и «во век буду» тебе «Бог» ( Иез.37:27 ). «Зде вселюся, яко изволих, и ловитву его благословляяй благословлю... и возращу рог Давидови», и спасение Мое не отступит от него ( Пс.131:14–17 ). За то, что Иерусалим пришел в смятение от восклицания младенцев, Церковь соберет младенцев, и восхвалят они Меня своими: «Осанна!»

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tv...

И восставлю судии твоя якоже прежде (Ис. 1:26), как во времена Давидовы. Сион… с судом… спасется , то есть или судом, который постигнет Вавилон, или по исполнении времени рабства, какое Божественным правосудием назначено Иудеям. И пленение его (Ис. 1:26–27) с правдою . Сион избавится за правду Даниила, Зоровавеля и других подобных им праведников. Занеже постыдятся о идолех своих, ихже сами восхотеша ; постыдятся, потому что эти идолы не избавляют их; и посрамятся (Ис. 1:29) о кумирах, которых сами себе сделали; посрамятся, потому что кумиры эти не избавили их от плена, не помогли им в скорбях. Будут бо яко теревинф (особое дерево, принадлежащее к семейству фисташковых) отметнувый листвия (своя) . Они лишатся всякой помощи, подобно теревинфу, у которого от зноя падают листья, и яко вертоград не имый воды (Ис. 1:30) во время жара. И будет крепость их яко стебль изгребия (льна), то есть крепость непокорства их, и делания их, яко искры огнепныя (Ис. 1:31), которые упадают в изгребие, и все обращается ими в пепел.   Глава 2 Будет… гора дома Господня поставлена на версе гор (Ис. 2:2). На горе Исаак спасен от заклания; место это купил Давид у Иевусеянина Орны (2 Цар. 24:24). А гора оная есть Голгофа, где вместо преобразовательных жертвенников водружен истинный жертвенник — Крест, и на нем принесена истинная Жертва. И возвысится превыше холмов (Ис. 2:2). Так Крест возвысился над всеми языческими чтилищами (капищами). И пойдут языцы мнози (Ис. 2:3), взыщут Господа, будут поклоняться Ему, как и Иаков сказал: Той чаяние языков (Быт. 49:10). И раскуют мечы своя на орала (Ис. 2:4). Поелику водворится у них великий мир, то вместо бранных оружий сделают себе орудия для возделывания земли. Приидите, пойдем светом Господним (Ис. 2:5), то есть в законе Господнем. Остави бо люди своя, дом Иаковль: зане якоже из начала (Ис. 2:6) исполнены люди нечестия. Пророк говорит или о том времени, когда Евреи были в Египте, или о том, когда Ассирияне пришли и пленили Израильтян. И волхвуют как Филистимляне; волхвуют те, которым заповедано: да не обрящется в тебе… волхвуя волхвованием (Втор. 18:10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010