Ис.51:13 . и забываешь Го­с­по­да, Творца своего, распростершего небеса и основав­шего землю; и непрестан­но, всякий день страшишься ярости при­теснителя, как бы он готов был истребить? Но где ярость при­теснителя? «И забываешь Господа Творца своего, распростершего небеса и основавшего землю». Сильное контрастное сопоставление: люди ежедневно трепещут пред временной и кажущейся силой какого-нибудь человеческого ничтожества, но основательно забывают действительную силу Творческого Всемогущества. Учение о Боге, как Всемогущем Творце мира – тоже весьма характерно для пророка Исаии ( Ис.40:22 ; Ис.42:5 ; Ис.44:24 ; Ис.45:12 и др.). Ис.51:14 . Скоро освобожден будет плен­ный, и не умрет в яме и не будет нуждаться в хлебе. Дает подтверждение мысли о грядущем спасении от Бога. Быть может, в нем говорится об египетском плене и бедствиях Израиля во время странствования его по пустыне Аравийской (крастели 69 , манна); но вероятнее – это просто образ всякого тягостного состояния, взятый из тогдашних обычаев сурово обращаться с пленными (держать их в подземельях и морить голодом). Ис.51:15–16 . Торжественное повторное обещание заступления и помощи от Бога Его верному Сиону. Ис.51:15 . Я Го­с­по­дь, Бог твой, воз­муща­ю­щий море, так что волны его ревут: Го­с­по­дь Саваоф – имя Его. «Я – Господь Бог твой... Господь Саваоф – имя Его». Вот, основание и вам надеяться на Меня и Мне – помочь вам: ибо Я – всесильный и Всемогущий Бог ваш, а вы – Мой избранный народ (ср. Ис.54:5 ). Ис.51:16 . И Я вложу слова Мои в уста твои, и тенью руки Моей по­крою тебя, чтобы устро­ить небеса и утвердить землю и ска­за­ть Сиону: «ты Мой народ». «Я вложу слова Мои в уста твои и тенью руки Моей покрою тебя». Здесь подробнее раскрываются промыслительные отношения Господа к Израилю. В одном из важнейших мессианских пророчеств Пятикнижия ( Втор.18:18 ) начало данного стиха – «Я вложу слова Мои в уста Его» – изложено почти буквально и отнесено к личности Великого Пророка, по подобию Моисея, т. е. к Самому Мессии. Отсюда, можно заключать, что и повторение этих слов описывает события мессианской эпохи.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Вьюков В. А., обн. протоиерей г. Тулы 240 Гавриил (Асташевский), обн. архиепископ 309, 421, 715 Гавриил (Барский), обн. архиепископ 716 Гавриил (Владимир) (Киперман), обн. архиепископ 498, 499, 718–719 Гавриил (Воеводин), обн. архиепископ 256, 275, 309, 340, 616, 716–718, 894 Гавриил (Ландышев), обн. архиепископ 420, 719–720 Гавриил (Ольховик), обн. епископ 56, 531, 586, 588, 592, 721–722, 1016 Гавриил (Петров), митрополит Санкт-Петербургский 134, 176, 506, 999, Гавриил (Рогут или Рогун), обн. архиепископ 532, 720 Гавриил (Свидерский), обн. архиепископ 309, 504, 508, 721 Гавриил, Алтайский см. Гавриил (Воеводин), обн. архиепископ Гавриил, епископ Барнаульский см. Гавриил (Воеводин), обн. архиепископ Гаврилов А., обн. диакон Рязанской епархии 242 Гаевский П. В., протоиерей 441 Галкин Александр Владимирович, заместитель председателя Верховного суда при Президиуме ВЦИК 35 Галкин Михаил Владимирович (Горев М.) 75, 111, 266–268, 283, 287, 298, 984 Гамалея 140 Гамалиил 142 Гапон Георгий Аполлонович, петербургский священник 224 1 " арнак, проф., немецкий издатель святоотеческих творений 119 Гебгард. немецкий издатель святоотеческих творений 119 Геккер Ю. Ф., проф. 482 Гексли 347 Геннадий или Гавриил (Марченков), бывш. обн. епископ 722–723 Георгий (Георгиевский), обн. епископ 723–724 Георгий (Добронравов), обн. митрополит 344, 361, 362, 402, 419, 441, 454, 474, 724–725 Георгий (Жук), обн. митрополит 309, 419, 422, 437, 620, 725–726 Георгий (Константиновский), бывш. обн. архиепископ 588, 726 Георгий (Крашенинников), обн. архиепископ 421, 727 Георгий (Лапшин), обн. архиепископ 727–728 Георгий (Шрамков), обн. епископ 728–729 Герасим (Строганов), обн. архиепископ 419, 441, 449, 499, 729–730 Г " ервасий (Малинин), бывш. обн. архиепископ 730–731 Герман (Никольский), обн. епископ 731 Гермоген (Долганев). епископ, свмч. 180 Гермоген (Кожин), митрополит 58, 60, 448–450, 529, 530, 555, 562, 568, 570, 571, 585, 586, 587, 598, 599, 685–687, 824 Гермоген (Лебедев), обн. архиепископ 732 Гермоген, патриарх Московскмй, свмч. 481, 545, 546

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Стремясь укрепить свою власть в Риме, в 308 г. М. даровал офиц. статус своему сыну Валерию Ромулу, которому было ок. 13 лет. Ромул занимал пост консула в 308 и 309 гг., носил титулы clarissimus puer (чистейший мальчик) и nobilissimus vir (благороднейший муж). Но в 309 г. Ромул неожиданно умер, что стало большим ударом для М. Сын был похоронен в мавзолее на вилле М., обожествлен рим. сенатом; в его честь был построен храм в виде ротонды на Римском форуме. Имп. пропаганда М. преподносила умершего Ромула как воплощение древнего основателя Рима. После гибели М. храм использовался как ларарий (сокровищница) храма Венеры и Ромы. В 20-х гг. VI в. папой Феликсом IV он был перестроен в ц. святых Космы и Дамиана. Недалеко от своей виллы М. также построил цирк, названный именем сына. Ок. 308 г. в Риме произошел пожар, пострадал храм Фортуны. По сведениям Зосима, из-за этого в городе случилось всеобщее смятение, во время к-рого некий солдат был убит толпой за то, что произносил хулу в адрес богов. Воины из числа преторианских когорт, разгневанные гибелью своего товарища, устроили избиение граждан, личное вмешательство М. прекратило беспорядки (Ibid. II 13). Евсевий Памфил упоминал об этих событиях совсем иначе и считал, что М. сам был инициатором нападения солдат на горожан ( Euseb. Hist. eccl. VIII 14. 3; Idem. Vita Const. I 35). Ок. 309 г., вероятно из-за мятежа Домиция Александра, в городе был дефицит хлеба и голод ( Idem. Vita Const. I 36). Отношения М. с христианами также были сложными. В годы его правления христ. община была охвачена спорами кафолической и донатистской партий (см. ст. Донатизм ), перераставшими в кровавые столкновения. В 309 г. из-за беспорядков М. приказал выслать из Рима еп. Маркелла I , а спустя нек-рое время, когда столкновения прекратить не удалось, были сосланы на Сицилию преемник Маркелла свт. Евсевий и лидер донатистов Ираклий. В последние годы правления М. значительная часть населения Рима уже была им недовольна. Летом 310 г. Максимиан Геркулий поднял мятеж против Константина в Арелате (ныне Арль, Франция), но потерпел поражение и покончил с собой (Panegyr. lat. VI 14-20; Lact. De mort. persecut. 29-30, 42; Euseb. Hist. eccl. VIII 13, 17; Idem. Vita Const. I 47). После гибели Максимиана союз между М. и Константином сменился все возраставшей враждой. Хотя нет точных сведений о взаимоотношениях М. и его отца после бегства последнего в Галлию, но все же возможно, что какая-то форма общения между ними сохранялась. М. был чрезвычайно разгневан гибелью отца и обвинил в этом Константина. Рим. сенат объявил Максимиана божественным; М. начал выпуск монет с его изображением. В 310 г. Галерий известил о новом распределении титулов между императорами и провозгласил, что августами отныне считаются он сам, Лициний, Константин и М. Тем самым статусы М. и Константина были наконец официально уравнены, что могло на время продлить мирные отношения между ними.

http://pravenc.ru/text/2561546.html

24) Переяславская семинария учреждена в 1738 году, по требованию Св. Синода, и сформировалась весьма быстро, благодаря тому обстоятельству, что незадолго перед тем Переяславская епархия составляла викариатство и как бы часть Киевской епархии и имела достаточный контингент как учеников, так и учителей, учившихся или окончавших курс в Киевской Академии и отчасти в Черниговском Коллегиуме. Поэтому в Переяславе сразу же образовалась полная низшая семинария по реторику включительно 587 ). Высшие классы философии и богословия здесь вовсе и не открывались в данный период. Учителя набирались не исключительно из монашествующих лиц, но весьма часто и из белых священников и светских студентов. Учителя эти, за немногими исключениями, менялись каждый учебный год и, по-видимому, обязательно отбывали учительскую повинность по назначению местного преосвященного. Перечислим иввестных нам учителей и префектов этой семинарии. Журовский Иоанн, иерей, учитель пиитики и реторики и префект в 1738–9 году. Древецкий или Деревецкий Стефан, иерей, в 1738–9 году учитель синтаксимы и грамматики, в 1739–40 г., учитель пиитики и реторики и префект. Рисиевич Иоанн, иерей, в 1738–9 году учитель фары и инфимы, в 1741–2 г., учитель реторики и префект. Богданович Козма, студент богословия, в 1739–40 г. учитель грамматики и синтаксимы 588 ). По принятии монашества с именем Климента, в 1743–47 г.г. был учителем в Киевской Академии, а в 1747 году учителем философии в Смоленской семинарии 589 ). Прокопович Симеон, из Киевских студентов, в 1739–40 г. учитель фары и инфимы, в 1740–41 г. грамматики и синтаксимы. Исаевич Михаил, пресвитер, из студентов философии, в 1740–41 г., учитель пиитики и реторики и префект. Горлянский Трофим, из студентов философии, в 1740–41 годах учитель фары и инфимы 590 ). Малиновский Алексей, из Киевских студентов, в 1741–42 г. учитель синтаксимы и пиитики, в 1742–43 г. учитель реторики и префект 591 ). Гошкевич Филипп Стефанов, иерей, из Киевских воспитанников, в 1741–42 годах учитель инфимы и грамматики, в 1742–43 г. пиитики 592 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

По приведении к присяге и взятии подписки игумену Петру была дана ставленническая от Святейшего Синода грамота и паспорт, и о назначении извещены указами дикастерия и московская синодальная В октябре 1738 года игумену Сретенского монастыря Петру (Котляревскому) было разрешено Святейшим Синодом, " когда он возымеет охоту, предиковать (проповедывать) в Успенском соборе, монастырских и приходских В делах 1739 года сохранилась ведомость о количестве престолов и духовенстве в монастырях: в Сретенском монастыре значилось четыре престола, три иеромонаха, а иеродиаконов, как указано, 11 марта 1739 года в 7 часов утра в соборную летнюю церковь Сретенского монастыря ворвались воры. Неизвестно, каким образом они проникли в собор (так как двери и окна оказались неповрежденными). Они сняли драгоценные украшения с трех образов Владимирской Божией Матери: с одного - " жемчужную с запаны и мелким каменьем " ; с другого - убрус с ожерельем, низанным мелким жемчугом, с третьего - такое же (то есть низанное мелким И.Ф. Токмаков в " Кратком историческом очерке московского Сретенского монастыря " писал, что игумен Петр 14 марта 1739 года обращался в канцелярию синодального правления с просьбою о назначении караула для охранения богатой ризницы обители, а также и храмов. Из донесения игумена видно, что в то время в обители было три человека. 6 июня того же года определены были два отставных солдата для охранения ризницы и прочих драгоценностей В июне 1740 году по указу ее императорского величества и определению московской синодальной канцелярии игумен Петр (Котляревский) и копиист московской консистории Василий Ширяев описывали ризницу Сретенского монастыря, сравнивая с описью, составленной ранее архимандритом Златоустова монастыря Лаврентием. " По свидетельству с тою описью явилось верно, кроме похищенного после той описи воровскими людьми, о котором похищении имеется в духовной дикастерии доношение и при нем осмотр, а деньги, которые показаны архимандритом Лаврентием в описи, данные по смерти синодального дворцового приказа секретаря Ивана Черного на перелитие в Сретенском монастыре большого колокола, 50 рублей, сборные церковные 25 рублей после большого пожара употреблены на монастырское строение, а братские, взятые с монастырской земли, 20 рублей разделены по братии, а что сверх той описи вновь прибыло, дан при сем доношении реестр "

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Амфилохий , 1855–8. Алексий , 1859–69. 4 Болдин Троицкий, от Дорогобужа в 15 верстах, основан св. Герасимом в 1528 г. Ныне 3-го класса. [III,413.] Игумены Св. Герасим Болдинский, 1528, 42. Иосиф , бывший 1569. Антоний 11 окт. 1585 хирот. в епископа Вологодского. Георгий , 1585–87. Феогност , 1598. Феоктист , 1602 и 3; 15 янв. хирот. в архиепископа Тверского. Корнилий , 1603 и 4. Нил (строит.) 25 янв. 1616. Ефрем Потемкин (строит.) 1660. Феодосий (строит.) определён 26 апр. 1661; упом. 1663, 65, 68, 1665–88. Виктор , 1686–99, окт. Архимандриты Сергий , 1713. Артемий , 18 мая 1739. Лука Чигиринский (игум.) 1739–40, перев. в Смоленский Троицкий. Исаия Залескович , 1765–67. Игумены Поликарп Павловский , 1767–70, перев. в Смоленский Троицкий. Варлаам Заворицкий , 1770–80. Иоасаф Рагозинский , архим. (Ист. Uep. III, 414 ). Никодим , 1838–59. Авраамий , 1860–69. 5 Бизюков Крестовоздвиженский, от Дорогобужа в 9 верстах, основан около 1621 г., 29 окт. 1688 приписан к патриаршему дому (Ист. Uep. II, 579 ). Некогда ставропигиальный. Упразднён 4 дек. 1803 и перев. в Екатеринославский Григорьевский. [II, 570; III, 351.] Игумены Гедеон , в дек. 1647. Кирилл (строит.) 31 мар., апр. 1655. Сергий Салтыков (строит.) 1648, 1655, 1666. 171 Феофил , 1683. Дионисий , 1688. Варфоломей , 1688–90. Евфимий , 1692–98. Архимандриты Иоасаф Дранник перев. из Буйницкого Святодухова, игум. с 1699; архим. с 25 янв. 1705; в 1712 перев. в Колязин. Иоаким , в 1712 и 13. Иоасаф , 1718–20. Иннокентий Лапицкий , 1720–31. Иоасаф Маевский в 1731 перев. из Колязина, а в 1735, преданный суду, лишён сана; произведён, и с 1745 архим. Киево-Межигорского. Артемий , 1739 и 40. Феофилакт , 1742 и 43. Мельхиседек Борщов , бывший архим. Пафнутиевский, с 1744; † 1748. Авраамий Галицкий , 1748–57. Панкратий Чарныйский , из Лужецкого, с 1757, а 4 сент. 1761 перев. в Черниговский Елецкий. Гедеон Сломинский 4 сент. 1761 перев. из Черниговского Елецкого, и вскоре в Пустынно-Николаевский. Геннадий , 1761 и 62. Иов Малеевский 2И февр. 1763 перев. из Черниговского Елецкого, а в 1766 уволен на покой в тот же мнтрь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

908 (Та же формулировка была повторена двадцать лет спустя в ст. 11 Константинопольского договора от 5 ноября 1720 г. 909 и в «артикуле» того же номера Белградского договора от 18 сентября 1739 г.) 910 Таким образом, мы видим, что с Петром Великим окончилась эпоха чисто благотворительного отношения московских царей к проблемам православного Востока. С этого времени, нисколько не отменяя той щедрой благотворительности, которой характеризовались русско-иерусалимские связи XVI-XYH вв„ Россия «прописывает» для себя и своих политических партнеров Восточный вопрос отдельной статьей дипломатических трактатов. С этой точки зрения понятно, что, перестраивая отношения Церкви и государства, подчиняя служение Церкви интересам государства, Петр проводил эту линию и во внешней политике. В целом, следует сказать, что в течение всего XVIII в., вовлеченная своей борьбой с Турцией в перипетии Восточного вопроса, Россия умело использовала в своей дипломатии комбинацию религиозных и политических мотивов. Тот же Петр I в период Прутской кампании (1711 г.) активно подчеркивал религиозный аспект похода, рассчитывая на восстание угнетенных православных народов европейской Турции. Лишь неудачный исход кампании привел к тому, что ни в Прутском прелиминарии 21 июня 1711 г., ни в дальнейших переговорах 1711–1713 гг. (в Константинополе и Адрианополе) религиозных вопросов не поднималось. Константинопольский трактат от 16 ноября 1720 г. в своих тринадцати артикулах повторяет пункты соглашения 1700 г. То же необходимо сказать о Белградском договоре 1739 г. Белградский урок важен и в другом отношении. Если Россия, после побед Х.А. Миниха, смогла добиться лишь реабилитации своих дипломатических достижений сорокалетней давности, то для Франции мир 1739 г. означал политический триумф: в следующем году правительство Людовика XV добилось от Порты не только новых капитуляций и особых прав для латинских монахов и французских паломников в Святой Земле, но и в целом смогло поднять правовой статус католиков в Турецкой империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

выполнил проект 9 сараев, длина самого длинного из которых 105 м. На их месте архит. Чевакинский (после смерти К. архитектор Адмиралтейств-коллегии) спроектировал ряд каменных складских зданий, сохранив основные планировочные идеи своего учителя. К. занимался укреплением берега Военной гавани в Кронштадте, инспектировал строения Сестрорецкого оружейного завода и Московской парусной фабрики. Церковь вмч. Пантелеимона в С.-Петербурге. 1735–1739 гг. Фотография. 2010 г. Церковь вмч. Пантелеимона в С.-Петербурге. 1735–1739 гг. Фотография. 2010 г. К. приписывается сооружение ц. во имя вмч. Пантелеимона на Партикулярной верфи Адмиралтейств-коллегии напротив Летнего сада, на левом берегу р. Фонтанки (совр. ул. Пестеля, д. 2а). Церковь построена в 1735-1739 гг. на месте мазанкового храма параллельно с реконструкцией корпусов верфи, в к-рой участвовал К. Однако документы, подтверждающие авторство К., не обнаружены ( Иогансен. 1997. С. 213). Церковь посвящена святому, память к-рого совпала с днями побед рус. флота при Гангуте (1714) и Гренгаме (1720). Как и построенный в том районе храм во имя святых Симеона и Анны (1731-1734; архит. Земцов), Пантелеимоновская ц. является купольной базиликой. По плану она приближается к традиционному 4-столпному храму с дополнительными зап. компартиментами и доминирующим центральным куполом. Восьмигранный барабан поставлен на вост. трансепт. Т. о., архитектор храма вернулся к распространенному в XVII в. 3-частному принципу построения церковного здания «кораблем»: колокольня над обширным притвором, протяженная трапезная и четверик с полуциркульной в плане алтарной апсидой. В общей композиции 2-ярусная колокольня уравновешена массивным барабаном основного объема. Оба они завершены куполами шлемовидной формы, увенчанными фонариками с яблоками, колокольня имеет невысокий шпиль. В сдержанном декоре выделяются пилястры тосканского ордера. Не исключено, что на облик храма оказали влияние здания московских бесстолпных церквей с трапезной (такого типа как ц.

http://pravenc.ru/text/2458725.html

Большинство из них оставались деревянными, а в шести монастырях и пустынях не было даже каменных церквей. 147 С какой бы стороны ни посмотреть на состояние и положение казанских монастырей, нельзя не убедиться, что монахам в половине XVIII в. жилось тяжело, а самые монастыри, потеряв прежнее значение и крайне урезанные в средствах, клонились к упадку. Быть может упадок этот искусственно поддерживался, чтобы легче осуществить сложную реформу 1764 года, изменившую как внешний так и внутренний строй монастырей вообще, казанских в частности. Многие из казанских монастырей и пустынь пред 1764 годом не процветали, а влачили свое существование. Таков Тихвинский Царевосанчурский монастырь: в нем было две деревянные церкви, две деревянные ветхие братские кельи – длиной 2½ саж. и шир. 2 саж. В монастыре по древнему установлению должен быть игумен, а на лицо в 1739–1741 г. были только один монах, да бельцов: поп, дьякон и дьячок. Об угодьях и денежных доходах такого монастыря не может быть речи. 148 Вместе с ослаблением внешнего величия монастырей слабело величие самого монашества. Достаточно припомнить указ Петра от 5 февраля 1724 года о сокращении числа архимандритов и определении в монастыри, вместо наместников, приказных. Только знатные, богатые монастыри или те, в которых имелись чтимые святыни, напр. гроб святого, могли рассчитывать иметь своим настоятелем архимандрита. 149 Петровские распоряжения о монастырях и духовенстве постоянно держались на мысли сократить «меру чести» русской церковной иерархии и вообще нужно заметить, что нигде так последовательно не проводились мысли Петра, как в указах о монастырях и монашестве. О внешнем состоянии Казанских монастырей в настоящей статье мы говорим на основании ведомостей 1739–1741 года. Эти ведомости могут быть названы предшественницами монастырских ведомостей, составленных пред самой секуляризацией церковных имуществ и учреждением штатов 1764 года. Посредствующих ведомостей уже не встречается. Ведомости 1739–1741 года официально называются краткими.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Но и 1752 год вызывает определённые сомнения, так как не вписывается в исторический контекст произошедших в то время событий — сильное землетрясение 1738 года (с задокументированными сильными повреждениями построек по всей стране) и разрушение Кишинёва в 1739 г. (боевые действия русско-турецкой войны 1735-1739 г.г). В результате вышеописанных событий старая церковь, стоявшая на этом холме, была разрушена. За восстановление её взялся Василий Мазараки. От 1739 до 1752 года прошло целых 14 лет, то есть довольно большой срок для восстановления достаточно важной церкви для Кишинёва. Логичней предположить, что на упомянутом выше камне была высечена дата 1742, тем более, что в используемых числительных того времени цифры 40 и 50 очень схожи. В любом случае, как уже упоминалось, точной даты строительства у нас пока нет, и всё что известно - это то, что она была построена во времена Василия Мазараки, умершего около 1755 г. Ещё один интересный факт. Сейчас престол храма освящён в честь Покрова Божией Матери (с 1950-х г.г, когда она была передана старообрядческой общине города). До этого престол был освящён в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Но во времена Мазаракия храм был известен как церковь Святых Иоакима и Анны. Это нам известно по плану, составленному русскими военными в 1789 г. История с внешним видом церкви тоже не так проста. Попади мы сейчас в Кишинёв конца XVIII в., то многие бы и не сразу признали этот храм. У него бы не было того притвора, который пристроили к уже существующему в XIX в. И, самое интересное, первое, что мы бы заметили - это главу, возвышающуюся над храмом, выше самой колокольни. Именно в таком виде Мазаракиевская церковь представлена на карте 1800 года, и это не просто символическое обозначение ещё одной из церквей города - на этом плане здания обозначены отдельными рисунками, отображающими в общем их внешний вид. Долгое время считалось, что нынешнюю колокольню пристроили гораздо позже основного здания. Но это не так, нынешнее здание церкви изначально было построено уже с колокольней.

http://sobory.ru/article/?object=34025

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010