В конце 40-х годов в Казанской церкви служил епископ Лысковский Иов (Кресович), викарий Нижегородской епархии и предшественник нынешнего епископа Силуана (Глазкина). Адрес : Россия, Нижегородская область, г. Лысково, ул. Головина, д. 2 Телефон: Телефон: 8-831- 49- 5-96-44 Подробнее... Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Городец) [ править править код ] Кладбищенская церковь в честь Покрова Пресвятые Богородицы была выстроена в 1824 году тщанием прихожан Троицкого собора. Строительство было начато в 1822 году и успешно окончено за два года. Здесь в отношении даты постройки данного храма никаких разногласий нет. Однако встречается мнение, что церковь в честь Покрова Пресвятые Богородицы была приписана к Городецкому Феодоровскому монастырю и входила в его комплекс. Однако, никакими архивными данными это не подтверждено, и, очевидно, основывается подобная точка зрения на территориальной близости церкви и кладбища от месторасположения монастыря. На кладбище Покровской церкви хоронили прихожан Троицко-Никольского собора и Спасской церкви. Церкви -памятники архитектуры, они несли и поныне несут не только культовые функции, но и функции центров общественной жизни. Церковь в честь Покрова Пресвятые Богородицы (или Покровская) явилась памятником защитникам Отечества в войне 1812 года. Многие жители Городца участвовали в той войне, многие погибли. Во многих российских городах и селах строились подобные памятники павшим героям и в честь победы над наполеоновской Францией. Адрес: Россия, Нижегородская область г. Городец пл. Пролетарская, 34 Телефон: +7 (83161) 9-24-85 , храм Подробнее... Храм святителя Алексия Московского (Зиняки) [ править править код ] Храм расположен в центре села Зиняки, на ровном рельефе и обращен западным фасадом к главной площади. Восточным фасадом церковь примыкает к территории сельского кладбища. Алексеевская церковь имеет широко распространенное симметрично-осевое построение: вдоль единой продольной оси запад - восток располагаются притвор (11,5x16,2 м), храмовая часть (18,5x23,2 м) и алтарь (габаритные размеры 3,5х22,5м). Церковь была построена с трехъярусной каменной колокольней над притвором, квадратной в плане с массивным цилиндрическим барабаном, увенчанным крупной луковичной главой.

http://azbyka.ru/palomnik/Нижегородская_...

В 1944 г. верующим в Татарской АССР был возвращен 1 храм, в 1945 г.- 10 храмов, в 1946 г. еще 3, в т. ч. Николо-Низская ц. в центре Казани, ставшая кафедральным собором. Епархиальное управление разместилось в 2-этажном деревянном доме на ул. Лесгафта, где находилось до 1975 г. В связи с жалобами духовенства на действия республиканского уполномоченного Совета по делам РПЦ Н. Клочкова Совет по делам РПЦ при СМ СССР 19 апр. 1950 г. рассматривал факты администрирования в отношении Церкви, верующих и духовенства в Татарской АССР (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 601). Дворцовая ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы в Казанском кремле. 1-я пол. XVIII в. Фотография. 2000 г. Дворцовая ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы в Казанском кремле. 1-я пол. XVIII в. Фотография. 2000 г. Решением Свящ. Синода от 26 дек. 1957 г. в удовлетворение ходатайства духовенства и верующих Марийской АССР Казанскому и Чистопольскому архиеп. Иову (Кресовичу) определено именоваться Казанским и Марийским, в связи с чем 2-й кафедрой епархии стал Воскресенский собор в столице Марийской АССР Йошкар-Оле (в 1919-1927 Краснококшайск, ранее Царёвококшайск). У архиеп. Иова возникали конфликты с властями, что констатировал в характеристике архиерея от 24 июля 1958 г. уполномоченный по делам РПЦ по Татарской АССР В. Сафин. 24 апр. 1960 г. по обвинению в уклонении от уплаты налогов, выдвинутому по инициативе уполномоченного по делам РПЦ по Татарской АССР, архиеп. Иов был приговорен к 3 годам лишения свободы. В 1960-1975 гг. епархией управлял Михаил (Воскресенский ;с 25 февр. 1963 в сане архиепископа). У последнего также были проблемы в отношениях с местными властями, 2 дек. 1960 г. владыка написал Патриарху рапорт о своем конфликте с уполномоченным Совета по делам РПЦ. Эти проблемы во многом вызваны тем, что еп. Михаил наряду с др. архиереями был не согласен с удалением клириков от участия в церковных советах (см. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 18 июля 1961 г. ). В 1958-1962 гг. в Казанской епархии были закрыты 6 храмов, из них 3 в Татарской АССР (осталось 13) и 3 в Марийской АССР (осталось 8). В Татарской АССР были закрыты церкви в селах Новомордове Куйбышевского р-на (1958), Тюрнясеве Тельмановского (ныне Нурлатского) р-на, Тавели Таканышского р-на (обе в 1962). В Марийской АССР совместными усилиями властей и благочинного республики прот. Георгия Козлова, вскоре снявшего с себя сан, в сент. 1960 г. был закрыт 2-й кафедральный храм епархии - Воскресенский собор в Йошкар-Оле. После этого статус 2-го кафедрального собора получила церковь, освященная в честь Рождества Пресв. Богородицы в с. Семёновка Медведевского р-на Марийской АССР (ныне в черте г. Йошкар-Ола), в которую по указу еп. Михаила (Воскресенского) от 15 дек. 1960 г. были перенесены престол и богослужебная утварь из Воскресенского собора. В 1961 г. в связи с упразднением Ижевской и Удмуртской епархии ее приходы были присоединены к К. е. (Ижевская епархия возобновлена в 1988).

http://pravenc.ru/text/1319802.html

XX в. совершались неоуниат. богослужения К нач. 1939 г. неоуниат. приходы в Польше распределялись по католич. диоцезам следующим образом: в Луцком католич. еп-стве - 16 приходов, в Пинском католич. еп-стве - 11 приходов, в Седлецком католич. еп-стве - 12 приходов, в Виленском католич. архиеп-стве - 9 приходов, в Люблинском католич. еп-стве - 8 приходов. Прихожан-неоуниатов насчитывалось не менее 10 тыс. чел. Примечательно, что если на территории «восточных кресов» униат. приходы равномерно распределялись в селах и в городах, то в наиболее полонизированных Люблинском и Белостокском воеводствах почти все униат. общины находились в селах. Исключение составляли неоуниат. общины в г. Бяла-Подляска (богослужения совершались в местном католич. храме св. Анны), в г. Янув-Подляски (богослужения совершались в католич. храме при вост. секции ДС) и в Люблине. После закрытия в 1934 г. Миссионерского ин-та люблинская неоуниат. община сохранила за собой институтскую католич. церковь, прикрепленную к люблинскому диоцезиальному ин-ту «Католического действия» . 9 окт. 1939 г. на тайном синоде греко-католич. епископов, собравшемся во Львове по инициативе митр. А. Шептицкого без согласования с Папским престолом, на территории СССР и 2 бывших воеводств оккупированной немцами Польши (Люблинского и Белостокского) были образованы 4 экзархата. Во главе «экзархата Великой Украины» был поставлен ближайший помощник Шептицкого - Иосиф Слипый. Брат митрополита, Климентий Шептицкий, игумен униат. ордена студитов, стал «экзархом Великой России и Сибири». Еп. Н. Чарнецкий был назначен «экзархом Волыни, Полесья, а также Холмщины и Подляшья». Этот экзархат охватывал территории Луцкого, Пинского, Люблинско-Холмского и Седлецкого католич. еп-ств, объединяя соответственно как зап. районы Украины и Белоруссии, вошедших в 1939 г. в состав СССР, так и сопредельные территории нем. Генеральной губернии. Чарнецкий также стал временным «экзархом Белоруссии» - до избрания на этот пост др. иерарха. Шептицкий уведомил Римскую курию о синодальном решении учредить на территории СССР греко-католич.

http://pravenc.ru/text/2564954.html

Крапивенец Евдоким, крестьянин, 1627 г., Белев Крапотка см. Кропотка Краса кн. Василий Константинович Оболенский, конец XV в. Краска кн. Андрей Васильевич Мещерский, середина XVI в. Краско Иван, крестьянин, начало XVI в., Новгород Краснозоб Кирей [ср. Киреевы], крестьянин, 1627 г., Белев Краснопольский Иван Михайлович, иноземец старого выезда, на поместье в Торжке, 1627 г. Краснослеп Юрий, вотчинник, 1461 г., Суздаль; от него – Краснослеповы; Афанасий Мордвинов [см. Мордвин] и др. в Суздале, в 1565 г. и позже в Муроме; Краснослепов Иван Данилович, 1591 г., Новгород [см. Каблук, Непущий] Красношея Марк, крестьянин, 1609 г., Юрьев Красный – очень распространено; Красный Снабдя [см. Снабдя] Владимир Данилович, боярин, конец XIV в. Красулин Прокопий Андреевич, 1596 г., Юрьев Польский Красуля – красивый, красавица Крашов Федор Замятнин [см. Замятня], чебоксарец, помещик, 1597 г., Нижний Новгород Крекшин Василий Григорьевич Болсун [см. Болсун], 1500 г., Новгород; Некрас [см. Некрас] и Васюк Болсун Григорьевичи, 1500 г., Вотская пятина; Ратай [см. Ратай] Вешняков [см. Вешняк], 1591 г. [см. Лютик] Кременецкий Осип Дементьевич, 1596 г., Козельск Кремень , крестьянин, 1545 г., Новгород Кремлицын Андрей, посадский человек, 1600 г., Можайск Крен, Кренев : Андрей Крен, крестьянин, начало XVI в., Новгород; Никифор Васильевич Кренев, середина XV в., Кострома; Иван Ильич Кренев, писец, 1562 г., Обонежская пятина [см. Дедевша, Кайдал] Крепицыны Григорий и Дмитрий Григорьевичи, взяты в плен под Оршей, 1514 г. Крепкий Дмитриевич Нефимонов [см. Нефимоновы], 1595 г., Рязань Крепугин Богдан Лаврович, 1604 г., Новгород Креслов Богдан, 1630 г., пушкарь; Никита, посадский человек, 1664 г., Луки Великие Кресов Якуш, крестьянин, 1495 г., Новгород Крестников ( Хрестников ) Михаил Никитич, 1518 г., Кострома [см. Турабей] Крестьянин кн. Григорий Иванович Андомский, конец XV в.; Крестьянин Тимофеевич Левашов [см. Леваш], первая половина XVI в.; Крестьянин Степанович Бундов [см. Бундо], 1566 г. Кречет Никулин Вельяминов, вторая половина XV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Как и «Ще не вмерла Украина » в украинских псевдохристианских нацистских сектах УГКЦ и ПЦУ, созданных при активном участии Ватикана, в польско-католическом Костеле в Белоруссии «Магутны божа» стал заменять собой собственно религиозные песнопения. С его исполнения начался учебный год в центральной католической духовной семинарии, им завершалась Имша в центральном минском иезуитском Архикафедральном соборе в честь польского изгнанника-бискупа Т.Кондрусевича под руководством еще более революционного бискупа Кособуцкого, он прозвучал даже в Туринской базилике в самый момент жертвоприношения монахов (судя по всему, речь идет о моменте мнимого превращения облаток и вина в Тело и Кровь Христа!) «в знак солидарности с белорусским народом и Католическим Костелом на Беларуси» – то есть, с антибелорусской польско-католической БЧБ-революцией. Наконец, «Магутным богам» началось форменное кощунство и оккультно-революционный ритуал по разжиганию гражданской вражды религиозными средствами под руководством лично бискупа Кособуцкого, названный «Имшой по убитому Роману Бондаренко» (при том, что погибший, был православным по крещению и отпевался в храм!). Наконец, печально известный ксендз из Россон Вячеслав Борок, революционный БЧБ-националист, люто ненавидящий и клевещущий на Православную Церковь и порочащий Победу над гитлеровским Третьим Рейхом , угрожающий «апостольской властью» Генеральной прокуратуре в рамках того же «культа сакральной жертвы», прямо признаёт нацистский «Магутны божа» сугубо католическим гимном, обвиняя митрополита Вениамина , назвавшего его светской песнью, в «оскорблении религиозных чувств всех католиков Беларуси и многих протестантских церквей, которые считают этот гимн очень важной молитвой», указывая митрополиту на «неприемлемость пренебрежительного тона» и требуя от него публичных извинений в условиях необходимости сохранения якобы «многовековой в Беларуси религиозной толерантности» в якобы «многоконфессиональном белорусском обществе» (где около 85% составляют крещеные православные христиане). Правда, однако, в сухом остатке прозвучала: «Магутны божа» – католический религиозно-национальный гимн – гимн Всходних Кресов, которые агенты Польши и Ватикана стремятся вернуть в «родное лоно Речи Посполитой и Костела».

http://ruskline.ru/opp/2020/12/03/magutn...

Вместе с тем в фильме есть эпизоды, вызывающие у специалистов сомнения в их соответствии исторической правде: например, сцена освящения секир и ножей в грекокатолической церкви. Убежденность в том, что такие случаи были, прочно укоренилась в исторической памяти, но документальные подтверждения этого отсутствуют [Zychowicz, 2016, s. 17]. Создатели фильма обращаются к самым сложным вопросам истории Польши: в картине затрагивается и тема вступления советских войск на земли польских кресов, и трагедия Холокоста, но основное внимание сосредоточено на геноциде польского населения кресов. Появление фильма на польском экране, по мысли Г. Мотыки, будет способствовать углублению знаний о событиях тех дней, и несмотря на то что в данный момент вряд ли поспособствует укреплению симпатий к украинцам, в итоге должно содействовать преодолению конфликта памяти и поиску путей единения [Wilczak, 2016, s. 60]. Фильм В. Смажовского не был показан в Киеве на широком экране, хотя закрытые показы были. Но в том же октябре 2016 г. украинцы увидели работу своих национальных кинематографистов " Столетие Якова " – фильм, снятый по повести луцкого писателя В. Лиса. Эта лента в известной степени перекликается с фильмом " Волынь " . Герой картины Яков – житель маленького волынского хутора за свою долгую жизнь повидал немало. По крайней мере шесть раз на его веку менялась власть: царскую Россию сменила Западно-Украинская Народная Республика, затем была II Речь Посполитая, потом пришли немцы, а после войны – Советы. В фильме (как и в картине Смажовского) есть и любовь, и брак возлюбленной Якова с богатым, но нелюбимым. Показана сложная " национальная мозаика " жителей кресов: среди героев есть и поляки (именно полька Зося становится женой Якова), и евреи (которые, конечно же, держат корчму), и русские (главным образом в лице сотрудников НКВД). Яков побывал и в Варшаве во время восстания 1944 г., и в концлагере, и в застенках НКВД. Сложные перипетии жизни Якова бросают его по городам и весям, но умирать Яков возвращается в родное село. Среди прочих сюжетных линий в фильме присутствует и тема Волынской резни. Акцент сделан на ангиукраинских акциях поляков. Яков спасается благодаря жене-польке (им грозила участь сгореть в церкви, подожженной партизанами АК). Хотя в целом тема Волыни проходит отнюдь не как основная, сам факт появления такого фильма на украинском экране знаменателен [Krzemiski, 2016, s. 79].

http://religare.ru/2_121569.html

Особую участь приготовил Промысл белорусам в межвоенный период. Почти половина страны была отторгнута на два десятилетия от советского государства, – и это были десятилетия поистине дьявольского уничтожения не только Церкви, но и христианской веры в народе, а также насильственного насаждения по окраинам бывшей Империи русофобских национализмов, а в случае с Белоруссией (как и Малороссией и Новороссией) – еще и нерусского самосознания: лжебеларусизации, которую проводили привлеченные большевиками католические хлопоманы-русофобы. Белорусы «восточных кресов» Второй Речи Посполитой были укрыты от этой вакханалии, а когда Польша стала разворачивать новый этноцид белорусов и уничтожение Православной Церкви, они были избавлены Красной армией в период, когда СССР уже отходил от прежней политики неистового истребления православной Руси. Белоруссия – русская Вандея Великая Отечественная война вновь раскрыла особый дух белорусской ветви триединого русского народа: интенсивность партизанского движения значительно превосходила все прочие оккупированные области СССР (и всей Европы), а доля коллаборационизма была самая низкая – притом львиная часть таковой была представлена той самой польско-ополяченной католической внутренней диаспорой. Нельзя обойти вниманием и самую большую (в относительном измерении) жертву, которую принесли белорусы во время той Войны на алтарь Победы: примерно каждого третьего ее жителя и превращенные в руины и пепел многочисленные города и веси. Но и этой трагедией была заложена особая закваска на будущее: во-первых, генетическим антифашизмом, во-вторых, направлением в Белоруссию для ее восстановления множества малороссов и великороссов, в результате которого в стране сложилось уникальное соцветие примерно соразмерного числа представителей всех русских субэтносов, в чем можно легко убедиться, открыв навскидку любой список с фамилиями граждан Беларуси. Основания для антирусского местечково-племенного сепаратизма были в значительной степени разрушены. Впрочем, центральная власть СССР во времена Хрущева хотела разрушить в Белоруссии и кое-что еще: сделать БССР эталонной «первой безбожной республикой» . В ответ Господь, забегая вперед, вскоре сделал республику первой на Руси, начавшей возвращение к православной симфонии Церкви и государства, а весьма религиозное православное западно-белорусское Полесье, свободное от униатства и расколов, – прообразом воскрешенной Руси. Но и в период между Великой Отечественной войной и крушением СССР Белоруссия продолжила свою партизанскую миссию, – на сей раз развернув ее с Берлина на Москву. Пока в РСФСР, УССР, да и прочих республиках ход набирала ориентированная на Запад и националистический сепаратизм гниющая на глазах партийная элита, в БССР была сформирована особая местная партийная элита из фронтовиков, партизан и подпольщиков, de facto оказавшаяся «русской партией» на фоне разгромленной в Москве и Ленинграде еще при увядающем Сталине.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/16/be...

Уже в 1935 г. у народовцев появилась идея осуществить польскую экспансию на восток при помощи колонизации – заселения восточных кресов поляками, так называемыми осадниками. К этой идее проявлял интерес и Дмовский. В целом его отношение к украинскому вопросу было весьма скептическим. Как писал Дмовский, всегда найдутся лица, готовые заняться практической реализацией " украинского проекта " , но это может привести к тяжелым последствиям. " Нет такой силы, которая предотвратила бы превращение оторванной от России и ставшей независимым государством Украины в прибежище аферистов всего мира, которым тесно у себя на родине: капиталистов, искателей денег... спекулянтов, интриганов и организаторов разного рода проституции, – в том числе немцев, французов, бельгийцев, итальянцев, англичан и американцев. Им поспешили бы на помощь и местные, и соседи в лице русских, поляков, армян и, наконец, самых многочисленных тут евреев... Все эти элементы, – отмечает Дмовский, – при участии самых пронырливых из украинцев... образовали бы элиту страны. Но это была бы весьма специфическая элита, ибо ни одно другое государство не могло бы похвастаться столь богатой коллекцией международных каналий... " [Dmowski, 1932, s. 252]. Если эндеция5 придерживалась линии на последовательную полонизацию и ассимиляцию украинцев, то пилсудчики вслед за начальником государства Ю. Пилсудским были скорее сторонниками государственной ассимиляции украинцев и критически относились к идейным установкам и политической практике народов-цев. При этом сторонниками польско-украинского примирения были в межвоенный период такие крупные государственные деятели Польши, как Т. Голувко6 и Г. Юзевский7. 5. Эндеция – так в литературе принято называть партию " Национальная демократия " и ее сторонников. 6. Т. Голувко (1889-1931) – крупный политический деятель межвоенной Польши, соратник Ю. Пилсудского. Идеолог концепции " прометеизма " , идея которой состояла в развале СССР и освобождении всех " угнетенных народов " , пребывающих в его составе.

http://religare.ru/2_121569.html

12. " Лагерь Великой Польши " – националистическая организация, созданная в 2003 г. 13. Славянский союз " основан в 2006 г. Его приверженцы придерживаются идеологии панславизма. Заметным явлением современной политической жизни страны стало оживление движения кресовян. Участники состоявшегося в Варшаве учредительного съезда Патриотического союза организаций кресовян и ветеранов (PZOKiK) поставили перед собой цели противостоять украинским националистам – наследникам ОУН-УПА и добиваться принятия на официальном уровне формулировки " геноцид поляков " в отношении преступных действий украинских националистов на территории восточных кресов в 1939-1947 гг. Желание кресовян осуществилось в 2016 г., когда сейм принял постановление, в котором квалифицировал события на Волыни как геноцид. Заметим, что это постановление сейма, принятое 22 июля 2016 г., начинается словами осуждения двух " величайших тоталитарных режимов XX века " – Третьего рейха и СССР, которые создали на территории восточных регионов II Речи Посполитой " условия, способствующие пробуждению ненависти на национальной и религиозной почве " . В совершении преступлений по отношению к гражданскому населению II Речи Посполитой обвиняются организации украинских националистов (ОУН, УПА, Дивизия СС Галичина), сотрудничавшие с немцами. В постановлении сейма называется число погибших – не менее 100 тыс. человек, при этом отмечается, что эта цифра не окончательная и не все жертвы известны. Примечательно, что в постановлении подчеркивается, что среди погибших были не только поляки, но и евреи, армяне, чехи, представители других национальностей, а также украинцы, пытавшиеся противостоять убийцам или укрывавшие тех, кому грозила смерть14. В постановлении отмечается недопустимость замалчивания польских акций возмездия, в результате которых погибли десятки невинных людей. В память о жертвах Волынской резни сейм принял решение установить день 11 июля Национальным днем памяти жертв геноцида. Именно в этот день в 1943 г. украинские националисты совершили нападение сразу на 99 польских сел. Нападение специально было совершено в воскресенье, когда люди были дома или в костелах, многие поляки и встретили смерть.

http://religare.ru/2_121569.html

В 1929 г. в Вене возникла Организация украинских националистов (ОуН), ставившая целью создание независимого украинского государства (Украинской самостийной соборной державы) на землях, населенных украинцами. Программа ОУН предусматривала вытеснение всех неукраинцев с этнически украинских земель, беспощадную борьбу с теми, кто стремился к поиску компромисса с представителями других национальностей, подготовку народа к национальной революции. Еще в 1930-е годы идеологи ОУН выступали за выселение всех поляков из восточных кресов, а также за организацию крестьянских бунтов. В марше ОУН " Мы родились из крови народа " были такие слова: Смерть, смерть, ляхам смерть, Смерть московско-жидовской проклятой коммуне, На кровавый бой ведет нас ОУН. А среди школьной украинской молодежи в те годы была популярна песенка: Там на горе пироги, А в долине каша. Выметайтеся поляки, Украина наша [Мотыка, 2014, с. 17-18]. ОУН организовывала акции саботажа и диверсионные акты, причем счет шел на десятки. В 1931 г. был убит Т. Голувко. убийцы польского политика были приговорены к смерти. Во время казни террористов во Львове звонили колокола грекоуниатских церквей. Хотя следует отметить, что среди грекоуниатского духовенства не было единого отношения к украинским националистам. Отношение к ним было противоречивым и у митрополита А. Шептицкого, главы грекокатолической церкви на Украине. В ответ на действия националистов польское правительство провело акции по пацификации украинского населения. Проводились обыски, аресты, изымалось оружие. Действия польских сил правопорядка носили подчас весьма жестокий и унизительный для украинцев характер: применялись побои, девушек подвешивали за ноги, хотя, по официальным данным, случаев со смертельным исходом не было. Но пацификация не принесла успокоения и не привела к налаживанию польско-украинских отношений. Более того, под руководством С. Бандеры ОУН организовала ряд громких покушений, в частности, был убит министр внутренних дел Польши Б. Перац-кий. После этого убийства С. Бандера и Р. Шухевич попали в тюрьму и были приговорены к пожизненному заключению8.

http://religare.ru/2_121569.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010