10 января 2024 г. 18:00 Митрополит Вениамин (Зарицкий) 12.09.1953 – 06.09.2023 6 сентября 2023 года на 70-м году жизни преставился ко Господу митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин. PDF-bepcuя. Митрополит Вениамин (в миру Владимир Николаевич Зарицкий) родился 12 сентября 1953 года в селе Стодульцы Жмеринского района Винницкой области Украинской ССР в семье рабочего. После окончания школы в 1970 году Владимир решил ехать в Киев осваивать трудовые специальности: работал на стройке, был электромонтером, обслуживал сигнализацию вневедомственной охраны. Умение работать засучив рукава в прямом и переносном смысле пригодилось ему в будущем служении. Спустя три года Владимир сделал свой окончательный выбор — при­ехал в Троице-Сергиеву лавру, чтобы поступить в духовную семинарию. В то время осуществить это намерение было непросто. Для того чтобы обойти препятствия со стороны государства, многие, желающие послужить Господу, устраивались при монастыре рабочими, трудниками — кем угодно, лишь бы закрепиться в древней обители. Так поступил и Владимир Зарицкий. В феврале 1974 года иподиакон Владимир получил назначение на должность чтеца в Успенский собор города Кинешмы Ивановской области. Тридцатого марта 1975 года состоялась диаконская хиротония, а 6 апреля того же года Владимир был рукоположен во иерея. Это время ознаменовано пребыванием на Ивановской кафедре архиепископа Иова (Кресовича; † 1977). Двадцать седьмого мая 1977 года архимандритом Амвросием (Щуровым, впоследствии — архиепископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский) отец Владимир был пострижен в монашество с именем в честь преподобного Вениамина Киево-­Печерского. Четвертого декабря 1977 года, на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, архиепископ Иов преставился ко Господу. Осиротев душой, иеромонах Вениамин перешел в Орловскую епархию, где его принял в клир епископ Орловский и Брянский Глеб (Смирнов; † 1987). После недолгого настоятельства в церкви Рождества Христова в города Болхове 3 октября 1978 года отец Вениамин был назначен настоятелем Никольской церкви — единственного уцелевшего после революции храма поселка Кромы. Здание находилось в плачевном состоянии, необходимо было его срочно реставрировать. Не всякий священник мог пойти на такой подвиг под давлением властей, негативно относившихся к активизации духовной жизни в приходе.

http://e-vestnik.ru/db/mitropolit_veniam...

Лысково. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Церковь построена в 1753 году тщанием Преосвященного Льва, епископа Воронежского и Елецкого. Здание каменное, с каменной же колокольней в одной связи. Обнесено железной решеткой на каменных столбах. Престолов три: главный - в честь Казанской иконы Божией Матери; правый – в честь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова; левый – в честь свт. Иоанна Златоустого. В приходе до революции 1917 г. имелось две церковно-приходские школы - для мальчиков и для девочек. Они были построены в 1898 г. на средства прихожан. В 1916 г. здесь училось 15 мальчиков и 30 девочек. В 20-30-е годы ХХ века в Казанской церкви служил архиепископ Александр (Щукин). 30 октября 1937 года он был расстрелян. На Юбилейном Соборе в 2000 году архиепископ Александр (Щукин) был причислен к лику святых. Богослужения в храме прекратились по причине отсутствия священника в 1939 году. По просьбе общины верующих служба в Казанском храме разрешена с 14 июня 1943 года. В конце 1940-х годов в Казанской церкви служил епископ Лысковский Иов (Кресович), викарий Нижегородской епархии и предшественник нынешнего епископа Силуана (Глазкина). http://lisk-3.cerkov.ru/ Кирпичная церковь, выстроенная в 1753 г.. Бесстолпный четверик, увенчанный небольшой главкой, с двухпридельной трапезной и двухъярусной колокольней в стиле классицизма. Приделы в трапезной Иоанна Богослова и Иоанна Златоуста. Закрыта в 1939 г., но в 1943 г. открыта вновь и более не закрывалась. В XVI-XVII в.в. здесь находился мужской Казанский монастырь, упразднённый в 1764 г. История церкви начинается задолго до её строительства. В писцовых книгах 1624-1626 гг. есть сведения о двух монастырях, построенных в Лыскове. Один – девичий, в нём храм Рождества Пресвятой Богородицы. Там было 15 келий, в них жили игуменья Таисия и простые старцы. А другой монастырь – мужской – Пресвятой Богородицы Казанская,на речке Сундовике, в нём церковь во имя Казанской Божией Матери. Церкви в обоих монастырях были вначале деревянные.

http://sobory.ru/article/?object=07828

Иов (Кресович) Иов (Кресович Владимир Адрианович), архп. б. Казанский и Марийский. Родился в 1898 году на Волыни, в семье священника. Окончил Волынскую духовную семинарию. В 1922 году принял священный сан. В 1942 году овдовел и принял монашество. 24 июля 1942 года хиротонисан во епископа Луцкого, вик. Волынской епархии. Хиротония состоялась в Почаево-Успенской Лавре. В 1943 году – епископ Кременецкий и Дубенский. В 1945 году – епископ Измаильский. В начале 1946 года уволен на покой в один из монастырей Кишинёвской епархии. С июля 1946 года – епископ Лысковский. В 1948 году временно управлял Горьковской епархией. В 1950 году – епископ Великолуцкий и Торопецкий. С 20 июля 1951 года – епископ Чебоксарский и Чувашский. С 28 янв. 1953 года – епископ Казанский и Чистопольский и временно управлял Чебоксарской и Чувашской епархией. 25 февраля 1954 года возведён в сан архиепископа. С 26 дек. 1957 года переименован в архиепископа Казанского и Марийского. Указом Президиума Верховного Совета СССР награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» В марте 1960 года освобождён от управления. Проживает во Львове. Преосвященный Иов – человек невысокого роста, но довольно плотный и широкий в плечах. Во время его служения в епархиях, пользовался репутацией красноречивого проповедника. По поводу его красноречия рассказывают один случай, имевший место, когда преосвященный Иов был епископом Чебоксарским и Чувашским. Однажды туда приехал из Казани архиепископ Сергий (Королев) и по этому случаю епископ Иов встретил почётного гостя приветственной речью, в которой восхвалял достоинства архиепископа. Гость нашёл эти похвалы чрезмерными и прервал приветственную речь самым неожиданным образом; он, архиепископ, поклонился в ноги епископу Иову и пояснил смутившемуся хозяину: «Кланяюсь твоему дару красноречия. Я его не имею». Думается, этот маленький эпизод до некоторой степени характеризует обоих святителей. Литература «ЖМП» 1946, 5, стр. 15. 1946, 8, стр. 6. 1953, 3, стр. 13. 1954, 3, стр. 7. 1958, 1, стр. 24. 1959, 4, стр. 9. 1959, 11, стр. 13

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕЛИКОЛУКСКАЯ И НЕВЕЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ учреждена с наименованием Великолукская и Торопецкая не позднее 1926 г. (до 1 авг. 1927 Вел. Луки являлись центром Великолукского у. Псковской губ., затем, до 3 июня 1929,- центром Великолукского округа Ленинградской обл., позднее входили в состав Западной и Калининской областей, в 1944 г. была образована Великолукская обл.) С 29 мая 1926 г. епархией управлял еп. Макарий (Звёздов) , к-рый 15 сент. следующего года был назначен епископом Муромским. С 29 сент. 1927 г. Великолукскую кафедру занимал еп. Тихон (Рождественский) , 19 марта 1931 г. он был арестован, 12 нояб. осужден на 3 года заключения. 20 июля 1934 г. Великолукским епископом был назначен Серафим (Протопопов) , не вступивший в управление епархией. С 27 мая 1934 по кон. 1934 г. Великолукской епархией временно управлял бывш. Рыбинский еп. Иоанн (Троянский) , назначенный 24 июня 1935 г. и поселившийся в Торопце. В январе 1936 г. еп. Иоанн был переведен на Осташковское вик-ство Калининской епархии, но, видимо, остался в Торопце. 23 июля 1937 г. он был арестован, заключен в тюрьму в Торопце, 4 сент. расстрелян. Сведения о Великолукских епископах в 1936-1946 гг. отсутствуют. Калининские епископы Рафаил (Березин; 29 окт. 1944 - 15 мая 1945) и Арсений (Крылов; 26 авг. 1945 - 17 марта 1950) носили титул «Калининский и Великолукский», в 1947 или в кон. 1946 г. титул был изменен на «Калининский и Кашинский». В 1947 или в кон. 1946 г. на Великолукскую кафедру был назначен еп. Георгий (Садковский) , управлявший епархией до 10 июля 1947 г. Затем кафедру занимали епископы: Максим (Бачинский; 17 июля - 5 окт. 1947), Михаил (Рубинский; 28 февр. 1948 - 31 окт. 1950), Иов (Кресович; кон. 1950 - 20 июля 1951), в 1951-1956 гг. епархией временно управляли Калининские архиереи: архиеп. Алексий (Сергеев ; 20 июля 1951 - 29 июля 1954), еп. Варсонофий (Гриневич; 31 июля 1954 - 8 февр. 1956). 4 марта 1956 г. во епископа Великолукского и Торопецкого был хиротонисан архим. Киево-Печерской лавры Мстислав (Волонсевич) . Постановлением Свящ. Синода от 8 авг. 1957 г. еп. Мстислав был перемещен на Свердловскую и Ирбитскую кафедру, а еп. Свердловский и Ирбитский Донат (Щёголев) - на Великолукскую и Торопецкую. В том же году Великолукская и Торопецкая епархия была упразднена в связи с тем, что Вел. Луки перестали быть областным центром, ее территория вошла в Калининскую (Тверскую) и в Псковскую епархии. Еп. Донат стал викарием Псковской епархии с титулом «Великолукский», 26 дек. был переведен на Балтское вик-ство Одесской епархии.

http://pravenc.ru/text/150137.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОВ (Кресович Владимир Адрианович; 15.09.1898, с. Мокрец Владимир-Волынского у. Волынской губ.- 4.12.1977, Львов), архиеп. Ивановский и Кинешемский. Из потомственной священнической семьи старинного рода. После обучения в 3-классной мокрецкой церковноприходской школе был определен в Милецкое (Мацеевское) ДУ (в мест. Мацеев Ковельского у. Волынской губ., ныне пос. Луков Турийского р-на Волынской обл.), по окончании к-рого в 1914 г. поступил в Волынскую ДС в Житомире. В 1916 г. из-за недостатка средств прервал обучение. Жил в с. Рахманове Кременецкого у. Волынской губ., где тогда служил его отец. После гражданской войны оказался на территории, отошедшей Польше. В 1919 г. поступил в 4-й класс открытой в Кременце семинарии, к-рую окончил в 1922 г. Во время обучения 30 окт. 1921 г. был рукоположен Кременецким еп. Дионисием (Валединским ; впосл. митрополит) во диакона. 5 марта 1922 г. рукоположен еп. Дионисием во иерея. Проходил богослужебную практику в Никольском соборе Кременца. В том же году назначен настоятелем Троицкой ц. с. Рахманова и уездным миссионером. Вошел в клир автономной Православной Церкви в Польше, неканонично объявившей себя с 1923 г. автокефальной. С 1932 г. настоятель Троицкой ц. с. Тараканова (ныне Дубновский р-н Ровненской обл. Украины). Был возведен в сан протоиерея. В 1935 г. стал настоятелем храма во имя Иоанна Милостивого в с. Любче (ныне Рожищенский р-н Волынской обл.) и благочинным. Иов (Кресович), архиеп. Ивановский и Кинешемский. Портрет. 70-е гг. XX в. Иов (Кресович), архиеп. Ивановский и Кинешемский. Портрет. 70-е гг. XX в. Осенью 1939 г. присоединился к Русской Православной Церкви. Во время нем. оккупации в годы Великой Отечественной войны прот. Владимир Кресович стал одним из немногих священников благочиния, к-рые отказались перейти в неканоническую Украинскую автокефальную православную церковь (УАПЦ). Стал ближайшим помощником Волынского митр. Алексия (Громадского) , который возглавлял находящуюся в каноническом общении с Московским Патриархатом автономную Украинскую Православную Церковь (УПЦ). В янв. 1942 г. овдовел, поступил в братию Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской лавры . 21 июля того же года пострижен митр. Алексием в монашество с именем Иов в честь прп. Иова Почаевского, возведен в сан архимандрита. 24 июля хиротонисан во епископа Луцкого. Хиротонию в Почаевской лавре возглавил митр. Алексий (Громадский). И. стал викарием Волынской епархии с пребыванием в Луцке.

http://pravenc.ru/text/578182.html

[  назад  ] Уфимская епархия Уфимская митрополия Образована 27 декабря 2011 года в составе Уфимской, Нефтекамской и Салаватой епархий. Уфимская епархия У. и Мензелинские (1859-1928); У. и Давлекановская (1928-1944); У. и Башкирская (1944-1952); У. и Стерлитамакская (1952- 1. Порфирий (Соколовский) ( 21 марта 1859 - 13 сентября 1860 ) 2. Филарет (Малышевский) ( 13 сентября 1860 - 28 февраля 1869 ) 3. Петр (Екатериновский) (  4 апреля 1869 - 19 ноября 1876 ) 4. Никанор (Бровкович) ( 25 декабря 1876 - 12 декабря 1883 ) 5. Дионисий (Хитров) ( 12 декабря 1883 -  8 сентября 1896) 6. Иустин (Полянский) ( 14 октября 1896 -  14 июля 1900) 7. Антоний (Храповицкий) ( 4 июля 1900 - 27 апреля 1902 ) 8. Климент (Верниковский) (  26 мая 1902 - 26 ноября 1903 ) 9. Христофор (Смирнов) ( 26 ноября 1903 -  17 октября 1908) 10. Нафанаил (Троицкий) ( 31 октября 1908 - 17 апреля 1912 ) 11. Михей (Алексеев) ( 17 апреля 1912 -  22 декабря 1913) 12. Андрей (Ухтомский) ( 22 декабря 1913 - 1921 ) 13. Борис (Шипулин) (1921 - 5 сентября 1927) 14. Аристарх (Николаевский) (1927-1928) 15. Иоанн (Поярков) (1928 - 17 января 1933) 16. Софроний (Арефьев) (13 февраля 1933 - 3 марта 1934) 17. Дионисий (Прозоровский) (3 мая 1934 - январь 1936) 18. Григорий (Козлов) (1936- июнь 1937) 1937 - 1942 - не было 19. Алексий (Сергеев) (1942 - сентябрь 1942) 20. Стефан (Проценко) (1942 - 25 августа 1944) 21. Иоанн (Братолюбов) (14 февраля 1945 - 18 ноября 1948) 22. Нифонт (Сапожков) (18 ноября 1948 - 17 марта 1950) 23. Арсений (Крылов) (17 марта 1950 - 17 ноября 1953) 24. Иларион (Прохоров) (17 ноября 1953 - 9 декабря 1958) 25. Никон (Лысенко) (12 марта 1959 - 9 октября 1963) 26. Иларион (Прохоров) (9 октября 1963 - 7 октября 1967) (второй раз) 27. Михаил (Воскресенский) (7 - 23 октября 1967) 28. Иов (Кресович) (23 октября 1967 - 16 октября 1973) 29. Феодосий (Погорский) (16 октября 1973 - 3 мая 1975) 30. Ириней (Середний) (27 июля 1975 - 19 июля 1976) 31. Валентин (Мищук) (25 июля 1976 - 16 ноября 1979) 32. Анатолий (Кузнецов) (16 ноября 1979 - 20 июля 1990)

http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-ru...

1942 г. митр. Алексий (Громадский) и представители УАПЦ подписали в Почаевской лавре «акт объединения». Еп. Иов (Кресович) в числе немногих архиереев вначале поддержал данное соглашение, надеясь, что оно поможет преодолеть раскол в укр. Православии. Однако глава УАПЦ Поликарп (Сикорский) вскоре вынудил настоятеля Покровской ц. в Луцке прот. Иоанна Давидовича перейти в его юрисдикцию (еп. Иов жил при Покровском храме - единственном храме в Луцке, сохранявшем верность канонической Церкви). Еп. Иов уехал в Ковель, где ковельский благочинный прот. Ипатий Червинский выделил ему архиерейскую резиденцию. В связи с этим перемещением еп. Иов некоторое время имел титул «Луцкий и Ковельский». В письме Луцкому гебитскомиссару от 3 дек. 1942 г. еп. Иов отмечал, что Поликарп (Сикорский) незаконно подчинил себе Луцкий и Ковельский округа и окончательно нарушил «Почаевское соглашение» (ГА Волынской обл. Ф. Р-2. Оп. 1. Д. 118. Л. 163). Впосл. прот. Иоанн Давидович вернулся в юрисдикцию еп. Иова, и в нач. 1943 г. епископ приехал в Луцк. С того времени Ковель перестал быть его 2-й кафедрой. По решению Собора автономной УПЦ, прошедшего в Ковеле 6-7 июня 1943 г., Ковельское благочиние перешло под управление еп. Владимир-Волынского и Ковельского Мануила (Тарнавского) . В марте 1944 г. Брестский и Пинский округа были переданы из рейхскомиссариата Украина в генерал-комиссариат Белоруссия. В связи с этим в нач. апр. 1944 г. Полесский и Брестский архиеп. Иоанн (Лавриненко) подал прошение Собору белорус. епископов о принятии его в Белорусскую Православную Церковь. Прошение было удовлетворено. В постановлении Собора епископов Белорусской Православной Церкви от 15 мая 1944 г. указывалось, что в ведение Брестского и Ковельского архиеп. Иоанна (Лавриненко) были переданы Камень-Каширский, Ковельский и Любомльский округа. 8 июля 1944 г. архиеп. Иоанн был эвакуирован немцами в Польшу, затем жил в Мариенбаде (ныне Марианске-Лазне, Чехия), в 1946 г. приехал в СССР, назначен епископом Молотовским (Пермским) и Соликамским. 16-29 июля 1992 г. епископом Ковельским, викарием Волынской и Луцкой епархии, являлся Николай (Грох) , бывш. «епископ» УАПЦ, принятый через покаяние в УПЦ. После перевода его на Ивано-Франковскую кафедру К. в. не замещалось. После образования 3 мая 1996 г. Владимир-Волынской и Ковельской епархии УПЦ Ковель стал 2-м кафедральным городом епархии. Лит.: Касяк I. З ricmopыi Царквы беларускага народу. Н.-Й., 1959; Диаковский А., прот. Высокопреосв. архиеп. Иоанн (Лавриненко): [Некр.]//ЖМП. 1986. 2. С. 22; Митрофан (Зноско-Боровский), еп. Хроника одной жизни: Восп., проповеди: [К 60-летию пастырского служения (1935-1995)]. М., 2006. В. Г. Пидгайко Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1841606.html

1 апр. 1932 г. в Варшаве во епископа Луцкого был хиротонисан националистически настроенный архим. Поликарп (Сикорский) , хиротонию возглавил митр. Варшавский Дионисий (Валединский). Поликарп активно проводил в Зап. Волыни политику украинизации. В 1933 г. в Луцке по инициативе и под председательством Поликарпа начала работу подкомиссия по переводу Свящ. Писания на укр. язык, в 1937-1939 гг. в Луцке было издано не менее 20 наименований богослужебной лит-ры на укр. языке. После вхождения Зап. Украины и Зап. Белоруссии в состав СССР Поликарп в 1940 г. был присоединен к Русской Церкви и назначен епископом Владимиро-Волынским, викарием Волынско-Луцкой епархии. Вместо Л. в. тогда же была образована самостоятельная Луцкая и Волынская епархия. После начала Великой Отечественной войны Поликарп вернулся в юрисдикцию Варшавского митр. Дионисия (Валединского), в авг. 1941 г. был назначен архиепископом Луцким и Ковельским, в дек. того же года объявлен главой Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). Центр Волынской епархии канонической Автономной УПЦ переместился в Кременец. В Луцком гебите в ведении Волынско-Житомирской митрополии Автономной УПЦ находились 3 благочиннических округа: Луцкий, Локачинский и Колковский. Они вошли в состав образованного в 1942 г. Луцкого вик-ства Волынской митрополичьей епархии. 24 июля 1942 г. архим. Иов (Кресович) был хиротонисан во епископа Луцкого, викария Волынско-Житомирской епархии. Еп. Иов столкнулся с большими трудностями. Священники Луцкого благочиннического округа к тому времени почти в полном составе перешли в автокефалистский раскол Поликарпа (Сикорского). Исключение составили только настоятель Покровской ц. в Луцке прот. Иоанн Давидович и порвавший с Поликарпом настоятель церкви в с. Полонка Луцкого р-на прот. Василий Новоселецкий. Они вошли в организованное по распоряжению еп. Иова Луцкое церковное управление Автономной УПЦ, действовавшее в противовес структурам УАПЦ. Секретарем управления стал прот. Иоанн Давидович (ГА Волынской обл. Ф. Р-2. Оп. 1. Д. 507. Л. 20). Епископ и церковное управление разместились в приходском доме при Покровской ц. в Луцке, где проживал также настоятель с семьей. По благословению еп. Иова его секретарь прот. Иоанн Давидович в 1942 г. вопреки запрету немцев крестил по меньшей мере 10 луцких евреев; крестившиеся хлопотали перед укр. посадником Луцка об исключении их из ведения луцкого «юденрата» (иудейской общины) и луцкого гетто (ГА Волынской обл. Ф. Р-2. Оп. 2. Д. 14. Л. 20).

http://pravenc.ru/text/2110936.html

10 февр. 1949 г. В. вновь был арестован, помещен в Бутырскую тюрьму, обвинен в «участии в антисоветской организации» по материалам 1939 г. Согласно приговору особого совещания МГБ МО, 15 апр. 1949 г. В. был выслан на поселение в район г. Джамбула (ныне Тараз) Казахской ССР. Первые полтора года жил близ с. Байкадам, работал сторожем в колхозе. Последнюю ссылку В. переносил крайне тяжело, не надеясь на возвращение, тем не менее постоянно занимался интеллектуальным трудом: кроме богословских сочинений, составлял казахско-рус. словарь (не опубл.). Неоднократно он писал прошения на имя Патриарха Алексия I исходатайствовать ему перед светскими властями разрешение на перевод в Джамбул и на участие в богослужении. После получения разрешения на переезд до сент. 1954 г. служил священником в Успенской ц. в Джамбуле. 4 сент. 1954 г. срок ссылки В. был сокращен. С окт. 1954 по янв. 1955 г. он нес послушание настоятеля ц. прор. Илии в г. Серпухове Московской обл. 1 февр. 1955 г. В. определено быть епископом Саратовским и Балашовским. Хиротония, к-рую возглавили Патриарх Алексий I и Католикос-Патриарх всей Грузии Мелхиседек III , состоялась 4 февр. в Богоявления Господня соборе Москвы . Управляя Саратовской епархией, В. часто служил и проповедовал, несмотря на крайне болезненное состояние. Храмы, где служил владыка, всегда были переполнены молящимися. 12 мая 1955 г. В. подал прошение в Генеральную прокуратуру СССР о реабилитации и определением судебной коллегии ВС РСФСР от 12 июня был реабилитирован «за отсутствием состава преступления». Скончался В. в день памяти прор. Илии, отслужив литургию. Отпевание совершили Казанский и Чистопольский архиеп. Иов (Кресович) и Астраханский и Сталинградский еп. Сергий (Ларин) . Погребен на городском кладбище Саратова. Для богословского наследия В. характерны фундаментальный анализ догматических положений, академизм, являющийся следствием свободного владения богословской лит-рой, хороший лит. язык. В сочинениях В. отразился трагический опыт, пережитый Церковью в послереволюционную эпоху. Особенностью его трудов является изложение учения правосл. Церкви сквозь призму личного духовного опыта, иногда - эмоционального восприятия, что сближает его наследие с богословием рус. эмиграции. Для писем В. характерны тонкое понимание внутренней жизни, глубокий анализ душевных состояний, здравый смысл, большой пастырский опыт.

http://pravenc.ru/text/150299.html

11 марта 1960 г. при первой встрече с представителями Патриархии К. заявил, что органы власти будут строже, чем раньше, следить за соблюдением духовенством советских законов. В апр. того же года на Всесоюзном совещании уполномоченных Совета по делам РПЦ К. призвал собравшихся не занимать «защитнические позиции по отношению к церкви», а взять линию на борьбу с нарушениями законодательства о культах со стороны духовенства. Там же К. заявил, что «в ряде республик и областей имеется слишком густая сеть церковных учреждений», и предложил перейти к плановому сокращению епархий, монастырей, церквей а также духовных учебных заведений. Для успешного проведения антицерковных мероприятий К. считал необходимым нейтрализовать архиереев, неугодных властям своей принципиальной позицией. Наиболее влиятельным из них был Крутицкий и Коломенский митр. Николай (Ярушевич) , глава ОВЦС и постоянный член Синода РПЦ. 16 апр. 1960 г. К. совместно с председателем КГБ А. Н. Шелепиным направил в ЦК КПСС докладную записку о необходимости отстранения митр. Николая из-за его «крайне реакционных настроений» от активной церковной деятельности и участия в работе общественных орг-ций: Всемирного совета мира, Советского комитета защиты мира. 15 июня того же года при встрече с патриархом Алексием I К. потребовал увольнения митр. Николая с должности главы внешнецерковного ведомства. Патриарх был вынужден согласиться выполнить это требование. 21 июня Синод постановил освободить митр. Николая с поста председателя ОВЦС. В сент. того же года под давлением К. Синод принял решение об увольнении митр. Николая на покой. В это же время по требованию Совета по делам РПЦ был устранен от управления епархией Ташкентский и Среднеазиатский архиеп. Ермоген (Голубев) , который активно протестовал против закрытия храмов. С целью запугивания духовенства власти угрожали привлеченим нек-рых архиереев к уголовной ответственности. Якобы за финансовые нарушения были приговорены к длительным срокам тюремного заключения архиепископы Казанский Иов (Кресович) и Черниговский Андрей (Сухенко) . Число осужденных по различным статьям иереев достигло в это время неск. сотен человек. Массовое закрытие храмов приобрело в первый год руководства К. Советом по делам РПЦ масштабы, сравнимые с антирелиг. кампаниями 30-х гг. XX в. Если в 1959 г. лишились регистрации 364 правосл. общины, то в 1960 г. были ликвидированы 1398 правосл. приходов. В этом же году были закрыты 9 монастырей и упразднены 3 духовные семинарии (Киевская, Саратовская и Ставропольская).

http://pravenc.ru/text/2462307.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010