Пресс-конференция Волобаев Алексей Алексеевич, генеральный директор Центра изящных искусств на Волхонке, Задорожный Николай Васильевич, Директор Благотворительного фонда «Частный музей Русской иконы», протоиерей Леонид Калинин Протоиерей Леонид Калинин И. А. Шалина Святые благоверные князья Борис и Глеб. 1920-1930е годы. Собрание В.М.Момота (Москва) Святитель Николай, архиепископ Мирликийский с житием в восьми клеймах. Последняя треть XIX века. Собрание С.А. Ходорковского (Москва). Царские врата. Начало XVIII века. Русский Север. Собрание А.П. Бойцова (Москва). Верхний ряд иконостаса. Крест-Распятие с предстоящими в медальонах. Предстоящие: вторая половина XVIII века. Крест-Распятие: конец XVIII века. Музей русской иконы (Москва). Инв. ЧМ-244-248,325. Евхаристия (Причащение хлебом). Фрагмент Царских врат. Первая половина XVII века; старообрядческая реставрация (врезок). Музей русской иконы (Москва). Инв. ЧМ-44. Иоанн Богослов из деисусного чина иконостаса. Конец XVII века. Музей русской иконы (Москва). Инв. ЧМ-448. Явление Богоматери и святителя Николая пономарю Юрышу. Около 1600 года. Происходит из погоста Лядины Каргопольского района. Собрание Н.В.Задорожного (Москва). Верхняя часть двухрядной иконы Введение во храм. Первая половина XVII века. Русский Север. Собрание Н.В.Задорожного (Москва). Верхняя часть двухрядной иконы Введение во храм. Первая половина XVII века. Русский Север. Собрание Н.В.Задорожного (Москва). Архангел Гавриил из деисусного чина иконостаса. XVII век. Вологда. Собрание А.В.Ренжина (Москва). Воскресение – Сошествие во ад. XVII век. Собрание А.В.Новикова (Москва). Икона выносная двусторонняя. Богоматерь Умиление – Святитель Николай, архиепископ Мирликийский. Около сердины XVII века. Среднерусские земли. Дерево, темпера. Происхождение не установлено. Находилась в собрании В.С.Самсонова. Поступила в музей в сентябре 2007 года от вдовы коллекционера. Реставрирована до поступления в коллекцию. Инв. ЧМ-332. Икона выносная двусторонняя. Богоматерь Казанская – Святитель Николай, архиепископ Мирликийский. Вторая четверть XVII века. Музей русской иконы (Москва). Инв. ЧМ-511.

http://pravmir.ru/foto-okno-v-nebo/

Покаяние состоит в том, чтобы уже не делать впредь того же, а кто принимается за прежние дела, тот, по пословице, бьет шерсть над огнем и черпает воду решетом. Святитель Иоанн Златоуст ( 42, 223 ). Многие после покаяния возвращаются к своим прежним беззакониям с такой надеждой: согрешил и покаялся, еще согрешу и еще покаюсь, ибо говорится: «Сколько раз падешь, столько раз восстань – и спасешься». О ложная надежда! О туманное упование, основанное не на твердом камне, но на песке! Не тебе, не тебе, возвращающемуся к прежнему злодеянию добровольно и нарочито, не тебе служит это речение: «Сколько раз падешь, столько раз восстань – и спасешься», но тем, которые случайно впадают в какой-либо грех, а не по нарочитому изволению и намерению. Тебе же нужно слышать громогласного церковного учителя, святителя Иоанна Златоуста , вопиющего так: «Недостоин прощения тот, кто по причащении снова согрешает; недостоин здоровья тот, кто по исцелении снова сам себе причиняет раны; недостоин очищения тот, кто по очищении снова оскверняет себя». Надежда таких людей, которые возвращаются к своим прежним грехам после покаяния и говорят себе: «покаюсь еще», подобна надежде самсоновой. Вы знаете, какими искушениями был искушаем сильный Самсон со стороны коварной прелестницы Далиды для того, чтобы только он сказал ей, в чем заключается его сила, но он обманывал ее разными выдумками, то говоря ей, что изнеможет, если будет связан семью мокрыми тетивами, то – если будет связан новыми веревками. На самом же деле из всего этого он легко вырывался, как будто из паутинных сетей. Потом же, даже видя коварство льстивой женщины, ищущей его головы, он не хотел избавить себя от явной беды, когда был побежден страстной и грешной любовью к этой женщине. Он сказал ей истину и открыл ей тайну сердца своего, что тогда отступит от него сила, когда острижены будут волосы на его голове. После этого, усыпленный на лоне Далидином, он был острижен, а обольстительница закричала ему: «Филистимляне идут на тебя, Самсон»! Пробудившись от сна, он сказал про себя: «Пойду, как и прежде, и освобожусь».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Розанов, свящ., член обн. ВЦУ см. Николай (Розанов), обн. архиепископ Романков Василий Филлиповоич, священник, настоятель обн. церкви на Пятницком кладбище 542–544 Романов Михаил Петрович, врач, член Собора 1917–1918 гг. от Астраханской епархии 197 Романов Феодор Никитич, боярин см. Филарет, Патриарх Московский Рубцов Василий Георгиевич, член Собора 1917–1918 гг. 193 Рубцов, крестьянин, член обн. Собора 312 Руднев Иоанн, обн. протодиакон 573 Ружицкий К., протоиерей, ректор МДА в 1950-е годы 130 Румянцев Сергий, протоиерей см. Сергий (Румянцев), обн. епископ Рункевич Степан Григорьевич, профессор, чиновник канцеляри Св. Синода, доктор церковной истории 147, 183 Русанов Николай Н. см. Николай (Русанов), обн. архиепископ Рыбаков Иван, обн. священник Астраханской епархии 529 Рябушинский Павел Павлович, миллионер 187 Рябченко A. E. 184, 185 С. Т. см. Троицкий С. Саблер Владимир Карлович, обер-прокурор Св. Синода 146, 1000 Савинский С. В., проф. 363, 454, 597 Савинский, обн. диакон Ярославской епархии 286 Садковский И. см. Игнатий (Садковский) , епископ Самонов А., студент Московской обн. Богословской академии 482 Самсонов Тимофей Петрович, сотрудник ГПУ 30, 31 Сапфира 124 Сафран Г. Ф. см. Евстафий (Сафран), обн. архиепископ Сахаров Николай см. Николай (Сахаров), обн. епископ Свенцицкий Валентин , протоиерей 169, 1002 Светлов Павел Яковлевич, проф.-прот. 190, 191 Свифт 423, 424 Святейший Патриарх см. Тихон (Белавин) , Патриарх Московский и всея Руси Севастиан (Вести), епископ 310, 340, 911–912 Сегенюк см. Александр (Боярский), митрополит Ивановский Сен-Симон, французский мыслитель, социалист-утопист 124 Сенатов В. 184, 185 Сенюшкин, осуждённый по петроградскому процессу 251 Серапион (Сперанцев), обн. архиепископ 420, 913–914 Серафим Крестецкий см. Серафим (Белицкий), епископ Серафим (Александров) , митрополит 42, 83, 353–355 Серафим (Андреевский), обн. епископ 914–915 Серафим (Афанасьев), обн. епископ 915–916 Серафим (Белицкий), епископ 340, 628 Серафим (Коровин), обн. епископ 555, 570, 588, 916–917, 1016

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История исторической науки ИОАНН АНАГНОСТ визант. писатель сер. XV в., автор «Повествования об окончательном взятии Фессалоники» турками-османами 29 марта 1430 г. ИОАНН МАЛАЛА [Иоанн Антиохийский, Ритор], (80-е гг. V в. - после 578 (?)), визант. греч. хронист, автор (или один из авторов) хронографии КАЛАЙДОВИЧ Константин Федорович (1792-1832), археограф, палеограф, нумизмат, исследователь древнерус. и славянской письменности, член-кор. С.-Петербургской АН КАРАДЖИЧ Вук (1787-1864), серб. филолог, фольклорист, историк, этнограф, деятель серб. национального возрождения КАРАМЗИН Николай Михайлович (1766-1826), русский писатель, журналист, историк, член Российской академии и почетный член С.-Петербургской АН КЕКЕЛИДЗЕ Корнелий Самсонович (1879-1962), проф., д-р филологических наук, акад. АН Грузинской ССР, один из основателей Тбилисского гос. ун-та; литературовед, историк, археолог КЛАУЗНЕР Йосеф Гедалия (1874-1958), израильский историк, литературовед и лингвист, активный участник сионистского движения КЛИБАНОВ Александр Ильич (1910-1994), советский историк, источниковед, религиевед, исследователь сектантства КЛОСС Борис Михайлович (род. 1932), историк, источниковед, исследователь древнерус. летописания и агиографии, палеограф КОТЛЯРЕВСКИЙ Александр Александрович (1837-1881), славист, археолог, этнограф, педагог, профессор Дерптского (1868-1872), Киевского (с 1875) ун-тов, чл.-кор. АН КРИТОВУЛ Михаил (1400-1410 - после 1468), византийский историк, идеолог проосманского направления греческой исторической мысли

http://pravenc.ru/rubrics/122906_5.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Персоналии историков ИОАНН МАЛАЛА [Иоанн Антиохийский, Ритор], (80-е гг. V в. - после 578 (?)), визант. греч. хронист, автор (или один из авторов) хронографии КАЛАЙДОВИЧ Константин Федорович (1792-1832), археограф, палеограф, нумизмат, исследователь древнерус. и славянской письменности, член-кор. С.-Петербургской АН КАРАДЖИЧ Вук (1787-1864), серб. филолог, фольклорист, историк, этнограф, деятель серб. национального возрождения КАРАМЗИН Николай Михайлович (1766-1826), русский писатель, журналист, историк, член Российской академии и почетный член С.-Петербургской АН КЕКЕЛИДЗЕ Корнелий Самсонович (1879-1962), проф., д-р филологических наук, акад. АН Грузинской ССР, один из основателей Тбилисского гос. ун-та; литературовед, историк, археолог КЛАУЗНЕР Йосеф Гедалия (1874-1958), израильский историк, литературовед и лингвист, активный участник сионистского движения КЛИБАНОВ Александр Ильич (1910-1994), советский историк, источниковед, религиевед, исследователь сектантства КЛОСС Борис Михайлович (род. 1932), историк, источниковед, исследователь древнерус. летописания и агиографии, палеограф КОТЛЯРЕВСКИЙ Александр Александрович (1837-1881), славист, археолог, этнограф, педагог, профессор Дерптского (1868-1872), Киевского (с 1875) ун-тов, чл.-кор. АН КРИТОВУЛ Михаил (1400-1410 - после 1468), византийский историк, идеолог проосманского направления греческой исторической мысли КУЛАКОВСКИЙ Юлиан Андреевич (1855-1919), рус. ученый, историк, специалист в области истории Рима и Византии, филолог-классик, переводчик с латыни и древнегреческого, археолог, публицист

http://pravenc.ru/rubrics/122908_5.html

2-й ряд: 1. м. Онисим Соловьев †; 2. м. Авраамий Соловьев; 3. Павел Осипов †; 4. и-м. Алексий Казаков, иг. на прих.; 5. иг. Серапион Фадеев – еп. с 1972 г.; 6. иг. Андроник Некрасов – на прих.; 3-й ряд: 1. и 2. – ныне в миру; 3. м. Анатолий; 3а. а-м. Сергий Петин; 4. и-м. Даниил Пацкан – на прих.; 5. а-м. Лаврентий Постников; 5a. и-м. Ксенофонт Малер; 6. и-м. Евлогий Смирнов, вп. – архп.; 6а. п. Павел Кучминсккй – свщ. на прих.; 7. и-м. Матфей Мормыль – регент (архм.); 8. иг. Марк Лозинский , проф. МДА; 8а.– см. справа; 4-й ряд: l. студент грек; 2. и-д. Савватий (на прих.); 2а. п. Виктор – и-д. Викентий (вне Лавры); 3. и-м. Палладий, инспектор ОДС, ныне архп.; 4. и-д. Никандр; 5. и-д. Иов Тыванюк, ныне архп.; 5a. (под Иовом) – и-д. Гермоген (архм. на приходе); 6. (см. справа). Правая страница 1-й ряд: 8. архм. Феодорит Воробьев; 9. архм. Петр Семеновых – в сх. Серафим; 10. архм. Тихон Агриков ; 11. архм. Николай Самсонов; 12. архм. Кирилл Павлов ; 13. иг. Наум (архм.) Байбородин – духовник; 14. иг. Пимен Никитенко – архм. 2-й ряд: 7. иг. (архм.) Стефан Смычников, гостинник; 8. иг. Анатолий Кузнецов – епископ с: 1972 г.; 9. и-м. Анастасий Коломийченко (эконом в 1968–1972 гг.); 10. и-м. Виссарион Великий Остапенко; 11. и-д. Михей Тимофеев; 12. и-д. Пахомий Смирнов; 13. м. Димитрий Петраков, в схиме Симеон; 14. и-д. Антоний Буравцев; 15. и-м. (иг.) Варлаам. 3-й ряд: 8а. м. Иосиф (над Стефаном); 9. и-м. Филипп Лапин (иг., †); 9а. и-м. Лука (иг.), на прих. 10. и-м. (архим.) Иерофей Соболев, канонарх; l0a. и-д. Геласий, т. бол., на родине; 11. и-м. (иг.) Максим Москалионов, келарь вп. – на Афонском подворье; 11a. и-д. (иг.) Александр Богдан; 12. иг. Макарий Васькин, б. канонарх; 13. иг. (архм.) Владимир Иким, в ЧССР; 14. архд. Борис Болен-де-Болю; 15. иг. Викторин (Ерш); 15a. и-д. Никон Мелков, регент; 16. и-м. Феодосий, на приходе; 17. иг. Иоанн Захарченхо. 4-й ряд: 6. и-д. Иона Карпухин, ныне еп.; 7. ниже (под Ионой) и-д. Феодор, и-м. на приходе; 8. и-д. Рафаил («Рафик») Берестов, художник; 9. иг. Никифор Ртищев; 10. и-м. (иг.) Афанасий Алафинов; 11. п. (и-д.) Варсокофий Хайбуллин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Евангелие на чулымском языке рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви 20 апреля 2019 г. 13:10 По результатам проведенной экспертизы Издательский Совет Русской Православной Церкви рекомендовал для публикации книгу «Евангелие от Марка на чулымском языке с параллельным русским синодальным переводом», подготовленную Миссионерским отделом Томской епархии . Выписка из протокола заседания Коллегии по научно-богословскому редактированию и экспертной оценке Издательского Совета поступила в епархию на имя митрополита Томского и Асиновского Ростислава . Решение экспертов подвело итог кропотливой работе, которую в течение двух лет совместно с жителем Тегульдета чулымцем Василием Михайловичем Габовым вели клирик храма прп. Сергия Радонежского иерей Алексий Самсонов и настоятель храма Рождества Христова в Тегульдете иерей Иоанн Фантош. Лингвистическую помощь при переводе оказывала кандидат филологических наук, доцент ТГПУ Валерия Лемская. Издание Священного Писания на исчезающем языке, устными носителями которого остается несколько десятков жителей Томской области и Красноярского края, позволит коренному малочисленному народу Сибири обрести азбуку и приобщиться к православной вере. По замыслу переводчиков, самое краткое из книг Нового Завета — Евангелие от Марка положило начало переводу всех четырех Евангелий. Сегодня переведено Евангелие от Иоанна и переводится Евангелие от Матфея. Макет первой книги подготовлен в типографии «Иван Федоров», где в июне этого года она будет напечатана. Средства на издание тиража в 400 экземпляров выделил из собственных средств мэр г. Томска Иван Кляйн. Томская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

—63— гребное одеяние и пропитание согласился жить у Ефремлянина Михи и служить его домашним пенатам ( Суд.17:1–13 ); Ионафан, сын Гереона, сына Манассии (или по древним манускриптам Моисея) с сыновьями отправляли богослужения пред истуканом, поставленным сынами Дана и др. ( Суд.18:30–31 ). Поэтому неудивительно, если многие и из выдающихся представителей народа не знали основных законов Моисеевых. Похвала Судиям в книге Царств и послании к Евреям, как можно видеть из тех же примеров Самсона и Гедеона, не исключает возможности заблуждений и пороков с их стороны. В послании к Евреям писатель ясно различает проявления веры, свойственные каждой из поименованных им личностей: к Гедеону, Вараку, Самсону и Иеффаю относятся слова 33-го стиха: «верою побеждали царства», чего во всяком случае нельзя отрицать, так как эти лица сражались против врагов во имя и при помощи Иеговы. Боговдохновенность судей, не имеет такого широкого значения, чтобы на каждое их действие можно было бы смотреть как на внушенное Духом Божьим. Как видно из ясных выражений книги Судей, Дух Божий подавал им силу в особенных исключительных случаях, а не воздействовал на них во все время их жизни. Напр., в повествовании о Самсоне читаем: «пошел Самсон в Фам-нафу... и вот молодой лев, рыкая, идет навстречу ему. И сошел на него Дух Господень, и он растерзал льва как козленка» ( Суд.14:6 ). Затем, когда 30 брачных друзей хитростью узнали разрешение Самсоновой загадки и он должен был им по уговору отдать 30 синдонов и 30 перемен одежд, то в это время «сошел на него Дух Господень, и пошел он в Аскалон и, убив там тридцать человек, снял с них одежды и отдал перемены платья их разгадавшим загадку» ( Суд.14:12–13 ; Суд.14:19 ). Или ниже: «сошел на него Дух Господень, и веревки бывшие на руках его, сделались, как перегоревший лен, и упали узы с рук его» (Суд:16:9; Суд16:11 ). Ясно, что, кроме исключительных чрезвычайных моментов наития Духа Божия, в остальное время своей жизни Судии в этом отношении ничем не отличались от прочих людей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И вот, разразилось величайшее бедствие, какого еще не видывала земля, - всемирная война, человекоистребление по последнему слову братоубийственной науки. Страшный гнев Божий, кара и казнь, но и… человеколюбие крайнее, и всепрощение безграничное, и милосердие Божие. Когда война была уже в разгаре, Ангел Божий поверг серп свой на землю, и обрезал виноград на земле и бросил в великое точило гнева Божия. И истоптаны были ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий (Отк. 14:19-20), - в те дни дошел до меня слух из Дивеева, от дивеевских «сирот» Преподобного батюшки отца Серафима: Блаженная Параскева. Фото нач. XX в. Источник: http://ppdm.moseparh.ru/ - Блаженная »маменька» Прасковья Ивановна все радуется, все в ладоши хлопает да приговаривает: «Бог то, Бог-то милосерд-то как! - разбойнички в Царство небесное так валом и валят, так и валят!» За мученичество, значит, свое на войне от утонченного зверства культурных диаволов в образе человеческом, от разрывных пуль, от удушающих газов и, что всего для небесного Царства важнее, - за слезу покаяния, за одинокую слезу на поле смерти, вознесенную к Престолу Божию Ангелом-Хранителем. Видение о восхождении в Небесный Иерусалим И вот, в то же время, только в другом месте - в том маленьком захолустном городке, куда поселил меня Господь, одной рабе Божией, умом и сердцем препростой (я не назову ее имени, смирения ее ради) было даровано видение во сне судеб Божиих, сокрытых от разумения премудрых и разумных и открываемых младенцам. Очень скорбела эта раба Божия о тех ужасах войны, которые так нежданно-негаданно для многих (немногие-то ее уже давно ждали) обрушились на Россию. Было это, помнится, вскоре после многодневных жестоких боев на австрийской границе, увенчавшихся взятием Галича и Львова, после великих страданий армии Самсонова в Восточной Пруссии, словом, после великой кровавой жертвы, принесенной Россиею за грехи свои перед правдой Божией. Русские солдаты перед атакой, 1916 г.

http://radonezh.ru/2023/05/02/smert-na-v...

Иудеи спросили их: «за что вы нападаете на нас?» Те отвечали: «мы пришли связать Самсона, чтобы отмстить ему за все, что он сделал с нами». И пошли Иудеи, в числе трех тысяч человек, к ущелию скалы Етама, и стали выговаривать Самсону, зачем он раздражил Филистимлян, забывши, что они владеют ими? Самсон говорил, что он вынужден был мстить им за свою личную обиду. Иудеи сказали ему: «мы пришли связать тебя, чтобы предать в руки Филистимлян». Самсон, взявши с них клятву, что они не убьют его, отдал себя в их руки. Они связали его двумя новыми веревками и повели из ущелия. Как только завидели его Филистимляне, то испустили радостный крик. Тогда сошел на него Дух Господень; и он тотчас же разорвал веревки, которыми связаны были руки его, и, схвативши попавшуюся ему под руку ослиную челюсть, избил ею тысячу человек. После этого подвига он почувствовал сильную жажду и, бросивши челюсть, воззвал к Богу: «Ты совершил рукою раба Своего великое спасение; а теперь мне придется умереть от жажды, и я впаду в руки необрезанных». Тогда Бог источил воду из самой челюсти. Самсон утолил жажду и оживился духом. Все эти необыкновенные опыты страшной силы Самсоновой возбудили заботу в Филистимлянах узнать, откуда она проистекает. Князья Филистимские надеялись это выведать посредством Далиды (Далилы), жившей на долине Сорок, к которой Самсон имел особенное доверие. Они пришли к ней и говорят: «как-нибудь уговори его, и выведай, в чем заключается необыкновенная сила его и как нам одолеть его, чтобы мы могли связать и обессилить его? За то мы дадим тебе каждый по тысяче сто сиклей серебра 66 ». При первом же свидании Далида спросила Самсона: «открой мне, в чем заключается необыкновенная сила твоя? и можно ли чем-нибудь связать тебя, чтобы обессилить?» Он отвечал: «если связать меня семью сырыми тетивами, я обессилею и буду, как и всякой другой». По требованию Далиды, князья Филистимские принесли ей семь сырых тетив. Она нашла случай связать его ими; а между тем в комнате у себя скрыла одного Филистимлянина.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010