ПОСЛУШАНИЕ …Послушание есть то, что направляет нас на путь совершенства… (III, 4, 27). Послушание Спасителя – пример для нашего послушания Сам Спаситель наш Господь Иисус Христос рек о себе: снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца ( Ин. 6, 38 ). И хотя Он был премудрый и пресовершенный, не имел нужды в учении, не требовал руководства, но при всем том жил в послушании у Иосифа и Матери Своей: и бе повинуяся има ( Лк. 2, 51 ). Спаситель наш оставил нам сей пример, коему мы должны следовать; и сказал ученикам Своим и их последователям: слушаяй вас, Мене слушает: и отметаяйся вас, Мене отметается: отметаяйся же Мене, отметается Пославшаго Мя ( Лк. 10,16 ) (III, 4,26). Послушание состоит в отвержении своей воли и разума …«Свойства же послушания суть сии: послушание есть отвержение своего рассуждения, хотя бы кто и богат был оным. Послушание есть гроб воли и воскресение смирения; послушание есть недоверенность самому себе во всех добрых делах, даже до конца жизни»… (Преподобный Иоанн Лествичник , Степень 4) (Ш, 4,27). …Вселившись в обитель к проходившим жительство сие, отвергались своей воли и разума, то есть имели послушание и духом и телом, по учению Спасителя нашего Господа Иисуса Христа: аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и по Мне грядет ( Мф. 16, 24 ). Отвержение себя и взятие креста в том более состоит, чтобы отвергнуться своей воли и разума и терпеть чрез сие скорбь, понуждая себя на исполнение всех заповедей Божиих. Скорбь же неминуема должна быть от внутренних наших страстей, – а паче от гордости, которые ничем больше не побеждаются, как послушанием; о чем св. Иоанн Лествичник в 4-й Степени пишет: «святые отцы… блаженное послушание назвали такою добродетелию, без которой никто из заплетенных страстьми не узрит Господа». Далее: «блажен, иже волю свою до конца умертвил, и все о себе попечение препоручил своему о Бозе наставнику: одесную бо Распятаго таковый станет» (III, 1, 10–11). …Какое дадут тебе послушание, я не знаю, только во всяком надобно иметь страх Божий и внимание… (III, 29,91). Истинное послушание приводит к смирению

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Предисловие к «Лествице» прп. Иоанна Лествичника Скачать epub pdf I. Об авторе Синай и Фавор После Библии и богослужебных книг нет книги, которую в Восточном христианстве переводят, изучают и издают чаще, чем «Лествица, возводящая на небеса» прп. Иоанна Лествичника . Каждый Великий пост в православных монастырях ее читают вслух за богослужением или в трапезной с тем, чтобы монашествующие в течение своей жизни слушали ее пятьдесят или шестьдесят раз. Вне стен монастырей «Лествица» – излюбленное чтение огромного числа мирян в России, Греции, Болгарии, Сербии и во всем православном мире. «Лествица» на Востоке столь же популярна, как «О подражании Христу» на Западе, хотя по своему характеру эти книги совершенно различны. Автор «Лествицы» жил в Синайской пустыне у подножия Джебель-Мусы, горы Моисея, отвесные скалы которой вздымаются на высоту почти две с половиной тысячи метров. Когда он взирал на местные ландшафты, в его воображении, должно быть, часто возникали картины Исхода: гром и молнии, вершина горы, окутанная густыми облаками, Моисей, в одиночестве уходящий во мрак, чтобы говорить с Богом лицом к лицу ( Исх 20:18–21 ). Но святой Иоанн Лествичник постоянно вспоминал также другую горную вершину, относящуюся к Новому Завету, – Фавор, «гора высокая отдельно от других» ( Мф 17:1 , пер. еп. Кассиана (Безобразова)) , где Господь наш преобразился на глазах у трех учеников Своих, потому что когда он молился у церкви, построенной для монахов Синайской пустыни императором Юстинианом в 556–557 гг., всякий раз, когда он поднимал взор, то видел в апсиде на восточной стороне мозаику, сохранившуюся до наших дней, на которой изображено Преображение Христа 1 . Таким образом, Иоанн Лествичник взирал духовными и телесными очами на эти две горы, Синай и Фавор, и обе они отражены в написанной им книге. Своим строгим аскетизмом, призывом полностью отдать себя Богу, своей бескомпромиссностью Лествица вызывает в воображении безводную пустыню, скалы и мрак горы Синай. Но стоит лишь взглянуть немного глубже, и окажется, что книга эта не только о покаянии, но о радости; не только о самоотречении, но о том, как войти в Божью Славу. Кроме тьмы Синая есть также и огонь Неопалимой Купины и Фаворский свет. Три монашеских пути

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/pr...

Проповеди за 1892 год 14 марта (причастникам). Припомним слова апостола Павла и сознаем, какое счастье даровал нам Господь, называя нас Своими детьми – это великий титул, великое звание. Причастившись, мы опять принимаем образ и подобие Божие, которое заключается не в теле, а в душе; теперь двери сердца нашего открыты, и мы искренно раскаиваемся и даем себе обет удалить от себя то, что лишало нас этого подобия. В это время пьяница дает себе обет трезвости, супруги стараются друг другу быть приятными и любящими; таким образом, причастившись, мы приближаемся к Божеству; на нас теперь не печать дьявола, а печать Духа Святаго. Во-вторых, мы получаем такое богатство, которое нельзя получить ни за какие миллионы, – это Святые Тайны. У человека было два рая – земной и небесный; земной он утерял, злоупотребив свободой; что прежде доставляло удовольствие – то теперь скорбь, что тогда наслаждение – то теперь стыд. А теперь у нас в сердце рай, но такой рай, какой подобен тому раю, которым теперь наслаждаются близкие наши усопшие, о которых мы приносим непрерывные молитвы. Как бы ни было испорчено сердце, все же в нем есть искра божественная. Теперь во всех нас (причастниках) – Господь, но Он предвидел, что долго не сохраните Его, позабудете обеты и опять станете грешить; чтобы не оставить вас сирыми, Он послал вам Утешителя – Духа Святаго, Который всегда пребудет в вас, если сами Его не отгоните, – например, если сластолюбец перестает быть таковым, бесчестный и лживый перестает быть им, то Дух Святый не покидает их. И я молю Господа, чтобы Дух Святый пребывал надолго в вас. 15 марта. Укрепив нас в посте вынесением Животворящего Креста Господня, святая Четыредесятница на пятой своей седмице обращается к нам как уже к людям укрепившимся, привыкшим и посвящает нам истины. Истины эти изложены в «Лестнице», или «Лествице». Был человек достойный, истинный христианин, знаток человеческой души, который, к сожалению, нам мало известен, но которому Господь повелел изложить эти истины; они были составлены на Синае, там, где явились скрижали Завета. Этот человек был Иоанн Лествичник . Пятую седмицу мы и посвящаем воспоминанию о нем. Апостол Павел проповедовал, что необходимы человеку терпение и труд. Пятая седмица называется неделей терпения. И вот, с одной стороны, Иоанн Лествичник , с другой – апостол Павел как бы стоят на горе, а все желающие спастись подымаются в гору; если ты верующий – то восходи на гору, если неверующий, распутный – то пресмыкайся внизу.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Разделы портала «Азбука веры» Молитва есть общение и единение человека с Богом. св. Иоанн Лествичник Любовь к молитве непрестанно усиливает нашу любовь к Богу. св. Иустин Попович Под предлогом немощи не оставляй молитвы, даже на один какой день, пока есть в тебе дыхание. Филипп, митрополит Филадельфийский Не находит времени молиться только тот, кто не хочет молиться. Иннокентий митрополит Московский В течение дня везде, при каждом деле молись краткими молитвами. схиигумен Савва Псково-Печерский Не хотеть молиться – значит не хотеть быть с Богом. Расположение к молитве часто возникает во время самой молитвы. Тот умеет хорошо жить, кто умеет хорошо молиться. блаженный Августин Есть чистая молитва и есть созерцание, когда душа приступит тайну, тогда излишни чувства и их деятельность, ибо душа соделывает подобно Божеству и озаряется лучами высшего света. св. Исаак Сирин Стой терпеливо и молись крепко, отревая приражения житейских попечений и всяких помыслов; ибо они возмущают и тревожат тебя, чтоб расстроить твое молитвенное стремление. св. Нил Синайский Подвизайся ум свой во время молитвы соделывать глухим и немым; и будешь тогда иметь возможность молиться. Как должно. св. Нил Синайский Достоин всякого порицания тот, кто, любя истинную молитву, гневается или злопамятствует: ибо он похож на того, кто желает остро смотреть, а между тем запорашивает свои глаза. св. Нил Синайский Посвящай начатки дня твоего Господу; ибо кому прежде отдашь их, того они и будут. св. Иоанн Лествичник Если не получил еще ты дара молитвы или псалмопения, то проси неотступно и получишь. св. Нил Синайский Душа, любящая Господа, постоянно памятует о Любимом. Она хранит эту любовь в сердце, уме и на устах. св. Игнатий Брянчанинов Телесная молитва – совершаемая человеком при собственном усилии. Духовная – движимая благодатию и приходит с плачем невещественным. св. Игнатий Брянчанинов Не скорби, не получая тотчас от Бога того, о чем просишь. Он хочет доставить тебе большее благодеяние тем самым, что заставляет тебя с терпением долее предстоять Ему в молитве. Ибо что выше, как простирать беседу к Богу и объяту быть общением с Ним.

http://azbyka.ru/svyatye-otcy-o-molitve

Святитель Игнатий (Брянчанинов) Яркой особенностью учения святителя Игнатия (Брянчанинова) об исихазме является его строгий, аскетический реализм, исключение каких-либо мистических восторгов. То, что более всего привлекает обывателя в исихастской традиции – видение нетварного света, обожение и обретение духовного преображения, очевидного даже в телесном естестве, – святитель полностью затушевывает, оставляет в тени: слишком многие, пожелав вкусить благодатных даров и видений, впали в прелесть. Исихазм святого Игнатия – это непрестанный внутренний труд, возделывание своей души без ожидания небесных озарений. Это заключение ума в слова молитвы, покаянный плач сердца, за который большее, что можно здесь ожидать, – утешение как знак приятия Богом твоего покаяния. В центре умного делания святителя Игнатия, как и многих других отцов-аскетов, – молитва Иисусова . Святитель выявляет определенную последовательность в совершении молитвы Иисусовой, своего рода ступени молитвенного восхождения к Богу. В частности, в аскетическом наследии святителя мы видим следующие ступени: – молитва устная, – молитва умная, – молитва сердечная, – молитва душевная. Для правильного прохождения данных ступеней молитвенного делания святитель предлагает один и тот же принцип: заключать ум в слова молитвы, отвергая всякую мечтательность: « Святый Иоанн Лествичник советует заключать ум в слова молитвы и, сколько бы раз он ни устранился из слов, опять вводить его. Этот механизм особенно полезен и особенно удобен. Когда ум будет таким образом во внимании, тогда и сердце вступит в сочувствие уму умилением – молитва будет совершаться совокупно умом и сердцем» . Что показательно, преподобный Иоанн Лествичник всего дважды в своей «Лествице» высказал этот принцип. Наиболее ясно в слове о молитве: «Старайся всегда возвращать к себе уклоняющуюся твою мысль, или, лучше сказать, заключай ее в словах молитвы. Если она, по младенчественности твоей, утомится и впадет в развлечение, то опять введи ее в слова молитвы, ибо непостоянство свойственно нашему уму.

http://pravoslavie.ru/66179.html

Скачать epub pdf Беседа первая В последний раз мы говорили о том, что нашу веру возрождает и укрепляет смирение, и теперь следовало бы поговорить о смирении. Но здесь есть величайшая трудность: мы вовсе не имеем смирения в своем опыте, а, как говорит Иоанн Лествичник , «кто думает одним сказанием своим просветить и научить не вкусивших сего самым делом, тот делает нечто подобное человеку, вознамерившемуся словами и примерами дать понятие о сладости меда тем, которые никогда его не вкушали» 1 . «Никакое слово не может изъяснить его качество. Одну надпись имеет сие сокровище, надпись непостижимую, как свыше происходящую; и те, которые стараются истолковать ее словами, принимают на себя труд великого и бесконечного испытания. Надпись эта такова: святое смирение» 2 . Нам трудно, почти невозможно говорить о смирении, поэтому я хочу сегодня говорить о том, что дано нам в опыте, – о гордости. «Гордость есть отвержение Бога, бесовское изобретение» 3 , – говорит Иоанн Лествичник . Начало гордости – корень тщеславия; средина – уничижение ближнего, бесстыдное проповедание своих трудов, самохвальство в сердце, ненависть обличения; а конец – отвержение Божией помощи, упование на свое тщание, бесовский нрав. 4 Таким образом, гордость в итоге приводит к потере веры в Бога. Когда тщеславие в нас разовьется настолько, что мы становимся его рабами, мы вступаем в середину гордости. Такой человек может еще молиться, как и видим мы на примере фарисея, в молитве которого есть и уничижение ближнего, и бесстыдное проповедание своих трудов: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» ( Лк.18:11 ). Такой человек еще молится Богу, не понимая, что он уже на границе неверия и отгнания помощи Божией, а между тем последнее вместе с упованием на свое тщание есть уже конец гордости – «бесовское изобретение». Если обратимся к авве Дорофею , то у него увидим разграничение степеней гордости на первую и вторую, которые соответствуют середине и концу ее по Иоанну Лествичнику . Авва Дорофей пишет:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Скачать epub pdf Отдел III. Душевный человек в борьбе с страстями (продолжение) Глава 8 § 1. Нестяжание «Начало пути жизни – поучаться всегда умом в словесах Божиих и проводить жизнь в нищете», – говорит преп. Исаак Сирин 1 Таково значение нестяжательности. «Нестяжание есть отложение земных попечений, беззаботность о жизни, невозбраняемое путешествие, вера заповедям Спасителя; оно чуждо печали», – говорит св. Иоанн Лествичник 2 Оно есть Божественное установление ( Лк. 14, 26, 33 ). Добровольная нищета – выше милостыни. «Если возложишь на душу свою правило нищеты, – говорит св. Исаак Сирин , – и, по благодати Божией, освободишься от попечений и нищетою своею станешь выше мира, то смотри, не возлюби стяжания по нищелюбию, для подаяния милостыни, не ввергни души своей в смятение тем, что будешь брать у одного и давать другому; не уничтожь чести своей зависимостью от людей, прося у них, и не утрать свободы и благородства ума своего в попечении о житейском, потому что степень твоя выше степени милостивых. Нет, прошу тебя, не будь зависим. Милостыня подобна воспитанию детей, а безмолвие – верх совершенства. Ежели есть у тебя имение, расточи его вдруг. Если же ничего не имеешь, и не желай иметь. Очисти келью свою от роскоши и от излишнего, и это поведет тебя к воздержанию невольно, хотя бы ты и не хотел. Скудость вещей учит человека воздержанию; а когда дозволим мы себе послабление относительно вещей, тогда не в состоянии будем воздерживать себя» 3 В «Древнем Патерике» 4 передается случай, показывающий, что святые строго помнили это положение (что нестяжание выше милостыни). «Некто просил старца принять деньги на свои нужды. Он не захотел принять, довольствуясь своим рукодельем. Когда же тот не переставал упрашивать старца принять деньги хотя для нужд бедных, то он отвечал: – Здесь будет двоякий стыд: я принимаю без нужды и тщеславлюсь чужим даянием». Зная высоту добродетели нестяжания и ее преимущество пред милостыней, диавол на этом строит искушения подвижникам. «Бес сребролюбия борется с нестяжательными и, когда не может их одолеть, – говорит св. Иоанн Лествичник 5 – тогда, представляя им нищих, под видом милосердия увещевает их, чтобы они из невещественных опять сделались вещественными».

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Разделы портала «Азбука веры» Сейчас в разделе   чел. Всего просмотров Всего записей 116 поделиться: ©2024 Сайт священника Константина Пархоменко Как правильно дать имя ребенку? Оглавление Влияет ли имя на жизнь человека? Этот вопрос задают себе многие родители, давая имя малышу. Дашь имя мученика – будет всю жизнь мучиться, наречешь именем преподобного (монаха) – упаси Бог, станет монахом. Может быть, дать имя царя, полководца, мыслителя? И каждый раз священники терпеливо объясняют: имя, данное ребенку, никаким образом на жизнь человека не влияет. И многие распространенные имена – в этом легко убедиться, раскрыв святцы, – носили одновременно и цари, и монахи, и мученики. Вот пример: Иоанн. Имя древнееврейское, которое в переводе значит – Благодать Божия. В современном церковном календаре святых Иоаннов 188 человек. Тут и апостол Христов Иоанн Богослов, и поэт-песнописец и богослов Иоанн Дамаскин. И один из отцов-основателей сурового монашеского подвига Иоанн Лествичник, игумен монастыря на Синайской горе. Иоанн Власатый – Христа ради юродивый, подвизавшийся в Ростове. Иоанн Дамасский – отшельник, оставивший город и затворившийся в пещере. Иоанн Кронштадтский – великий русский пастырь и общественный деятель. Иоанн Палестинский – выдающийся постник. Иоанн Константинопольский – патриарх и выдающаяся личность своего времени. Иоанн Креститель, первый из мучеников, и за ним еще множество мучеников Иоаннов, пострадавших и в древние времена, и в новейшее советское время. То же наблюдаем относительно других известных имен. Вывод очевиден: имя святого никаким образом не отражается на судьбе ребенка. А теперь скажем несколько слов об истории наречения имени. Как нарекалось имя ребенку в дохристианские времена? В Библии имя совсем не было неким случайным условным обозначением; имя – определяло место, которое должен занимать в мире его носитель . Бог завершает творение, нарекая имена его элементам: дню, ночи, небу земле, морю ( Быт. 1:2-10 ), называя каждое светило его именем ( Ис. 40:26 ), и этим определяет местоположение во вселенной этих элементов мироздания. Или же, Бог предоставляет Адаму наречь имена всем животным ( Быт. 2:20 ) и этим самым определить их место и роль в мире Адама .

http://azbyka.ru/parkhomenko/kak-praviln...

Главное в литературе – свет Беседа с писателем Александром Сегенем – лауреатом Патриаршей премии по литературе Наталья Романова – Александр Юрьевич, вы родились 12 апреля 1959 года, в день, когда Церковь, в пересчете на новый стиль, чтит память преподобного Иоанна Лествичника, создателя одной из основополагающих христианских книг «Лествица». Повлияло ли это как-нибудь на вашу судьбу? – В русской истории всё не случайно. Даже полет первого человека в космос состоялся в день Иоанна Лествичника, написавшего о Лествице в Небо – руководство по восхождению души человеческой к Небесам Обетованным. Конечно, в детстве я этого не знал, но то, что, когда мне исполнилось два года от роду, произошел полет Гагарина, наложило отпечаток на всю мою жизнь. В детстве я всегда носил на груди значок с изображением первого космонавта, его портрет красовался над моим письменным столом, и я мечтал о собственных полетах в космос. И они потом состоялись, ведь сеансы космической связи человек может испытывать, и не будучи космонавтом. Впоследствии, обратившись к изучению творений отцов Церкви, я не мог обойти стороной и «Лествицу». Прочитав ее, жаждал побывать в тех местах, где жил преподобный Иоанн, и побывал, посетил на Синае его пещеру, удивительно устроенную и некогда вмещавшую в себя целую библиотеку. Кстати, вместе со мной там побывали и другие будущие лауреаты Патриаршей премии – Владимир Николаевич Крупин и Юрий Михайлович Лощиц. Это было одно из самых незабвенных событий в жизни. – Обычно в беседах с лауреатами Патриаршей премии вы задаете им вопрос о том, как они пришли к Православию. Разрешите сей вопрос адресовать и вам? Нельзя стесняться говорить, что веруешь, если и впрямь веруешь! – Разумеется, Наталья Владимировна. Один мой знакомый как-то неудачно подметил, что, если кто-то говорит: «Я верю в Бога», это все равно как если бы он говорил: «Я очень хороший человек». Но ведь если ты христианин, то постоянно произносишь слова Символа веры: «Верую во единого Бога Отца Вседержителя… И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия…» Нельзя стесняться говорить, что веруешь, если и впрямь веруешь!

http://pravoslavie.ru/92379.html

игумен Герман (Осецкий) Скачать epub pdf Часть III. Подвиги обновления духа Но не здесь еще конец всем трудам подвижника. И горе ему, если он этим ограничит свою деятельность, на этом остановится и успокоится. Впереди ожидает его еще труд восстановления в своей душе поврежденного грехом образа Божия. По слову апостола, христианин-подвижник должен не только «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,... но и обновиться духом ума своего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» ( Еф. 4, 22–24 ). Надо, чтобы не только была очищена душа христианина, но и обновлен и восстановлен в ней образ Божий. Образ Божий явлен нам в Господе нашем Иисусе Христе (См. Флп. 2, 6–7 ), в Котором просияло всякое исполнение Божества телесно – во плоти. И «кого предузнал» (Господь), «тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего» – Спасителя нашего ( Рим. 8, 29 ). Образовать душу по образу Божию, восстановить в ней его – значит не что иное, как изобразить и вселить в ней Христа, значит подражанием Его святейшим свойствам достигнуть «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Еф. 4, 13 ). Христианин-подвижник должен обновить всю свою душу, всем ее силам и способностям должен дать иное, богоподобное направление, иные, богоподобные начала деятельности, так как всю ее проникла греховная порча. Но как прежде, при перечислении подвигов самоочищения преподобный Лествичник называл только грехи важнейшие, коренные, так и здесь в ряд подвигов самообновления он поставляет только подвиги обновления начальных, коренных сил души: ума, воли и чувства. С изменением направления основных сил души естественно должно измениться направление и прочих подчиненных им способностей души. Преподобный Лествичник начинает с сердца. Обновление сердца Степени XXIV и XXV Нужно припомнить, что преподобный Иоанн в своей Лествице держится порядка практического. А в жизни сердце – главный источник наших действий, как добрых, так и злых (См. Мф. 12, 35 . Мф.15, 19 ; Притч. 4, 23 ). Следовательно, с сердца и должно начинать дело духовного обновления: при перемене сердца на доброе, можно сказать, изменится вся душа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010