мужская, вовсе упразднённая, находилась в Новгородской Епархии в Каргопольском уезде (а потом отписана к Архангельской Епархии), на левом берегу реки Северной Двины, от Сийского монастыря к югу в 25, от Каргополя к северу в 200 вёрстах, и приписана была сперва к Еломской пустыни, а потом к Спасо-Каргопольскому монастырю. При сочинении Штатов в 1764 году был в этой пустыни один монах. Яминская пустынь Была на берегу реки Волги близ города Твери. См. ниже Фёдоровский Тверской монастырь. Ямнесская Предтечева Или Яменская пустынь Мужская, упразднённая в 1764 году, принадлежала к Московской Епархии, и было за ней крестьян только 7 душ. Ямская Предтечева Трубчевская пустынь Мужская упразднённая, находилась близ города Трубчевска и принадлежала к Синодальной области. Кажется, она та же, что и вышеописанная Ямнесская или Яменская. Янкин или Янчин Андреевский монастырь Мужской упразднённый, находился в Губернском городе Киеве. Основан и построен Великим Князем Всеволодом I Ярославичем, в Святом крещении Андреем, в 1086 году. В нём сперва жили и воспитываемы были девицы, которых Начальницей и наставницей была дочь Великого Князя Всеволода Анна 184 , по просторечию прозванная Янка, от чего и монастырь наименование своё получил Янкин или Янчин, а по храму – Андреевский. Училище сие было первое в России для воспитания девиц. После этот монастырь был уже мужеским под названием Андреевский Всеволож. См. Татищев, История Российская, ч. II, стр. 138–139; ч. II, стр. 172; Мальгин, Зерцало Российских Государей, 1794 год, стр. 124–125. Яранский Вознесенский монастырь Мужской упразднённый, находился в уездном городе Яранске, принадлежавшем прежде к Казанской, а ныне Вятской Епархии. Крестьян за ним было 236 душ. Яранский Казанский Новодевичий монастырь Упразднённый, находился близ вышеописанного монастыря. Яренский монастырь Мужской. Описан при переписи 1678 года так: «Яренских Чудотворцев Иоанна и Логгина у моря монастырь в Архангелогородской Епархии, от Архангельска 120 вёрст. Мощи Преподобного обретены в 1544 году в весеннее время Яренскими жителями и положены на берегу моря при устье речки Сярты в гробу.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Строения в монастыре сем все деревянные ветхие следующие: 1) две ЦЕРКВИ деревянные, из коих одна большая о трёх куполах, а другая трапезная под одной с кельями монашескими крышей состоящая, совсем ветха и к служению не способна; 2) КОЛОКОЛЬНЯ с пятью колоколами также деревянная старая; 3) КЕЛЬИ монашеские разделены на две половины, из коих в первой, заключающей четыре небольших чулана, живут монашествующие, а в другой – нищие; 4) кроме того ещё одна ИЗБА с тремя чуланами, в коих имеют пребывание находящиеся там для исправления прихожанам мирских треб два священника и дьячок с семейством их, и прочие службы и хозяйственные постройки. Этот монастырь содержание своё имеет от пахотной и сенокосной земли, да от получаемой с прихожан ссыпки корцов до 80 ржи, содержащих в себе каждый по 32 гарнца. Были ль в нём какие достопамятные происшествия, того по монастырским бумагам не видно. Настоятельство в монастыре сем издавна Игуменское. Сверх того при оном монастыре имеется приход, из 350 дворов состоящий; в них душ мужского пола 1.400, женского 1.222, коим преподают Христианские требы и отправляют в церкви наравне с монахами служение два священника. Завеличский или с Завеличья Ильинский монастырь Упразднённый девичий. Находился в Псковской Епархии при селении Завеличье, от города Пскова в 2 вёрстах за рекой Великой. До учреждения в 1764 году Духовных Штатов было за монастырём сим 75 душ крестьян. Завеличский Иоанно-Предтечевский Псковский монастырь Девичий. См. Иоанно-Предтечевский с Завеличья. Завеличский Спасский монастырь Упразднённый мужской. Основан был первоначально в 6662/1154 году Св. Нифонтом, Архиепископом Новгородским, на Завеличье близ Пскова. Заволожский Николаевский монастырь Или с Ручья с Заволожья . Упразднённый мужской. Упоминается в 1374 году. Из монашествующих этой обители в оном 1374 году Евфимий Вислин хиротонисан в Епископа Тверского. Загаецкий Иоанна милостивого монастырь Житомирской Епархии заштатный мужской. Основан в 1626 году, состоит в Губернии Волынской, повета Кременецкого, близ села Загаец, при слободке, именуемой малые Загайцы, (по чему и название своё монастырь имеет) в недалёком расстоянии от поветового города Кременца, над озером, называемым Стемпное, на высокой горе, где некогда была крепость, рвом и валом земляным, ныне уже обрушившимся, обнесённая.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Во время Великой Отечественной войны, в 1941 году монастырь был открыт и восстановлен как мужской. В 1964 году обитель снова была закрыта атеистической, богоборческой державой. Лишь только в 1996 году монастырь был возрожден. «Монастыри и храмы Украинской Православной Церкви» Городищенский Рождества-Богородичный монастырь - православный мужской монастырь в селе Городище Хмельницкой области находится в ведении Шепетовской епархии. В 1538 году владелец местечка Городище, князь Корецкий Богуш Федорович основал здесь православную обитель и в 1576 году завещал своему сыну Иоакиму беречь в этой обители Православие. В нач. XVIII века монастырь обеднел и прекратил своё существование. В 1746-1782 гг. князья С. и И. Любомирские (владельцы Городища с кон. XVII в.) на свои средства и на деньги пана Я. Погрошевского возвели на месте прежней обители каменный католический костёл с усыпальницей волынских знаменитых католиков и при нём монастырь ордена кармелитов. В 1832 году, спустя 37 лет после Третьего раздела Речи Посполитой (1795) и после участия монахов-кармелитов в Польском восстании (1830-1831 гг.), кляштор был упразднён, а его костёл после проведённой реставрации стал православным приходским храмом. В 1858 году по указу Святейшего Синода при храме учредили женскую обитель Рождества Пресвятой Богородицы. В том же году сюда, по ходатайству управляющего Волынской епархией архиепископа Арсения, перевели монахинь из Полонского Успенского монастыря во главе с игуменьей Василисой. Согласно штату монастырь, отнесённый к III классу, получал от казны государства 1564 рублей в год. Кроме того, ему поступали прибыли от трёх мукомольных водяных мельниц, с участка леса из казённых оброчных статей. По воспоминаниям очевидцев от монастыря был проложен подземный ход, ведший аж до самого Киева! Во 2-й пол XIX в. монастырский ансамбль построек дополнили здания училища и гостиница, а в 1902 году - каменный тёплый храм Рождества Иоанна Предтечи. Монастырь содержал училище для приходящих девушек, школу для сирот, больницу и странноприимный дом. В 1923 году обитель местные власти закрыли. После выселения монахинь и насельниц, коих в то время было огромное количество, в монастырских постройках разместили школу для кадров компартии Украинской ССР, с 1926 по 1936 гг. здесь находился комсомольский санаторий ЦК ВЛКСМ Украины, с 1936 года - военные госпитали и санаторий командного состава Киевского особого округа. После оккупации Хмельничины немецко-фашистскими войсками, летом 1941 года сюда вернулись несколько инокинь со схимонахиней Херувимой, а в одном их трёх храмов вновь стали проводиться службы. Монастырь функционировал и в советское время. В 1944 году в нём подвизались 32 монахини, в 1954 - 63, в 1958 - 70. В июне 1960 года, во время т. н. " хрущёвских антирелигиозных гонений " , обитель вновь закрыли, а в зданиях разместили помещения для пациентов и персонала психиатрической больницы.

http://sobory.ru/article/?object=26208

Возрождение обители началось в 1998 году с приходом братии из Почаевской Лавры. Их появление стало словно знамением, воскресением почти через десять веков деяний Преподобного. Игуменом монастыря был назначен иеромонах Антоний. В 2013 году, когда будет праздноваться 1000-летие Лядовского монастыря, он может появиться возрожденным в полной своей красе. В честь Ватопедской иконы Божьей матери в Лядовский обители в 2009 году был построен и освящен храм на третьем этаже братского корпуса. Престольные праздники Лядовского обители: 11 сентября - Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 10 ноября - Святой великомученицы Параскевы, нареченной Пятницей 3 февраля - Иконы Божией Матери, именуемой «Отрада и Утешение» 23 июля - Преподобного Антония Печерского Убранство храмов в монастыре, иконостасы, киоты, иконы изготавливаются из долговечного материала - камня и смальты. Братия монастыря, строители, каменотесы и иконописцы освоили искусство резьбы по камню и мозаику. Источник: Винницкая епархия Украинской Православной Церкви Комплекс расположен на скальной террасе 90-метровой горы, возвышающейся над Днестром. К нему ведет каменистая крутая тропинка. В первой половине XVIII в. в гротах находился василианский монастырь, упраздненный в 1745 г. Ансамбль памятника состоит из трех пещерных церквей: Усекновения главы Иоанна Предтечи, Параскевы Пятницы и Антония Печерского. Церкви Иоанна Предтечи и Параскевы Пятницы размещены в двух смежных гротах (теперь значительно разрушены) со сложной в плане конфигурацией и соединены проходом. В 1848 г. к церкви Иоанна Предтечи был пристроен придел, верхний ярус которого служил колокольней. На небольшом расстоциии от этих церквей расположен грот-церковь Антония Печерского (1894 г.). «Памятники градостроительства и архитектуры УССР». – К.: «Строитель», 1985 г., т. 2. Церковь монастыря пещерная. В церкви Иоанна Предтечи была икона «Обретение главы Иоанна Предтечи» - не старше 16-17 в.в. (Широцкий К. «На развалинах Бакоты». - Литературно-научный вестник, 1912 г., 1, с. 79).

http://sobory.ru/article/?object=23607

В XIX в. архитектурный ансамбль мон-ря претерпел существенные изменения. В 1815 г. К. м. пострадал от пожара, сгорело неск. зданий, большая половина церковного имущества, утварь, ризница и архив; сохранилась лишь Введенская ц. На восстановление обители имп. Александр I Павлович выделил 5 тыс. р. По преданию, крупную сумму пожертвовал митр. Новгородский Амвросий (Подобедов) , бывш. архиеп. Казанский. Всего было собрано 58 636 р. 26 июля 1818 г. в Казани была образована специальная комиссия, и к 1819 г. ремонт в К. м. был окончен. 24 июня, в день праздника Рождества св. Иоанна Предтечи, собор был заново освящен архиеп. Казанским и Симбирским Амвросием (Протасовым) . В 1831 и 1833 гг. игум. Ираклий обращался к еп. Казанскому Филарету (Амфитеатрову) с прошением сначала надстроить, а затем возвести новый настоятельский корпус, но это начинание было отложено до «благоприятнейшего времени». В 1832 г. было дозволено разобрать угловое каменное здание при ц. Усекновения главы Иоанна Предтечи, а кирпич употребить на возведение ограды мон-ря. В 1846 г. настоятель (1845-1852) игум. Елевферий обратился к архиеп. Казанскому и Свияжскому Владимиру (Ужинскому) с прошением перестроить существующие при мон-ре «холодные палатки» и лавки в жилые помещения, чтобы последние приносили больше дохода. Просьба была удовлетворена, благодаря чему имущественное состояние обители улучшилось. В нач. 80-х гг. XIX в. храм Усекновения главы Иоанна Предтечи сочли небезопасным для совершения богослужений. Вопрос о разборке собора, признанного памятником рус. шатровой архитектуры, стал предметом дискуссий научной общественности и горожан ( Остроумов. 1978). В итоге была признана невозможность ремонта. В 1886 г. настоятель (1885-1909) игум. Ексакустодиан (Каменский), получив разрешение Синода, приступил к разборке старого и строительству нового собора. Игумен первым внес 1 тыс. р. на возведение нового храма и впосл., обращаясь к богатым жертвователям по всей России, сумел собрать большую сумму. Храм строился в 1886-1894 гг., на его возведение было затрачено 100 тыс. р. Новый собор (архитекторы П. М. Тюфилин и Л. К. Хрщонович), построенный в рус. стиле, был просторнее прежнего, но сохранил главные композиционные особенности предшествующего: растянутый в ширину четверик с 3 шатрами и 3 апсидами, более низкую обширную трапезную. 18 дек. 1894 г. архиеп. Казанский и Свяжский Владимир (Петров) освятил главный престол во имя св. Иоанна Предтечи, 24 нояб. 1895 г.- придел во имя свт. Иннокентия Иркутского, 1 дек. того же года - придел во имя свт. Германа Казанского. В нижнем этаже церкви был устроен престол в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и во имя семи Эфесских отроков. В 1895-1896 гг. в К. м. был построен и 14 дек. 1896 г. освящен 2-этажный настоятельский корпус.

http://pravenc.ru/text/1319820.html

Святой Феона, архиепископ Фессалоникийский, также жил в здешних пещерах после того, как покинул Святую Гору , и до того, как перебрался в восстановленный им монастырь святой Анастасии Узорешительницы восточнее горы Хортьатис. А в XVIII веке в обители Иоанна Предтечи подвязался святой покровитель греков-крестьян, равноапостольный священномученик Косма Этолийский. Имена этих повсеместно почитаемых святых и многих других, менее известных связаны со скитом Иоанна Предтечи. Светом их мудрости и молитвы озарено это место. Но не только. Трудами игуменов и братии монастыря здесь собирались мощи святых угодников и праведников господних. Величайшей реликвией обители является один из пальцев десницы Крестителя и друга Господа нашего Иисуса Христа. Многие частицы многострадальных останков святого Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского сохраняются в ските. В мощевиках и ковчежцах хранятся частицы мощей Апостола Луки и святого Николая Мирликийского, святых Харалампия, Трифона и великомученицы Варвары, а также святых Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, бессребреников Пантелеимона и Фалалея, Дионисия Ареопагита, Артемия Стратилата, и других святых. Святые мощи единородного младшего брата святителя Григория Паламы, святого Феодосия, также покоятся в монастыре. В XII в. обитель чудесным образом обрела еще одну реликвию. Святитель Климент, архиепископ Охридский, ученик и продолжатель дела святых солунских братьев Кирилла и Мефодия, первым начавший служить, проповедовать и писать на славянском языке, через два столетия после кончины своей (почил он в 916 г.) явился во сне иеродьякону Науму и попросил, чтобы глава его была перенесена «в монастырь его». Мы не знаем, был ли святой Климент при жизни как-то связан со скитом Иоанна Предтечи, но иеродьякон Наум выполнил просьбу святого и, ведомый им, прибыл в скит, доставив Честную главу и предав ее настоятелю, который также был чудесным образом извещен о «важном посетителе». Так, Честная глава святого Климента, чудотворца, хранится здесь по сей день и по предварительному согласованию о посещении монастыря реликвию выносят к паломникам.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Мужской упразднённый Тамбовской Епархии. Находился в губернском городе Тамбове. До учреждения в 1758 году Тамбовской Епархии принадлежал он к Синодальной области. Строения в монастыре сем две ЦЕРКВИ, КЕЛЬЯ и ОГРАДА деревянная. Казанский Троицкий Федоровский монастырь См. Федоровский Троицкий Казанский. Казанский Успенский монастырь Упразднённый девичий. Находился внутри губернского города Казани. После Штатов 1764 года обращён в Успенский собор и учреждён при оном Протоиерей со Священно-церковнослужителями. Перенесено снизу, с буквы Θ Казанский Федоровский Троицкий монастырь См. Федоровский Троицкий Казанский. Казанский Шатский монастырь Упразднённый девичий. Находился в Штатском уезде. Казанский Явленский монастырь 3 класса девичий Рязанской Епархии, находится в губернском городе Рязани. Соборная церковь в монастыре сем во имя Божьей Матери Казанской, построена Преосвященным Авраамием, Митрополитом Рязанским на домовую сумму. Казанский Ярославский монастырь 3 класса девичий Ярославской Епархии в губернском городе Ярославле близ земляного вала. Построен в 1605 году при Царе Василии Иоанновиче по грамоте Иоасафа, Архиепископа Вологодского, городскими жителями. В нём строения: 1) ЦЕРКОВЬ каменная Казанской Божьей Матери, с приделами: а) Преп. Параскевы Сербской; б) Климента Папы Римского и Петра Александрийского ; 2) ЦЕРКОВЬ каменная над Св. воротами Иоанна Предтечи; 3) ОГРАДА вокруг монастыря каменная, внутри которой 4) КЕЛЬИ деревянные. По Штату 1764 года положен в 3 класс и управляется Игуменьей. В монастыре сем по Указу Св. Синода 1802 года, а по представлению Павла, Архиепископа Ярославского, учреждено общежительство. Казаринова пустынь Упразднённая мужская. Находилась в Новгородской Епархии в Каргопольском уезде, на Восточном берегу озера Лекшимы, от Каргополя к западу в 32 вёрстах. Кайсаровский или у Кайсарова ручья Троицкий монастырь мужской, упразднённый ещё задолго до Штатов 1764 года. Находился при губернском городе Вологде на ручье, именуемом Каисаров, впадающем в реку Вологду выше города. Этот монастырь, как утверждает предание, основан был в половине XII столетия Преп. Герасимом, уроженцем Киевским и постриженцем тамошнего Глушенского монастыря, пришедшим из Киева в Вологду в 1147 году и тут в обители своей преставившимся в 6686/1178 году, Марта 4. Ныне монастырская церковь осталась приходской, в коей и мощи Преподобного Герасима почивают под спудом. Калужская Тихонова Мядынская пустынь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В июле 1996 года решением Синода подворье было преобразовано в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, наместником которого был назначен игумен (ныне епископ Егорьевский) Тихон (Шевкунов). В память о всех жертвах богоборческой власти при вхо­де в монастырь в сентябре 1995 года был установлен поклонный крест, освящённый Патриархом Алексием II. Монастырь начал интенсивно развиваться и строиться после 1994 года. 9—10 мая 1999 года в монастырском соборе состоялось прославление священномученика Илариона, епископа Верейского († 1929), бывшего настоятелем монастыря в 1923 году. С осени 1999 года начались занятия в Сретенском высшем пра­вославном монастырском училище. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2001 года училищу был присвоен статус Духовной семинарии, а 26 декабря 2002 года Священный Синод переименовал училище в Сретенскую Духовную семинарию. В 2010 году Сретенскому монастырю передали здание школы 1216, которое находилось на месте погоста, где были похоронены погибшие во время Отечественной войны. Через два года его отреставрировали и разместили Сретенскую духовную семинарию. В 2008—2012 годах монастырю перешли в пользование помещения на Рождественском бульваре, некоторые из них ранее занимало Всероссийское музыкальное общество. С 2010 года при лазарете монастыря действует домовой храм праведного Иоанна Кронштадтского, а в корпусе наместника — храм в честь Святой Живоначальной Троицы. Храмы [ править править код ] Храм в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери с приделами в честь Рождества святого Иоанна Предтечи, преподобной Марии Египетской и Воскресения Христова: Возведён в 1679 году на месте древнего храма XVI века по заказу царя Феодора Алексеевича. В 1706 году к южному фасаду пристроили придел Иоанна Предтечи. Северный придел преподобной Марии Египетской устроен в 2000 году и освящён в 2008 году. Собор выполнен в московско-ярославском стиле, с характерными чертами церковного зодчества эпохи патриарха Никона. Храм двухстолпный, трёхнефный с трёхчастной апсидой, имеет квадратную форму. Своды, столбы, откосы окон и стены внутри покрыты росписями, выполненными в 1707 году по заказу стольника Семёна Грибоедова мастерами костромской школы. Сверху каждая стена храма украшена тремя арками и иконой, расположенной в центре. Собор увенчан пятью куполами, барабан центральной главы световой, остальные имеют декоративные окна.

http://azbyka.ru/palomnik/Сретенский_муж...

Первое летописное известие о сем монастыре встречается только в конце XVI столетия. Оно упоминается в списках с Платежных книг Рязанских 1595-97 гг. В выписи с Писцовых книг Воронцова-Вельяминова 1628-29 гг. замечено, что Троицкий монастырь от войны был пустой многие года, но и по возобновлении своем, как видно из той же записи, находился далеко не в цветущем состоянии. В монастыре была одна церковь Живоначальной Троицы с деревянным приделом Сергия чудотворца, церковь и все церковные строения – монастырское, да на монастыре две кельи, а в нем строитель старец Семион, а братии нет. Приведением в более приличный вид Троицкий монастырь обязан известному в XVII столетии ревнителю церковного благолепия стольнику Ивану Ивановичу Вердеревскому, который в 1685 г. устроил каменный храм в честь Живоначальной Троицы с приделом Алексия митрополита и обнес монастырь каменной оградой. Им же, вероятно, устроен и другой храм в честь св. Иоанна Предтечи… До 1764 г. в числе вотчин Троицкого монастыря состояли: с. Бахмачево, в котором по ревизии 1744 г. было 206 дворов и земли 350 четвертей в поле, с. Козарь и с. Девичий рукав, находившиеся в Шацком уезде в Замокшенском стане при реке Мокше в 350 верстах от монастыря. В нем по ревизии 1744 г. значилось 352 двора и 450 четвертей в поле. Во владении Троицкого монастыря состоит: 1. Под монастырской усадьбой 30 десятин 1906 сажень. 2. Луговой пахотной земли близ с. Мервино 16,5 десятин. 3. 21 десятина пахотной земли близ сельца Ефремова Пронского уезда. 4. 50 десятин ( не удобных ) близ с. Подвислова Ряжского уезда 5. 50 десятин дровяного леса близ деревни Кельцы Рязанского уезда. 6. Мукомольная мельница при устье реки Павловка. И. Добролюбов. «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии» 1884 г. том 1, стр. 50. Дата основания монастыря не известна. Легенды связывают появление обители Преподобным Сергием Радонежским. Он посетил Рязань в 1386 году с целью примирения великого князя московского Дмитрия Донского с рязанским князем Олегом. Монастырь неоднократно подвергался разорениям во время татаро-монгольского нашествия. В документах 1595—1597 и 1628—1629 годов встречается упоминание o храме Святой Живоначальной Троицы монастыря. В 1695 году стольник И.И. Вердеревский восстанавливает монастырь: в 1695 году возведен новый каменный храм во имя Пресвятой Живоначальной Троицы, в 1697 году — церковь Иоанна Предтечи. Затем построены каменная ограда с пятью угловыми башнями, трехъярусная колокольня, жилые и хозяйственные постройки. В 1752 году на месте церкви Иоанна Предтечи строится каменный Сергиевский храм.

http://sobory.ru/article/?object=08281

В 1686 году по именному указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей Железноборвский монастырь с землями, с крестьянами и со всеми его угодьями приписан был в Донской Московский монастырь. Монастырь в трудные годы продолжал помогать государству. В 1700 году по грамоте царя Петра I монастырь высылает большую сумму денег на строительство кораблей. В 1701 году монастырю возвращается полная самостоятельность. Но воля Петра, приступившего к осуществлению реформ, отразилась на всех монастырях и в частности на Железноборовском. Когда для изготовления пушек потребовалась медь, и с колоколен храмов снимали для этой цели колокола, тогда и Железноборовский монастырь не избежал этой участи, отдавши один из семи висевших на колокольне колоколов. В 1724 году к Железноборовскому монастырю были причислены со всей землей, крестьянами и угодьями Благовещенский Ферапонтов монастырь на устье реки Монзы и Флоровский Спасский на реке Воче невдалеке от Солигалича. Монастырь имел свои подворья в Галиче, Буе и в Костроме. На этих подворьях работало до пятисот монахинь-вышивальщиц. Из добываемой монастырем железной руды выплавлялось железо, из которого ковались гвозди, лемеха, сошники, косы, замки, ключи, топоры и многое другое. Монастырь положил начало развитию кузнечного дела и других ремесел. Особенно же он славился работами вышивальщиц по бархату, атласу, парче — бисером, золотым шитьем, стеклярусом. Мастерицы-монахини, работавшие для монастыря, создавали подлинные произведения искусства. Монастырь славился своими благоговейными службами, строгим образом жизни иноков, большой миротворческой деятельностью. Монахи монастыря первыми начали на костромской земле обучать крестьянских детей, боярских и дворянских отроков грамоте по Псалтыри. В 1764 году обитель была переведена в число заштатных и из бывшего, далеко не скудного, сделался настолко ограниченным, что не имел возможности содержать более шести человек. В описи 1765 года указано, что в монастыре были две каменные церкви - Иоанна Предтечи и Рождества Богородицы, богато и красиво убранные. Монастырь имел свои подворья в Галиче, Буе и в Костроме. На этих подворьях работало до пятисот монахинь-вышивальщиц. Из добываемой монастырем железной руды выплавлялось железо, из которого ковались гвозди, лемеха, сошники, косы, замки, ключи, топоры и многое другое. Монастырь положил начало развитию кузнечного дела и других ремесел. Особенно же он славился работами вышивальщиц по бархату, атласу, парче - бисером, золотым шитьем, стеклярусом. Мастерицы-монахини, работавшие для монастыря, создавали подлинные произведения искусства. Монастырь славился своими благоговейными службами, строгим образом жизни иноков, большой миротворческой деятельностью. Монахи монастыря первыми начали на костромской земле обучать крестьянских детей, боярских и дворянских отроков грамоте по Псалтыри.

http://azbyka.ru/palomnik/Иаково-Железно...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010