Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРЕМИЯ (в схиме Иоанн; Соловьёв Иродион Иоаннович; 10.04. 1799, с. Георгиевское Ливенского у. Орловской губ.- 6.12.1884, Н. Новгород), еп. Нижегородский и Арзамасский. Род. в семье пономаря. С благодарностью вспоминал семью, особенно деда и мать, Марию Феоктистовну, наставление к-рой: «Молись, молись, всегда молись, молись втайне, молись ночью, молись перед всяким уроком своим и всяким делом» - помнил всю жизнь. В течение жизни И. хранил узелок, к-рый мать дала ему в благословение перед поступлением в духовные школы. В узелке были икона, кисейное полотенце и монеты для раздачи милостыни нищим ( Виноградов. 1886. С. 2, 4). Окончил Севское ДУ, в 1810 г. поступил сразу в 4-й класс Севской (Орловской) ДС. 21 нояб. 1814 г. Орловским еп. Досифеем (Ильиным) был посвящен во чтеца. В годы учебы познакомился с И. А. Борисовым (впосл. свт. Иннокентий , архиеп. Херсонский), дружба с к-рым оказала значительное влияние на буд. епископа. Обратил на себя внимание ректоров-архимандритов Владимира и св. Гавриила (Городкова) . По окончании Севской ДС 25 сент. 1819 г. состоял учителем греч. языка и одновременно инспектором Севского ДУ, ректором к-рого в тот период был иером. Иаков (Вечерков) . Орловский еп. Гавриил (Розанов) предложил Соловьёву священническую вакансию в Покровской ц. г. Болхова и благословил на брак. Но, побывав в Болхове и познакомившись с невестой, Соловьёв отказался от служения на приходе и вернул еп. Гавриилу «брачный билет». По преданию, посетил вместе со свящ. И. З. Вуколовым Елец, где старец прот. Иоанн Жданов предсказал Соловьёву служение в епископском сане. По благословению еп. Гавриила в марте 1822 г. пришел в Свенский Новопечерский Успенский мон-рь, где исполнял различные послушания, порой самую «черную» работу, с сент. того же года служил пономарем. В сент. 1824 г. по распоряжению Комиссии духовных уч-щ Соловьёв был направлен в СПбДА для продолжения образования за казенный счет. Значительное содействие в этом оказал инспектор СПбДС Иннокентий (Борисов), убедивший послушника оставить мон-рь и продолжить образование. 21 нояб. 1824 г. Ревельским еп. Григорием (Постниковым) в академической церкви Соловьёв был пострижен в монашество, 25 дек. того же года в Казанском соборе рукоположен во диакона, 14 авг. 1827 г. архиеп. Рязанским Филаретом (Амфитеатровым) в Рождественской ц. Псковского подворья на Васильевском о-ве рукоположен во иерея. Некоторое время служил на Псковском подворье учителем певчих архиеп. Рязанского Филарета, с 1827 г. законоучитель и настоятель Александро-Невской ц. 2-го Кадетского корпуса С.-Петербурга. В 1828 г. причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры, в 1829 г. Комиссией духовных уч-щ назначен бакалавром СПбДА по богословскому классу.

http://pravenc.ru/text/293654.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННОКЕНТИЙ еп. г. Марония (Фракия) (1-я пол. VI в.), церковный писатель, участник теопасхитских споров в Византийской империи (см. Теопасхизм ). О жизни И. известно лишь, что он занимал Маронийскую кафедру в нач. 30-х гг. VI в. И.- автор «Послания к пресвитеру Фоме» из Фессалоники (533) и трактата в защиту теопасхитской формулы «О тех, кто сомневается - исповедовать ли Одного из Троицы - Господа нашего Иисуса Христа». Оба произведения созданы в связи с церковной политикой имп. Юстиниана I (527-565), написаны по-гречески, но сохранились только в лат. версиях. Переводы были составлены, вероятно, сразу после написания текстов, т. к. теопасхитский трактат рассматривался при папском дворе в Риме уже в 533-534 гг., а «Послание к пресвитеру Фоме» было известно в лат. версии еп. Либерату Карфагенскому в 50-х гг. VI в. ( Liberatus. Breviarium//PL. 68. Col. 987). И. был одним из участников диспута между православными и нехалкидонитами ( севирианами ) в 532 или в нач. 533 г. в К-поле, во дворце Гормизда (в научной лит-ре упом. как Collatio Constantinopolitana). Встреча церковных партий была устроена по приказу имп. Юстиниана с целью поиска путей их примирения. О подробностях хода диспута известно благодаря его описанию И. в «Послании к пресвитеру Фоме». С каждой стороны участвовали 6 епископов: православные Ипатий Эфесский, Иоанн Визийский, Анфим Трапезундский, Стефан Селевкийский, Димитрий Филиппийский (не участвовал из-за болезни) и И.; севириане Сергий Кирский, Фома Германикийский, Филоксен Дулихийский, Петр Феодосиопольский, Нонн Киркесийский и Иоанн Телльский (все из Сирии); с ними в К-поль прибыло множество клириков и монахов. Православных поддерживал к-польский клир во главе с пресв. Великой ц. Евсевием, а также синкеллы К-польского патриарха Епифания Ираклиан и Лаврентий. Присутствовали апокрисиарии правосл. Антиохийского патриарха свт. Ефрема пресвитеры и икономы Ермисиген, Магн и Аквилин и мон. Леонтий. Императора представлял магистр оффиций Стратигий.

http://pravenc.ru/text/389645.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННОКЕНТИЙ (Немиров Иона Макарович; 15.06.1810, погост Руново Романово-Борисоглебского у. Ярославской губ.- 12.05.1897, тихвинский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь), архим., миссионер. Род. в семье дьячка ц. в честь Воскресения Господня (не сохр.). Окончил Ярославскую ДС, в 1836 г. был направлен в СПбДА. 7 сент. того же года в Александро-Невской лавре принял монашеский постриг, 3 нояб. рукоположен во диакона. В 1839 г. окончил СПбДА со степенью кандидата. Как слушателя высшего отд-ния академии его рекомендовали в новый состав Пекинской духовной миссии сроком на 10 лет. Согласно рапорту С.-Петербургского митр. Серафима (Глаголевского) от 15 июня 1839 г., И. сначала отказался от поездки, сославшись на состояние здоровья и бедность престарелого отца, однако позже, вероятно под влиянием деятельности синолога мон. Иоакинфа (Бичурина) , согласился. И. был назначен членом 12-й Пекинской духовной миссии 14 июля 1839 г., 18 нояб. того же года рукоположен во иерея, прибыл в Китай в 1840 г. Быстро овладев с помощью толкового словаря «Кан-си цзыдянь» необходимыми знаниями кит. языка, И. занялся изучением кит. религ. обрядов, связанных с похоронами. Перевел на рус. язык изложение истории Китая до династии Цин «Беглое обозрение китайской империи Ду-Джао» (Б-ка Казанского гос. ун-та. Ркп. 1518). В 1850 г. вернулся в Россию. По дороге в пограничной торговой слободе Кяхте 9 июля того же года передал в дар местному уч-щу кит. языка коллекцию кит. книг (13 наименований). В 1851 г. пожертвовал в ярославский в честь Казанской иконы Божией Матери монастырь напрестольный серебряный ковчег, в 1854 г.- 4 фунта 27 золотников шелка в пользу войск, находящихся в Крыму, а в 1859 г.- нек-рые книги в Старорусское ДУ. 23 февр. 1851 г. И. был возведен в сан архимандрита, 21 апр. того же года назначен настоятелем Зеленецкого во имя Святой Троицы монастыря . Одновременно с 28 мая 1852 по 1 мая 1853 г. исполнял обязанности благочинного мон-рей С.-Петербургской епархии. С 15 июля 1853 г. вместе с архим. свт. Игнатием (Брянчаниновым ; впосл. епископ Кавказский) провел ревизию описей, церковного и ризничного имущества обителей епархии, составил «Археологическое описание древностей, найденных в 1854 г. в мон-рях С.-Петербургской епархии» (РГИА. Ф. 834. Оп. 2. Д. 1799; публ.: Игнатий [Брянчанинов], свт. Полное собр. творений. М., 2002. Т. 3. С. 299-366). Совпадение текста и структуры этой рукописи и большей части анонимного издания «История и древности 3-классного Троицкого Зеленецкого монастыря С.-Петербургской епархии» (СПб., 1866) позволяет считать И. главным автором данной книги. В Зеленецкой обители над мощами прп. Мартирия на средства благотворителей И. устроил в 1855 г. медно-серебряную раку с барельефными сюжетами из жития (установлена в 1857).

http://pravenc.ru/text/468737.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ПАРМСКИЙ [Джованни Буралли; лат. Johannes de Parma; итал. Giovanni Buralli da Parma] (ок. 1208, Парма - 19.03.1289, Камерино), блж. католич. Церкви (пам. 20 марта (в Парме и Камерино) и 24 марта (в Ареццо)), генерал ордена францисканцев в 1247-1257 гг. Главным источником сведений о нем является «Хроника» францисканца А. де Салимбене (1221 - ок. 1290), современника и друга И. П. Сохранилось также позднее Житие И. П., написанное францисканским историком Л. Ваддингом (1588-1657) и вошедшее в состав «Анналов миноритов» (Annales Minorum, seu Historia trium Ordinum a S. Francisco institutorum). И. П. вступил в орден францисканцев в 1233 г. в возрасте ок. 25 лет. Закончил Парижский ун-т, затем преподавал в Болонье, Неаполе и Париже. Принял участие в Лионском I Соборе (1245). В 1247 г. на капитуле в Лионе был избран генералом ордена. Кандидатура И. П. получила общую поддержку, в т. ч. со стороны спиритуалов. В начале пребывания в должности генерала он совершил поездку по Европе с целью посетить основные францисканские конвенты и лично убедиться, следуют ли братья орденскому уставу. Весной 1248 г. побывал в Англии, откуда направился во Францию и через Прованс в Испанию. Во время поездки И. П. встретился с англ. кор. Генрихом III и франц. кор. Людовиком IX Святым . В 1249 г. И. П. возглавил миссию францисканцев и доминиканцев, к-рую по просьбе имп. Иоанна III Дуки Ватаца папа Римский Иннокентий IV направил на Восток для переговоров об унии. На состоявшейся в Нимфее встрече присутствовали император, К-польский патриарх Мануил II , представители Антиохийского и Александрийского патриархатов. Переговоры не привели к к.-л. результатам, была достигнута лишь договоренность о визант. посольстве в Рим в 1250 г. За время пребывания И. П. на посту генерала францисканского ордена состоялись 2 капитула: в Генуе (ок. 1251) и в Меце (1254). На капитуле в Меце И. П. решительно противодействовал попыткам реформировать орден, заявив, что в новых уставах нет нужды и следует соблюдать уже существующие. Консерватизм И. П., встреченный с воодушевлением спиритуалами, был причиной недовольства тех членов ордена, к-рые требовали перемен. На капитуле в Меце И. П. настоял на отказе от вызывавшего споры среди миноритов папского бреве «Quanto studiosius» от 19 авг. 1247 г. Этим постановлением Иннокентий IV наделял францисканцев правом самостоятельно избирать синдиков, к-рые формально, не будучи членами ордена, могли заниматься вопросами, связанными с имуществом, т. е. приобретать, продавать, обменивать вещи, переданные или уступленные ордену. Т. о., контроль за хозяйственной деятельностью мон-рей по сути переходил в руки самих миноритов. Позже все положения этого бреве были повторены в булле Мартина IV «Exultantes in Domino» (1283).

http://pravenc.ru/text/471427.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛИМЕНТ X (12.07.1590, Рим - 22.07.1676, там же; до избрания папой - Эмилио Бонавентура Альтьери), папа Римский (с 29 апр. 1670). Происходил из знатной и богатой рим. семьи, один из 16 детей. Его дядя по материнской линии Джентиле Дольфино был еп. Камерино (1596-1601). К. получил образование в Римской коллегии (см. Григорианский университет ), к-рую окончил в 1611 г. со степенью д-ра гражданского и канонического права (in utroque iure). Состоял на службе у Дж. Б. Памфили (впосл. папа Римский Иннокентий Х ), аудитора папского суда Римская Рота (см. Rota Romana ), получил известность как талантливый адвокат. Затем перешел на службу к кард. Лудовико Лудовизи, племяннику папы Римского Григория XV . Эмилио избрал церковное служение, вероятно, по примеру старшего брата Джованни Баттиста Альтьери, который состоял на службе у кард. Шипионе Боргезе, племянника папы Римского Павла V , занимал епископскую кафедру Камерино, затем служил в Римской курии и в 1643 г. был возведен в достоинство кардинала. Климент X, папа Римский. 2-я пол. XVIII в. Худож. Бачиччо (Галерея Уффици во Флоренции) Климент X, папа Римский. 2-я пол. XVIII в. Худож. Бачиччо (Галерея Уффици во Флоренции) 6 апр. 1624 г. Э. Б. Альтьери был рукоположен во пресвитера, в том же году как аудитор сопровождал еп. Дж. Б. Ланчеллотти, папского нунция в Речи Посполитой. В 1627 г. вернулся в Рим; его брат Дж. Б. Альтьери, получивший должность в Римской курии, отказался в его пользу от епископской кафедры Камерино. 29 нояб. 1627 г. папа Римский Урбан VIII назначил Э. Б. Альтьери на кафедру Камерино, на следующий день он был рукоположен во епископа. В 1630 г. провел диоцезальный синод. Выполнял различные поручения папы Урбана VIII: в 1633-1634 гг. был наместником Лорето, в 1636 г. руководил работами по преодолению последствий наводнения в Равенне, с 1641 г. являлся губернатором г. Мачерата в обл. Марке. 15 сент. 1644 г. на Папский престол был избран Иннокентий Х, при к-ром Альтьери некогда состоял на службе.

http://pravenc.ru/text/1841399.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСМЫ И ДАМИАНА СВЯТЫХ БЕССРЕБРЕНИКОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Симферопольской и Крымской епархии УПЦ), находится в г. Алушта, на территории Крымского гос. заповедника. Основан в 1853-1856 гг. как киновия Бахчисарайского скита (см. Бахчисарайский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь ) в верховьях р. Альмы, рядом с целебным минеральным источником Савлух-Су, освященным во имя святых Космы и Дамиана и почитаемым как христианами, так и мусульманами. В 20-х гг. XIX в. на средства гр. С. Потоцкой здесь была построена небольшая купальня для паломников. Инициатором устроения при источнике К. и Д. м. стал архиеп. Херсонский и Таврический свт. Иннокентий (Борисов) , представивший в 1849 г. в Синод записку о создании «крымского Афона» - комплекса пещерных монастырей с центром в Бахчисарае, одной из составляющих которого должна была стать киновия близ Алушты. 4 мая 1850 г. указом Синода благословлялось устройство бахчисарайского Успенского скита с неск. киновиями, в т. ч. и на источнике святых Космы и Дамиана. В 1851 г. «попечителями» источника были назначены настоятель алуштинского храма вмч. Феодора Стратилата свящ. Димитрий Черняев и староста купец А. Коротенко. В кон. дек. того же года свящ. Димитрий освятил воду в источнике. 3 апр. 1853 г. указом Синода учреждалась киновия «без всякого пособия от казны» (ГА Автономной Респ. Крым. Ф. 118. Оп. 1. Д. 5837. Л. 1). Но Крымская война 1853-1856 гг. прервала процесс становления мон-ря. Около родника был построен военный наблюдательный аванпост, а в ущелье по течению р. Альмы - временные укрепления. 1 июля 1855 г. в симферопольском Александро-Невском соборе архиеп. Херсонский Иннокентий призвал прихожан способствовать устроению обители. Одним из главных жертвователей стал староста собора купец 1-й гильдии И. П. Санютин, исцелившийся от лихорадки и «нервного расстройства» после купания в источнике. В июле 1856 г. из бахчисарайского Успенского скита были командированы 1-й строитель киновии иером.

http://pravenc.ru/text/2458853.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Лука Глинский. Икона. 2013 г. (Глинская пуст.) (Швец Леонтий; 1838(?) г., Сумский у. Харьковской губ.- 1.05. 1898, Глинская в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст.), прп. Глинский (пам. 1 мая и 9 сент. в Соборе преподобных отцов Глинских), схим., старец Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни . Род. в семье временнообязанных крестьян, в 1864 г., при игум. прп. Иннокентии (Степанове) , поступил в Глинскую пуст., до 1879 г. пользовался наставлениями старца иеросхим. Илиодора (Голованицкого) . В 1869 г. Л. Швец был пострижен в рясофор, 15 марта 1875 г. игум. Иннокентием - в монашество с именем Лонгин. Проходил послушание на братской кухне, с 1866 г.- на хлебопекарне, старшим смотрителем к-рой служил с 1869 г. В послужном списке братии за 1885 г. отмечено, что Лонгин «качеств хороших и усерден» (ГАКО. Ф. 20. Оп. 3. Д. 89. Л. 27 об.- 28). Обычно он с вечера растворял закваску для хлеба, перед утреней «подбирал» ее, после чтения шестопсалмия вместе с др. иноками месил тесто. На богослужениях в соборе Лонгин неизменно становился на хорах так, чтобы сосредоточиться на молитве и не видеть богомольцев, стоящих внизу. В келии изготовлял деревянные ложки, но затем оставил это занятие. Настольной книгой подвижника был том творений прп. Симеона Нового Богослова. До 1888 г., когда настоятель игум. Исаия (схиархим. Иоанникий (Гомолко) ) ввел в Глинской пуст. строгие уставные правила, насельникам дозволялось ходить на откровение помыслов и к братскому духовнику, и к любому из старцев. Трудясь старшим смотрителем пекарни, Лонгин стал для братии не только непосредственным руководителем, но и духовным наставником. Он требовал от новоначальных иноков строгого послушания, порой даже провоцировал, вызывая их гнев и ропот, чтобы потом обличить эти страсти. При этом Л. защищал нерадивых монахов, покрывая их согрешения. Так, когда о. Алексия, трудившегося в просфорне, собирались отчислить из мон-ря за некие проступки, Лонгин ходатайствовал перед игум. Иннокентием: «У меня братии на пекарне недостает, благословите с просфорни брата Алексия». Преподобный отличался щедростью, с бедными послушниками делился чаем и сахаром, отпускаемыми ему настоятелем. Деньги, которые присылали родственники и земляки, Лонгин раздавал нуждающимся, странникам. Особая дружба связывала Лонгина с прп. Архиппом (Шестаковым) - юродивым старцем, который трудился в пекарне с 1852 г., но отказывался руководить остальными.

http://pravenc.ru/text/2110792.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИННОКЕНТИЙ IV (ок. 1195, Генуя– -- 7.12.1254, Неаполь; до избрания папой - Синибальдо Фьески), папа Римский (с 25 июня 1243), канонист. Жизнеописание И. было составлено его духовником францисканцем Никколо да Кальви (де Карбио) предположительно в сер. 50-х гг. XIII в. Происходил из генуэзского рода графов де Лаванья, представители к-рого в сер. XII - сер. XIII в. занимали высокие церковные и имперские должности в Сев. Италии. Синибальдо был 6-м ребенком в семье, и с юности ему была предназначена церковная карьера. Получил начальное образование в Парме, где его дядя Обиццо Фьески занимал с 1194 г. епископскую кафедру, и там же стал каноником кафедрального собора. Изучал каноническое и гражданское право в Болонском ун-те, предположительно недолго преподавал там. Изложенные в пьемонтской хронике XIII в. сведения о его пребывании монахом, а затем аббатом в бенедиктинском мон-ре св. Бенигна (Фруттуария) близ Турина не подтверждаются. При папах Римских Гонории III и Григории IX быстро сделал карьеру в Римской курии благодаря как связям семьи, так и, вероятно, покровительству Григория IX. Папой Гонорием III в 1225 г. был назначен епископом Альбенгским, но отказался от назначения и работал в Римской курии. В 1226-1227 гг. был судьей-аудитором litterarum contradictarum (см. ст. Audientia ). В 1227 г. возведен в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. св. Лаврентия (S. Laurentii in Lucina). В том же году Синибальдо Фьески стал вице-канцлером Римской Церкви. В 1234-1240 гг. ректор Анконской марки и папский легат в Сев. Италии. После смерти Григория IX (22 авг. 1241) Папский престол почти полтора года оставался вакантным. Кардиналы, сторонники мирного разрешения конфликта с имп. Фридрихом II Штауфеном, затягивали с избранием нового папы. 25 окт. 1241 г. на конклаве , собравшемся впервые в истории католич. Церкви, был избран Римский папа Целестин IV (скончался через 16 дней после избрания). 25 июня 1243 г. в Ананьи кардиналы избрали папой Синибальдо Фьески, который имел репутацию прагматичного политика, лояльного к императору. 28 июня там же он был рукоположен во епископа и коронован.

http://pravenc.ru/text/468779.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИННОКЕНТИЙ (Борисов Иван Алексеевич; 15.12.1800, г. Елец Орловской губ.- 26.05.1857, Одесса), свт. (пам. 25 мая, в Соборе Киевских святых, в Соборе Липецских святых и в Соборе Одесских святых), архиеп. Херсонский и Таврический, богослов, историк Церкви. Биография Род. в семье свящ. Алексия Борисова. Первоначально обучался дома под рук. отца, а также свящ. Василия Климентова, оказавшего на мальчика большое влияние. В янв. 1810 г. был принят во 2-й класс Воронежского ДУ, в сент. переведен в 3-й, в янв. 1811 г.- в 4-й класс. С нояб. 1811 г. учился в Орловской ДС, находившейся в Севске. Его товарищ по семинарии И. И. Соловьёв (впосл. Нижегородский еп. Иеремия ), ставший одним из самых близких к И. людей, вспоминал, что он «так высоко стоял пред своими соучениками, что между им всегда первым и между вторым по нем в списках, казалось, оставался пробел для десяти и более» ( Иеремия (Соловьёв). 1885. С. 13). Сочинение Борисова «Притча о блудном сыне» в списках ходило по семинарии. Он собирался продолжать обучение в ун-те, но в 1819 г. в числе 6 лучших учеников был направлен в открытую тогда же КДА. Его ораторский талант проявился уже на студенческой скамье, когда он знакомил своих товарищей с новейшей герм. философией, зап. богословием. В сб. «Некоторые опыты упражнений воспитанников Киевской Духовной Академии, изданных по окончании первого учебного курса 1823 г.» (К., 1824) были опубликованы 4 слова и 2 студенческих сочинения Борисова: «О признаках повреждения человеческого в самой природе человека», «Особенно замечательные черты путешествия израильтян в землю обетованную» (др. его студенческие работы опубл.: Из неизданных рукописей архиеп. Иннокентия Борисова//ТКДА. 1883. 4. С. 652-685). На последнем публичном экзамене прочитал часть курсового соч. «О нравственном характере Господа нашего Иисуса Христа», которое заслужило одобрение Киевского митр. Евгения (Болховитинова) . Окончил академию первым магистром (диплом от 18 дек. 1823).

http://pravenc.ru/text/389617.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИННОКЕНТИЙ (Гизель; † 18.11.1683, Киев), архим. Киево-Печерского мон-ря, ректор Киево-Могилянской коллегии, духовный писатель. Биография Род. в протестант. семье в Пруссии. Обстоятельства переезда семьи И. на Украину неизвестны. Нек-рые исследователи считают фамилию Гизель латинизированной формой западнорус. фамилии Кисель и в связи с этим рассматривают переезд семьи И. как возвращение на родину. В литературе И. иногда смешивают с одним из лидеров движения социниан Евстафием Гизелем (Киселем), в 1-й пол. XVII в. возглавлявшим социнианский коллегиум в Киселине (ныне Кисилин) на Волыни. О наличии родственных связей между И. и Евстафием, представителем более старшего, чем И., поколения, нет сведений. Начальное образование И. получил, по всей видимости, в Пруссии. В Киеве он перешел в Православие, принял монашеский постриг, в кон. 30-х гг. XVII в. поступил в Киево-Могилянскую коллегию. В 1640-1642 гг. И. исполнял обязанности ректора учрежденного в 1639 г. по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) уч-ща в Гоще (ныне поселок в Ровненской обл., Украина) и настоятеля Гощанского монастыря (см. Гощанский [Гощский] в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь ). По свидетельству Иоанникия (Галятовского) , «ректор гойский» И. в качестве одного из секретарей участвовал в Соборе Западнорусской митрополии , созванном в 1640 г. митр. Петром (Могилой) для обсуждения составленного им Катехизиса и др. вопросов церковной жизни (см.: Макарий. Кн. 6. С. 556, 634). По окончании Киево-могилянской коллегии И. в числе др. ее воспитанников был послан митр. Петром за границу для продолжения образования. Данных о том, где именно учился И., нет. В качестве возможных учебных заведений называют Замойскую академию, ун-ты Крулевца (ныне Калининград) и Ростока ( Горобець, Cmpamiй. 2001), Львовскую иезуитскую коллегию ( Mokry. 1989). Слова Ростовского митр. св. Димитрия (Савича (Туптало)) в проповеди на годовщину смерти И. «Пирамида, или Столп» о том, что И. «премудрости вод напившися из рек разных, из разных школ иностранных, до которых и чрез моря путешествовал», трактуются рядом исследователей как свидетельство о том, что И. обучался в т. ч. в Англии. Бездоказательным является утверждение, что И. изучал за границей помимо богословия и философии историю и право.

http://pravenc.ru/text/389655.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010