Иннокентий, святитель, епископ Иркутский и Нернинский (Кульчицкий Иван) († 1731, память 9/22 февраля и 26 ноября/9 декабря, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Санкт-Петербургских святых и 10/23 июня в Соборе Сибирских святых) Родился в 1680 или 1682 году в Черниговской губернии. Происходил из древнего дворянского рода. С 1695 года обучался в Киевской духовной академии. В 1706 году окончил курс обучения. В 1708 году в Киево-Печерской лавре пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. В 1710 году иеромонах Иннокентий был вызван в Москву местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Стефаном Яворским для преподавания в Московской Славяно-греко-латинской академии. С 1714 года – префект той же академии. Он преподавал словесность, гомилетику, нравственное богословие, метафизику и философию. В 1719 году его в числе наиболее образованных иноков по указу Nempa I вызвали в Петербург в Александро-Невскую лавру и в должности соборного иеромонаха назначили на корабль «Самсон», стоявший в Ревеле (Таллин). Вскоре он получил новое назначение на должность обер-иеромонаха флота в финский город Або. Как старший иеромонах флота он духовно руководил всем духовенством, служившим на кораблях. С конца 1720 года исполнял должность наместника Александро-Невской лавры. В 1721 году Святейший Синод определил иеромонаха Иннокентия в Русскую духовную миссию в Пекине с возведением в сан епископа Переславльского, а 5 марта 1721 года состоялась его хиротония в Троицком соборе лавры, в присутствии Nempa I. С этого времени началась более обширная деятельность его на Божией ниве. В апреле 1721 года он отправился к месту своего нового назначения в сопровождении 12 человек священно-церковнослужителей. В марте 1722 года он достиг Иркутска и, переправившись через Байкал, вынужден был остановиться в Троице-Селенгинском монастыре, т. к. китайские власти, по проискам иезуитов, живших в Пекине, воспрепятствовали въезду в свою столицу православного епископа. В течение трех лет пришлось владыке Иннокентию жить в Селенгинском монастыре. Трудна и печальна была его жизнь здесь без средств и в неизвестности, что будет с ним далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконография святителей ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (ок. 315 - 403), еп. г. Констанции, отец и учитель Церкви, богослов-полемист, ересеолог, свт. (пам. 12 мая) ЕФРЕМ († 1454), архиеп. Ростовский, Ярославский и Белозерский, свт. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ЕФРЕМ († между 1091 и 1101), митр. Переяславский, свт. (пам. 28 янв., во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных Киево-Печерских отцов, 28 сент.) ИГНАТИЙ (Брянчанинов Дмитрий Александрович; 1807-1867), еп. Кавказский и Черноморский, аскетический писатель, свт. (пам. 30 апр., в Соборе Брянских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИЛАРИОН († ок. 1054/55?), митр. Киевский, свт. (пам. 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ИННОКЕНТИЙ (Борисов Иван Алексеевич; 1800-1857), архиеп. Херсонский и Таврический, свт. (пам. 25 мая, в Соборе Киевских святых, в Соборе Липецских святых и в Соборе Одесских святых) ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов Иван Евсеевич; 1797 - 1879), митрополит Московский и Коломенский, миссионер, святитель (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых) ИННОКЕНТИЙ (Кульчицкий Иоанн; 1680-1682 - 1731), еп. Иркутский, свт. (пам. 9 февр., 26 нояб., в Соборах Сибирских, С.-Петербургских, Волынских, Галицких святых) ИОАНН (Илия; † 1186), свт. (пам. 7 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в соборе Новгородских святых), архиеп. Новгородский ИОАНН (Максимович Иван; 1651-1715), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 20 сент.- в Соборе Брянских святых) ИОАНН V (III) МИЛОСТИВЫЙ († 620 (или 619)), свт. (пам. 12 нояб.; пам. визант. 11 и 12 нояб.; пам. зап. 11 нояб. и 23 янв. (день перенесения мощей в Пожони))

http://pravenc.ru/rubrics/123216_2.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕКИНСКАЯ ЕПАРХИЯ Русской Православной Церкви (РПЦ), Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) и Китайской автономной Православной Церкви (КАПЦ). Существовала с 1918 г. по нач. 60-х гг. ХХ в. на территории Китая. История П. е. тесно связана с деятельностью Пекинской духовной миссии . 3 июня 1902 г. 18-й начальник Российской духовной миссии в Китае архим. Иннокентий (Фигуровский) был хиротонисан во архиерея и получил титул епископа Переславского. Пребывая в Пекине, еп. Иннокентий номинально являлся викарием Владимирскойтавепархии. Тем не менее впосл. именно возведение начальника духовной миссии в сан епископа представлялось как начало существования в Китае самостоятельной правосл. епархии. Первоначально архипастырская юрисдикция еп. Иннокентия охватывала всю территорию страны, включая Тибет и Монголию, причем в ней находились как правосл. китайцы и служащие миссии, так и рус. паства, численность к-рой в нач. ХХ в. быстро увеличивалась в связи со строительством в Сев.-Вост. Китае (Маньчжурии) Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Имеются сведения, что еп. Иннокентий планировал перенести епископскую кафедру из Пекина в г. Дальний (ныне Далянь) в арендованную Россией у Китая Квантунскую обл. ( Дацышен. 2007. С. 156), однако этому помешала русско-японская война 1904-1905 гг., прервавшая связь Пекинской миссии с приходами в Маньчжурии. В 1907 г. храмы в полосе отчуждения КВЖД были переданы под управление Владивостокского архиерея. В юрисдикции Пекинской миссии в зоне КВЖД остались только подворья в Харбине и на ст. Маньчжурия (Маньчжоули). В 1911 г., после отделения от Китая Монголии, в юрисдикцию Иркутской епархии перешел ранее подчинявшийся Пекинской миссии приход в Урге (ныне Улан-Батор). К 1917 г. под упр. еп. Иннокентия находились 2 монастыря и 19 церквей. Кафедральным являлся Успенский храм в Пекине, шла подготовка к строительству нового кафедрального собора - в честь Воскресения Христова.

http://pravenc.ru/text/2579898.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период. Эпоха гонений: 1918 - 1941 ИННОКЕНТИЙ (Беда Дмитрий Пантелеймонович; 1881-1928), архим., прмч. (пам. 24 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Соловецких новомучеников и исповедников) ИННОКЕНТИЙ (Мазурин Игнатий Потапович; 1874 - 1937) иеродиак., прмч. (пам. 31 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИННОКЕНТИЙ (Пустынский Александр Дмитриевич; 1869 - 1937), архиеп. бывш. Туркестанский и Ташкентский, обновленческий «митрополит» Архангельский и Холмогорский, духовный писатель, историк Церкви ИОАНН († 1615), затворник, Псковский, прп. (пам. в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) ИОАНН Григорьевич Алешковский (1888 - 1398), священник, священномученик (пам. 4 февр., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников, исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИОАНН Дмитриевич Ансеров (1873 - 1940), прот., сщмч. (пам. 23 апр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) ИОАНН Алексеевич Артоболевский (1872 - 1938), сщмч. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИОАНН Самсонович Баранов (1874 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 22 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН Александрович Блюмович (1888 - 1938), свящ., сщмч. (пам. 31 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Крымских святых) ИОАНН Дмитриевич Богоявленский (1892-1941), свящ., сщмч. (пам. 11 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Тверских святых) ИОАНН Яковлевич Бойков (1891- 1934), свящ., сщмч. (пам. 6 апр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Тверских святых) ИОАНН Петрович Бороздин (1878-1937), прот., сщмч. (пам. 15 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/rubrics/121838_13.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИННОКЕНТИЙ XII (13.03.1615, замок Спинаццола, Неаполитанское королевство - 27.09.1700, Рим; до избрания папой - Антонио Мария Пиньятелли дель Растрелло), папа Римский (с 12 июля 1691). Принадлежал к одному из старинных и влиятельных аристократических родов Неаполитанского королевства. Отец - Франческо Пиньятелли, маркиз ди Спинаццола, мать - Порция Карафа, кнг. ди Минервино, дочь герц. Андрийского Фабрицио Карафы. Получив начальное образование под руководством иезуитов , А. Пиньятелли продолжил учебу в иезуитской Римской коллегии (впосл. Григорианский университет ) и окончил ее со степенью доктора гражданского и канонического права (in utroque iuro). Вступил в орден св. Иоанна Иерусалимского. В 1643 г. стал прелатом католич. Церкви. В том же году папа Урбан VIII назначил его референдарием Верховного суда апостольской сигнатуры и сигнатуры милости (см. ст. Трибуналы Римско-католической Церкви ). В авг. 1643 г. А. Пиньятелли был отправлен вице-легатом в герц-ство Урбино (c 1631 в составе Папского гос-ва) и находился там до янв. 1644 г. Папа Иннокентий X в 1645 г. назначил А. Пиньятелли губернатором г. Фано в обл. Марке в Папском гос-ве, а в 1646 г. в должности инквизитора направил на Мальту, где тот служил до февр. 1649 г. С 11 апр. 1650 г. губернатор Витербо. 14 окт. 1652 г. был назначен архиепископом Лариссы (Фессалия) in partibus infidelium. Епископскую хиротонию в рим. ц. св. Игнатия 27 окт. 1652 г. провел кард. Марко Антонио Франчотти, бывший еп. Лукки. С 26 окт. 1652 г. папский нунций во Флоренции; с 21 мая 1660 г. нунций при кор. Польши и вел. кн. Литовском Яне II Казимире Вазе (1648-1668). Исполнял обязанности нунция в Речи Посполитой до 1668 г. Как нунцию ему пришлось принимать меры для преодоления внутреннего раскола в ордене василиан . В 1661 г. Супрасльский капитул избрал протоархимандритом ордена администратора униат. Киевской митрополии еп. Гавриила Коленду , а собравшийся тогда же Тороканский капитул в 3-й раз избрал протоархимандритом Бенедикта Терлецкого, а после его кончины в кон.

http://pravenc.ru/text/468795.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НОВОАРХАНГЕЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Камчатской епархии (см. Петропавловская и Камчатская епархия ), существовало в 1858-1870 гг. Названо по г. Новоархангельску (с 1867 Ситка, США). Ко времени образования Н. в. под рук. еп. Камчатского, Курильского и Алеутского свт. Иннокентия (Вениаминова; с 1850 архиепископ, с 1868 митрополит), кафедра к-рого располагалась в Новоархангельске, на Аляске были основаны Нушагакская (1842), Квихпакская (1844) и Кенайская (1841, начала действовать в 1845) духовные миссии. От уже существовавших приходов их отличало то, что они охватывали территории, населенные коренными народами, с незначительным числом русского и креольского населения. В 1841 г. открыто Новоархангельское ДУ, в 1845 г. оно было преобразовано в семинарию. Императорским указом от 26 июля 1852 г. к Камчатской епархии была присоединена Якутская обл. (2 ПСЗ. Т. 27. Отд. 1. С. 491-492. 26485). В кон. того же года Синод постановил перевести архиерейскую кафедру и семинарию из Новоархангельска в Якутск. Свт. Иннокентий прибыл к новому месту служения в сент. 1853 г. Перевод Новоархангельской ДС задержала Крымская война 1853-1856 гг.: на тихоокеанском побережье России велись боевые действия. Ректор семинарии архим. Петр (Екатериновский), преподаватели и студенты прибыли в Якутск лишь 12 сент. 1858 г., учебный процесс возобновился 17 сент. В связи с переносом кафедры из Америки в Азию свт. Иннокентий поставил вопрос об открытии вик-ства на Аляске. 2 окт. 1856 г. он писал исполняющему должность обер-прокурора Синода А. И. Карасевскому : «Необходимо быть викарию в Новоархангельске… Если Св. Синоду угодно, чтобы дело обращения тамошних туземцев имело успех, то там необходимо пребывание архиерея, и который бы непременно, как можно чаще, посещал миссии. Это я говорю по опыту. Для учреждения же здесь викариатства не представляется никаких препятствий и затруднений - все готово». В том же письме Камчатский архиерей отмечал, что «кто бы ни был туда послан, он не будет в затруднении касательно управления тамошними церквами и миссиями; я передам ему все журналы миссионеров и священников, которые скоро познакомят его с ходом дел» (цит. по: Климент (Капалин), митр. 2009. С. 165). Последний раз для посещения приходов Аляски свт. Иннокентий отбыл в Америку в 1-й пол. 1857 г.

http://pravenc.ru/text/2577801.html

протоиерей Василий Жмакин Перед вступлением в открытую борьбу с мистицизмом Выше были указаны условия, ускорившие выступление архимандрита Иннокентия против господствовавшего в обществе мистицизма. Как духовный цензор, архим. Иннокентий, в пределах данной ему власти, старался предупреждать появление мистических сочинений. В 1813 году в цензурный комитет представлена была на рассмотрение книга «Сравнительная философская история» Г. Дежерандо. Архимандрит Иннокентий не допустил к печати это сочинение и отправил его в Комиссию духовных училищ, присоединив к нему и сделанные им по поводу этого сочинения подробные замечания. В 1814 году цензурным комитетом получена была книга «Торжество Евангелия» вместе со сделанными на нее московской духовной цензурой замечаниями. Рассмотрев сочинение, свт. Иннокентий не счел возможным пропустить его и с подробными примечаниями также отправил в Комиссию духовных училищ 91 . В 1816 году вышла в свет книга «Победная повесть, или истолкование Апокалипсиса». Это был перевод одного из сочинений Штиллинга, сделанный А.Ф. Лабзиным. «Победная повесть» отличалась крайне выраженным мистицизмом и по своему направлению была совершенно противна духу православной веры. По словам одного критика, в ней содержалось немало оскорбительного для Православия. Ее автор высказал отрицательное отношение к внешней практике Церкви: святые храмы приравнял к языческим капищам, отрицал поклонение иконам и т.п. 92 Даже епископ Филарет, уклонявшийся от участия в борьбе направлений и потому способный более других оценить внутренние достоинства и недостатки изданной книги, видя в ней много признаков протестантства, осуждал это сочинение, при том, что находился в коротких отношениях с его издателем Лабзиным 93 . По словам протоиерея Кочетова, «Победная повесть» хоть и есть толкование на Апокалипсис, но такое, в котором неблагонамеренный сочинитель использует слово Божие только как орудие для своих целей. Следуя ложным вычислениям Бенгеля, он не только утверждает, вопреки Евангелию, положительную близость последних времен, но и самый точный год (1836 г.) Второго Пришествия Христова. О тысячелетнем царстве говорит пространно и решительно, как о вещи ему знакомой. Лютера и Бенгеля почитает за первых двух Ангелов, упоминаемых в Откровении Иоанна Богослова. Церковь Восточная – греческая, по мнению автора, не есть Святая и Православная, но крайне поврежденная, ужасно развратившаяся и николаитская, т.е. языческая; дух Христов сохраняется и сохранится до конца мира только в фиатирской, то есть богемо-моравской 94 , гернгутерской 95 братской церкви» 96 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

«Русское спасение»: Беседа архимандрита Иннокентия (Просвирнина) с Н. Н. Лисовым о духовном наследии Патриарха Сергия (Страгородского) Источник В 1991 г. по инициативе архимандрита Иннокентия (Просвирнина) 1 тиражом в 200 тыс. экземпляров Издательский отдел Московской Патриархии, где с 1966 г. сотрудничал о. Иннокентий, издал исследование митрополита Сергия (Страгородского) «Православное учение о спасении». Появление этой книги вызвало большой читательский интерес. Пожалуй, это было первое и последнее издание, выпущенное Издательским отделом в советское время столь большим тиражом. Тогда же у архимандрита Иннокентия появилась идея аннотировать это издание в прессе для широкого круга читателей в виде интервью, или беседы. Его собеседником стал кандидат философских наук Николай Николаевич Лисовой , активно сотрудничавший с Издательским отделом, начиная со времени его становления в 1960-х гг. Ныне доктор философских наук И. И. Лисовой – заместитель председателя Имперского православного Палестинского общества, старший научный сотрудник Института российской истории РАН,– занимается проблемами русского духовного присутствия на Святой Земле. Беседа состоялась в августе 1991 г., расшифровка записей поступила к о. Иннокентию 4 сентября, о чем говорит запись его рукой на экземпляре «Беседы»: «Вх. 04.09.91». Время после 21 августа стремительно меняло как общую ситуацию в стране, так и ситуацию в Русской Православной Церкви. По-видимому, именно поэтому представленная в настоящей публикации «Беседа» не была издана в 1991 г., попав в фонд архимандрита Иннокентия 2 . Она представляет собой машинописный текст с правкой карандашом: правка и пометы сделаны рукой архимандрита Иннокентия. Н. Н. Лисовой: Книги, как говорят, имеют свою судьбу. Есть книги, глубина и актуальность которых делается со временем все зримее и острее. К таким принадлежит книга архимандрита (впоследствии Патриарха Русской Православной Церкви) Сергия (Страгородского) «Православное учение о спасении». В первые же годы после своего появления в 1895 г. она выдержала 4 издания. Для богословской научной книги это очень много. 20 лет назад, отец Иннокентий, Вы называли эту книгу среди первых, какие необходимо издать. Теперь она издана.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Содержание Письма Новицкого 1 • 2 Письма Кочетова 1 • 2 • 3 • 4 • 5 • 6 • 7 • 8 • 9 • 10 • 11 Письмо Голубинского Письма Павского 1 • 2 • 3 Письма архимандрита Иоанна 1 • 2   Из ряда материалов для биографии Иннокентия, предлагаем вниманию читателей письма к нему Ф.А. Голубинского, Иоанна (Соколова) , епископа смоленского и протоиереев И.С. Кочетова, Г.И. Павского и Феофила Новицкого (брата известного киевского профессора-философа Ореста Новицкого ), знакомящие с ходом научных работ Иннокентия и с теми затруднениями с какими приходилось бороться при издании в свет своих сочинений. Печатаем эти письма без сокращений, в полном составе, между прочим, и потому что, по крайней мере, первые четверо, – Голубинский, Иоанн, Кочетов и Павский, – сами по себе принадлежат к числу замечательных русских исторических деятелей. В эпоху, к которой относятся эти письма, это были главные представители богословской учености в России, светила духовной науки, пользовавшиеся громкой и вполне заслуженной славой не только в России, но более или менее, и за пределами ее. Ф.А. Голубинский, – профессор и доктор философии в московской духовной академии. Знакомец Шеллинга и Гегеля, если не творец, то главный представитель христианской, строго научной философии у нас в России, Голубинский стоял во главе ученой корпорации этой академии, процветшей и прославившейся, под эгидой непосредственного руководства ее, научной жизнью приснопамятного митрополита Филарета. Живя и трудясь исключительно для аудитории, Голубинский почти не оставил после себя печатных сочинений. Лишь несколько лет тому назад изданы его лекции по умозрительному богословию, да в настоящее время, его замечательные лекции по философии, в хороших записях его слушателей, печатаются в московском духовном журнале: «Чтения в московском обществе любителей духовного просвещения». Иоанн Соколов , умерший в начале семидесятых годов в сане епископа смоленского, ученик и почитатель Голубинского, избранник и постриженик митрополита Филарета, сделался известен, как один из первоклассных русских богословов еще в бытность свою бакалавром с.-петербургской духовной академии (по кафедре церковного права), где потом был профессором и инспектором (с 1841–1856 года), а позже и ректором, разделяя славу учености с Макарием Булгаковым , автором знаменитой системы догматического богословия, впоследствии митрополитом московским.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Якутский проект Института перевода Библии Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 13, 1997 30 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 13, 1997 В августе 1997 года православные христиане России и Америки отмечают 200-летие со дня рождения святителя Иннокентия (Вениами­нова, 1797–1879) — архиепископа Якутского, Камчатского и Алеутского, а позже митрополита Московского и Коломенского. Миссионер, просветитель якутов, алеутов, ительменов, эскимосов, маньчжуров, крупный географ и этнограф, изучавший Аляску и Алеутские острова, святитель Иннокентий был также и первым переводчиком Библии на якутский язык. Празднование юбилея святителя Иннокентия совпадает с празднованием 365-летия присоединения Якутии к России. В 1977 г. по инициативе Православной Церкви в Америке святитель Иннокентий был канонизирован, — первый из русских святых за весь период советской власти. Святитель Иннокентий сделал за свой век удивительно много. Его жертвенная бесстрашная жизнь, неутомимость в благовестии, этнографические труды и, наконец, научный подвиг в переводе Евангелия и богослужебных книг на языки Севера и дальнего Востока сделали имя святителя Иннокентия “живым опровержением мнения, утверждающего, что религия отводит от земного делания, от активности” 1 . Чрезвычайно много сил святитель отдал и якутам. Крещенные еще в XVII в., они зачастую имели смутное представление о том, во что крестились. Христианскую картину видения мира они пытались вставить в рамку древних анимистских и шаманистских представлений. Чем дальше от Якутска (места, где действовал центр якутской Православной миссии), тем причудливей становилось переплетение старого и нового. В XIX в. в Колымском округе на вопрос Серошевского “Сколько богов?”, якуты, по-видимому, желавшие показать все свои знания, отвечали: “Богов много, но самых главных четыре: Никола — на юге, два Спаса — на западе и востоке, а Матерь Божия — на севере!” 2 . Естественно, что в таких условиях перевод Священного Писания на родной якутам язык стал первоочередной задачей приехавшего в Якутию святителя Иннокентия.

http://pravmir.ru/yakutskiy-proekt-insti...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010