Обучая не ведующих, исповедуя кающихся, помогая бедным, посещая больных, утешая скорбящих и молясь за всех, Яцек являлся другом страждущего человечества. Но главная его забота сосредоточивалась на тех, кто не принадлежал к католичеству и в обращении кого в своё вероисповедание он находил удовлетворение как своим собственным потребностям, так и потребностям лихорадочной пропаганды Римской Церкви, думавшей во время и в лице Иннокентия III осуществить идею всемирного господства папства. Удовлетворить Яцка могла не частная, не известная и скромная миссия, но обширная, та, которая соответствовала бы его широким замыслам и неутолимой деятельности. Яцек, по описанию его биографов и панегиристов, сходился с тем взглядом на проповедничество, по которому значение миссионерского дела определяется не столько прочностью и благотворностью христианских убеждений в новообращённых, сколько количеством последних. Таким образом Русь была тогда (в начале XIII века) единственною страною, где могла развернуться и принести многие плоды деятельность Яцка, – та Русь, за обращение которой в католичество ещё прежде обещалась слава, большая той, какой достигли Орфей и Амфион. Начало русской миссии Яцка относят ко второй четверти XIII века – времени, когда папы завязали усиленные сношения с русскими князьями. Яцек, по сказанию его биографов, отправился в Русь по поручению папы Григория IX, в качестве комиссара, или даже легата апостольского седалища, для насаждения католичества в пределах России. Здесь Яцек крестил великое множество неверных и бесчисленное множество схизматиков обратил в недра римской церкви, словом, делом истреблял господствовавшее будто даже в Киеве язычество; успеху его проповеди помогал особенно дар чудотворения; так, Яцек ходил по водам, заставлял трепетать демонов, изгонял их из истуканов, которым язычники поклонялись как божеству, беседовали с небожителями, исцелял больных, так что редко кому давалась такая чудесная сила, после апостолов, как пресловутому Яцку. Вообще миссия Яцка в России приписывают много успеха; почитатели Яцка выражаются, что во время папы Григория (1227–1241 годы) умножались на Руси латиняне, что орден Доминикан, руководимый ревностью Яцка, много способствовал к насаждению на Руси католичества.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Помимо папских декреталий туда вошли др. типы грамот (в первую очередь папские постановления - constitutiones) и постановления папских Соборов XII-XIII вв. Составитель сохранил структуру предыдущих декретальных сводов с делением на 5 книг, на титулы и главы (capitula), а также методику обработки декреталий. Из 2139 глав «Quinque Compilationes antiquae» он взял 1756 глав (82%) (нек-рые главы были разбиты на части, поэтому всего заимствовано 1767 глав), добавив к ним 195 посланий (litterae) Григория IX и 9 посланий его предшественников (7 из них - Иннокентия III), не вошедших в свое время в «Quinque Compilationes antiquae». 1971 глава Д. Г. распределена по 5 книгам и 185 титулам; внутри титулов главы следуют в хронологическом порядке. Составитель устранил повторы и противоречия в тексте посланий, сократил не представлявшие интереса с юридической т. зр. части текста (partes decisae). Также он подверг ревизии материал предыдущих сводов: ввел 5 новых титулов (4 из них заимствовано из сводов рим. права), перенес более сотни декреталий в др. титулы, тем самым поменяв их интерпретацию, путем сокращений и вставок текста он изменил смысл глав, фактически превратив значительную часть декреталий в constitutiones с абстрактно сформулированными правовыми нормами (см., напр.: Liber Extra. X 1. 6. 30; X 2. 27. 19; X 2. 22. 8). Однако работа по систематизации материала не была доведена до конца: уже в XIII в. канонисты отмечали не устраненное Раймундом Пеньяфортским дублирование, некоторые противоречия и не всегда оправданное распределение глав по титулам. С XVIII в. в ходе критического изучения текста Д. Г. предметом специальных исследований (преимущественно протестантских ученых - Й. К. В. Штека, А. Тайнера, Э. Фридберга) стали методы работы Раймунда Пеньяфортского, неточности, допущенные им, а также накопившиеся за последующие столетия. Книги 2 (judicium) и 4 (sponsalia, или connubium, matrimonium) тематически наиболее однородны и содержат послания, посвященные соответственно процессуальному праву (в первую очередь апелляционному судопроизводству; титул 28 «De appellationibus» самый обширный, состоит из 73 глав) и нормам, регулирующим заключение брака.

http://pravenc.ru/text/171622.html

До Тридентского Собора в Венеции были напечатаны 3 глаголических Б. (в 1491 (факс. изд. 1991), 1493 и 1561). С XVII в. все слав. Б. стали печататься в типографии Конгрегации распространения веры, но уже не в хорват., а в рус. редакции церковнослав. языка. Первый Б. издан в Риме под ред. Р. Леваковича в 1648 г. (Часословъ Римскии Славянским язикомъ Повелением С. Г. Н. Иннокентия Папи X. виданъ.) Более распространен Б., перепечатанный с дополнениями при папе Иннокентии XI в 1688 г. Последнее, 3-е изд. тридентского глаголического Б. (папы Пия VI) было подготовлено М. Караманом, но напечатано уже после его смерти, в 1791 г., под ред. И. П. Гоцинича. В XIX в. глаголические Б. стали заменяться лат. и практически вышли из употребления. Лит.: Jeli L. Fontes historici liturgiae glagolitico-romanae: a XIII ad XIX saeculum. Veglae, 1906; Vais J. Die Nomenklatur in den kroatisch-glagolitischen liturgischen Büchern//ASPh. 1907. Bd. 29. S. 550-580; idem. Nejstarši breviar charvatsko-hlaholský. Praha, 1910; Strohal R. Hrvatska glagoljska knjiga. Zagreb, 1915; Stefani V. Brevijari glagoljski//Hrvatska Enciklopedija. Zagreb, 1942. T. 2. S. 290-291; Panteli M. Glagoljski brevijar popa Mavra iz 1460//Slovo. Zagreb, 1965. N 15/16. S. 110-122; Buri J. Libri croati publicati a cura della S. C. di Propaganda Fide//Memoria rerum. R.; Fr./M.; W., 1974. Vol. 2/1. P. 827-841; Назор А. Книгопечатание глаголическим шрифтом на территории Хорватии//Славянские культуры и Балканы. София, 1978. T. 1. С. 375-390; Hrvatskoglagoljski brevijari//Enciklopedija Jugoslavije. 1982. T. 2. s. 430-433; Panteli M. Fragmenti hrvatoglagoljskoga brevijara starije redakcije iz XIII stoljea//Slovo. 1993. Sv. 41-43 (1991-1993). S. 61-146; Круминг А. А. Сводный каталог старопечатных изданий глаголического шрифта 1483-1812 гг. М., 1998. С. О. Вялова, А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЯ САКРАМЕНТАРИЙ один из 2 основных типов рим. Сакраментария, составление к-рого традиция приписывает свт. Григорию Великому (590-604)

http://pravenc.ru/text/Бревиария.html

Папы Григорий IX и Иннокентий IV, своими интригами, успели восстановить против него множество врагов в Италии, в Германии, во всей Европе, предали его страшному проклятию на Лионском Соборе (1245 г.), стали проповедовать против него крестовый поход, и император, всеми оставленный, должен был смириться пред всепобеждающею силою папства. Тем не менее папы столько были озлоблены противодействием Гогенштауфенов, что поклялись до конца искоренить этот «Иродов дом» (как называли они фамилию Гогенштауфенов ); и на саном деле последний потомок этой фамилии – Конрадин, внук Фридриха II, был позорно казнен на эшафоте приверженцем папы, Карлом Анжуйским в Неаполе (1268 г.). С этого времени папы не имели себе соперников в Европе. Последующие германские императоры (фамилии Габсбургов ) покорно признавали себя лэнниками папы, целовали ему туфли н держали стремя в торжественных церемониях. На такой высоте держалась папская власть до конца XIII столетия. III. Нравственный и политический упадок папства с XIV века. Бонифаций VIII. Переселение пап из Рима в Авиньон. Великий раскол в западной церкви в конце XIV века С XIV века папство от высшей степени церковного и политического могущества начало склоняться к упадку. Причины этому заключались прежде всего в самом папстве, которое стало сильно злоупотреблять своим влиянием, своими чрезмерными притязаниями и жестокостями, интердиктами, инквизиционными мерами, попраньем государственных и общественных прав вооружило против себя общественное мнение; порчею своего нравственного характера подорвало всеобщее к себе уважение. Главным же образом ослабление папского могущества условливалось ходом самого исторического развития западной Европы. Народы запада, до XIII века развивавшиеся под опекою папства, стали выходить из под нее. Императорская власть в Германии ослабела, но за то королевская власть, преимущественно во Франции и Англии, получила твердую опору в сознании народном. С образованием университетов и других школ, воспитание начало выходит из-под непосредственного влияния церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

214. Увещательное к св. крещению. 1832. XLVI. 7. 215. О самопроизволении. 1841. III. 3. 216. Об устроении человека. 1841. IV. 3. 217. На гневливых. 1839. III. 3. II. Беседы: 218. На слова: внемли себе. 1823. IX. 76. 219. На слова: не дажд сна твоима очима, ниже да воздремлеши твоима веждома. 1835. III. 117. 220. Говоренная во время голода и засухи. 1823. IX. 182. 221. О посте. 1823. IX. 268. 222. О том, что Бог не есть виновник зла. 1824. XIII. 243. 223. О зависти. 1824. XIII. 272. 224. На сорок мучеников. 1826. XXI. 257. 225. Против пьянствующих. 1827. XXX. 129. 226. О том, что не должно прилепляться к житейским вещам. 1832. XLV. 1. 227. О вере. 1832. XLV. 257. 228. На первый псалом. 1832. XLVII. 291. 229. О смирении. 1842. I. 1. 280. О благодарении. 1836. I. 3. 231. На слова: сребра твоего не даде в лихву ( Пс. 14:5 ). 1844. III. 144. 232. На Псалом 45-й. 1845. III. 3. 233. На Псалом 115-й. 1844. II. 293. III. Письма: 234. Григорию Богослову , о пустыннической жизни. 1827. XXVII. 174. 235. Григорию Богослову , о том же. 1838. II. 101. 236. Брату своему Григорию, о различии сущности и ипостаси. 1830. XXXVII. 137. 237. Против Евстафия Севастийского. 1830. XXXIX. 3. 238. Нектарию утешительное. 1832. XLVI. 38. 239. Супруге Нектария утешительное. 1832. XLVI. 44. 240. Супруге военноначальника Аринфея, утешительное. 1833. IV. 3. 241. Неокесарийской Церкви, утешительное. 1836. III. 267. 242. Церковнослужителим Неокесарийской Церкви. 1835. IV. 166. 243. Приморским Еипскопам. 1835. II. 155. 244. Два письма Амфилохию. 1833. IV. 279. 245. Амвросию, Епископу Медиоланскому. 1835. II. 277. 246. Максиму Схоластику. 1837. III. 20. 247. Падшему иноку. 1837. III. 131. 248. Петру, Епископу Александрийскому. 1837. I. 60. 249. Фесту и Магну. 1837. IV. 126. 250. Макарию и Иоанну. 1840. I. 91. 251. Юлиану. 1840. I. 95. 252. Аркадию Епископу. 1838. II. 258. 253. Иннокентию Епископу. 1838. II. 259. 254. Кесарию. 1828. II. 359. 255. Илиасу, правителю Кесарии. 1838. IV. 84. 256. Письма. 1844. II. 212.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Первоначально мирян перестали причащать из чаши из небогословских соображений - благоговения перед святыней (когда причащалось много верующих, Св. Кровь могла проливаться из чаши) и др. Нек-рое время на лат. Западе просуществовал обычай intinctio («погружение») - преподание Св. Тела, омоченного в Св. Крови, но и этот обычай вызывал порицания по причине того, что Св. Кровь могла капать на землю (а также из-за того, что это напоминало жест Христа по отношению к Иуде на Тайной вечере); на протяжении XI-XII вв. обычай intinctio неоднократно (что указывает на его широкое распространение) запрещался (см.: Taft. 1996. P. 223. Not. 101), пока не был окончательно искоренен в начале XIII в. папой Иннокентием III (см.: PL. 217. 866) - тем более, что к этому времени лат. богословы выработали аргументацию, призванную полностью оправдать причащение под одним видом. Реорганизация «западного» клира по типу монашеских общин привела к значительному снижению роли мирян в богослужении и распространению практики «приватной мессы» (нек-рые исследователи особый акцент делают на появлении монахов-священников; см.: Vogel C. Une mutation cultuelle inexpliquée: Le passage de l " Eucharistie communitaire à la messe privée//RSR. 1980. Vol. 54. P. 231-250). При этом действовало правило не совершать более одной мессы в день на одном и том же алтаре ( H ä ussling A. Mönchskonvent und Eucharistiefeier: Eine Studie über die Messe in der abendländischen Klosterliturgie des frühen Mittelalters und zur Geschichte der Messhäufigkeit. Münster, 1973. (LQF; 58)). Вероятно, изменениями в евхаристической практике следует объяснять появление в XI-XII вв. и в последующую эпоху новых вариантов символического понимания Е. как таковой, поскольку перед лат. богословами стояла задача объяснить, как возможно спасение тех, кто причащается крайне редко (а на тот момент это большинство членов Церкви), и в чем смысл регулярного совершения мессы. Систематизация учения о Е. в ранней схоластике Период кон. XI - нач. XIII в. в истории лат. богословия был ознаменован бурным развитием евхаристической доктрины. Вызванный как внутрицерковной борьбой, так и общим повышением интереса к теме Е., этот процесс не сводился только к разработке учения о пресуществлении, как считали исследователи 1-й пол. XX в. (напр., Ж. де Геллинк полагал, что вкладом данного периода в учение о Е. является только разработка терминологии, описывающей сущностное изменение Даров: DTC. Vol. 5. Col. 1233-1302).

http://pravenc.ru/text/351651.html

Благодаря заступничеству папы Иннокентия III, выступившего в поддержку своего вассала (король Арагона признал себя вассалом Папского престола в 1204), Хайме смог вернуться в И. Неск. лет происходили столкновения между опекунами несовершеннолетнего правителя. В 1227 г. было подписано т. н. соглашение в Алькала, прекращавшее вражду между королем и знатью. В 1229 г. началась кампания по завоеванию Балеарских о-вов, ядром армии стала эскадра, снаряженная крупнейшими каталон. городами, заинтересованными в устранении постоянной угрозы со стороны мусульман Балеарских о-вов. 31 дек. 1229 г., после осады с суши и моря, г. Пальма сдался. На Мальорке был введен каталанский язык, на остров распространилось действие «Барселонских обычаев», каталон. свода обычного права. В 1231 г. кор. Хайме I без сопротивления овладел Меноркой. В 1235 г. Таррагонский архиеп. Гильем де Монгри завоевал Ивису. Король лично занимался вопросом о разделе земель между местным мусульм. и прибывшим христ. населением. По договору с наваррским кор. Санчо VII в 1231 г. Хайме I получил корону Наварры. В 1238 г. была завоевана Валенсия, и Хайме придал покоренным территориям статус отдельного королевства. Как и при завоевании Мальорки, в Валенсии каталонцы пользовались особыми привилегиями, каталанский язык был признан официальным. В 1240 г. Хайме I пожаловал своим подданным «Новое фуэро» вместо действовавших прежде арагонских фуэро. К концу его правления Арагонская корона представляла собой объединение 4 гос. образований - 3 королевств и 1 принципата. Кор. Хайме I Завоеватель в окружении епископов и магнатов. Миниатюра из сборника фуэрос Арагона (Vidal Mayor). Кон. XIII в. (Los Angeles. The J. P. Getty Museum. Ludwig XIV. 6. Fol. 1) С кон. XI в. в составе христ. королевств, гл. обр. Леоно-Кастильского и Арагона, оказались территории, населенные мусульманами, в XIII в., после периода т. н. Великой Реконкисты, число мудехаров (от араб. мудаджан - прирученный, домашний), т. е. мусульман, ставших подданными христ.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Генрих I Фландрский, желая привлечь для поддержки Латинской империи людские ресурсы из католических стран, которых явно не хватало для удержания греков, обращался в Рим с предложением по отпущению грехов всем направляющимся в бывшую Византию, по аналогии с отпущением грехов участникам крестовых походов. Однако это было бы чрезмерным решением, окончательно подменяющим смысл движения крестоносцев. Папа Иннокентий III в итоге встретил инициативу Генриха холодно 158 . К концу своего исторического существования Латинская империя держалась исключительно на помощи Венеции. Император Балдуин II де Куртене (1217/1218–1273) терпел одно за другим поражения от болгар и никейцев 159 . Территория империи ограничивалась фактически одним Константинополем. Казна была истощена. Стремясь найти какие-то средства, Балдуин заложил французскому королю не только все свои владения во Франции, но и остававшиеся в Константинополе христианские реликвии. Венецианцам он оставил в залог своего собственного сына Филиппа, которого выкупил в дальнейшем король Альфонсо X Кастильский 160 . Для Руси деградация Латинской империи имела назидательное значение. Построенное обманом государство латинян обнаруживало крайнюю непривлекательность. Это укрепляло во мнении о правильности сделанного Александром Невским стратегического выбора. Средиземноморская война капиталов: олигархат Венеции против олигархата Генуи Наряду с феодальными и религиозными войнами в XIII веке происходила и война нового типа. Суть ее состояла в столкновении наиболее влиятельных группировок торгового капитала. Противниками в войне выступали Венеция и Генуя 161 . Торговая война шла параллельно с войнами цивилизационными. Сторонниками Венеции в борьбе с Генуей являлись тамплиеры. Поддерживало венецианцев большинство палестинских баронов. Союзником Генуи являлся Орден госпитальеров. Среди палестинских владетелей сторонником генуэзцев выступал, в частности, сеньор Тира Филипп I де Монфор. В тесном альянсе с Венецией находилась Латинская империя. Напротив, православные государства региона ориентировались последовательно на Геную. Для них венецианская сторона, связанная с бесчинствами 1204 года, была принципиально неприемлемой. В борьбе за восстановление Византии союз с Генуей использовал Михаил VIII Палеолог. Опираясь на поддержку православных государств, генуэзские фактории заняли прочные позиции в Крыму.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Фульк ходатайствовали об учреждении нового ордена перед папой Иннокентием III, но в связи с запретом Собора на создание новых орденов 8 окт. 1215 г. папа объявил об особом покровительстве мон-рю Пресв. Богородицы в Пруе, одновременно предложив Доминику принять один из существовавших монашеских уставов. За основу были взяты августинский устав и конституции ордена премонстрантов , с нек-рыми добавлениями, предусматривавшими, в частности, отказ от личной собственности. Буллой «Religiosam vitam» папы Римского Гонория III от 22 дек. 1216 г. орден Д. был утвержден «в уповании на то, что его братья станут борцами за веру и истинными светочами в мире». В папской булле, изданной 26 янв. 1217 г., за Д. закреплялось наименование ордена проповедников. В том же году посланцы Доминика основали неск. центров ордена: в Риме, Болонье, Мадриде, Париже и Тулузе. 8 дек. 1219 г. папа Гонорий III издал грамоту, согласно к-рой всем католич. архиепископам и епископам предписывалось оказывать Д. покровительство и поддержку. В мае 1220 г. в Болонье был созван 1-й генеральный капитул, составленный из делегатов провинций, или дефиниторов, уполномоченных рассматривать и проверять все дела ордена. Капитул избрал Доминика генеральным магистром Д., а также принял конституции, дополнившие устав ордена,- Д. полностью отказывались от владения собственностью и принимали обязательство жить за счет подаяний, став т. о. нищенствующим орденом. Генеральный капитул должен был собираться каждый год (впосл. этот срок неоднократно менялся). В окончательном виде статуты ордена были оформлены 3-м генеральным магистром, канонистом Раймундом Пеньяфортским, и утверждены на капитулах 1239-1241 гг. Организация ордена объединяла принципы выборности и централизации и считалась для своего времени образцовой; в сер. XIII в. существовал проект учреждения на ее основе особого доминиканского устава, который не был реализован. XIII-XV вв. Согласно постановлению IV Латеранского Собора, при каждой епископской кафедре должен был преподавать магистр богословия, но квалифицированные кадры для выполнения постановления на тот момент отсутствовали.

http://pravenc.ru/text/178851.html

или Пражских XIV в. и С.-Петербургским XV в.) нашего отрывка из кн. Бытия в степени их зависимости от вульгаты, факт тем не менее очень важный. Это сходство наводит на мысль, что главный пересмотр по вульгате был всё же один, именно – первый, когда в книгу Бытия глаголического часослова внесена была большая часть поправок по латинскому тексту. Иначе трудно понять, почему в списках XV в. (печ. 1483 г. и Берчичев отрывок) большинство поправок по вульгате те же, что и в списке XIII­–XIV в. (Вербницкий I), а новых так мало 142 . Время, когда хорваты впервые стали править кирилло-мефодиевский текст кн. Бытия по латинской вульгате, можно определить только приблизительно, так как каких-либо точных указаний на этот счёт пока нет. Полный разрыв с восточным, греко-византийским обрядом богослужения и переход к западному латино-римскому в хорватской народной церкви совершились не ранее второй половины XIII в., точнее – после 1248 г., когда папский запрет был снят с богослужения на славянском языке 143 . Я говорю именно о повсеместном распространении западного обряда, а не об отдельных случаях перехода к этому обряду, что могло происходить и раньше, да и действительно происходило, как свидетельствуют об этом глаголические отрывки Венского миссала XII в. Этого требовала самая логика событий – изменившиеся отношения защитников хорватской народной церкви к Римской Курии и провозглашённый папою Иннокентием IV-м принцип, что «язык подчинён делу, а не дело языку» и что нужно позаботиться только о том, чтобы «от разницы в письме не нарушался смысл». К концу XIII-ro столетия следует, надо полагать, отнести и первое появление у хорватов их богослужебных книг римского обряда, глаголических миссалов и часословов (см. выше), и начало латинизации кирилло-мефодиевского наследия, вошедшего в эти книги при их возникновении 144 . Оба события стояли в зависимости от эдикта 1248 г. и находились в тесной связи друг с другом, при чём второе являлось уже естественным продолжением или следствием первого как по духу, так и по условиям обстановки, при которой составлялся хорватский часослов (и миссал): ведь автору последнего приходилось переводить библейский текст и с латинского, – в дополнение к кирилло-мефодиевскому тексту, которого для этой богослужебной книги латинского обряда не хватало (Бытие).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Miha...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010