В 1244 г. Литовский вел. кн. Миндовг не смог захватить земли куршей, чему немало способствовало сближение Л. о. с правителями Галицко-Волынской Руси вел. кн. Даниилом Романовичем и Василько Романовичем. При их содействии в кон. 40-х гг. XIII в. в Риге крестился буд. полоцкий кн. Товтивил (Феофил), соперник Миндовга. В 1250 или 1251 г. Миндовг также был крещен по латинскому обряду; в 1253 г. он принял королевскую корону от послов папы Римского Иннокентия IV . В сер. 50-х гг. XIII в. Миндовг заключил с Л. о. договор, по которому уступил ему Жямайтию в обмен на предоставление военной помощи. Полоцкий кн. Константин передал Л. о. право взимания дани на землях латгалов, что подтверждают папские буллы Иннокентия IV (от 23 мая 1254) и Урбана IV (от 20 авг. 1264). Опираясь на военную поддержку Л. о., Миндовг намеревался подавить сильную оппозицию знати в Великом княжестве Литовском, однако после того как жямайты подняли восстание против ордена (во главе восставших стоял племянник Миндовга кн. Тройнат (Тренята)) и одержали победу при Дурбе (1260), король разорвал отношения с орденом (ок. 1261). Л. о. потерял Жямайтию. Кор. Миндовг заключил военно-политический союз со св. блгв. Владимирским вел. кн. Александром Ярославичем Невским и его сыном, новгородским наместником св. Димитрием Александровичем . В 1262 г. союзники должны были вместе выступить против Л. о., однако эти планы не осуществились, т. к. орден к тому времени заручился поддержкой части литов. знати, не согласной с политикой своего государя, и Миндовг был убит. Принявший Православие Литовский вел. кн. Войшелк (1264-1268), придя к власти, отпустил на свободу пленных католиков из владений Л. о., польских и мазовецких земель, однако продолжил вооруженные вторжения на земли ордена. Политика литов. государя и восстание пруссов вынудили папу Римского Климента IV в 1266-1268 гг. предпринять попытку организации крестового похода в поддержку Тевтонского ордена в Ливонии и Пруссии; поход должен был возглавить чеш. король и австр.

http://pravenc.ru/text/2110473.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Последний акт борьбы между папой и императором (Первая половина XIII века) Е. Гергей. История папства Наиболее трудной задачей преемников Иннокентия III было осуществление универсальной политической власти пап в борьбе с властью императора Фридриха II, достигшей в это время подъема. Фридрих II (1212-1250) рос под опекой Иннокентия III (Фридрих был внуком Фридриха Барбароссы, наследником Сицилийского королевства и Германо-римской империи). В 1212 году Фридрих был избран германским королем. В следующем году скончался Иннокентий III, и Фридрих II вновь начал войну за Италию. В связи с тем что ему принадлежала Сицилия, которая в то время представляла собой хорошо организованное, богатое светское королевство, его шансы на победу были велики. Он окружил папство с севера и юга. Однако в Германии Фридрих не обладал фактической властью. В Сицилии к XIII веку сложилось развитое хозяйство и торговля. Центром южноитальянского чиновничьего государства была Сицилия, опираясь на которую Фридрих II, последний из средневековых императоров, вновь попытался претворить в жизнь мечту о мировом господстве. Фридрих почти не выезжал из милой его сердцу Сицилии, и Германия представлялась ему далекой и холодной провинцией. Последний император из рода Гогенштауфенов обустроил свой палермский двор на восточный манер, с восточным комфортом. Вначале папство проявило уступчивость по отношению к честолюбивым планам Фридриха II. Гонорий III (1216-1227) вступил на папский престол, будучи старым и немощным человеком. Он даже не пытался проявить силу по отношению к юному императору. Таким образом, Фридрих беспрепятственно смог объединить материнское наследство, Сицилийское королевство, с унаследованным от отца Германским королевством. Папу Гонория в гораздо большей степени волновали внутренние дела и ставшие уже навязчивой идеей усилия по организации крестового похода. Гонорий III узаконил образование новых нищенствующих орденов, а с целью организации крестового похода любой ценой искал согласия с Фридрихом. Папа обусловил и коронацию Фридриха в императоры тем, что тот осуществит освобождение Святой земли. Получив в 1220 году корону императора, Фридрих II даже и не подумал заняться крестовым походом, а приступил к укреплению собственных позиций в Италии.

http://sedmitza.ru/lib/text/441617/

1 дек. 1883 г. папой Львом XIII назначен субархивистом Папского престола. В связи с открытием для исследователей доступа в Ватиканский секретный архив (1881) первый префект архива Й. Гергенрётер поручил Д. подготовку архивных фондов к использованию в исследовательской работе. В 1884 г. Д. был назначен советником учрежденной папой Львом XIII (1883) кардинальской комиссии по историческим исследованиям. В 1885 г. совместно с пресвитером иезуитом Ф. Эрлем организовал издание сб. «Archiv für Literatur und Kirchengeschichte des Mittelalters» (Архив средневековой литературы и церковной истории). В 1887 г. участвовал в подготовке и составлении сб. «Specimina palaeographica Regestorum Romanorum Pontificum ab Innocentio III ad Urbanum V» (Палеография образцов регистров Римских понтификов от Иннокентия III до Урбана V), выпущенного Ватиканским секретным архивом. В 1885 г. вышло сочинение Д., посвященное средневековой истории европ. ун-тов (Die Universitaten des Mittelalters bis 1400), в к-ром на основе большого архивного материала он опроверг версию о происхождении ун-тов из кафедральных школ, а также показал, что на начальном этапе в большинстве ун-тов (за исключением Парижского) не преподавалась теология. Д. планировал создать еще 4 тома, посвященных развитию структуры ун-та, происхождению и истории Парижского ун-та до кон. XIII в. и конфликтам ун-тов с нищенствующими орденами. По приглашению Парижского ун-та возглавил многотомное издание документов ранней истории ун-та «Chartularium Universitatis Parisiensis» (Картулярий Парижского ун-та). В 90-х гг. XIX в. основным направлением исследований Д. становится Франция в период Столетней войны, материалы по истории к-рой были опубликованы в сочинениях «La désolation des églises, monastères et hôpitaux en France pendant la guerre de Cent Ans» (Разорение храмов, мон-рей и больниц во Франции во время Столетней войны) и «Le procès de Jeanne d " Arc et l " Université de Paris» (Процесс Жанны д " Арк и Парижский университет). В нач. XX в. Д. обнаружил в Ватиканском секретном архиве неизданный комментарий М. Лютера на Послание ап. Павла к Римлянам, что подтолкнуло его к изучению духовной эволюции основоположника протестантизма. В 1904 г. Д. издал кн. «Luther und Lutherum» (Лютер и лютеранство). Основываясь на сочинениях Лютера, обвинял его в плохом знании средневек. богословия и католич. монашеской практики. Выводы Д. вызвали резкие возражения протестант. исследователей (А. фон Гарнак , Р. Зеберг), в ответ Д. написал соч. «Luther in rationalistischer und christlicher Beleuchtung» (Лютер в свете рационализма и христианства).

http://pravenc.ru/text/171690.html

М. Андриё предположил, что М. папской курии сохранился в 2 рукописях (Avignon. Bibl. Municip. 100, 1276-1288 гг.; Vat. Ottob. Lat. 356, 1288-1292 гг.) ( Andrieu. 1924; Idem. 1955). Его работы подверглись критике со стороны Дейка. Он в свою очередь попытался реконструировать М. папы Гонория III (1216-1227), который, по его мнению, завершил реформу, начатую Иннокентием III (Дейк использовал рукописи кон. XIII в.: Vat. Archiv. S. Maria Majore. 104 (BB ii 15); Roma. Archivio di Stato. Archivio antico del Santissimo Salvatore. 1001). Согласно Дейку, этот М. был в 1230 г. принят францисканцами (под влиянием еп. Ассизи Гвидо II ( 1228)) в качестве М., утвержденного уставом их ордена (по терминологии Дейка - Regula Missal). В той или иной мере его воспроизводят, по мнению Дейка, рукописи: Assisi. Sacro Convento. 607 (2-я четв. XIII в.), Neap. VI G 38 (3-я четв. XIII в.), Roma. Bibl. Corsiniana. 376 (41 D 27) (1261-1264 гг.), Vat. Ross. 199 (XIV в., М. августинцев-еремитов, к-рые также следовали литургической традиции папской курии). При папе Николае III (1277-1280) францисканский М. заменил М. рим. курии и впосл. стал основой первопечатного Римского М. Однако исследования последних лет и обнаружение новых источников показали, что реконструкция Дейка имеет много недостатков, в частности, существование М. папы Гонория III и единого раннефранцисканского М. (Regula Missal) весьма сомнительно ( Welch. 2016). Первые францисканцы, среди которых довольно рано появились и священники, изначально следовали литургической традиции диоцеза Ассизи, к-рая зависела от богослужения папской курии. Однако в уставе, утвержденном буллой (1223), речь идет только о том, что францисканский оффиций во всем, кроме порядка чтения Псалтири, должен следовать богослужению рим. курии (Regula Bullata. 3). О совершении мессы ничего не говорится. На Ассизском капитуле 1230 г. обсуждалось существование орденских Бревиария и Антифонария (Chronica fratris Iordani a Iano. 1. 57//Analecta Franciscana. 1885. Vol. 1.

http://pravenc.ru/text/2563374.html

Тем временем папа Урбан и антипапа Климент не только использовали в борьбе интердикты и дипломатию, но и посылали друг на друга войска (папа Урбан даже назвал свое военное предприятие крестовым походом). Преемником Климента VII в Авиньоне стал престарелый арагонец Бенедикт XIII (1394–1424) 146 – человек несговорчивый и неуравновешенный, но в то же время энергичный и с твердым характером и принципами, так что, как пишут некоторые исследователи, если бы он был избран не в авиньонской, a в римской линии, то, вероятно, снискал бы славу одного из величайших понтификов. Это лишь осложнило ситуацию, тем более что преемники Урбана Бонифаций IX (1389–1404), который не умел даже писать и едва справлялся с отправлением богослужений (nesciens scribere etiam male cantabat), зато отлично разбирался в искусстве правления, непотизме и симонии (как пишет современник – английский хронист Адам из Уска: «Бонифаций, непрестанно объедавшийся симонией, не насытился ею до самой смерти»), и знаток «обоих прав» (т.е. гражданского и канонического) и делопроизводства Иннокентий VII (1404–1406), – оба они были неаполитанцами и обоим на момент избрания было 35 лет, – согласно отлучали от церкви авиньонских пап и их кардиналов как еретиков, пиратов и разбойников. Несмотря на то что все кардиналы перед конклавами подписывали клятвенное обещание, что каждый из них в случае избрания его папой сделает всё для преодоления раскола (даже если для этого придется отречься), никто не знал, как положить ему конец. 2. Попытка уврачевания раскола После смерти Климента VII король Франции призвал авиньонскую коллегию повременить с выбором преемника, но кардиналы, догадываясь о содержании послания, не вскрыли его, пока не избрали Бенедикта XIII. Бенедикт сразу выразил горячее желание покончить с расколом и разработал план, намереваясь при личной встрече с Бонифацием IX заключить с ним соглашение. Однако миролюбивые планы были отложены: соперничавшие папы отказывались верить в добросовестность друг друга. В январе 1408 г. авиньонский папа Бенедикт XIII был в Портовенере близ Специи, римский папа Григорий XII (1405–1415) – в Лукке, в пятнадцати километрах от соперника, но личная встреча так и не состоялась.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гору. Последняя начинала приобретать славу главного центра монашеской жизни, где по преимуществу сосредоточивалась и развивалась религиозно-созерцательная жизнь Византии. К началу XIII в. Афон был весь усеян монастырями, так что казался одним большим монастырем. Папа Иннокентий III был не совсем неправ, когда писал в 1214 г., что св. Гора была покрыта тремястами монастырями. 1197 На Афоне по преимуществу находило удовлетворение религиозное чувство православного населения не только Византии, но и южнославянских государств. Сюда стекались любители аскетизма и из других стран. Преп. Савва Сербский , описывая погребение своего отца – инока Симеона, говорит: «Прежде всего пели греки, затем иверы, русские и болгары, а потом мы – сербы». 1198 Кроме того, на Афоне подвизались латиняне, армяне, абазхи, лазы и др. Афон роднил все племена. Единство духовных целей сплачивало здесь в одну общину представителей разных народностей. Здесь не было вражды ни национальной, ни религиозной, – здесь исчезал всякий антагонизм. Все стремились к одной цели – вечному спасению. Для всех Афон был самой высшей школой православно-христианского подвижничества. Это был монашеский рай, или, говоря словами папы Иннокентия III, место святое, дом Божий и врата небесные. 1199 Неудивительно, что в этот рай, в это святое место стремились тысячи любителей аскетизма, из которых образовался особый иноческий мирок – как бы отдельное иноческое государство, ограниченное пределами афонской территории, – со своими законоположениями и порядком в отношении к жизни внутренней и внешней. Эта монашеская община достигла блестящего внешнего состояния к концу XII и началу XIII в. в отношении числа и монастырей, и монахов, и монастырских имуществ. Судя по настоящему, ей предстояло и блестящее будущее. Но в 1204 г. жизнь афонской общины была нарушена латинским нашествием. Св. Гора была завоевана латинянами, вошла в составе фессалоникийского латинского королевства, отданного маркизу Монферратскому Бонифацию; в церковном отношении она была подчинена легату кардиналу Бенедикту, С того времени в жизни афонского монашества наступила другая пора...

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

остии при произнесении слов «Приимите, ядите...» Это, как доказывают ученые литургисты Запада, является литургическим нововведением, относящимся к XII–XIII вв. Дело в том, что в кругах Парижского университета в XII в. некоторыми учеными (Петр Коместор и Петр Кантор) было высказано мнение, вопреки господствующим взглядам, что пресуществление св. Хлеба совершается не тотчас после слов «приимите, ядите», а только после произнесения слов «пийте от нея вси», относящихся к Чаше. Это было дальнейшим уточнением схоластической мысли о математическом моменте тайносовершения. Мнения этих ученых Сорбонны придерживались и еп. Парижский Сюлли, и др. Папа Иннокентий III высказался неопределенно в этом споре. Но уже к началу XIII в. возобладало мнение цистерцианского ордена, обратное мнению Коместора и Кантора, и в подтверждение уже совершившегося освящения, положено было тотчас после слов Спасителя о Хлебе совершать возношение освященной остии. Точно так же, начиная с Франции, в конце XIII же в. установлено совершать возношение Чаши; в том же веке этот обычай вводится и в Германии, в XIV в. в итальянских диоцезах. В этот же, приблизительно, период вводится в католическую мессу и звон в особый колокольчик, для большего привлечения внимания верующих к поклонению только что освященным св. дарам 189 . Этот последний обычай перешел потом под влиянием австрийских, вероятно, церковных кругов и в сербскую литургию, о чем было говорено выше. После этого возношения иерей читает молитву эпиклезиса, которая является вместе с установительными словами самой существенной частью анафоры. Она гласит: Литургия Златоустого: Литургия св. Василия: «Еще приносим Ти словесную сию и безкровную службу, и просим, и молим, и мили ся деем, низпосли Духа Твоего Святаго на ны, и на предлежащыя Дары сия». «Сего ради, Владыко Пресвятый, и мы грешнии, и недостойнии раби Твои, сподобльшиися служити Святому Твоему Жертвеннику, не ради правд наших ( Дан.9:18 ), не бо сотворихом что благо на земли, но ради милости Твоея и щедрот Твоих, яже излиял еси богатно на ны ( Тит.3:5–6 ), дерзающе приближаемся Святому Твоему Жертвеннику: и предложше вместообразная Святаго Тела и Крове Христа Твоего, Тебе молимся, и Тебе призываем, Святе Святых, благоволением Твоея благости приити Духу Твоему ( Деян.19:6 ) Святому на ны и на предлежащыя Дары сия, и благословити я, и освятити и показати».

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/e...

Гроба (архиепископской резиденции в Дублине) употреблялся титул «примас Ирландии», однако притязания кафедры ограничивались изъятием Дублинской пров. из юрисдикции архиепископа Арма. В 1-й noл.XIII в. подобные цели преследовали архиепископы Кашела, к-рые заключили с Дублином договор о неповиновении примасу. В 1244 г. архиеп. Арма Альберт Зюрбеер (впосл. архиеп. Рижский Альберт II ) жаловался Римскому папе Иннокентию IV , что архиепископ Кашела препятствует проведению визитации провинции и взиманию церковных податей. В 1255 г. Папский престол отказал в прошении Туамской кафедры о выведении ее из-под юрисдикции примаса, однако в провинциях Дублин и Кашел права архиепископа Арма были существенно ограничены. В 1262 г. на Соборе в Дроэде, в к-ром принимали участие суффраганы провинций Арма и Туам, каноники собора в Дублине, члены центр. англ. администрации и крупные бароны, архиеп. Маэл Падрик О Сканнал (1261–1270 ) огласил буллу папы Урбана IV с подтверждением привилегий примаса И. (эти привилегии были истолкованы в широком смысле — юрисдикция примаса над полнотой Церкви в И. и право предношения креста во всех еп-ствах). Настаивая на этих привилегиях, Маэл Падрик О Сканнал соглашался въезжать в пров. Дублин только с предношением креста, что было неприемлемо для Дублинского архиепископа и препятствовало сотрудничеству архиепископа Арма с королевской администрацией и его участию в заседаниях ирл. парламента (с 1297). На этом основании архиепископ Арма был освобожден от обязанности посещать Дублин и мог действовать через представителей. Прелаты были вынуждены объединяться, чтобы противостоять королевской администрации, к-рая пыталась оказывать на них давление. Распространение на И. норм англ. права привело к ограничению церковных привилегий по сравнению с нормами традиц. ирл. права (полная юрисдикция в делах, касавшихся церковной собственности, преступлений против Церкви и нравственности и др.). С cep.XIII в. ирл. епископы активно отстаивали привилегии католич. Церкви, указывая на их нарушения королевской администрацией.

http://sedmitza.ru/text/2558581.html

По всей видимости, крещенным по обряду Церкви Востока был и Улагчи, следующий формальный правитель улуса Джучи. До конца неизвестно, был ли он сыном Сартака, или Бату. В пользу второй версии указывает, в частности, назначение регентшей в связи с малолетством Улагчи супруги Бату Боракчин-хатун. Фактически устанавливалась форма правления, внедренная ранее Мунке в Чагатайском улусе: малолетний хан и регентша. Она позволяла контролировать ситуацию из ставки великого хана, что имело смысл в контексте усилившегося действия центробежных сил 51 . После смерти в 1257 году Улагчи, предположительно отравленного по приказу Берке, Боракчин-хатун пыталась привести к власти своего сына Туда-Мунке. Для реализации своего замысла она обращается к Хулагу. Но заговор был своевременно раскрыт, супруга Бату схвачена при попытке бегства в Иран и казнена. Приход к власти в Золотой Орде Берке означал и конец проекта христианизации улуса. Несостоявшийся союз монголов-христиан с крестоносцами Альянс крестоносцев с монголами-христианами мог сложиться потенциально еще в 30-е годы XIII века, после окончательного разгрома монгольскими силами Хорезма и достижения верховьев Тигра. Монгольским наместником в Персии и Закавказье являлся в этот период бывший оруженосец Чингисхана Чормаган, вокруг которого группировались преимущественно христиане. Христианкой являлась и супруга наместника. Замужем за христианами-несторианами были две дочери Чормагана. Л.Н. Гумилев утверждал, что и сам монгольский наместник склонялся к принятию христианства. При нем активно строились христианские храмы, проповедовалось учение 52 . Альянс в 30-е годы XIII века был возможен и потому, что поход Бату на Европу еще не состоялся. При новом наместнике Байджу, сменившем парализованного Чормагана в 1242 году, заключить его ввиду европейских событий было уже гораздо сложнее. Но и при Байджу перспектива не являлась нулевой. Но прибывшие в 1247 году в ставку наместника папские посланники доминиканцы Асцелин и Гишар Кремонский не нашли ничего лучше, чем потребовать подчиниться папе. Вместо заключения альянса разразился скандал, и Байджу едва не казнил посланников. Монахов отпустили при временно сменившем на посту наместника Байджу Эльджигидее (Эльчидае). Асцелин доставил папе Иннокентию IV ответ от монголов, на который тот, в свою очередь также ответил посланием. Монгольское посольство было отправлено и к французскому королю Людовику IX, готовившемуся возглавить новый крестовый поход. Однако переговорный процесс так и не привел к заключению альянса. Стороны не доверяли друг другу. Имели место и амбиции, отношение к потенциальным союзникам с позиции превосходства. Сказывались и культурные противоречия 53 . «Желтый крестовый поход»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Маронитские историки всегда пытались обойти это письмо папы Иннокентия или хотя бы отдельные его части. Многое в нем достаточно унизительно для общин Ливана и Сирии. Но в будущем папы возвращались к этому посланию Иннокентия, указывая маронитам на необходимость следовать содержащимся там предписаниям. И хотя взаимоотношения и евхаристическое общение между Маронитской и Римо-Католической Церквами установлены в XIIIb., но нельзя сказать, что они были прочными. Знания Рима о маронитах были недостаточными, а иногда и просто примитивными. Рим мало уделял внимания изучению восточных традиций и не вдавался в подробности богословия; его политика была утилитарно направлена на унификацию всех сторон церковной жизни. Целью Римской Церкви периода Крестовых походов было стремление безоговорочно подчинить себе христианский мир. Практически это сводилось к требованию признать власть Римского епископа в обмен на союзничество Запада в разрешении местных проблем. Для достижения этой цели Рим не выбирал средств и на первых порах закрывал глаза на догматические и канонические вопросы, но, добившись основной цели, стремился подчинить восточные христианские общины и в других аспектах их жизни. Политика компромиссов использовалась всеми сторонами. Грубое давление с целью отказа от собственных традиций (далеко не только догматических) вызывало понятное сопротивление, иногда приводившее к расколу в восточных христианских общинах. Только в середине XV в. Рим сменит свою политику, точнее, ее откорректирует, что сохранит маронитов от полной и окончательной латинизации. Единственное, чего удалось добиться Католической Церкви от маронитов в период Крестовых походов, — это признание верховной власти пап. Таким образом, они стали первой христианской общиной Востока, вошедшей в юрисдикцию Рима. Период XII и XIII вв. характеризуется усилением авторитета маронитских патриархов; этому способствовала та роль, которую они играли в контактах с французскими властями и Римом. Людовик IX в письме патриарху и епископам маронитов в 1250 г. заверял, что “как от нас, так и от наших наследников на троне Франции, мы желаем распространить наше покровительство на вас мы будем использовать любую возможность обеспечить ваше нормальное существование” 94 . Патриарх был реальным главой маронитов, выбирал и поставлял епископов, разрешал не только церковные, но и гражданские дела; епископат пользовался аналогичным авторитетом на местах.

http://pravmir.ru/o-maronitskoy-tserkvi/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010