Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОНИМ ЭГИНСКИЙ [Ιερνυμος τς Αγινας (Αγνης); в миру Василий Апостолидис] (1883, дер. Гелвери, ныне Гюзельюрт, Турция - 2/3.10.1966, Афины), старец. Род. в благочестивой многодетной семье, его отец, Анестис Апостолидис, был гончаром. В молодости по просьбе жителей Гелвери Василий был рукоположен во диакона Софронием, митр. Амисским. Ревностными проповедями он нажил недоброжелателей. Василий совершил паломничество в Св. землю и 9 месяцев прожил в Иоанна Предтечи монастыре на Иордане . В 1912 г. он стал диаконом в патриаршей ц. вмч. Георгия Победоносца в квартале Фанар в К-поле, где оставил по себе добрую память ревностным служением и праведной жизнью. Все жалование он раздавал бедным, а сам жил в строгом воздержании. Множество людей приходило, чтобы услышать его проповеди. К-польский патриарх хотел рукоположить его во иерея и назначить служить в кладбищенскую церковь «Живоносный Источник» иконы Божией Матери монастыря (Балыклы), что считалось престижным для к-польского клирика, но Василий ответил отказом. Из-за разногласий с Патриархом Мелетием IV Метаксакисом (1921-1923) он лишился места в ц. вмч. Георгия. В 1922 г. Василий переселился на о-в Эгина, где служил диаконом в митрополичьем соборе. По его инициативе была создана больничная церковь свт. Дионисия Закинфского, архиеп. Эгинского. На Эгине он познакомился с иером. Пантелеимоном (впосл. митрополит г. Каристос на о-ве Эвбея), к-рый убедил его принять священство (рукоположен 29 авг. 1923). 13 дек. 1923 г. на Афоне Василий был пострижен в великую схиму с именем Иероним в честь своего духовного наставника старца Иеронима Симонопетрского и затем получил сан архимандрита. Помимо службы в больничной церкви (И. Э. также оказывал больным медицинскую помощь) на него были возложены обязанности духовного окормления жен. монашеских общин исихастириев Благовещения Пресв. Богородицы на окраине г. Эгина и Св. Троицы (основанного свт. Нектарием Эгинским , митр. Пентапольским († 1920)), а также мон-ря Хрисолеондисса . Архиепископ Афинский разрешил И. Э. каждый раз, когда он бывает в Афинах, произносить проповедь в митрополичьем соборе.

http://pravenc.ru/text/293734.html

И в больнице отец Василий не оставлял своих духовных трудов. Он посещал других больных, утешал их и старался поднять их дух. Его попросили стать в больнице духовником. Отец Василий согласился и начал свое служение с постройки больничной церкви во имя святого Дионисия Эгинского. Но главной повседневной заботой его было духовное наставление и утешение больных. Он посещал их каждый день, стараясь подбодрить и укрепить в уповании на Бога. Не гнушался он и работы медбрата: лечил язвы и ушибы. Отец Василий никогда не искал похвалы, не только не боялся ответственности, но и брал на себя ответственность за проступки других людей. Тем временем архимандрит Пантелеимон стал митрополитом Каристийским. 29 августа 1923 года он рукоположил отца Василия во священника, хотя сам отец Василий не считал себя достойным священнического сана и лишь уступил воли Владыки. Его назначили священником в построенную им больничную церковь. Он служил ежедневно сорок дней, а после этого во время Божественной литургии увидел своими глазами, как вино и хлеб пресуществились в Тело и Кровь Господа. После долгой слезной молитвы Пречистые Тайны приняли свой обычный вид, и отец Василий смог причаститься. В тот же день он отказался от должности священника в больничной церкви. С того времени отец Василий больше не совершал литургию. Он пел на клиросе и говорил проповеди. Служение ближним 13 декабря 1923 года на Святой Горе Афон отец Василий был пострижен в великую схиму с именем Иероним. После возвращения на Эгину он обратил все свои силы на служение ближним. Особое попечение он имел о больных и бедных. Услышав, что где-то есть нуждающийся, он спешил туда и старался помочь всеми средствами. И если не мог сам, то просил милостыню, чтобы помочь ближнему в скорби или болезни. Святость его жизни привлекала к нему множество людей. Среди них были богатые и бедные, больные и здоровые, старые и молодые, но все они одинаково любили его и считали его своим духовным отцом. Отец Иероним, который для себя никогда не просил ничего, но нередко пользовался всеобщей любовью к нему для того, чтобы помогать ближним.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Часто он оставался в таком затворе без воды и пищи до пятнадцати дней. Представляете, каково было его духовное состояние, несмотря на то что он был простым мирянином!». Также для нашей пользы отец Иероним говорил: «Никогда, даже до сего дня, я ни разу не протянул руки к печке, чтобы погреться. И никогда в своей жизни я не прикасался к женщине». Он часто повторял это для того, чтобы предостеречь своих чад от «невинной любви», которую враг зачастую использует как соблазн и в действительности, и в воображении. Этот старец, явившийся первым поистине благодатным человеком, с которым я познакомился в своей жизни, был наделен редким даром прозрения, благодаря которому и в моем ничтожестве смог предувидеть многие будущие события. В своих поучениях он всегда уделял особое внимание молитве и частому, насколько это возможно, причащению Божественных Таин. Вот его характерные слова: «Если при молитве выжмете хотя бы и две капли слез, то это имеет великую силу». Что же касается пищи, то, несмотря на свою снисходительность по отношению к нам, к себе он был очень строг. Обычной трапезой отца Иеронима, как говорила его приснопамятная ученица старица Евпраксия, был цорвас – жидкий восточный суп. Завершая эту главу, я помещаю здесь отрывок из книги «Старец Иероним Эгинский» благочестивой писательницы Сотирии Нуси: «В монастыре святого Иоанна Предтечи (в Святой Земле) старец Иероним встретился и заключил узы братской дружбы с родным братом монахини Евпраксии – тогда послушником Анастасием. И с самой Евпраксией он впервые встретился там же… и она удостоилась на протяжении целых сорока семи лет служить ему с такой простотой и с таким благоговением». Наставляемый таким учителем, молодой тогда послушник Анастасий начал свои великие подвиги еще в Палестине.   Первые годы на Афоне. На послушании у простеца старца Ефрема Афон – монастырь Ставроникита Монах Анатолий, покинув Святую Землю около 1918 года, подобно быстрокрылому орлу, достиг Святой Горы, где избрал самый бедный в ту пору монастырь – Ставроникита – с целью использовать его идиоритмический устав для своих суровых подвигов. И вскоре стала очевидной добродетель юноши, который днем ходил на любые послушания, где только была необходима помощь, а ночью совершал бдения так, как научил его подвижник Иероним.

http://isihazm.ru/1/?id=1606

Однажды, в очередной раз приняв отказ в министерстве по делам религии, святитель спускался по лестнице со слезами на глазах. Увидев его в таком состоянии, мэр города заговорил с ним. Узнав о бедственном положении, в котором находился Нектарий, мэр добился для него места проповедника. 14 февраля 1891 года он занял место простого проповедника в провинции Эвбея и пребывал на этом посту до сентября 1893 года, когда был переведен в область Фтиотиду. Любовь народа сопутствовала Нектарию. Но до конца жизни он должен был нести крест изгнания и имя опального митрополита, не принадлежащего ни к одной автокефальной Церкви. Он вынужден был находиться в непонятном каноническом положении, подписывая все свои бумаги " путешествующий епископ " . Постепенно тьма клеветы отступала от имени опального святителя. Люди, видя его чистую и добродетельную жизнь, слушая вдохновенные проповеди, стремились к нему. Слава Пентапольского митрополита из провинции скоро дошла до столицы и до греческого королевского дворца. Королева Ольга, познакомившись с ним, вскоре стала его духовной дочерью. Благодаря ей, 13 марта 1894 года он был назначен директором Ризариевской богословской школы в Афинах . В богословской школе готовили священнослужителей и светские церковные кадры. В период управления святителя школа пережила годы подъема. Свт. Нектарий Эгинский В июле 1898 года, во время школьных каникул, о. Нектарий впервые посетил Афон . В течении месяца он побывал в основных монастырях Святой Афонской Горы и беседовал со многими старцами, а с некоторыми из них, такими как Даниил Катунакский, Иероним Симонопетрский и Савва Новый Калимносский, его в дальнейшем связывала личная дружба . К этому времени вокруг Нектария стали собираться его духовные чада, многие ехали к нему за советом и благословением. Тогда же начали проявляться в старце-святителе дары Божией благодати: прозорливость, дар исцеления. В числе многочисленных духовных чад возле Владыки собрались несколько девушек, желающих посвятить себя монашеской жизни, но не решавшихся идти ни в один монастырь, чтобы не лишиться духовного руководства своего наставника. Как пастырь добрый, заботясь о них, Нектарий стал присматривать подходящее место и останавливает свои поиски на острове Эгина , который он посетил 2 – 10 сентября 1904 года. Найдя здесь развалины древнего монастыря, он на собственные средства покупает эту землю. Сюда приезжают первые насельницы. Так возник женский Троицкий монастырь на Эгине .

http://drevo-info.ru/articles/11632.html

- Моя мама говорила мне, чтобы я бросал иммигрантов в море. Отец Иероним промолчал, но для себя решил больше на этом корабле не ездить. Однако вскоре ему снова нужно было ехать в Пиреи, а другого судна, кроме " Гоисы " , не было. Он помолился, взошел на корабль и сел в дальний угол. Он надеялся, что капитан его не заметит, но в какой-то момент капитан подошел к старцу и спросил: - Есть ли у тебя билет? - Да, есть. - Дай, я оплачу его. Он взял билет и вернул отцу Иерониму деньги. - Моя мама сказала, чтобы я больше не брал с тебя денег. Приходи, когда хочешь, и езжай задаром. Жизненные испытания С тех пор, как Церковь Греции перешла на новый стиль, отец Иероним чувствовал беспокойство, которое возрастало по мере того, как росло число новшеств в церковной среде. 23 августа 1942 года батюшка окончательно решил порвать с новостильниками и впредь придерживаться старого стиля. Он перешел в Благовещенский скит и оттуда послал уведомление митрополиту о своей отставке из больничной церкви. Это событие нисколько не повлияло на его отношения со своими духовными детьми. Он принимал всех приходящих, следовали ли они старому или новому стилю. Он никогда не принимал участия в спорах о календаре, для него было достаточно того, что он сам следует старому стилю. Однажды одна посетительница спросила его: - Отче, вы со старостильниками? - Да. - Но с кем вы (с каким синодом)? - Со всеми. - Но они ведь во вражде между собой. - Я не там, где вражда. До конца дней он оставался верен гонимой старостильной церкви. Поскольку отец Иероним умел врачевать раны, то многие обращались к нему за помощью. Во время немецкой оккупации батюшка лечил одного солдата, который, уходя, оставил в келье старца гранату. Однажды в городе батюшка увидел, как кто-то переделал такую же гранату в зажигалку. Вернувшись к себе, он взял свою гранату и начал пилой сбивать с нее гильзу. Произошел взрыв, старец был тяжело ранен, а от оглушительного звука потерял слух. Он тотчас был перевезен в больницу, и врачи ампутировали ему левую руку. Через месяц батюшка был выписан, но слух восстановить не удалось. Отец Иероним не переставал благодарить Бога и часто говорил:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Архиепископ Иероним возглавит делегацию Элладской Православной Церкви на Всеправославном соборе Афины, 9 марта 2016 г. На внеочередном заседании Священного Синода Элладской Православной Церкви утвержден состав делегации, которая примет участие в работе грядущего Всеправославного собора на острове Крит.      В ходе тайного голосования за список делегатов, предложенный постоянным Священным Синодом проголосовало 52 участника заседания, против – 25, двое воздержались, сообщает AgionOros.ru со ссылкой на Romfea. Полный список делегации священноначалия Элладской Церкви на Всеправославном соборе выглядит так: 1. Архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним 2. митрополит Илийский Герман 3. митрополит Мантинийский и Кинурийский Александр 4. митрополит Артский Игнатий 5. митрополит Ларисский и Тирнавский Игнатий 6. митрополит Никейский Алексий 7. митрополит Навпактский Иерофей 8. митрополит Самосский и Икарийский Евсевий 9. митрополит Касторийский Серафим 10. митрополит Флоринский Феоклит 11. митрополит Кассандрийский Никодим 12. митрополит Серрский Феолог 13. митрополит Сидирикострский Макарий 14. митрополит Филиппский Прокопий 15. митрополит Перистерийский Хризостом 16. митрополит Дидимотихский Дамаскин 17. митрополит Димитриадский Игнатий 18. митрополит Идрский и Эгинский Ефрем 19. митрополит Мессинийский Хризостом 20. митрополит Ахарнонский и Петрупольский Афинагор 21. митрополит Кифиссийский Кирилл 22. митрополит Лангадасский Иоанн 23. митрополит Никопольский Хризостом 24. митрополит Иерисосский Феоклит 25. митрополит Новой Ионии Гавриил Решение об участии в Всеправославном соборе архиепископа Иеронима принято несмотря на обострившиеся отношения между Элладской Православной Церковью и Константинопольским Патриархатом. Уже несколько недель между двумя Поместными Церквами продолжается обмен посланиями , выдержанными в весьма жестком тоне. Архиепископ Афинский и всей Греции Иероним обратился к патриарху Константинопольскому Варфоломею с просьбой разъяснить ситуацию с созданием представительства Константинопольской Православной Церкви в Афинах без согласования с архиепископом Афинским и всей Греции. Кроме того, Константинопольский патриарх провел переговоры с властями Греции по вопросу о предоставлении Константинопольскому представительству в Афинах статуса экзархата, что в Элладской Православной Церкви расценили как попрание канонов и вмешательство в дела автокефальной Поместной Церкви. 9 марта 2016 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/91322.html

Старец Иероним Эгинский – первый наставник в монашестве старца Арсения С того дня Анастасий установил для себя суровый подвижнический распорядок. Едва открыв сокровище и вкусив первых плодов, он тут же позвал свою сестру, которую представил «учителю». С первых же шагов чувство пламенной молитвы и божественного не замедлило явиться в них. Анастасий, как уже говорилось, был пострижен в монахи с именем Анатолий на Сорокадневной горе и с ревностью подвизался на протяжении восьми лет у различных святынь Палестины. Услышав же от своего учителя, что в пределах Эллады есть место, целиком посвященное молитве и служению Богу,– Святая Гора, он без промедления решил переселиться туда. Что же касается его благоговейнейшего наставника – иеродиакона Василия, он по исполнении своего пламенного желания возвратился в Константинополь, где и прожил довольно долго. Затем, по Божественному устроению, он прибыл на остров Эгина, будучи прежде рукоположенным во пресвитера и возведенным на степень Услышав о великой славе игумена афонского монастыря Симонопетра Иеронима, который впоследствии поселился на монастырском подворье в честь Вознесения Господня в Афинах, отец Василий настолько близко сошелся с ним, что, быв пострижен им в ангельский образ, получил и сам имя Иероним. Монахиня же Евпраксия, много лет прослужив у спасительных святынь, услышала затем, что ее учитель находится теперь на Эгине. Познав в его лице, как первомученица Фекла в лице Павла, истинного отца, врача и наставника, она простилась со Святой Землей и прибыла вслед за ним на остров святого Hekmapuя[v]. Герондисса Евпраксия – родная сестра старца Арсения и ученица старца Иеронима Поскольку, по Божественному домостроительству, мне посчастливилось познакомиться в ackumupuu[vi] Эгины с этим светлым и благодатным клириком, я привожу здесь то немногое, что мне довелось услышать из его освященных уст. «На своей родине,– говорил отец Иероним,– я застал святых людей, благодаря которым сделал первые шаги. Один из них был женат и имел детей. Рядом с домом он построил маленькую каливу, где и подвизался. Он закрывался внутри без хлеба, без воды, строго наказывая, чтобы его не посещал никто, если не увидит дверь открытой.

http://isihazm.ru/1/?id=1606

Старец был растроган этими словами и согласился. Его привезли в афинскую больницу " Александра " . В минуты тяжелых телесных страданий отец Иероним повторял: - Господи, не забери меня, если я еще не стал полностью Твоим. В короткое время старец стал известен среди сестер и больных. Многие приходили к нему за советом и наставлением. Часто за дверью палаты скапливалась целая очередь посетителей. Врачи обнаружили у батюшки рак легких. Он решил переехать в дом своего духовного сына. Когда старцу стало совсем тяжело, к нему собрались его родные и знакомые. Дом наполнился людьми, одни уходили, другие приходили. Все рассказывали удивительные случаи из своей жизни, связанные с отцом Иеронимом: одного старец уберег от операции, другому помог решить семейные проблемы, третьего спас от отчаяния. Духовные дети батюшки вызвали священника, который пособоровал и причастил его. В воскресенье днем, 16 октября, отец Иероним мирно отошел ко Господу. Все, находившиеся в доме, плакали навзрыд. К вечеру тело старца в сопровождении многочисленной толпы повезли на Эгину, где батюшка для непрестанного памятования о смерти приготовил себе могилу. Тело поместили в храме Благовещения, построенном старцем. Стало стекаться множество людей, жителей Эгины и приезжих, чтобы проститься с отцом Иеронимом. Особенно умилительно было слышать плач вдов и сирот, потерявших своего благодетеля. И только сейчас открылось, сколько людей питал " мешок любви " , который старец всегда носил на своих плечах. После отпевания мощи батюшки были преданы земле на месте, им самим выбранном, с южной стороны храма. Эпилог При жизни отец Иероним часто говорил об изменчивости людей следующими словами: - Я встаю утром - все сияет: солнце светит снаружи и внутри, сердце мирно, всех и вся я люблю и славлю за все Бога. Подходит полдень - и начинает хмуриться. Меня раздражает то одно, то другое. А к вечеру все темно. Никого я не люблю, ничто меня не радует. И все это за один день! Но если человек может измениться к худшему, то может измениться и к лучшему. Никто пусть не отчаивается и не теряет надежды. Все мы, если будем уповать на Бога, спасемся.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Завершая эту главу, я помещаю здесь отрывок из книги «Старец Иероним Эгинский» благочестивой писательницы Сотирии Нуси: «В монастыре святого Иоанна Предтечи (в Святой Земле) старец Иероним встретился и заключил узы братской дружбы с родным братом монахини Евпраксии – тогда послушником Анастасием. И с самой Евпраксией он впервые встретился там же… и она удостоилась на протяжении целых сорока семи лет служить ему с такой простотой и с таким благоговением». Наставляемый таким учителем, молодой тогда послушник Анастасий начал свои великие подвиги еще в Палестине. Первые годы на Афоне. На послушании у простеца старца Ефрема Афон – монастырь Ставроникита Монах Анатолий, покинув Святую Землю около 1918 года, подобно быстрокрылому орлу, достиг Святой Горы, где избрал самый бедный в ту пору монастырь – Ставроникита – с целью использовать его идиоритмический устав для своих суровых подвигов. И вскоре стала очевидной добродетель юноши, который днем ходил на любые послушания, где только была необходима помощь, а ночью совершал бдения так, как научил его подвижник Иероним. По прошествии недолгого времени он был облечен в ангельский образ, получив имя Арсений. Постриг, согласно воле его восприемника 16 , совершался на келии Благовещения Пресвятой Богородицы в Карее, принадлежащей монастырю Симонопетра. С принятием святого образа сердце юного Арсения загорелось желанием больших подвигов. Монастырь Ставроникита стал казаться ему слишком тесным для того, чего он возжаждал. Юноша был охвачен смешанным чувством: с одной стороны, желание безмолвия, с другой же – страх, что, быть может, нет воли Божией на то, чтобы ради высшего образа жизни он покинул место своего покаяния 17 . Посоветовавшись со своим старцем и поразмыслив над этим вместе с ним, он на первое место в своей молитве поместил псаломский стих: Скажи мне, Господи, путь, в оньже пойду 18 . Человеколюбивый же Бог , творящий волю боящихся Его, не замедлил уведомить эту чистую душу гласом, подобным тому, который был некогда к Арсению Великому : «Арсений, бегай и спасайся» 19 , «Арсений, молчи и безмолвствуй». Во внутреннейшую пустыню

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОНИМ СИМОНОПЕТРСКИЙ [Ιερνυμος Σιμωνοπετρτης] (1871-7.01.1957, Афины), игум. мон-ря Симонопетра , старец. Происходил из дер. Реиздере в М. Азии. В миру носил имя Иоанн. С детства отличался благочестием и таким послушанием, «что уже тогда мог бы послужить примером всему монастырю» ( Хрисанф. 2009. С. 196). Его мать и сестры впосл. приняли монашество. В 17 лет Иоанн принял постриг в мон-ре Симонопетра. В числе различных послушаний исполнял обязанности секретаря, библиотекаря и др. Некоторое время перед началом первой мировой войны занимал должность эконома в ц. Вознесения Господня в Афинах - подворье монастыря Симонопетра. Одним из его духовных наставников был свт. Нектарий Эгинский , митр. Пентапольский. И. С. известен как мелург и гимнограф. Составлял молебные каноны и службы, гл. обр. в честь афонских святых (напр., в честь покровителей Симонопетры равноап. Марии Магдалины и прп. Симона Мироточивого). И. С. был кротким и молчаливым, отличался нестяжанием и смирением: носил ветхую одежду, спал сидя, ночами тайно чистил монастырский нужник. За аскетическую жизнь и духовные дарования И. С. пользовался большим авторитетом и в 1920 г. был избран игуменом Симонопетры. «Он был столпом мон-ря и его оберегом, преподавая урок и в больших, и малых делах» (Там же. С. 168). Хотя в мон-ре было принято причащаться 2 раза в месяц, И. С., совершавший литургию каждый день, ежедневно принимал Св. Таины. Его примеру следовали ученики. По своему смирению И. С. ничего не говорил от себя, но только указывал в святоотеческих книгах подходящее к случаю место. И. С. участвовал в работе комиссии по составлению «Уставной хартии Св. Горы Афонской» (1924). Во время нестроений, вызванных церковными нововведениями, И. С., отстаивавший традиции, был оклеветан и изгнан из монастыря (1931). Вместе с ним в знак протеста мон-рь покинули 20 монахов. После 4-месячного пребывания в мон-ре Кутлумуш И. С. был назначен духовником Вознесенского подворья в Афинах и прожил там 26 лет. Сохранилось 10 тыс. писем старца к духовным чадам. Лит.: Μωυσς Αγιορετης, μον. Ιερνυμος Σιμωνοπετρτης Γρων τς Αναλψεως. Αγιον Ορος, 1991 3; Хрисанф, иером. Сыны Света: Восп. о старцах Афона. М., 2009. С. 119-120, 137-143, 146-147, 167-169, 196-199, 222-223, 241. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/293728.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010