26) В то же время он надеялся, что ему будут даны деньги от Павла: сего ради и, часто призывая его, беседовал с ним. 27) По прошествии же двух лет Феликс имел преемником Порция Феста. Желая же оказать милость иудеям, Феликс оставил Павла в узах. Глава XXV 1) Итак, Фест, когда прибыл в провинцию, через три дня из Кесарии взошел в Иерусалим. 2) И заявили ему первосвященники и первые из иудеев жалобу на Павла, и ходатайствовали перед ним, 3) испрашивая себе как милость против него, чтобы повелел привести его в Иерусалим, готовя западню с целью убить его в пути. 4) Фест же ответил, что Павел содержится под стражей в Кесарии, и что ему самому скоро предстоит отбыть туда. 5) «Итак, которые из вас, – сказал он, – могут, пусть сойдут вместе [со мною], и если есть какое-нибудь преступление за [этим] мужем, пусть обвиняют его». 6) Пробыв же у них не больше восьми или десяти дней, снизшел в Кесарию, и на другой день сел на судейское место, и повелел привести Павла. 7) Когда он был приведен, стали вокруг него пришедшие из Иерусалима иудеи, принося многие и тяжкие обвинения, которых не могли доказать. 8) Павел же, давая отчет, [сказал]: «Потому что я ни против закона иудеев, ни против храма, ни против кесаря ни в чем не согрешил». 9) Фест же, желая оказать милость иудеям, отвечая Павлу, сказал: «Хочешь ли взойти в Иерусалим, и в этом быть там судимым мной?» 10) Сказал же Павел: «Я стою перед судом кесаря, где мне и следует быть судиму. Иудеев я не обидел, как ты очень хорошо знаешь. 11) Ибо, если я причинил обиду и сделал что-нибудь, достойное смерти, не отрекаюсь умереть; а если ничего того нет, в чем сии обвиняют меня, никто не может выдать меня им. К кесарю апеллирую». 12) Тогда Фест, поговорив с советом, отвечал: «К кесарю апеллировал? К кесарю и отправишься». 13) И когда несколько дней прошли, Агриппа царь и Вереника снизошли в Кесарию, чтобы поздравить Феста. 14) И как они провели там много дней, Фест сказал царю о Павле, говоря: «[Здесь] есть некий муж, оставленный Феликсом в узах, 15) на которого, когда я был в Иерусалиме, жаловались первосвященники и старейшины иудейские, требуя осуждения на него.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

28) Ибо видится [хорошим] Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: 29) чтобы воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда. От чего воздержавшись, хорошо сделаете. Будьте здравы». 30) Итак, оные отправленные сошли в Антиохию и, собрав множество [людей], вручили послание. 31) Они, когда прочитали его, возрадовались об утешении. 32) Иуда же и Сила, и сами, [так] как были пророками, обильным словом утешили братий и утвердили их. 33) Пробыв же там некоторое время, они с миром отпущены были братиями к пославшим их. 34) Силе же рассудилось остаться там. Иуда же один возвратился в Иерусалим. 35) Павел же и Варнава жили в Антиохии, уча и благовествуя, со многими другими, слово Господне. 36) По прошествии же некоторых дней сказал Варнаве Павел: «Вернемся, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они поживают». 37) Варнава же хотел взять с собою и Иоанна, называемого Марком. 38) Павел же умолял его, что отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, не должно снова брать. 39) Возникло же несогласие, так что они разлучились друг с другом; и вот, Варнава, взяв Марка, поплыл на Кипр. 40) Павел же, избрав Силу, отправился, быв предан братиями благодати Божией. 41) Проходил же Сирию и Киликию, утверждая церкви, заповедуя соблюдать предписания Апостолов и старейшин. Глава XVI 1) Дошел же он в Дервию и Листру. И вот, там был некий ученик, именем Тимофей, сын жены-иудеянки верной, отца [же] язычника. 2) О нем воздали доброе свидетельство братия, что в Листре и Иконии. 3) Сего пожелал Павел взять с собою; и, взяв, обрезал его ради иудеев, которые были в тех местах; ибо все знали, что отец его был язычник. 4) Когда же проходили города, они передавали верным соблюдать догматы, постановленные Апостолами и старейшинами, которые были в Иерусалиме. 5) И церкви при том утверждались верою и ежедневно увеличивались числом. 6) Пройдя же через Фригию и Галатийскую область, они не допущены были Духом Святым возвещать слово в Асии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

2.3.2. Мнение о творении человеческих душ    Мнение, согласно которому каждая человеческая душа по отдельности творится Богом из ничего, называется «креационизм» (от лат. creatio- творение, создание).    В христианской традиции первым, кто решительно выступил в пользу этой гипотезы, был западный апологет Лактанций.    Начиная с IV столетия мнение о творении каждой человеческой души Богом становится господствующим в святоотеческой литературе, его, в частности, разделяли свят. Иларий Пиктавийский, блаж. Иероним Стридонский, преп. Максим Исповедник и многие др. Что касается самого способа сотворения душ, то свв. отцы полагали, что для человека он непостижим.    Какие есть основания в Священном Писании в пользу мнения о творении душ? 1. Наиболее убедительным является описание сотворения Адама (см.: Быт.2:7). Адам является образцом для всех людей, а в нем душа и тело были сотворены отдельно. 2. В Книге Екклесиаста говорится: И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его (Еккл.12:7). Эти слова не могут быть однозначно истолкованы в смысле творения человеческой души из ничего. Слова возвратится к Богу, Который дал его можно понять и в более широком смысле, что Бог есть Источник всего существующего. Например, в молитве Господней говорится: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Говоря, что Бог дает нам хлеб насущный, мы не имеем в виду, что Бог творит этот хлеб из ничего. И слова Екклесиаста о том, что Бог дает человеку дух, не обязательно понимать в том смысле, что каждый раз Бог творит этот дух или жизнь из ничего. 3. Господь, распростерший небо, основавший землю и образовавший дух человека внутри него... (Зах.12:1). «Образование» духа также не обязательно понимать как творение из ничего, поскольку в Ветхом Завете неоднократно говорится и об «образовании» тела человека Богом в утробе матери. 4. Иногда ссылаются на Евр.12:9, где Бог назван Отцом духов в противоположность плотским родителям. Но это можно понимать в смысле духовного рождения человека в купели крещения.   То же самое можно сказать и о словах: Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин.3:6). Контекст этих слов Спасителя также таинственный (см.: Ин.3:3-5, 7), а не собственно антропологический.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

2). Итак никто вас не превосходит или побеждает, произвольно следуя смиренномудрию письменности и религии и служению ангелов, чтобы вы служили не духовному разумению, а образом будущего, которых и сам желающий превзойти вас не видел или не видит (ибо на греческом есть и то и другое), – в особенности, когда он ходит надменно и выступает с гордостью и надмение ума выражает в телесной осанке (ибо такое значение имеет слово μδατυων). Гордится же он и надмевается умом плоти своей всуе: он все понимает плотски, исследует басни иудейских преданий и не держится главы всех писаний, – той, о которой написано: глава мужу Христос ( 1Кор. 11:3 ; Еф. 4:15 ; Кол. 1 ) – глава и начало всего тела и верующих и всякого духовного разумения. От этой Главы тело церкви чрез свои составы и соединения воспринимает жизненную силу небесного учения, так что один за другим оживотворяются все члены и по сокровенным извивам вен льется очищенная кровь от пищи и сохраняется, поддерживается и возрастает сила тела, так что орошаемые от источника главы члены возрастают в совершенство Божие и исполняется молитва Спасителя: да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино ( Ин. 17:21 ), чтобы, после того как Христос предал нас Отцу, был Бог всяческая во всех ( 1Кор. 15:28 ). Подобное этому и в словах и в мыслях и в способе выражения весьма прикровенно пишет к Ефесянам: но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви ( Еф. 4:15–16 ). Об этом я очень подробно говорил и в комментариях на это послание. Апостол направляет все против тех, кои, из иудеев обратившись к вере в Господа Спасителя, хотели соблюдать иудейские обряды, о чем и в Деяниях апостольских (гл. 15) возбужден был не малый спор. Поэтому и выше Павел говорит о тех, кои выставляют себя учителями закона: никто да не осуждает вас за пищу, или питие ( Кол. 2:16 ), как будто одно чисто, а другое не чисто, – или за какой-нибудь праздник, – что одни считают праздничными, другие не праздничными; ибо для нас, верующим во Христа воскресшего, – непрерывное и вечное празднество.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

34, 2), и однако, будучи праведным, во время нужды и затруднительных обстоятельств, посылает к Ольде пророчице, жене Селлума, сына Текуи сына Аараса хранителя одежд. «И она», говорит, «жила в Иерусалиме, во втором» – нет сомнения, что этим означает часть города, обнесенную внутреннею стеною. И та отвеща им: сия рече Господь Бог Израилев: идите и глаголите мужу, иже посла вас ко мне ( 2Пар. 34.22. 23 ). В этих словах заключается скрытый упрек и царю, и священникам, и всем мужам, что из мужей не мог найтись ни один, кто мог бы предсказать будущее. Наконец Иосия умерщвляется Фараоном царем Египетским за то, что не хотел слушать словес Господних из уст Иеремии пророка, или, как в Паралипоменах (Paralipomenis) написано: не захотел Иосия возвратиться, но ополчился против него, ниже послуша словес Нехаовых яже от уст Божиих, ( 2Пар. 35, 22 ). И прибавляется: «умер и погребен в гробнице отцов своих, и весь Иуда и Иерусалим плакали о нем и особенно Иеремия: все певцы и певицы его даже до сего дня слагают плачи об Иосии, и как бы законом стало во Израиле: вот, говорят, написано в плачах» (там же ст. 24. 25). 23. Думаю, что не послушать словес Божиих чрез кого бы то ни было есть грех. О самом Иеремии говорится, хотя многие таинственно понимают это о Господе Спасителе: «дух лица нашего помазанный Господь взят был за грехи наши, которому мы сказали: под тению твоею будем жить среди народов» (Плачь Иер. 4, 20 ). Моисей, которому Господь говорил лицем к лицу ( Исх. 33 ), и жива была душа его, при водах пререкания пал и не удостоился с братом Аароном войти в землю обетования. О них и Псалмопевец поет: пожерты быша при камени судии их, услышат глаголы мой, яко возмогоша ( Пс. 140,6 ). И смысл такой: судии народа Иудейскаго, Моисей и Аарон, были пожраны грехом народа при камне, из которого истекли потоки вод, а конечно были праведны и повиновались словесам Божиим те, как сами по себе были благоугоднейшие Богу. Затем следует о трупах умерших в пустыне: яко толща земли проседеся на земли, расточишася кости их при аде ( Пс. 140, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

37) После сего во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою народ; и сам погиб, и все, которые соглашались с ним, рассыпались. 38) И ныне, так говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; потому что если от человеков совет этот или дело, оно разрушится, 39) если же от Бога, вы не можете разрушить его; чтобы однажды вам не оказаться и богоборцами». Они же согласились с ним. 40) И, призвав Апостолов, бивши, возвестили им, чтобы они отнюдь не говорили во имя Иисусово, и отпустили их. 41) А они же пошли от взора совета, радуясь, что удостоились за имя Иисуса претерпеть бесчестие. 42) Всякий же день не переставали в храме и по домам, уча и благовествуя Христа Иисуса. Глава VI 1) В те дни, когда умножилось число учеников, сделался у «эллинов» ропот на евреев, так как пренебрегаемы были в ежедневном служении вдовицы их. 2) Созвав же множество учеников, двенадцать сказали: «Не подобает нам оставить слово Божие и служить трапезам. 3) Итак, братия, усмотрите из среды себя семь мужей, имеющих доброе свидетельство, исполненных Святаго Духа и мудрости; которых мы поставим на это дело, 4) мы же в молитве и служении слова постоянно пребудем». 5) И понравилось слово [это] пред всем множеством. И избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая, пришельца/обращенного из язычников/из Антиохии. 6) Их поставили пред взором Апостолов и, помолившись, они возложили на них руки. 7) И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и великое множество священников подчинились вере. 8) Стефан же, исполненный благодати и силы, совершал чудеса и великие знамения в народе. 9) Восстали же некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев, и Александрийцев, и тех, что были из Киликии и Асии, споря со Стефаном; 10) и не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил. 11) Тогда подослали они некоторых мужей, сказавших, что они слышали его говорящим слова хулы на Моисея и на Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

3–4). И немного спустя: глас Господень, свершаюший елени, а открыет дубравы, и в храме Его всякий глаголет славу (Там же ст. 9). A чтобы сделать указание на многочисленность верующих, он присовокупил: Господь потоп населят, и сядет Господь царь в век. (Ст. 10). Затем, по присоединении восьмого таинства, образуется иисалои, надписанный числом тридцать шесть, начало которого следующее: не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящим беззаконие ( Пс. 36:1 ) и изъяснение которого требует не предисловия, a особой книги. А чтобы теперь не повторять многого, [уважу только на то, что] чрез возрастание путем умножения до пятнадцатого числа, которому соответствуют псалмы степеней и сообразно с которым сосуд избрания жил в Иерусалиме у Петра ( Гал. 1 ), образуется число сто двадцать 60 , соответствующее числу первых уверовавших во Христа, которые когда собрались в горницу веры, то сошел на них Дух Святой ( Деян. 1 ). Затем достигая по порядку до семнадцатого числа и обладая евангельским достоинством, сообразно с заповедью Господа о правых сторонах, уловляет сто пятьдесят три большие рыбы ( Ин. 21 ) и помещает в Церкви. Ей и теперь говорит пророк Исаия. Глава LX. Ст. 1–3. Восстань, светись; ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот тьма покроет землю, и мрак – народы: а над тобою взойдет Господь и слава Его будет видима на тебе. И будут ходить народы во свете твоем, и цари при сиянии восхождения твоего. LXX: Светись, светись ÷ Иерусалим ибо пришел свет твой и слава Господня взошла над тобою. Вот тьма покроет землю и мрак над народами; а над тобою явится Господь и слава Его будет видима на тебе. И будут ходить народы во свете твоем и цари при сиянии твоем. Что мы понимали под восстановлением Сиона и Иерусалима и под всем тем, что обещается ему в пророческом предвещании, об этом довольно подробно сказано нами в конце предшествующей книги, где мы объяснили, что означает оный стих: прийдет Искупитель Сиона и тех, которые возращаются от беззакония во Иакове ( Ис. 59:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

3) Свидетельствую же снова всякому человеку обрезывающемуся, что он должен творить весь Закон. 4) Вы опустошены без Христа – [те], которые оправдывают себя Законом, вы отпали от благодати. 5) Ибо мы в Духе, от веры, упования праведности ждем. 6) Ибо во Христе Иисусе ни обрезание не имеет какой-либо силы, ни необрезание, но вера, действующая любовью. 7) Вы шли хорошо; кто воспрепятствовал вам, чтобы вы не слушались истины? 8) Внушение сие не от Призывающего вас. 9) Малая закваска портит все тесто. 10) Я надеюсь на вас в Господе, что вы ничего иного не будете мудрствовать; смущающий же вас, понесет на себе суд [judicium], кто бы он ни был. 11) А я, братия, если я еще проповедую обрезание, за что же претерпеваю преследование? Тогда изничтожился бы соблазн креста. 12) О, если бы и подвергли себя отсечению смущающие вас! 13) Ибо вы призваны к свободе, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но посредством любви Духа служите друг другу. 14) Ибо весь Закон в одном слове исполняется: «Люби ближнего твоего, как самого себя» ( Лев. 19:18 ). 15) Если же вы друг друга кусаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом. 16) Говорю же: ходите в Духе, и вы не будете совершать вожделений плоти, 17) ибо плоть вожделеет противного духу, дух же – противного плоти: ибо сии друг другу противятся, дабы вы все не то, что хотите, делали. 18) Если же вы Духом водимы, вы не под Законом. 19) Дела же плоти явны; кои суть: блуд, нечистота, бесстыдство, распутство, 20) идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, ревность, гнев, противостояния, разногласия, ереси, 21) зависть, человекоубийства, пьянства, пирушки и тому подобное; о чем я заранее говорю вам, как и говорил ранее, что которые так поступают, Царствия Божия не наследуют. 22) Плод же Духа: любовь, радость, мир, терпение, благость, доброта, долготерпение, 23) кротость, вера, скромность, умеренность, чистота. Против таковых нет закона. 24) Те же, которые Христовы, плоть свою распяли с пороками и похотями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

3 . Служение управления. ...Обличай, запрещай, увещевай... ( 2Тим.4:2 ); ...увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя ( Тит.2:15 ). В протестантской литературе встречается мнение, что первоначально в древней Церкви между епископами и пресвитерами различия не было. Разделяли это мнение и некоторые западные отцы Церкви (например, блаж. Иероним Стридонский ) 1205 . На христианском Востоке такое мнение не разделялось никогда. Согласно восточным отцам, некоторая неясность в этом вопросе обусловлена отсутствием в ранней Церкви единой терминологии, в силу чего иерархические степени могли называться по-разному. Яркий пример – служение Тимофея. Термин «епископство» по отношению к его служению ап. Павел не употребляет, однако по своему существу его служение не отличалось от епископского. Во-первых, Тимофей, так же как и Тит, мог рукополагать пресвитеров; во-вторых, Тимофей имел право награждать и поощрять пресвитеров: Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь... ( 1Тим.5:17 ). В-третьих, он имел право разбирать обвинения, т. е. судить пресвитеров: Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели ( 1Тим.5:19–20 ). Следует отметить, что служение Тимофея было ограничено пределами одной Поместной Церкви. Ап. Павел говорит Тимофею: ...я просил тебя пребыть в Ефесе... ( 1Тим.1:3 ). Учитывая особую важность епископского служения, Церковь всегда тщательно следила за тем, чтобы сохранялась преемственность епископата, восходящая к апостолам. Уже во II в. одним из главных аргументов православных в споре с еретиками, в частности с гностиками, стал факт отсутствия у еретиков документального подтверждения преемства своих епископов от апостолов, в то время как православные факт преемства могли подтвердить. Сщмч. Ириней Лионский пишет: «Мы можем перечислить епископов, поставленных апостолами в Церквах, и преемников их даже до нас...» 1206 О том же самом говорит и Тертуллиан : «Пусть [еретики] покажут основания своих церквей, раскроют череду своих епископов, идущую от начала через преемство, и так, чтобы первый имел наставников и предшественников своих кого-либо из апостолов либо мужей апостольских (но такого, который пребывал с апостолами постоянно). Ибо апостольские Церкви таким именно образом доказывают свое положение. Например, Церковь Смирнская называет своим епископом Поликарпа, поставленного Иоанном, а Римская – называет таковым Климента, назначенного Петром. Таким же образом и прочие Церкви показывают, в каких мужах, поставленных апостолами во епископы, имеют они отростки семени апостольского» 1207 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

40. В книге дней (Паралипоменон) читаем: «у Шовала, отца Кариаф – Иарима, были сыновья, которые пророчествовали в половицу». И еще: «а сыновья Салма, отца Вифлеема и Нетофафа венец дома Иоава, и которые пророчествовали, из половины Зараи» 9 и пр. (1 Парал. 2, 52, 54). Конечно они, пророчествовавшие, также были святы, и однако не удостоились получить совершенного пророчества: пророчествовали не о будущем тайнозрительно (secundum tropologiam), а о настоящем по течению событий (juxta historiam). Пророк Аввакум надписывает песнь свою таким заглавием: «Молитва Аввакума пророка о неведениях» (по др. о неведущих) 10 . Ибо он с дерзновением обращался к Господу и говорил: «доколе, Господи, буду взывать и не услышишь? буду вопиять к тебе, терпя насилие, и не спасешь? Зачем ты показал мне нечестие и труд, видеть грабительство и неправду? Против меня состоялся суд и очень сильная вражда: поэтому разорван закон и суд не достиг до конца: ибо беззаконник берет верх над праведным, и оттого издается приговор превратный» ( Аввак. 1, 2 след.) И потому вместо Него (Господа) сам упрекая себя, что по неведению высказал это, пишет песнь покаяния. Если неведенее не было грехом, то излишне пишет он книгу покаяния и напрасно вздумал оплакивать то, в чем нет греха. В последней части книги Иезекииля, где в устройстве храма поставленного на горе изображаются тайны будущей после многих веков Церкви, в первый и седьмой день первого месяца приносятся жертвы за грех всех, за грех , коим согрешили по ошибке или неведению. И в течении семи дней Пасхи постоянно закалается козел за грех. В пятнадцатый день седьмого месяца совершается такой же чин жертвоприношений за грехи. И после весьма многого иного, что не время излагать теперь, написано: «А было там место к западу, и сказал (Господь) ко мне: это место, где священники должны варить жертву за грех и за неведение» (Иезек. 46, 20). Иеремия говорит Богу: «знаю, Господи, что не в воле человека путь его, и не во власти мужа шествие и направление шагов его» (Иерем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010