Ис.50:1 ; Иер.3:8 ); форма и содержание такого письма не приведены. Хотя в Библии нет прямых предписаний, по-видимому, муж обязан был дать определенную материальную компенсацию своей бывшей жене, – во всяком случае, в юридических сводах древних ближневосточных народов содержатся такие предписания» 103 . Мф.19:8 . «Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так». Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Слова Его такого рода: “Разве Бог может Себе противоречить так, чтобы прежде приказать одно, а потом Свой приговор нарушить новым повелением?” Не так должно рассуждать; а так, что когда Моисей увидел, что вследствие желания иметь других жен, или более богатых, или более молодых, или более красивых, первые жены бывают умерщвляемы или проводят бедственную жизнь, то предпочел смягчить несогласие, чтобы не дать продолжаться ненависти и человекоубийству. Вместе с тем обрати внимание и на то, что Он не сказал: “По жестокосердию вашему повелел вам Бог”, но: “Моисей”, так что, – как говорит апостол, – это совет человеческий, а не повеление Божие» 104 . И далее мы читаем: Мф.19:9 . «но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует». Блаженный Иероним учит: «Только одно прелюбодеяние [жены] пусть превозмогает над склонностью к жене. И, притом, когда жена разделит одну плоть на две и через прелюбодеяние отделится от мужа, тогда она не должна быть удерживаема [мужем], чтобы муж не подпал проклятию слов Писания: “Кто удерживает прелюбодействующую, тот неразумен и нечестив”. Итак, где ни обнаружится прелюбодеяние, или даже только подозревается, там жена отпускается свободно. Но так как может случиться, что кто-нибудь наносит бесчестие невинной и вторым брачным союзом сваливает виновность на первую супругу, то и повелевается, чтобы таковой отпускал жену, но так, чтобы он при жизни [этой] первой второй жены уже не имел. В самом деле, ведь слова Его значат следующее: “Если ты отпускаешь жену свою не вследствие похоти, а вследствие обиды [на нее, или со стороны ее], то почему, испытав несчастье в первом браке, подвергаешь себя опасности нового?” И сверх того могло случиться так, что на основании того же закона жена также могла дать развод мужу, поэтому дается то же самое предупреждение, – именно: чтобы она не брала себе другого мужа.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Истина очевидна! Если дело своего спасения мы строим на Нем (на Христе), то устоим и в день Суда, если нет, то падение наше будет велико. Блаж. Иероним писал: «Основание… есть едино Господь наш Иисус Христос. На этом устойчивом и крепком, имеющем силу в себе самом основании созидается Церковь Христова. А на подвижном песке, не могущем сплотиться и подчиниться одной связи, созидается слово еретиков для того, чтобы низвергнуться». Мы должны бояться сойти с нашего основания, потому что в одиночку нам не справиться со свирепыми врагами – демонами. Но пока мы во Христе, никто и ничто не может повредить нам, если только мы сами не повредим себе. Сказано: «…ибо без Меня не можете делать ничего» ( Ин. 15:5 ). Итак, если мы уверовали в силу Божественной Любви и Милосердия и обретаем для себя надежду на спасение только во Христе, тогда вместе с ап. Павлом мы можем воскликнуть: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим. 8:38–39 ). И 7-я глава оканчивается словами: «И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» ( Мф. 7:28–29 ). Источники и литература 1 . Святая Библия. М.: – РБО, 2000. 2 . Новый Завет . СПб, – РБО. На греческом языке с подстрочным переводом на русский язык, 2001. 3 . Антоний Великий , Преподобный. Добротолюбие. Кн. 1. М.:– изд. Сретенского монастыря, 2004. 4 . Ефрем Сирин , Преподобный. Творения. Кн. 4. Калуга, – изд. Ул. Московская 256, 2003. 5 . Иероним Стридонский , Блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. М.: – изд. Учебно-информационного экуменического центра ап. Павла. 6 . Симеон Новый Богослов , Преподобный. Кн. 1. М.: – изд. «Правило веры», Сретенский монастырь, 2003. 7 . Феофилакт Болгарский , Блаженный. Святое Евангелие и Апостол с толкованием текста. М.: – изд. «Ковчег», 2002. 8 . Георгий (Тертышков), архиман. Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского . Кн. 1, 2. Рязань, – изд. «Зерна», 2003.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Итак, Закон Божий и писался в Духе Христовом, Его же, Христа, речениями и мир сотворен. Поясняя, что Новый Завет не отменяет Ветхого Завета, а усиливает и раскрывает его подлинный духовный смысл, блаженный Иероним Стридонский пишет: «Но это не значит, что приобретение новой жемчужины служит к умалению достоинства прежних жемчужин, а то, что по сравнению с ней всякая иная жемчужина гораздо менее ценна» . Но как все же совместить жизнь во Христе и со Христом и те грехи, которые совершаются в жизни нашей? А нам и не надо совмещать несовместимое! Если ты, брат или сестра, по-прежнему ненавидишь свой грех и не соглашаешься с ним, то надежда на спасение еще может жить в твоем сердце, покаяния двери отверзает для тебя Жизнодавец Христос. И мы читаем следующею притчу, «Притчу о неводе»: Мф.13:47–49 . «Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных». Блаженный Иероним так истолковал слова этой притчи: «По исполнении пророчества Иеремии, который говорит: ″Вот, Я пошлю множество рыболовов″, то есть после того, как Петр, Андрей и сыны Зеведея – Иаков и Иоанн услышали: ″Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков″, они соткали себе сеть из евангельских учений Ветхого и Нового Завета и бросили ее в море этого мира, она и доныне простирается в глубине вод, схватывая в соляных и горьких пучинах все, что ни попадет в нее, то есть и добрых, и злых людей, или лучших и худших рыб. Когда же настанет кончина мира, – как Он Сам сказал немного ниже, – тогда сеть будет вытащена на берег, тогда и будет показан истинный суд [или: признак] для отделения одних рыб от других, и, как бы в некоем безопаснейшем пристанище от бурь, добрые будут положены в сосуды небесного жилища, а злых охватит огонь геенны, чтобы высушить и сжечь их» . Действительно, миссия Христа имеет двоякое назначение. Для одних проповедь о Христе, Сама личность Христа есть источник спасения; для других личность Христа и Его учение есть камень преткновения. Сказано: «И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима» ( Ис.8:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Как и в других обществах Ближнего Востока, в древнем Израиле муж имел право по своей воле развестись с женой. Подобно месопотамским юридическим кодексам. Библия не содержит детально разработанного закона о разводе; библейский закон лишь предусматривает, что в случае развода муж должен написать разводное письмо (сефер критут), после вручения которого жене он может отослать ее из своего дома ( Втор.24:1 ; ср. Ис.50:1 ; Иер.3:8 ); форма и содержание такого письма не приведены. Хотя в Библии нет прямых предписаний, по-видимому, муж обязан был дать определенную материальную компенсацию своей бывшей жене, – во всяком случае, в юридических сводах древних ближневосточных народов содержатся такие предписания» (ЭЕЭ). Мф.19:8 . «Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так». Блаженный Иероним Стридонский пишет: « Слова Его такого рода: «Разве Бог может Себе противоречить так, чтобы прежде приказать одно, а потом Свой приговор нарушить новым повелением?» Не так должно рассуждать; а так, что когда Моисей увидел, что вследствие желания иметь других жен, или более богатых, или более молодых, или более красивых первые жены бывают умерщвляемы или проводят бедственную жизнь, то предпочел смягчить несогласие, чтобы не дать продолжаться ненависти и человекоубийству. Вместе с тем обрати внимание и на то, что Он не сказал: «По жестокосердию вашему повелел вам Бог», но: «Моисей», так что, – как говорит апостол, – это совет человеческий, а не повеление Божие ». И далее мы читаем: Мф.19:9 . «но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует». Блаженный Иероним, учит: « Только одно прелюбодеяние [жены] пусть превозмогает над склонностью к жене. И, притом, когда жена разделит одну плоть на две и через прелюбодеяние отделится от мужа, тогда она не должна быть удерживаема [мужем], чтобы муж не подпал проклятию слов Писания: «Кто удерживает прелюбодействующую, тот не разумен и нечестив».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Как Церковь поет на Рождество Христово: «С нами Бог ! Разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог!» Итак, всякий раз, когда в беде мы призываем Бога на помощь, мы проявляем веру; а когда испытываем страх перед кем-либо кроме Бога, проявляем маловерие. Посему Господь Мф.8:26 . «И говорит им (апостолам) : что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина» . Блаженный Иероним Стридонский , так истолковал вторую часть этого стиха: «И из этого места мы постигаем, что все твари чувствуют Творца – как (и) те, которым запрещается [или: запретил], так и те, которым повелевается [или: повелел], чувствуют повелевающего и не потому, что все одушевлено, как думают еретики в своем заблуждении, а потому, что в силу величия Творца бесчувственное в отношении к нам обнаруживает чувствительность к Нему» . Мир природы, хотя и не одушевлен, во всем следует Творцу своему. Когда Господь крестился во Иордане, то река испугалась соприкосновения с Творцом, и «Иордан возвратися вспять»; когда Господь умирал на Кресте, то солнце скрыло свет свой, не могуще взирать на это, а земля сотряслась от ужаса. И мы читаем далее: Мф.8:27 . «Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?». Блаженный Иероним поясняет: «Удивлялись не ученики, а корабельщики и остальные, бывшие на корабле. Если же кто из любви к спорам захочет настаивать на том, что это были ученики, – которые удивлялись, – то мы ответим, что по справедливости названы людьми те, которые еще не познали могущества Спасителя» . Люди и ученики – какая разница? Когда в Писании говорится об апостолах, они называются учениками Его. Но никогда по отношению к ним не используется выражения «толпа», «люди» и т. п. Ученики – это те, которые всегда следуют за своим Учителем. А люди (толпа) пребывают в раздумье. Толпа всегда переменчива, она то приветствует Господа, входящего в Иерусалим, то кричит: «распни, распни Его» ( Лк.23:21 ). Толпа – это выбор большинства, демократический выбор, который всегда отвергнет Христа и изберет для себя Варраву.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Как я часто вам напоминаю: в духовной жизни нет мелочей. Блаженный Иероним Стридонский считает, что в некотором, «переносном», смысле мы все и довольно часто впадаем в «лунатизм». Святой Иероним пишет: «Но мне кажется, в переносном значении под лунатиком должно разуметь такого, который по временам ( per horarum momenta) изменяется в отношении к порокам (то есть сначала борется с ними, потом гоняется за ними. – О.С.) и не стоит твердо в начатом, но то усиливается, то ослабевает: то бросается в тот огонь, которым пылают сердца ведущих распутную жизнь, то в воды, которые не в силах угасить любви » 16 . Ориген даже считал, что каждая болезнь и недуг, который исцелял Христос, соответствуют разным свойствам души: расслабленный – тот, кто ничего не делает для своего спасения; слепой – тот, кто видит только внешнее и не замечает духовного; глухой – тот, кто слышит ушами, но не слышит сердцем и т. д. Несчастный отец восклицает: Мф.17:16 . «я я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его». Если бы эти события происходили в наше время, то я назвал бы отца лунатика «латинянином». Те, похоже, даже и не догадываются, что священник – только посредник, и апостол, и святой – посредники. Все совершается только Богом, и только в соответствии с Его, Господа, волей. Если человеку надлежит от Бога умереть, он умрет; если болезни предстоит развиться в организме до критического состояния, то никто не поможет, если воля Божия именно такова, как она есть. Впрочем, порою лучше инвалидом войти в Царствие Божие, чем физически крепким человеком. Сказано: «…ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» ( Мф.5:30 ). В наше время в мире господствует культ здоровья и молодости, но в Библии нет даже намека на то, что болезнь мешает делу нашего спасения. Сказано: «Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» ( 2Кор.12:10 ); и еще: «Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим» ( Пс.89:10 ). То есть, когда мы болеем и трудимся, грешные мысли реже посещают нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

« На третий день, день рождения фараонова, сделал он пир для всех слуг своих и вспомнил о главном виночерпии и главном хлебодаре среди слуг своих » ( Быт.40:20 ). Кстати, в Библии говорится только о двух людях, которые праздновали свой день рождения: это фараон и царь Ирод. Помните, когда царь Ирод праздновал свой день рождения, то перед ним плясала дочь его любовницы, и он сказал: «Я полцарства отдам (он был пьяный), за танец!» А она потребовала голову Иоанна Крестителя. И, исходя из этого обстоятельства, Иероним Блаженный говорит, что, так как в Библии в связи с днем рождения вспоминаются нечестивые правители: фараон и грешный царь Ирод, то день рождения – это плохое дело. Я всегда думал, что только Свидетели Иеговы запрещают день рождения, но у Иеронима, в его толковании на Евангелие от Матфея 36 , объясняется, почему подозрительно надо относиться к дню своего рождения. И, действительно, мы же не знаем еще, для чего мы родились в этот мир. Может быть, вообще мы погибнем! Так чему же радоваться? Иов Многострадальный и пророк Иеремия проклинали день своего рождения, когда они оказались в сложных обстоятельствах ( Иов.3:3–5 ; Иер.20:14–15 ). И Иероним Стридонский как раз обращает внимание на то, что два отрицательных персонажа – фараон, глава оккультной цивилизации, и нечестивый Ирод – праздновали день рождения как праздник собственного эгоизма: вот, я родился!.. Собственно говоря, у православных не принято праздновать день рождения: православные отмечают именины, чествуют день своего святого. А, например, я – как я праздную день рождения? Я вспоминаю, что в этот день моя мама мучилась, а отец переживал. Мама мучилась, потому что она рожала, а отец переживал, потому что он хотел знать, родит она, не родит, и как пройдут роды. И я в этот день молюсь за своих родителей. Это такое маленькое отступление. И вот, « на третий день, день рождения фараонова, сделал он пир для всех слуг своих и вспомнил о главном виночерпии и главном хлебодаре среди слуг своих; и возвратил главного виночерпия на прежнее место, и он подал чашу в руку фараону, а главного хлебодара повесил [на дереве], как истолковал им Иосиф. И не вспомнил главный виночерпий об Иосифе, но забыл его » ( Быт.40:20–23 ). Казалось бы, очень странная ситуация! Вообще этот виночерпий должен был вспомнить об Иосифе, выкупить его и угощать его самым лучшим вином за то, что он так здорово все истолковал, но он забыл…

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его (Мф 10:34–36). Блаженный Иероним Стридонский толкует это противоречивое место в Евангелии следующим образом: “По вере в Христа весь мир разделился и восстал сам против себя: каждый дом имел и верующих, и неверных, и вследствие этого на землю послана добрая война, чтобы прекратить худой мир” 20 . “Благое отречение” восстанавливает порядок в любви: оставляя своих ближних и самого себя, мы через Бога, в Боге и Богом возвращаемся к ним. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф 10:37); если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк 14:26). «И в книге Песнь Песней, — пишет блаженный Иероним, — мы читаем: “Любовь ко Мне делайте правилом”. Это правило или порядок необходимо в каждом движении души. После Бога люби отца, люби мать, люби детей Итак, Он не запретил любить отца или мать, но многозначительно прибавил: “Кто любит отца или мать более, нежели Меня”» 21 . “Благое разделение” — первый подготовительный момент в Бого-человеческом создании нового творения — Церкви, как очищение, облачение в “брачные одежды”, приготовление масла для светильников, чтобы быть готовыми к новому браку — Церкви и Агнца; чтобы, когда “придёт жених”, готовые могли войти с Ним на брачный пир (см. Мф 25:10). Этот первоначальный момент становления — жизни Церкви — подготовка к Тайной Вечери, к встрече со Христом и во Христе, когда каждый, собирающийся “на брачный пир”, с решительностью апостола Петра отсекает всё соблазняющее, “всякое житейское попечение”, чтобы составить Его тело под Его Главою, чтобы Он мог “придти и вселиться в ны”, как в приготовленный для Него дом — Кириакон. Второй момент созидания Церкви — сама евхаристическая Встреча Бога и человека: когда “Христос посреди нас”, когда принесённая верными “бескровная жертва” всего, что было для них любимым в жизни, возвращается в Духе и Духом, как Божественное разделение в нераздельности Божественной любви, как нераздельно-неслиянное Царство Святой Троицы.

http://pravmir.ru/apostol-foma-antinomii...

– Но все эти страхи не имеют смысла, кроме одного страха, – Страха Божия, – что означает испытывать ужас, панику и страх, что мы хоть как то можем нарушить Волю Возлюбленного Господа и Бога нашего Иисуса Христа. И далее мы видим, как одно Его прикосновение как знак милости и прощения меняет все, и мы, некогда мертвые по преступлениям, оживотворяемся со Христом, спасаемся Его благодатью и вместе с Ним входим в вечность (Ефс.2,4–6). Но прежде попытаемся понять причину страха самих апостолов. Блаж. Иероним Стридонский так объясняет причину их страха: « Они подверглись страху по троякой причине: или потому, что познали свое заблуждение, или потому, что светлое облако осенило их, или потому, что услышали голос говорящего Бога Отца, ибо человеческая немощь (fragilitas=хрупкость, ломкость) не может выдержать созерцания высшей славы и с потрясенным духом и телом припадает к земле. Насколько больше кто-либо ищет высшего, настолько больше он повергается в низшие области, если не узнает меры сил своих ». И далее сказано: Мф.17:7 . «Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь». Блаж. Иероним так истолковал эти слова: « Так как они лежали на земле и не могли встать, то Он Сам милостиво нисходит к ним и прикасается к ним, чтобы прикосновением отогнать страх и чтобы укрепились ослабленные члены [их] ». И далее мы читаем: Мф.17:8–9 . «Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых». В самих этих словах: « Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса », глубокий мистический смысл; теперь для них и для всех последующих поколений христиан «Иисус» – это имя и будет единственной хоругвиеей спасения. И именно об этом Новом Имени Бога они скажут: «Он есть камень, пренебреженный вами, зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян.4:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Однажды я беседовал с Сергеем Торопом (Виссарионом) и спросил его: – А Вы уже начали исцелять, или хотя бы ходить по водам?  Без всякого смущения российский лжехристос из Минусинска ответил: – Вы слишком завысили, и даже очень, Христа и Его возможности. Все было намного проще, как теперь. Представления о Пришествии Христовом у людей совершенно различны. Так называемые «свидетели Иеговы» говорят о невидимом присутствии Христа, индусы верят в Его Пришествие как в реинкарнацию, для Виссариона и Муна – это новое рождение от новых родителей. И предупреждение Христа: « если скажут вам: “вот, Он в пустыне”, – не выходите; “вот, Он в потаенных комнатах”, – не верьте » – это предупреждение от неких «местечковых» лжехристов, которые время от времени появляются в нашем мире, погремят и пошумят – и пропадают в адском небытии. Предупреждая о подобных тайных (эзотерических) «христах», Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Если кто будет обещать вам, что Христос пребывает в пустыне язычников или в сокровенных учениях (dogma-tibus) еретиков, которые обещают вам сообщить тайны Божии, то не выходите, не верьте » 411 . Да! Именно любопытство и тяга к неким тайным учениям смутила и погубила многих людей. Но вчитайтесь в страницы Нового Завета – и вы удивитесь той простоте повествования, божественной простоте слога и поэтики евангельского текста. Ведь эти Евангелия диктовал Марку – рыбак Петр, их писали мытарь Матфей, лекарь Лука и синагогальный служка Иоанн. В описании евангелистов истинное Пришествие Христа не будет сопровождаться локальными чудесами, но просто будет – ЧУДЕСНО! И мы читаем далее: Мф.24:27 . «ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого». Блаженный Иероним предлагает нам экклезиологическое истолкование данного стиха: «Не выходите, не верьте, что Сын Человеческий пребывает или в пустыне язычников, или в тайных убежищах людей, отделившихся от Церкви (haereticorum); но его учение (fides) блистает от востока до запада в Церквах вселенских » 412 . Эти слова напоминают известный библейский стих, где говорится о том, что служение Иерусалимского Храма после отвержения иудеев распространится в формате Христовой Церкви по всему миру. Сказано: «Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф» ( Мал.1:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010