е. южных; ибо Я возвращу плен их, говорит Господь. Хотя буквально в образе это исполнилось после возвращения от Халдеев, когда, по повелению царя Кира, народ возвратился в Иудею; но духовно, истиннее и полнее исполняется во Христе и апостолах. Тогда и люди и скоты возвращены в Церковь , по оному написанному: человека и скоты спасеши Господи, – разумных и простецов. Тогда и поля были куплены за деньги, чтобы мы творили себе друзей от маммоны неправедной, дабы они приняли нас в вечные кровы (Лук. гл. 16). И записаны в книге, – без сомнения живых. И приложена печать знамени Господня Креста и победы, и приглашены свидетели, – мученики и весь лик святых. В земле Вениаминовой, где есть сила Господня, и в окрестностях Иерусалима, в котором видение мира и вечная безопасность. В городах Иуды, в которых истинное исповедание Христа; и в городах нагорных, из коих об одном говорится; не может граду крытися верху гори стоя (Мат. гл. 5). И в городах низменных, которые по-еврейски называются Sephela, чтобы из пропастей и низменностей равниною полей мы восходили к высочайшему. И в городах южных, что LXX перевели Nageb, – где полдень и полный свет истины. Когда же все это совершится, то исполнится написанное: возвращу плен их, говорит Господь, плен, о котором написано: восшед на высоту пленил еси плен, и приял или, как говорит апостол, даде даяния человеком ( Пс. 67, 19 . Еф. 4, 8 ). 17 1 Бл.Иероним называет пророка Иеремию евангельским мужем потому, как объясняет в предисловии к переводу книги пр.Иеремии, что он был девственник, «sua virginitate Euangelieum virum Ecclesiae dedieavit» 4 При допросе старейшин, когда один из них показал, будто видел Сусанну под мастиковым деревом (σχνος), Даниил сказал: «ангел Божий разсечет тебя“ (σχσει), а другому, утверждавшему, что видел ее под ясеныо (πρνος), сказал, что ангел Божий с мечем ждет, чтобы разрубить тебя (πρσαι). Дан. 13, 54–59 5 Передаем произношение еврейских слов так, как оно выражено латинскими буквами самим Иеронимом. Возможно, что он именно так и произносил ис и исса, а не иш и иша как говорят теперь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Еккл.10:20 . Даже и в мыслях твоих не злословь царя, и в спальной комнате твоей не злословь богатого; потому что птица небесная может перенести слово твое, и крылатая – пересказать речь твою. В уме твоем не злословь царя, и в тайне спальни твоей не злословь богатого: потому что птица небесная перенесет речь, и пернатая возвестит слово. И простое наставление назидает слушателей. Не будем под влиянием гнева и раздражения позволять себе брань и злословие на царя и начальников; потому что иногда сверх нашего ожидания случается, что это доносится тем, которых мы злословим, и мы, за невоздержность языка, подвергаемся опасности. А сказанное: «птица небесная перенесет речь, и пернатая возвестит слово» нужно понимать в смысле гиперболы, подобно тому, как и мы обыкновенно говорим, что и стены при которых мы говорим, не скроют сказанного. Но лучше это наставление принимать в смысле заповеди, что не только ничего не должно говорить неразумного против Христа, но и в тайне сердца не должно помышлять ничего нечестивого, ничего богохульного, хотя бы мы и удручались различными испытаниями И так как мы обязаны и ближнего любить так же, как Христа, ибо «возлюбиши Господа Бога твоего и ближняго твоего, яко сам себе»: то нам повелевается, чтобы, кроме Царя, мы легкомысленно не поносили и святых и язвительным языком не грызли тех, кого увидим обогатившимися мудростью, знанием и добродетелями: потому что ангелы, которые обходят землю, которые суть служебные духи и которые говорят у Захарии: «обыдохом всю землю, и се, вся земля населена есть, и молчит» ( Зах.1:11 ), – ангелы, наподобие птиц, доносят на небо слова и помышления наши, и от ведения Божия не сокрыто что мы помышляем в тайне. 6 Буква, о значении которой неоднократно упоминалось уже в примечаниях к переводу бл. Иеронима, – правая сторона которой служила аллегорическим выражением добродетели, а левая – порока. 7 По-видимому и бл. Иероним, сообразно с мнением многих как греческих, так и латинских отцов, признает здесь самого Соломона автором книги Премудрости Иисуса сына Сирахова. Предисловие к толкованию на Екклезиаст, где он исчисляет все книги Соломона, но не говорит о принадлежности ему этой книги, противоречит однако же такому мнению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Если начнутся гонения на христиан, вчерашние друзья будут предавать нас, а родные и близкие отвернутся от нас. Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Это мы неоднократно и видим во время гонений, так что у тех, вера которых различна, нет никакого доверия между собой» . Они верят диаволу, а мы – Богу. Они возлюбили грех, а мы – праведность. Что общего может быть между нами? И мы читаем далее: Мф.10:22 . «и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется». Блаженный Феофилакт поясняет: «Сказано – всеми, вместо – многими: ибо не все ненавидели их, но были и такие, которые принимали веру» . То есть Феофилакт считает, что правильнее было бы сказать: «и будете ненавидимы многими», а сказано – «всеми». Так сказано для того, чтобы усилить впечатление слушающих, с одной стороны, а с другой – чтобы показать масштаб неприятия истины. В этой земной жизни неверующих будет всегда больше, чем верующих. Но это не должно ни огорчать, ни расстраивать или же пугать нас. Сын Божий говорил, обращаясь к Своим последователям: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» ( Лк.12:32 ). Словами «претерпевший же до конца спасется» Иисус Христос призывает нас к терпению. Но ошибочно думать, что терпение само по себе может спасти нас. Конечно, нет! Мы спасаемся только верою в Иисуса Христа! А правильнее сказать: спасаемся Самою Личностью Иисуса Христа. Сохранение этой веры и есть необходимое условие нашего спасения! То есть веру надо сохранять, несмотря ни на что, несмотря ни на какие гонения, скорби и переживания. Вот что могут означать слова: «претерпевший же до конца спасется». Здесь хорошо обратить внимание и на то уточнение, которое делает блаженный Феофилакт. Он пишет : «Претерпевый же до конца, а не в начале только, получит жизнь вечную» . То есть верующий может хорошо начать, но плохо закончить. В начале пути проявить и твердость в вере, и терпение в переживаниях, а потом впасть в уныние и потерять дар спасительной веры. Сказано: «Конец дела лучше начала его…» ( Еккл.7:8 ). Об этом же пишет и блаженный Иероним: «Действительно, добродетель состоит не в том, чтобы положить начало, а в том, чтобы дойти до совершенного конца» . А что есть начало и конец нашего пути? Сын Божий отвечает на этот вопрос следующими словами: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» ( Откр.1:8 ). То есть подлинное спасение возможно для нас только во Христе и со Христом!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И в наше время люди других вер, принимая Православие, становятся ревностными последователями Христа, а рожденные в православных семьях живут хуже язычников. Я был в Индии и наблюдал тамошних язычников: они почитают своих родителей, ведут трезвый образ жизни, преступность там не такая, как у нас. Так было и в древности, так и сейчас! Сходите в Москве на собрания православных татар: вы будете поражены их ревностью о Боге и о Православии! Так что «пришельцы» в истинную религию могут духовно опередить коренных (по происхождению) верующих. Блаженный Иероним Стридонский в этом смысле и толкует эти слова: «Царица южная осудит народ иудейский таким же образом, как ниневитяне осудят неверного Израиля. А это есть та царица Саба [Савская], о которой мы читаем в свитке Царств и Паралипоменон; она, несмотря на столь многие трудности, оставив свой народ и царство, пришла в Иудею, чтобы послушать премудрость Соломона и принесла ему многие подарки. Впрочем, под именем Ниневии и царицы Саба прикровенно предпочитается вера язычников вере народа израильского» . Как такое может быть, что образ жизни язычников и их открытость к проповеди единобожия предпочитается вере народа израильского? Им много было дано, но о многом и спросится. Феофилакт пишет об иудеях: «Осуждены будете, потому, что вы выросли с пророками, видели знамения и чудеса и, несмотря на то, не поверили» . Далее мы переходим к теме, обозначенной нами, как «Возвращение нечистого духа». Сын Божий продолжает Свое наставление верующим. Он говорит: Мф.12:43–44 . «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным». Блаженный Иероним дает такое истолкование: «Нечистый дух вышел из иудеев, когда они приняли закон, и бродил по безводной пустыне, ища себе успокоения, – именно: изгнанный из среды иудеев, он скитался по пустыне народов языческих; когда же последние потом уверовали Господу, он, не находя себе места у других народов, сказал: ″Возвращусь в дом мой, откуда я вышел″. – То есть пойду к иудеям, которых прежде оставил» .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И далее мы читаем:   «И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались» (Мф.17,6).   Страх сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни. Мы боимся потерять работу, боимся потерять здоровье, боимся за своих детей и внуков; мы боимся и своих собственных прежде содеянных грехов, что они достанут нас и нанесут предательский удар в спину. – Но все эти страхи не имеют смысла, кроме одного страха, - Страха Божия, - что означает испытывать ужас, панику и страх, что мы хоть как то можем нарушить Волю Возлюбленного Господа и Бога нашего Иисуса Христа. И далее мы видим, как одно Его прикосновение как знак милости и прощения меняет все, и мы, некогда мертвые по преступлениям, оживотворяемся со Христом, спасаемся Его благодатью и вместе с Ним входим в вечность (Ефс.2,4-6). Но прежде попытаемся понять причину страха самих апостолов. Блаж. Иероним Стридонский так объясняет причину их страха: « Они подверглись страху по троякой причине: или потому, что познали свое заблуждение, или потому, что светлое облако осенило их, или потому, что услышали голос говорящего Бога Отца, ибо человеческая немощь (fragilitas=хрупкость, ломкость) не может выдержать созерцания высшей славы и с потрясенным духом и телом припадает к земле. Насколько больше кто-либо ищет высшего, настолько больше он повергается в низшие области, если не узнает меры сил своих ». И далее сказано:   «Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь» (Мф.17,7).   Блаж. Иероним так истолковал эти слова: « Так как они лежали на земле и не могли встать, то Он Сам милостиво нисходит к ним и прикасается к ним, чтобы прикосновением отогнать страх и чтобы укрепились ослабленные члены [их] ». И далее мы читаем:     «Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мф.17,8-9).   В самих этих словах: «Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса», глубокий мистический смысл; теперь для них и для всех последующих поколений христиан «Иисус» - это имя и будет единственной хоругвиеей спасения. И именно об этом Новом Имени Бога они скажут: «Он есть камень, пренебреженный вами, зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись»  (Деян.4,11-12).

http://radonezh.ru/analytics/o-preobrazh...

И далее мы читаем: Мф.17:6 . «И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались». Страх сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни. Мы боимся потерять работу, боимся потерять здоровье, боимся за своих детей и внуков; мы боимся и своих собственных прежде содеянных грехов – что они достанут нас и нанесут предательский удар в спину. Но все эти страхи не имеют смысла, кроме одного страха, – страха Божия, – что означает испытывать ужас, панику и страх что мы, хоть как-то, можем нарушить волю возлюбленного Господа и Бога нашего Иисуса Христа. И далее мы видим, как одно Его прикосновение – как знак милости и прощения – меняет всё, и мы, некогда мертвые по преступлениям, оживотворяемся со Христом, спасаемся Его благодатью, и вместе с Ним входим в вечность ( Еф.2:4–6 ). Но прежде попытаемся понять причину страха самих апостолов. Блаженный Иероним Стридонский так объясняет причину их страха: «Они подверглись страху по троякой причине: или потому, что познали свое заблуждение, или потому, что светлое облако осенило их, или потому, что услышали голос говорящего Бога Отца, ибо человеческая немощь (fragilitas=хрупкость, ломкость) не может выдержать созерцания высшей славы и с потрясенным духом и телом припадает к земле. Насколько больше кто-либо ищет высшего, настолько больше он повергается в низшие области, если не узнает меры сил своих» 12 . И далее сказано: Мф.17:7 . «Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь». Блаженный Иероним так истолковал эти слова: «Так как они лежали на земле и не могли встать, то Он Сам милостиво нисходит к ним и прикасается к ним, чтобы прикосновением отогнать страх и чтобы укрепились ослабленные члены [их]… Первоначально отгоняется страх, чтобы потом подать наставление» 13 . И далее мы читаем: Мф.17:8–9 . «Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых». В самих этих словах: « Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса », – глубокий мистический смысл; теперь для них и для всех последующих поколений христиан «Иисус» – это имя и будет единственной хоругвей спасения. И именно об этом новом имени Бога они скажут: «Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян.4:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И далее мы читаем: Мф.20:2 . «и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой». Сир.17:26 . «День», отведенный каждому работнику, – это человеческий век, динарий – предназначенная награда, уготованная каждому человеку от сотворения мира. Сказано: «По определению Господа дела Его от начала, и от сотворения их Он разделил части их». То есть Бог разделил времена и периоды как для отдельно взятого человека, так и для целых народов, и для всего человечества в плане Своего домостроительства. Сказано: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» ( Деян.17:26 ). В рассматриваемом повествовании (притче) мы видим пять периодов-призывов ( Мф.20:1, 3, 5–6 ), которые указывают и на пять заветов, заключенных Богом с человечеством. Первый завет был заключен с Адамом, второй – с Ноем, третий – с Авраамом, четвертый – с Моисеем, и пятый, он же и последний, – Новый Завет (Евангелие). Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Есть такие, которые объясняют эту притчу… Они представляют (volunt), что в первый час посланы были в виноградник Адам и другие патриархи до Ноя, в третий час – сам Ной [и другие] до Авраама и данного ему обрезания; в шестой час – от Авраама до Моисея, когда дан Закон ; в девятый – Моисей и пророки; в одиннадцатый – апостолы и народы языческие, которым все завидуют » 132 . Можно отнести число пять и к разным возрастным периодам в жизни человека. Тот же блаженный Иероним пишет: «Мне кажется, что делатели первого часа Самуил и Иеремия, и Креститель, которые вместе с Псалмопевцем могут сказать: “…от чрева матери моей Ты – Бог мой” ( Пс.21:11 ). А делатели третьего часа  – это те, которые начали служить Богу с юношеского возраста (a pubertate); делатели шестого часа это те, которые взяли на себя иго Христово в зрелом возрасте, а девятого – те, которые [начали] в возрасте, склоняющемся к старости. Затем делатели одиннадцатого часа это те, которые [начали] в глубокой старости. И, однако, все получили одинаковую награду, хотя труд их был различен » 133 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И далее мы читаем: Мф.26:29 . «Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего». Святитель Иоанн Златоуст так истолковал этот стих: «Так как Он беседовал с учениками о страдании и Кресте, то опять говорит и о Воскресении, упоминает о Царстве, называя таким образом Свое Воскресение » 511 . – Это означает, что и мы переживаем воскресение первое, когда, обращаясь из неверия в веру, обретаем гражданство Небесного Царствия, еще оставаясь на земле (см. Еф.2:19 ). Блаженный Иероним Стридонский соглашается с Златоустом и пишет: «Царство Отца, по моему мнению, есть вера верующих, – это же самое утверждает также и апостол [евангелист]: “Царствие Божие внутрь вас есть” ( Лк.17:21 ) » 512 . Признавая власть Бога над собою, мы уже переходим под Его управление и становимся причастными Его суверенному теократическому господству. И хотя за нами и сохраняется гражданство земное, мы более подчиняемся воле Божественной и надмирной. Таким образом, Причастие на земле – уже есть участие в мессианском Небесном пире. И далее мы читаем: Мф.26:30 . «И, воспев, пошли на гору Елеонскую». Истолковывая слова « и, воспев », блаженный Иероним пишет: «По этому примеру Спасителя насытившийся Его Хлебом и вкусивший в изобилии Его Чаши может восхвалить Господа и вступить на Масличную гору (то есть подняться на духовную высоту. – О.С.) , на которой обретается успокоение от трудов, утешение в скорби и познание истинного света » 513 . – Иными словами, подлинную радость и отдохновение мы обретаем в общении со Христом, через Святые Дары Его Тела и Крови, – это и есть подлинный источник богопознания, о котором сказано: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения» ( Ис.12:3 ); и еще: «и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают» ( Ис.58:11 ). Святитель Иоанн Златоуст предлагает каждую трапезу, и не только литургическую, оканчивать духовным пением, он пишет: «Да слышат все те, которые, подобно свиньям, принимая пищу без молитвы, попирают чувственную трапезу и встают от нее опьянелыми, тогда как должно оканчивать ее с благодарностью и пением» 514 . Сказано: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» ( Еф.5:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И далее сказано: Мф.26:18–19 . «Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими. Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху». Блаженный Иероним Стридонский так истолковал слова « пойдите в город к такому-то »: «Новозаветное Писание сохраняет обычай Ветхого завета. Часто мы читаем: “Он сказал ему… на месте оном… и оном”, что по-еврейски выражается словами: , и при этом не называется имя ни лиц, ни мест… Имена этих лиц опущены для того, чтобы всем, которые собираются совершить Пасху, была предоставлена полная свобода отпраздновать » 503 . – То есть не смотрели на имя человека, его происхождение и социальный статус. Слова: « Учитель говорит: время Мое близко » – должны были означать, что хозяин был знаком Господу Иисусу и был посвящен в тайну Его скорой смерти. Святитель Иоанн Златоуст подтверждает это, он пишет: «…еще другие слова: “Время Мое близко”. Это делал Он для того, чтобы, с одной стороны, чрез непрестанное напоминание и частое предсказание ученикам о страдании приучить их к бестрепетному размышлению о будущем, с другой – чтобы показать как самим ученикам, так и принимающему их и всем иудеям, как я часто говорил, что Он не непроизвольно идет на страдание» 504 . И далее мы читаем: Мф.26:20 . «Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками». Блаженный Иероним, обращая внимание на то, что все 12 апостолов с Иисусом, пишет: «Иуда во всем поступает так, чтобы отклонить от себя подозрение в предательстве» 505 . – О таких апостол Иоанн Богослов писал: «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши» ( 1Ин.2:19 ). И действительно, Иуда во время Тайной вечери вышел, оставив пасхальную трапезу, и к нему применимы слова пророка и псалмопевца Давида, сказавшего: «Не так – нечестивые, [не так]: но они – как прах, возметаемый ветром [с лица земли]. Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет» ( Пс.1:4–6 ). 

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И так мы устанавливаем, что спасительная вера в Воскресение Христово заключается в том, что мы веруем в то, что Бог, воскресив Своего Сына, этим самым и засвидетельствовал, что принял Его искупительную Жертву. И это значит, что Мир с Богом восстановлен, и наши грехи прощены силой Крови Агнца Божия. И далее мы читаем: Мф.28:3–4 . «вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые» . Этот стих и есть Евангельское свидетельство, что третий день просиял « как молния » в чуде воскресшего Господа. И была « одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет » – от столь великого Света. Блаженный Иероним говорит о Христе, «что Он – Сын Божий: скрывающееся солнце » 602 . И далее мы читаем: Мф.28:5–7 . «Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам» . Ангельская весть здесь содержит три призыва: « не бойтесь », « Он воскрес » и « скажите ученикам Его, что Он воскрес ». Жены-мироносицы с пасхальной радостью поспешили исполнить это поручение и сообщили апостолам, « что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите ». Но, по древнему преданию, когда жены-мироносицы вошли в Сионскую горницу и огласили ее радостным приветствием: «Христос воскресе!», в ответ им было сомневающееся молчание апостолов. Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Стража, потрясенная страхом, лежала без движения, подобно мертвым, и однако Ангел обращается с утешением не к ней, а к женщинам: “Не бойтесь”. Они, говорит, боятся; в тех, которые остаются в неверии, продолжается страх. А вы, ищущие Иисуса распятого, узнайте, что Он воскрес и исполнил обещание » 603 . Страх смерти преследует человека на протяжении всей его жизни, ибо умирают молодые и старые, богатые и бедные, верующие и неверующие.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010