Беседа 3. Евангелие от Матфея, глава 2, 1–23. «Поклонение волхвов» Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея, и сегодня мы будем читать 2-ю главу с 1-го по 23-й стих. И мы читаем: Мф.2:1–2 . «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». Блаженный Иероним Стридонский так истолковал эти слова: «Чтобы иудеи для посрамления своего получили весть о рождении Христа от язычников, на востоке восходит звезда, о появлении которой они [язычники-волхвы] как потомки Валаама узнали из его предсказания. Читай книгу Чисел глава 24-я. А по указанию звезды волхвы идут в Иудею, так что священники, вопрошенные волхвами: ″Где должно родиться Христу″, являются безответными [по незнанию] касательно пришествия Его» . Блаженный Феофилакт пишет: «Для чего приходили волхвы? Для осуждения иудеев: ибо если волхвы, люди идолопоклонники, уверовали, то что остается в оправдание иудеям? Вместе с тем и для того, чтобы более просияла слава Христа, когда свидетельствуют волхвы, которые служили скорее демонам и были врагами Божиими» . Их (волхвов) появление в святом Иерусалиме в сравнении с реалиями современной нам жизни можно представить так: это если бы в Москву пришли брахманы из Индии и сказали: «Мы знаем секрет спасения России». Трудно представить себе нечто подобное, но иногда, как показывает случай с Валаамом и волхвами, язычники могут более провидеть, чем правоверные, и то только грехов наших ради. По истолкованию Блаженного Феофилакта, под видом звезды по небу перемещался Ангел, то появляясь на небе, то пропадая, то меняя направление, то останавливаясь; очевидно, настаивает Феофилакт, что звезды так по небу не движутся. Святой Иероним ссылается на Пятикнижие Моисеево, где в Книге Чисел описано пророчество Валаама, который узрел Вифлеемскую Звезду. Восточный провидец Валаам, кстати, как и волхвы, не принадлежащий к еврейскому народу, воскликнул: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля… » ( Чис.24:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Беседа 3. Предсказание Сына Божия о Своем пленении иудеями, убиении и славном Воскресении из мертвых Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж», и тема сегодняшней беседы – Искушение светской властью. Давайте рассмотрим 17-ю главу Евангелия от Матфея с 22-го по 27-й стих. Но первую часть нашей беседы обозначим так: Предсказание Сына Божия о Своем пленении иудеями, убиении и славном Воскресении из мертвых. И мы читаем 22-й стих 17-й главы: Мф.17:22–23 . «Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его». Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Всегда Господь соединяет благоприятное с печальным; это для того, чтобы апостолы не устрашились, когда это печальное внезапно наступит, и чтобы они были движимы готовностью духа. Действительно, опечаливая их словами о том, что Он должен претерпеть смерть, Он должен был возбудить в них и радость, потому что [сказал, что] в третий день восстанет» 28 . С одной стороны, недавно произошло исцеление отрока «лунатика», ученикам был преподан урок, как можно усилить личную веру: «…молитвою и постом» ( Мф.17:21 ). А теперь Христос предсказывает Свои страдания и смерть, и тут же присовокупляет Радостную весть (Евангелие), о Своем пресветлом Воскресении: Мф.17:23 . «и в третий день воскреснет». Казалось бы, эти слова – о Воскресении Христовом – должны вдохнуть радость в сердца апостолов, но далее мы читаем: Мф.17:23 . «И они весьма опечалились». Блаженный Иероним так истолковал это обстоятельство: «Затем их печаль, и глубокая печаль, проистекает [несомненно] не от неверия (напротив, они знали, что и Петр был исправлен, потому что мыслил не о том, что Божие, а о том, что человеческое), но от того, что они из любви к Наставнику не были в силах слышать о Нем что-либо неблагоприятное и унизительное» 29 . Напоминание об апостоле Петре – есть напоминание о том случае, когда, услышав о грядущих страданиях Сына Божия, апостол стал противоречить своему Учителю, и Господь выговорил ему, назвав его (Петра) «противоречащим» (по еврейски сатан (противник)).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Блаж. Иероним писал: «Нам недостаточно желать правды, если мы не томимся от сильного стремления, как бы от голода». Алкание – и есть острая и ненасытная потребность, в данном случае, понять волю Божию, а правильнее сказать, приобщиться к Праведности Христовой. Смысл жизни каждого в отдельности взятого христианина – понять, какое же Божие намерение существует относительно нашей жизни. Распознать это намерение – означает приблизиться к исполнению воли Бога в отдельно взятой жизни, жизни каждого из нас. Но что есть высшая правда, которую мы должны алкать и жаждать? Блаж. Иероним говорит, что это – желание исполнить всякую божественную правду в своей собственной жизни. Но такое едва ли возможно. Блаж. Феофилакт видит ответ на этот вопрос в словах Псалтири: «ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе» ( Пс. 33:11 ). Само греческое слово, которое переведено у нас как «правда» имеет в греческом языке несколько смыслов. Это слово можно понять и как праведность (такое истолкование мы нашли у Иеронима Стридонского ). Но, совместив понимание Иеронима и Феофилакта, мы поймем, что речь идет о праведности Христовой, исполнение которой надо искать в своей жизни. Ап. Павел писал: «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» ( Флп. 3:8–9 ). Вот библейский текст, который поясняет нам, каким должно быть наше стремление ко спасению и поиску высшей правды: «не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа». Все, что делал Христос, живя на земле, Он делал «нас ради человек, и нашего ради спасения». Он единственный, Который и исполнил весь закон, чтобы в Нем Самом и мы могли бы оказаться праведниками, которые стремятся приблизиться к Богу «не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа». Итак, алкание и жаждание правды – это естественное стремление человеческой души к источнику всякого блаженства и всякой праведности и правды во Христе и со Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Блаженный Иероним писал: «Нам недостаточно желать правды, если мы не томимся от сильного стремления, как бы от голода» . Алкание – и есть острая и ненасытная потребность, в данном случае, понять волю Божию, а правильнее сказать, приобщиться к Праведности Христовой. Смысл жизни каждого в отдельности взятого христианина – понять, какое же Божие намерение существует относительно нашей жизни. Распознать это намерение – означает приблизиться к исполнению воли Бога в отдельно взятой жизни, жизни каждого из нас. Но что есть высшая правда, которую мы должны алкать и жаждать? Блаженный Иероним говорит, что это – желание исполнить всякую божественную правду в своей собственной жизни. Но такое едва ли возможно. Блаженный Феофилакт видит ответ на этот вопрос в словах Псалтири: «ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе» ( Пс.33:11 ). Само греческое слово, которое переведено у нас как «правда» имеет в греческом языке несколько смыслов. Это слово можно понять и как праведность (такое истолкование мы нашли у Иеронима Стридонского ). Но, совместив понимание Иеронима и Феофилакта, мы поймем, что речь идет о праведности Христовой, исполнение которой надо искать в своей жизни. Апостол Павел писал: «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» ( Флп.3:8–9 ). Вот библейский текст, который поясняет нам, каким должно быть наше стремление ко спасению и поиску высшей правды: «не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа». Все, что делал Христос, живя на земле, Он делал «нас ради человек, и нашего ради спасения» . Он единственный, Который и исполнил весь закон, чтобы в Нем Самом и мы могли бы оказаться праведниками, которые стремятся приблизиться к Богу «не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа». Итак, алкание и жаждание правды – это естественное стремление человеческой души к источнику всякого блаженства и всякой праведности и правды во Христе и со Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Блаженный Иероним Стридонский , обращая внимание на слова « не знает Сего Человека », пишет: «Я знаю, что некоторые благочестивые под влиянием любви к апостолу Петру так изъясняют это место, что будто апостол отрекся не от Бога, а от человека, и что смысл [его слов] такой: “Я не знаю человека, потому что знаю [Его как] Бога”. Насколько такое толкование легкомысленно, благоразумный читатель понимает: они так защищают апостола, что Бога представляют виновным во лжи. Действительно, ведь если апостол не отрекся, то Господь произнес ложь, когда сказал: “Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня”. Обрати внимание: Он говорит: “отречешься от Меня”, а не: “от человека” » 545 . – С другой стороны, прими мы истолкование, с которым не соглашается Иероним, то мы потерям ценность урока, который можем вынести из раскаяния апостола Петра, так сильно отличающегося от раскаяния Иуды. И далее мы читаем: Мф.26:73–74 . «Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека». И далее мы читаем: Мф.26:74 . «И вдруг запел петух». Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Лука говорит, что Иисус воззрел на него ( Лк.22:61 ), то есть он не только отрекся, но и тогда, как пел петух, не вспомнил сам по себе, а надобно было, чтоб напомнил ему опять Учитель: взор служил ему вместо голоса. Так он был поражен страхом! Марк же повествует, что петух запел, когда Петр отрекся в первый раз; потом вторично запел, когда тот отрекся в третий раз ( Мк.14:68–72 ), – то есть, точнее, пересказывает о слабости ученика и об его оцепенении от ужаса; а Марк узнал об этом от учителя своего, так как был спутником Петра. Поэтому тем более надлежит удивляться ему, что он не только не скрыл падения учителя своего, но напротив. Потому-то яснее прочих и рассказал об этом, что был учеником » 546 . – Это и был стиль апостольский – ничего не скрывать о себе. Иногда грех или серьезная ошибка духовно великих людей обеспечивали им еще более высокий духовный рост и всегда создавали контраст между падением и восстанием. Сказано: «ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться» ( Лк.15:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Блаженный Иероним Стридонский пишет: «И эта вторая притча с относящимся к ней толкованием, не одновременно предложена, а разъяснена после вставки других притчей. Ибо притча предлагается народу здесь, а потом, по возвращении домой, когда толпы народа были отпущены, приступили к Нему ученики Его с прошением: ″Изъясни нам притчу о плевелах на поле″. Итак, мы не должны, увлекаясь собственным желанием, искать изъяснения притчи, прежде, чем она не будет изъяснена от Господа» . То есть, блаженный Иероним советует нам сконцентрировать внимание на том, как Сын Божий Сам истолковывает эту притчу, для чего мы и соединяем Евангельские стихи не по порядку, но по смыслу, для их лучшего усвоения. То есть, лучшая форма истолкования библейского текста – это когда Библия истолковывает сама себя. Но так как святые Отцы в совершенстве владели познанием Слова Божия (конечно, в той мере, в какой совершенство может быть отпущено человекам, ибо абсолютное совершенство присуще только Богу), то мы и прибегаем к необходимым святоотеческим истолкованиям. Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова: «Поле есть мир, или душа каждого; сеятель – Христос; доброе семя – заповеди Его; земля добрая – добрые люди, или добрые помышления» . То есть, добро и добрые люди, сыны Царствия Божия, – все сосуществует в этом мире греха, порока и беззакония. Люди становятся добрыми, потому что стремятся исполнять Христовы заповеди, которые есть суть все словеса Священного Писания, ибо Один и Тот же Логос, Божественное Слово, провещевал и в Ветхом, и в Новом Завете. Сказано: «Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала… Но притом и новую заповедь пишу вам…» ( 1Ин.2:7–8 ). То есть, Иоанн Богослов понимал, что любая часть Священного Писания, Библии, не может потерять актуальности, ценности в глазах верующего человека. Как сказано и у апостола Павла: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» ( 2Тим.3:16–17 ). Ничто в Библии не отменено и не заменено. Напротив, ветхозаветные заповеди именно усовершенствованы в Новом Завете и, если хотите, стали еще строже. Например, сказано: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ( Мф.5:27–28 ). Или еще: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: ″рака″, подлежит синедриону; а кто скажет: ″безумный″, подлежит геенне огненной» ( Мф.5:21–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Блаженный Иероним Стридонский толкует это противоречивое место в Евангелии следующим образом: “По вере в Христа весь мир разделился и восстал сам против себя: каждый дом имел и верующих, и неверных, и вследствие этого на землю послана добрая война, чтобы прекратить худой мир” “Благое отречение” восстанавливает порядок в любви: оставляя своих ближних и самого себя, мы через Бога, в Боге и Богом возвращаемся к ним. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф 10:37); если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк 14:26). «И в книге Песнь Песней, — пишет блаженный Иероним, — мы читаем: “Любовь ко Мне делайте правилом”. Это правило или порядок необходимо в каждом движении души. После Бога люби отца, люби мать, люби детей. Итак, Он не запретил любить отца или мать, но многозначительно прибавил: “Кто любит отца или мать более, нежели Меня”» “Благое разделение” — первый подготовительный момент в Бого-человеческом создании нового творения — Церкви, как очищение, облачение в “брачные одежды”, приготовление масла для светильников, чтобы быть готовыми к новому браку — Церкви и Агнца; чтобы, когда “придёт жених”, готовые могли войти с Ним на брачный пир (см. Мф 25:10). Этот первоначальный момент становления — жизни Церкви — подготовка к Тайной Вечери, к встрече со Христом и во Христе, когда каждый, собирающийся “на брачный пир”, с решительностью апостола Петра отсекает всё соблазняющее, “всякое житейское попечение”, чтобы составить Его тело под Его Главою, чтобы Он мог “придти и вселиться в ны”, как в приготовленный для Него дом — Кириакон. Второй момент созидания Церкви — сама евхаристическая Встреча Бога и человека: когда “Христос посреди нас”, когда принесённая верными “бескровная жертва” всего, что было для них любимым в жизни, возвращается в Духе и Духом, как Божественное разделение в нераздельности Божественной любви, как нераздельно-неслиянное Царство Святой Троицы.

http://pravmir.ru/apostol-foma-antinomii...

Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова, сказанные о Капернауме: «Капернаум возвысился тем, что был городом Иисуса, ибо он славился, как Его отечество; но это, по причине неверия, не принесло ему пользы. Напротив, он осуждается во ад, потому что, имея в себе такого Жителя, не хотел получить от Него ни какой пользы» . И здесь Капернаум символизирует собою церковное собрание, ибо и посреди церковного собрания присутствует Христос; а в Святых Дарах Сын Божий пребывает («живет») в Церкви. Но если принадлежащие к религиозной общине проявляют гордыню, то никакой пользы от того, что среди них обитает Христос, они не получат, а напротив, их ждет ярость адского пламени. Сказано: «…Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» ( 1Пет.5:5 ). Но как понять слова: «ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня»? Означают ли эти слова, что если бы содомляне жили во дни Иисуса Христа, то они бы приняли святое Евангелие? По мнению святого Марка Исповедника, так как содомляне не знали Бога и их грехи были грехами «друг против друга», то именно к ним и к подобным им Христос и сходил во ад, где, облистав ад сиянием Божества, и опустошил его. Апостол Павел писал о знакомых ему бывших извращенцах, пьяницах, убийцах и других нечестивцах: «…И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» ( 1Кор.6:11 ). Блаженный Иероним Стридонский , пораженный и удивленный, что раскаявшимся язычникам и извращенцам может быть открыто Небо, писал, истолковывая этот стих: «Если Тир, и Сидон, и Содом могли покаяться вследствие проповеди и чудесных знамений Спасителя, то (потому, что – О.С.) они не были виновны в неверии: виновность за недостаток проповеди лежит на том, кто не хотел проповедовать людям, которые могли бы принести покаяние» . Ответ на такое рассуждение прост и ясен: мы не знаем судеб Божьих, и недоступны нам тайны отдельных Его деяний.  Здесь святой Иероним возлагает вину совершающих мерзкие поступки по неведению на тех, которые могли, но не захотели указать грешникам на их грехи ( «виновность за недостаток проповеди лежит на том, кто не хотел проповедовать» ). Златоуст говорит на этот стих более радикально: «Неверные хотя и тяжко согрешали, но – прежде закона (то есть до получения Закона, запрещающего мерзости – О. С.) и (до пришествия – О.С.) благодати (то есть до Евангелия Христова – О.С.)».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В нашей стране не только сироты, но и все дети в целом как наименее способные постоять за себя, находятся в зоне риска: Каждый год в России по официальной статистике пропадает более 20-ти тысяч детей; По данным Минздрава в России на 1000 наркоманов приходится 54-е несовершеннолетних наркозависимых; Согласно официальной статистике каждый год более 3-х тысяч несовершеннолетних совершают акт самоубийства. Если в 1996 г. в Москве проституцией занималось чуть более 1000 детей, то, по мнению газеты «Ленинградская правда», от 09.07.2003, далее цитирую: «А детская проституция… достигла просто угрожающих масштабов: в этом бизнесе, по оценкам специалистов, находится более 50-ти тысяч детей». Это только в центре нашей страны… И далее мы читаем: Мф.18:6 . «а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской». Блаж. Иероним Стридонский считал, что борьба за власть среди духовенства, за первенство кафедры или первенство достоинства и есть тот страшный соблазн, который вводит в полное недоумение простых («малых») верующих, когда они видят, что их духовные вожди не могут поделить власть среди народа Божия; и что такие внутренние нестроения в Церкви наихудшее из дел дьявола. Св. Иероним, пишет: « Хотя этот приговор может быть общим против всех тех, которые соблазняют кого-либо, однако этот приговор (« повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской » – О.С) может быть понят в применении и к апостолам, которые своим вопросом: кто – больше в Царстве Небесном, давали понять (videbantur), что они спорят между собой о достоинстве; и если бы они продолжали пребывать в этом пороке, то могли бы соблазном своим погубить тех, которых призывали к вере, если бы эти, со своей стороны, увидели, что и апостолы состязаются между собой о почестях ». Кто такие малые сии, отвечая на этот вопрос Ефимий Зигабен пишет: « Соблазном здесь называет бесчестие. Итак, говорит: подобно тому как оказывающие честь таковым (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Гнев Божий, он бесстрастен, и, как говорит Златоуст, не человекообразен. Свят. Иоанн Златоуст , пишет: « О гневе или ярости Божией мы должны разуметь не человекообразно, то есть не по подобию человеческого возмущения, но достойно Бога, Который чужд всякого возмущения; именно под этим можем понимать, что Он есть Судия и Отмститель за все, что не правильно делается ». Итак, Господь повелевает: « приведите его ко Мне сюда », и отрока тотчас подводят, а учитывая страх бесов, подтаскивают к Господу. И далее мы читаем: Мф.17:18 . «И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час». Здесь возникает сразу несколько вопросов: 1)    Кому запретил Господь? 2)    Кто виновен в бесновании отрока? Блаж. Иероним Стридонский , предполагает, что возможно во всем виноват и сам отрок. Св. Иероним, пишет: « Не страдавший, а демон должен был подвергнуться запрещению. Впрочем, может быть и то, что Он запретил отроку, и [вследствие этого] вышел из него демон, так как страдавший отрок был угнетаем демоном вследствие своих грехов ». О ужас! Оказывается, и в отрочестве можно совершить такое, что соделает согрешившего бесноватым. Блаж. Феофилакт Болгарский соглашается с тем, что виноват во всем мальчик. Он пишет: « Кому? (т. е. кому запрещает – О.С.) Лунатику. Из этого же видно, что он (т. е. сам отрок – О.С.) , будучи неверующим, сам, благодаря своему неверию, дал возможность войти в него демону ». Страшные комментарии предлагают нам святые отцы! Но! Впрочем, а не является ли беснование, – Божием попущением, – чтобы избавить бесноватого от личной ответственности за свои поступки. Вить даже по мирским законам одержимые, безумные и сумасшедшие не отвечают за свои деяния по закону. Преп. Иоанн Кассиан пишет: « Бесноватые, когда бывают схвачены нечистыми духами, говорят и делают то, чего не знают, предаваемы «сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа». – Здесь св. Кассиан цитирует 1-е Послание к Коринфянам, 5-ю главу, 5-й стих. Подобные мысли о бесноватости мы встречаем и у свят. Иоанна Златоуста , наставляя одержимого духом верующего, которого дьявол прямо во время церковной службы повергал на землю, утешал его мыслью, что виноват не тот, кто упал, а тот, кто толкнул, т. е. дьявол.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010