Между тем туземные химьяритские князья (Тобба) старались противодействовать христианскому влиянию абиссинцев и со своей стороны поддерживали иудейство в Емене, а Тобба Зу-Навас 88 возбудил даже кровавое преследование против христиан города Наджрана. Известный христианский агиограф св. Симеон Метафраст повествует, что когда в греческой земле царствовал Иустин 89 , а в Эфиопии (Абиссинии) Елезвой, цари православные в то время 90 в омиритской (химьяритской) земле восстал беззаконный царь, по имени Дунаан (Зу-Навас), жидовин, неверный хульник имени Иисуса Христа и великий гонитель христиан. У него все советники, слуги и войска были набраны из иудеев и язычников. Он старался изгнать из своей области всех христиан и истребить в химьяритской стране самую память имени Христова и потому жестоко преследовал – мучил и убивал христиан, не покорявшихся его велению и не хотевших с ним жидовствовать. Когда услышал об этом эфиопский царь Елезвой, то очень опечалился и, собрав свои войска, пошел войной на Зу-Наваса. Одержав победу над Зу-Навасом, Елезвой сделал его своим данником и возвратился в свою страну. Но Зу-Навас в скором времени 91 снова восстал против Елезвоя. Собрав войско, он перебил всех Елезвоевых воинов, которые оставлены были охранять города (гарнизоны), и еще с большей силой восстал против христиан, объявив повсюду, что христиане или должны принять иудейскую веру, или же без милосердия будут изби­ваемы. После этого повеления в царстве Зу-Наваса не было никого, кто бы осмелился исповедовать христианство ; только в одном городе Наджране имя Иисуса Христа прославлялось. Когда Зу-Навас услышал, что жители Наджрана не повинуются повелению его, то пошел против них со всей своей силой и рассчитывал уничтожить христиан в своей области и тем досадить Елезвою, царю эфиопскому. Подойдя к городу, Зу-Навас обложил его со всех сторон и окопал рвом и хвалился скоро взять его, а жителей всех избить. Он говорил жителям Нарджрана: «если хотите по­лучить от меня милость и остаться в живых, то свергните изображения креста с ваших церквей и отрекитесь от имени распятого на нем Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

От такого ответа Зу-Навас пришел еще в большую ярость и, налегая на город, думал. что если не возьмет его силой, то изморит жителей голодом. В то же время он находил в окрестностях города (в селениях и пустынях) христиан и частью убивал их, частью употреблял на работы. Долго осаждал Зу-Навас Наджран и не мог взять его силой. Наконец, он решился на хитрость: с клятвой обещал осажденным, что не хочет причинять им зла и отвращать их от христианской веры, а только желает получить от них обычную дань и потому просит отворить город. Христиане поверили клятвенному обещанию врага, отворили городские ворота и впустили в город осаждающих. Зу-Навас вошел в город с войском и занял своими воинами стены и ворота. Осмотрев затем город и видя его благоустройство, похвалил граждан. Затаив в сердце своем злую месть, он отдохнул в городе и вышел в лагерь, пригласив к себе всех почетных мужей и властителей городских. Тогда все старейшины и власти городские, почетные и богатые горожане отправилась в лагерь Зу-Наваса. В числе их был князь и воевода Арефа, благочестивый старец, имевший 95 лет от рождения и считавшийся самым главным лицом в Наджране 74 . Ему вверено было управление городом: его советами руководились горожане, храбро защищая городские стены от нападения осаждавших. Прибыв к Зу-Навасу, горожане воздали ему должное почтение и благодарение за то, что он, согласно своей клятве, не причинил им бед. Но злобствующий Зу-Навас не сдержал далее своей клятвы: приказав всех пришедших к нему схватить, заковать и держать под стражей, он надругался над похороненным два года назад прахом епископа Павла (тело его сожгли и пепел развеяли) и умертвил 427 христиан (священников, иноков, инокинь и девиц), приказав бросить их в огонь. После того его глашатаи ходили по городу и кричали, чтобы все отрекались от Христа и принимали жидовство, как и царь. Приведены были пред царя преподобный Арефа с прочими узниками и после долгих увещаний отречься от Христа обезглавлены в числе 340 человек. Прекратив, по совету своих бояр и князей, избиение христиан Наджрана, Зу-Навас собрал много тысяч младенцев и девиц из этого города и всего округа Наджранскаго и часть их оставил при дворе своем для работ, а часть роздал своим вельможам и воинам и возвратился в свою столицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

У него все советники, слуги и войска были набраны из иудеев и язычников. Он старался изгнать из своей области всех христиан и истребить в химьяритской стране самую память имени Христова и потому жестоко преследовал – мучил и убивал христиан, не покорявшихся его велению и не хотевших с ним жидовствовать. Когда услышал об этом эфиопский царь Елезвой, то очень опечалился и, собрав свои войска, пошел войной на Зу-Наваса. Одержав победу над Зу-Навасом, Елезвой сделал его своим данником и возвратился в свою страну. Но Зу-Навас в скором времени снова восстал против Елезвоя. Собрав войско, он перебил всех Елезвоевых воинов, которые оставлены были охранять города (гарнизоны) и еще с большей силой восстал против христиан, объявив повсюду, что христиане или должны принять иудейскую веру, или же без милосердия будут избиваемы. После этого повеления в царстве Зу-Наваса не было никого, кто бы осмелился исповедовать христианство ; только в одном городе Наджране имя Иисуса Христа прославлялось. В этом городе христианство утвердилось ещё во времена Констанция, сына Константина Великого 73 и во время Зу-Наваса процветало в том городе христианское благочестие, были даже христианские монастыри; никаких иноверцев там не было. Когда Зу-Навас услышал, что жители Наджрана не повинуются повелению его, то пошел против них со всей своей силой и рассчитывал уничтожить христиан в своей области и тем досадить Елезвою, царю эфиопскому. Подошедши к городу, Зу-Навас обложил его со всех сторон и окопал рвом н хвалился скоро взять его, а жителей всех избить. Он говорил жителям Наджрана: «если хотите получить от меня милость и остаться в живых, то свергните изображения креста с ваших церквей о имени распятого на нём Христа». Воины его ходили вокруг города и кричали: " покоритесь царю, если хотите оставаться живыми и дары получить от него; если же нет, то погибнете от огня н меча». Сам Зу-Навас продолжал злобствовать и хулить имя Христово... Но осажденные христиане отвечали ему: «ты хвалишься отвратить нас от Христа или всех нас погубить; поистине, ты скорее всех нас погубишь, но не отвратишь от Христа Спаса нашего, за Которого все мы готовы умереть».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Воины его ходили вокруг города и кричали: «покоритесь царю, если хотите оставаться живыми и дары получить от него; если же нет, то погиб­нете от огня и меча». Сам Зу-Навас продолжал злобство­вать и хулить имя Христово. Но осажденные христиане отвечали ему: «ты хвалишься отвратить нас от Христа, или всех нас погубить; поистине, ты скорее погубишь всех нас, но не отвратишь от Христа Спаса нашего, за Которого все мы готовы умереть» … От такого ответа Зу-Навас пришел еще в большую ярость и, налегая на город, думал, что если не возьмет его силой, то изморит жителей голодом. В то же время он находил в окрестностях города (в селениях и пустынях) христиан и частью убивал их, частью употреблял на работы. Долго осаждал Зу-Навас Наджран и не мог взять, его силой. Наконец, он решился на хитрость: с клятвой обещал он осажденным, что не хочет причинять им зла и отвращать их от христианской веры, а только желает получить от них обычную дань, и потому просит отворить город. Христиане поверили клятвенному обещанию врага, отворили городские ворота и впустили в город осаждающих. Зу-Навас вошел в город с войском и занял своими воинами стены и ворота. Осмотрев затем город и, видя его благоустройство, похвалил граждан. Затаив в сердце своем злую месть, он отдохнул в городе и вышел в лагерь, пригласив к себе всех почетных мужей и властителей городских. Тогда все старейшины и власти городские, почетные и богатые горожане отправились в лагерь Зу-Наваса, вместе со своим шейхом Арефой. Это был благочести­вый старец, имевший 95 лет от рождения и считавшийся самым главным лицом в Наджране 92 . Ему вверено было управление городом; его советами руководились горожане, храбро защищая городские стены от нападения осаждавших. Прибыв к Зу-Навасу, горожане воздали ему должное почте­ние и благодарение за то, что он, согласно своей клятвы, не причинил им бед. Но злобствовавший враг не сдержал далее своей клятвы: приказал всех пришедших к нему христиан схватить, заковать и держать под стражей. Он надругался над похороненным два года назад прахом епи­скопа Павла (тело его сожгли и пепел развеяли) и умертвил 427 христиан (священников, иноков, инокинь и девиц, приказав бросить их в огонь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

4:27. Стран. 757–758 и 802. 79 Главный город у набатеев был Петра, на севере Аравии, называвшейся «Петрейской». (т. е. Каменистой). Развалины этого города еще в долине Муса, в двух днях пути к С. В. от Акабы и от Мертвого моря. 85 История ислама с основания до новейших времен. Перевод с немецкого, под редакцией Н. А. Медникова. Спб. 1895 г. Т. 1, стр. 27. 88 В толковании на Коран (Рухуль-баян) сказано, что собствен­ное имя его было Юсуф, а Зу-Навас – прозвище, данное ему за длин­ные волосы. По другим источникам, он был выходцем из Медины и воспитан евреями. 92 Эти подробности повторяются и в толковании на Коран (Рухуль-баян), но вместо Арефы в этом толковании назван Абдулла бин-Тамар, человек благочестивый и последователь Христианской веры; Арьят же представляется начальником войска абиссинского царя; Абраха был в войске Арьята. 96 По другим известиям, Зу-Навас, последний туземный царь в Южной Аравии, был казнен Елезвоем. Более подробные сведения о Зу-Навасе можно читать в соч. А. Светлакова «История иудейства в Аравии и влияние его на учение Корана», стр. 50, 60. 97 Книга житий святых. Москва, 1855. Месяц октомврий, 24 день «Страдание св. мученика Арефы и иже с ним». 98 По догадкам ученых, войско Абраха погибло от оспы. См. примеч. на гл. 105 корана в переводе Сейля и в соч. М. Миропиева «Религиозное и политическое значение Хаджа (Казань, 1877) стр. 37 и след. В толковании на Коран, известном под именем «Рухуль-баян» говорится, что поражение Абрахи произошло в половине Мухаррама, т. е. в половине первого месяца года рождения Мухаммеда, а рождение Мухаммеда последовало в месяце Рабигуль-авваль, т. е. через 55 дней после поражения Абрахи. «Год слона» считается 53 годом до гиджры, т. е. годом рождения Мухаммеда. – Имя Абрахи с абиссинского языка толкуется в «Рухуль-баян», как имеющий белое лицо, но ему усвоено прозвище (лякаб) «отрубленный нос» (ашрам). 100 Несторианство, гностицизм, докетизм. В 626 году Мухаммед заключил с еменскими христианами договор, о котором упоминается в Коране (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Между тем в Йемен приходили переселенцы из других стран, в особенности евреи после разрушения Иерусалима и христиане во время гонения, и приносили с собою новые гражданские начала. Евреи, усилившись, подчинили себе Йемен, сделав свою религию господствующею. Один из знатных туземцев, Зу-Навас, по религии еврей, овладел престолом последнего законного туббá из дома химьяридов, и стал распространять свою веру, жестоко преследуя христиан. В судьбе их принял участие Неджаши (Negus), повелитель абиссинский, ревностный христианин и союзник Юстиниана. Полководцы его в двух экспедициях одержали совершенную победу над Зу-Навасом, утопившимся с отчаянья в море, и, освободив, таким образом, от этого тирана весь Йемен, присоединили его к владениям Неджаши 4 . Наместник Йеменский со стороны Неджаши стал ревностно заботиться о распространении христианства между арабами. Он, говорят, хотел построить в городе Санаа церковь , которая должна была соперничествовать великолепием и назначением с языческим капищем каабы. Это, или вернее другие обстоятельства, как например покушения его подчинить себе Мекку, возбудили сильную вражду между ним и арабами вообще и меккинцами в особенности. Абрехэ, наконец, выступил в поход против Мекки, но был совершенно разбит и спасся в свое отечество бегством 5 . Хотя он затем и продолжал еще управлять Йеменом, и ему наследовали сыновья его Эксум и Мешрук, но уже владычество абиссинцев было ненадежно в стране, жители которой были раздражены жестокостью и беззакониями Абрехэ и только ожидали случая к восстанию, который впрочем, представился еще не скоро. У восточных историков записано следующее обстоятельство. Некто Зу-Езен, потомок древних химьяридов, вел тихую и скромную жизнь среди своего поколения. У него была жена, о красоте которой слава распространилась по всей Аравии. Абрехэ тайно призвал его и требовал, чтобы он развелся с женою, в противном случае грозил неминуемою смертью . Боязнь за жизнь взяла верх над опасением бесчестного поступка и заставила его повиноваться.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

562 ...и князя Владимира... – Владимир Андреевич Старицкий (1533–1569), двоюродный брат Ивана И, один из последних русских удельных князей. После мятежа, поднятого в 1537 г. отцом – Андреем Ивановичем, три года провел в заключении. Позже был приближен царем Иваном, принимал участие в военных походах. После 1553 г., когда во время болезни Грозного прочился в цари (в случае смерти Ивана), попал в опалу. В 1569 г. казнен вместе с женой и детьми. 563 ..яко Елезван, ефиопъский царь, на омиритского царя Дунаса жидовина... –- Елезван (Элесбоа) и Дунас (Зу-Навас) упоминаются и в переписке Ивана Грозного. Элесбоа – негус Эфиопии, был союзником императора Юстиниана (VI в.) и воевал против царя Зу-Наваса. После одержанной победы принял монашество и жил аскетической подвижнической жизнью. Легенда входила в Великие Минеи-Четьи. 564 ...ревнуя... Святославу Игоревичю... – Святослав Игоревич (ок. 945–972), великий князь киевский. Прославился своими воинскими деяниями. 565 ...со благородных грек, победивших древле Трою предивную и прегордого царя... Скерска... – Рассказ о взятии греками Трои (нач. XII в. до н. э.) был известен русскому читателю из «Хронографа», куда он попал из «Хроники Иоанна Малалы». Основой повествования о Троянской войне в «Хронике» был не текст «Илиады» Гомера, а перевод латинской переработки греческого романа I–II вв. н. э., приписывавшегося Диктису Критскому, мифическому участнику войны с Троей (см.: Творогов О. В. Древнерусские Хронографы. Л,, 1975, с. 15). О победах греков над Ксерксом (ум. в 465 г. до н. э.), сыном Дария I, царем Персии, русский читатель мог узнать из «Хронографа» или из «Истории Иудейской войны» Иосифа Флавия. Побед над персами греки добились под предводительством Фемистокла в двух морских сражениях: у острова Саламин (480 г. до н. э.) и у мыса Микале (479 г. до н. э.) и в битве сухопутных войск при Платеях (479 г. до н. э.). 566 Поревнова... великому князю Владимиру... како взя великий град Корсунь... – Имеется в виду великий князь киевский Владимир I Святославич (ум. в 1015 г.) и его успешный поход в 989 г. на Корсунь (Херсонес).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В правление Вакии, персидский царь Сапор 2-й воздвиг гонение на Еменских христиан и казнил их тысячами, так что в половине 4 века в южной Аравии, по-видимому, исчезли следы христианства. Но с утверждением христианства в Абиссинии, император греческий Констанций 415 послал к химьяритам миссионера Феофила, под влиянием которого царь их принял христианство и построил три церкви в Зафаре, Адене 416 и Ормузе (334–356 г.). О городе Наджране, находив­шемся между Аденом и Хадрамаутом, верст 200 от города Сана, сохранились известия, как о городе большом и многолюдном, в котором были церкви и процветало благочестие – учение христианское распространялось, умножалось число иноков и устроились монастыри. Среди жителей города не было никаких иноверцев, а были только «единые матери соборные апостольские церкви чада». В 5 веке христиане-химьяриты были настолько проникнуты духом христианства, что ходили за духовным наставлением к известному ливанскому подвиж­нику Симеону Столпнику 417 . В начале 6 в. Византийские императоры Юстин I и Юстиниан I (518–527), в видах противодействия персам 418 , оказывали поддержку абиссинскому вассалу в Емене; но христианство имело злейших врагов в лице местных представителей власти – князей Емена, стремившихся распространить среди своих подданных иудей­ство. Такой враждой и даже гонениям на христиан еменских особенно был известен Тобба Зу-Навас 419 , власть которого была уничтожена Абрахой, погибшим после неудачного похода на Мекку, в год рождения Мохаммеда. При жизни Мохам­меда христианство навсегда утратило свою историческую миссию в Аравии. Поэтому поводу цитированный выше католический автор H. I. Bestmann говорит, что превосходство христианских идей над религиозным мировоззрением арабов было, а под влиянием этих идей среди арабов распространилось скепти­ческое отношение к своей вере, как это видно из рассказа Ибн-Хишама 420 : «В одном из языческих праздников, посвященных одному почитаемому идолу, собралось много корейшитов, которые перед этим идолом приносили жертвы и совершали свои торжественные обходы вокруг идола, как это бывало ежегодно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

После того, его глашатаи ходили по городу и кричали, чтобы все отреклись от Христа и принимали жидовство, как и царь. Приведены были перед царя препод. Арефа с прочими узниками и после долгих увещаний отречься от Христа они были обезглавлены в числе 340 человек. Прекратив, по совету своих бояр и князей, избиение христиан Наджрана, Зу-Навас собрал много тысяч младенцев и девиц из этого города и всего округа Наджранского и часть их оставил при дворе своем для работ, а часть раздал своим вельможам и воинам и возвратился в свою столицу. Отсюда он послал послов к персидскому царю Кободу 93 с предложением избить всех христиан, находящихся в Персии, и к северно-арабскому князю Аламундару 94 , которому обещал много золота за избиение христиан, живших в его стране». В письме к нему, Зу-Навас похвалялся своей жестокостью, проявленной в отношении христиан, живших в Зафаре и Наджране. Греческий император Иустин, когда узнал об этом, умолял эфиопского царя Елезвоя идти войной на Зу-Наваса, так как пределы их владений были близки. Елезвой и сам уже знал о зверствах Зу-Наваса, который избил в химьяритских владениях эфиопские гарнизоны. Поэтому он со­брал 120 тысяч войска и 130 кораблей, кроме исправленных старых, и выступил в поход. Часть войска он отправил сухим путем, а сам с остальным войском двинулся морем к пределам владений Зу-Наваса, которого он рассчитывал окружить с моря и суши. Зу-Навас, услышав об этом, также собрал войско и выступил на встречу к кораблям Елезвоя. Часть войска Елезвоя высадилась на берег выше стоянки Зу-Наваса, напала на его столицу – Фаре 95 и захватила в плен царицу и сокровища, а затем и главные силы Зу-Наваса были разбиты, причем Зу-Навас пал от меча Елезвоя в 529 г. по Р. Хр. 96 . В городе Наджране было восстановлено христианство . Сына мучен. Арефы Елезвой назначил правителем города, а царем химьяритским абис­синца Авраамия, человека благочестивого и доброго, и затем отплыл в Эфиопию 97 . Новопоставленный наместник Иемена Авраамий известен у мусульманских писателей под именем Абрахи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Отсюда он послал послов к персидскому царю с предложением избить всех христиан, находящихся в Персии, и к князю арабскому Аламундару 75 , которому обещал много золота за избиение христиан, живших в его стране. Греческий император Иустин, когда узнал об этом, умолял эфиопского царя Елезвоя идти войной на Зу-Наваса, так как пределы их владений были близки; но Елезвой и сам еще ранее знал о зверствах Зу-Наваса, который избил в химьяритских владениях эфиопские гарнизоны. Елезвой собрал до 120 тысяч войска и 130 кораблей, кроме исправленных старых, и выступил в поход. Часть войска он отправил сухим путем, а сам с остальным войском двинулся морем к пределам владений Зу-Наваса, которого он рассчитывал окружить с моря и суши. Зу-Навас, услышав об этом, также собрал войско и выступил на встречу к кораблям Елезвоя. Часть войска Елезвоя высадилась на берег выше места стоянки Зу-Наваса, напала на его столицу (Фаре 76 ) и захватила в плен царицу и сокровища, а затем и главные силы Зу-Наваса были разбиты, причем Зу-Навас пал от меча Елезвоя. В городе Наджрасе было восстановлено христианство . Сына мученика Арефы Елезвой назначил начальником города, а царем химьяритским – некоего Авраамия, человека благочестивого и доброго, и затем отплыл в Эфиопию 77 . Новопоставленный наместник Йемева Авраамий известен у мусульманских писателей под именем Абрахи 78 . Он имел попытку ввести христианство в самой Мекке и с этой целью предпринял поход в Мекку, окончившийся неудачей вследствие появления в его войске оспы. Год этого похода известен у арабов под именем «год слона» и соответствует году рождения Мухаммеда, т. е. 570 г. по Р. Х. И воины Абрахи с тех пор назывались «люди слона», так как в его войске были слоны. В Коране (гл. 105) рассказывается об этом случае в следующих выражениях: «Не вспоминал ли ты (т. е. Мухаммед), как поступил Господь твой с людьми слона? He обратил ли Он умысла их к их погибели? Он послал на них стаи птиц: они бросали в них камни из обожженных глиняных глыб. Так Он сравнял их с потравленной нивой».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010