Пол Фрегози Часть VI. Отклонение на юг. Освобождение в Лузитании. Португалия, 1079–1147 Отвоевание Иберии касалось не только Испании, а джихад в Иберии действовал не только против Испании. Помимо Франции, у Испании имелся еще один сосед, Португалия, выросшая из суматохи, неразберихи и крови неумолимого конфликта между христианами и маврами. Португалия, в то время графство, присоединенное к Кастилии, известное в предыдущие века как Лузитания еще до того, как стала частью Римской империи, обрела независимость в XII веке, когда её оккупировали частично мавры, а частично кастильцы. Её борьба за независимость оказалась жестокой и ожесточенной. Это история об алчности, интригах и крови, начавшейся, когда молодой французский рыцарь, потомок короля Генриха Бургундского, как-то утром въехал в Сарагоссу и предложил свой меч королю Альфонсо VI Кастильскому и Леонскому, а вскоре после этого женился на (незаконнорожденной) дочери короля Терезе. Присутствие Генриха Бургундского в Кастилии не случайно. Французские рыцари находились в авангарде крестоносцев, отправившихся воевать в Святую Землю. Иерусалим не всегда был единственным местом, привлекавшим этих христианских воинов. Испания, расположенная гораздо ближе к Франции, также была захвачена неверными маврами, а Кастилия и Арагон – переполнены французскими авантюристами благородного происхождения, которых манили на юг от Пиренеев пафосные призывы римского понтифика спасти Испанию от сарацин. Юные джентельмены Франции стекались за Пиренеи на помощь своим сражающимся испанским католическим родственникам не только из чувства христианского братства, но и, прямо скажем, из-за любви к приключениям и надеждам на большие награды. Беспокойные, амбициозные и предприимчивые, а некоторые даже надеющиеся создать из хаоса войны небольшое королевство для себя и своих детей! Такими они были! И таким был Генрих Бургундский. Правнук короля Франции Роберта Благочестивого, Генрих Бургундский принадлежал к тем рыцарям королевской крови, которые бродили по спорным и неспокойным землям Европы и Ближнего Востока с мечом в руке в поисках дела, за которое можно сражаться, и воюя за трон, на который можно взобраться. Он прибыл в Кастилию с самыми лучшими рекомендациями: будучи племянником недавно умершей королевы Кастилии Констанс, бывшей бургундской, и женой короля Альфонсо VI Кастильского и Леона. Возможно, король Альфонсо надеялся, что Генрих Бургундский окажется еще одним Сидом. Будучи королевской крови, он был готов, благодаря своему положению, присоединиться к королевской кастильской семье. Поэтому король отдал бургундскому рыцарю руку своей дочери, а в качестве приданого графство Португалия, принадлежавшее тогда Испании и часть кастильских владений, в основном занятых мусульманами.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Роберт Гвискар слишком увлекался походами против византийцев на материке, чтобы заниматься ещё и Сицилией, и отправил своего брата Роджера сражаться с мусульманами. Роджер высадился недалеко от Масары в 1061 году во главе двухтысячной армии и занял город. В ответ мусульмане призвали к джихаду против неверных. Особо запутанная семейная ситуация, кажется, вдохновила высадку нормандцев именно в то время. Сообщается, что арабский губернатор Сиракуз, некий ибн аль-Тумна, из-за спора со своей женой Маймуной (бывшая жена ибн Маклати, правителя Катании, которого Ибн аль-Тумна убил в битве), призвал норманнов помочь против могущественного брата Маймуны, ибн аль-Хавваса, губернатора Кастроджованни. Брак часто не прост, даже с одной женой. А с четырьмя, как у мусульман, все значительно сложнее. Таким образом, на Сицилии мы снова обнаруживаем призрачное женское присутствие, по крайней мере частично ответственное за еще одну войну. Загадочный ибн аль-Тумна стал главным союзником Роджера Гвискара после прибытия норманнов на Сицилию, в то время как ибн аль-Хавас, скрывавшийся в своей крепости Кастроджованни, оказался их главным врагом. Оба мавра имели лишь мимолетное отношение к норманнскому завоеванию острова, так как они не продержались долго. Ибн аль-Тумна погиб в стычке в 1062 году, а ибн аль-Хаввас погиб около 1064 года, сражаясь со своим собственным союзником Айюб. Борьба за остров продолжалась более тридцати лет. Роджер возглавлял борьбу с маврами, пока ему не перевалило за семьдесят. Сначала это война не на жизнь, а на смерть шла между соперничающими бандами христиан и мусульман, бывшими авантюристами и негодяями, а не крестоносцами или приверженцами джихада. Однако в 1084 году сицилийская кампания приобрела сильный религиозный оттенок для христиан после того, как мавры в южной Италии сожгли церкви Реджо и поработили всех монахов монастыря Рокка д " Азино. Для Роджера Гвискара сицилийская кампания стала почти пожизненным занятием. Он лично руководил ею с самого начала в 1061 году и до конца в 1091 году, когда сдался последний оплот мусульман, Ното. На данном этапе уместно провести сравнение. В 1066 году норманнам в Англии потребовалось одно сражение и несколько недель, чтобы победить англичан; но норманнам потребовалось тридцать лет, чтобы победить арабов на Сицилии. Можно только предположить, что арабы оказались более заинтересованными бойцами, чем англичане. Возможно, джихад вдохновлял мусульман больше, чем Гарольд своих английских подданных. Примерно треть армии Вильгельма Завоевателя, вторгшейся в Англию, состояла из норманнов; остальные были французами из Пуату, Анжу и Бретани. Офицеры нормандской армии Роджера Гвискара на Сицилии состояли из норманнов, но многие рядовые были итальянцами и греками. После завоевания норманнами Сицилия вернулась в русло европейской жизни, от которой её отрезали два столетия мусульманской оккупации.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

«Пыль и пар, которые поднимались от сражающихся в этой смертельной схватке, стали такими, что мешали свету солнца и делали день похожим на ночь.» Объяснения туманны. Что ясно, так это то, что христианам предстояло проиграть. Внезапно настала очередь воинов аль-Андалуса броситься в атаку, прямо на холм, где, как они полагали, и справедливо, Альфонсо VIII король Кастилии и Леона на своем коне с ужасом наблюдал за происходящим; неизбежное поражение заменило ожидаемую победу. Испанцы сломались и бежали. Бойня, как нам говорят, была «очень ужасной», включая гибель 10 тысяч кавалеристов, чьи атаки в начале битвы прорвали линию Альмохада. Выжившие из христианской армии бежали вверх по холму, в безопасность, которую, как им казалось, даст им присутствие их побежденного короля. Арабские арбалетчики перехватили их, «разрывая на куски и растерев в пыль.» Они бросились в другом направлении, пытаясь спастись от безжалостного оружия своего врага. «Так погибла армия Альфонсо VIII, а его кавалерия, которой он так доверял, исчезла.» Альфонсо VIII бежал на север, галопом вскакал в южные ворота соседнего города Аларкоса и умчался через северные, не останавливаясь. Число умерших христиан было так велико, «что только Бог , сотворивший их, знает точно.» Эль-Мансур взял двадцать тысяч пленных в самом городе Аларкосе, но, к удивлению, и сильному раздражению мусульманских комбатантов, желавших получить свою добычу, рабов и женщин, вождь Альмохадов освободил их всех. Победоносные мусульманские воины почувствовали, что этот жест был «одним из рыцарских экстравагантных поступков, свойственных королям», и простили его за то, что он оставил их без добычи. Победа мусульман при Аларкосе потрясла христианский мир, особенно ближайших соседей Испании, Францию и Англию, где правил Ричард Львиное Сердце. Обе страны почувствовали себя в сильной опасности из-за новой исламской угрозы, внезапно появившейся всего в нескольких сотнях миль от их родины, и подумывали о том, чтобы отправить совместную экспедицию под руководством Ричарда и Филиппа II в Испанию.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В целом раввинистическая традиция склонялась к тому, чтобы признать астрологию допустимой и полезной. Авторитетным астрологом был, напр., Авраам бен Меир Ибн Эзра (1089-1164). Он род. в г. Тудела, много путешествовал, что нашло отражение и в его сочинениях. Его библейские комментарии, философские и поэтичные, но в то же время содержащие много сухих филологических рассуждений и даже завуалированных элементов довольно рационалистической «библейской критики», стали одними из самых авторитетных наряду с глоссами Раши. С XII в. евреи активно переводили с араб. языка на иврит и помогали христианам переводить сочинения араб. авторов на лат. язык. Переводческие центры были в Монпелье, Барселоне, Толедо. Наиболее известна династия переводчиков Тиббонидов (Йехуда бен Шауль ибн Тиббон, Шмуэль бен Йехуда ибн Тиббон и др.), внесших огромный вклад в разработку иудейской религиозно-философской терминологии. С христианскими переводчиками сотрудничал автор «Книги предания» (    ) Авраам ибн Дауд (ум. в 1180), переехавший из Кордовы в Толедо (подробнее о евреях-переводчиках см.: Steinschneider. 1893). Приток лит-ры с Востока способствовал распространению в Европе целого ряда мистических сочинений (помимо известной прежде кн. «Сефер Йецира» европ. раввины познакомились с лит-рой Хехалот), давших импульс к развитию каббалистического учения. В 1-й пол. XIII в. произошли серьезные перемены в Испании и Юж. Франции. В 1212 г. победа христ. войск при Лас-Навас-де-Толоса подорвала влияние Альмохадов в Испании. В 1236 г. христиане отвоевали Кордову, а в 1248 г.- Севилью. Отношение к евр. общинам на бывш. мусульм. территориях было терпимым. Иудеи рассматривались как лояльные союзники в борьбе с мусульманами. Поэтому в крупных городах были построены (или перестроены из мечетей) синагоги. Строгие законы против иудеев на практике не соблюдались. При дворах испан. правителей появились не только иудейские врачи и переводчики, но и астрологи. Иудеи были организованы в самоуправляющиеся общины (alhamia), обладавшие широкими правами (евр.

http://pravenc.ru/text/1237763.html

богослова Джона Уиклифа (между 1320 и 1330 - 1384). Военная кампания оказалась неудачной. После возвращения в Англию еп. Генрих Деспенсер и нек-рые командиры предстали перед судом за срыв сроков экспедиции, пренебрежение помощью членов королевской фамилии и сдачу захваченных ранее городов и крепостей французам. К числу К. п. против еретиков следует также отнести арагонский крестовый поход 1284-1285 гг. против кор. Арагона Педро III (1276-1285), отлученного от Церкви папой Римским Мартином IV. Крестовый поход против альбигойцев Папа Римский Иннокентий III благословляет поход против альбигойцев. Миниатюра из «Больших хроник Франции». 1332–1350 гг. (Brit. Lib. Royal. 16 G VI. Fol. 374) В ответ на это убийство папа Иннокентий III издал буллу, в к-рой обещал одарить землями, принадлежащими еретикам Лангедока, всех, кто примут участие в походе. На призыв откликнулись гл. обр. сеньоры из сев. областей Франции, хотя состав войска неоднократно менялся. Так, после 1-й экспедиции (1209) практически все участники похода, за исключением 30 рыцарей, вернулись домой. В том же году войско собралось в Лионе. После захвата г. Сервьян крестоносцы взяли г. Безье, население к-рого отказалось сдаться и было полностью уничтожено после штурма. В авг. сдался без боя г. Каркасон. Затем войска крестоносцев заняли Альби, Кастр, Фанжо, Лиму, Ломбер и Монреаль. После краткого перерыва боевые действия возобновились весной 1210 г. Были взяты Брам и Терм. После взятия Минерва 140 катаров, которые отказались отречься от ереси, были сожжены на костре. Затем в конфликт вмешался кор. Арагона Педро II (1196-1213), ранее придерживавшийся нейтралитета. В 1211 г. он принял от одного из руководителей похода, гр. Симона де Монфора, вассальную клятву за виконтство Каркасон и обещал женить своего сына Хайме на дочери графа. Однако в 1212 г., после успешного похода против мавров и битвы при Лас-Навас-де-Толоса, кор. Педро II выступил в защиту своего шурина Раймунда Тулузского. После того как попытка короля отстоять права сеньоров Лангедока на Соборе в Лаворе в 1213 г. не увенчалась успехом, его войска при поддержке отрядов графов Фуа и Тулузы осадили замок Мюре. Кор. Педро II погиб 12 сент. 1213 г. в сражении под Мюре, победу одержал Симон де Монфор. Владения последнего увеличились после захвата крестоносцами Тулузы в 1215 г. Кроме того, по решению IV Латеранского Собора Раймунд VII, сына Раймунда VI, был лишен прав на все земли: владения графа Тулузского были переданы Симону де Монфору; за Раймундом VII сохранилось лишь право наследовать маркизат Прованс.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

Впервые весь Дальн. Магриб был объединен под эгидой одной династии в сер. XI в., когда сюда с юга продвинулись берберы-лемтуна из конфедерации санхаджа, эмиры к-рых, Абу Бакр ибн Умар и его двоюродный брат Юсуф ибн Ташфин, в 50-х гг. XI в. стали приверженцами ригористского направления в маликитском суннизме и создали воинствующее движение Альморавидов (араб. «аль-мурабитун» - «приграничные стражи», от «рибат» - «порубежный оплот ислама»). Под лозунгами джихада Абу Бакр двинулся в юж. направлении, вглубь Африки, а Юсуф распространил свое господство на север вплоть до Алжира. В 1062 г. он основал Марракеш, куда в 1070 г. перенес свою резиденцию. Переправившись на Пиренейский п-ов, Юсуф в 1086 г. в битве при Заллаке (близ Бадахоса) разгромил кор. Леона и Кастилии Альфонсо VI. Преемником Юсуфа стал его сын Али ибн Юсуф (1106-1043), передавший власть своим потомкам. Ок. 1120 г. Абу Абдаллах Мухаммад ибн Тумарт выступил с проповедью, к-рая легла в основу учения Альмохадов (араб. «аль-муваххидун» - «единобожники»). Ибн Тумарт в противоположность буквализму Альморавидов, к-рых он в то же время обвинял в чрезмерной роскоши и гедонизме, исходил из мессианских идей о скором явлении махди и приближении конца света. Он сочувствовал мистицизму, считая своим наставником Абу Хамида аль-Газали (с его трудами он познакомился в Багдаде), и покровительствовал суфизму. В 1121 г. Ибн Тумарт объявил Альморавидам войну, а его преемник Абд аль-Мумин в 1130 г. принял титул халифа и в 1146 г. взял Марракеш, покончив с властью Альморавидов. В результате завоевательных походов Альмохады расширили пределы своей державы на весь Андалус и Магриб вплоть до Туниса. У Аларкоса (1195) им удалось одержать крупную победу над испанцами-христианами, но уже в 1212 г. халиф Мухаммад ан-Насир потерпел сокрушительное поражение при Лас-Навас-де-Толосе, а последний альмохадский халиф был низложен в 1269 г. К 1275 г. некогда могущественная империя, потеряв почти всю Испанию, окончательно распалась на 3 магрибских султаната и 1 андалусский.

http://pravenc.ru/text/2562382.html

С победой христиан при Лас-Навас-де-Толоса начался период т. н. Великой Реконкисты, в ходе к-рого практически весь Пиренейский п-ов перешел в руки христ. государей. В 1230 г. кор. Кастилии Фернандо III Святой (1217-1252) унаследовал корону Леона и окончательно объединил 2 королевства. После подавления выступлений нек-рых знатных семейств, возглавляемых представителями рода де Лара, Фернандо III начал серию военных кампаний против мусульман и завоевал важнейшие центры Андалуса - Баэсу (1227), Убеду (1233), Кордову (1236), Хаэн (1245), Севилью (1248). Некоторые мусульм. эмиры признавали себя вассалами короля Кастилии, чтобы избежать военного вторжения. Так, в 1241 г. был заключен договор с эмиром Мурсии; после взятия Хаэна признал себя вассалом кастильского короля эмир Гранады, к-рый затем принял участие в осаде Севильи. После взятия Севильи христианам сдались сразу неск. крупных городов Юж. Андалусии. Кор. Альфонсо X Мудрый (1252-1284) продолжил расширять границы королевства Кастилия, прежде всего в юж. направлении (король пытался начать военные действия против мусульман в Сев. Африке и получил одобрение Римских пап Иннокентия IV (1243-1254) и Александра IV (1254-1261), но предпринятый в 1254-1255 поход оказался неудачным). При Альфонсо X были завоеваны Картахена (1245), Ньебла (1262), Кадис (1262). В 1264 г. в Андалусии (в городах Мурсия и Херес) вспыхнуло восстание мусульм. населения из-за частых нарушений условий капитуляций и притеснения христ. поселенцами. Эмир Гранады, получив поддержку из Сев. Африки, начал войну против христиан. Альфонсо X в союзе с королем Арагона Хайме I захватил Мурсию и Херес, восстание было подавлено, однако военные действия против мусульман продолжались до 1272 г. Королю Кастилии удалось отторгнуть от Гранадского эмирата часть земель, мусульмане были изгнаны из мн. юж. районов. В числе прочего это привело к уменьшению плотности населения, т. к. христиан, переселившихся на эти земли, было немного, они концентрировались в основном в крупнейших городах долины р. Гвадалквивир.

http://pravenc.ru/text/674995.html

К несчастью для Альфонсо VI, Генрих не стал Сидом. Он оказался слабым генералом, потерял Сантарен из-за Кастилии в 1095 году и по своей халатности считался ответственным за смерть кастильского принца в более поздней битве против Альморавидов. Он сильно поругался со своим тестем и в гневе ускакал во Францию, где попытался найти поддержку против кастильской короны. Но не найдя сторонников, вернулся в свою португальскую вотчину, сражался за Арагон против Кастилии и потребовал большой кусок территории в вознаграждение. Ему, вроде, выделили два города в Леоне, в качестве награды, но он умер, не успев получить награду, во время посещения одного из них (Асторга) в 1112 году. Его вклад в войну против мавров и за Португалию был минимальным, но он оставил после себя трехлетнего сына Альфонсо Энрикеса, ставшего основателем королевства Португалия. Что касается его вдовы, Терезы, то она стала регентом, но так и не смогла решить, должна ли она называть себя королевой Португалии, инфантой или графиней. Она завела любовника, Фернандо Переса, лорда Коимбры и Порту, предпочитавшего её своей жене. У Терезы и Фернандо Перес родилась маленькая дочь, и они жили счастливо, если и не всегда, то, по крайней мере, несколько лет. Вскоре Португалия вступила в войну, но не против мавров, а против соседнего королевства Кастилия. Слишком слабая и не имеющая ни поддержки, ни желания сражаться против своей собственной страны, Тереза приняла кастильскую власть над Португалией. Альфонсо Энрикес, сын Генриха, освободил Португалию от сарацин, отделился от испанцев и создал королевство Португалия. Он добился этого не только потому, что боролся с мусульманами, которых сразу же признал главными врагами своей страны, но и тем, что воевал против Кастилии, отказавшись от кастильского правления и отправив свою мать и ее любовника обратно в Испанию. Шел 1128 год. Его первая крупная битва с маврами состоялась (и была выиграна) только одиннадцать лет спустя на юго-западе Португалии, где он разбил Альморавидов в их же крепости Орике. На самом деле, это – малоизвестная битва, в которой факты и вымысел, похоже, смешиваются в равных пропорциях. Никто даже толком не знает, где это произошло. Возможно, они сражались под Сантаремом. Утверждается, что Бог вмешался на стороне христиан; но, каковы бы ни были сомнения об этом вмешательстве, она остается битвой, которая возвестила о рождении независимой Португалии. После победы Альфонсо Энрикес провозгласил себя королем Португалии и позднее подписал соглашение о границе с Кастилией. Хотя значительную часть Португалии ещё занимали мавры, она теперь, всё-таки, считалась независимым государством.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

«Так закончилась империя владельцев Севильи, которые сильно любили свой город», – печально писал местный литератор, наблюдавший, как плачущие севильцы уходят в изгнание, из которого для большинства из них не было возврата. «Мусульмане потеряли этот прекрасный город, мечети и башни его заполнились крестами и идолами, а гробницы – осквернены.» Испанский джихад на западе Европы прекратился. Но османский джихад в Восточной Европе шёл уже более ста лет, и ему оставалось еще четыре столетия. 87 По преданию, Канут – король Дании, когда придворные величали его повелителем морей, приказал буре прекратиться. Ничего не произошло. После чего, Канут сказал придворным, что он – всего лишь человек, а настоящим владыкой морей является единый Бог. 88 Махди – последний преемник пророка Мухаммеда, своего рода мессия (масих), который появится перед концом света. 90 Битва при Форминьи, 15 апреля 1450, решающее сражение Столетней войны, завершившееся полной победой французов, английская армия в Нормандии была почти полностью уничтожена. Общие потери убитыми около 4,5 тысяч человек. 91 Битва при Бленхейме, 13 августа 1704, главное сражение войны за испанское наследство. Армия союзников (Англии, Шотландии, Австрии, Пруссии, Голландии) разгромила франко-баварскую армию. Общие потери убитыми около 10,5 тысяч человек. 92 Битва при Ватерлоо, 18 июня 1815, решающее поражение Наполеона I от союзников (Великобритания; Пруссия; Нидерланды; Ганновер; Нассау; Брауншвейг-Люнебург). Потери убитыми с двух сторон около 28 тысяч человек. 93 Битва на Марне, 5–12 сентября 1914, крупное поражение немцев от англо-французских войск, во время Первой Мировой Войны. Потери убитыми и ранеными с двух сторон около 513 тысяч человек. 94 Сталинградская битва, 17 июля 1942 года – 2 февраля 1943, одно из важнейших Великой Отечественной войны. Убито и ранено с двух сторон около 2,6 млн. человек. 95 После взятие Константинополя в 1204 крестоносцами, город стал столицей Латинской Империи, во главе с графом Балдуином I Фландрским (1171–1205). В 1228 империю возглавил Балдуин II де Куртене (1217–1273), которому едва исполнилось 11 лет. К 1237 году территория Латинской Империи уменьшилась до стен Константинополя. Чтобы раздобыть денег латинский император продавал византийские реликвии. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Путь приведет испанцев к другому каньону, и они пройдут на равнину, откуда смогут атаковать мусульман. Затем пастырь указал царю дорогу, поцеловал руку короля и исчез, чтобы больше никогда не появиться. Испанцы клялись, что пастырем был святой Исидор, покровитель Мадрида. На следующий день по этому тайному пути испанская армия обошла мусульманские войска, которые, к своему удивлению, внезапно оказались лицом к лицу с армией короля Альфонсо VIII, появившейся на равнине Меса-дель-Рей. Альфонсо VIII решил, что его уставшие войска должны отдохнуть пару дней, до понедельника, 16 июля. В те дни существовал определенный ритуал сражения, которые соблюдали обе стороны, какие бы убийства ни происходили впоследствии. Война, какой бы кровавой и ожесточенной ни была, происходила между джентльменами, даже если они были испанцами и маврами. Мусульмане не беспокоили христиан. Суббота стала временем для исповеди, и в полночь на воскресение солдаты христианской армии отслужили мессу, подошли к причастию, а затем выстроились в боевой порядок. Король Альфонсо VIII и его кастильцы стояли в центре боевой линии, слева от него архиепископ Родриго, совсем не похожий на епископа в своих доспехах и с обнаженным мечом, в окружении рыцарей Сантьяго и Калатравы, а также тамплиеров и Санчо. Рядом находились наваррцы. Справа находились воины из Арагона и их король Педро. Из далекого Толедо другой монарх, Леопольд VI Австрийский, спешил на битву, но прибыл слишком поздно. Напротив, выстроилась мощь ислама. Альмохады из Северной Африки, негры из Западной Африки, андалузцы. Мохаммед I, сидевший сзади, читал коран, члены его личной негритянской охраны, все прикованные друг к другу цепями, чтобы не сбежать, стояли в наручниках рядом. Испанцы атаковали, подавив первые линии легкой мусульманской пехоты. Христианские рыцари в тяжелой броне оттеснили два крыла армии Альмохадов. Разгорелась ожесточенная битва. Это короткое предложение означает длинный список погибших. Центр Мохаммеда, в основном из кавалерии, не выдержал, когда их контратака не удалась.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010