Святыни и памятники Средиземноморского побережья Абу-Гош Последнее наше путешествие – к городам и памятникам древнего финикийского побережья. Мы отправляемся из Иерусалима по Тель-Авивскому шоссе, осматривая по дороге основные находящиеся здесь достопримечательности. В 11 км от Святого Града лежит, к северу от шоссе, деревня Абу-Гош. В XIX в. это было разбойничье гнездо одного из бедуинских шейхов, достаточно сильного для того, чтобы нагонять страх на путешественников, но не для того, чтобы быть опасным турецким властям. В результате перед самым въездом в Иерусалим возникли своеобразные феодальные «Мытищи», владелец которых с молчаливого разрешения турок еще и во времена А.Н. Муравьева взимал узаконенный «мыт» с проходящих паломников. В древности на этом месте находился ханаанский город Кириаф-Ваал («город Ваала») или Кириаф-Иарим (город лесов). Здесь, на стыке межплеменных границ колен Иуды и Вениамина, пролегал рубеж Филистимской земли, что делало ущелье Ваала важным стратегическим пунктом. Кириаф-Иарим нередко упоминается в Ветхом Завете. В течение двадцати лет здесь пребывал Ковчег Завета. И послали послов к жителям Кириаф-Иарима сказать: Филистимляне возвратили Ковчег Господа; придите, возьмите его к себе. И пришли жители Кириаф-Иарима, и взяли Ковчег Господа, и принесли его в дом Аминадава, на холм, а Елеазара, сына его, посвятили, чтобы он хранил Ковчег Господа. С того дня, как остался Ковчег в Кириаф-Иариме, прошло много времени, лет двадцать ( 1Цар. 16, 21–7,2 ). Потом Давид торжественно перенес его в Иерусалим. Первоначально селение было расположено на вершине Дейр-аль-Асхар, где стоит современный католический храм с большой статуей Богоматери с Младенцем. Храм построен на развалинах византийской церкви V в., от которой сохранились фрагменты мозаичного пола. Со временем жители спустились в долину. Возможно, это произошло во II в. н.э., когда здесь был расквартирован Х легион, для которого было создано водохранилище над источником, встроенное позже в арабский караван- сарай.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Слова пророка над всякою крепостью он смеется: насыпает осадный вал, и берет ее относятся, безусловно, к искусству взятия крепостей халде­ями, к войнам Навуходоносора. Однако уж очень напоминает это описание взятие неприступного города Тира Александром Македонским. Это отмеча­ет толкователь книги пророка Аввакума св. Кирилл Александрийский . Само название древнего финикийского города Тир (Цор, ) означает «скала». Город Тир состоял из двух частей. Одна из них находилась на скале на не­большом острове и была совершенно неприступной крепостью. Другая нахо­дилась на материке и именовалась Пале-Тир. При городе находились две га­вани, с которых финикийцы вели обширнейшую по тем временам торговлю. Халдейский Царь Навуходоносор тринадцать лет держал в осаде город Тир. Однако взять его смог только Александр Македонский уже в 332 г. до Р.Х. Александр, затратив огромные усилия и издержки, построил земляную плотину от Тира на материке до Тира на острове-скале, тем самым превратив остров в полуостров. Город был взят, сожжен. Десять тысяч жителей предано смерти, а сорок тысяч продано в рабство. Плотина Александра Македонско­го, превратившая остров в полуостров, в виде руин так и осталась памятни­ком искусства древних завоевателей. Описание посланного нечестивым иудеям Божьего бича – не знавших ни­каких преград халдейских орд и их царя-победителя, пророк завершает сло­вами: 1.11 Тогда надмевается дух его, и он ходит и буйствует; сила его – бог его. То было время халдеев, время, когда Бог все и всех предал в руки их. И, как оно в таких случаях бывает, халдеи и их царь все приписали себе, своей силе и своей мощи. Не зная преград и сопротивления, надмевает­ся дух его. Одержав блистательные победы, разорив города и страны, от­строив свой столичный город Вавилон, царь Навуходоносор, расхаживая по царским чертогам, сказал: Это ли не величественный Вавилон, кото­рый построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия! 93 . Так надмевался дух его. И он ходит и буйствует, оставляя после себя развалины и пепелища. Сила его – бог его. Все боги бессильно покорялись его силе, оставалась она одна сила его – бог его. Она безраздельно царствовала всюду.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Ст. 19. Фараона царя Египетского, и слуг его, и князей его, и весь народ его, и всех воо6ще. После Иерусалима пил Фараон, царь Египетский и его сторонники, пили князья и весь народ, всякий народ, не Египетский только, но и живущий во областях Египта, который LXX перевели συμμχτους, т. е. смешанный, народ не Египетский, а пришлый и чужестранный. И всех царей земли Авситидийской, которая по еврейски называется Us и из которой происходил Иов, как повествует история: человек некий бяше в стране Авсидийстей ( Иов. 1, 1 ). Следует заметить, что этого стиха у LXXhem, а Феодотион вместо Ус перевел остров. Ст. 20. И всех царей земли Филистимской и Аскалона, Газы, Аккарона, и остатки Азота. Указал на землю Филистимскую, т. е. на страну Палестинян вообще, и в частности на города их: Аскалон, Газу, Аккарон и Азот; умолчал об одном только Гефе, который разумеется под словом остатки. Ибо это именно означают слова: и остатки Азота, так как округа, города Гефа лежит в соседстве и смежно с Азотом, который по еврейски называется Esdot. А что Палестиняне были отведены в плен и подвергнулись опустошению от Вавилонян, об этом пишет Исаия. Ст. 21. Идумею и Моава, и сынов Аммона, и всех царей Тара, и всех царей Сидона. Идумея – область, в которой находятся горы Сеир и которая по еврейски называется Едом; Моав и Аммон – потомки Лота близ Мертвого моря. Тир и Сидон – главные города на финикийском берегу, также покоренные во время на- шествия Вавилонского и имевшие Карфаген своею колонией, почему по неправильному произношению, называются Poeni вместо Phoeni. Их язык значительно близок к языку еврейскому. Ст. 22. И царей островов, которые за морем. Разумеет Кипр, Родос и острова, называемые Κυχλδες (Цикладами); ибо и эти острова были захвачены Вавилонянами. Ст. 23. И Дедан, и Феман, и Буз, и всех стригущих волосы. Это народы пустыни, соседние и смешанные с областями Измаильтян, которых теперь называют Сарацинами, и о которых говорится: стригущих волосы. Ст. 24. И всех царей Аравии, и всех царей Запада, живущих в пустыне. Этого у LXX нет. Итак после Дедана, Фемана, Буза и Измаильтян продолжает перечисление стран. И всех царей Замри. И этого у LXX нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Стих 13: Придя же в страны Кесарии Филипповой. — Этот Филипп — брат Ирода, о котором мы сказали выше, четверовла–стник Итуреи и Трахонитской страны, построивший Кесарию, — ныне называемую Панеас, — в честь Тиверия Кесаря и в честь имени Кесаря, равным образом и своего имени назвавший ее Кесарией Филипповой, а находится она в области финикийской: он подражал отцу своему Ироду, который в честь кесаря Августа назвал Кесарией [поселение], которое прежде называлось башней Стратона, а в честь имени дочери его построил за Иорданом Юлиаду. Место Кесарии Филиппа находится там, где у подножия Ливана истекает Иордан; там есть два источника: один по имени Иор, другой– Дан; они после соединения в одно название образуют имя: Иордан. [Стих 13, окончание]: И спросил Он учеников Своих так: Кем называют люди Сына человеческого? [Quern dicunt homines esse Filium hominis= Кто, по словам, или: по мнению, людей есть Сын человеческий  . — Он не сказал: «Кем люди называют Меня», но: «Сына человеческого», чтобы не показалось, что Он с тщеславием спрашивает о Себе. При этом обрати внимание, что там, где в Ветхом Завете написано Сын человеческий, в еврейском тексте стоит: сын Адама. Например (ut), то, [или: и то], что мы читаем в псалме: Доколе тяжкие сердцем сыны человеческие , на еврейском языке читается: сыны Адама. И он дает прекрасный (pulchre) вопрос: Кем называют люди Сына человеческого? потому что говорящие о Сыне человеческом суть люди; а те, которые понимают Его Божество, называются не людьми, а богами. Стих 14: Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. [Стих 15, начало]: Он говорит им. — Я удивляюсь тому, что некоторые толкователи отыскивают причины заблуждений отдельных людей и измышляют весьма длинные разъяснения по вопросу о том, почему одни в Господе нашем Иисусе Христе видели Иоанна, другие — Илию, третьи Иеремию или одного из пророков; когда [на самом деле] они могли ошибаться относительно Илии и Иеремии подобно тому, как Ирод впал в заблуждение относительно Иоанна, говоря: Это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Такой знаток Палестины, как бл. Иероним, тоже упоминает Гергесу (De situ, 130; ср. также Euseb. Onomasticon 1, 74). Некоторое время назад идентификация места евангельского эпизода как Гергесы вызывала возражения, основанные на том, что в эпизоде этом упоминаются могильные пещеры (5:2: «И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, [одержимый] нечистым духом»); однако подобные захоронения совсем вблизи от Гергесы были тем временем найдены (см. J. Gnilka, Das Evangelium nach Markus, I, 3. Aufl., Zurich, 1989, S. 201, Anm. 9). Вытеснение в рукописной традиции первоначального топонима обоими другими не имеет в себе ничего странного: о Гергесе не слыхал никто, во всяком случае, за пределами Палестины, между тем как Гераса была одним из важнейших городов Десятиградья, да и Гадара пользовалась большей известностью. (Впрочем, в пользу Гадары отчасти говорит то обстоятельство, что она была город языческий, и возле нее сравнительно легче представить себе стада свиней — ритуально нечистых животных, разведение которых, не говоря уже об употреблении в пищу мяса, строго воспрещалось евреям, ср. Лев 11:7 («и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас») и Втор 14:8 («и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены, но не жует жвачки: нечиста она для вас; не ешьте мяса их, и к трупам их не прикасайтесь»). Но это не очень сильный довод: языческого населения в Галилее было вообще немало). 5:7  Сын Бога Вышнего. Словосочетание «сын Вышнего» (арам. [бар эльйон]) употреблено в одном Кумранской тексте, где о некотором лице говорится: «Он будет именован сыном Божьим, и его назовут сыном Вышнего» (см. также в Словаре общих понятий статью «Сын Божий»). «Вышний» — передача древнего семитского божьего имени «Эльон», имеющего соответствия и в других языках, в частности, в финикийском. «Священником Бога Вышнего» назван в Ветхом Завете Мельхиседек (Быт 14:18 («и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего»), ср.

http://predanie.ru/book/217042-evangeliy...

Ученики были теперь с Небесным Учителем в течение двух лет, неразлучно и возвысились до истинного понимания Его достоинства. Для их верующих душ ощутительно было, что царство Христово будет распространяться более и более в течение беспредельного будущего. Мир и блаженство, возвещенные пророками, вступали в мир. Восходила над ним заря спасения. Благодатная ночь с ее удивительными видениями на Фаворе миновала. Иисус возвращался к Своему малочисленному обществу учеников, ожидавших Его у подножия Фавора. Эта местность обозначается в книгах Св.Писания Кесарией Финикийской. Иудейское население Кесарии, услышав о прибытии Христа в это место, собралось увидеть и послушать Его. Поэтому как только народ увидал, что Он сходит с Фавора, то двинулся к Нему встретить Его. Он сохранял еще, по изъяснению св. Иоанна Златоуста , вокруг Своего чела отблеск небесной славы. Все подошли к Нему и поклонились. Появление Иисуса было благовременно. Произошло событие, возбудившее немало острых, задевающих самолюбие споров и пререканий между некоторыми из надменных книжников и учениками Спасителя. О чем вы спорите с ними? – спросил наш Господь ( Мк.9:16 ). «Учитель, – отвечал Ему один из иудеев, преклонив свои колена, – я привел к Тебе сына моего. Он тяжко страдает, одержимый духом немым. Где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли» ( Мк.9:17–18 ). Это бессилие учеников вызвало насмешки и нападение фарисеев, находившихся в толпе. Иисус был печально затронут общим неверием. В этот смутный час никто не имел веры: ни отец бесноватого, ни книжники, ни народ, ни даже – о страх искушения! – даже ученики. Иисус воскликнул, негодуя: О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? ( Мф.17:17 ). Но при одном только виде скорби, требующей исцеления, или утешения, или облегчения, сострадание побороло в Человеколюбце всякое другое чувство. Приведите его ко Мне сюда, – сказал Он ( Мф.17:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Царь Манассия: нечестие и покаяние      Сын Езекии Манассия пошел по стопам деда, а не отца. Став в двенадцать лет соправителем своего отца, а с 687 года царем, он правил пятьдесят пять лет в Иерусалиме. При нем возродились языческие мерзости. Имя его по-еврейски звучало: «Менаше», что значит: предающий забвению. Оно соответствовало характеру его правления: он предал забвению благочестие отца. Из повествования, которое делает священный писатель, следует: царствование Манассии — самая порочная эпоха Иудейского царства. Он не только восстановил все уже вводимые ранее, при нечестивых предшественниках, языческие культы, но учредил еще и новые (например, сабеизм — поклонение светилам). Жертвенники этого идолопоклонства он построил даже на обоих дворах Иерусалимского храма. Подобно Ахазу Манассия ввел в Израиле омерзительный и ужасный культ Молоха — сиро-финикийского и аммонитянского идола. Это — медная статуя с бычьей головой, человеческим туловищем и прочими человеческими членами. Он был пуст внутри, имел опущенные вниз руки. На них клали обреченных ему в жертву детей, сгоравших от пылающего снизу пламени. Местом служения этому культу была долина Енома (или Генома), откуда происходит слово «геенна». Он гадал, ворожил и завел вызывателей мертвецов и волшебников. По древнему достоверному преданию, именно при царе Манассии был умучен величайший пророк Исаия. Для сугубого мучительства использовалась деревянная пила, которою пророк был перепилен между кедровыми досками за обличение царя Манассии. Жертвоприношение Молоху      Священный писатель 4-й книги Царств повествует о правлении Манассии достаточно кратко, но из параллельного текста во 2-й книге Паралипоменон (32, 11–20) известно, что Господь наказал царя, предав его в руки ассирийцев: заковали они Манассию в кандалы и оковали его цепями, и отвели его в Вавилон (2 Пар 33, 1). В плену Манассия раскаялся, просил у Бога прощения и был возвращен в Иудею, где старался загладить последствия тяжких своих грехов: отменил идолослужение, восстановил Иерусалим и другие города. Прочие дела Манассии, и молитва его к Богу своему, и слова прозорливцев, говоривших к нему именем Господа Бога Израилева, находятся в записях царей Израилевых (2 Пар 33, 18). По-видимому, речь идет о не дошедших до нас летописях, которые обычно составлялись при царях. Поэтому в еврейском тексте покаянная молитва Манассии не сохранилась. Она дошла до нас в греческой Библии и составляет неканоническую часть 2-й книги Паралипоменон (в 36-й главе). Молитва является выражением горячего молитвенного чувства, глубокого раскаяния в совершенных грехах и потому считается образцом покаяния. Об этом говорится в чинопоследовании Таинства исповеди: «Манассиину молитву приемый...» Ему наследовал двадцатидвухлетний сын Аммон, который ходил путями нечестия. Через два года его убили слуги. 7 июня 2017 г. Рейтинг: 7.4 Голосов: 342 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/104111.html

Что касается «царей Аравийских», то большинство историков сходятся во мнении, что под ними следует понимать правителей государств, живущих «по ту сторону реки Евфрат», которые, видимо, сами раз в год платили налог за право своих купцов вести транзитную торговлю через Израильское царство. Правда, официально это называлось не налогом, а «подарками», а поводом для их преподнесения объявлялось желание встретиться с Соломоном и насладиться его мудростью. «Царь Соломон превосходил всех царей земли богатством и мудростью. И все цари на земле искали видеть Соломона, чтобы послушать мудрости его, которую вложил Бог в сердце его. И они подносили ему каждый от себя в дар сосуды серебряные и сосуды золотые, и одежды, и оружие, и благовония, коней и мулов, каждый год» ( 3Цар. 10:23-25 ). Одновременно в этот период резко увеличился импорт товаров, производимых в Израильском царстве, в Египет, Тир и другие соседние страны. В основном это, разумеется, были продукты сельского хозяйства — крупный и мелкий рогатый скот, пшеница, рожь, мед, оливковое масло и т. д. Все это пополняло доходы как еврейских купцов, так и простых пастухов и земледельцев. Значение же импорта израильских товаров для Египта было таково, что, судя по дошедшим до нас письменным источникам, для обозначения меда, оливкового масла и вина египтяне использовали в ту эпоху ивритские слова. Еще одним важным шагом, предпринятым Соломоном в области внешней политики, стало укрепление союза с царем Тира (Цора) Хирамом. Хирам в свое время был первым царем, который сразу после воцарения Давида в Иерусалиме направил к нему делегацию с богатыми дарами и пожеланиями мира и благополучия его царству. Впоследствии он прислал к Давиду зодчих, построивших его дворец в Иерусалиме в характерном финикийском стиле. Судя по всему, уже при жизни Давида между Тиром и Израильским царством существовали торговые контакты. Вдобавок Давид с его мощной армией выступал в качестве союзника и гаранта безопасности Тира, обеспечивая неприкосновенность границ и никогда не пытаясь посягнуть на независимость последнего.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-solomon/?f...

Дейссен (Allg. Gesch. d. Phil, l, 2. 282, примеч.) рассказывает, что однажды, когда он был в Индии (декабрь, 1892 г.), к нему, вместе с другими, пришел старый, едва прикрытый одеждою, пандит, – пришел ощупью, так как, говорили, что он совсем слеп. Когда Дейссен участливо спросил старика о причине слепоты, он, ни минуты, не колеблясь и не изменяя своему хорошему настроению духа, ответил: «причина – какое-нибудь, совершенное в одно из прежних рождений, преступление». 1602 В позднейших текстах (особенно в Законах Ману, кн. XII) подробно указано, кому, за что именно и какая предстоит посмертная участь. Подробности см. у Милославского, op. cit., стр. 82–86 и др. 1603 Литература. Важнейшими пособиями для изучения финикийской религии являются Sanchoniathonis Berytii quae feruntur fragmenta (издание Orelli), затем сведения Филона Беритского в Fragmenta Historicorum Graecorum (издание Müller’a Didot), начавшее издаваться с 1881 г. Corpus inscriptionum semiticarum. Финикийской религии касаются и клинообразные записи (издание Шрадера). Много о сидоиских и тирских культах сообщает Библия, и многие узаконения Ветхого Завета направляются против этих культов. Капитальное исследование, доселе не утратившее своей ценности и к некоторым из воззрений которого ныне оставленным еще может быть вернутся, принадлежит Movers’y – Die Phönizier. Затем должны быть названы Renan-Mission de Phénicie, Schröder-Die Phonizische Sprache. Berger-la Phenicie (в словаре Lichtenberger’a) Pietschmann-Geschichte der Phönizier: C.-P.-Tiele-la Religion des Pheniciens (R.H.R.T. III). M. Muller-Asien und Europa nach den altägyptischen-Denkmälern. Baudissin – Studien zur semitischen Religionsgeschichte M. de Vogüé-Souvenirs d’une excursion en Phénicie, Mélanges d’ archeologie orientale. Названным авторам кроме указанных монографий принадлежит еще много статей и исследований касающихся финикийской религии. Курсы, сочинения и авторы, указанные для изучения ассиро-вавилонской и других религий древнего востока в большей части, являются нужными и для изучения финикийской религии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Утвердившись на троне, Амврий (евр. Омри, 885 – 874) проявил себя одним из способнейших правителей северных колен. Он радикально изменил политику своих предшественников в отношении к южному царству, с которым установил мирные отношения. На севере Амврий заключил союз с Финикией и скрепил его браком своего сына Ахава с дочерью царя Тира. Оценив стратегические преимущества Самарийского холма, Амврий основал на нем город Самарию и сделал его постоянной столицей вместо Фирцы. Эти меры, предпринятые Амврием, объясняются сложившейся в то время ситуацией – усилением дамасской Сирии, которая все более угрожала северному царству. Моавитский камень свидетельствует о завоевании Амврием Моава. АХАВ (874 – 853), сын Амврия, следовал политике своего отца. Союз с Иудой он скрепил браком своей дочери Гофолии с Иорамом – сыном Иосафата иудейского. В навязанных северному царству войнах с Сирией Ахав одержал две победы над Венададом II. Из ассирийской надписи мы узнаем, что Ахав в составе антиассирийской коалиции двенадцати царей в 853 году участвовал в битве с Салманасаром III при Каркаре (в северной Сирии), выставив 2000 колесниц (самый большой контингент) и 10 000 пехоты. Несмотря на внешние успехи, священный автор изображает Амврия и Ахава как самых нечестивых царей северного царства, развратителей Израиля. «Амврий... поступал хуже всех, бывших пред ним» (16, 25). Вторжение при Амврии культа финикийского Ваала через союз с Тиром имело самые печальные последствия. Ахав еще больше своего отца отличился в религиозном развращении израильтян: он не только следовал «греху Иеровоама», но после того как «взял себе в жену Иезавель, дочь Ефваала, царя Сидонского, стал служить Ваалу и поклоняться ему» (16, 31). Иезавель оказалась фанатичной последовательницей и проповедницей финикийского ваализма. Ее религию не просто терпели, но предоставили ей официальный статус. В Самарии были устроены капище и жертвенник Ваалу, т. е. Ваал-Мелькарту, главному божеству Тира и Сидона, а также «ашера» (РБ – «дубрава»), и сам царь, а за ним и народ, стали последователями ваализма. При попустительстве Ахава Иезавель поставила целью сделать культ финикийского Ваала единственной официальной религией Израиля; это видно из того, что она избивала ревнителей истинной религии – пророков Господних (18, 3–5) и вела личную борьбу против пророка Илии (19, 1–3). Эти факты, а также коварное убийство Навуфея, подготовленное Иезавелью с целью овладения его виноградником (21, 7–15), свидетельствуют о жестокости и низком нравственном уровне этой царицы-язычницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010