Он спас Божиим содействием Евреев от воинственных Мадианитян, хотевших покорить иудеев своему языческому безбожному игу. Когда он умер в глубокой старости, после него осталось 70 сыновей, так как он был многоженец; кроме того, он имел сына от служанки, Авимелеха. – По смерти отца, Авимелех пришел в один город земли своей, и упросил родственников своих – по матери, чтобы они постарались расположить в его пользу жителей его, выставляя им на вид, что им невыгодно будет подчиняться семидесяти сыновьям Гедеоновым, а лучше признать над собою власть при том – того, который близок к ним по родству. А жители того города (Сихема) Евреи, уже ввели у себя служение языческому божеству Ваалу, и успели устроить капище финикийскому божеству, названному Ваал-вериф, т.е. сберегатель союзов и клятв. У этих людей, богоотступников, Авимелех нашел себе приверженцев. Они величали его братом своим и дали ему денег из капища своего божка. На незначительную сумму он нанял праздных и бездомных людей, пришел с ними в дом отца своего покойнаго, и избил братьев на одном камне, исключая одного младшаго брата Иоафама, который успел скрыться. После того все жители города собрались на одном месте и там у дуба поставили Авимелеха царем. В это самое время на близ лежащей горе Гаризине неожиданно показался Иоафам и громким голосом кричал: “послушайте меня, жители Сихема, и послушает вас Бог”. Когда сделалось молчание, он продолжал: “когда-то деревья решились непременно помазать над собою Царя. И сказали маслине: будь у нас Царем. – Маслина отвечала: разстанусь ли я с тучностию моею, которую употребляют, чтобы почтить богов и людей, и стану ли трястись над деревьями? Деревья сказали смоковнице: приди ты, царствуй над нами. – Смоковница отвечала: разстанусь ли я с сладостью моею и с прекрасным плодом моим, и стану ли я трястись над деревьями? Деревья сказали виноградной лозе: приди ты, царствуй над нами. – И виноградная лоза отвечала: разстанусь ли я с соком своим, который веселит богов и людей, и стану ли трястись над деревьями? Наконец, все деревья предложили терновнику: поди ты, царствуй над нами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Первоначально Илия, Богом питаемый, жил на Хориве. Но высох и его ручей, и тогда Господь повелел ему идти в город Сарепту к одной вдовице. Сарепта была за пределами царства израильского в земле финикийской. В своем отечестве пророк не мог найти себе пристанища: его везде искал Ахав, раздраженный его обличением и засухой. И пророк пошел в указанный ему город, в чужую землю, тоже пораженную засухой. Он шел по земле, печально черневшей без зелени и воды, дышал воздухом, напитанным пылью, вся его родная земля стала пустынею, везде народ ждал смерти, как неминуемого конца. Но вот показалась и Сарепта с ее стенами и башнями. У ворот Сарепты Илия увидел женщину, бедно одетую, собиравшую дрова. «Принеси, сказал он ей, мне сейчас немного воды, и я напьюсь Она, ничего не возражая, пошла за водой. Заметьте, что она не отказалась напоить в такую страшную засуху, когда была дорога всякая капля воды, человека незнакомого и даже чужеземца. А у ней был сын, у которого она отнимала эту воду. Вот как должно уповать на Бога и любить ближнего своего. Пророк понял из ее поступка, что это именно та вдова, которая должна, по воле Божией, пропитать его, но, желая ее еще испытать, воскликнул вослед ей: «принеси мне в руке своей кусок хлеба, чтобы мне вкусить его!» Но этого вдова уже не могла дать ему. «Жив Господь Бог твой», т. е. Бог свидетель, отвечала она, «если есть у меня опреснок (небольшой хлебец). Есть у меня немного муки и масла, и вот я наберу дров, приготовлю пищу себе и сыну, съедим ее, а потом умрем». И на эту просьбу пророка вдова не обиделись, а отвечала кротко и печально. А мы так ли бы поступили? Хорошо бы – если так. А то иной и отказать просящему откажет, да еще наговорит ему много горьких слов: «вот, в такую пору да ходят тут еще попрошайки, самим есть нечего, а тут им подавай» и т. п. Тяжело слушать бедняку такие речи! Но послушайте, как Господь наградил добродетель вдовицы. Не успела она войти в городские ворота, как пророк остановил ее и сказал: «не бойся, приготовь сначала опреснок для меня, а после сделаешь для себя и сына. Ибо я от имени Божия говорю тебе, что мука и масло не убавятся у тебя, пока Господь не пошлет дождя на землю». Вдова поверила пророку, приняла его к себе, и он стал жить у ней, будучи в неизвестности. И чудо Господне стало твориться в бедной хижине вдовы: мука и масло у ней не убывали, сколько бы она их ни тратила. И тут она поняла, что у ней живет великий угодник Божий, и, конечно, старалась выказывать ему великое уважение.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Поклонялись перед ним в ночи и совершали каждение. Сказано: «За то, что они оставили Меня и чужим сделали место сие, то есть гору Мориа, где храм, и кадят на нем иным богам, то есть бесам кадят, которых не знали ни они, ни отцы их, ни цари иудейские. Наполнили место сие кровью невинных, то есть кровью человеческих жертв, связанных с культом Ваала. За это и постигнет наказание» (Иер.19,ст.4). И еще там же.  «Священники не говорили, где Господь, и учителя закона не знали Меня, и пастыри отпали от Меня. И пророки пророчествовали во имя Ваала»(Иер.2,ст.8). В еврейской энциклопедии написано -  «Баал (Бэл, Ваал) -  имя хананейского, финикийского, может быть, филистимского или другого Бога, часто употребляемое в Библии. Оно же встречается в финикийских надписях у греческих, и у римских писателей  в Септуагинте и у Иосифа Флавия». Термин «баал» обычно переводимый как «владыко» в сущности означает «владелец» или «собственник». В этом смысле этот термин употребляется даже и в наше время у нынешних евреев. Очень странное обстоятельство. А ведь что такое печать антихриста, о которой сказано:  «И он сделает то, что всем малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам положено будет начертание на правую руку их, и на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость, кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое. Число его 666» (Откр. 13, ст.16-17). В древности, если кто имел статус раба, то он не имел права ни покупать, ни тем более, продавать. Об этом мы часто говорили. И такому человеку ставили печать на лоб или на руку, что «хозяин» ( баал, владыко, господин) дает ему право что-либо купить или продать. А так как Ваал, баал и его эмиссар приближенные считали себя выше рабских дел, то обладавший печатью для покупки и продажи, реально являлся рабом, вещью, собственностью своего хозяина. Культ Ваала антихриста, культ международного банка, культ ВТО все это разные формы мятежа против власти истинного владыки и господина мира - Бога.

http://radonezh.ru/text/protoierey-oleg-...

Порфира и виссон ( Лк. 16:19–21 ) «Воскресное чтение», 1874 г., т. 1 Некоторый человек был богат; одевался в порфиру и виссон, и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его ( Лк. 16:19–21 ). Обилие нищих – дело обыкновенное на Востоке. В Сирии и теперь у ворот богачей часто можно встретить толпы нищих, располагающихся здесь в ожидании милостыни от входящих и выходящих из дома. Особенно много собирается их в праздничные дни, когда в Сирии приготовляют пищу в большем против обыкновенного количестве. Так как вследствие жаркого климата пища не может там долго сохраняться, то остаток ее раздается нищим. В ожидании подачи нищие толпятся у ворот в таком множестве, что запоздавшему приходится воспользоваться разве только крошками. На это-то обстоятельство и указывают приведенные слова Евангелия: «и желал напитаться крошками, падающими со стола богача», одевавшегося в порфиру и виссон. Порфирою или пурпуром называлась материя блестящего цвета и столь дорогая, что ее носили только знатные лица и управители. Цвет пурпура весьма разнообразен, он бывает бледно-розовый, или малиновый, фиолетовый или цвета запекшейся крови. Пурпуровая краска лучшего качества привозилась из Финикийского города Тира и называлась Тирскою краскою. Она добывалась из двух сортов раковин. Одни из них назывались buccinum: их находили на скалах и утесах; другие – purpura или telazia – добывались на дне морском. Тирский пурпур ценился очень дорого, так как он добывался в незначительном количестве и приготовление его соединялось с большими трудностями. В настоящее время эта краска в продаже встречается очень редко. Пурпуровая, голубая и красная краски ценились и евреями очень высоко, потому что материи других цветов у них почти не употреблялись. Евреи сами не умели приготовлять чисто и ярко окрашенных тканей, и потому яркие материи, привозимые к ним из других стран, считались признаком роскоши. Римляне добывали пурпур темно-красного цвета из особой породы моллюсков – каракатицы (octopus или sepia). Материи, окрашенные им, имели яркий цвет. Другого употребления этой краски римляне не знали. В продаже материя этого цвета известна была под именем багряницы. Об одной из продавиц багряницы упоминается в Деяниях Апостольских (16:14). Багряницу носили только цари и вельможи. Пред крестною смертию Спасителя также одели в багряницу, желая тем выставить на посмеяние народа Того, Кто называл Себя Царем Иудейским.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

После смерти Иеровоама II над Израилем воцарился его сын Зхарьяху (Захария), последний представитель династии Ииуя. Процарствовал он недолго, всего лишь полгода (4Цар 15:8-9). А затем, вполне в традициях Северного царства, «составил против него заговор Селлум, сын Иависа, и поразил его пред народом, и убил его, и воцарился вместо него» (4Цар 15:10). Писатель Четвертой книги Царств видит в этом событии исполнение обещания, данного Богом основателю династии Ииую: «Таково было слово Господне, которое Он изрек Ииую, сказав: сыновья твои до четвертого рода будут сидеть на престоле Израилевом. И сбылось так» (4Цар 15:12). Для Израиля, где, в отличие от Иудеи, власть не была централизована и где сильны были родоплеменные традиции колен, царствование одной династии на протяжении девяноста лет (а именно столько царствовал Ииуй и его потомки) было довольно долгим периодом стабильности и благоденствия. В этом, говорит писатель Четвертой книги Царств, была награда Ииую за его рвение в искоренении финикийского культа Ваала, официально введенного в Израиле Ахавом. Ииуй покончил с «домом Ахавовым», истребил всех его потомков, положив тем самым конец династии Амврия (омридов). В 4Цар история Ииуя, начиная от его тайного помазания на царство пророком Елисеем до его смерти, описана подробно, особенно пластично и ярко описываются кары, которым подверг Ииуй «дом Ахава» и жрецов Ваала (4Цар 9-10). Репрессии были столь жестоки, что надолго запомнились в Израиле (ср. Ос 1:4). Но хотя Ииуй и проявил похвальную ревность в борьбе с культом Ваала и с его проводниками, в утверждении, очищении и централизации культа YHWH он не был столь же ревностен: «Истребил Ииуй Ваала с земли Израильской. Впрочем, от грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех, от них не отступал Ииуй – от золотых тельцов, которые в Вефиле и которые в Дане. И сказал Господь Ииую: за то, что ты охотно сделал, что было праведно в очах Моих, выполнил над домом Ахавовым все, что было на сердце у Меня, сыновья твои до четвертого рода будут сидеть на престоле Израилевом.

http://bogoslov.ru/article/4241753

Построят же такие домы, какие по евангелию строит тот, кто поставил основания не на песке, а на камне (Матф. гл. 7). О них написано; аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии (Псал. 126:1), и в Исходе по LXX: понеже бояхуся бабы Бога, сотвориша себе жилища (Исх. 1:21) и многое подобного рода. Когда же Господь произведет суд над нападающими или досаждающими Израилю со всех сторон; тогда всякое творение узнает, что Он есть Господь, суды которого истина, все праведны (Псал. 18). Глава XXIX Ueз.XXIX:1-3. В десятом (или по LXX: в двенадцатом) году, в десятом (или по еврейскому: в двенадцатом) месяце, в первый (или в один) день месяца было ко мне слово Господне, говорящее: сын человеческий! обрати (или утверди) лице твое на фараона, царя египетского, и будешь пророчествовать о нем и говорить о всем Египте, и скажешь: так говорит Господь Бог.     В след за Сидоном, который также находился на финикийском берегу, к десятом году пленения царя Иоакима и в двенадцатом месяце и в один день месяца изрекается слово пророку, чтобы он обратил или утвердил лицо свое на Фараона, царя египетского, и говорил о нем и о всем Египте или ко всему Египту, — ибо с другой стороны Иудеи на том же берегу находится страна египетская, — и предрек то, что имеет быть с ним. Если же следует сказать что-либо о числах, то [мы скажем]: какое место занимает между десятью один день, вследствие чего и в начале Бытия не сказано: бысть вечер, и бысть утро, день первый, но един (1, 5), чтобы указать на постоянное возвращение одного и того же дня: тем же порядком между десятью декадами, то есть сторичным числом будет обладать число десять, так как Агнец вземлется для жертвы, чтобы быть закланным, в день четырнадцатый, и таким образом порядок чисел чрез свои декады идет до тысячи, и десяти тысяч, и ста тысяч и далее. После же десятого года поставлен месяц двенадцатый, чтобы указать на совершенное число двенадцати апостолов и пророков (которые заключаются в одной книге). Далее, по LXX десятый месяц, называющийся по-еврейски tebeth, у египтян τυβι’, у римлян называющийся январем (januarius), как служащий у них началом года, занимает, по прекращении зноя, первое место но зимнему холоду.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Религию финикиян характеризуют различно, в ней видят модификацию ассиро-вавилонской религии, семитическую религию, ее называют некоторые монотеистическою, некоторые иерархическим политеизмом, но думаем, что не может быть никаких сомнений в том, что она представляла образец самого пестрого и широкого синкретизма. Мы находим в ней и ваалов и Эль Шаддаи (гремящий) и Адонаи (Адонис, он же Таммуз) и Астарту и Оаннеса (вавилонск.) и Мелькарта, напоминающаго о Геракле. Финикийские храмы имели вид и расположение совершенно такие же, какие имели храмы Египта. Их прямо называют копиями последних. Но кроме храмов у них были бетили и им приписывают даже тотемизм. Финикия была в некотором смысле религиозным музеем, и финикийские моряки могли много порассказать о различных религиях народам, с которыми они имели дело, они могли рассказать об Иегове и об евреях, равно как и об Озирисе и Аписе и поселенцам Тибра и Роны, и северным африканцем, и жителям Британии. Слушали ли их? Ответ на этот вопрос мы должны искать во вне библейских истрчниках. Но в Библии – в Ветхом и Новом завете (Мф. 15, 22–28; Лк. 4, 25–26; 10, 14 ) мы находим указания, что к самим финикийцам проникала вера Библии. Семена откровения встречали здесь иногда благодатную почву и давали плоды. Синкретизм финикийской религии, не был синкретизмом каждого финикийца, из обширного пантеона богов, который предлагала Финикия своим сынам, каждый выбирал тех, которые наиболее отвечали его стремлениям и нравственной настроенности. Должны были находиться чистые сердца, которые отдавали свое почитание Богу Израилеву. Между финикиянами и евреями заключались брачные союзы ( 3Цар. 7, 13–14 ), и в важнейшем религиозном деле евреев – построении храма принимали деятельное участие финикийские рабочие ( 3Цар. 5, 6, 18 ). По совершении этого дела, мы видим, преемник Давида – мудрейший царь Израиля сознательно исповедует ту цель, которой до того времени бессознательно служили евреи. К пространной молитве, которую Соломон произнес при торжестве освящения храма, он говорил, между прочим, следующее: «если и иноплеменник, который не от Твоего народа Израиля, придет из земли далекой ради имени Твоего – ибо они услышали о Твоем имени великом и о Твоей руке сильной и о Твоей мышце простертой, и придет он и помолится у храма сего, услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник, чтобы все народы земли знали имя Твое, чтоб боялись Тебя, как народ Твой Израиль, чтобы знали, что именем Твоим называется храм сей, который я построил» ( 3Цар. 8, 41–43 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

С трудом удалось, наконец, прибыть к месту, называемому Хорошие Пристани, близ которого был город Ласея. На все это потребовалось много времени. Приближалось опасное для плавания время, потому что уже прошел пост – праздник очищения (Kippur), который бывает в месяце Тишри (т.е. в конце сентября). Посему Павел советовал не пускаться далее. Но гавань была неудобна для зимовки, и потому хотели достигнуть Финикийской гавани, расположенной на южном берегу острова. Но проплыть 30–40 миль, отделявших последнюю пристань, было невозможно, потому что дул северный ветер, который гнал корабль к берегам Африки. Впрочем, скоро подул южный ветер, и корабельщики, доверившись ему, отправились на запад, держась берегов. От Крита до Мальты (14–44). «Но немного спустя, -продолжает историк, – поднялся против него ветер бурный, называемый эвроклидон. Корабль схватило так, что он не мог противиться ветру: и мы носились, отдавшись волнам. И, набежав на некоторый островок, называемой Клавдой, мы едва могли удержать лодку, (которая плыла за кораблем). Стали серьезно опасаться кораблекрушения и изыскивали средства к спасению. Чтобы укрепить корабль, его «обвязали», вероятно, веревками и, чтобы усилившийся ветер не выбросил его на мель, спустили паруса и вообще все, представлявшее сопротивление ветру. Особенно боялись попасть на Великую Мель, находившуюся на запад от Египта и представлявшую большую опасность для кораблей. На следующий день буря усилилась, и потому сбросили с корабля груз, а на третий день и все тяжелые вещи, бывшие на корабле. Небо было так темно, что в течение нескольких дней и ночей не видно было ни солнца, ни луны, ни звезд; нельзя было даже определить, в каком направлении несло корабль, и уже после некоторого времени узнали, что корабль несло прямо на запад – к Великой Мели. Не оставалось никакой надежды на спасение: под влиянием страха забыли и о пище. Матросы, привыкшие к опасностям на море, и воины, привыкшие к бедствиям войны, доверились судьбе, за невозможностью сделать что-либо для спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Святой Иаков подвизался недалеко от Финикийского города Порфириона. Пятнадцать лет прожив в пещере, предаваясь суровым подвигам, он получил от Бога дар чудотворения. Под его влиянием многие местные жители обратились в христианскую веру. Чтобы избежать людской славы, подвижник ушел в другую пещеру, где подвизался еще 30 лет. Дьявол, не терпя духовного преуспеяния Иакова и того, что через него многие обращаются ко Христу, уготовил святому страшные сети: он впал в блуд с исцеленной от беснования девушкой. После этого Иаков многие годы скитался по пустыне, терзаемый унынием и не находя себе ни покоя, ни пристанища. Наконец, Господь умилосердился над Иаковом, и ему на пути встретился пустынник, исполненный благодати и духовной мудрости, который умиротворил мятущуюся душу святого. Через некоторое время Господь в знак прощения вернул ему дар чудотворения. Никто не знает, как сложится мой путь, какие испытания ждут меня впереди. Но это не причина, чтобы сидеть сложа ручки: я буду идти вперед, не опасаясь испытаний. Когда я вижу бомжа, от которого неприятно пахнет, с лиловым лицом и затравленными глазами, я знаю, что и я могу легко оказаться на его месте. В Америке есть группа для новичков, куда приходит анонимный брат, у которого было 32 года трезвости! И он сорвался! После срыва он потерял престижную работу, большую часть сбережений за всю жизнь. 10 раз проходил он реабилитацию в лечебных центрах, но остановиться так до сих пор и не может. Господи, помоги анонимному брату снова найти трезвость и Твою милость, пусть пример святого Иакова будут для меня призывом трудиться в программе АА, не покладая рук. Болезнь-то хроническая, прогрессирующая и смертельная! Господи, молитвами святого Иакова отшельника, пребудь со мной сегодня на всех путях моей жизни. 18 марта «.Ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» ( Мф.18:1-3 ).

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

Святую Варвару казнил сам Диоскор. Возмездие Божие не замедлило постичь обоих мучителей. Мартиана и Диоскора: они были сожжены молнией. В VI в. мощи святой великомученицы были перенесены в Константинополь. В XII в. дочь византийского императора Алексея Комнина (1081–1118), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, перевезла их в Киев. В Киевском Владимирском соборе они покоятся и теперь. В день памяти святой великомученицы Варвары. О познании Бога через рассматривание природы. (Архимандрита Кирилла Павлова) Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь (Пс. 18:2). Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? (Пс. 8:2, 4–5) — так, созерцая красоту вселенной, прославлял Бога святой псалмопевец Давид. Таким же образом, через рассматривание красоты сотворенной природы, пришла к познанию Бога и святая всехвальная многострадальная великомученица Варвара, память которой, возлюбленные во Христе братия и сестры, празднует сегодня Святая Церковь. Святая Варвара пострадала в IV веке, в царствование нечестивого императора Максимиана. Она родилась и воспитывалась в семье знатных и богатых родителей, по вере язычников, в городе Илиополе Финикийском. Еще будучи малюткой, лишилась она своей матери, и воспитание ее целиком оказалось в руках отца ее, Диоскора, ревностного идолопоклонника. Такую же веру в языческих богов старался он привить и своей дочери. Святая Варвара обладала необыкновенной телесной красотой, многих приводившей в изумление. Поэтому, чтобы предохранить свою дочь от дурного влияния и худого сообщества, Диоскор построил для нее отдельную башню со всеми удобствами и различными покоями и поместил ее туда жить, дабы не видела она никакого соблазна и искушения. Находясь в уединении и удалении от всяких развлечений, внимательно всматривалась Варвара в окружающую ее природу и полюбила размышлять о дивных явлениях ее.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010