«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Зосима Финикийский. Собеседования «Собеседования» аввы Зосимы Финикийского — авторитетное аскетическое сочинение (скорее это запись его бесед), что видно из того, что его фрагменты входят во многие патерики, «Добротолюбие», использовались аввой Дорофеем. Блаженного Аввы Зосимы Собеседования 1) Положив крестное знамение на уста, блаженный Зосима начал говорить так: Бог-Слово, воплотившись, великую даровал благодать уверовавшим и верующим в Него. Можно и в наше время уверовать и начать это отныне, если желаем. Ибо если произволение наше возжелает и благодать повоздействует, то всякому желающему можно ни вочто вменить весь мир. Потом он взял, что попалось под руку, кажется, соломинку, или щепочку, или другое что ничтожное, и прибавил: кто из-за этого станет браниться или спорить, злопамятствовать или убиваться скорбию, кроме разве того, кто по истине потерял ум? Человек ли Божий, преуспевающий и в предняя простирающийся в жизни по Богу, не будет всего мира иметь наравне с этою соломинкою, хотя бы действительно он обладал всем? Ибо, как я всегда говорю, не иметь вредно, а иметь с пристрастием. Кто не знает, что из всего, что имеем, ничего нет дороже для нас тела? Итак, если когда время потребует, мы имеем повеление пренебречь даже телом, не тем ли паче тем, что есть у нас кроме его? Впрочем, не следует просто и как ни попало разбрасывать свои вещи, как не следует и самого себя без разбора бросать на смерть: ибо так действовать свойственно только потерявшему ум; но надобно ожидать, когда потребует того время, чтобы тогда быть готовыми на такое дело. При сем припоминал он о брате, имевшем овощи, и говорил: не сеял ли он? не трудился ли? не возращал ли? не удобрял? Но не вырывал их без разбора и не бросал; а только имел их так, как бы не имел. Почему, когда пришел к нему один старец с намерением испытать его, и начал истреблять их, он даже не показался ему, а спрятался; и когда уже оставался один корень, сказал ему: если желаешь, отче, оставь это и сделаем из того угощение. Из сего старец Святый узнал, что он есть истинный раб Божий, а не раб овощей, и говорит ему: Дух Божий почил в тебе, брате, — Если б он имел овощи с пристрастием, то тотчас и обнаружил бы сие скорбию и смущением; но он показал, что имел их так, как бы не имел.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Это сказание, помещенное в собрание житий святых свт. Димитрия, митр. Ростовского, дословно взято им из Церковной истории Евагрия Схоластика и помещено под 8 июня. В ВМЧ митр. Макария сказание о З. не включено. В католич. Церкви память З. внесена кард. Цезарем Баронием под 30 нояб. также на основании сведений Евагрия Схоластика. В греч. синаксарях при богослужебных Минеях имеется память аввы Зосимы «благочестивого монаха» под 27 апр. (SynCP. Col. 631), а также аввы Зосимы, в мире скончавшегося, под 24 янв. (Ibid. Col. 421). Последнему в печатных греч. минеях посвящены 2 стиха. Ему также приписываются нек-рые апофтегмы, вошедшие в тематические патерики. В «Великом патерике» («Великом собрании изречений старцев») находятся довольно обширные отрывки из сочинения некоего аввы Зосимы «Рассуждения» (греч. διαλογισμο; в лат. традиции Alloquia - «Изречения»). На то, что автор этого сочинения мог быть одним лицом с З. Финикийским, указывает как совпадение времени и места жизни, так и ряд деталей, к-рые сообщает о себе автор «Рассуждений», совпадающих с тем, что известно о З. Финикийском. Автор «Рассуждений» жил в Палестине, он упоминает о своем пребывании в Кесарии Филипповой, на р. Иордане и т. д. Автор «Рассуждений» имел учеников, само сочинение представляет собой не столько авторское произведение, сколько стенографическую запись наставлений аввы, сделанную его учениками. Наконец, автор говорит, что он некоторое время подвизался в мон-ре близ г. Тир как простой монах еще до своего удаления в пустыню. З. знаком с «Аскетиконом» прп. аввы Исаии и, возможно, с сочинениями Евагрия Понтийского. «Рассуждения» З. использовались прп. Дорофеем Газским, который именует их «О смирении». Судя по почтению, с которым прп. Дорофей упоминает о З. (PG. 88. Col. 1632, 1644, 1648, 1709, 1713), тот принадлежал к поколению старших современников прп. Дорофея, и, т. о., время жизни составителя «Рассуждений» следует отнести к 1-й пол. VI в. Тождество З. Финикийского, автора «Рассуждений», и Зосимы, о к-ром упоминает прп. Дорофей Газский, со времени исследования С. Веле ( Vailhé S. St. Dorothée et st Zosime//EO. 1901. T. 4. P. 359-363) признано в науке. Однако попытка этого же исследователя отождествить его с прмч. Зосимой Киликийским (см. в ст. Зосима , прмч. Киликийский, и Афанасий Комментарисий ) кажется неубедительной. Блж. Иоанн Мосх, к-рый пишет о Зосиме Киликийском ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 123-124), говорит, что видел его в Иерусалиме при патриархе Иоанне IV (574-594), и, т. о., этот Зосима является младшим современником прп. Дорофея Газского. З. Финикийский также отличен от прп. Зосимы Палестинского (пам. 4 апр.), похоронившего прп. Марию Египетскую. «Рассуждения» Зосимы частично вошли в «Добротолюбие» .

http://pravenc.ru/text/200019.html

Скачать epub pdf Память преподобного отца нашего Зосимы Память 8 июня Преподобный Зосима был родом финикиянин и родился в приморском финикийском селении Синде, отстоявшем от города Тира на расстоянии двадцати стадий. Упражняясь в подвигах монашества, Зосима воздержанием, постом и иными просиявшими в нем добродетелями исходатайствовал себе столь великую благодать у Бога, что не только пребывал свободным от всякого смущения в своей совести, но и прозирал духовными очами своими в отдаленное будущее как настоящее. Его монастырь находился вблизи того селения Синды, в котором он родился. Однажды случилось ему быть в Кесарии палестинской, где в то время епископом был преподобный Иоанн, по прозванию Хозевит , взятый на епископскую кафедру за добродетельную жизнь против желания из обители Хозевитской, находившейся не очень далеко от Иерусалима, по дороге, ведущей к Иерихону 3728 . В том же городе Кесарии проживал некий благородный патриций 3729 , по имени Аркесилай, – муж благочестивый, украшенный всякими добродетелями. У него обитал преподобный Зосима, быв принят с честью и радостью. В тот самый момент, когда Антиохия рушилась от землетрясения 3730 , старец стал внезапно стенать, тяжко рыдать и испускать из глубины сердечной воздыхания; и пролил весьма много слез. Затем, попросив кадильницу и наполнив ее ладаном и горящими угольями, он окадил всех находившихся там: после сего он распростерся крестообразно на земле и стал со умилением молиться Богу. Тогда Аркесилай спросил его: – По какой причине ты так опечалился? Он во всеуслышание ответил: – Пред моим слухом пронесся шум от страшного разрушения и падения Антиохии; этот шум звучит и сейчас в ушах моих. Аркесилай и другие, находившиеся там, удивляясь и ужасаясь, записали тот час, в который изрек преподобный, а затем вскоре ясно узнали, что сказанное старцем было истиной, ибо Антиохия пала в то самое время, когда старец, прослезившись, распростерся для молитвы и предвозвестил о том падении. Было совершено преподобным много и других чудес; упомянем здесь о некоторых из них.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Те, которые почитают грехом лечиться как по слепой вере в судьбу, или безусловное предопределение Божие о своей судьбе, так и по другим каким-либо причинам, находятся в опасности впасть, вместо этого мнимого греха, в грех действительный, самый тяжкий: своей беспечностью о восстановлении здоровья они могут ускорить свою смерть, а через то сделаться виновниками в грехе самоубийства (о чем страшно подумать). Пусть такие люди припомнят следующие слова св. Григория Богослова: «Если я решусь истомить свое тело, – говорит св. Григорий Богослов, – то некого мне будет употребить в сотрудники в добрых делах; а я знаю, для чего я приведен в бытие, – знаю, что мне должно восходить к Богу посредством дел… Итак мы обязаны заботиться о теле – сем сроднике и сослужителе души; ибо хотя и виню его, как врага, за то, что терплю от него; но я же люблю его, как друга, ради Того, Кто соединил меня с ним». (Из творений св. Григория Богослова, ч. II, с. 78). в)  Некоторые отказываются от врачебной помощи на том основании, что будто святые не одобряли лечить болезни и не лечились сами. Неосновательность этого предрассудка не трудно обнаружить: аа) Святые сами подавали врачебную помощь всем; многие из них прибегали ко врачам или домашним врачебным средствам. Так св. Сампсон Странноприимец был вместе и врач. Он, как сказано в житии его, «от враческого художества своего подававше исцеление» (Четьи Минеи, житие св. Сампсона, 27 июня). бб) Преп. Кир и Иоанн, свв. Косьма и Дамиан – были также врачами, также св. евангелист Лука был врач, как мы уже говорили. вв) Св. Феофилакт устроял и больницы. (Четьи Минеи, житие св. Феофилакта, 8 марта). гг) Святые также прибегали и к врачам. Так, в житии преп. Зосимы Финикийского пишется, что когда у одного знаменитого мужа, именем Аркесилая, ненарочито жена ранила себе спицею око, то св. епископ Иоанн Хозевит поспешно пришел в дом того патриция и, увидев жену его люто страждущею от недуга, повелел тотчас врачу, тут бывшему, лечить больную врачеваниями (там же, житие Зосимы Финикийского, 8 июня).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Антиохийского, дано и житие последнего, по Acta SS. (april, II, 850, 851:853); Мая 5-го – Ликиния, отца великомуч. Ирины, и Ликиния, соправителя императора Константина великого на основании Acta SS. (maj, II, 4, § 2-й); 11-го мая – Кирилла, первоучителя славян и Кирилла, проповедника Христовой веры, будто бы приходившего к св. князю Владимиру; 7-го июня – Маркелла и Маркеллина пап Римских, даны жития того и другого из Acta SS. (iann., II, 5 и apr. Ill, 412); 8-го июня – Зосимы, упоминаемого в житии Ефрема патр. Антиохийского, и Зосимы Финикийского по истории Евагрия (русск. перевод, с. 194–195 и далее); 12-го июня– 8-ми святых, носивших имя Пафнутий, полагаем, что по указателю в Vitae Patrum и Никифору Каллисту; 14-го июня – двух Кириллов, епископов Гортинских на основании Martyrologii Romani (9 июля) и Сурия (VI, 151), хотя указываемое Святителем различение ошибочно (см. Полный месяцеслов Востока, т. II, 261 с. заметок); 15-го июня – двух пророков Амосов по Acta SS. (март, III, 399-й); 29-го июня – двух Епафродитов, учеников апостола Петра по Мартирологу Римскому, но это, кажется, ошибка: у архиеп. Сергия один Епафродит (Полный месяцеслов Востока, указатель 1-й); 9-го июля – Пафнутиев и Коприев по Vitae ss. Patrum, даны и жития их из книги Руфина и Лавсаика; 13-го июля – двух Стефанов Савваитов по Acta SS. (mart, III, 166, § 5); 22 июля – Марии Магдалины и Марии сестры Лазаря на основании синаксарей в великую среду и в неделю третью по Пасхе; 14-го августа – двух пророков Михеев, на основании Acta SS. (iann., I, 994) и великих Четиих-Миней митроп. Макария; 21-го августа – апостолов Фаддея и Левия, на основании Никифора Каллиста (История, кн. II, гл. 7-я); 24 августа – апостола Евтиха и Евтиха отрока, который был воскрешен апостолом Павлом в Троаде (Деян., гл. XX, 9 и 10 ст.), и 27 августа – Пимена великого и другого Пимена, вероятно, по Vitae ss. рр.; ради разнствия приведено и житие второго Пимена. 93 Четии-Минеи, ч. IV, 13 июля. См. также августа 7-го о месяцесловах Киевских и Львовских.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Неосновательность этого предрассудка не трудно обнаружить: аа) Святые сами подавали врачебную помощь всем; многие из них прибегали во врачам или домашним врачебным средствам. Так св. Сампсов странноприимец был вместе и врач. Он, как сказано в житии его, «от враческого художества своего подаваше исцеление» (Ч.-М. жит. св. Сампсона, июня 27 д.). бб) Преподобные Кир и Иоанн, святые Косьма и Дамиан – была также врачами; даже св. евангелист Лука был врач. вв) Феофилакт устроял и больницы. (Ч.-М. жит. св. Феофил., марта 8 д.). гг) Святые также прибегали и к врачам. Так в житии препод. Зосимы финикийского пишется, что когда у одного знаменитого мужа, именем Аркесилая, ненарочито жена ранила себе спицею око, то св. епископ Иоанн Хозевит поспешно пришел в дом того патриция и, увидев жену его люто страждущею от недуга, повелел тотчас врачу, тут бывшему, лечить больную врачеваниями (там же, жит. Зосимы финик., июня 8 д.). дд) Святые не считали грехом пользоваться и домашними лечениями. Так, в жит. св. Афанасия афонского сообщается, что когда он с учеником своим Антонием возвращался в св. гору афонскую, то от трудного и продолжительного пути у Антония до того заболели ноги, что на них появился отек и сильное воспаление и он не мог даже продолжать пути. Преподобный Афанасий, взявши горсть травы, по которой они шли, растер ее в руке своей и, обложив листьями древесными, обвязал больные места св. Антония платком – и облегчилась болезнь Антония (Афонск. патер. жит, св. Афанасия афонск., июля 5 дня). В житии преподобной Евпраксии девицы также пишется, что, когда она рассекла себе, вместо дерева, собственную свою ногу, игумения того монастыря, в котором жила св. Евпраксия, приводила ее в чувство, возливая холодную воду на лицо ее: а в другой раз когда Евпраксия, зацепив за собственную свою одежду, упала с высоты здания и от ушиба истекла кровию, то игумения прикладывала ей елей и соль к больному месту. (Ч.-М, жит. Евпраксии, июля 25 д.). (Сост. по Душ. чт. за 1865 г. Ч.-М). Как должно разумет слова: «аще же око твое десное соблазняет тя, изми е...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

3 . Мч. Лукиллиана и иже с ним: 4 отроков: Клавдия, Ипатия, Павла и Дионисия, и Павлы девы; сщмч. Лукиана и с ним Максиана и Иулиана; перенесение мощей блгв. царевича Димитрия, Москов. чудотв. 4 . Свт. Митрофана, патр. Константинограда; сщмч. Астия, еп. Деррахийского, мчч.: Конкордия, Фронтасия, Северина, Севериана и Силана; пр. Зосимы киликийского, еп. Вавилона египетского; преставление прп. Мефодия, игум. Пешношского. 5 . Сщмч. Дорофея, еп. Тирского; преставление блгв. кн. Феодора Ярославича, мчч.: Маркиана, Никандра, Иперехия, Аполлона, Леонида, Ария, Горгия, Селиния, Ириния и Памвона; прпп. Феодора чудотворца и Анувия исповедника н пустынножителя Египетского; блж. Константина, митр. Киевского; убиение вел. кн. Игоря Олеговича Черниговского. 6 . Прп. Виссариона чудотв. Египетского; прп. Илариона нового, игум. обители Далматской; прмцц. дев: Архелаи, Феклы и Сосанны. 7 . Сщмч. Феодота, еп. Ликийского, мцц. жен: Кириаки, Калерии и Марии; сщмч. Маркелла, еп. Римского, и с ним: Сисиния и Кириака диаконов, Смарагда, Ларгия, Апрониана комментарисия, Сатурнина, Папия и Мавра воинов, Крискентиана; св. жен: Прискиллы, Лукины и Артемии царевны. 8 . Вкмч. Феодора Стратилата, прп. Ефрема, патр. Антиохийского, прп. Зосима Финикийского. 9 . Свт. Кирилла, архиеп. Александрийского; Кирилла игум. Белоезерского; прп. Александра, игум. Куштского, мцц.: Феклы, Марфы и Марии. Свт. Кирилл Алекс. в одном своем слове пишет: «иже Церкви Божий и причастия себе святых Христовых тайн удаляюще, врази Божии бывают и бесом друзи» (Б. Собор. л. 118). 10 . Сщмч. Тимофея, еп. Прусского; мчч.: Александра и Антонины девы: свт. Вассиана, еп. Лавдийского; прп. Феофана Антиохийского. В город Ровенку, где жил угодник Божий, Вассиан, пришло от царя повеление казнить одного чиновника, по имени Вижмния, невинно оклеветанного: его тотчас взяли, заключили в оковы и привели на место казни. Не сознавая за собой никакой вины, Вижмний вспомнил угодника Божия Вассиана и, преклонив главу под секиру палача, молился: «Угодниче Божий! Благодатию, данною тебе от Бога, будь мне ныне помощником». И что же? Едва только палач поднял секиру, она вырвалась из рук и упала на землю. Утвердивши в руках смертоносное оружие, исполнитель казни опять хотел ударить, но секира вторично выпала из его рук, и в третий раз случилось то же. Градоначальник, подозревая в этом намеренную измену своему долгу со стороны палача, призвал другого для совершения казни. Но и у этого секира тоже троекратно вырывалась из рук. Народ, бывший свидетелем столь необычайного происшествия, познал в этом невидимое Божественное покровительство осужденному и требовал его освобождения. Когда донесено было царю о случившемся, и царь приказал произвести строгое следствие о виновности Вижмния, то оказалось, что он был жертвою клеветы. Царь велел его освободить и возвратить ему все чины и достоинства. Вижмний всенародно прославил угодника Божия Вассиана, которого молитвами был избавлен от напрасной смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

559 Четии-Минеи, 26 ноября и Сурий, т. VI, с. 632, §§ 9, 16, 19 и 6. Подобное же изменение порядка событий наблюдается в житиях: св. Иоанна Златоуста , 13 ноября – ВЧМ, лл. 413, 359 и 387; св. Павла исповедника, 6 ноября – Сурий, III, 653, § 4-й; св.м. Иерона, 7 ноября – Сурий, VI, 136, § 8; св. Феодора Студита , 11 ноября и ВЧМ, л. 396 и далее. 560 Георгий рассказывает, что в Сикее, вблизи дороги была diversorium, где находила себе приют и заработок corpore красивая девушка Мария, жившая с сестрой и матерью. Мимо их жилища проходил Косьма, завернул туда и, увлеченный красотой Марии, cum еа concubuit. Мария зачала от него и оставила vitam meretricis... Выдержано это и дальше: злой дух называет Феодора filius meretricis; бабка Елпидия прославляет Бога за то, что Он meretriciis spermis вывел плод, производящий розы и фрукты и т.д.См. Acta SS., апрель, т. III, л. 33, §§ 3, 6, 18, 26. Ср. Четии-Минеи, 22 апреля, л. 361 об. 566 См., напр., жития: св.м. Конкордия (ср. Четии-Минеи, 4 июня, Акты свв., январь, I, 9) и свв.мм. Фронтасия, Севериана, Северина и др. (Четии- Минеи, – то же число Акты свв., ibid., с. 79-я); свв.мм. Петра, Дионисия и иже с ними (Четии-Минеи, 18 мая, Акты свв., май, III, 452); свв.мм. Феопемпта и Феоны (ср. Четии-Минеи, 5 января, Акты свв., январь, I, 1087); св.м. Лукии (ср. Четии-Минеи, 13 декабря, Сурий, VI, 987); св.м. Серафимы (ср. Четии-Минеи, июля 29-го и Сурий, V, 30); св. архидиакона Лаврентия (ср. Четии-Минеи, 10 августа, Сурий, IV, 607, §§ 8–22-й); свв.мм. Тараха, Прова и Андроника (ср. Четии-Минеи, 12 октября и Анналы Барония, т. II, с. 665–672); св.м. Саввы готского (ср. Четии-Минеи, 15 апреля, Акты свв., апрель, II, 88 или Сурий, II, 695); преп. Зосимы Финикийского (ср. Четии-Минеи, 8 июня и Евагрия «Церковная история», кн. IV, гл. 7); свв.мм. Едесских (ср. Четии-Минеи, 25 августа и Феодорита «Церковная история», кн. IV, гг. 15–16) и др. 567 Мы перечислим здесь буквальные переводы из Метафраста, которые в предыдущей главе не были указаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

8.      Пер. мощей св. вм. Феодора стратилата; п. Ефрема, патр. антиохийск.; пр. Зосимы финикийского; Феодора еп. сузд.; благ. кн. Василия и Константина яросл.; ик. Б. М. Ярославской. 9. Св. Кирилла архиеп. алекс.; мц.: Феклы, Марфы, Марии; пр. Кирилла игум. белоезерского; пр. Александра, игум. куштск. Св. Кирилл Алекс. в одном своем слове пишет: «иже Церкви Божии и причастия себе святых Христовых тайн удаляюще, врази Божии бывают и бесом друзи» (Б. Собор, л. 118). 10. Св. свм. Тимофея, еп. прусск.; м. Александра, мц. Антонины девы; п. Феофана антиохийск.; св. Вассиана, еп. лавдийск., п. Варлаама хутынск. В город Ровенку, где жил угодник Божий Вассиан, пришло от царя повеление казнить одного чиновника, по имени Вижмния, невинно оклеветанного: его тотчас взяли, заключили в оковы и привели на место казни. Не сознавая за собой никакой вины, Вижмний вспомнил угодника Божия Вассиана и, преклонив главу под секиру палача, молился: «Угодниче Божий! Благодатию, данною тебе от Бога, будь мне ныне помощником». И что же? Едва только палач поднял секиру, она вырвалась из рук и упала на землю. Утвердивши в руках смертоносное оружие, исполнитель казни опять хотел ударить, но секира вторично выпала из его рук, и в третий раз случилось то же. Градоначальник, подозревая в этом намеренную измену своему долгу со стороны палача, призвал другого для совершения казни. Но и у этого секира тоже троекратно вырывалась из рук. Народ, бывший свидетелем столь необычайного происшествия, познал в этом невидимое Божественное покровительство осужденному и требовал его освобождения. Когда донесено было царю о случившемся и царь приказал произвести строгое следствие о виновности Вижмния, то оказалось, что он был жертвой клеветы. Царь велел его освободить и возвратить ему все чины и достоинства. Вижмиий всенародно прославил угодника Божия Вассиана, которого молитвами был избавлен от напрасной смерти. Относительно Феофит Антиох. († 369 г.) раскольники утверждают, что он никогда не причащался, но – несправедливо. Если в житии его не говорится о причащении, то потому, что писатель не считал нужным и говорить об этом, как о вещи общеизвестной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Однажды преподобный Зосима отправился в Кесарию; он взял с собою осла, на которого возложил свои вещи. На дороге его встретил лев; схватив осла, зверь побежал с ним в пустыню. Святой Зосима пошел по следам зверя. Когда же лев, съев осла, насытился, старец подошел к нему и, улыбаясь, сказал: — Вот что, друг! Идти мне весьма тяжело, так как я сильно устал по причине своей старости; я не в силах на состарившихся плечах своих донести ту тяжесть, которая была возложена на моего осла; посему понеси эту тяжесть ты, хотя это и противно твоему нраву, если ты хочешь освободить себя от Зосимы; потом же ты можешь снова стать злым и свирепым согласно твоей природе. Тогда лев, как бы позабыв свою естественную ярость, стал ласкаться к святому и сделался кротким как агнец и самой своей лаской показывал знаки послушания. Святой Зосима, возложив на него тяжесть, которую нес осел, довел его до ворота Кесарии; затем, сняв здесь тяжесть, снова отпустил зверя в пустыню. Здесь, с одной стороны, обнаружилась всемогущая сила Господня, покоряющая в послушание Своим рабам свирепых зверей, а с другой — очевидно обнаружилось, что добродетельному человеку, исполняющему заповеди Господни и от всего сердца служащему своему Богу Творцу — повинуется и служит все остальное, даже и неразумные создания. И наконец сей случай с несомненностью доказывает всем святость Зосимы финикийского [ 5 ]. Да будет же за все сие слава Богу нашему, ныне и в бесконечные веки. Аминь. Перенесение мощей святого великомученика Феодора Стратилата [ 1 ] Святой великомученик Феодор пострадал за имя Христово при нечестивом императоре римском Ликинии [ 2 ], в городе Гераклее [ 3 ], где святой был воеводою; временем его мученической кончины было восьмое февраля; ныне же празднуется перенесение честных мощей его из города Гераклеи в его отечественный город Евхаиты [ 4 ] согласно его распоряжению, ибо своему слуге Уару, взиравшему на страдания мученика и записывавшему их, святой Феодор дал такое завещание: «Тело мое похорони в Евхаитах, в имении моих родителей».

http://predanie.ru/book/216285-zhitiya-s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010