Воины Гедеоновы не сходили со своих мест: между тем в стане Мадиамском поднялась тревога. Кричали, бегали по стану; предполагая, что неприятели среди их, без разбора убивали друг друга и, наконец, обратились в бегство. Тогда созваны были Израильтяне из колена Неффалимова, Асирова и Манассиина, и погнались за Мадианитянами. Гедеон послал и к Ефремлянам сказать, чтобы они перехватили переправы через Иордан. Ефремляне, собравшись, заняли переправы, преследовали Мадианитян, и, поймавши двух князей Мадиамских, Орша и Зина, принесли головы их к Гедеону. Гедеон был уже за Иорданом: с тремястами своих воинов он гнался за двумя царями Мадиамскими, Зевеем и Салманом. С ними оставалось еще до пятнадцати тысяч ополчения: но Гедеон напал на них, когда они не ожидали; рассеял войско их, захватил обоих царей и наказал те города, которые отказывали ему в продовольствии во время преследования царей, и, наконец, предал обоих пленников смерти за то, что они убили братьев его на Фаворе. Таким образом, свергнуто было с Израиля иго Мадиамское. Благодарные Израильтяне предложили было Гедеону потомственную царскую власть: но он отрекся от нее и за себя и за детей своих, сказавши: «Пусть владеет вами Господь!» Суд. 8:28, 30–33 и 9 Мир, доставленный Гедеоном, продолжался 40 лет. Гедеон умер в глубокой старости, оставивши после себя 70 сыновей, потому что у него было много жен; и, кроме того, от служанки, которая была родом из Сихема, он имел сына Авимелеха. По смерти отца, Авимелех пришел в Сихем и упросил родственников своих по матери, дабы они постарались расположить в его пользу жителей Сихемских, выставляя им на вид, что им невыгодно будет подчиняться семидесяти сыновьям Гедеоновым, а лучше признать над собою власть одного, и притом того, который близок к ним по родству. А Сихемляне уже ввели у себя служение Ваалу и успели устроить капище этому Финикийскому божеству под именем Ваал-верифа, то есть оберегателя союзов и клятв. Не удивительно, что у этих людей Авимелех нашел себе приверженцев. Они величали его братом своим и дали ему 70 сиклей серебра из капища Ваал-верифова. На эту незначительную сумму 65 он нанял праздных и бездомных людей, пришел с ними в дом отца своего в Офру, и избил всех братьев своих на одном камне, исключая одного младшего брата Иофама, который успел скрыться. После этого все жители Сихема собрались на том месте, куда Иисус Навин перед своею кончиною в последний раз собирал все колена Израилевы, и там у дуба поставили Авимелеха царем. В это самое время на близ лежащей горе Гаризиме неожиданно показался Иовам и громким голосом кричал: «послушайте меня, жители Сихема, и послушает вас Бог!» Когда

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Вот единственное объяснение, которое мы можем дать стиху 13-му этой главы. 14 . Рыдайте, корабли Фарсисские! Ибо твердыня ваша разорена. 15 . И будет в тот день, забудут Тир на семьдесят лет, в мере дней одного царя. По окончании же семидесяти лет с Тиром будет то же, что поют о блуднице: 16 . „возьми цитру, ходи по городу, забытая блудница! Играй складно, пой много песен, чтобы вспомнили о тебе“. По приведенным выше соображениям, стихи 14 и 15 относятся к разрушению Тира Александром Македонским. Мы имели случае выше напомнить, что во времена Кира и Дария, Тир помогал Ездре и Зоровавелю в постройке храма, и пользовался полным спокойствием при Персах, находясь в их подчинении. И ранее во времена Навуходоносора Иезекииль в главах 27 и 28 упоминает о Тире, как городе славном и сильном, который не мог быть взятым Навуходоносором. Но если взять год разрушения Тира при Александре, и вычесть из него 70 лет забвения, на которые указывает пророк, то мы приходим к 260 году, в который царствовал Селевкид Антиох II, который ведет ожесточенную войну против Египетского царя из фамилии Лагидов,-Птоломея Филадельфа. Несомненно, что Антиох II, нуждавшийся в помощи Финикийского флота, позволяет Тирянам в это время снова возобновить свою столицу и свою морскую твердыню 925 . Слова: „семьдесят лет, в мере дней одного царя“ непонятны. Слова стиха 16-го о блуднице объясняются следующим стихом. 17 . И будет, по истечении семидесяти лет, Господь посетит Тир; и он снова начнет получать прибыль свою и будет блудодействовать со всеми царствами земными по всей вселенной. Когда Тир снова возрождается при Селевкидах, то он становится опять мировой торговой конторой для всех царств. Но Тир потерял свою независимость навсегда, никогда он не будет более царственным независимым городом; это уже не царица морей,-она забыта;-Тир как блудница старается теперь предлагать свои услуги, чтобы возобновить прерванные торговые связи и сношения, из которых многие перешли уже к Александрии 926 . Но тем не менее Тир благоденствует в первое столетие после его возобновления или как выражается пророк: „блудо действует со всеми царствами“. Блудодейством здесь называется та нажива, сопряженная с обманом и ложью, которая практиковалась Финикиянами „по всей вселенной“. Но вот наступает новая эпоха в нравственной жизни Тира:

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Вспомним слова Спасителя: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17: 21). Он сказал это о бесах. Разумные молитва и пост отгонят от нас диавола и призовут в наши сердечные храмы благодать Святого Духа. В основе нашего сердечного фундамента также должен лежать девиз «Мой Бог – это Яхве», а в новозаветной традиции – «Мой Бог – это Отец, Сын и Святой Дух». Это основа жизни и начало ее: твердая православная вера и разумное воздержание. Они в свою очередь с Божьей помощью приведут к правильным делам. И здесь мы, дорогие братья и сестры, переходим к третьему уроку. Поль Гюстав Доре. Иллюстрация к Библии: пророк Илия на огненной колеснице      Урок третий: дела милосердия За совершенные грехи израильтян вместе с окрестными народами постигают бедствия и катаклизмы. Заключено было небо на три года. Началась страшная засуха. Пустыня в людских душах и сердцах сотворила и пустыню на земле – в материальном мире. Вот какую удивительную взаимосвязь мы видим между душою человеческою и природой. Но были люди, способные еще чувствовать правду Божию и творить дела Божии. Спаситель сказал: «Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую» (Лк. 4: 25, 26). В женщине, вполне возможно хананеянке-язычнице (она жила в сиро-финикийском городе Сарепте Сидонской на побережье Средиземного моря), Господь узрел милосердное и любящее ближних сердце. Потому Илия послан был именно к ней. Не самовольно пришел. Святой пророк испытывает ее. Она делится с ним последним куском хлеба – всем своим и детским пропитанием. Попытаемся посмотреть вглубь сердца женщины: она понимает, что это последняя еда, без нее – ей и детям грозит голодная смерть. Но находит в себе силы накормить еще и страждущего ближнего, отдав ему свои последние две лепты. И за это Господь через пророка Своего награждает ее обильными дарами. Она и дети больше не знали голода. По молитве Илии дом вдовы никогда не оскудевал хлебом. Они выжили в это голодное время. И мало того – благодатью Божьей святой пророк воскрешает через некоторое время сына сарептской вдовы.

http://pravoslavie.ru/105531.html

Глава 28 Окончание путешествия Апостола Павла в Рим – от Мальты до Рима (1–14). Прибытие в Рим (15–16). Двукратная беседа Павла с римскими иудеями (17–29). Заключение книги Деяний Апостольских (30–31) Деян.28:1 .  Спасшись же, быв­шие с Павлом узнали, что остров называет­ся Мелит. «Узнали» – очевидно, от жителей острова о его названии «Мелит» – нынешняя Мальта, около 100 верст к югу от Сицилии и верстах в 350 от Африканского берега. До сих пор здесь сохраняется предание о пребывании апостола (губа св. Павла), тесно связанное с дальнейшим рассказом Деяний ( Деян.28:3–6 ). Деян.28:2 .  Иноплемен­ники ока­за­ли нам немалое человеко­любие, ибо они, по причине быв­шего дождя и холода, раз­ложили огонь и при­няли всех нас. «Иноплеменники» – βρβαροι, как называет их дееписатель, впрочем, не за грубость нравов (этому противоречил бы и дальнейший рассказ об их человеколюбии), а по общепринятому обычаю греко-римлян – именовать так всех, не говоривших по греко-римски. Поселенцы Мальты, по всей вероятности, были пунического происхождения (финикийско-карфагенского) и говорили на своем пуническом диалекте. Деян.28:3 .  Когда же Павел набрал множе­с­т­во хвороста и клал на огонь, тогда ехидна, выйдя от жара, по­висла на руке его. «Ехидна» – порода змей, ядовитейшая (см. к Мф.3:7 ). При холоде она впадает в оцепенение, из которого выходит немедленно при соприкосновении с теплом. Деян.28:4 .  Иноплемен­ники, когда увидели висящую на руке его змею, говорили друг другу: верно этот человек – убийца, когда его, спасшегося от моря, суд Божий не оставляет жить. Деян.28:5 .  Но он, стряхнув змею в огонь, не по­терпел никакого вреда. Деян.28:6 .  Они ожидали было, что у него будет воспале­ние, или он внезапно упадет мертвым; но, ожидая долго и видя, что не случилось с ним никакой беды, пере­ме­нили мысли и говорили, что он Бог. Спастись от кораблекрушения и умереть минуту спустя от укушения змеи для язычников казалось ясным доказательством, что человек сей совершил величайшее преступление, которое Божественное Правосудие ( δκη – justitia, богиня суда, дочь Юпитера) не оставляет безнаказанным. Но когда увидели, что Павел спокойно стряхнул ехидну в огонь и «не потерпел никакого вреда», то начали говорить, что он – бог. Истинный Бог, для прославления своего служения, позволил ему доказать на себе действительность написанного о безвредности змей для верующего. Ныне на о. Мальте нет более ядовитых змей. По поверию туземцев, их не стало с тех пор, как произошло описанное событие.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 4 1–3. Предложение самарянами участия в построении храма и отказ иудеев. 4–10. Враждебные действия самарян против иудеев. 11–16. Список письма, отправленного Рехумом и Шимшаем к персидскому царю. 18–22. Ответное послание царя. 23–24 Приостановка работ в храме. 1Ездр.4:1 .  И услышали враги Иуды и Вениамина, что возвратившиеся из плена строят храм Господу Богу Израилеву; 1Ездр.4:2 .  и пришли они к Зоровавелю и к главам поколений, и сказали им: будем и мы строить с вами, потому что мы, как и вы, прибегаем к Богу вашему, и Ему приносим жертвы от дней Асардана, царя Сирийского, который перевел нас сюда. «И усльшали враги Иуды и Вениамина». Из ст. 2 видно, что врагами Иуды и Вениамина писатель называет самарян. О происхождении самарян см. примеч. к 4Цар 17 . Узнав о начавшейся постройке, самаряне пожелали принять в ней участие и с просьбой об этом обратились к Зоровавелю и к главам поколений. Мотивом своей просьбы самаряне выставили то, что они прибегают к Богу иудейскому и приносят ему «жертвы от дней Асардана, царя сирийского». По мнению некоторых исследователей, таковы и действительно были мотивы просьбы самарян: самаряне желали служить Иегове. Однако последующий образ действий самарян показывает, что выставлявшиеся ими религиозные мотивы не были искренними и главными. В своих жалобах персидскому царю самаряне вовсе не упоминают о религиозных чувствах и ясно высказывают взгляд на иерусалимское предприятие, как на акт политический. Вероятно, и сами они изъявляли желание принять участие в постройке храма, главным образом, по мотивам политическим, имели в виду воспользоваться тем покровительством, которое оказывали иудеям персидские цари и извлечь из него для себя выгоды. «От дней Асардана, царя сирийского». Асарданом в данном месте, вероятно, называется ассирийский царь Ассаргадон (681–668), который, по свидетельству клинописи (Schrader. Keil. Bibl. II, 215), после победы над сидонским царем отправил колонии на финикийское побережье. Часть колонистов могла поселиться и в самарийской области, почему самаряне называли себя иногда сидонянами (Иуд.Древн. 12:5, 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Город Фиатира был центром ремесел: в нем процветала текстильная, кожевенная и обувная промышленность. В книге Деяний упоминается жительница Фиатиры по имени Лидия, по своей профессии торговавшая багряницей (Деян. 16, 14). Также в Фиатире было развито производство меди и бронзы. В настоящее время на месте древней Фиатиры расположен турецкий город Акхисар с населением около 100 тысяч человек.  «очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану» – см. комм. на 1, 14–15. Так как в городе действовало много литейных цехов, сравнение с огнем и халколиваном должно было быть особенно понятно фиатирцам.  19 знаю твои дела и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых. «последние дела твои больше первых» – трудно сказать, за что именно удостоились фиатирцы такой похвалы. Может быть, у них происходил духовный рост, или изменялась, проникаясь христианским благочестием, сама их жизнь, или же успешно распространялось Евангелие среди язычников. Или же имело место все это вместе взятое. Вообще рост, движение вверх – очень важная черта для христиан. Истинная христианская жизнь возможна только в движении: остановка движения вверх является не остановкой, но началом движения вниз. Забывая заднее, простираюсь вперед, говорил апостол Павел. 20 Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное.  Некоторые считают, что имя Иезавель употребляется здесь в смысле нарицательном, являясь олицетворением некоторого гностического лжеучения. Другие же видели в Иезавели реальное историческое лицо: лжепророчицу, жившую в Асии в I веке. Прообразом фиатирской лжепророчицы является известный ветхозаветный персонаж – израильская царица Иезавель, жена царя Ахава. Она была дочерью финикийского царя и известна тем, что отвращала народ Божий от поклонения истинному Богу, насаждая языческие культы Ваала и Астарты. Она истребила Божиих пророков и собрала вокруг себя четыреста пятьдесят лжепророков вааловых. Она запятнала себя неистовым язычеством, развратом, чернокнижием и многими другими беззакониями. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

…дабы я не разоблачил ее донага и не выставил ее, как в день рождения ее… Задача мужа – обеспечивать свою жену едой и одеждой (ср. Исх 21:10). В случае развода по вине жены бывший супруг уже не обязан кормить и одевать свою прежнюю жену. В момент расторжения брака бывшая жена лишается всего, что в свое время получила от мужа. Но есть ли что-то, чего Израиль получил бы не от Господа? Поэтому, лишаясь исключительных, определяемых Заветом («браком») отношений с Ним, израильтяне лишаются и Его земли, полученной ими когда-то по обетованию, и тех материальных благ, которые эта благодатная земля производит . Поразительно, что этой угрозе разоблачить донага вскоре надлежит сбыться в самом буквальном смысле слова. По законам того времени военнопленных раздевали догола, обривали и скованными друг с другом цепями уводили в плен. Это и произойдет после захвата Израиля ассирийцами. …не сделал ее пустынею, не обратил ее в землю сухую и не уморил ее жаждою. Земля, в которой «подлинно течет молоко и мед» (Числ 13:28), может легко превратиться в сухую пустыню. Периоды засухи в Палестине, как и повсюду на Ближнем Востоке случаются нередко, поэтому вода значит в этих краях очень много: нет воды – не будет урожая; не будет урожая – всех ждет голод и смерть. Отсутствие дождей ведет к засухе. Если осадки не выпадают или выпадают в недостаточном количестве несколько лет подряд – вода в каменных водосборниках иссякает, землю становится нечем орошать, и тогда даже такие плодородные долины, как Изреель или Бекаа, становятся сухими, безжизненными, уморенными жаждою. У соседей Израиля – финикийцев и хананеев – богом дождя считался Ваал. Ему, по словам одного угаритского гимна, «отверзающему катаракты облаков», молились о дожде, его умилостивляли кровавыми жертвами, ради него блудили в священных рощах и капищах, провоцируя его тем самым снизойти на землю, пролиться на нее, «совокупиться» с нею, оплодотворить ее собой. Такая «духовность» была для евреев всегдашним искушением, и часто, особенно в годы наибольшего финикийского влияния, они в той или иной мере ее практиковали.

http://bogoslov.ru/article/4771086

Дан.11:40-41. И в предопределенное время сразится с ним царь южный, и придет, как буря, на него царь северный с колесницами и всадниками и многочисленным флотом, и войдет в земли, и разорит их, и пройдет через них. И войдет он в землю славную, и многие падут.   Вместо этого Симмах перевел: «многие тысячи падут», Феодотион: «и многие будут бессильными». Под многими павшими, по Акиле, нужно понимать города или страны и области. Порфирий это также относит к Антиоху, который в одиннадцатый год своего царствованилопять воевал против сына своей сестры, Птолемея Филометора. Услышав о нашествии Антиоха, он собрал многие тысячи людей. Но Антиох, подобно сильной буре, с колесницами, всадниками и многочисленным флотом вошел в очень многие земли и, проходя через них, все опустошил, и пришел в землю славную, то есть в Иудею, что Симмах перевел как землю силы, вместо чего Феодотион поставил самое слово еврейское Сабай или Саба, и укрепил цитадель, воспользовавшись развалинами стен города, и потом продолжил путь в Египет. Наши же, относя и это к Антихристу, говорят, что сначала он будет вести борьбу против царя южного, то есть Египетского, потом победит Ливийцев и Эфиоплян, о которых мы выше читали как о трех сломанных рогах из десяти рогов, и когда он придет в землю Израилеву, то многие города и области будут преданы в руки его. Дан.11:44-45. Но слух с востока и севера встревожит его. И он пойдет с великим множеством, чтобы истреблять и губить многих. И поставит он шатер свой в Апедно, между двумя морями, на горе славной и святой, и дойдет до вершины ее, и никто не поможет ему.   И в этом месте Порфирий высказывает относительно Антиоха бредни вроде следующих. Ведя борьбу, говорит он, против Египтян и проходя через Ливию и Эфиопию, он услышит, что на севере и востоке идут приготовления к войне против него. Возвращаясь назад, он овладеет Арадийцами, оказавшими ему сопротивление, и опустошит всю область на финикийском берегу. Вслед за тем он направит путь к Артаксию, царю Армянскому, который двинется с восточной стороны, и, убив многих из войска его (Артаксия), поставит шатер свой в месте Апедно, находящемся между двумя широчайшими реками, Тигром и Евфратом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Двумя крылами они закрывали лица свои, двумя прикрывали ноги и двумя летали, взывая друг ко другу: – Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна Славы Его!« ( Ис. 6:1–3 ). Столпы храма небесного потрясались от их восклицаний, и дом наполнился благоуханием фимиама. Пророк в ужасе воскликнул: «Горе мне! погиб я! ибо человек с нечистыми устами и живу среди народа также с нечистыми устами, и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа!» ( Ис. 6,5 ). Тогда послан был к нему один из Серафимов, имевший в руке раскаленный уголь, который он взял клещами от алтаря Господня. Он прикоснулся к устам пророка Исаии и сказал: «Вот, я прикоснулся к твоим устам и отымет Господь беззакония твои и грехи твои очистит». После этого услышал Исаия голос Господа, обращенный к нему: «Кого пошлю и кто пойдет к иудеям, кто пойдет для Нас?». Исаия отвечал: «Вот я, пошли меня, Господи, я пойду». И послал его Господь к иудеям убеждать их обратиться от путей нечестия и идолопоклонства и принести покаяние. Тем, которые покаются и обратятся к Истинному Богу, Господь обещал милость и прощение, а упорным предназначены кары и казни Божии. Тогда Исаия спросил Господа, долго ли продолжится отступление иудейского народа от Бога. Господь отвечал: «До тех пор, пока не запустеют города, не будет людей в домах и эта земля не сделается пустыней. Впрочем, когда срубят дерево, то от пня его идут новые побеги, так и по истреблении народа останется святой остаток, от которого возникнет новое племя». В религиозно-нравственном состоянии иудейского народа в то время были значительные колебания – от некоторого подъема благочестия до полного развращения и уклонения в идолопоклонство. Соответственно, и пророческие речи святого Исаии то содержат грозные обличения, то полны любви и сострадания ( Ис. 1–12, 24–35 ). В царствование Ахаза нечестие дошло до крайней степени, когда храм был закрыт, огонь на жертвеннике погашен, а царь вместе с народом поклонялся финикийскому языческому божеству Молоху. Обличая царя за его нравственную развращенность, святой пророк Исаия не оставил его без утешения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Для Илии нарушение закона и справедливости были оскорблением Бога. Вера в его лице становится защитницей социальной правды. Этот мотив будет углублен и развит великими пророками-писателями. 3. Пророк Илия в годы голода (3 Цар 17). Финикийские летописи упоминают о голоде, который свирепствовал в Сирии в правление Этбаала (И. Флавий. Против Апиона, 8,13,2). Засуха опустошила и Ефрем. Сам царь вынужден был скитаться по стране и поисках корма для своих лошадей. Пророк Илия объяснил это бедствие тем, что царь и народ допустили служение Ваалу-Мелькарту. Илия действовал не один. Его поддерживали Сыны Пророческие, которые ходили по городам и весям Израиля, грозя карой за отступничество. К ним примыкала и община рехавитов, которые в знак протеста против ханаанских обычаев отказывались от вина и жили в шатрах. Их проповедь вызвала гнев Иезавели. Она начала яростно преследовать пророков: часть из них была схвачена и убита, часть — скрыл у себя набожный царедворец Авдий. Пророк Илия, по повелению Божию, удалился в пустыню к потоку Хорафу (Заиорданье), где Господь чудесно питал его, а когда поток высох, Илия ушел в Финикию. Там он жил в Сарепте у бедной вдовы. Он спас ее от голода и воскресил ее умершего сына. Библия подробно останавливается на этих событиях, поскольку они указывают, что милосердие Божие распространяется и на иноплеменников. Доброта финикийской женщины, приютившей Илию, угодна Богу, хотя она и не принадлежит к избранному народу. На это обратит внимание и Христос Спаситель, обличая маловерие назарян. «Много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле; и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую» (Лк 4,25-26). 4. Жертвоприношение на горе Кармиле (3 Цар 18). Когда срок вразумления истек, Илия появляется перед Ахавом и на его вопрос: «Ты ли это — смущающий Израиля?» — отвечает: «Не я… а ты и дом отца твоего, тем, что вы презрели повеления Господни и идете вслед Ваалам». Пророк предлагает созвать народное собрание, чтобы люди окончательно решили: кто истинный Бог — Мелькарт или Ягве.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010