Подобными определениями иноческого пути полны писания блаженного старца Зосимы. Сердце принимает их; определения эти до наших дней являются живым и действенным питанием душ, нашедших в старческом руководстве путь и правду своего земного существования. Пишущей эти строки довелось встретиться с сестрами, которые происходили из пустыни, созданной отцом Зосимой. Они пришли искать духовного руководства и помощи к старцу Зосимовой (мужской) пустыни отцу Агафону, в схиме схиархимандриту Игнатию. Пустыни женской уже не существовало, сестры жили в деревне под Москвой. Им хотелось передать то, что осталось от их прошлого. До них, вероятно, дошло известие, что отец Агафон был большим почитателем их старца Зосимы. Сестры отличались душевностью, простотой и непосредственностью отношений, в них была большая внутренняя свобода, связанная воедино с искренностью и доброжелательностью. Отцу Агафону они с любовью передали портрет отца Зосимы, писанный масляными красками, очень хороший, достойный по качеству исполнения. Позднее они с доверчивостью передали некоторые личные вещи старца: деревянные ложки, четки, “стволинку”, через которую отец Зосима пил воду во время болезни, а также некоторые письма духовных дочерей отца Зосимы, его племянниц Веры и Маргариты. На этих письмах, писанных старинным почерком, были видны пятна — следы слез, которые проливали сестры в их тяжких душевных искушениях при разлуке с духовным отцом. Так духовная семья старца Агафона породнилась с семьей старца Зосимы Верховского. И был здесь один дух, одно мироощущение и мировосприятие. Значит, в разные периоды жизни духовных семей, выросших под старческим руководством, единым оказывается основное направление, основное восприятие жизни и путей спасения. Потому что здесь одна подлинная основа, идущая от древних времен, полагающая свое основание в водительстве Христовом. Последним образом, которого мы не можем не коснуться в данном разделе, где мы говорим не о больших обителях старческого делания, а лишь об отдельных светочах этого великого подвига, является образ одинокого подвижника начала того же XIX века, проходящего свой уединенный путь спасения задонского затворника Георгия.

http://pravmir.ru/starchestvo-na-rusi/

СПб., 1812). 43 В 1822 г. в Синодальной типографии в Москве было напечатано второе издание церковнославянского перевода Добротолюбия, содержавшее текст трех частей, напечатанных в Москве в 1793 г., а также текст изданной позднее четвертой части (Добротолюбие, или Словеса и главизны священного трезвения, собранные от писаний святых и богодухновенных отец. Переведено с еллиногреческого языка. Изд. 2-е. М., 1822). 44 Петр Иванович Троепольский скончался 21 декабря 1824 г. (Опт-449. Л. 90 об.; опубликовано: Запальский. 2010: 119). 45 Валентин Троепольский поступил в Московский Симонов монастырь 14 мая 1825 г. Опт-449. Л. 91–91 об.; опубликовано: Запальский. 2010: 119). 46 На правом поле добавлено карандашом: «Видения Василиска в конце 1826 года удивляли, восхищали, питали». Текст составленного преп. старцем Зосимой Верховским «Повествования о старце Василиске» входит в состав Муз-9265 (л. 204–238 об., четные листы), а в правом нижнем углу л. 202 об. находится сделанная позднее запись: «Сего списателя видений, благоговейного монаха Зосиму, я, недостойный, удостоился видеть несколько раз и беседовать с ним. Иеромонах Арсений Троепольский . Приобретено 1826 года в августе». 48 На левом поле добавлено карандашом: «В сии дни писан Трактат о внутренней молитве и приложен к Истории Монастыря?». Текст этого Трактата см.: Муз-10949. Л. 66–66 об., 1–65. Ср. выдержки из Трактата и план его: Муз-10951. Л. 14–14 об.; Муз-9265. Л. 328–329. Идентификация «Истории» не представляется возможной, так как в составе Муз-10949 находится только текст Трактата 1827 г. 49 На левом поле карандашом добавлено: Рассуждал с отцом П? о ноздренном ввождении молитвы в себя и от себя… 50 В заключительной части молитвы ко Пресвятой Богородице, входящей в состав «Молитв по Святом Причащении». 53 На левом поле добавлено карандашом: «Написаны IV книги о молитве». Автограф первой и второй книги из «Четырех книг о молитве», датированный 9 октября 1840 г., находится в составе Кол-177/3 (л. 1–213 об.), авторизованная копия всего текста – Воскр-147.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

и содержащаяся в Муз-10948 (Л. 71–76 об.), учитывает всю карандашную правку, имеющуюся в Муз-10952 в этом тексте. В этой же рукописи находится и первоначальный текст, имеющий исправленное название «Способ ко спасению, сокрытый в частости и непрестанности молитвы» (21 сентября – 3 октября 1861 г.//Муз-10948. Л. 350–351 об.), который предшествовал тексту из шестого рассказа (свидания). 5.12. К группе текстов, посвященных внутренней молитве, также следует отнести свободные переводы (называемые «парафразами») текстов указанной тематики. В декабре 1845 г. АТ перевел на русский язык текст поучения об Иисусовой молитве, приписываемый свт. Иоанну Златоусту , фрагменты из которого встречаются в Добротолюбии (Муз-9265. Л. 39–41, исходный церковнославянский текст: л. 37–38 об.). В апреле 1850 г. АТ выполнил «Преложение XXVI и XXVII трезвенных глав святого Марка о молитвенных восхищениях» (Муз-9265. Л. 277–279), источником которого был опубликованный в 1849 г. церковнославянский перевод «Глав ко трезвению» Марка Подвижника ( Паисий Величковский . 1849: 156–159). 12 июля 1850 г. он завершил русский перевод («парафразис») составленного Зосимой Верховским «Повествования ученика о старце Василиске» на основании текста, полученного им еще в 1826 г. от составителя 26 . Датировки перевода, указанные в тексте (начало – 25 мая 1850 г. (Л. 207), окончание – 12 июля (Л. 239)), соответствуют упоминанию о его выполнении летом 1850 г., которое имеется в автобиографическом «Перечне жизни одного пустынника» (Муз-9265. Л. 317 об.). Весной 1852 г. АТ перевел наставления Никифора монашествующего «О внимании и хранении сердца» (Муз-9265. Л. 102–107 об.), «Семь глав о безмолвии» прп. Григория Синаита (Л. 92–99) и «Слово о трех образах молитвы» прп. Симеона Нового Богослова (Л. 108–115), источники которых находились в Добротолюбии (Добротолюбие. 1822. Ч. II. Л. 28–33; Ч. I. Л. 91 об. – 95 об.; Ч. I. Л. 61–65). Тогда же им была составлена подборка цитат из Добротолюбия с точным указанием источников по второму изданию Добротолюбия (М., 1822), которая содержала переводы фрагментов, связанных с техникой сердечной молитвы («Места, содержащие учение внутренней молитве по художественным или искусственным способам, открытым святыми отцами в книге Добротолюбие, изложенные в переводе, по порядку оной книги»//Муз-9265.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

Ревность – это то, что нам нужно обновлять в себе каждый день. Каждый день мы призваны как бы начинать свою жизнь заново, просыпаться утром и радоваться: сегодня я буду угождать Христу, буду отрекаться от себя, служить ближним, молиться. Сегодня я начинаю свой путь к Богу! В земной жизни не может быть такого, чтобы человек когда-то перестал подвизаться, чтобы он однажды сказал: «Я достиг всего, я могу больше ничего не делать». Искать Бога человек призван вновь и вновь. Искание Бога – это и есть обретение Его.      Краткая справка: Ново-Тихвинский женский монастырь в Екатеринбурге был учрежден в 1809 году личным указом императора Александра I. Первой настоятельницей стала игумения Таисия (Костромина), которая устроила жизнь обители согласно древним иноческим традициям, советуясь с духовно опытными старцами: игуменом Исаией (Зубковым), настоятелем Саровской пустыни и духовником прп. Серафима, прп. Филаретом Глинским, прп. Зосимой (Верховским). Строгие общежительные правила, ежедневное богослужение, любовь к молитве, крепкое единство между сестрами – эти принципы, заложенные игуменией Таисией, хранили все последующие настоятельницы. Главной святыней монастыря была Тихвинская икона Пресвятой Богородицы, на праздник в честь которой, 26 июня/9 июля собирался весь Екатеринбург и множество паломников со всех концов губернии. После революции монастырь был закрыт, сестрам пришлось вести монашескую жизнь в миру, многие подверглись репрессиям. В 1994 году началось возрождение монастыря; духовником обители все эти годы является схиархимандрит Авраам (Рейдман). К настоящему моменту восстановлен главный храм обители – собор св. Александра Невского. Собор был заложен при первой настоятельнице – игумении Таисии. Сестры помогали при строительстве храма, ради чего устроили небольшой кирпичный заводик, кирпичи делали своими руками и сами подносили к строящемуся храму. Трехпрестольный собор был освящен в 1854 году. В 1905 году во время поездки на Урал в этом храме служил св. прав. Иоанн Кронштадтский: во время этого богослужения молящиеся стояли даже на подоконниках и на карнизах окон снаружи.

http://pravoslavie.ru/79413.html

Последним строителем Смоленской Зосимовой пустыни перед трагедией 1920-х годов был схиигумен Герман. Память о истинном монахе, делателе Иисусовой молитвы, составляет духовную сокровищницу обители 5 . Его современник и насельник пустыни, старец иеросхимонах Алексий, также прославил Господа своей жизнью. Отцу Алексию было суждено свыше вынуть жребий, предопределивший избрание владыки Тихона Патриархом всея Руси. В 1919 году, 28 февраля, о. Алексий был пострижен в схиму. После закрытия Зосимовой пустыни в 1923 году со своим верным и преданным келейником о. Макарием 6 он переехал в Сергиев Посад, где скончался 19 сентября 1928 года 7 . Многие зосимовские старцы нашли приют в Высокопетровском монастыре в Москве под началом епископа Варфоломея (Ремова) , духовного сына схиигумена Германа. Благодаря им в обители установился строгий устав и продолжалось самоотверженное окормление христиан, невзирая на чудовищные притеснения со стороны советской власти. Восстановление монашеской жизни в Свято-Смоленской Зосимовой пустыни началось в 1992 году, а 26 июля 1994 года состоялось торжество прославления основателя пустыни преподобного Зосимы как местночтимого святого. Вскоре, 20 августа 2000 года, на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви совершилась канонизация преподобного Алексия Зосимовского . Предстательством и молитвами угодников Божиих укрепляется воссозданная обитель на радость всему православному миру. Третья «Зосимова пустынь», на этот раз женская, была основана старцем пустынножителем Зосимой (Верховским) в 1826 году среди лесов и болот Верейского уезда Московской губернии. Именно этой обители посвящена данная книга. Поэтому здесь лишь кратко упомянем ее историю. При жизни старца (скончавшегося 24 октября 1833 года) в пустыньке еще не было ни одного храма. Но старец предсказал расцвет обители и завещал первый храм посвятить Живоначальной Троице, а второй – иконе Божией Матери «Одигитрии», покровительнице его родной Смоленщины. Предсказания Божиего угодника сбылись, и в 1856 году обитель была утверждена в статусе Троице-Одигитриевского общежительного женского монастыря. На рубеже 1928–1929 годов монастырь был закрыт. Но как напоминание о нем сохранилось название ближайшей к монастырю железнодорожной платформы перед Наро-Фоминском – «Зосимова пустынь».

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

113 Спасо–Преображенский Гуслицкий монастырь в Богородском уезде Московской губернии, в 50 верстах от города Богородска (ныне город Ногинск Московской области), близ села Запонорье. Основан в 1859 году по желанию императора Александра II при святителе Филарете, митрополите Московском, в Гуслицкой волости, заселенной старообрядцами, как центр миссионерства среди раскольников. Основателем и первым строителем обители был игумен Парфений – возобновитель Николаевской Берлюковской пустыни. В советское время монастырь был закрыт. Восстановление обители началось в 1998 году. 114 Вероятно, речь идет об Иверском Выксунском монастыре, основанном старцем Варнавой первоначально в виде богадельни, которая в 1874 году была переименована в женскую общину, а в 1878 году – в монастырь, причисленный к третьему классу. Но Иверский монастырь находился в Нижегородской губернии (в Ардатовском уезде), а не во Владимирской. 116 Архиепископ Антоний (в миру Александр Николаевич Каржавин, 1858–1914) – уроженец Вологодской губернии. Окончил гимназию в Вологде и Московскую духовную академию (1880). Магистр богословия (1888). В 1880–1888 гг. преподавал в Тамбовской духовной семинарии. В 1888 г. принял монашество и рукоположение в священный сан. В 1888–1891 гг. – инспектор Московской духовной академии в сане архимандрита. В 1891–1895 гг. – ректор Вифанской духовной семинарии. 14 сентября 1895 г. хиротонисан во епископа Великоустюжского, викария Вологодской епархии. В 1897–1910 гг. – епископ Тобольский. Первым из русских архиереев открыто выступил против Распутина, обвинив его в хлыстовстве. В 1910 г. возведен в сан архиепископа и назначен на Тверскую кафедру. При этом его преемником по Тобольской кафедре стал ставленник Распутина епископ Варнава (Накропин). Скончался 16 марта 1914 года. Аскет, тайный благотворитель, делатель молитвы Иисусовой. 117 Троице–Одигитриева Зосимова пустынь основана подвижником–старцем Зосимой Верховским († 1833; память – 24 октября/6 ноября) как женская община с храмом в честь Смоленской иконы Божией Матери. В 1841 году по ходатайству святителя Филарета, митрополита Московского, повелением императора Николая I утверждена на правах общежития. В 1856 году возведена в степень монастыря. В свои детские годы Зосимову пустынь любил посещать Василий Меркулов – будущий старец Варнава Гефсиманский . После революции обитель просуществовала до 1928 года как женская трудовая коммуна, а затем была окончательно закрыта. Здания монастыря в целом сохранились. Старожилы указывают даже примерное место погребения отца Зосимы. С 1968 года в пустыни размещался пионерский лагерь. В 1998 году на месте монастыря образовано подворье Московского Богородице–Смоленского Новодевичьего монастыря. В 2000 году подворье преобразовано в женский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Через верхнюю плотину дорога уходит на северо-запад к селу Лобкову, это опять отрезок старого тракта Смоленск – Рославль. В упомянутой выше описи 1834 года читаем: «И состоит оное имение Буловицы расстоянием от города Смоленска в сорока трех верстах, ехавши из оного в Рославль, по левую сторону от большой дороги в полуверсте». Отойдя с полкилометра от Буловиц, можно оглянуться и зримо представить, как подъезжали к родным пенатам молодые гвардейцы (и юный Захария!), возвращаясь из Санкт-Петербурга. И как попрощались с родным домом в последний раз юные Варвара и Матрона, уезжая с дядюшкой Зосимой в неведомую даль и, возможно, заплакали. Перед самим Лобково дорога поднимается на пригорок, на котором стоял храм 216 . Храм в селе Лобково был разрушен до основания в 1920-е годы. На его месте среди вековых лип построили контору. Но и она стоит сейчас разрушенной. Кладбище около церкви уничтожили вместе с храмом. А ведь там были похоронены родители старца Зосимы, его брат Илия с женой (родители Варвары и Матроны), отец героя войны 1812 года декабриста Ивана Семеновича Повало-Швейковского и другие родственники. Радует хотя бы то, что в далеком 1823 году с родными могилами и храмом смогли попрощаться старец Зосима и будущие монахини. В Лобкове по одну сторону дороги сохранилась половина пруда, по другую обширный неглубокий котлован, совершенно пересохший. Эта часть пруда и вековые липы на горке напоминают строки из Жизнеописания старца Зосимы о прощании с родным Лобково его брата Илии перед уходом в странствование по монастырям: «Илия не зашел в село, не приблизился к бывшему своему дому, не повидался с родными, но вдали, в густой роще один только со своею сумкою расположился ночевать. Долго чувствительный молодой странник сидел на лугу поддеревом и при свете луны в ясную летнюю ночь глядел на блестящий крест церкви, на свой дом, на тихо волновавшееся близ дома большое озеро и погружался в глубокую думу. Потом вынул из сумки карандаш и бумагу и написал для себя: Лобково оставляючи, туда иду,

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Святитель Христов, удивленный и утешенный таким чудным Промыслом Божиим, употребил отеческое попечение о создании храма в обители. Но так как место это не было обитаемо, то не имелось никаких законных прав, на основании которых можно было бы просить разрешения у высшего начальства на построение церкви. Владыка сказал сестрам: «Не имеете ли вы кого из благодетелей такого чина, что бы можно было на имя его просить домовую церковь ?» Когда они упомянули о Грузинской царевне, то владыка благословил, говоря: «Просите ее. На это имя можно все сделать». Царевна, которая любила старца, ибо он, будучи еще в живых, исцелил ее от смертной болезни 9 , была так благочестива, добродетельна и смиренна, что никак нельзя было и подумать о ее несогласии. Но дьявол всегда старается воздвигнуть препятствия в добром деле и усматривает слабейшую сторону человека, чтобы с той и подвести искушение. Царевна, услышав это предложение, оскорбилась и отвечала: «Не могу дать моего имени на дело, которое устрояется на чужие деньги. Если бы я имела состояние, то давно бы на свое иждивение выстроила храм в пустынной обители в память старца. Но Бог не дал мне средств и не взыщет на мне». «Он дал вам такое великое имя, – отвечали сестры, – которым вы можете послужить великому делу Промысла Божиего. Кому Господь дал богатство, тот должен служить Господу богатством, кому дал крепость и силу здоровья – тот трудами; кому дал разум и слово – тот поучениями. Всякий от своего таланта должен приносить Богу жертву и служение. А вы, боголюбивейшая царевна, принесете в жертву высокое имя ваше, послужите этим строению Божиему». Она молчала, но все еще не склонялась на их мольбы (конечно, судя по-человечески, тяжело было ей на это согласиться). Тут сестры, упавши к ногам ее, сказали: «Царевна! Как увидитесь вы в будущей жизни с отцом Зосимой? Что будете отвечать ему, если он вам скажет: “Ты могла содействовать устроению храма в моей пустынной обители и по одним человеческим предубеждениям отказалась!” Ради Бога, Ваша Светлость, из памяти и любви к старцу согласитесь!» «Соглашаюсь, – сказала она, – пишите прошение».

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

По прошествии нескольких лет, если эта община зарекомендовала себя положительно и могла содержать себя и церковный клир, Синод назначал комиссию, которая на месте рассматривала положение дел, обращая внимание, как на духовно-нравственное состояние обители, так и на ее материальный достаток. Только если дела в общине шли хорошо, она получала статус монастыря, начальница ее возводилась в сан игумении, а над некоторыми сестрами дозволялось совершить постриги. От основания мон. Александрой (Агафьей Семеновной Мельгуновой) Дивеевской женской общины до получения этой общиной статуса монастыря прошло семьдесят три года. Начало женской обители, основанной прославленным в лике Сибирских святых преподобным старцем Зосимой (Верховским † 1833), было положено еще в 1820 году, в Сибири. После величайших трудностей и скорбей, по причине воздвигнутых диаволом смущении и гонений на старца, руководимые им сестры переехали под Москву, где в 1826 году о. Зосима начал новое устройство пустынной обители, наименованной Одигитриевской 29 . Лишь в 1841 году, по ходатайству свт. Филарета, мтр. Московского, повелением Императора Николая I обитель была утверждена на правах общежития и только в 1856 г. возведена в степень монастыря. 30 Игумении монастыря иногда дозволялось выбрать благочинного из числа монашествующего духовенства этой епархии. Но чаще всего в епархии существовала должность благочинного над всеми монастырями, как мужскими, так и женскими. В Санкт-Петербургской епархии это послушание нес свыше двадцати лет архим. Игнатий (Брянчанинов) . В любом случае благочинным женского монастыря всегда был монах в священном сане. Он периодически бывал в обители. Игумения ничего не предпринимала без согласования с ним. Если благочинный замечал в монастыре какие-нибудь нестроения, он докладывал об этом непосредственно епархиальному архиерею. Благочинный принимал реальное, а не формальное участие в жизни обители. При таком положении дел власть игумении не бывала бесконтрольной и не могла доходить до самодурства.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Tacis...

В то время старший брат Козьма-больной и сказал меньшому Василию: «Вот теперь, если желаешь пойти в монастырь или на пустынное житие, иди с Богом; брат Максим на место твое пришел послужить мне немощному», – и отпустил его с миром и благословением. Василий, не имея вечного увольнения, брал плакатный прокормежный паспорт и с ним ходил и проживал у разных подвижников и уважаемых отцов монашествующих, которые советовали ему идти жить к пустынножителям, потому что по прошествии паспортного срока не станут его держать в монастыре. Пришел Василий в монастырь Введенский под Москвою и, видя там строго-подвижнически живущих старцев, начал проситься, чтоб его приняли в сожительство. Тогда сам настоятель пошел с ним один за ограду к озеру; а в ту ночь был мороз, озеро и затянуло. И сказал ему настоятель отец Клеопа, искушая его: «Иди побегай по льду, крепок ли?» – зная, что не может выстоять лед, одну ночь только замерзший. Василий, нимало не противореча, ни помысля, что не подымет лед, побежал. Тогда возбранил ему настоятель и сказал: «Благо тебе будет, сын мой, и преуспеешь в монашестве, если всегда так послушлив будешь к отцам духовным!» Напутствовав его, любезно благословил и отпустил на безмолвное пустынное житие. Слышав же о многих пустынножителях, которые живут в дачах господских, Василий усомнился к ним идти за маловременностью своего паспорта. Пошел в казенные места к селениям чувашским, нашел там живущих пустынников: Павла книжного и Иоанна безграмотного, который был кроток и смирен нравом и прост сердцем. Павел же, как книгочтец, жил сам по себе, не имея наставляющего ниже советующего ему, надеясь на себя, что был многокнижен и житием жил подвижническим; характером, однако, вспыльчив был и самонравен, потому и соживущих близ него негодованиями своими оскорблял; но Василия весьма полюбил за послушный его нрав, незлобивое сердце и смиренное богоугодное его житие. Господь, желая, дабы и Павел во смирении пребывал, а не со мнением подвижническую жизнь проводил, для того и попускал и не помогал ему брань преодолевать, но побеждаться; а Павел умыслил себе руку отсечь, как повинную в таком падении, и многократно объявлял о том Василию, умоляя, чтобы он его тогда не покинул. Но Василий никак не соглашался с ним, говоря: «По истине, тогда-то и покину тебя, и уйду от тебя!» – и сколько мог, всегда ему сопротивлялся и увещевал отвергнуть от себя такое предприятие богопротивное. Однажды Павел пришел и говорит: «Когда я отсеку руку, то ты тогда убери топоры и ножи; не решен час будет мне нестерпимо, то чтоб я себя совсем не погубил!» И с тем ушел.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010