Здесь же, на острове Коневец, после такого общежительного искуса Зосима получает и первый опыт пустынножительства, потому что они с Василиском строят отдельную келью, и Адриан их благословляет на будние дни уединяться в этой келье, приходить в монастырь только в субботу вечером перед богослужением. Так продолжается примерно семь лет, пока в 1797 году Адриан, в силу обстоятельств, в том числе пошатнувшегося здоровья, не просит у митрополита Гавриила отставку и не уходит на покой. Он переселяется в московский Симонов монастырь, где и оканчивает свои дни. При этом братия, которая уже во многом сформирована Адрианом и живет уже по новым принципам, просит, чтобы Зосима – он уже тогда пострижен в монашество (а позднее будет пострижен в схиму) – принял руководство братством, стал преемником отца Андриана по игуменству. Зосима – и Василиск поддерживает его в этом – уклоняется от избрания. Вскоре после отъезда отца Адриана на «континент», они также покидают остров Коневец в поисках, как они говорят, внутренней безмолвной пустыни. Они считают необходимым найти некое место для продолжения своих пустыннических трудов, которые были начаты в рославльских лесах. Проследить их маршрут можно по карте их путешествий, составленной современным исследователем истории Зосимовой пустыни, монахиней Зосимой Верховской. Сначала они отправляются с Ладожского озера на юг, пытаются перейти русско-турецкую границу, попасть на Афон, причем они даже официально обращаются через Синод к императору Павлу I за разрешением. Они этого разрешения не получают и понимают, что им нет благословения на афонское уединение. Тогда они пытаются найти места в Крыму и даже на Северном Кавказе, доходят до Моздока. Но становится ясно, что и там слишком опасные места. Например, они нашли небольшой уединенный островок на Черном море, на котором хотели начать свое пустынное жительство, но их отговорили от этого выбора местные рыбаки: «Отцы, вы вместо пустыни попадете на невольничьи рынки Средиземного моря. Потому что один набег турок из-за моря – и вы будете пленены, вас продадут в рабство».

http://pravmir.ru/kak-startsyi-zhenskoe-...

Поэтому за ответом на вопрос о духовнике женского монастыря мы должны, несомненно, обратиться к многовековому опыту Православной Церкви, который свидетельствует о том, что духовничество в женских обителях и опека над ними издавна поручалась иеромонахам. Так, известно, что тавеннисиотские иноки опекали женский монастырь, расположенный поблизости , а прп. Венедикт Нурсийский посылал иноков своего монастыря в качестве духовников в один из женских монастырей окрестности . Примеры такого рода покровительства женским монастырям со стороны иноков-иеромонахов мы находим в житиях многих угодников Божиих: Василия Великого, блаженного Иеронима, Авксентия Вифинского, Симеона Столпника, Феодора Сикеота, Стефана Исповедника, Феодора Студита, Евфимия Нового и других. Подобная практика существовала и на Руси. Только в XVIII-XIX в. можно назвать до десятка обителей, основанных и окормляемых священноиноками: Серафимо-Дивеевский монастырь, который окормляли иноки Саровской пустыни (сначала ее строитель о. Пахомий, а затем, в ту пору еще юный иеродиакон, прп. Серафим); Шамординский монастырь, который был основан прп. Амвросием Оптинским и в котором иноки Оптиной пустыни помогали даже вести хозяйство; Алексеевская Арзамасская обитель, основанная прп. Феодором Санаксарским; Белевский женский монастырь, опекаемый Оптиной пустынью; Троице-Одигитриевская женская пустынь, которая была основана прп. Зосимой Верховским - после его смерти насельницы обратились за духовным руководством к оптинским старцам; Иверский монастырь, духовником которого являлся прп. Варнава Гефсиманский; Горицкий монастырь, духовниками которого были иеромонахи близлежащего Кирилло-Белозерского монастыря и др. Наряду с этим очень часто в XIX в. духовниками монахинь в женских монастырях назначались священники из белого духовенства. Однако незнание и недопонимание такими священниками монашеского делания, а иногда и прямо отрицательное отношение к монашеству делали для монахинь исповедь затруднительной, и отсутствие должного духовного руководства вело к ослаблению монашества в целом. Именно поэтому Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. принял постановление о том, чтобы духовником в женских монастырях являлся иеромонах . К сожалению, в силу последующих исторических событий это решение не могло воплотиться в жизнь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Преподобный Серафим даже сравнивал паперть Казанской церкви с ангельским престолом, с которого проповедует мать Александра. Очень высоко ее ценил. Потом она начинает заботиться о сиротах из окрестных деревень, покупает мельницу, чтобы они могли прокормиться. Создает небольшую мельничную общину девиц, которую, передает на смертном одре еще молодому иеродиакону Серафиму: «Попекись о моих сиротах». Так возникла эта сиротская мельничная общинка в Дивеево. При Казанской церкви существовала еще одна общинка из взрослых женщин. Они были очень решительными подвижницами, живущими не иначе как по Саровскому уставу, читающими псалтырь в церкви, очень строго живут. А дивеевские сироты жили довольно мягко, поэтому у них были сухарики и другие атрибуты послабления, и к батюшке Серафиму они постоянно бегали через лес. Чего казанские не допускают. Таких примеров возникновения общин очень много. В Арзамасе, рядом под Москвой, несколько таких обителей. Один из ярких представителей пустынножительства Зосима Верховский в конце жизни неожиданно оказывается основателем женской общины сначала в Сибири, которая затем перебирается под Москву. Так появляется Троице-Одигитриевская пустынь, к югу от Москвы, – станция «Зосимова Пустынь» Киевской железной дороги. Интересный момент, что многие женские общины очень тесно связаны с тем или иным ярким духовным руководителем – или с Серафимом Саровским, или с Федором Ушаковым в Арзамасе, или с Зосимой Верховским. Пошехонские общины связаны с очень интересным старцем Адрианом Югским из Югской пустыни, которая сейчас – на дне Рыбинского водохранилища, и его учеником Иваном Ивановичем Троицким, старцем-странником. Российская земля покрывается спонтанно-возникшими женскими общинами, которые сначала очень настораживают власти, так как их подозревают в раскольничестве, отношении к хлыстовкам и т.д. Такое настороженное отношение к ним было до 40-х годов, затем, во многом благодаря покровительству иерархов, таких как святитель Филарет Московский (Филарет Дроздов), они начинают постепенно легализоваться и обращаться в штатные общежительные монастыри.

http://pravmir.ru/aleksey-beglov-russkoe...

108 Приложение к письму Варвары и Матроны Верховских… С. 511. В позднейшем 1890 г. описании Туринского монастыря первыми настоятельницами названы Александра и Рахиль. (См.: Зосимова пустынь. С. 158. Прим. 136.) Однако не вполне ясно, какой период в истории обители имеется в виду. Если 1825–1829 гг., то приходится заподозрить ошибку и вместо Александра читать Августа; если о периоде после учреждения игуменства, то ошибка становится явной: первой игуменьей была Пульхерия (см. ниже). 109 До возникновения Туринского общежития это был единственный женский монастырь в Тобольской епархии. Ближайшим к Туринску женским монастырём был Ново-Тихвинский в Екатеринбурге, откуда в 1822 г., а потом и в 1827 г. тобольская консистория и собиралась пригласить игуменью в Свято-Николаевский монастырь. См. Доклад Святейшего Синода об обращении Туринского мужского Николаевского монастыря в женское общежитие. С. 487; 9 е письмо монахини Рахили (см. ниже). 110 Отношение из Святейшего Синода Императору Николаю Павловичу “Об учреждении игуменства в Туринском женском монастыре”//Творения. С. 524–526; 1-е письмо сестёр//Творения. С. 458 (подпись Зиновии Шебалиной); Зосимова пустынь. С. 153. Прим. 104. Как следует из 9-го письма монахини Рахили, вопрос о назначении игуменьи в Туринский монастырь со стороны обсуждался архиепископом Евгением уже в середине 1827 г. 111 Письмо Васильевых Императору Николаю Павловичу. 15 августа 1827 г.//Творения. С. 523; Письмо архиепископу Тобольскому Евгению князя П. С. Мещерского//Творения. С. 523–524; 9-е письмо монахини Рахили (см. ниже). 112 В принципе, “паломнический вид” мог быть и вечным. Именно “для поклонения святым мощам” отпустили из Туринска Анисью Конюхову. См.: Зосимова пустынь. С. 85. 113 Ср. многочисленные сложности, связанные с юридическим статусом Кириака Ползунова — крестьянина Тобольской губернии, последовавшего в Москву за преподобным Зосимой и его братством. См.: Письмо архимандрита Паисия преподобному Зосиме//Творения. С. 471–473; Зосимова пустынь. С. 249.

http://pravmir.ru/turinskaya-tragediya/

В составленное прп. Зосимой житие В. включено «Повествование о действиях сердечной молитвы старца пустынножителя Василиска» - описание 75 действий Иисусовой молитвы, о к-рых В. поведал своему ученику. В житии подчеркивается, что молитвенный опыт В. является продолжением многовековой традиции умной молитвы, изложенной в творениях прп. Григория Синаита , прп. Симеона Нового Богослова , прп. Исихия Иерусалимского , прп. Симеона Студита , митр. Филадельфийского Феолипта . О значимости духовного опыта В. свидетельствуют в своих трудах свт. Игнатий (Брянчанинов) , Оптинские старцы преподобные Макарий (Иванов) , Амвросий (Гренков) и Варсонофий (Плиханков) . 11 янв. 2004 г. в екатеринбургском Спасском мон-ре состоялось прославление В. Посмертный портрет В. находится в Туринском краеведческом музее. Определением Архиерейского Собора РПЦ прославлен к общецерковному почитанию. Арх.: РГБ. Ф. 213. К. 73. Д. 31. Л. 139-140; Ф. 214. Д. 409, 446, 448, 450; Ф. 304/II. 199. Ист.: Записки о жизни и подвигах Петра Алексеевича Мичурина, монаха и пустынножителя Василиска, и некоторые черты из жизни юродивого мон. Ионы/Изд. Оптиной пуст. М., 1819;Житие оптинского старца Варсонофия. [Козельск], 1995. С. 112-114, 237-238; Макарий Оптинский, прп. Собр. писем: Письма к монашествующим. СПб., 1997р. Ч. 3. С. 25; Житие блаженной памяти старца Василиска. М., 1998; Сказание о дивных случаях мон. Василиска при прохождении внутренней Иисусовой молитвы, писанных в оное время учеником его мон. Зосимою// Лабынцев Ю. А. , Щавинская Л. Л. Белорусско-украинско-русская правосл. книжность межвоенной Польши: Исслед. и публ. М., 1999. С. 114-139; Деяние о канонизации прп. Зосимы (Верховского), местночтимого святого Моск. епархии//Моск. ЕВ. 2000. 7/8. С. 34; Игнатий (Брянчанинов), свт. Собр. писем. М., 2000. С. 284-285.Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Последние рус. правосл. пустынножители//Символ. 1993. 30. С. 257-309; ЖПодв. Окт. С. 598-687; Память о молитвенной жизни старца Василиска, монаха и пустынножителя сибирских лесов. Послание/Подгот. к публ. А. М. Пентковского//Символ. 1994. 32. С. 279-340; Старец Зосима: Житие и подвиги. Изречения и извлеч. из его соч. М., 1994р; Поселянин Е. Рус. подвижники XIX в. М., 1992р. С. 479-490; Смолич И. К. Рус. монашество, 988-1917: Жизнь и учение старцев. М., 1997. С. 299, 338, 562; Шереметьевский В. Василиск//РБС. 2000. Т.: Вавила-Витгенштейн. С. 247-249; Беглов А. Л. «Вечностью неразрушимое содружество»//АиО. 2001. 3 (29). С. 205-240; Зосима (Верховская), мон. Приближающийся юбилей на святой Кузнецкой земле//Сб. ст. по правосл. краеведению. Новокузнецк, 2002. Вып. 2. С. 9-13.

http://pravenc.ru/text/149787.html

Воздвигся храм В 1818 году на имя епископа Августина поступило прошение, в котором указывалось, что церковь «ныне исправлена», благоукрашена, «утварию довольна» и вполне готова к самостоятельному богослужению. Она была восстановлена на средства именитых московских купцов Лепешкиных, которые с той поры на 80 с лишним лет, до 1902 года, стали ее потомственными старостами. Родом Лепешкины были из каширских купцов. Дело свое начали сразу после Отечественной войны 1812 года, когда Москва отстраивалась после пожара: основатель династии Лонгин Кузьмич поступил в московское купечество с двумя сыновьями – Василием и Семеном в 1813 году. Старший, Василий Лонгинович, стал купцом I гильдии, мануфактур-советником и потомственным почетным гражданином, построил в Москве химический завод на Мытной улице. Семен Лонгинович стал известным текстильным королем, храмоздателем замосквореченской церкви Живоначальной Троицы в Вишняках (ныне храм Православного Свято-Тихоновского богословского института). Он переписывался со святителем Филаретом, митрополитом Московским, и старцем Зосимой (Верховским), основателем женской Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни. Кстати, внук Семена Лонгиновича, Семен Васильевич, в начале ХХ века возглавлял «Варваринское общество домовладельцев», которое построило знаменитый доходный дом на Солянке и гостиницу «Националь». А чуть раньше, в 1887 году, он же устроил на свои средства первое в Москве общежитие для студентов Московского университета в Филипповском переулке. С первых же шагов в Москве Лонгин Кузьмич Лепешкин и его сын Василий укрепились на поприще благотворительности. Став прихожанами Мароновского храма, так как им принадлежали несколько домов на Якиманке, они довольно быстро вернули его к жизни. Первым его старостой из рода Лепешкиных стал сам Лонгин Кузьмич, а в 1828 году эту должность принял его сын Василий. Он купил соседний с храмом двухэтажный дом, и на первом этаже устроил женскую богадельню, а второй этаж сдавал внаем: вырученный доход шел на нужды духовенства и на содержание храма.

http://pravoslavie.ru/4042.html

Какая апологетика, какое оправдание христианства может быть для нас, современных людей, сильнее, чем рассказ об опыте богообщения святого преподобного старца Силуана Афонского или его ученика схиархимандрита Софрония (Сахарова) ? Или рассказ Мотовилова о его беседе с преподобным Серафимом Саровским, когда на них обоих сошел Святой Дух и лицо преподобного Серафима просияло, как солнце? Или рассказы преподобного Симеона Нового Богослова об опыте богообщения в его возвышенных, божественных гимнах? Или молитвенный опыт Василиска Сибирского (молитвенные состояния, как они названы его сподвижником Зосимой (Верховским)) ? Непосредственный опыт богообщения, который, как мы видим на примере апостола Павла, ничем не отличается от опыта апостолов и делает человека равноапостольным, — вот что является самой лучшей апологетикой, самым лучшим оправданием и обоснованием христианства. Равноапостольные — это не только те, кто потрудился, подобно апостолам (например, Кирилл и Мефодий, или Нина, проповедовавшая в Грузии, или князь Владимир и княгиня Ольга, или император Константин и его мать Елена), но и те, кто имел опыт, подобный апостольскому. Господь откроет Себя в нас, когда мы будем подлинными христианами, когда соединимся с Ним через внутреннее наше естество, через нашу сущность, через сердце. Когда мы увидим в себе Господа Иисуса Христа, соединимся с Ним, тогда нам не нужны будут никакие доказательства. И, может быть, простое слово, сказанное нами, будет убедительнее, чем изощренная логика ученых-богословов, поскольку оно будет исходить из опыта. Истинные богословы, собственно, имели этот опыт. Ведь иное дело иметь ученость, почерпнутую из книг, а иное дело быть действительным богословом. Есть такое монашеское изречение: «Кто чисто молится, тот богослов». А у святителя Григория Богослова есть замечательные слова, которые я часто повторяю. Он говорит, что не тот богослов, кто рассуждает о Боге, а тот богослов, кто очищает себя ради Бога. В подражание святому апостолу Павлу мы должны всячески подвизаться, чтобы увидеть внутри себя Господа Иисуса Христа, Сына Божия, насажденного в нас Таинствами Крещения, Миропомазания и, в особенности, Причащения Святых Христовых Таин.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

87 В 1829 г. архиепископом Михаилом была освящена каменная Николаевская церковь , строившаяся с 1820 г. Михаил II (Матфей Герасимович Бурдуков), епископ Иркутский, Нерчинский и Якутский. Управлял епархией с 1814 по 1830 гг. Был первым из Иркутских епископов удостоен сана архиепископа в 1826 г. Один из немногих архиепископов, коренных сибиряков: уроженец Тобольской губернии (род. в 1770 г.) и выпускник Тобольской семинарии. Преосвященный Михаил был человек хорошо образованный, отличавшийся апостольской ревностью к просвещению язычников и присоединению раскольников к Православию. Им было возобновлено миссионерское дело (в Забайкалье и на Алеутских островах). Сам архиепископ часто совершал поездки по епархии, добирался до самых отдаленных районов. При нем началась миссионерская деятельность о. Иоанна (Вениаминова), будущего свят. Иннокентия. Преосв. Михаил возглавлял Иркутское отделение Российского Библейского общества, вел постоянную переписку с великим старцем Зосимой (Верховским) . Скончался архиепископ Михаил в одной из своих поездок по епархии. Был похоронен в Казанском приделе Иркутского Богоявленского собора. 88 Священник Михаил Осипович Копылов, священнический сын. По исключении из синтаксического класса Иркутской духовной семинарии в 1790 г. был определен пономарем к Градо-Иркутской Архангельской церкви, а в 1796 г. определен дьячком. В том же году преосв. Вениамином был рукоположен в священника к Голуметской Николаевской церкви. Служил там вместе с Евфимием Амвросовым. Жена Меланья Михайловна. Дети: дьячок Прокопий Копылов, в 1829 г. исключен из приходского училища и определен к Троицкой церкви (ГАИО, ф. 50, оп. 1, д. 3941, л. 51). 89 Этнотерриториальная группа тункинских бурят относится к так называемым «западным», или «иркутским» бурятам, т. е. живущим в Иркутской области сейчас и жившим в Иркутской губернии до революции. Селились по берегам Иркута и его притокам, находившимся в горных массивах Восточного Саяна, занимались преимущественно скотоводством. В XIX в. существовала Тункинская Степная дума. Однако сейчас тункинские буряты не входят в состав Иркутской области, а территориально находятся на западной стороне Байкала.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Михаил, архиепископ Иркутский и Нерчинский (Бурдуков) С 1799 года – архимандрит Знаменского монастыря в Тобольске и ректор Тобольской духовной семинарии. С 1810 года – ректор Тверской духовной семинарии и архимандрит Калязинского Макариева-Троицкого монастыря Тверской епархии. 18 октября 1814 года хиротонисан во епископа Иркутского и Нерчинском. 22 августа 1826 года возведен в сан архиепископа. Скончался 5 июня 1830 года во время поездки по епархии. Преосвященный Михаил был человек хорошо образованный, отличавшийся апостольской ревностью к просвещению язычников светом евангельским и присоединению раскольников к Православию. Им правильно было организовано миссионерское дело (в Забайкалье и на Алеутских островах). Он часто совершал поездки по епархии, добирался до самых отдаленных районов. Жители любили своего архипастыря. В Иркутске существовал благочестивый обычай: в престольный праздник кто-либо из зажиточных людей города приглашал архипастыря на обед. Преосвященный Михаил скромно принимал приглашения. Боголюбивый святитель больше стремился к жизни духовной и вел постоянную переписку с великим старцем Зосимой (Верховским , † 1833; память в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых). В личной жизни преосвященный Михаил был истинный монах, смиренный, кроткий, незлобивый. И даже говорили, что по доброте своей он распустил духовенство епархии, о чем знали в Петербурге, но, как предполагают, терпели из уважения к святителю. Скончался архиепископ Михаил в одной из своих поездок по епархии. Он завещал похоронить себя на паперти близ дверей, чтобы «все попирали грешный прах мой». Литература: Бочаров Н. Две могилы в Покровском миссионерском монастыре. – М., 1889. – С. 30–58, 70, 92, 95, 178–179. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1401. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 217. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 321, 451, 555–556.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ТРОИЦЕ-ОДИГИТРИЕВСКАЯ ЗОСИМОВА ПУСТЫНЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Троице-Одигитриевский монастырь Зосимова пустынь В 1826 году близ Москвы на участке земли в Верейском уезде, пожертвованном помещицей Марией Семеновной Бахметевой, старцем Зосимой (Верховским) по благословению митрополита Филарета Московского была основана женская община в честь Смоленской иконы Божией Матери " Одигитрия " . В общину вошли духовные дочери старца - монахини, бывшие ранее насельницами Николаевского монастыря в Туринске Тобольской губернии. В 1838 году над могилой старцем Зосимы (Верховского) был построен храм Живоначальной Троицы. В 1856 году женская община была преобразована в монастырь. В то время на территории обители было три храма - церковь Живоначальной Троицы, трапезный храм Рождества Иоанна Предтечи и надвратный в честь иконы Божией Матери " Одигитрия " . При советской власти обитель упразднили, но монахинь выселили не сразу. Игумения Афанасия (Лепешкина) смогла неофициально сохранить монастырь еще на десять лет, зарегистрировав в земельном комитете сельскохозяйственную артель " Зосима пустынь " . В 1929 году обитель была закрыта. Игумения Афанасия была арестована и сослана в Казахстан. На территории монастыря разместили дом инвалидов, а затем пионерлагерь Московского метрополитена. Многие постройки были разрушены. В здании Троицкого храма был устроен клуб. Колокольню использовали как водонапорную башню. В 1999 году территория Зосимовой пустыни была возвращена Церкви, как подворье Новодевичьего монастыря города Москвы . 7 марта 2000 года решением Священного Синода подворье было преобразовано в Троице-Одигитриевскую Зосимову пустынь . В 2012 году в связи с изменением границы между городом Москвой и Московской областью Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь была переведена в каноническое подчинение патриарха Московского и всея Руси как епархиального архиерея города Москвы. Храмы Святые Настоятельницы Использованные материалы   Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 марта 2000 года//Официальный сайт Московского Патриархата, http://www.patriarchia.ru/db/text/4898174.html Редакция текста от: 22.04.2020 07:30:05 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13679505.h...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010