Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕТР Алексеевич Мичурин (кон. XVIII в., близ г. Кузнецка (ныне Новокузнецк Кемеровской обл.) - 1819, Кузнецкий у. Томской губ.), прав. (пам. 4 марта, 10 июня - в Соборе Сибирских святых, в последнее воскресенье авг.- в Соборе Кемеровских святых), пустынножитель, ученик преподобных Василиска (Гаврилова) и Зосимы (Верховского) . Наиболее подробные сведения о П. сохранились в очерке «Жизнь и подвиги Петра Алексеевича Мичурина в пустынях Сибири», составленном его учителем, прп. Зосимой. Очерк был опубликован насельником Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни иноком Порфирием (Григоровым; † 1851) в составе житийного цикла, составленного старцем Зосимой,- в «Записках о жизни и подвигах Петра Алексеевича Мичурина, монаха Василиска и... юродивого Ионы» (1849). В жизнеописании мон. Василиска (Гаврилова) старец Зосима, говоря о житии своего учителя, в качестве свидетельства о благодатных действиях непрестанной молитвы, к-рую творили его ученики-пустынножители, писал и о П.: «Еще свидетельствует житие ученика его, юноши Петра Алексеева, по прозванию Мичурина, который его наставлением и примером в великом постничестве и подвиге жизнь свою скончал, как в особенной книжке показано» ( Зосима (Верховский), прп. Жизнь монаха и пустынножителя Василиска (писанное учеником его Зосимою Верховским)// Он же. Записки. 1849. С. 86-87). «Особенная книжка» - это и есть жизнеописание П., составленное старцем Зосимой. П. род. в дворянской семье Алексея и Домники, с детства полюбил молитву, предпочитал ее детским забавам. В юношеские годы был отдан родителями на военную службу. В 1818 г., стремясь к подвижнической жизни, получил отставку с военной службы и, «ничего не потребовав из имения и ничего не имея при себе», удалился в безлюдную тайгу к проживавшим в 50 верстах от Кузнецка старцам Зосиме и Василиску. В течение 8 месяцев П. жил в землянке, подвизаясь в молитве, посте и послушании старцам. Прп. Зосима писал, что П., «находясь еще в военной службе, оставил мясное и довольствовался постным; жажду едва утолял и много раз целые дни без пищи проводил; а когда готовился к причащению Святых Тайн, тогда пять дней ничего не вкушал, побеждая себя непрестанным возношением в сердце своем» Молитвы Иисусовой и чтением «книг священных» ( Он же. Жизнь и подвиги. 1849. С. 5).

http://pravenc.ru/text/2580290.html

Житие блаженного старца Василиска, писанное учеником его Зосимой Верховским с включением повествования о действиях сердечной молитвы Источник По благословению Преосвященного Никона Епископа Екатеринбургского и Верхотурского Жизнь без Христа – случайный сон. Блажен, кому даны два слуха: Кто и церковный слышит звон, И слышит вещий голос Духа. От издательства Испокон веков жития святых – наравне с Ветхим и Новым Заветами, «Словами...» и былинами – привлекали к себе всеобщее внимание и были популярным и любимым чтением на Руси. Христианские идеалы, выраженные в поступках героев житий, явились той основой, на которой постепенно выросли и получили конкретное воплощение народные представления о правилах христианского поведения в земной жизни и нравственной ответственности каждого человека за свершенные дела. Боголюбивый читатель, извлекая из житий святых отцов и учителей Церкви назидательные мысли и добрые советы, старался следовать им. В житийских повествованиях, сияющих чистыми красками, привлекающих напевностью слога и восторженной искренностью выражения чувств, представление о святости приближается к жизни – такой христианский подвиг, как аскетическое служение вере, раскрывается на примерах человеческих судеб, где внешние события целиком определяются стремлениями праведной души героя повествования. Одну из таких книг Вы, дорогой читатель, держите в руках. «Житие монаха и пустынножителя Василиска, писанное учеником его Зосимою Верховским » – это жизнеописание человека, приверженного Богу, праведника, послужившего многим людям, узнавшим его, идеалом аскетической святости, ибо вера православная придала его жизни такой смысл, который не уничтожается смертью . Пустынножитель отец Василиск при жизни своей был душевно почитаем и благоговейно любим всеми. Оптинский старец Варсонофий рассказывает о нем следующее: «Старец Василиск был человеком простым, даже неграмотным. Но непрестанное творение Иисусовой молитвы открыло ему великие тайны Божии. Старец Василиск подвизался вместе с Зосимою Верховским , известным подвижником прошлого столетия. Зосима Верховский был из старинного дворянского рода, получил прекрасное образование, но такого дара, как о. Василиск, не имел. Этот последний часто сообщал Зосиме свои ощущения, а Зосима записывал, что говорил ему старец, и так составилась целая книга о действии Иисусовой молитвы на душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Содержание Предисловие составителя сборника Святитель Игнатий (Брянчанинов) О молитве Иисусовой Отдел 1. О молитве Иисусовой вообще Отдел 2. О прелести Отдел 3. Об упражнении молитвою Иисусовою Слово о поучении, или памяти Божией Слово о молитве умной, сердечной и душевной Слово о молитве Иисусовой Схимонах Василий Поляномерульский Предисловия Предисловие, или предпутие, желающим читать книгу святого отца нашего Григория Синаита и не погрешать против ее смысла Предисловие к главам блаженного Филофея Синайского Предисловие к книге блаженного Исихия Повествование о действиях сердечной молитвы старца-пустынножителя Василиска, записанное его учеником схимонахом Зосимой Верховским Приложение Преподобный Нил Сорский Предание старца Нила Пустынника своим ученикам; и всем полезно его иметь Устав преподобного Нила Сорского Из писаний святых отцов о мысленном делании: ради чего это нужно и как подобает стараться о том 1. О различении [стадий] ведущейся с нами мысленной брани, о победах и поражениях [в ней] и о том, что надо тщательно противиться страстям 2. О нашей брани с вышеописанным и [о том], что должно побеждать [все] это памятью Божией и хранением сердца, то есть молитвой и безмолвием ума, и о том, как это делать. Здесь же и о дарованиях 3. О том, как и чем укрепляться при наступлении браней мысленного подвига 4. О поддержании всего делания в [течение] жизни нашей 5. О различии [видов] нашей борьбы и победы над восьмью главными страстными помыслами и над прочими 6. В общем о всех помыслах 7. О памяти смертной и Страшном Суде: как поучаться в этом, чтобы стяжать эти помыслы в сердцах наших 8. О слезах: что подобает делать хотящим обрести их 9. Об охранении [себя] после того 10. Об отсечении [забот] и беспопечении истинном, каковое есть умерщвление для всего 11. О том, что не прежде времени и в подобающую меру эти делания подобает совершать Духовное завещание преподобного Нила     По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Сборник произведений русских подвижников благочестия 15–16 столетий, подробно раскрывающий святоотеческое учение об умном делании молитвы Иисусовой. Последовательно рассматриваются все степени прохождения этой молитвы, даются не только теоретические сведения, но и вполне удовлетворительные практические рекомендации. Приводится описание и высших молитвенных состояний, которых сподоблялся один из величайших подвижников 18–19 веков – старец-пустынножитель Василиск. Книга может служить хотя и минимальным, но вполне удовлетворительным руководством для занятий умным деланием. В сборник включены работы сестер переводческой группы Ново-Тихвинского женского монастыря: перевод «Устава о скитской жизни» преподобного Нила Сорского и адаптация на современный русский язык рукописного текста «Повествование о действиях сердечной молитвы старца-пустынножителя Василиска, записанное его учеником схимонахом Зосимой Верховским ».

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Преподобный Зосима (Верховский) (1767–1833) В девятнадцать лет юный Захария (так звали преподобного Зосиму в миру) оставил мир. В Брянских лесах он был учеником старца Адриана, а после того, как старец переселился в Коневскую обитель, – старца Василиска. В Коневской обители (на одном из островов Ладожского озера) Захария был принят в число братии и пострижен старцем Адрианом в иноческий чин с именем Зосима. Вскоре в этот же монастырь перебрался и старец Василиск, который вместе с преподобным Зосимой поселился в лесных дачах монастыря. Безмолвствуя в течение пяти дней недели, пустынники в субботу приходили в обитель ко всенощной, проводили ночь в кельях настоятеля и в воскресенье, отслушав литургию и отобедав с братией за общей трапезой, снова возвращались в свое уединение. Вскоре об отцах Василиске и Зосиме стало известно во всей округе, и Коневский остров стал наполняться приезжавшими и приходившими издалека за благословением, советами и утешением к этим пустынникам. Но слава человеческая была так тяжела для них, что они просили отца Адриана отпустить их на Афонскую гору или на какой-нибудь необитаемый остров. Престарелый настоятель долго не соглашался на их просьбу и, только уезжая на покой в Московский Симонов монастырь, дал им благословение удалиться из Коневца и посоветовал поселиться в дикой, необитаемой пустыне далекой Сибири. Получив увольнение из Коневского монастыря, Василиск и Зосима хотели все же отправиться на Афон, но это им никак не удавалось, и только тогда старцы отправились в Сибирь. Зима застала в Тобольске, и, по благословению Тобольского епископа, они до самой весны остались в этом городе и жили в Ивановском монастыре. Весной и летом они стали объезжать и обходить разные пустынные места и следующую зиму провели в Кузнецком округе, в семи верстах от деревни, в землянке, вырытой ими среди дремучего леса. Когда началось таяние снегов и разлитие рек, крестьянин, который всю зиму доставлял им их муку, крупу и соль, перестал приходить, и Василиск и Зосима, боясь умереть голодной смертью , решились выйти из леса и добраться до ближайшего селения, до которого было сорок верст. Они надеялись пройти это расстояние за три дня, но заблудились, едва не утонули, переходя через замерзшую реку, и только через десять дней, полумертвые от голода и холода, добрались до деревни. Около двух месяцев бедные пустынники не могли ходить от изнеможения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Творения В собрание творений великого русского мистика и аскетического писателя преподобного Зосимы (Верховского) вошли: «Житие монаха и пустынножителя Василиска» (само житие — уникальный случай: святой пишет о другом святом, при том, что они всю жизнь были друзьями; здесь же мы поместили «Повествование о действиях сердечной молитвы старца-пустынножителя Василиска» (или «Изложение 75 действий Иисусовой молитвы на старца Василиска») — жемчужина русской мистики, кажется среди русских никто не писал так близко к «Добротолюбию»; «Наставление старца Василиска, пустынножителя, из его многих поучений»; «Слово старца Василиска о спокойствии душевном и житии монашеском»), Поучения Зосимы (Верховского), его письма и «Поучение о послушании» (нравоучительно сочинение, написанное преп. Зосимой (Верховским) для насельниц основанной им Троицкой Одигитриевой пустыни). «Случилось однажды, что когда сидел он, по обычаю внимая молитве, то почувствовал, как она становится лучше, потому внимательнее стал и с большим усилием понуждать себя, дабы еще и от себя приложить старание, и так весь умно простерся и распалился «Божественным желанием» к Самому Господу Богу, ибо недоумевал он, как наименовать действующую тогда любовь ко Господу, что была в сердце, и во внутренности, и во всем теле, из-за радости, сладости и утешения несказанного от нее. И от такового ощущения до того восхищен был он ко Господу, что почувствовал всего себя измененным, светлым, и светом объятым, и будто исшедшим из тела, но как исшел из тела — изъяснить того не смог, ибо тогда от великой радости о Боге и сладости, всего его объемлющей, не чувствовал на себе своего тела, но видел себя вознесенным на воздух, сидящим без тела в совершенной памяти и бодрствовании.» — описывает действие Иисусовой молитвы в преп. Василиске Зосима (Верховский)(«Повествование о действиях сердечной молитвы старца-пустынножителя Василиска, записанное его учеником схимонахом Зосимой Верховским»)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

Послесловие Обитель, основанная старцем Зосимой в Верейских лесах Московской епархии, постепенно укреплялась и материально и духовно, и доросла до статуса монастыря. Благодетели не оставляли сестер без попечения и после смерти отца Зосимы. Мария Семеновна Бахметеважила постоянно в своем доме около обители начиная с 1830-х годов, помогая сестрам чем могла. При ней, в 1838 году, в обители был построен храм, освященный по завещанию старца Зосимы в честь Животворящей Троицы. Умерла госпожа Бахметева 13 декабря 1839 года, и благодарные сестры похоронили ее у южной алтарной стены Троицкого храма. Впоследствии, в 1855 году, при расширении храма, ее могила оказалась под жертвенником правого придела. В 1841 году обитель была возведена в степень общежития, начальницей которого была назначена инокиня Вера (Верховская). В официальных списках, поданных в Консисторию, значились 34 насельницы. Благочинным Троице-Одигитриевской обители стал наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Антоний (Медведев), помнивший и чтивший основателя пустыни старца Зосиму. На протяжении всего существования пустыни теплое участие в ее становлении принимал митрополит Московский Филарет. Обитель жила по уставу, написанному самим святителем. В 1856 году общежитие получило статус монастыря. В 1850-х годах обитель много раз переживала скорби утрат. Один за другим отошли в вечность ее благодетели: ю августа 1855 года скончался ктитор пустыни Семен Лонгинович Лепешкин, 23 июля 1850 года умерла грузинская царевна Фамарь, а ю октября 1859 года – царевич Ираклий. Ушла в мир иной в чине схимонахини и младшая племянница старца Зосимы Маргарита (Верховская) – 27 июля 1859 года. Похоронена под полом южного придела в Троицком храме. Когда обитель была возведена в статус монастыря, матушка Вера была посвящена в чин игуменьи. Управляла она монастырем до самой своей смерти, наступившей го ноября 1868 года. Похоронена рядом с сестрой. По ее кончине в монастыре насчитывалось уже более ста сестер. Второй настоятельницей Троице-Одигитриевского монастыря (с 1869 по 1881 год) была игуменья Афанасия (Качалова); третьей (с 1881 по 1901 год) – игуменья Магдалина (Верховская), внучатая племянница старца Зосимы; четвертой (с 1902 по 1919 год) – игуменья София (Быкова), которая построила в лесу, на месте пустыннического подвига старца Зосимы часовню, а также возвела на территории монастыря три двухэтажных кирпичных корпуса, сохранившиеся до сих пор; пятой начальницей (с 1920 по 1928 год) была игуменья Афанасия (Лепешкина), правнучатая племянница Семена Лонгиновича Лепешкина.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Василиск Туринский. Икона. XX в. Прп. Василиск Туринский. Портрет. XIX в. (Гаврилов Василий Гаврилович; ок. 1740, дер. Иванищи близ Калязина - 29.12.1824, туринский во имя свт. Николая Чудотворца жен. мон-рь), прп. Туринский (пам. 29 дек., в Соборе Брянских святых и в Соборе Екатеринбургских святых). Из крестьянской семьи. С детских лет Василий отличался трудолюбием, стремлением к уединенной молитве, в юности любил слушать проповеди Тверского еп. св. Гавриила (Петрова) в Макариевом калязинском мон-ре, повлиявшие на его духовное становление. Вступив в брак, по взаимному согласию с женой жил в целомудрии. Ежегодно под предлогом поездки на заработки трудился в мон-рях. Ок. 1777 г. оставил семью, ушел в Островскую пуст. Владимирской губ., настоятель к-рой, ученик прп. Паисия (Величковского) иером. Клеопа I дал Гаврилову благословение на пустынножительство. Первоначально Гаврилов подвизался вместе со своим старшим братом Космой, позже с 2 пустынниками в лесах Чувашии, затем перешел в Брянские леса под руководство старца Площанского мон-ря иером. Адриана (Блинского), к-рый постриг его в монашество с именем Василиск. Здесь же преподобный познакомился со своим буд. учеником и духовным другом прп. Зосимой (Верховским) . Осенью 1788 г. иером. Адриан перешел в Коневецкий мон-рь , и с 1792/93 г. В. также подвизался на о-ве Коневец, в 3 верстах от мон-ря. Летом 1799 г. инок оставил Коневецкую обитель и вместе с прп. Зосимой ушел в Малороссию и Крым, осенью 1800 г. перебрался в Сибирь. Архиеп. Варлаам I (Петров-Лавровский) дал подвижникам разрешение жить на территории Тобольской епархии, и в 1802 г. они поселились в лесах Кузнецкого у. К 1818 г. вокруг иноков сложилась жен. община. В 1821 г. прп. Зосима по благословению В. обратился к Тобольскому архиеп. Амвросию (Келембету) с прошением основать жен. обитель на месте упраздненного в 1764 г. муж. мон-ря в г. Туринске Тобольской губ. Открытию туринского во имя свт . Николая Чудотворца жен. мон-ря (1822) способствовали почитавшие В. и прп. Зосиму Московский митр. св. Филарет (Дроздов) и министр духовных дел кн. А. Н. Голицын . С осени 1822 г. В. нес подвиг старчества в новообразованной обители. Учеником В. был прав. Петр (Мичурин) . В. был погребен 4 янв. 1825 г. в Туринском мон-ре. В 1913 г. над могилой подвижника была поставлена часовня во имя мч. Василиска. В 2000 г. мощи В. были обретены и перенесены в екатеринбургский во имя Всемилостивого Спаса мон-рь .

http://pravenc.ru/text/149787.html

Arhiva În marea primei saptmâni din Postul Mare Preafericitul Patriarh Chiril s-a rugat în timpul serviciului divin conform tipicului bisericesc la mnstirea stavropighial în cinstea Zmislirii 26 februarie 2015 16:59 26 февраля 2015 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за уставным богослужением в Троице-Одигитриевском ставропигиальном женском монастыре Зосимова пустынь. Утреня, часы, изобразительны и вечерня были совершены в Троицком храме обители. В храме молились заместитель председателя  Синодального отдела по монастырям и монашеству , настоятельница  Зачатьевского ставропигиального женского монастыря   игумения Иулиания (Каледа) , настоятельница Зосимовой пустыни игумения Фаина (Кулешова) и сестры обители. По окончании богослужения игумения Фаина приветствовала Святейшего Владыку. На память о посещении обители настоятельница преподнесла Его Святейшеству икону основателя монастыря преподобного Зосимы (Верховского). Предстоятель Русской Церкви обратился к молящимся со словом проповеди. Святейший Патриарх Кирилл передал в дар монастырю список Иверской иконы Божией Матери и вручил насельницам обители Священное Писание. Верующим были розданы иконки Спаса Нерукотворного с Патриаршим благословением. Сегодня вечером Святейший Патриарх совершит великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Покровском Хотькове ставропигиальном монастыре. Зосимова пустынь была основана в 1826 году преподобным Зосимой (Верховским). Закрыта в 1929 году, возвращена Русской Православной Церкви в 1999 году. В том же году Наро-Фоминское благочиние Московской епархии сделало первые шаги к канонизации преподобного старца Зосимы, подав необходимые материалы в Комиссию по канонизации святых. В сентябре Комиссия приняла решение о канонизации схимонаха Зосимы (Верховского) как местночтимого святого, а 11 ноября это решение утвердил  Святейший Патриарх Алексий II . Чин прославления старца Зосимы в лике преподобных состоялся в возобновленной Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни 23 июля 2000 года. На Архиерейском Соборе 2004 года было утверждено общецерковное прославление преподобного Зосимы.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4004891...

В Екатеринбурге прославят преподобного Василиска Екатеринбург, 5 января 2003 г. Патриарх Алексий благословил прославление в лике местночтимых святых Екатеринбургской епархии преподобного монаха Василиска – известного пустынника и молитвенника XVIII – XIX вв., сообщает Информационное агентство епархии. Преподобный Василиск (в миру - Василий) родился в середине XVIII века в Тверской губернии в семье крестьянина. Отрок Василий с детства познал труд и нужду: просил милостыню, был пастушком. С малых лет его отличали простота сердца, любовь к Богу и смиренный нрав. Не смея перечить отцу, Василий вступил в брак, но вскоре по обоюдному согласию начал готовиться к монашеству. Жил отшельником в лесах Чувашии, потом среди брянских пустынников при известном старце Адриане, от которого и принял постриг в мантию с именем Василиск. Здесь он встретил своего будущего сомолитвенника и друга преподобного Зосиму (Верховского). Трогательная духовная дружба связала их на всю жизнь. Около 10 лет Василиск и Зосима провели близ Коневской обители, совершая монашеские подвиги и особенно Иисусову молитву. Чистота сердца и глубокое смирение перед Богом и ближними принесли удивительные духоные плоды. Неоднократно Василиск удостаивался осияния нетварным светом, видений Спасителя и Пресвятой Богородицы, райских блаженств и адских мук, а однажды в упоении духовной любовью ко Господу был восхищен из тела на воздух и наслаждался несказанной сладостью и блаженством. Его бесценный молитвенный опыт описан монахом Зосимой (Верховским) в рукописи " Повествование о действиях сердечной молитвы старца-пустынножителя Василиска " , которая представляет собой изложение откровений преподобного о необычайных плодах благодати, дарованных ему во время занятия умным деланием. Ища все большего удаления от мира, Василиск и Зосима избрали местом своего дальнейшего жительства сибирские леса. В 1798 году они поселились неподалеку от реки Томь в районе города Кузнецка. Здешнее их житие напоминает жительство великих пустынников Египта первых веков христианства, только вместо жары им приходилось терпеть морозы. Подвижники жили каждый в своей келье на значительном расстоянии одна от другой, все дни проводили в уединенных молитвах, чтении священных книг и богомыслии, а по воскресениям и праздникам встречались для совместной молитвы и дружеской беседы о Боге. Так - в телесных лишениях, но несказанных духовных радостях - они прожили 24 года.

http://pravoslavie.ru/8598.html

Михаил, архиепископ Иркутский и Нерчинский (Бурдуков) С 1799 года – архимандрит Знаменского монастыря в Тобольске и ректор Тобольской духовной семинарии. С 1810 года – ректор Тверской духовной семинарии и архимандрит Калязинского Макариева-Троицкого монастыря Тверской епархии. 18 октября 1814 года хиротонисан во епископа Иркутского и Нерчинском. 22 августа 1826 года возведен в сан архиепископа. Скончался 5 июня 1830 года во время поездки по епархии. Преосвященный Михаил был человек хорошо образованный, отличавшийся апостольской ревностью к просвещению язычников светом евангельским и присоединению раскольников к Православию. Им правильно было организовано миссионерское дело (в Забайкалье и на Алеутских островах). Он часто совершал поездки по епархии, добирался до самых отдаленных районов. Жители любили своего архипастыря. В Иркутске существовал благочестивый обычай: в престольный праздник кто-либо из зажиточных людей города приглашал архипастыря на обед. Преосвященный Михаил скромно принимал приглашения. Боголюбивый святитель больше стремился к жизни духовной и вел постоянную переписку с великим старцем Зосимой (Верховским , † 1833; память в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых). В личной жизни преосвященный Михаил был истинный монах, смиренный, кроткий, незлобивый. И даже говорили, что по доброте своей он распустил духовенство епархии, о чем знали в Петербурге, но, как предполагают, терпели из уважения к святителю. Скончался архиепископ Михаил в одной из своих поездок по епархии. Он завещал похоронить себя на паперти близ дверей, чтобы «все попирали грешный прах мой». Литература: Бочаров Н. Две могилы в Покровском миссионерском монастыре. – М., 1889. – С. 30–58, 70, 92, 95, 178–179. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1401. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 217. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 321, 451, 555–556.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010