Схиархимандрит Зосима (Сокур) (1944–2002) Отец Зосима родился в тюремной больнице в Свердловской области, где его мать отбывала ссылку за исповедание веры. Детские годы Ивана (так звали отца Зосиму в миру) прошли в Авдеевке, шахтерском городке недалеко от Донецка. Здесь после окончания ссылок и заключений поселилось много сестер Иоанновского монастыря, среди которых была и матушка Антонина, сестра его матери. В этой монашеской общине и рос будущий старец. В школе Ваню Сокура прозвали «попом». Он не был ни октябренком, ни пионером, ни комсомольцем. «У меня всю жизнь была одна партия, – говорил отец Зосима, – это Матерь Церковь , у меня был один партийный устав – это Евангелие и Закон Божий... Надо мной в школе очень издевались, за то что я в церковь ходил. Перевоспитывали учителя, привлекали школяров: вы там побейте этого попа, чтоб он в церковь не бегал!.. Гонимый, ненавидимый, шел и шел я в храм Божий, бесу на зло...» С детских лет Ваня Сокур мечтал стать священником, но поступить в семинарию сразу не удалось – началась эпоха хрущевских гонений на Церковь , и у него не приняли документы. Он выучился в техникуме на ветеринара, а через год после окончания техникума стал послушником в Киево-Печерской лавре. После ее закрытия определился в Свято-Духовский скит Почаевской лавры. О недолгом пребывании в скиту отец Зосима вспоминал с любовью: в те годы в Почаеве подвизались преподобные старцы Кукша Одесский и преподобный Амфилохий. Несмотря на множество препятствий, Ване Сокуру удалось все же поступить в Ленинградскую Духовную семинарию, а затем и в академию, которую он закончил в 1975 году. Тогда же он принял монашество с именем Савватий. По распределению он был направлен в Одесскую епархию, в Свято-Успенский монастырь, где ему определили жить в той самой келье, которую прежде занимал преподобный Кукша Одесский. Отцу Савватию перешла и схимническая одежда преподобного Кукши, к которой батюшка относился как к великой святыне. Чтобы ухаживать за матерью, отец Савватий переходит в Донецкую епархию, где становится настоятелем сельского храма святого Александра Невского.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь Россия, Архангельская обл., пос. Соловецкий. В 1429 году иноки Савватий и Герман после трехдневного морского путешествия на лодке достигли Большого Соловецкого острова. Недалеко от берега Сосновой губы, в удобном для жительства месте у озера, они воздвигли крест и построили келью. Так было положено начало иноческой жизни на Соловках, где преподобный Савватий и Герман прожили шесть лет. Однажды преподобный Герман отправился за припасами на материк к реке Онеге. Некоторое время преподобный Савватий находился на острове один. Предчувствуя свою кончину и желая причаститься Святых Христовых Тайн, он преодолел дальний путь через море и прибыл в селение Сорока на реке Выг. Преподобный Савватий причастился у встреченного им игумена Нафанаила и 27 сентября 1435 года отошел ко Господу. Устроителем Соловецкой обители стал преподобный Зосима. В Поморье он встретил преподобного Германа, от которого узнал о начале монашеской жизни на Соловках. В 1436 году иноки прибыли на Большой Соловецкий остров и поселились вблизи моря. Преподобному Зосиме явилась прекрасная церковь в небесном сиянии на востоке. На месте дивного видения был сооружен деревянный храм в честь Преображения Господня с приделом во имя святителя Николая и трапезой. Построена также церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Так был основан монастырь. Преосвященным Ионой, архиепископом Новгородским, и правителями Новгородской республики дана обители грамота на вечное владение Соловецкими островами. Впоследствии права монастыря неоднократно подтверждались московскими государями. Зосима стал игуменом обители после того, как три игумена, поставленные Новгородским архиепископом, не понесли тягот жизни на пустынном острове. В 1465 году братия направились к месту погребения преподобного Савватия на реку Выг в селение Сорока и перенесли его святые мощи в Соловецкий монастырь, где они были положены за алтарем церкви Успения Пресвятой Богородицы в особо устроенной часовне. Преподобный Зосима преставился 17 апреля 1478 года и был погребен за алтарем Спасо-Преображенского храма.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

На севере Руси, при немноголюдном и рассеянном населении, в некоторых деревнях возник обычай строить деревянные часовни с образами, где народ молился за неимением церквей. Иногда в такую часовню приезжал издалека священник или иеромонах со святыми дарами, исповедывал и причащал народ. Близ такой часовни обыкновенно проживал какой-нибудь благочестивый старец, внушавший к себе уважение своим постничеством и благочестием. У одной из таких часовен при устье реки Выга, на месте, называемом Сороки, жил старец по имени Герман, который прежде бывал на Белом море и знал Соловецкий остров или Соловки, куда жители поморья приезжали летом ловить рыбу. К этому старцу, после многих лет его уединенной жизни, прибыл другой старец. Назывался он Савватий. Происхождение его неизвестно. Он давно уже постригся в Кирилло-Белозерском монастыре, но недовольный житием тамошних монахов, ушел на каменистый остров на Ладожском озере, где уже существовала Валаамская обитель, в которой иноки отличались чрезвычайным постничеством и терпением в лишениях. Савватий пожил там некоторое время и задумал, по примеру многих подвижников, уйти в совершенное уединение и вести " безмолвное " житие. Он направился к северу и сошелся с Германом. Узнавши от него о Соловецком острове, он подал ему мысль идти вдвоем на отшельнический подвиг. Старцы отправились туда на лодке и достигши Соловецкого острова, построили себе хижину на версту от моря, близ озера, богатого рыбой. До тех пор на Соловки только наезжали временно рыбаки, но теперь два семейства с поморья близ Кеми, узнавши, что на Соловках поселились постоянные обитатели, задумали основаться рядом с отшельниками близ озера. Это было не по душе старцам, и впоследствии сложился такой рассказ: один раз в воскресенье Савватий вместе с Германом отправлял всенощную и вышел покадить крест, который они воздвигли близ озера. Вдруг услышал он женский вопль, сказал Герману, Герман пошел на голос и увидел плачущую женщину. Это была жена одного из поселившихся на острове рыбаков. " Мне, - говорила она, - встретились двое светлых юношей и сказали: сойдите с этого места. Бог устроил его для иноческого жития, для прославления имени Божьего. Бегите отсюда, а не то - смерть вас постигнет " . После этого рыбаки удалились с острова, и уже никто не осмеливался заводить поселения на Соловках. Через некоторое время, однако, старцы оставили Соловецкий монастырь один за другим. Сначала Герман отошел на реку Онегу, а затем и Савватий отправился на устье Выга к часовне, куда в это время прибыл один игумен, ездивший со святыми дарами по деревням. Савватий причастился Св. Тайн и на другой день скончался. Причастивший его игумен и какой-то новгородец Иван, ездивший по торговым делам и случайно попавший сюда, похоронили его.

http://sedmitza.ru/lib/text/435585/

Скачать epub pdf Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего игумена Зосимы, основателя Соловецкого монастыря 300 Прошел год после кончины преподобного Савватия, и пожелал Человеколюбец Бог возродить то место, на котором преподобный провел в подвигах многие годы, чтобы труды угодника Божьего не остались в забвении. И захотел Бог еще больше прославить остров Соловецкий, как предсказано было ангелами той женщине карельской: «Это место благоволил Бог избрать для устроения иноческого жительства». И Божьей волей и молитвами Пречистой Богородицы сбылось это предначертание. В одной деревне, называемой Шунга, у богатых и благочестивых родителей был сын по имени Зосима. С юных лет имея ангельский нрав, избегал он детских забав. Прежде родители его жили в Великом Новгороде, а потом поселились в деревне ближе к морю. Ибо на море хотел Бог прославить угодника своего. Отрекся Зосима от мира и жил отшельником. И как олень стремится на источник вод, так желал он найти место пустынное, чтобы уединиться и в молитвах наедине с Богом беседовать. И размышлял он так: «Я лишь наполовину отрекся от мира, только словами. В Писании же сказано: «Не за слова дается награда, но за дела» и «Не слушающие закон спасаются, но исполняющие его» 301 . А я постоянно вижу перед глазами своими родителей и родственников, и друзей, и знакомых, и нахожусь среди них – в чем же тогда отказ мой от мира? Написано ведь: «Не любите мира, ни того, что в нем» 302 . Ведь невозможно одним оком смотреть на небо, а другим – на землю, и одному рабу служить двум господам: либо одного возлюбит, а другого возненавидит, либо одному станет усердствовать, а о другом не радеть, то есть нельзя служить и Богу, и мамоне» 303 . Об этом размышлял постоянно раб Божий Зосима в сердце своем и разгорался любовью к Богу во все дни и ночи, желая от мира уйти. И искал помощника себе в духовном подвиге. И в скором времени, по Божиему промыслу, встретил Зосима старца по имени Герман, который прежде с блаженным Савватием жил на острове Соловецком. И Герман в духовной беседе поведал ему об острове и о том, как блаженный Савватий на нем подвизался. И слушая его, возрадовался духом Зосима и просил Господа, возводя очи к небу: «Господи Владыко Человеколюбие! Наставь меня на путь, которым спасусь, Всемилостивый!» И тогда просветились его очи сердечные, и просил он у Германа разрешения идти вместе с ним на остров Соловецкий. Обратился же к нему с такими словами: «Говорит Давид Богоотец в песнях: «Спроси отца твоего и старцев твоих – и они скажут тебе» 304 , – и открыл Герману сокровенное желание сердца своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Зосима, игумен Соловецкий (+ 1478) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 17 стр. в день преставления, 8 авг. в день первого и второго перенесения мощей и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Родители прп. Зосимы были крестьянами села Толвуй на Онежском озере. Звали их Гавриил и Варвара. Грамоте он научился дома и очень любил читать духовные книги. Когда же родители захотели его женить, он скрылся от них, принял постриг, но в монастырь не пошел и стал проводить отшельническую жизнь, моля Бога, чтобы Он послал ему наставника, который научил бы его правильной иноческой жизни. Такого наставника он обрел в лице прп. Германа (память его 30 июля), сподвижника прп. Савватия Соловецкого (память его 27 сент.). Они положили вместе удалиться на этот остров, но перед отъездом прп. Зосима успел похоронить родителей и раздать их имущество бедным. Высадившись на острове, они совершили всенощное бдение и переночевали в палатке. Но утром прп. Зосима был испуган видением дивной церкви на воздухе, причем яркий свет осиял всю местность; после прп. Герман рассказал ему, что ангелы прогнали с острова мирян, и повторил ему пророчество прп. Савватия, что тут будет обитель. Сподвижники начали строить кельи и обрабатывать землю. Но когда прп. Герман поехал на берег за покупками, то настала зима и разлучила их. В полном одиночестве пришлось прп. Зосиме бороться с бесовскими страхованиями, ободряя себя словами Псалмопевца: «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя» (Пс. 54, 23). Припасы его кончились. Однажды неведомые люди принесли ему корзину с едой, обещали прийти еще и исчезли. Весной вернулся прп. Герман с рыболовом Марком, который после стал монахом. Они привезли припасы и рыболовные сети.

http://sedmitza.ru/lib/text/437090/

Через год по кончине преп. Савватия, в Поморский край пришел инок, по имени Зосима, родом из села Толвуя, на берегу Онежского озера, искавший удобного места для безмолвия. На устье р. Сумы встретил он блаженного авву Германа, и узнал от него о подвигах преп. Савватия. Зосима обрадовался и вместе с Германом пустился в ладье, через Белое море, на Соловецкий остров. Прибыв безбедно на желаемое место, пустынники ходили по острову с мыслию, где бы Бог благословил устроить обитель, и остановились недалеко от морского берега, на берегу озера с приятною водою. Помолясь Господу, отшельники начали рубить деревья для сооружения кельи; днем они занимались работою, а ночь проводили в молитве. В исходе лета Герман отправился на Сумский берег, чтобы запастись хлебом и надеялся возвратиться осенью. Но ветры и потом снег не позволили ему пуститься в море, и он провел зиму на берегу. Зосима остался один. Весною Герман привез с собою запас хлеба и рыболова Марка с снастью для рыбной ловли. Когда разнеслась молва о новом подвижнике Соловецком, к преп. Зосиме стали приходить любители безмолвия, он принимал их с любовию. Срублен был небольшой храм Преображения Господня и при нем трапеза. Послали одного монаха в Новгород, чтобы испросить благословение владыки и антиминс для храма. Возблагодарив Господа за благодать, одушевившую таким мужеством рабов Его, святитель (вероятно св. Евфимий (1429–1457)) послал игумена Павла с антиминсом для освящения храма и для управления новым братством. Так началась обитель Соловецкая! Для содержания своего, братия рубили дрова, копали под огород землю, доставали из озер соль. Последнюю, по времени, продавали они и для сторонних людей, которые стали ездить на остров и взамен соли привозили хлеб. Как настоятели, посылаемые на остров, не могли уживаться там, то братия решились избрать игумена из среды себя и стали просить первоначальника своего, преп. Зосиму, чтобы он принял на себя игуменство. Смиренный подвижник отрицался, но вызванный архипастырем в Новгород, должен был хотя против воли принять на себя священство и игуменство. Возвратившись на свой остров, преп. Зосима ревностно занялся устроением внутреннего быта обители. Постановив непременным правилом для нее общежитие, он внушил братии вести жизнь иноческую так, как заповедали великие отцы общежития. Поныне известен устав его о жизни братии. Слух о высокой духовной жизни преп. Зосимы привлекал на остров ревнителей вечного спасения со всех сторон. Даже Лопари и Чудь, даже Норвежцы

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Зосима (Давыдов), еп. Якутский и Ленский. Фотография. 2008 г. (Давыдов Игорь Васильевич; 12.09.1963, Красноярск - 09.05.2010, Якутск), еп. Якутский и Ленский. В 1968 г. переехал с родителями в Москву. В 1980 г. поступил в Московское художественное уч-ще. Одновременно исполнял послушание чтеца и пономаря в храме вмч. Феодора Стратилата на Антиохийском подворье. В 1985-1987 гг. служил в Советской Армии. С 1987 г. принимал участие в восстановлении Данилова во имя преподобного Даниила Столпника московского мужского монастыря . В 1988 г. поступил в Московскую ДС, по окончании к-рой продолжил обучение в МДА. В нояб. 1990 г. зачислен в братию ТСЛ. 16 дек. 1991 г. наместником лавры архим. Феогностом (Гузиковым ; ныне епископ Сергиево-Посадский) был пострижен в монашество с наречением имени Зосима, в честь прп. Зосимы Соловецкого (см. ст. Зосима и Савватий ). В апр. 1992 г. рукоположен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II во диакона. С июня того же года переведен в братию Данилова мон-ря, где проходил послушание зав. канцелярией и главного редактора изд-ва «Даниловский благовестник». 13 дек. 1992 г. рукоположен Патриархом Алексием II во иерея. С авг. 1998 по окт. 2000 г. З. был командирован на пастырское послушание в Рус. духовную миссию в Иерусалиме, где принял участие в подготовке и проведении празднования 2000-летия Рождества Христова. После возвращения в Данилов мон-рь исполнял послушание зав. монастырскими художественными мастерскими, а с авг. 2001 г.- ризничего мон-ря. 12 сент. 2003 г. Истринским архиеп. Арсением (Епифановым) возведен в сан игумена. 28 авг. 2004 г. Святейшим Патриархом возведен в сан архимандрита. 27 сент. 2004 г. хиротонисан во епископа Якутского и Ленского. Хиротонию в Христа Спасителя храме в Москве возглавил Святейший Патриарх Алексий II. При З. в епархии продолжилось строительство храмов и часовен, к 2007 г. их было соответственно 26 (12 каменных и 14 деревянных) и 17.

http://pravenc.ru/text/200035.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 14  голосов:  4.9 из  5) Воспоминания о схиархимандрите Зосиме (Сокуре) 29 августа 2002 года отошел ко Господу основатель Никольского Свято-Успенского монастыря схиархимандрит Зосима. Но по-прежнему люди спешат к батюшке — в обитель. В народе по-прежнему говорят: не “еду в Никольское”, а “еду к батюшке”. Говорят, очень давно, еще до революции, Никольское освятила Своим присутствием Пресвятая Богородица. И на месте Ее явления, среди бескрайних донецких степей, забил целебный источник… А народ здесь жил замечательный! Не даром еще на заре прошлого столетия на месте двух скромных деревянных сельских храмов, Свято-Николаевского и Свято-Васильевского, в Никольском были воздвигнуты два роскошных каменных. Красота их поражала, а стоимость по тем временам была немыслимой. После октябрьского переворота Свято-Николаевский храм разрушили, Свято-Васильевский закрыли. Но благочестивый народ еще долго служил запретные молебны на источнике Богородицы… Именно тогда в Никольском зародилось предание: когда в полуразрушенный Свято-Васильевский храм приедет служить монах, в Никольском откроются две обители… Иеромонах Савватий (будущий схиархимандрит Зосима) приехал сюда в 1986м году. В полуразрушенный храм без иконостаса и в обгоревший сарай вместо священнического домика. Батюшку привезли в День памяти святителя Иоанна Златоустог о — тоже некогда гонимого за веру. Первую службу в Никольском отец Зосима служил на Введение во храм Пресвятой Богородицы. По храму гулял ветер, а во время Литургии у прихожан ноги примерзали к полу… Но уже через полгода в храме появился иконостас, а возле храма, буквально на пустом месте, выстроили священнический домик, крестилку, трапезную: отец Зосима всегда благословлял кормить паломников. Он знал, что такое голод. Когда он это узнал? Может, когда с матерью-вдовой, в свое время получившей срок за “религиозную пропаганду” — посещение богослужений монахинь, духовных чад Иоанна Кронштадтского , — жил на нищенские двадцать рублей в месяц? Или тогда, когда отца Зосиму самого “гоняли” с одного нищего прихода на другой? Так хотели сломить “неугодного”, который в эпоху вытравливания любого инакомыслия и повального разрушения храмов храмы восстанавливал. И к которому, несмотря ни на какие запреты и рекомендации “сверху”, со всех сторон стекались люди. Люди, которые чувствовали: в их жизни должен быть Кто-то. Тот “Кто-то”, путь к Которому им открывал батюшка. " Спаси, Господи, люди Твоя… "

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-o...

Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь (Никольское) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь — монастырь Украинской Православной Церкви. Основан в 1998 году схиархимандритом Зосимой (Сокуром) в селе Никольское Волновахского района Донецкой области. Монастырь объединяет в себе две обители — мужской Свято-Васильевский (зарегистрирован в 2002 году) и женский Свято-Николаевский (зарегистрирован в 2001 году) монастыри. Является самым большим из вновь основанных монастырей на Украине. При обители есть гостиница. Содержание История [ править править код ] Свято-Васильевский мужской и Свято-Николаевский женский монастыри расположены в селе Никольское Волновахского района Донецкой области на месте бывшего сельского Свято-Васильевского прихода, в котором в 1912 году на средства прихожан и благодетелей вместо старой деревянной церкви был построен каменный храм, освященный в честь Святителя Василия Великого. В 1954 году храм, сильно пострадавший от безбожников, был восстановлен в нынешнем его виде с одной главой и колокольней и с тех пор больше не закрывался. Еще после октябрьского переворота в селе Никольское зародилось предание: когда в Свято-Васильевский храм приедет служить монах, здесь откроются две обители. Иеромонах Савватий (будущий схиархимандрит Зосима) приехал в Никольское в 1986 году в полуразрушенный храм без иконостаса и в обгоревший сарай вместо священнического домика. Трудами игумена Савватия храм был отреставрирован, построена крестилка с настоятельскими покоями и паломническая гостиница с трапезной. В 1990 году игумен Савватий был возведен в сан архимандрита, а в 1992 году - пострижен в схиму с именем Зосима. Со временем количество людей, желавших послужить Богу под духовным окормлением схиархимандрита Зосимы, увеличивалось. Был построен братский корпус, устроена богадельня ( Дом милосердия по уходу за немощными и престарелыми). А в 2001 году Свято-Николаевской сестринской общине села Никольское был дан статус монастыря, в 2002 году - зарегистрирован Свято-Васильевский мужской монастырь. Наместником монастыря до своей кончины (в августе 2002 г.) был схиархимандрит Зосима. В настоящее время священноархимандритом и настоятелем обители является Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион. 7 мая 2005 года Митрополит Иларион возвел наместника монастыря схиигумена Алипия (Бондаренко) в сан схиархимандрита.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенски...

Никольское. Успенский Николо-Васильевский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1998. Ссылки:   Адрес: Украина, Донецкая область, Волновахский район, село Никольское Координаты: 47.750282, 37.301523 Проезд:автобусом из Донецка с Южного автовокзала; через Угледар (автобусы с Донецкой АС Центр); из Угледара – можно пройтись пешком по степи 8 км на юго-восток (дорогу у местных уточните) или доехать на автобусе; по мариупольской трассе – до с. Новотроицкое, оттуда – через Велико-Анадоль до Никольского. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Свято-Васильевский мужской монастырь расположен в селе Никольское Волновахского района Донецкой области на месте бывшего сельского Свято-Васильевского прихода, в котором в 1912 году на средства прихожан и благодетелей вместо старой деревянной церкви был построен каменный храм, освященный в честь Святителя Василия Великого. В 1954 году храм, был восстановлен в нынешнем его виде с одной главой и колокольней и с тех пор больше не закрывался. Ещё после Октябрьского переворота в селе Никольское зародилось предание: когда в Свято-Васильевский храм приедет служить монах, тут откроются две обители. Иеромонах Савватий (будущий схиархимандрит Зосима) приехал в 1986 году в полуразрушенный храм без иконостаса и в обгоревший сарай вместо священнического домика. Трудами игумена Савватия храм был отреставрирован, построена крестильня с настоятельскими покоями и паломническая с трапезной. В 1990 году игумен был возведен в сан архимандрита, а в 1992 году — пострижен в схиму с именем Зосима. Был построен братский корпус, устроена богадельня, Дом милосердия по уходу за немощными и престарелыми. А в 2001 году Свято-Николаевской сестринской общине села Никольское был дан статус монастыря, в 2002 году зарегистрирован Свято-Васильевский мужской монастырь. Наместником монастыря до своей кончины (в августе 2002 г.) был схиархимандрит Зосима. В настоящее время Священноархимандритом и настоятелем обители является Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион. 7 мая 2005 года Митрополит Иларион возвел наместника монастыря схиигумена Алипия (Бондаренко) в сан схиархимандрита.

http://sobory.ru/article/?object=05042

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010