Чудеса, чудеса, чудеса! Мы проплываем на веслах мимо Жигжинского острова, откуда начинается открытое море. Жигжин – это один из тех островов, на котором, по преданиям поморов, жило чудовище «чудь», побежденное Николаем Угодником. Это место и теперь опасное для мореплавателей, почему и поставлен тут маяк. Наконец, для путешественника, интересующегося народной жизнью, Жигжинский остров любопытен тем, что он услышит здесь рассказы о том, как с этого острова поморы спускаются на льдине в Белое море для промыслов морских зверей. Я и раньше на берегу еще слышал рассказы про эти страшные, вероятно, нигде в мире не существующие уже промыслы. Но только тут, возле Жигжинского маяка, узнал наконец все подробности этой невероятной, просто фантастической жизни. Я изучил язык поморов, напрягал все свое внимание, чтобы запомнить своеобразные выражения нашего перевозчика, и думаю, что теперь на бумаге я могу передать его замечательный рассказ с точностью. Мы проплываем Жигжинский маяк, налево остается мыс Орлов; мы вступаем в открытое море, но если хорошо приглядеться, то на горизонте уже виднеются синие тени земли на море: то вытягиваются вверх, будто высокие горы, то сплюснутся узкой полоской у воды, то вовсе оторвутся от воды и повиснут в воздухе. – Бугрит, – называет так помор явление миражей на Белом море. Странники крестятся. Чудеса! Потом мы вступаем в полосу ветра; кормщик ставит парус и приговаривает: – Славную поветерь бог дал. Преподобные Зосима и Савватий, несите нас на Святые острова… Отлив тоже подхватывает нас, и лодка мчится, качается в волнах, брызги летят, обдают нас. Странникам жутко: вот и назади начинает бугрить земля, подниматься на воздух. Крестятся, шепчут молитву. Только кормщик да черный странник равнодушны: один привык, другому все равно. Старик помор даже весел, поветерь радует его. – Ишь притихли! – смеется он. – А это не взводень, а только подсечка. Море наше бойкое. Летом еще мало ветры обижают, а вот поплавали бы вы осенью да зимой. У нас море и зимой не замерзает.

http://predanie.ru/book/221324-v-krayu-n...

– Видно, деточки, видно, летите скорее. – И так видно? – Всяко видно. Летите, летите. Как пар поднимаются со Белого моря душки покойников. Реют неслышно, как прозрачные стеклянные птицы. Умываются на подоконниках. Вытираются чистыми полотенцами. Садятся на князьки, на крыши, на трубы, на сети, на лодки, на большие изорванные сосны, на шкуры зверей, на высокие черные восьмиконечные кресты. Бай-бай. Скрип-скрип. 21 мая Радостно стучит и бьется на новом месте волшебный колобок. Так свежа, молода эта песенка: «Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел». Я в «чистой» комнате зажиточного помора. Посреди нее с потолка свешивается вырезанный из дерева, окрашенный в сизую краску голубок. Из угла смотрят на меня преподобные Зосима и Савватий, перед ними догорает лампада. А этот крест перед окнами к морю, вероятно, поставил еще благочестивый прадедушка помора. Шторм разбил его шкуну, и он спасся на обломке мачты. В память чуда и поставлен здесь крест высотой с этот двухэтажный дом. В верхнем этаже чистая комната для гостей, а внизу живут хозяева. Я слышу оттуда мерный стук. Будто от деревенского прядильного станка. И хорошо же вот так удрать от всех в какое-то новое место, полное таинственных сновидений! Хорошо так касаться человеческой жизни с призрачной, прекрасной стороны и знать, что это серьезное дело. Хорошо знать, что это не скоро кончится. Как только колобок перестанет петь свою песенку, я пойду дальше. А там еще таинственнее. Ночи будут светлеть с каждым днем, и где-то далеко отсюда, за Полярным кругом, в Лапландии, настанут настоящие солнечные ночи. Я умываюсь. Чувствую себя бесконечно здоровым. Мое занятие – этнография, изучение жизни людей. Почему бы не понимать его как изучение души человека вообще. Все эти сказки и былины говорят о какой-то неведомой общечеловеческой душе. В создании их участвовал не один только русский народ. Нет, я имею перед собою не национальную душу, а всемирную, стихийную, такую, какою она вышла из рук Творца. Мечты с самого утра. Я могу летать здесь, куда хочу, я совершенно один. Это одиночество меня нисколько не стесняет, даже освобождает. Если захочу общения, то люди всегда под рукой. Разве тут в деревне не люди? Чем проще душа, тем легче увидеть в ней начало всего. Потом, когда я поеду в Лапландию, вероятно, людей не будет, останутся птицы и звери. Как тогда? Ничего. Я выберу какого-нибудь умного зверя. Говорят, тюлени очень кроткие и умные. А потом, когда останутся только черные скалы и постоянный блеск не сходящего с неба солнца? Что тогда? Камни и свет… Нет, этого я не хочу… Мне сейчас страшно… Мне необходимо нужен хоть какой-нибудь кончик природы, похожий на человека. Как же быть тогда? Ах да, очень просто: я загляну туда, в бездну, и удеру: ла-та-та… И опять запою: Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел.

http://predanie.ru/book/221324-v-krayu-n...

Ириней раскрыл куль с провизией. Воды на острове было достаточно – ручьи, источники, те же озера, но фляжка все равно пригодится, ведь не украденным же потиром черпать воду! Репу и хлебы следует беречь на вес золота: на ягодах, мху и грибах едва ли долго продержишься, да и много ли их здесь, долго ли их найти? Утку как символ греховного забвения монашеских правил он долго и задумчиво – очень задумчиво – рассматривал с самым печальным видом, однако кончил тем, что с отвращением отбросил в сторону. За день он соорудил себе из крепких ветвей сосновой опушки небольшую хижину, застелил пол лапником и покрыл мешковиной. Хижина стояла на самом берегу, на максимально близком от линии прилива расстоянии, но была защищена от пронизывающего ветра скалистым навесом. Ириней понимал: если карбас и появится однажды на горизонте, что в целом было сомнительно, то произойдет это именно здесь, поэтому необходимо было сделать открывающийся обзор максимально широким. Преподобные Зосима и Савватий соловецкие Перед тем как заснуть, он долго и искренне молился, призывая на помощь преподобного Зосиму, Савватия, прося прощение у игумена и прочей братии. Он проснулся, услышав чье-то пение: «Се, жених грядет в полунощи…» Звуки голоса одинокого молитвенника мирно накладывались на шепот прибоя и прибрежные шорохи. Ириней невольно заслушался гармонической симфонией человека и природы и даже начал подпевать таинственному незнакомцу: ему всегда нравились слова этого тропаря в исполнении братского хора, и часто в монастыре он с детским восхищением вслушивался в проникновенные переливы этой мелодии. Но первая дымка сна рассеялась, и Ириней сначала с испугом, а после с надеждой осознал, что он на острове не один. Неужели спасен? Эта мысль была так неожиданна, что инок от радости, охватившей его, захлопал в ладоши и рассмеялся самым добрым смехом. Уже через секунду он выбрался наружу: у небольшого мыса стоял кто-то в ветхих монашеских ризах. Ириней не видел лица незнакомца, но понял, что тот пристально вглядывался в морскую даль, быть может ожидая его приближения.

http://pravoslavie.ru/112575.html

Апостольское чтение, которое полагается читать за Божественной литургией в 9-ю Неделю по Пятидесятнице, — это отрывок из Первого послания к Коринфянам — исполнено особой духовной силы. Это Божественное откровение о том, что значит человеческая природа. «Не знаете ли вы, — говорит апостол, — что ваши тела — это храм Божий, и Дух Божий пребывает в них? И если кто растлит этот Божий храм, того растлит Бог» (см. 1 Кор. 3:16-17). Эти слова свидетельствуют о высоком предназначении человека, в том числе о высоком предназначении человеческого тела. Оно, по слову апостола, является вместилищем Божества, храмом Божиим. Как мы благоговеем пред рукотворными храмами, как мы благоговеем пред этим воссозданным храмом, так каждый должен благоговеть пред своим телом, которое по замыслу Божию есть храм живущего в нем Духа Святого. А что же такое растлить Божий храм? Это значит разрушить человеческую природу. Это значит направить человеческую жизнь по пути, который не соответствует Божиему замыслу. Это значит противоборствовать Богу, стать противниками Бога, а противник — это и есть сатана, диавол. Потому диавол и внушает нам различные мысли, воздействует на наше сознание, на нашу волю, на наши чувства, чтобы извратить и разум, и волю, и чувства, и растлить тело наше. Поэтому самая большая борьба, которую ведет человек, — это борьба с самим собой, это борьба за то, чтобы оставаться Божиим храмом, чтобы в каждом из нас присутствовал Божественный дух. И эта борьба не против плоти и крови, как говорит тот же апостол Павел, а против мироправителей тьмы века сего, духов злобы поднебесных (см. Еф 6:12). Очень часто растление человеческой природы происходит через влияние окружающего мира, особенно тех, кто способен оказывать реальное воздействие на сознание людей. Раньше это были родители, учителя, авторитеты мысли, авторитеты духа, как, например, святые Зосима, Савватий и Герман, и их влияние было очень сильным. Ну, а сегодня воздействие на человека оказывают не только родители и учителя, но и разного рода авторитеты, которые привносят идеи, способные разрушить Божий храм — человеческую природу. И если в старые времена круг влияния на человека был очень ограничен, то сегодня каждый, кто публикует свои мысли и слова в Интернете, становится в ряду тех, кто может оказать страшное, разрушительное воздействие на человеческую природу. Мы знаем, что тысячи и миллионы сегодня влияют на наше сознание, на наш разум, на наши чувства. И, как я уже сказал, особую ответственность несут те, кто имеет авторитет в обществе, кто связывает влияние на людей со своим творчеством или со своими взглядами на жизнь, кто оказывает огромное влияние на состояние человека. И как много сегодня тех, кто использует свой талант, свой ум, свои знания, свое влияние, свою популярность для того, чтобы растлевать Божий храм!

http://pravmir.ru/patriarh-kazhdyiy-kto-...

А у нас бравурность во всем, особенно где нужна тишина, созерцание, внутреннее понимание. Вот Он – Бог. Вот Он явлен миру. Другое название этого праздника – Яблочный спас. Поспевают яблоки, наступает кульминация лета. Пасха – начало всего, начало цветения, начало рая. А этот день – плоды рая. Мне пришлось некоторое время служить в Малороссии. Эти праздники там отличаются от наших. Там все так радостно. Приносят фрукты, мед, травы лекарственные. Сейчас и трав этих уже никто не знает. Это неделя Соловецкая – перенесение мощей, новомученики. Но празднование будет завуалировано другими событиями, слова будут звучать другие. Мы должны знать, что сегодня Зосима и Савватий, а не какой курс рубля или евро. Я иду по центру своего города и вынужден читать какие-то надписи на иностранном языке. Были же нормальные надписи, и нормальные люди, которые тебе скажут, что брать, что нет. А сейчас пластмассовые лица, которые не понимают русского. Много этих торговцев с корзинками. Раньше наши торговцы регулярно сдавали кровь на анализ, а теперь? Я боюсь лично к ним притрагиваться. Бывал в Сирии, так там вышел из гостиницы – пришей руки к карманам, потому что прицепится неизвестно что. И мы не должны забывать, что есть у нас и третий Спас – хлебный или ореховый. В этот день пекли хлеб из пшеницы и ржи нового урожая, в баню ходили, парились ореховыми ветками, листьями. Об этом кто-то помнит? Уклад потерян. Чтобы поставить точку в нашем сегодняшнем разговоре, прошу Нину Васильевну прочитать её замечательное стихотворение. Н. Карташева: Облака надо мной парусили, Ветер гимны священные пел, Сквозь века я прошла по России, Заглянув за последний предел. И воздев к Богородице руки За страдальцев, чьим духом дышу, Неужели все русские муки Были зря? – я Её вопрошу. Богородица очи открыла: «Вы у Бога остались одни, Только русская вера и сила Победит Окаянные дни. Божий меч на приспешников ада В руки дан православным святым, Вам на помощь, любимые чада, Вещий Авель, отец Серафим. И святых древнерусских дружины, И последних страдальцев полки, Только будьте дружны и едины! Вы – последние ученики». Утешает нас Мать Пресвятая, А поганые пленом грозят. Снилось мне? Показалось? Не знаю... Облака надо мной парусят. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2023/08/17/cerkov-i-s...

d) Если коты проводят зиму не на земле, а просто в море как птицы, то и в таком случае они должны проводить ее на неизвестных местах и весьма неглубоких; иначе они не могут достать себе пищи. Судя же но котовым секачам, которые весною проходят чрезвычайно жирны, места те должны быть изобильны годною для них пищей; и притом не может быть, чтоб коты, будучи так бессильны в сравнении с хищными морскими животными, не имели какого-нибудь места для убежища, в случае нападения на них касаток и других животных. Не спят ли коты зимою на дне моря, подобно некоторым животным? Совсем отвергнуть этого невозможно; потому что ежели котовый секач может пробыть без сна и совершенно без всякой нищи целых три месяца, то кто скажет, что он не может проспать в море три, четыре месяца? Но надобно вспомнить, что животные, которые спят зимой, никогда не бывают жирны весною, а коты напротив того жирнее весною, чем летом и осенью. В отношении спячки нельзя сравнивать котов с нерпами, которые обыкновенно спят в воде (если только спят); во-первых: на неглубоких местах; и, во-вторых, недолго и только, может быть, сколько нужно для подкрепления сил, а совсем не так, как медведи и другие животные. Притом, если они имеют способность спать в море: то, зачем им уходить в южное море, чтобы спать? И для этого надобно натуре их быть совершенно отличной от всех животных, ибо они родятся на земле и не видят воды почти два месяца и, ходя в воде, не могут пробыть в ней более четверти часа, то как же вдруг пробыть им в воде четыре месяца. До тех пор, пока не будет доказано, что коты имеют способность спать в море как сурки и в тоже время жиреть, можно и надобно полагать, что они проводят зиму на островах, или, по крайней мере, на небольших каменьях. Итак, все доказательства противного мнения совсем не неопровержимы, особенно при доказательствах о существовании земли. Доказательства существования острова или каменьев суть следующие: а) В 1789 году судно Зосима и Савватий, заблудившись, зашло к югу слишком далеко, и на возвратном пути в Кадьяк оно видело остров, который г. Берх полагает в широте 44°, а в долготе от 160° до 165°.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Но... кто беспристрастно со свидетельством истории в руках будет рассуждать об этом, тот скажет об этом совершенно другое. Обращаясь к прошедшему, мы видим, что монахи были величайшими благодетелями человечества. Если так называемые темные века человеческой истории не потеряли вполне просвещение, то этим они обязаны единственно монахам, которые скрывали его в монастырях. Они спасли, как всякий это знает, мало-мальски знакомый с историей, – науки, литературу, искусства, древность; они наполнили целые библиотеки сочиненными ими или списанными книгами; они положили основание чуть не всех древних школ и сами занимались непрерывным в них обучением. Но мало того, что они спасли науки. Они сохранили благочестие, веру, добродетель, сдержав напоры язычества и самих язычников обратив в усердных христиан. С этой нравственной цивилизацией, они соединяли и материальную. Невозделанные и пустынные области большей части Западной Европы и России обращены ими в плодородные и населенные местности. Лучшие местности как в Европе, так и у нас принадлежат или принадлежали по крайней мере первоначально монахам. Во время феодальной европейской неурядицы, а у нас княжеской усобицы, монастыри были единственными местами, куда не заходил властолюбивый произвол мелких властителей, и монахи нередко были единственной как бы преградой ежедневному кровопролитию и взаимному опустошению. Глубоко справедливы в этом отношении слова Соловьева: «На встречу богатырю, гордому своей вещественной силой, безнаказанно дающему волю страстям своим, выходил другой богатырь, ополченный нравственной силой, величием нравственного подвига, славой торжества духа над плотью, –выходил монах, – и, в борьбе этих двух богатырей, юное русское общество было на стороне второго, ибо хорошо понимало, что его подвиг выше, труднее, и этим сочувствием, заставляло первого богатыря признавать себя побежденным, снимать свой железный панцирь и просить другого более почетного – мантии монашеской». Нужно ли знающим только одну русскую церковную или гражданскую историю приводить имена прославленных церковью и потомством святых иноков, кои, как например, Сергий Радонежский, Зосима и Савватий Соловецкие, Нил Сорский и друг, прокладывали путь нашей общественности в глухих, отдаленных окраинах нашего северо-востока? Нужно ли говорить, кто насадил и утвердил христианство в этих странах? Необходимо ли повторять, кто был у нас единственным светочем не только в области духовного, но и светского образования? ...

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Вторая, немного спустя, повторила этот же маневр, и так до конца, не нарушая очереди и порядка… XXII. Доки и лесопильный завод Пароход “Веру” ставили в доки, для перемены винта. Соловецкие доки — уже не грубое сооружение, не работа громадной физической силы, а основанное на научных выводах и, при всей огромности своей, — изящное создание человеческого гения. Монахи с гордостью указывают на него, и невольно чувствуешь, что в этом случае гордость их вполне законна. — Наши, из крестьян, строили! — объясняют они вам. — А кто наблюдал за постройкой? — Тоже монашек из мужичков! — И техников не было? — Зачем нам техники: у нас Зосима и Савватий есть. Чего не поймем, они наставят! Не описываю самого устройства доков; скажу только, что и за границей я не встречал сооружения более прочного и красивого. Бока его обшиты гранитом, все до последней мелочи изящно, несокрушимо и удобно. Края доков состоять из 8000 балясин в два ряда, промежутки между которыми завалены каменьями и засыпаны землею. Под гранитною обшивкой ничего подобного, разумеется, не видно. В док проведены каналы из Святого озера и из резервуара мельницы св. Филиппа. Когда откроют шлюзы, вода стремится по этим двум путям с ужасающей быстротою. До входа в бассейн дока две эти водные массы встречаются в небольшом углублении: тут они кружатся и пенятся с такой быстротой и шумом, что у зрителей захватывает дыхание. Говорят, что от брошенного сюда бревна остаются только щепки. Потом весь этот водоворот стремится в шлюзы и с громом наполняет бассейн доков. Когда вода поднимется до определенной высоты, ранее введенный в постоянный бассейн пароход ставится в брусья, и потом вода спускается. — Ведь этак Святое озеро может иссякнуть! — Нет. Святое озеро соединяется с другими. У нас все озера связаны между собою каналами и подземными протоками. Иначе как объяснить, что в маленьких озерках пропасть щук завелось? Через Святое озеро и резервуар св. Филиппа в доки идет вода восьмидесяти озер… Мы еще как приспособили: канал, который проводит воду в шлюзы, движет также и машину лесопильного завода! — Как строился док? — Днем и ночью строили беспрерывно.

http://azbyka.ru/fiction/solovki/

Общий голос о неверии, кощунстве и богохульстве так называемых образованных людей (особенно я слышал это от госпожи Опаровской в Нижней Широкой улице). Как это прискорбно, больно! Чего ожидать нам за это от Бога? Сегодня я легкомысленно, злорадно и глупо смеялся, когда дьячок Зрелов упал с дрожек и ушибся, а надо было бы соболезновать. 19 . Среда. Благодарю Господа за чудо благопослушества, милосердия и силы Его, ибо вскоре спас Он меня всесильною державою Своею в квартире приказчика Русанова Романа Федорова, когда я прежде крещения младенца сердечно воззвал к Нему втайне о избавлении меня от давившей меня скорби и тесноты, постигшей за грубость и суровость мою в обращении с нищей девушкой, и даровал мне мир и свободу и дерзновенное, спокойное совершение Таинства Крещения. Искусительная мысль о награде земной и возможность неполучения ее. Ответ: ищи награды вечной в Боге и не прельщайся земною, преходящею, суетною, ложною. Из-за наград земных мы небрежем об истинной добродетели, не стремимся к почести горнего звания, как стремились все святые (преподобные Антоний и Феодосий Печерские , Сергий Радонежский, Зосима и Савватий Соловецкие и прочие). У Могилева купца умерла свояченица, старая вдова Феодосия, полная, высокая, умерла внезапно. От чего? От того, думаю, что после поста она неосторожно отяготила себя скоромною пищею, очень питательною, между тем всё дома сидела, не имела движения. Вспомнил я слова Господа: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими [ Лк.21:34 ]. Покушал и я сегодня излишнее вскоре после домашнего обеда (о, алчность!) у купца Коршунова после молебна и обручения дочери его и, когда лег спать, не мог уснуть от отягощения себя пищею. Встал и давай делать сильные движения по комнате. О, ненасытность! О, алчность! Согрешил и еще пред Господом после тьмократного покаяния, неглубокого, неискреннего, ложного! Благодарю Господа за смелое, бойкое, непреткновенное служение молебнов и совершение крестин в нынешний день.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

168 (неизвестный говорит, что благодаря многогласному пению службы совершаются в церквах Божиих образом неистового пьянства. – Позднейшие греческие церковные власти многогласно совершали церковные службы находясь в дороге (см. статью Арсения Суханова . О чинах греческих вкратце) должно думать, что это дорожное многогласие мы и заимствовали от греков к всегдашнему употреблению. Но и дорожное греческое многогласие не представляло того безобразия, какое представляло наше многогласие, всегдашнее у греков не пели или не читали разом громко в несколько голосов, хор один пел или читал громко, а другие несколькие читали тайно). 158 Предшественник Стефана в качестве благовещенского протопопа и царского духовника Никита Кавадеев упоминается в мае 1644 г. (как один из участников в прениях с пастором королевича Вольдемара); Стефана находим благовещенским протопопом и духовником царским в сентябре 1645 г., – Вивлиоф. VII, 242, когда в промежуточное время он стал благовещенским протопопом и духовником царским, остается неизвестным. Если Алексей Михайлович не наследовал его от отца († 12 июля 1645 г.), а сам выбрал: то необходимо будет думать, что остановил на нем свой выбор вследствие его выдающихся качеств. Биографических сведений о Стефане мы никаких не имеем. Архим. Леонид в Описании рукописей библиотеки Московской Духовной Академии, на основании источника, которого не указывает, делает предложение, что он был новгородец, вып. II, 18 (178), стр. 208. То обстоятельство, что он основал пустыню в честь Зосимы и Савватия соловецких (Марчуковскую близ Москвы) и что в монашестве сам принял имя Савватия, делает вероятным предположение, что он был откуда-то с севера, на котором особенно чтились Зосима и Савватий соловецкие. 159 Речи о Стефане Вонифатьевиче, делающие достаточное о нем понятие можно читать в указанном сочинении г. Каптерева (гл. VI). 160 См. челобитную патр. Иосифа государю на Стефана Вонифатьевича в приложениях к указанному сочинению г. Каптерева. Что причиной жалобы и брани Стефана, о чем прямо не говорится в челобитной, были именно отстаивание патриархом многогласия, см.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010