Вахитовский район. Кремль. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Кремль. Не действует.   Год постройки:приблизительно не ранее 1555. Архитектор:Постник Яковлев, И.Ширяй Ссылки:   Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, Кремль. Координаты: 55.796713, 49.108008 Проезд:По улице Кремлевской до ворот Спасской башни, на метро - до станции " Кремлевская " . Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Казанский Кремль прошел в своем многовековом развитии целый ряд исторических этапов, всегда оставаясь центром притяжения окружающего края. Благоприятные природно-географические условия данной местности издавна привлекали внимание первобытных обитателей края. Кремлевский холм в свое время был с трех сторон окружен водой. С востока он был обрамлен цепью озер, впадающих в реку Казанку, омывающую холм с севера. Полоса топких болотистых лугов, расположенных на противоположном берегу Казанки, за которыми тянулись дремучие леса, служила дополнительной преградой против нашествия врагов с северо-запада. С запада и юго-запада крепость защищал илистый Булак. Процесс заселения Кремлевского холма шел с глубокой древности. Наиболее ранние находки, обнаруженные в Кремле, относятся к эпохе мезолита. Такие находки как керамика, обломки сверленного боевого топора и др. свидетельствуют об освоении этой местности и в эпоху бронзы. Появление в VIII на Средней Волге болгарских племен неразрывно связано с дальнейшим развитием истории данного региона. В IX-X вв. в районе вдоль русла р.Казанки идет процесс формирования оседлых поселений, в том числе и древней Казани. История Казани начинается с древнейших укреплений булгарского поселения, сооруженных на рубеже X-XI вв. и распологавшихся на северной оконечности Кремлевского холма. В домонгольский период, с XI по первую половину XIII века, Казань развивалась как военно-торговое поселение. Уже в XII веке Казанский Кремль становится каменным форпостом на северной границе Волжской Булгарии. Со второй половины XIII века до первой половины XV века Кремль превращается в центр Казанского княжества в составе Золотой Орды.

http://sobory.ru/article/?object=17090

Гавриил Державин Державин Гавриил Романович (1743–1816) – поэт, государственный деятель. В 1762 году «недоросль от рода Багримы-мурзы, выехавшего из Золотой Орды при царе Иване Васильевиче», Гавриил Державин был принят солдатом в Преображенский полк. «В сей академии нужд и терпения я образовал себя», – скажет он о своей более чем десятилетней военной службе, начавшейся с дворцового переворота и восшествия на престол Екатерины Великой. В своих «Записках» он напишет о себе в третьем лице: «Государыня тогда часто присутствовала в Сенате, который был помещен в Кремлевском дворце; проходя в оный, всегда жаловала чиновных к руке, которого счастия, будучи рядовым, и Державин иногда удостаивался, нимало не помышляя, что будет со временем ее статс-секретарь и сенатор». Не мог себе представить преображенец Державин, что именно ему суждено будет восславить в одах все победы русского оружия – от суворовских до кутузовских, создать марш «Гром победы, раздавайся!», который станет таким же легендарным, как марш Преображенского полка. Державину принадлежат не только наиболее значительные эпические произведения. Он автор трех самых популярных зачашных песен того времени. Одна из них, «Кружка», продолжала звучать в застольях преображенцев вплоть до роспуска полка в феврале 1917 года. В репертуар военных хоров неизменно входила державинская здравица в честь Румянцева и Кутузова, а под «Солдатским дифирамбом» стоит знаменательная дата 10 мая 1814 года – день капитуляции Парижа. Державинская «Цыганская пляска», созданная в 1805 году, стоит у истоков такого популярнейшего весь XIX век музыкально-поэтического жанра, как цыганский романс. Но рядом с «поэтом Фелицы», поэтом-государственником и поэтом-лириком Гавриилом Державиным, стоит Державин – духовный поэт, Державин – автор оды «Бог», ставшей своего рода поэтическим богословием. «Ода эта, – отмечает современный исследователь Михаил Дунаев , – станет во всей русской литературе явлением исключительным, и не потому, что никто не дерзал посягнуть на подобную тему – как раз дерзали, особенно в XVIII столетии, многие. И не только в России, но и в Европе. Но у одного лишь Державина поэтическая мощь и совершенство поэзии так полно и безусловно соответствуют избранной теме». Ода «Бог» была впервые опубликована в 1784 году, но ей предшествовали и за ней последовали молитвы, первая из которых «Кто может, Господи, Твои уставы знать?..» датирована 1775 годом, а последняя, «Покаяние», – 1813 годом. 27 сентября – 2 октября 1807 года он напишет четыре исповедальных молитвы «Сетование», «Проповедь», «Благодарность», «Умиление» – одни из самых проникновенных во всей русской поэзии. А предсмертное «Покаяние» закончит строками:

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Закрыть itemscope itemtype="" > Времена красноармейца Сухова возвращаются? Россия, стремящаяся восстановить статус великой державы, не может уйти из Средней (Центральной) Азии 27.03.2011 657 Время на чтение 11 минут Часто бываю в России и убеждаюсь, что россияне имеют весьма схематичное представление о странах нашего региона. Дыни, сухофрукты и гастарбайтеры - вот нехитрая схема, в которую обычно укладываются представления о Центральной Азии не только рядовых россиян, но зачастую и политиков, и чиновников. Таинственная Средняя Азия всегда манила русского человека. Отсюда везли на Русь аргамаков, ковры, шелка и разные диковинки из Китая, Индии, Персии. Арабы тоже водили караваны на Русь через Среднюю Азию, так как путь с восточной стороны Каспия был безопаснее. Есть записи VIII в. арабских и среднеазиатских купцов о торговле с Русью. Издавна проложили дорогу на базары Самарканда и Бухары и русские купцы. А во времена Золотой Орды, когда Русь и Средняя Азия входили в состав монгольской империи и передвигаться караванам стало достаточно безопасно, русские были привычными на базарах в качестве купцов и в качестве невольничьего товара. Надо сказать, что тогда, несмотря на экзотичность, это фактически были путешествия по «родным просторам». К XIX веку история совершила еще один виток, и мы снова оказались жителями одной страны. Так что пришлыми в здешних краях нас назвать нельзя. Однако сегодня русский человек оказался здесь, мягко говоря, в странной ситуации... Своеобразной, но всем понятной иллюстрацией нашей жизни, на мой взгляд, может служить история красноармейца товарища Сухова из культового советского фильма «Белое солнце пустыни». Знали бы авторы, какими они окажутся провидцами, снимая много лет тому назад свое кино. По сути, с поправкой на постсоветские времена, это аллегория сегодняшнего дня. И одинокий солдат, бредущий через пустыню домой в Россию, и гарем, и кондово азиатские старцы - все это про нашу нынешнюю жизнь. После развала Союза страны региона одномоментно вернулись в архаичный социальный формат. Оказалось, классический большевистский канон о переходе из феодализма прямиком в коммунизм только залакировал сущность титульных народов. И где только все это таилось? Преподаватели кафедр марксизма-ленинизма, даже не переучиваясь, стали имамами и муфтиями. Коммунисты-интернационалисты молниеносно превратились в ярых националистов, с пеной у рта осуждающих «проклятых колонизаторов». Бывшие партийные вожди стали президентами и «отцами народов». С завидной регулярностью местные парламенты рассматривают вопрос легализации многоженства, которое де-факто уже вернулось, что и не скрывается. Парткомы канули в Лету, и незадавшийся киргизский вождь Курманбек Бакиев, покидая Киргизию, захватил на память о Родине токалку (младшую жену), старую с собой не взял. Существуют ли гаремы, как был у Абдуллы, вопрос не принципа, а денег.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Каков он, русский путь? 20.05.2009 495 Время на чтение 25 минут Эта беседа с Владимиром Леонидовичем Махначом состоялась на Радио " Радонеж " год назад. Известный общественный деятель, историк и публицист, он был лично знаком с Львом Николаевичем Гумилевым и являлся одним из его учеников. Его блистательные курсы лекций по истории отечественной культуры пользовались громадной популярность. Он читал их в Высшей школе экономики, Литературном институте, Московском архитектурном институте, в гуманитарных классах средних школ. Глубокое знание истории и культуры, яркий дар слова давно сделали признанными и популярными работы Владимира Леонидовича. Максим Емельянов-Лукьянчиков: - Эх, Русь, птица-тройка...куда летишь ты? Многие наши соотечественники и сейчас, и в прошлом задавали себе этот вопрос. И кто-то должен, в конце концов, на него ответить? Владимир Леонидович, я недавно прочитал Вашу статью под названием " Что такое Россия? " . Мне хотелось бы начать беседу с этого вопроса. Владимир Леонидович Махнач: - Россия - это единственная христианская держава в современном мире. Становление ее произошло после того, как мы в 1480 году избавились от опеки Золотой орды. Византийские греки готовили нас к тому, чтобы мы стали Третьим Римом. Но когда мы им стали, их-то уже не было! Константинополь пал в 1453. И с той поры до страшной трагедии - революции - мы несли это звание, это бремя. Мы помогали слабейшим. Сначала потому, что сами были слабы. Потом помогали силой. Так было со многими восточно-христианскими народами. В то же время Запад становился все менее христианским, и оттуда помощи можно было не ждать. А, кроме России, православных государств больше и не было. Грузины, отдадим им должное, единственные сохраняли хоть какую-то тень государственности. Все же остальные - предки украинцев и белорусов, тогда еще не знавших, что они украинцы и белорусы, балканские славяне, болгары, сербы и молдаване - не имели даже этой тени. Грузины сохранили, но еле-еле выжили, пока, наконец, мы их не приняли в состав России. А так была она одна. Поэтому она и Третий Рим. Она и нужна-то Господу Богу как Третий Рим. А если мы окончательно перестанем быть Третьим Римом, то и Богу станем не нужны.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Коренные сибиряки почитали Ермака святым Отклик на статью «Ермолов и Ермак сами не отобьются: вслед за памятниками снесут Россию» 13.11.2020 1078 Время на чтение 3 минуты «Дураков не сеют не жнут - они сами родятся» (пословица) Алексей Топоров «Ермолов и Ермак сами не отобьются: вслед за памятниками снесут Россию» Уж сибирским-то татарам «возбухать» против Ермака - истории не знать. Первый поход на Югорскую землю был в 1465 г. под водительством Василия Скрябы и Василия Ермолича (которого, бывает, путают с Ермаком), с этого времени Сибирские земли вошли в состав России, второй поход 1483 под командой Фёдора Курбского и Ивана Салтык-Травина, для защиты «сибирских людишек» от притеснения, чинимого ханами - обломками Золотой Орды. Затем Западная Сибирь была захвачена бухарцами т.е. узбеками с Кучумом, который убил подданного Московского царя хана Едигера и установил жесточайшую диктатуру, поэтому приход Ермака воспринимался местным населением как восстановление справедливости и освобождение от иноплеменных. Среди местных ходил слух (достаточно основательный и до сих пор не опровергнутый), что Ермак - родственник Едигера, имевший «обычное» по обычаю право мстить Кучума (поэтому они не встречались и никакого разговора о замирении с Кучумом не шло). После смерти Ермака Сибирь (так при Ермаке называлась всего одна крепость – Искер) Западную Сибирь покоряли служилые казаки и стрельцы (из Арьских людей - татары из Арска) и служилые татары. Оголтелый национализм - всегда глупость. Как бы «мусульмане», сибирские татары выкатывают телегу против Креста, а среди казанских татар 250 тыс. кряшенов, т.е. Православных татар, которые подвергаются сегодня исламскому давлению. Они считают себя потомками автохтонного домонгольского населения и в паспортах в графе национальность (в татарских паспортах графа сохранена) пишут «булгары». Часть татарских ученых вообще считают Ермака татарином, что имеет основание, в частности, что он был похоронен на мусульманском татарском кладбище Бегичевском городище, и среди местного населения считался святым, чего не говорилось о других атаманах, пришедших с Ермаком. Кстати, он был равным среди равных, а «главных» в том походе не было - решал Круг.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/13/ko...

Закрыть itemscope itemtype="" > Кстати, о " птичках " ... Татарские националисты вновь пытаются " приватизировать " государственный герб России 16.03.2006 431 Время на чтение 8 минут Подолгу находясь по служебной надобности в Казани в период расцвета так называемого " суверенитета " , я становилась невольной свидетельницей того, как тамошние татарские националисты лихорадочно пытались " приватизировать " самых известных исторических деятелей России и её государственные символы. Действуя по принципу " поскреби русского - найдёшь татарина " , они методично " изучали " родословные русских учёных, писателей и полководцев (в прямом смысле склоняя их фамилии и извлекая из таковых " татарские корни " ), " препарировали " Шапку Мономаха, двуглавого орла и даже Собор Василия Блаженного в Москве, с дилетантской непосредственностью удивляя " дремучих " обывателей очередными сенсационными " открытиями " . И " наскребли " , надо сказать, действительно немало. Хотя, собственно говоря, никто ведь никогда в России особенно и не спорил с тем, что " русский с татарином - братья навек " . Смущало другое, а именно - непреодолимое желание татарских националистов, развенчав " старшего брата " , сделать его " младшим " . Благодаря их стараниям, поддержанным официальными татарскими историками, многие представители молодого поколения в Татарстане сегодня искренне убеждены в том, что практически все известные русские писатели, учёные и полководцы - это " коренные " татары, что Шапка Мономаха - это умело украшенная драгоценностями татарская тюбетейка, что Собор Василия Блаженного - христианизированная копия разрушенной Иваном IV Грозным казанской мечети Кул Шариф, что первым знамя Победы над поверженным Рейхстагом в 1945 году установил именно татарин, что двуглавый орёл " прилетел " в Москву не из Византии, а из Золотой Орды, да и собственно сама российская государственность была также " учреждена " татарами. " Доказав " себе, таким образом, что " человек произошёл от татарина " , а " всё русское - суть ворованное татарское " , местные националисты к началу 2000-х годов несколько успокоились, видимо, взявшись за ответственную работу по сбору доказательств татарского происхождения Адама и Евы. Но, как оказалось, чувство неудовлетворённости по поводу проделанной работы у них всё же осталось.

http://ruskline.ru/analitika/2006/03/16/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Об опасности неосуфизма в России В Казани прошла конференция «Суфизм на постсоветском пространстве: современное положение и историческая преемственность» 26.05.2021 1407 Время на чтение 8 минут 23 мая в Казани состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция с международным участием « Суфизм на постсоветском пространстве: современное положение и историческая преемственность», организатором которой выступила Межрегиональная общественная организация социально-гуманитарных научных исследований «Историческое сознание». Мероприятие было приурочено к 5-летию ее создания и прошло в очной и дистанционной форме. Открывая работу конференции, руководитель Казанского (Приволжского) филиала организации, главный редактор научного журнала «Мусульманский мир» Раис Сулейманов поприветствовал участников научного мероприятия от имени председателя МОО «Историческое сознание» Дениса Ахременко. МОО «Историческое сознание» была создана в 2016 году как объединение историков из разных городов России с целью объективного освещения истории России и места нашей страны в мировой истории, издания актуальных исторических трудов, исследований по иным общественным и гуманитарным наукам. В 2019 году были созданы филиалы в Санкт-Петербурге, Воронеже, Пскове и в Казани. В марте 2021 года был открыт филиал в Крыму. Одним из направлений в научной деятельности МОО «Историческое сознание» является изучение истории и современного состояния религиозной жизни населения разных регионов России. Поэтому прошедшая конференция по суфизму можно считать своего рода приложением этого научного направления. Я выступил с докладом « Суфийские братства в Татарстане в постсоветский период: распространение, функционирование, отношение государства и общества к ним». На мой взгляд, суфизм является частью религиозной традиции татар Поволжья, имеющей многовековую историю. В период существования Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства в среде предков современных татар доминирующую позицию занимал тарикат (путь) Ясавия (назван по имени его основателя Ахмеда Ясави (1093-1166), получивший распространение в XII - XVI вв.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/26/ob...

Закрыть itemscope itemtype="" > Татарская аллергия на русскую историю Интернет-сайт " Tatarlar.ru " продолжает " выводить на чистую воду " Куликовскую битву 23.09.2005 439 Время на чтение 3 минуты Сколько за последнее время татарскими " этно-историками " и политиками было " сломано копий " вокруг Куликовской битвы - не счесть! Вроде бы, пора уж и успокоиться. Ан, нет! Как кость в горле застряла у " наследников Золотой Орды " эта " проклятая " тема: и проглотить страшно, и выплюнуть не получается. Вот и повторяют они с упорством муэдзина одни и те же заученные фразы по несколько раз для своих же " местечковых " газет, телеканалов и интернет-сайтов. Не успели смолкнуть молитвы, возносимые на поле Куликовом русскими людьми в память о православном воинстве Святого Благоверного князя Дмитрия Донского, как небезызвестный сайт " Tatarlar.ru " выдал очередную порцию глуповатых " рассуждений " татарских " исследователей " по поводу " истинного значения " этой битвы. Заголовки некоторых из на сообщений говорят сами за себя: " Казанский филолог Хатип Миннегулов: " Русские не боролись с татарами в Куликовской битве " и " Рафик Мухаметшин: " Куликовская битва не является событием, кардинальные изменения в будущее российского государства " . Первое из этих " открытий " сделал казанский филолог Хатип Миннегулов, раскрывающий в настоящее время в Ярославле перед из пятидесяти пяти российских вузов премудрости татарского национального образования. " Русские не боролись с татарами в Куликовской битве, - поведал он журналистам из " Tatarlar.ru " . - Вместе, плечом к плечу, они сражались с ханом Мамаем. Татары издавна живут рядом с русскими, поэтому языковые проблемы не помешали двум народам одержать победу над Мамаем " . Безусловно, призыв заведующего кафедрой татарской литературы Казанского государственного университета не " представлять эту борьбу как борьбу русских с татарами " , что, по его мнению, оскорбляет последних, заслуживает всяческой похвалы. Вот только как тогда быть с русскими? Против кого же они тогда неразумные " плечо к плечу " с татарами воевали " за нашу и вашу свободу " ?

http://ruskline.ru/analitika/2005/09/23/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Татарские националисты придумали себе " аналог " Куликовской битвы Интернет-сайт " Tatarlar.ru " предлагает отпраздновать " 500-летие Великой Победы под Казанью " 17.11.2005 285 Время на чтение 6 минут Славящийся своими глупыми националистическими выдумками и цитированием аналогичного свойства высказываний интернет-сайт " Татары " ( " Tatarlar.ru " ) аккурат перед " Днём народного единства " " порадовал " своих посетителей серией откровенно русофобских и антиправославных статей на " исторические " и " богословские " темы. Всего за несколько дней он успел обогатить " татарскую общественную мысль " сразу несколькими " откровениями " , хорошо понятными уже из самих заголовком размещённых на сайте материалов. Вот лишь несколько из них: " Татарстан в 2006 году должен отпраздновать 500-летие Великой Победы под Казанью " , " Муфтий Поволжья Мукаддас Бибарсов обвиняет сотрудников ОВЦС РПЦ в антигосударственной деятельности " и " 4 ноября - " день единства " не для всех " . Автор первой из этих статей - некий Газинур Вахитов из Набережных Челнов предлагает татарам отпраздновать в следующем году 500-летие " Великой Победы под Казанью " , под коей подразумевается отражение в 1506 году казанским ханом Мухаммад-Амином (Мухаммед-Эмином), решившим избавиться от протектората Москвы и организовать антирусскую коалицию с Крымом и Литвой, наступления на столицу Казанского ханства войска под начальством князя Димитрия Углицкого. Сделать это он предлагает, как явствует из самой публикации, в пику празднования Куликовской битвы. " Русские в этом году, - рассуждает Газинур Вахитов, - отпраздновали 625-летие Куликовской битвы. Хотя некоторые сомневаются в том, имело ли место на самом деле сражение, русские имеют право праздновать свои победы. А мы, татары, со своей стороны, не должны забывать о доблести своих предков, доблестно отстаивавших свой народ и страну " . Заявляя, что в следующем году " исполняется 500-летний юбилей победы татарских воинов над русскими агрессорами под Казанью " , челнинский " наследник Золотой Орды " без обиняков заявляет, что: " Это была в чистом виде агрессия, поскольку русские войска вторглись в самое сердце Казанского ханства и даже подошли к его столице " .

http://ruskline.ru/analitika/2005/11/17/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Татары идеологически продолжают уничтожать сами себя» Почитание памяти павших, оборонявших Казань, и их религиозная героизация в качестве «шахидов» — это «выстрел себе в ногу» 02.06.2021 2149 Время на чтение 7 минут В «Духовном управлении мусульман Республики Татарстан» (ДУМ Татарстана) решили ежегодно 13-го шавваля (дата по лунному календарю) проводить день памяти павших при взятии Казани — «Хтер кне». Причём не тех павших воинов, которые штурмовали Казань, и даже не всех погибших с обеих сторон, а именно тех, кто оборонял Казань от татарско-русских войск Шах-Али и Ивана Грозного. Причина такого решения может иметь несколько скрытых уровней, первый поверхностный — попытка забрать, перехватить инициативу проведения «Хтер кне» у маргинального лагеря татарских сепаратистов-исламистов (последнее время над ними «сгустились тучи») и передать её в руки официального мусульманского духовенства, второй уровень — сохранить сепаратистский исламистский потенциал через воспитание молодых поколений под предлогом «памяти шахидов» в духе борьбы с Русской Православной Церковью, окормляющей в том числе татарский народ (часть татар традиционно исповедует православное Христианство, что было признано татарами мусульманами впервые за 7 веков после насильственной исламизации татар ханом Узбеком), и с исторической Россией — наследницей и преемницей Золотой Орды. Третий возможный уровень — сигнал коллективному Западу и Турции, мол, Казань держится изо всех сил и под носом у Москвы может себе позволить чтить память борцов за независимость от неё покоренного мусульманского государства. Как бы там ни было, но формируется своеобразная ось координат: «Независимость, разделение татар и русских, ислам». И всё это под благовидным предлогом перехвата инициативы у почти разгромленных татарских сепаратистов-исламистов и передачи её в руки официальной мусульманской структуры, проповедующей традиционный для турок и части татар матуридитский ханафитский суфийский ислам (турецкая ветвь суфийского ордена накшбандия муджадидия — халидия).

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/02/ta...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010